Гештальт анализ. Основы гештальтпсихологии. Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

Гештальт-терапия - это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый - Фриц Перлз , он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна . Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх , а элементы психодрамы ввел Якоб Морено .

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту “извлечь” из подсознания “болезненные” воспоминания, образы, мысли, чувства и “поработать” над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений - вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода - это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

Цикл действий в такой терапии

Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и “замаскированного” негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и “отпускание” обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям , движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.


Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он “препятствует” удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента - рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии - это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).

Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. “Замораживание” в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных ” зажимов”.

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом “обнажить” эмоциональные “шлаки” в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. “Горячий стул”. Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на “горячем стуле” тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в “барабанную” дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно “окрасить” фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. “Пустой стул”. В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.


Литература - Гештальт-терапия в России
Автор: Хломов Д.
Связь гештальт-подхода с визуальным восприятием совершенно очевидна. Все основные принципы гештальт-психологии были выяснены на примере организации визуального восприятия человека. (Недаром слово "гештальт" одновременно обозначает и "образ", в первую очередь визуальный образ). По психотерапевтическому смыслу точно так же восприятие зрительных образов - это система более архаическая, и она относится к различению себя и не себя, т.е. некоему первичному выходу человека из пренатального слияния. В общем, за счет дистантного, зрительного восприятия человек может дистанцироваться от окружающих объектов, воспринимать какие-то как приближающиеся, а какие-то как удаляющиеся и т.д. В этом случае, если зрительная система нарушена, то это как-то компенсируется слуховой, но в принципе картинка мира формируется на основании зрительных восприятий. И в этом смысле зрительное восприятие - это самая ранняя система распознавания, потому что то, что касается речевой системы осознавания, которая развивается позже, - это уже следующий этап и этап во многом выученный. Если ребенка не учить говорить, то он не начнет говорить; если ребенок, например, по рождению француз, но об этом не знает, а живет в России, то говорить будет на русском языке. Это система обучаемая. Но где бы, в какой стране ни был ребенок, визуальное восприятие будет организовано одним и тем же способом. Другое дело, что потом культурное значение разных символов, разных цветов в разных культурах различно, и это действительно накладывает очень большой отпечаток на восприятие всего окружающего. Например, обилие светлого тона в комнате на группу китайцев навевало бы траурное настроение, - приблизительно так же, как для нас сидеть в помещении черного цвета. Т.е. то, что относится к разным цветовым кодам восприятия и к кодам, которые связаны с организацией образов, имеет достаточно существенное значение. В ряде культур, например, округлые формы являются нормальными, а угловатые формы связаны с определенной тревогой. И именно поэтому, например, при исторической культурной революции, связанной с готикой, шрифтами, каждый готический знак, объект является некоторым агрессивным символом, символов некоторого устрашения человека.

Информация, которая заложена в зрительном восприятии, достаточно важна и часто довольно архаична, особенно на уровне восприятия цветов, форм, характера движений и т.д.

Именно поэтому гештальтисты, начиная с самой первой их группы, достаточно часто прибегали к использованию рисунков. Недаром эта техника в своих начальных принципах была сформирована Фрицем Перлзом, который, кстати, имел минимальное образование в области рисования (на любительском уровне). Существует достаточно много пейзажей, картинок, которые он рисовал в разных местах. Книгу "Внутри и вне помойного ведра" он также иллюстрировал своими рисунками, которые были у нас опубликованы в выпуске "Гештальта-98". Лора Перлз с самого начала была психологом, которая работала в области связи между мышлением и восприятием.

Следующий человек, переходный от старшего поколения к младшему - фактически его относят иногда к первому поколению, а иногда ко второму - Иозеф Зинкер. Основное его занятие - также арттерапевтические методы и т.д. Использование техник арттерапии, рисуночных техник в гештальте - достаточно большая традиция. Поэтому то, о чем я будут дальше писать, - всего лишь небольшой кусок того, что наработано. Можно посмотреть некоторые общие вещи: в книжках Зингера и в книжках по работе с детьми - В.Оклендер и Г.Шоттенлоэр.

Образ и рисунок.

При обсуждении особенностей организации восприятия в гештальт-подходе мы обозначили эту основную форму - отношение между фоном и фигурой - и некоторые принципы проявления, возникновения фигуры на фоне. Связующим материалом для образования фигуры служат потребности человека; собственно они и поддерживают энергетически образование фигуры. И в этом смысле всякий образ - это некоторая фигура в контексте. Образ - это всегда в какой-то степени отражение потребности человека, который этот образ осуществляет. Это то, что присутствует в каждой картинке, и поэтому в каждом рисунке есть некоторая потребность, которая спроецирована вовне в форме фигуры.

Образ - это достаточно большая структура, включающая, во-первых, фигуру, во-вторых, собственно фон, в-третьих, отношение между фигурой и фоном (возможна конкуренция с какими-то другими фигурами). Получается, что образ - это нечто достаточно большое. В образе, который создает человек, присутствует и время. Например, человек рисующий цапель на болоте, предполагает, что они после этого идут или летят, или еще что-то делают. Это является частью образа. И поэтому про соотношение рисунка и образа можно сказать, что рисунок - это некоторая вырезка из образа. Рисунок всегда уже, чем образ.

Из этого вытекает один из известных технических приемов, связанный с тем, чтобы дополнить образ дальше. Человек изображает какое-то неприятное для себя событие. И дальше я могу попросить этот рисунок нарисовать на более широком листе, чтобы за счет увеличения фона несколько уменьшить эмоциональный накал, который происходит в этой части и чтобы посмотреть всю структуру фона, который находится дальше. Фон действительно достаточно сильно меняет содержание. Вырезка из образа может быть различной. Это может быть очень активное приближение: такое, что мы не видим полный образ, а видим только некоторую деталь. Т.е., скажем, в рисунке, в котором человек изображает вою агрессию, мы может обнаружить только одну лапу животного, а самого животного нет. На самом деле, если есть лапа, то есть и все животное. И даже, если человек говорит, что этот образ пришел ему во сне, и само животное он не видел, значит, остальной образ был как-то разрушен. И тогда вполне возможно, что правильным будет достроить образ, начиная от лапы или от этого маленького фрагмента до полного с тем, чтобы возможно было получить не только этот элемент агрессии ниоткуда, а как бы всего субъекта агрессии, т.е. узнать кто это такой.

Те образы, которые появляются на рисунках - это всегда образы откуда-то. В принципе тех образов, которых человек никогда не видел, он не может сделать. То, что делается, делается из какого-то готового материала. Поэтому если вы видите у человека на рисунке какой-то законченный образ, законченную фигурку, то будьте уверены, что где-то он ее видел. Если там нарисован стог сена, то вы точно можете выяснить, где, как, в какой ситуации этот стог сена был - был ли на иллюстрации, то ли на другой картинке, репродукции, то ли в реальности. Где-то человек этот стог сена видел. В этом смысле каждый из элементов, фрагментов большого рисунка -что-то, что связано с реальностью.

Существует такой жанр, как экспрессивные рисунки, где образ как таковой отсутствует. И в таком случае самым важным для человека, который это делает, является некоторое ощущение, которое он таким способом хочет передать. Экспрессионистские рисунки с закрашиваниями, вспышками, с неясными, абстрактными формами - это определенное выражение эмоциональности. Мы можем всегда найти чувство, которое за этим стоит, вычленить. Такие рисунки отличаются, поскольку они с самого начала - попытка выразить какую-то эмоцию, попытка отделиться от какого-то своего чувства, выйти из конфлюэнции с каким-то чувством. Пока я это чувство испытываю полностью, я нахожусь с ним в конфлюэнции и недееспособен. Когда я выразил его экспрессионистским способом, я как бы освобождаюсь от своего чувства и могу уже с ним что-то сделать.

Таким образом, соотношения образа и рисунка очень важны и очень интересны. Например, рисует человек какую-то сцену или какой-то прекрасный пейзаж. А вы попробуйте выяснить, с какой точки он это рисовал! Очень интересные иной раз получаются вещи. Этот кровавый пейзаж битвы человек рисовал как будто с балкона домика, с третьего этажа, куда вышел с чашкой чая. А иной раз этот прекрасный домик нарисован со свалки, т.е. сам сидит на вонючей свалке и видит перед собой прекрасный домик. Поэтому отношение контекста, т.е. точки, где находится смотрящий, - самое главное. Это некоторая собственная позиция рисующего, т.е. того, кто видит этот образ. Картина сделана таким образом, что мы всегда разделяем того человека, кто эту картину писал в тот момент и где он находился, и то, что собственно изображено. Вроде человек этот удаляется. И все это можно узнать только у самого человека, а где он сам находится?

Это важный момент. Он, например, отражен во многих канонических вещах, например, в отношении той же китайской живописи: там расписаны и зафиксированы те точки, с которых может писать художник - есть глубокая даль, высокая даль и т.д. Рисунок, который вы видите - это некоторый фрагмент образа. И поэтому первое действие с рисунком, которое вытекает из сказанного - вы можете попросить какие-то части рисунка увеличить, какие-то части уменьшить, дорисовать что-то еще и т.д. Например, в том случае, когда человек рисует одну агрессивную лапу, а целиком зверя не рисует, работа над тем, чтобы этого зверя прорисовать - это и есть по сути вполне терапевтическая работа, т.е. поддержка некоего осознания собственной агрессивности.

Следующее - то, что относится к подготовке рисунка. С какой стати клиент делает рисунок? В некоторых случаях клиент делает рисунок спонтанно - это должен быть какой-то уже очень "отвязанный" клиент, потому что большинство из вас, понятное дело, никаких рисовальных принадлежностей с окончания школы в руки не брали, кроме разве что такой же психологической оказии. Поэтому если вы хотите предложить человеку какую-либо арттерапевтическую технику, связанную с рисованием, то это всегда связано с преодолением барьера (который иногда составляет лет 25-30) с соответствующими ощущениями. Вполне возможно, что для части людей предложение нарисовать что-то может нести в себе оттенок унижения, типа: это ведь дети рисуют, а чего же я будут рисовать! Соответственно, придется немножко поддержать и обозначить достаточное уважение к человеку с тем, чтобы преодолеть унижение, чувство что " терапевт здесь главный," а он какой-то идиот и рисует плохо.

Второе, с чем тоже придется столкнуться, - это чувство стыда, которое всегда соответствует освоению нового. Здесь также на этапе начала рисунка клиент точно нуждается в поддержке. В группе это делать легче в том отношении, что видно, что определить на этом конкурсе рисунков самого способного художника явно не представляется возможным.

В каком случае стоит прибегать к рисунку? Рисунок - это достаточно сильное средство выражения и достаточно сильное средство интеграции. В общем, как правило, в процессе рисования человек интегрируется. И если какие-то свои чувства, переживания человек не может интегрировать, то когда вы ему предложите нарисовать это чувство, переживание (на что это похоже), то вероятнее всего это чувство объединится, интегрируется и предстанет в каком-то единстве с большей силой.

В каком еще случае можно рисовать? В случае очень сильных интеллектуальных игр. Дело в том, что рисунок - это то, что полностью проконтролировать нельзя. Почему - следует из разных уровней анализа рисунка. Что касается разных уровней анализа рисунка: это некоторым образом, руководство к тому, как цепляться к рисункам других людей. Или не цепляться. Потому что в общем говорить об этом как о средстве четкой диагностики достаточно сложно. В терапии вообще без человека диагностика невозможна. По поводу ваших подозрений, относящихся к тому, что у человека что-то так, а не этак, что отсутствие окон в домике означает аутизм - вы его спросите! И потом уже делайте выводы. Никаких действий в гештальт-подходе без самого человека не предусмотрено. Поэтому дальше то, что я буду говорить в отношении анализа рисунка - это только ориентировки, т.е. способ за что-то зацепиться, некоторые категории, которые могут оказаться достаточно полезными.

В отношении получения рисунка есть еще один важный момент. Раз речь идет о творчестве, то лучше, чтобы у самого проводящего этот рисунок было меньше условностей. Какого рода? Условностей вроде того, что у меня обязательно должен быть набор всего, что может человеку прийти в голову для того, чтобы рисовать: чтобы были мелки, пастели, карандаши, фломастеры; и чтобы бумага была такая, а не другая. Это все важно, но в общем совершенно не обязательно, потому что для того, чтобы рисовать, достаточно любого пишущего предмета. В общем-то и ручкой можно нарисовать на листочке бумажки. Другое дело, что мы не сможем тогда воспользоваться той информацией, которая заложена в цвете. Если мы предоставляем человеку больше возможностей: разные варианты пишущих принадлежностей, красок, бумаги, то соответственно у нас больше возможностей для анализа.

И вот человек вам нарисовал рисунок, ну, например, какой-то фрагмент сна. Какого сна? Да какого угодно, хоть ту же банку нарисовать. Есть специальные техники, связанные с тем, чтобы увеличить агрессивность, взаимодействие; рисунок вдвоем; рисунок, четко ограниченный по времени, чтобы коротко сделать; или, наоборот, рисунок, который человек доводит до окончания и определяет сам. Это все разные трюки, посредством которых мы можем посмотреть, как человек относится, например, к тому, чтобы что-то закончить. Тогда я предлагаю нарисовать рисунок, спрашивая, сколько понадобится времени, чтобы ты почувствовал, что рисунок закончен. А затем смотрим, что является в этом рисунке тем, что заканчивает; как человек определяет, что ему пора это действие заканчивать.

Но тем не менее, вот сидит перед вами клиент, который наконец нарисовал свои ощущения, радостно показал вам и смотрит на вас, открыв рот и говорит: "Ну и чего?" Теперь наступает момент, когда вы со своей стороны тоже должны проявить некоторую активность и можете сказать: "Ну вот и все!" И дальше как-то пообщаться по поводу рисунка - это вполне закономерное, нормальное действие. Клиент нарисовал рисунок и показывает его вам доверчиво, с чистой душой. Отличный момент, чтобы сказать: "А на фиг ты это нарисовал?" Тем не менее, если удается оттормозить это действие и почувствовать все-таки себя арт-терапевтом, то тогда такая непосредственная реакция, конечно, не проходит. Нужна какая-то реакция более серьезная, дидактическая, которая бы помогла человеку развиться, продвинуться вперед. В этот момент оказывается очень полезной подсказка, связанная с гештальт-анализом рисунка. Речь идет о некоторых аналитических опорах на рисунок или на образ, на гештальт, в соответствии с которыми вы можете делать некоторые предположения. Эти предположения могут оказаться совсем "левыми", а могут оказаться очень правильными, и многие из них связаны с разными другими системами расшифровки рисунка. Не обязательно полностью знать все эти системы расшифровки, но важно не упускать некоторые очевидные вещи, потому что в гештальт-терапии основой является ориентировка на очевидные вещи.

Если мы видим рисунок, то что является первой очевидной вещью? Это некоторая композиция рисунка, т.е. где что нарисовано. Даем листок бумаги, просим нарисовать какое-нибудь важное событие в жизни. И человек под это событие занимает, какой-то маленький кусочек листа. Под что он оставил остальное? Где центр рисунка? Потому что одно дело - геометрический центр листочка. А где центр композиции? На что взгляд в первую очередь обращаешь? Что за объект является основным? Вполне возможно, что нарисовано какое-то драматическое событие типа: "Иван Грозный убивает своего сына", а основным объектом на этом рисунке для того, кто смотрит, оказывается набалдашник трости - солидный, красивый. Так что в общем-то убивает, да, но главное - это золотой набалдашник. Например, царь куражится по-всякому, имеет право, если у него золотой набалдашник. Очень часто в рисунке бывают какие-то выделены фрагменты и достаточно часто они оказываются выделены тем, что человек несколько раз проводит линии. На рисунках бывают такие фрагменты, которые зрительно притягивают, которые потом хотелось скрыть. Например, нарисовано у человека какое-то животное типа жирафа. И оказывается, что у этого жирафа очень сильно прорисована шея. А почему эта шея вдруг оказалась прорисована? Для меня это сразу сигнал, над которым долго не надо задумываться, а вернуть его клиенту, потому что ведь это не я, а он рисовал, и сказать: "А чего это шейка так сильно прорисована?" "Да чего-то она казалась вялой, какая-то кривенькая сначала получилась, а потом стала поровней и получше!" - "Ну ведь задние ноги тоже кривенькие и ничего!" Что-нибудь из этого разговора может выйти, а может и не выйти.

Итак, что касается композиции. Что мы смотрим здесь всерьез? Мы смотрим в первую очередь на следующее: где основной композиционный центр рисунка, т.е. какой объект на рисунке является самым главным. В некоторых случаях, если рисунок сложный, то вместо объекта может являться самым главным, наоборот, пустое пространство. По законам пустого пространства строятся, например, пейзажи. И основным являются не деревья, а центральная форма пустоты. Т.е. в принципе фигурами могут быть как реально прорисованные объекты, так и пустота, т.е. то, чего как раз на рисунке вроде и не видно.

Наблюдение за самим процессом рисования может дать очень много информации. В том случае, если человек начинает рисунок с фигуры, то потом, вероятнее всего, или фон к фигуре постарается приспособить, или фон, наоборот, будет противоречить. Это вопрос интересный, потому что в одном случае это обслуживание самой фигуры, а в другом случае, это сопротивление, которое выражено в рисунке. При этом вполне возможно, что мы имеем дело с потребностями второго, третьего порядка, т.е. на самом деле разговор мог бы идти о чем-то другом.

Важно, сколько времени занимает подготовка какого-то образа, потому что собственно образ человек делает довольно быстро, но потом наступает некоторая пауза, когда он готовится к следующему образу. И вот чередование этих мелких образов и пауз перед ними может очень много о чем сказать. Вполне возможно, что главная фигура рисуется очень быстро, а в фоне возникает что-то, что требует основной массы времени, основного внимания - вся энергия уходит туда. И тогда та часть, куда уходит вся энергия, - самая важная.

Дальше из того, что касается композиции. Композиция может быть либо с каким-то одним центром, либо в композиции может быть несколько конкурирующих между собой фигур. В принципе это означает некоторый механизм организации пространства, организации собственного внимания человека, и соответственно, некоторую конкуренцию мотивов в данный момент; или, наоборот, хорошую центрированность мотивов: в данный момент на каком-то одном определенном объекте.

Дальше то, что касается композиционной части. Может быть следующая картина: объект композиции помещается в разных частях рисунка. А части рисунка (части листа) в европейской традиции имеют совершенно определенное значение. Во-первых, на рисунке есть главная диагональ: из прошлого в будущее - из левого нижнего угла в правый верхний. Поскольку рисунок - это всегда некоторая вырезка из образа, то рисунок может иметь горизонтальную композицию, вертикальную композицию: рисунок может относиться к прошлому или, скажем, к будущему. Поэтому все рисунки в большей ли меньшей степени имеют предсказательную силу. По ним можно определить, что было с человеком в прошлом или каким он на данный момент представляет свое прошлое, и также можно определить, что происходит в будущем. Ну и поскольку каждый человек имеет в общем неплохую прогнозирующую систему, то в большинстве случае будущее свое он знает. А посмотреть можно очень просто: можно закрыть часть рисунка, а можно сложить его пополам.

Всю эту систему информации вы никогда не сможете предусмотреть - не в одном, так в другом проколетесь. Если вы полностью придумали рисунок, то потом найдете еще одну систему из этих же, по которой выяснится, что это очень тяжело. Что вам больше нравится: прошлое или будущее. Чем дальше в будущее, тем меньше рациональных вещей по поводу будущего мы знаем и в то же время тем больше наши возможности, относящиеся к бессознательному.

Симметричный рисунок относится скорее к чувствам, которые в данный момент равномерно распространяются и в прошлое, и в будущее. Значит, в этом рисунке эта форма анализа - разница между прошлым и будущим - оказывается не столь важной. И слава Богу! В некоторых случаях за это можно зацепиться, а в некоторых случаях нельзя. Скажем, можно зацепиться для всех людей, знакомых с европейской культурой, потому что в европейской культуре мы все пишем в направлении слева направо. Соответственно таким способом открываются у нас двери, таким способом зажигаются комфорки - короче, все мы имеем дело с миром, организованным по этому принципу, когда прошлое у нас туда, а будущее сюда. Так расположено все, что угодно, это общий принцип в нашем европейском мире. Насчет праворукости и леворукости - это отдельный вопрос, потому что леворукие в Европе все равно приспосабливаются к этому же - они это делают по-другому, но тем не менее приспосабливаются к этому же смыслу, к этой же организации.

Некий действительно другой принцип организации - это принцип организации, относящийся к восточным системам, где и пишут по-другому, где все открывается, организуется и существует по-другому. Это действительно другой мир. Это культурное, выученное действие. Если люди пишут наоборот, слева направо, если люди пишут сверху вниз, то для них будущее оказывается совершенно в другом месте, уж не говоря о том, что то, что они пишут, означает для них совершенно другое, и делают они совершенно по-другому. Письмо, скажем, для китайцев имеет приблизительно такой же смысл, как для нас - заучивание стихов, поскольку жаргоны и разница языковая настолько велика, что единственное собирающее все это - письменный язык, потому что произносится это в разных провинциях абсолютно по-разному, а пишется везде одинаково, т.е. в этом смысле там совершенно другая система.

Следующий вопрос - это рациональное и бессознательное. Эта главная диагональ из левого верхнего угла рисунка в правый нижний делит рисунок на две главные части: то, что относится к бессознательному, к функции "ид"; и то - то, что относится к рациональному. В разных системах это обозначают по-разному. Возьмете рисунок, сложите и посмотрите, как он выглядит в этой самой части.

То, что я сейчас говорю, напоминает некоторое "забрасывание": "Забросил старик невод - консервная банка, забросил второй раз - ничего нет, третий раз забросил - калоша, четвертый раз забросил - золотая рыбка". Это приблизительно такое же действие, такие же неводы, которые и нужно забрасывать в отношении рисунка. Забросили, посмотрели: калоша, - ну и ладно!

В самой композиции много чего забавного есть, например, иной раз встречается такой феномен, как парные объекты. Если появляется один объект, то к нему обязательно появляется какой-то второй, похожий. Тогда можно предполагать о том, что это проекция некоторой привязанности, зависимости, и что тот человек, который рисует парными объектами, в жизни достаточно эмоционально зависим. Надо посмотреть, так ли это. Иной раз смотришь на рисунок: два одинаковых дерева, один домик, а другой за ним точно такой же.

То, что относится к нарцистическим фигурам, это отдельный вопрос. Они очень похожи также на фигуры - мандалы, потому что они центрально симметричны.

Существует центральная симметрия фигур и разные варианты зеркальной симметрии - это тоже то, к чему может быть привлечено внимание. И в том случае, если есть центральная симметрия, мы можем предположить, что это нарцистический объект. Опять-таки, как всякий нарцистический объект, он может быть здоровым, т.е. смыслообразующим в рисунке и каким-то образом этот рисунок вытаскивающим из полного хаоса, а может быть, наоборот, очень сильно доминирующим, которому как бы подчиняется вся остальная композиция. Если есть такое подчинение, то можно говорить о нарцистическом проявлении, повышенном уровне нарциссизма.

Я больше не хочу говорить о композиции, поскольку о ней еще много можно сказать. В этой ситуации, если мы композицию привязываем к этой сетке, то тогда смотрим, где у нас главная фигура, в какой части. А какая фигура главная? Самая ярко нарисованная или самая большая? А если у нас две фигуры конкурирующих? Это особенность композиции и, видимо, особенность внутреннего устройства в данный момент - две конкурирующие фигуры. Посмотрите по композиции, что у вас получается? Есть ли какие-то линии, которые отделяют объекты друг от друга? Есть ли какие-то конкурирующие, подавляющие объекты? Есть ли объекты подавленные? Каждый раз, когда анализируешь собственный рисунок по этой схеме, находишь что-то для себя необычное, интересное.

Второй после композиции уровень анализа - это цветовой анализ. Если человек пользовался цветами, то у вас будет дополнительная информация. И какого же рода это будет информация? Во-первых, это количество цветов, т.е. сколько всего цветов взято для изображения. Традиционно в рисунке цвет соотносится с эмоциональностью. И в этом смысле рисунок, нарисованный одним цветом, так или иначе связан с одной эмоцией, с каким-то одним переживанием. Поэтому рисунок, нарисованный одним цветом, всегда интересная техника. Скажем, нарисовать такой же рисунок красным цветом было бы нереально. Это один из способов выделения определенных чувств. В том случае, если вы, скажем, подозреваете, и сильно подозреваете (настолько, что даже готовы "составить обвинительное заключение") клиента в том, что у него есть определенные сложности, скажем, с восприятием собственной агрессивности, то дайте ему нарисовать черным цветом! Посмотрите, что за рисунок появится! Будет ли протест, и что потом будет изображено? Это немного позже - по поводу значения цветов. Люди обычно сразу начинают вспоминать психологов, которые "сидели" на анализе цветов долгое время, как на героине, и, соответственно, так же к нему привыкли и поэтому разобраться в их анализе цветов очень сложно; конкретно я имею в виду Люшера. Многим он сразу приходит в голову. Люшер - это важная вещь, но, честно говоря, есть некоторые более простые вещи, более простые элементы.

Ну, во-первых, есть цвета хроматические, а есть ахроматические, т.е. грубо говоря, "не цветные" цвета: черный, белый, серый. Если это ахроматический цвет, значит, скорее всего, речь идет о некотором избегании чувств. Применение ахроматичеких цветов говорит о подавлении чувств в данный момент. Опять-таки лучше у человека спросить - может быть, он нарисовал оттого, что больше не было средств? Вот рисунок женщины нарисован черным цветом. Какая была мотивировка? Может, она чувства скрывала? Ну да, потому что агрессия как раз и является концентрированным подавлением других чувств, когда все направлено в агрессивное русло.

Теперь то, что касается "цветных" цветов, хроматических. Во-первых, есть чистые цвета, а есть смешанные цвета. Эти цвета различаются по интенсивности: они могут быть более интенсивными, а могут быть более размытыми. Соответственно, если они более интенсивные, то человек склонен к более интенсивному выражению чувств; если цвета более размыты, менее интенсивны, более смешанные, то значит и чувства такие же - более смешанные, не очень интенсивные. Могут быть интенсивные, но смешанные чувства. А есть еще очень интересное явление, когда человек пытается сделать очень интенсивный цвет негодными средствами. Но это можно выяснить только в той ситуации, когда есть возможность выбирать из разных вещей, т.е., скажем, есть краски, карандаши, фломастеры. Человек пытается нарисовать что-то очень яркое, но берет для этого карандаш достаточно твердый. В результате получается достаточно смутная штриховка, т.е. есть попытка выразить сильные эмоции, но какими-то негодными средствами. Вполне возможно, что с этим мы столкнемся и в работе. В принципе это означает, что вполне возможно, что проявление многих чувств у этого человека будет искажено собственной агрессией, и эта агрессия будет мешать ему опечалиться всерьез, обрадоваться капитально, застыдиться или еще что-то другой почувствовать. Т.е. из обращения с цветом мы получаем некоторые сведения о том, как человек обращается со своими чувствами: смешивает он их или не смешивает, какие из этих чувств он выдвигает на первый план. А это тоже очень интересная вещь, относящаяся к следующим цветам, тонам, потому что есть тона холодные, а есть теплые. Действуют они, вообще говоря, на уровне тактильном, - потому что это то, что относится к первым сигналам. Ребенок видит: что-то красное, значит теплое до какой-то степени, а потом сильнее - уже опасно, обжечься можно. А, соответственно, холодное - синее, голубоватое, зеленое: дотронешься - замерзнешь. И в этом смысле теплые тона как бы приглашают: "потрогай меня!" а холодные как бы отталкивают: "отойди подальше!"

Таким образом, вы можете посмотреть, что вас привлекает, что отталкивает, что оказывается амбивалентным. Иной раз симпатичная фигура, а нарисована таким холодным цветом, прогоняющим.

Следующий фрагмент, относящийся к цвету - это архетипическое содержание цветов. То, что касается цветовой гаммы, есть некоторая фигура, которая традиционно соотносит цвет, сочетание и тона с жизнью человека от рождения до смерти. Так, например, с детством чаще всего ассоциируются желтый и зеленый цвета. Эта фигурка начинается с желтых и зеленых, причем зеленый из них является энергетическим, а желтый скорее связан с определенным принятием, теплый цвет, а зеленый крайне энергетичен. Потом дальше фигурка делится на две части - мужскую и женскую; и дальше есть набор женских и набор мужских цветов. И, соответственно, мужская ветвь "синеет", т.е. из желтого переходит в синий, а женская "краснеет", т.е. переходит их желтого в красный, оранжевый. И потом дальше, в пожилом возрасте они оказываются связанными, и в этой части уже обозначаются тем, что и к тому, и к другому добавляется коричневый. Иначе говоря, если на рисунке есть фигура, обозначенная красным, оранжевым цветом, то речь скорее идет о женской идентификации; если на рисунке есть фигура, которая обозначена синим цветом, то речь скорее идет о мужской идентификации. Если там есть коричневый и тона, связанные с этим (серый и т.д.), то речь скорее идет о старшем возрасте, пожилом; если есть желтый и зеленый, то речь идет о детских чувствах. Если есть рисунок, в котором присутствует желтый, зеленый и красный, то это ребячливая молодая женщина. Желтый и синий - присутствуют две идентификации: одна детская, другая мужская. Синий цвет недаром часто применяется в деловых костюмах. Посмотрите, каких цветов больше в будущем и в прошлом.

Ну а дальше начинается Люшер, которого можно долго читать, смотреть и накладывать на ту же самую сетку, чтобы посмотреть на то, что с чем соотносится. Есть также цвета, которые гармонично друг другу соответствуют, есть цвета дополнительные: например, красный и зеленый. Рисунок бывает сделан цветами, которые по отношению друг к другу являются разновидностями одного и того же: скажем, темно-зеленый, светло-зеленый, желтоватый. Т.е. может быть так, что все цвета "ходят" вокруг оттенков основного. Если вы вообще-то хотите выяснить, что с основным чувством, то возьмите основной цвет, который в этих оттенках присутствует, и попросите человека нарисовать этим самым основным цветом какой-то еще один рисунок с тем, чтобы посмотреть, что у него получится, если его лишить по сути дефлексии, т.е. возможности ухода от какого-то переживания.

Дальше идет то, что касается фигур, объектов - это страшная вещь, которую я обычно проскакиваю, забываю, т.е. анализ тех самых фигур, которые нарисованы. И тут конечно масса всего - вся психоаналитическая символика, десятками лет отточенная на разнообразных снах всяких безумных людей. Соответственно вся она может быть здесь применима. Тут и будут вопросы, связанные с тем, что тут с фаллическими символами происходит, а что происходит с женской символикой: какие объекты относятся к женской символике? ...

Дальше идет анализ собственно фигур - как они выполнены. Есть хорошие формы и плохие. Фигуры выполнены хорошо, когда они четко распознаются, а бывают фигуры, которые выполнены не очень четко в силу разных причин. Можно посмотреть, какие из фигур нарисованы как следует, а какие нет, т.е., грубо говоря, когда рука у человека была неверна... Например, если уж мы заговорили о фаллических символах: рисует фаллические символы, и все время рука дрожит...

Дальше: то, что касается символики. Как я уже говорил в самом начале этого текста, каждый из объектов, который появляется на картинке, с чем-то связан и по поводу каждого из них можно двинуться дальше и обнаружить, что это такое. В этой отношении каждый из изображенных предметов - это реальный выход в какую-то другую реальность, в прошлое, скорее всего, в фантазии или еще во что-то. Если мы обратимся к этому самому "окошку", то это связано с выходом в какой-то другой мир, который в этом рисунке в данный момент не представлен, но вообще имеет значение, и там многое можно обнаружить. Таким образом, что касается анализа символов, просто, как говорится, читайте анализ сновидений в разных вариантах с начала и до конца - там этой символики полным-полно, поэтому я коротко обычно про это рассказываю. Тут уже зависит от собственной испорченности каждого психотерапевта.

Ну и последний уровень анализа - это уровень технический. Что, как, каким способом, где нарисовано. Вот, скажем, есть у нас на рисунке что-то неясное, т.е. какая-то штриховка, которая расплывается, и к ней другая штриховка присоединяется. Что же это за форма сопротивления такая? Конфлюэнция! Если мы видим такую размытую фигуру, то там достаточно много конфлюэнции. И если работать с этим рисунком, то в основном придется работать в фазе предконтакта для того, чтобы выделить фигуру. Такой экспрессионистский рисунок характерен тем, что фигура не выделяется. Эти рисунки характерны, скажем, для маленьких детей, которые не всегда в силах осознать свою потребность. Как только они осознают свою потребность, они ее обычно удовлетворяют, а если не осознают, то рисуют "каля-маля", пока не осознают случайно или кто-то их случайно не удовлетворит. Такова судьба человека, который находится в конфлюэнции.

Следующий характер - это интроекция. Всякая законченная фигура хорошей формы - это есть интроект. Опять-таки, интроекты могут быть полезными, поскольку они позволяют расшифровывать и анализировать содержимое. Но, с другой стороны, каждый интроект - потенциальный источник страхов, потому что интроекты организуются энергией страха, т.е. энергией того, что я могу раскусить то, что мне предлагают.

А как выглядит проекция? Проекция выглядит, как параллельные линии: например, параллельная штриховка, параллельные линии, параллельные контуры. И тогда это подсказка, в какой форме придется работать с человеком для того, чтобы нам все-таки найти контакт. Проекция - это некоторая энергия, которую я отправляю вовне и поддерживаю. Пока я вижу, слышу, воспринимаю, пока нахожусь в группе, вы все сделаны для меня из моих проекций и, соответственно, в течение этого времени я в голове поддерживаю некоторый образ. Да, ко мне приходит какая-то информация, но каждый раз ее полностью расшифровывать - не экономично; гораздо более экономично поддерживать этот образ. Но соответственно на создание и поддержание образа человека уходит определенное количество энергии, особенно когда вы попадаете в среду, в которой вы должны поддерживать очень много образов. Ну, например, для меня было в свое время очень агрессивным действием, когда из нормального советского мира попадаешь во всякие зарубежные супермаркеты, где все товары "борются" за внимание. Конечно, это очень утомляет, точно так же, как утомляет человека, привыкшего к одной и той же природе, цветастость, сложность форм и т.д. От этого можно утомиться, поскольку я не привык поддерживать столько фигур. Чтобы поддерживать столько фигур, мне нужно, как говорится, "голову сломать". С другой стороны, если я привык поддерживать столько фигур, то, оказавшись в ситуации обеднения, я постараюсь восстановить количество фигур. Возникнет много мыслей, фантазий и т.д., потому что я привык поддерживать много фигур. И поэтому то, что касается работы с проекциями, задачей является в той или иной степени вернуть себе энергию, которую я отправляю в адрес этой самой проекции. Т.е. чрезмерно избыточное эмоциональное отношение к окружающему меня самого истощает, и задачей является вернуть все к себе.

Вообще, любой рисунок - это проекция. Важно заставить его говорить. Например, при работе с ревностью - задача вернуть себе позитивную энергию, размещенную в другом человеке.

Следующая форма сопротивления - это ретрофлексия. Ее узнают по возвратному штриху, т.е. штриху к себе. Ретрофлексия - это круглые формы.

Эготизм - это, соответственно, замкнутые формы, они могут быть закрашены. Интересно, какой цвет, какая активность, какое переживание может оказаться связанным жесткими границами фигуры. Что произойдет, если выпустить этот цвет на свободу? Если предложить клиенту сделать рисунок этим цветом, как это изменит его состояние?
В гештальте рисунок - это повод для контакта. И этот контакт чаще всего важнее, чем сам рисунок. Вся наша реальность состоит из сопротивлений. Если нет сопротивления - есть полный контакт, но тогда нет развития. Воспринимать реальность нужно только для того, чтобы правильно строить с ней отношения и добиваться того, что нужно. Работа с рисунком в гештальте невозможна без того, кто этот рисунок нарисовал. Вопросы к рисунку имеют большее значение, чем интерпретации. Любой рисунок содержит много "дверей", открыть которые может только сам клиент.

Основоположник гештальт-терапии, Фредерик Соломон Перлз был немецким врачом-психиатром и психотерапевтом. Получив профессиональное образование у многих знаменитых представителей психоанализа и психиатрии того времени, после работы психиатром в Германии, в конце тридцатых годов двадцатого века, разочаровавшись в психоанализе, он начал разрабатывать гештальттерапию. Уже в своей первой работе "Эго, голод и агрессия", опубликованной в 1942 году, в главе "Пересмотр теории Фрейда и его метода" – Перлз дистанцируется от традиционного психоанализа, и со временем эта дистанция будет всё больше возрастать.

Начиная с 1933 года, после пришествия к власти нацистов в Германии, Перлз, его жена и старшая дочь, были вынуждены эмигрировать, сначала в Голландию, затем южную Африку. В южной Африке Перлз работает штатным армейским психиатром, и в 1946 году, в звании капитана, он переезжает в США, Нью-Йорк.

В Нью-Йорке он активно разрабатывает своё направление психотерапии, назвав его гештальт-терапией, вероятно из-за большого вклада его жены Лоры в разработку. Лора Перлз занималась гештальт-психологией, изучающей вопросы восприятия. Так же, благодаря Лоре в гештальттерапию открылись пути экзистенциальным направлениям, например, философии Мартина Бубера или экзистенциализму Пауля Тиллиха.

Эта работа приводит к тому, что в 1951 году, при активной поддержке нью-йоркской группы, в которую входила Лора Перлз, американский психотерапевт и драматург Пол Гудмен, ученик Перлза, Ральф Хефферлин были разработаны и заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических концепций, феноменологии и экзистенциальной психологии. Венцом их совместных трудов стал фундаментальный труд Перлза, Хефферлина и Гудмена – "Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности", ставший основополагающим в гештальт-терапии. В этом же году к ним присоединяется Изидор Фром, а Перлз создаёт Институт гештальт-терапии.

В начале пути гештальт-подхода, на становление его теоретического и практического метода сильное влияние оказали ближайшие соратники Перлза: врач Курт Гольдштейн, написавший труд "Строение организма", известный своей настойчивостью и вниманию к целостности организма. Перлз некоторое время был его ассистентом. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз. Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, психоаналитики, которые были его аналитиками или супервизорами. Вильгельм Райх, который своими работами, в частности о "мышечном щите" и характерологических структурах, вводил работу с телом и телесностью в гештальттерапию. Философ Ж. Смуте, так же способствовавший становлению целостного взгляда на человека, создатель термина "холизм". Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль, немецкий философ, основатель феноменологии. Который хоть и не был непосредственным соратником Перлза, но его идеи о феноменологии глубоко и мощно укоренились в гештальт-терапии.


Дальнейший расцвет гештальт-терапии сопровождался взлётами и падениями, и должен быть описан в отдельном материале. Стоит сказать, что благодаря невероятному творческому энтузиазму Перлза, гештальт-терапия смогла пройти, временами непростой путь, вроде "периода 68 года", и стать тем, чем она является сейчас.

После смерти Перлза в 1970 году, многие последователи перешли в другие направления психотерапии, либо стали искать научных и теоретических обоснований, считая те, что уже имели недостаточными. И лишь некоторые вернулись к истокам, и к тем, кто продолжал развивать гештальттерапию. Благодаря чему большую известность получили Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальттерапию, что дало дали возможность сообществу гештальтистов вновь найти смысл гештальт-подхода вокруг теории "self", разрабатываемой Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Гештальт-терапия сегодня

Сейчас гештальт-терапия это одно из трёх основных психотерапевтических направлений, признаваемых и используемых во всём мире. Сегодня в мире существует множество институтов и сообществ гештальтистов, занимающихся практикой и преподаванием гештальт-терапии. Большинство объединены в большие сообщества и организации мирового масштаба. Вот некоторые из них:

FORGE (Международная Федерация организаций, преподающих Гештальт (International Federation of Gestalt Training Organizations): проводит Конгрессы, на которые приглашается ведущий штат тренинговых гештальт-институтов (ректоры и проректоры, директора и их заместители). На Конгрессах обсуждаются темы, касающиеся теории, практики и исследований в поле обучения гештальт-терапии, а также приглашения обучающих гештальт-терапевтов для проведения воркшопов в Институтах, входящих в состав FORGE.

GATLA (Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов): это одна из старейших в мире учебных программ по Гештальт-терапии, сформированный ещё в начале 60х годов двадцатого века, когда Фриц Перлз вместе с Джимом Симкиным, в Лос-Анджелесе разрабатывают учебную программу. И сегодня GATLA объединяет терапевтов из более, чем 30 стран. Уже почти 50 лет проходят обучающие программы в Европе и Америке.

EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (The European Association for Gestalt Therapy): объединение европейских гештальт-терапевтов, тренинговых гештальт-институтов и национальных гештальтистских Ассоциаций для содействия распространению гештальт-терапии в Европе, обмена знаниями и ресурсами, установления высоких профессиональных стандартов в гештальт-терапии и поощрения исследований в этой области.

АРГИ (Ассоциация "Федерация Русскоязычных Гештальт Институтов"): основателями АРГИ выступили Нифонт Долгополов (МИГиП), Даниил Хломов (МГИ), Олег Немиринский (МИГТиК) и Наталья Лебедева (СПИГ). Основной целью АРГИ является поддержание в России эффективных сфер деятельности гештальт институтов и содействие повышению социального статуса гештальт-подхода.

В России существует много институтов, где проходят обучение гештальт-студенты, среди них четыре ведущих: Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП), Московский Институт Гештальта (МГИ), Санкт-Петербургский Институт Гештальта (СПИГ), Восточно-Европейский Гештальт Институт (ВЕГИ).

От года в год растёт число практиков, их компетентность углубляется и расширяется, а с появлением новейших технологий изучения человеческого мозга и психики, достижениями медицины и нейронаук, проводятся новые исследования, подтверждающие эффективность гештальт-терапии.

При этом 21 век отличающийся своим направлением к интеграции, вносит свой дух и в гештальттерапию: сейчас можно заметить постепенную ассимиляцию с другими методами и подходами, психоанализом, от которого когда-то дистанцировался Перлз, психодрамой, арт-терапией и даже, в некоторых аспектах, когнитивно-поведенческой психотерапией.

Метод гештальт-терапии

В Гештальт-терапии одним из важнейших принципов работы с клиентом является осознание того, что происходит в текущий момент на различных между собой и неразрывно связанных уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Этот важный опыт того, что происходит "здесь и теперь", затрагивает весь организм во всех его проявлениях, за счет того, что содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, мечты, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: не объяснять клиенту, но дать ему самому возможность быть целостным, неразрывным, присутствующим здесь и сейчас, понять и уважать себя. Первая часть названия, слово гештальт происходит от немецкого Gestalt, что означает "целостный образ".

То, что происходит в процессе гештальт терапии – это исследование опыта клиента контактирования с собой, другими людьми и со средой, окружающей его. Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того, как человек контактирует, как он может прервать этот опыт, замечать или игнорировать свои потребности и желания, регулярно повторять прошлый опыт и ситуации, останавливать творческое приспособление к окружающей среде. Осознание даёт возможность для человека заметить то, что с ним происходит, то, что раньше не было явным, осознать свои потребности, и вернуть себе возможность и способность совершать выбор.

Основные понятия гештальт-терапии

Поле "организм – окружающая среда"

Гештальт-терапия подразумевает, что организм не может существовать вне среды и без среды, (не существует организма без окружающей среды). Поэтому организм и окружающая его среда понимаются и рассматриваются как единое целое, неотделимое друг от друга. Такая неделимость поля лежит в основе теории метода гештальт-терапии. В свете такого взгляда среда предстаёт не как плохо очерченное пространство вокруг организма, но как конкретный мир, причем мир конкретного человека.

Контакт и граница контакта – это основные понятия гештальт-терапии. Контакт – это одновременно и осознавание поля, и физическое действие "контактирования" с ним. И в то же время это и принятие или отвержение того с чем случается контакт, того чем наполнена среда. И именно с помощью контакта организм чувствует своё отличие, а благодаря сохранению контакта – сохраняет и своё отличие.

Граница контакта – это место, точка, где организм соприкасается со средой его окружающей. Она всегда происходит изнутри, и продолжается уже в окружающем мире. "...Контактная граница, например, чувствительная кожа, – это не столько часть "организма", сколько орган особой связи организма и окружающей среды" (Перлз).

Осознание

Одним из важнейших терминов, постоянно использующимся в терапевтическом процессе, является "осознание". Это осознание происходит немедленно, здесь и сейчас, и отличается отрефлексии, растянутой во времени. В английском языке используется слово "awareness", означающее немедленное осознание всего, что происходит именно в моменте – чувств, мыслей, действий, проявлений телесности, других людей, среды. Такое осознание обладает, в том числе, интегрирующей функцией, как бы собирая в одно целое всё то, что происходит на разных уровнях восприятия.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться осознавать, делать это сознательно и в любой момент времени, выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.

Здесь и сейчас

Принцип, говорящий о том, что наиболее актуальное для клиента происходи в настоящем, будь то чувства, мысли, действия, отношения и так далее. Благодаря принципу здесь и сейчас, или здесь и теперь, процесс осознания проходит более интенсивно и выраженно.

Ответственность – способность человека осознавать, принимать последствия собственных действий и выборов, как позитивные, так и негативные, продолжать жить с этими последствиями. Ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, опираться на себя.

Саморегуляция

Перлз (1973) говорит об этом так: "Организм старается поддержать баланс, который из-за его нужд постоянно нарушается и который затем восстанавливается, когда потребности удовлетворены или устранены". Саморегуляция не гарантирует хорошее здоровье, но обеспечивает уверенность в том, что организм делает то, что он может с тем, что он имеет в своем распоряжении. Если человеку чего-то не хватает, то он старается заполнить брешь; если чего-то много, то организм избавляется от излишка.

Творческое приспособление

Это синтез приспособления и творчества. Под приспособлением в гештальте понимается взаимодействие потребностей организма с окружающей средой. Творчество – это способность искать и находить новые решения, самое подходящее, лучшее из возможного, исходя из того, что имеется "под рукой" или с помощью добывания нового. Творческое приспособление – это способность соединять одно с другим, и устанавливать баланс между потребностями организма и тем, что даёт среда. Развитие творческого приспособления у клиента является важной частью работы гештальт-терапевта.

Техники гештальт-терапии

Немного забавно, что довольно большая часть психологов, и не только, определяет гештальт-терапию по различным методам. Так, например, наверняка известная большинству читателей техника диалога с пустым стулом, метафорически представляющим кого-то значимого в жизни клиента, была заимствована Перлзом, в конце его жизни, из психодрамы Морено.

Важно понимать, что любые техники – это лишь способы реализации самой сути гештальт-терапии, её фундаментального подхода, и в общем, при достаточном навыке, гештальт-терапевт может использовать любую технику и из других подходов, лишь бы они были совместимы с методом и актуальны к происходящему здесь и сейчас. Техники в гештальт-подходе не самоцель. Гештальт-подход, в основном, ориентирован на работу по осознанию ("awareness") происходящего на границе контакта, и возможности осуществления или восстановления способности к творческому приспособлению в контакте со средой.

Благодаря такой высокой пластичности, формы, которые терапия может принимать, меняются с каждым новым клиентом, обеспечивая индивидуальный подход, подчёркивая уникальность каждого человека, его жизненного опыта. Также процесс и форма терапии могут меняться в зависимости от личности, индивидуального опыта, чувственности каждого отдельного терапевта.

И всё же, существуют базовые техники, постоянно, так или иначе применяющиеся в работе гештальт-терапевтами.

И первая из них это экспериментирование, сердцевина метода. Помимо высокой эффективности обеспечивает уникальное своеобразие гештальт-терапии. В ходе терапии клиенту предлагается не просто рассказывать, о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа "здесь и теперь".

Так, например, терапевт может:

  • Сфокусировать клиента на осознавании, предложив, например, заметить, почувствовать и осознать какой-либо феномен, происходящий в текущем процессе терапии, например, дыхание, эмоции или телесные проявления.
  • Предложить осуществить метафору, которую клиент может употребить ("Я чувствую себя под прессом!", "Я как будто в клетке", "Хочу, чтобы со мной общались как с ребенком").
Терапевт может попросить усилить или сделать акцент на выявленном феномене, благодаря чему можно получить информацию, "о том, что произойдет" в ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии.

Для того чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным могут использоваться некоторые формы проекции. Экспериментирование даёт широкие возможности для глубокого исследования границ собственного "Я" и контакта: ограничений проявления себя, границ самовыражения, способов прерывания контакта, ощущений, движений, ценностей и т.д.

Здесь и теперь

Этот принцип стал символом, лозунгом гештальт-терапии, по которому она однозначно опознаётся в среде психологов. Однако, наблюдается некоторое недопонимание этого принципа: бытует мнение, что для гештальт-терапии с её принципом "здесь и сейчас", совершенно не интересны прошлое и будущее клиента. Конечно же, это не так: прошлое, несомненно, важно также как и настоящее и будущее. Более того, "здесь и сейчас" это не "мантра", которую надо вдалбливать клиенту.

Принцип "здесь и сейчас", или "здесь и теперь", это рабочий инструмент терапевта необходимый, чтобы обратить внимание, клиента на то, что "именно теперь ты вспоминаешь" или что "именно теперь ты предвосхищаешь события". И если благодаря экспериментированию клиент может открыть доступ к каким-то решениям и к осуществлению творческого приспособления, то только в настоящем это может произойти.

Перлз много раз повторял, что "ничего не существует кроме настоящего"; имея в виду, что настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Именно поэтому нет постоянной необходимости возвращаться в прошлое, потому что оно уже здесь, обличено в жизненный опыт, разворачивающийся прямо здесь и сейчас.

Работа со сновидениями

Когда-то, благодаря подходу к снам, для Перлза пробил час славы в его последние годы жизни. Он рассматривал сон, как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое "экзистенциальное послание", с которым спящий обращается к самому себе. Эта работа немного театрализована, частично взята из психодрамы, что, однако только добавляет не только эффектности, но и эффективности.

Телесная работа

Гештальт-терапевт использует целостный подход к опыту клиента. И это значит, что терапевт принимает в расчет как телесные, так и эмоциональные проявления, наравне с когнитивными процессами и другими феноменами клиента, с которыми терапевт работает, и может пользоваться этим, чтобы быть в контакте с клиентом.

Это также значит, что терапевт не разделяет то, мы обычно привыкли разделять: что "тело" – это одно, а "ум" – это другое. "Телесность" или "эмоции" представляют собой частные проявления опыта человека. При патологических процессах эти проявления могут быть нарушены или закрыты и, конечно, их нельзя рассматривать по отдельности, если цель нашей работы в восстановлении их целостности.

Практическая подготовка и обучение гештальт-терапевтов

Всё обучение гештальт-терапии проходит в атмосфере бережности и безопасности, создаваемой тренерами. Благодаря атмосфере безопасности, неспешности, студенты имеют возможность не только получить качественную подготовку в психотерапии, но и глубоко познать себя, собственные границы, возможности, проработать трудности, мешающие комфортно и счастливо жить. Подготовка гештальт терапевта проходит в течение двух основных и одного дополнительного цикла.

Первый цикл представляет собой закрытую терапевтическую группу, где один раз в месяц, в течение полугода, происходит базовое обучение основам метода сочетанное с групповой психотерапией, занимающей большой объём времени. Такой способ обучения через погружение в метод эффективен, в силу того, что за время обучения в группе каждый участник проходит интенсивную терапию, прорабатывая собственные внутренние трудности, получая ценнейший опыт контакта с собой и другими, одновременно с этим изучая базовые основы гештальт-терапии и тут же применяя их на практике.

Второй цикл занимает от двух до четырех лет, в зависимости от того, как составлена учебная программа, и включает в себя 20 блоков по три дня. В этом цикле происходит основное обучение гештальт-терапии, методу, техникам, основам психологического консультирования. Этот этап одновременно позволяет углубить уже полученные знания и навыки, и кроме того частично, но в гораздо меньшей степени продолжить работу над самим собой при помощи гештальт-терапии в группе, и заложить практические и теоретические основы гештальт-терапии. Каждая фаза обучения представляет собой сочетание преподавания научных основ, прожитого опыта и обучения на практике.

В конце второго цикла студенты, решившие стать гештальт-терапевтами, проходят сертификацию, представляющую собой теоретический и практический экзамен. Для допуска к экзаменам, студенту необходимо регулярно сдавать одному из тренеров протоколы выполненных упражнений в специальных минигруппах, традиционно называемых тройками. Такие группы формируются в конце первого блока второго цикла, и в них студенты работают до завершения обучения.

Кроме того, за время обучения так же необходимо пройти около 80 часов личной терапии и супервизии, посетить некоторое количество (разное, в зависимости от выпускающей организации) интенсивов и конференций. Эти требования также необходимо выполнить для того, чтобы быть допущенным к сертификации.

Третий, дополнительный цикл, открыт после завершения двух предыдущих циклов и экзаменов для тех, кто хочет углубить своё профессиональное образование, получив практические знания работы с терапевтической группой и различными сложными темами, специфическими запросами, требующими дополнительных знаний и навыков.

В России на сегодняшний день существует множество институтов и сообществ, занимающихся профессиональной подготовкой или переподготовкой гештальт-терапевтов, отличающихся и по подходу к обучению, и по качеству образования. Среди них всех особо выделяются четыре больших института:

1. – одно из ведущих российских учебных заведений, отвечающих за образовательные программы по гештальт-подходу и психодраме. Созданный в 1996 году Нифонтом Борисовичем Долгополовым, МИГиП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку базовых российских институтов как в области обучения гештальт-методу, так и психодраме.

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы: FEPTO (Federation of Europian Psychodrama Training Organisation) – Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) – Федерации Организаций, Преподающих Гештальт-терапию, AAGT (The Association for the Advancement of Gestalt Therapy) – Ассоциации Развития Гештальт-терапии, IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) – Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, EAGT (European Association for Gestalt Therapy) – Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. МИГИП создал свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами.

2. Общество практикующих психологов "Гештальт-подход" , основанное в начале 90х годов Даниилом Хломовым, ставящее своими целями поддержку и развитие Гештальт-терапии на основании программы "Московский Гештальт Институт" в соответствие со стандартами МГИ и EAGT; МГИ так же имеет развитую сеть представительств по России.

3. вырос из СПб Центра гештальт-терапии, основанного в 1994 году. Занимается подготовкой специалистов в области психотерапии, организационного и психологического консультирования, так же состоит в основных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии имеет представительства в городах России.

4. . ВЕГИ существует с 1996 года. Программы Института разработаны в соответствии с принятыми в России стандартами для повышения квалификации, переквалификации и специализации в области Гештальт-терапии и Гештальт-консультирования. Восточно-Европейский Гештальт Институт встроен в международную систему организаций, практикующих гештальт и обучающих гештальт-подходу в консультировании, бизнесе и организационном развитии.

Заключение

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Благодаря концепции целостности, в гештальт-терапии существует огромное уважение к человеку, к каждому его проявлению и через это открывается возможность для принятия и поддержки.

Использование феноменологического подхода, принципа "здесь и сейчас", позволяет клиенту самостоятельно, без дополнительных интерпретаций терапевта, чувствовать и понимать происходящее с ним и вокруг него, замечая особенности своего контакта со средой, выстраивая границы, чувствуя происходящее на границе контакта.

Гештальт-терапия, возможно, сейчас развивается не так быстро, как другие подходы, но этот вид терапии широко распространен и активно влияет на другие направления. Основываясь на совокупности человеческого опыта во всех его аспектах: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном, гештальт-терапия имеет огромный потенциал и остается ведущим видом психотерапии.

Список литературы:

1. "Эго, голод и агрессия" – Фредерик Перлз.
2. "Внутри и вне помойного ведра" – Фредерик Перлз.
3. "Гештальт-терапия" – РобинЖан-Мари.
4. "Построение и разрушение гештальтов" – РобинЖан-Мари.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter