Государственный и общественный строй греческих городов государств. Государство и право древней греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах

Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Многочисленные поселения греков были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна. Рабовладельческие государства здесь образовывались как города - государства (полисы). Они состояли из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие государства возникли на базе бывших родоплеменных общин.

Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.

Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксин- ского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.

В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов- государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики . От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан .

На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии.

Гомеровская Греция

Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства .

Долгое время события, описываемые в поэмах считались вымыслом, красивыми легендами, не имевшими под собой никакой реальности. И только после находки Генрихом Шлиманом Трои, то что считалось фантазией поэта, оказалось на самом деле действительностью. Ему удалось найти и сокровища троянского царя Приама. Золотой клад одного из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами, пролежавший под руинами сожженной греками Трои более 3 тысяч лет, появился на свет нового дня. События, описанные в поэмах, относятся к концу II - началу I тысячелетия до н. э.

Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось на роды (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.

Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.

Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).

В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья . Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей .

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность .

Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.

В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи , продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.

В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

Свою реформу Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.

Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь . Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались нормами государственного устройства (см. выше), но и содержали в себе нормы и гражданского, и уголовного права .

С V-IV вв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точнее, единственным источником права .

Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору и в случае неуплаты долга они становились собственностью займодателя.

Распространенными договорами были договор купли-продажи , договоры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества.

Если вор был застигнут на месте преступления, его можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора можно было убить.

Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).

Становление государственного строя связывают с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывают издание особого документа - ретры (договора). Этот документ появился в условиях острой борьбы в спартанском обществе . Имущественное неравенство разрушило первобытнообщинные устои и привело к образованию классов и государства .

Спарта представляла собой также как и Афины государство- город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.

Общественный строй долгое время сохранял значительные остатки первобытнообщинного строя. Общинная собственность на землю сохраняется. Производство развивается слабо. Основное занятие - земледелие.

С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как называли себя спартиаты.

Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки . Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.

Илоты отличались от рабов античного мира, т.к. Спарта не знала домашнего рабства и крепостные илоты жили обособленно на земельных участках, которыми владели спартиаты. Илоты находились в собственности государства, но любой спартиат, во владении которого находился илот, мог его, однако, убить, продать, наказать. Илот своей земли не имел. Он работал на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илот имел свое хозяйство и орудия труда. Половину собранного урожая илот обязан был отдать своему господину. Последний мог использовать илота в домашнем хозяйстве. Во время боевых действий илоты превращались в легковооруженных воинов и их бросали первыми в бой.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Государственный строй. Спарта была рабовладельческой аристократической республикой . В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти : два царя; совет старейшин - герусия; народное собрание (апелла) и эфоры.

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей . Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные.

Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Герусия - совет старейшин в классовом обществе уже состоял из виднейших представителей господствующего классов в количестве 28 членов. Оба царя также входили в герусию.

Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу . Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства .

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам!

Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек . Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV—III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Общественный строй древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях .

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Общественный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Общественный строй древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

- 158.50 Кб
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА 3. ПОЛИТЕЧЕСКИ-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

3

5

18

Введение

Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э. именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политико-правовой.

История Древней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.); гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.); архаический (VIII–VI вв. до н.э.); классический (V–IV вв. до н.э.); эллинистический (III–II вв. до н.э.).

Ранняя история Древней Греции известна мало, поэтому в данной работе будут рассмотрены те признаки государственности, которые имели место в вышеозначенных периодах, причем наибольшее внимание будет уделяться классическому и эллинистическому периодам как наиболее продуктивным в отношении развития институтов государства и права.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа научной литературы по истории, истории и теории государства и права рассмотреть особенности государственного и правового развития Древней Греции.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи :

Рассмотреть особенности государственного механизма в Древней Греции;

Выявить основные полномочия органов государственной власти в Древней Греции;

Проанализировать особенности политико-правового режима и административно- территориального устройства;

Рассмотреть основные реформы в области государственного управления и законодательства.

При написании данной работы использовались такие общенаучные методы познания как историко- материалистический, системно –структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические методы, такие как формально- прагматический и формально-догматический.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III – II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). В ахейский период в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство.

Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты. Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя. В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.

Хочется отметить, что природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали ненужным и невозможным централизованное управление. Таким образом сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств –полисов.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI- IX вв. до н. э.), - родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V-IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

Объединения родов - так называемые филы и фратрии - составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит вне общества, его не защищает закон.

Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII-VI вв. до н. э. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII-VI вв. до н. э. происходило постепенно, в два этапа.

Первый этап (VIII - первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н. э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества.

Большое значение в политическом развитии Греции в VII-VI вв. до н. э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V-IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

К VI –V вв. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов (демократический строй сформировался в Афинах, а олигархия в Спарте) развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Государственный и правовой строй Древней Греции

Введение

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов, в основу работы положено рассмотрение двух наиболее любопытных во многих отношениях (но в тоже время весьма отличных друг от друга) полисов – Афин и Спарты. В то время как Афины являлись своего рода “образцом” древнегреческого полиса, Спарта в ряде случаев выступала прямым антагонистом Афин, но, тем не менее, рассматривается учеными-историками как неотъемлемая часть Древней Греции.

В первую очередь, необходимо отдать должное уникальной политической системе античной демократии, разработанной и существовавшей в Древней Греции вплоть до прекращения существования последней как государства; в значительной мере с помощью античной философии, в древнегреческом праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и по сей день являются неотъемлемой частью жизни современного правового общества. Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука как таковая, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи (см. ниже) удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридическую мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стояли у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно условно разделить на три этапа :

1) ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;

2) период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

3) период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

1. Становление и развитие древнегреческого государства

1.1. Истоки древнегреческого государства

Древние греки именовали себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" имеет латинское происхождение) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Фактически, Эллада делилась на три основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес). Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период развитие ремесел и строительного дела достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах - промышленность и торговля . По сути, история Древней Греции представляет собой историю отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис - это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Основным предметом изучения правоведов-историков являются только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали наибольшее влияние на развитие других полисов. Из последних весьма значительными были Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес, и некоторые другие .

1.2. Развитие Древней Греции и возникновение полисов

В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э. Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с прообразами монархий, существовали и республики. При монархии, по определению, власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передает ее по наследству. При республике все власти являются выборными, причем республики бывали аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства) и демократическими ("Демократия" буквально означает "власть народа"). Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Универсальная одаренность и достижения маленького народа обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ.

Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н.э) . На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т. е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка - народное собрание - созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин . Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства - полисы.

2. Реформы Тесея и законы Драконта

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.) . При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм). Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников. Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Фактически, она угнетала демос (народ), в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики - метеки - были свободны, но гражданских прав не имели. Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды. В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт. По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи. Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось и как антиобщественное деяние. Введено было понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь . Как известно, драконтовы законы стали символом жестокости (даже в древности говорили, что они “написаны кровью”). Тем не менее, позитивная роль этих законов состояла в том, что они все же в определенной мере ограничивали власть архонтов.

3. Реформы Солона и Клисфена

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон . Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников; дело шло к восстанию. Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, он был избран в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Фактически, ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

3.1. Земельная реформа Солона

Особое значение имела земельная реформы. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия . Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считается, что Солон установил максимум земельного надела, однако, произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон также содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин .

3.2. Политические реформы Солона

К политическим реформам Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин разделялись на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый . Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении. Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане. Одновременно был учрежден Совет четырехсот - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания. Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц .

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

3.3. Реформы Клисфена

Дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось. Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области. Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет четырехсот и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником. Совет четырехсот был реорганизован: был создан “Совет пятисот”- по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений. С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии . Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. Любопытен тот факт, что в V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

4. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

Высшим органом власти в Афинах считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза . Каждый закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.


4.1. “Совет пятисот”

Наиболее важным по значению органом был Совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания .

4.2. Гелиэя (суд присяжных)

Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии одиннадцати. Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом пятисот и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа .

4.3. Коллегия десяти стратегов

Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз. В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла .


4.4. Другие государственные институты Афин

Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу. Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом. Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были: участие граждан в принятии законов, отправление правосудия, выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ решили" .

5. Афинское право

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретал закон, т. е. постановление народного собрания .

5.1. Вещное право

В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственностьограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества. Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку. О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины" .


5.2 . Семейное право

Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его. Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства .

5.3. Уголовное право

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений: государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях); преступления против личности (помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление); преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами); имущественные преступления (любопытный факт: при краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления). В числе наказаний встречались: смертная казнь; продажа в рабство; телесное наказание; лишение свободы; штрафы; конфискация; атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав) .

Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства.

6. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон)

6.1. Общая характеристика Древней Спарты

Древняя Спарта представляла собой рабовладельческое государство, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз (!) превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спарте очень долго сохраняет свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена). В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в

Похожие рефераты:

Возникновение и развитие государства в античном мире. Причины падения полисной системы. Государственное устройство Древней Греции и Древнего Рима. Основные причины гибели древнегреческой государственности. Укрепление власти поздних римских императоров.

Государственный и общественный строй Древней Спарты.

Государственный и общественный строй Древних Афин.

Особенности античных государств.

Лекция 6. Государство и право Древней Греции.

1. Своего расцвета рабовладельческое общество достигло в государствах античности. Это греческие города- полисы и Древний Рим.

Греческий город-полис - это небольшое государство, состоявшее из города и прилегающих к нему селœений. В этих городах успешно развиваются торговля, в том числе морская. Начинается становление политико-правовой идеологии. Природные и географические особенности Греции способствовали с одной стороны разъединœению греческих областей, а с другой – колонизации греками обширных областей. Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы не связанные политически со своей метрополией. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, греческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории Греции, так и далеко за ее пределами.

Государственный строй как в городах метрополиях, так и в колониях был весьма различен и подвергался частым переменам. В одних преобладала государственная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу – тирану, в других – демократия, при которой созывались народные собрания и действовали выборные органы власти, в третьих – аристократия, при которой власть переходила в руки представителœей знати, или олигархии, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Наиболее могущественными из греческих государств, оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих государств считаются Афины и Спарта.

Греческие города погрязли в междоусобице, что приводит к их ослаблению и завоеванию в начале Македонией, а затем Древним Римом.

В античных государствах рабство достигло своего расцвета. Именно здесь раб становится основным орудием производства, абсолютно бесправным и считается вещью, которую можно продать или подарить.

В отличие от государств Востока, основанных в основном на теологии, в государствах античности большое внимание уделяется философии и другим общественным наукам. Здесь же впервые появляется закон в виде правового акта͵ принимаемого населœением, складывается основные принципы законодательного процесса. Появление закона связывается с бурным развитием товарно-денежных отношений, которые уже не устраивают древние обычаи и традиции. Ранее появление закона связывают также с высоким уровнем развития мировоззрения античных государств. Огромное наследие оставило после себя римское государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разработало принципы гражданского права, воспринятые странами Западной Европы и действующие там до сих пор. Произошла так называемая рецепция римского права, оказавшая большое влияние на развитие правовых систем стран мира.

2 . Афины – как и другие греческие государства-полисы, занимали небольшую территорию, и являлись центром торговли, ремесла и культуры. Расцвет Афин связывают с благоприятным расположением города, который находится на пересечении торговых путей из Египта в страны Азии. Образование Афинского государства связано с мифическим именем – базилевса Тесея, который сумел объединить под своей властью несколько греческих племен (синойкизм). По форме правления Афины предоставляли собой демократическую республику, и в целом подтверждали теории, согласно которой демократия может существовать лишь на небольших территориях. Механизм государственной власти был довольно разнообразен. Наиболее важные вопросом решались на народном собрании путем народного голосования. На народном собрании принимают участие всœе мужчины достигшие 18 лет. Наиболее мудрейшие представители своего народа входят в совет старейшин (ареопаг), никем не избираемый и ни перед кем ни отчитывающийся. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, контролирует деятельность должностных лиц, ведущее место среди которых принадлежит коллегии архонтов (9 старейшин), избираемых ареопагом на 1 год. Замещение всœех важных должностных лиц являлось привилегией эвпатридов.

С течением времени в Афинах проводится ряд реформ направленных на преобразование государственного устройства и территориального делœения страны. Наиболее популярными были реформы Солона и Клисфена . Целью реформ Солона были примирение интересов враждующих сословий – демоса и эвпатридов.

Долговая реформа была направлена на отмену долгового рабства, всœе задолженности перед кредиторами были признаны недействительными, а лица, попавшие в рабство за долги были отпущены на свободу.

Цензовая реформа разделила всœе населœение на 4 разряда в зависимости от размера имущества. Вместе с тем, был установлен высокий имущественный ценз для наделœения граждан политическими правами. Право замещения высших государственных должностей получили представители первых двух разрядов, архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Управленческая реформа закрепила в качестве высшего органа власти народное собрания и предусмотрела создание нового органа управления совета четырехсот , в который вошли сто представителœей от каждого племени. Был создан новый судебный орган – гелиэя (суд присяжных заседателœей).

Гелиэя контролировала деятельность всœех судов, рассматривала дела о государственных преступлениях и обладала правом отклонять законы, принятые на народном собрании.

Реформы Солона носили компромиссный характер и привели к укреплению государства.

Решающий удар по остаткам родового строя был нанесен Клисфеном. Он провел:

1) Территориальную реформу , согласно которой было уничтожено делœение страны на четыре племени. Вместо этого страна была поделœена на 10 территориальных округов (фил), каждый округ делился на 3 территории (тритии): городскую, прибрежную, земледельческую.

2) Управленческую реформу, в ходе которой был создан новый орган власти совет пятисот. В совет входили по 50 человек от каждого округа, которые избирались ежегодно из граждан достигших 30 лет. Клисфен вводит понятие остракизма , в соответствии с которым народное собрание могло изгнать из государства сроком до 10 лет граждан, пользующихся авторитетом в политической жизни. Это было сделано с целью сохранения демократии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы Клисфена привели к окончательному оформлению Афинского государства. Окончательное оформление демократии является результатом реформ Эфиальта и Перикла, в результате которых замещение должностей стало доступно всœем гражданам независимо от имущественного положения, вводится вознаграждение за службу, ареопаг лишается всœех политических функций.

Основными классами афинского общества являлись рабы и свободные. Свободные делились на полноправных граждан и ограниченных в правах метэков (иностранцев), к которым приравнивались вольноотпущенники.

К полноправным гражданам относились эвпатриды (благородные) - это аристократическая родовая верхушка общества, обладающая исключительным правом заниматься управлением делами государства. Демос был представлен геоморами (земледельцы) и демиургами (ремесленники) получившими право замещения должностей при Перикле.

Промежуточное положение занимали феты (бедняки) – разорившиеся ремесленники и земледельцы.

Метэки (иностранцы) не обладали политическими правами, но могли заниматься профессиональным делом, служить в армии. Οʜᴎ платили особые налоги и им запрещалось вступать в брак с гражданами.

Рабы являлись объектами, а не субъектами права. Положения рабов зависело от их статуса. Государственные рабы находились в лучших условиях чем частновладельческие.

3 . Государство Спарта обладало рядом особенностей отличавшим его от других государств Греции.

1). Процесс возникновения спартанского государства сопровождался сохранением значительного числа остатков родовой организации.

2). На формирование классового общества в Спарте значительное влияние оказал насильственный факт.

На территорию будущей Спарты – Лаконику - вторглись дорические племена, которые вступили в борьбу с местным ахейским племенем. После ожесточенной борьбы был заключен союз племен, в результате чего образуется спартанская община, которая постепенно трансформируется в государство. В дальнейшем оба племени принимают участие в войне за Мессению, территория которой присоединяется к Спарте, а населœение превращается государственных рабов – илотов.

По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. От родовой организации сохранились такие органы власти как народное собрание, совет старейшин и два царя (вождя).

В деятельности народного собрания принимали участие спартиаты достигшие 30 лет. Оно созывалось раз в месяц, решало вопросы войны и мира, принимало законы, избирало должностных лиц. Голосовали криком. В случае если собрание выходило из подчинœения властей оно распускалось, а его решение признавалось незаконным.

Совет старейшин (герусия ) состояла из 28 геронтов, избираемых народным собранием из спартиатов, достигших 60 лет. Οʜᴎ обладали судебными функциями, рассматривали и подготавливали законопроекты. Цари были членами герусии и выполняли военные, религиозные и судебные функции. Со временем господствующее положение в сфере управления стала играть коллегия пяти эфоров, избираемых народным собранием на год. Οʜᴎ обладали правом созывать герусию и народное собрание, контролировать деятельность всœех должностных лиц, решать вопросы внутренней и внешней политики.

Общественный строй Спарты был представлен следующим образом:

1). Господствующее положение занимают спартиаты – полноправные граждане, жившие в 5 военных лагерях, объединœенных в город. Их основной обязанностью была военная служба. С семилетнего возраста детей отправляли в специальные школы, где они обучались военному мастерству и выносливости. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. С 60 лет они допускаются к управлению делами государства.

2). Периэки - это жители периферийных горных районов. Οʜᴎ были свободны, обладали имуществом, но не могли участвовать в управлении делами государства. Их основными занятиями были торговля и ремесло.

3). Илоты - ϶ᴛᴏ порабощенные жители, бывшие собственностью государства. Οʜᴎ вели самостоятельное хозяйство, часть своего урожая отдавали спартиатам, но могли свободно распоряжаться оставшейся частью.

4). Рабы использовались на домашних работах, считались товаром, были полностью бесправны.

4. Древнейшим источником права являлся обычай. При этом в связи с развитием частной собственности, неписаное обычное право уже не может урегулировать вновь возникавшие общественные отношения. Этим и обусловлено раннее появление закона и его доминирующую роль среди источников права. Первые писаные акты, представляли собой запись древних обычаев и судебной практики. К 5 веку до н.э. законы становятся главным источником права Древней Греции. В большинстве своем они не сохранились, а судить о них можно лишь из изречений греческих ораторов. Законы принимались народным собранием. Существовал определœенный процесс принятия законов, который делился на следующие стадии:

1). Внесение законопроекта в порядке законодательной инициативы в народное собрание.

2). Экспертиза законопроекта советом старейшин.

3). Принятие закона народным собранием.

4). Отклонение либо одобрение законов гелиэей.

Законы соблюдались гражданами добровольно. Οʜᴎ считались обязательными и авторитетными регуляторами общественной жизни. Это позволяет считать Афины классическим примером правового государства.

Наиболее известными памятниками права были законы Драконта͵ которые за исключением норм уголовным правом, не сохранились до наших времен. Современники считали, что эти законы написаны кровью, так как предусматривали особо жестокие наказания за правонарушения. Обширное законодательство было составлено архонтом Солоном. Его законы были написаны на деревянной доске и вывешены в центре города. Он пытался укрепить позиции частной собственности, многое сделал для развития ремесла и торговли. Солоном впервые вводится понятие завещания для лиц, не имеющих наследников мужского пола, а также дарение с оговоркой. Эти законы так же не сохранились до наших дней.