Художественная выразительность творчества Кассиля. Тексты для проведения изложения с элементами сочинения в старших классах

Вопрос: Вопросы по рассказу: "Братья Карамазовы" (Ф.Достоевский) 1.Расскажите об истории с Жучкой и её мнимой гибелью. 2.Почему Жучка стала Перезвоном? 3.Чем завершилась эта история? 4.Почему Коля Красоткин не принес найденную Жучку к Илюше сразу же после того, как ее нашел? 5.Как вы объясните замысел Коли?Как характеризует его забота о том, чтобы всех удивить дрессированной собакой? Ответьте пожалуйста

Вопрос:

Вопросы по рассказу: "Братья Карамазовы" (Ф.Достоевский) 1.Расскажите об истории с Жучкой и её мнимой гибелью. 2.Почему Жучка стала Перезвоном? 3.Чем завершилась эта история? 4.Почему Коля Красоткин не принес найденную Жучку к Илюше сразу же после того, как ее нашел? 5.Как вы объясните замысел Коли?Как характеризует его забота о том, чтобы всех удивить дрессированной собакой? Ответьте пожалуйста

Ответы:

1.Жучка якобы проглотила кусок хлеба с булавкой, который ей кинул Смердяков. На самом деле выплюнула, но уколола язык. 2. Так её назвал Коля Красоткин. 3.Коля выдрессировал Жучку и отдал её Илюше. 4. Потому что решил выдрессировать её. 5. Коля любил и жалел Илюшу, а когда тот заболел, решил сделать ему подарок. Отсюда вывод: Коля добрый мальчик, потому что желает творить добро для других.

Похожие вопросы

  • Выполните задания А,Б, В, Г, Д. А) В каком ряду во всех словах пропущена буква е? 1) о неунывающ..м оптимисте; парень, понравивш..йся девушк..; 2) в потрясающ..м разноцветь..; о минувш..м десятилетии..; 3) в сновидень.., тревожащ..м его, о возвышающ..йся стату..; 4) в сверкающ.м инее..; о расцветающ..й акации.. Б) В каком предложении в глаголе пишется –ете? 1)Вспомн..те стихотворение Пушкина 2)Вынес..те лишние вещи из комнаты 3) Когда стукн..те мне в окно, я выйду 4) Обязательно выскаж..те все, что думаете В) В каком ряду пишется е в каждом слове? 1) стро..мый, постро..вший 2) увид..вший, увид..т 3) вылет..вший, ысто..вший 4) завис..вший, завис..л Г) В каком слове пишется буква о? 1) р..стение 2) отр..сль 3) р..сточек 4) нар..щение Д) В каком предложении не со словом пишется раздельно: 1) (Не)взирая на метель мы пробирались дальше. 2)Это было далеко (не)верное решение 3)Повсюду была (не)проходимая в дожди грязь 4) Так поступать крайне (не)благородно.
  • 1. Перепишите предложения в косвенной речи, обратите внимание на изменение местоимений. 1. "Stop talking, Joe," the teacher said. The teacher told Joe __________. 2. "Be patient," she said to him. She told him __________. 3. "Go to your room," her father said to her. Her father told her __________. 4. "Hurry up," she said to us. She told us __________. 5. "Give me the key," he told her. He asked her __________. 6. "Don"t go out without me," he begged her. He begged her __________. 7. "Don"t forget your bag," she told me. She told me __________. 8. "Don"t eat in the lab," the chemistry teacher said. The chemistry teacher told his students __________. 9. "Don"t give yourself up," he advised her. He advised her __________. 10. "Don"t hurt yourselves, boys," she said. She told the boys __________.

Тексты для проведения изложения с элементами сочинения в старших классах

Я иду на урок: 9–11-й классы

Татьяна Майорова

Татьяна Алексеевна МАЙОРОВА - учитель русского языка и литературы лицея №22 г. Иванова; кандидат филологических наук.

Тексты для проведения изложения с элементами сочинения в старших классах

Как рождается замысел?

Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос, как рождается замысел, надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью.

Легче ответить на вопрос, что нужно для того, чтобы замысел появился. Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя.

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путём сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи.

Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.

Представьте себе, - ответил Джинс, - исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

Сравнение, которое помогает возникновение замысла, гораздо проще.

Замысел - это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них от густого электрического настоя рождается первая искра - молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувст­вами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до степени напряжения, дающей неизбежный разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию - замысел.

Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

Лев Толстой увидел сломанный репейник - и вспыхнула молния: появился замысел удивительной повести о Хаджи-Мурате.

Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал бы и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

Если молния - замысел, то ливень - это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

По К.Паустовскому («Молния»)

Вообще о писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков. Некоторые из них могут привести в отчаяние своей пошлостью.

Больше всего опошлено вдохновение.

Почти всегда оно представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремлённых в небо глаз поэта или закушенного зубами гусиного пера.

Многие, очевидно, помнят кинокартину «Поэт и царь». Там Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к небу, потом судорожно хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза, грызёт гусиное перо и опять торопливо пишет.

На одной художественной выставке я слышал любопытный разговор около скульптуры как бы завитого перманентом Пушкина с “вдохновенным” взором. Маленькая девочка долго смотрела, сморщившись, на этого Пушкина и спросила мать:

Мама, он мечту мечтает? Или что?

Да, доченька, дядя Пушкин мечтает мечту, - разнеженно ответила мать.

Дядя Пушкин “грезит грёзу”! Нет! Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые “муки творчества”.

Пушкин сказал о вдохновении точно и просто: “Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных”.

А когда иные художники и скульпторы смешивают вдохновение с “телячьим восторгом”, то это выглядит как полное невежество и неуважение к тяжелому писательскому труду.

Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо целебной прохладой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности.

По К.Паустовскому («Вдохновение»)

Задание. Расскажите о моментах вдохновения в вашей жизни.

Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили. Потом я узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я с трёх лет твёрдо узнала, что у поэта есть живот. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу - в слове “живот” для меня что-то священное. Даже простое “болит живот” меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили.

О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней узнала только взрослой. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт - и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила - поэта. А Гончарова, как и Николай I, - всегда найдётся.

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта - убили. С тех пор я поделила весь мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта: защищать - поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.

Пушкин был негр. У Пушкина были бакенбарды. У Пушкина были волосы вверх и губы наружу, и чёрные, с синими белками, как у щенка, глаза.

Памятник Пушкина был не памятник Пушкина, а просто Памятник-Пушкина, в одно слово. То, что вечно, под дождём и под снегом, в зарю или в метель стоит с вечной шляпой в руке, называется «Памятник-Пушкина».

Памятник Пушкина был цель и предел прогулок: от памятника Пушкина - до памятника Пушкина. И я предпочитала к нему бежать и, добежав, обходить, а потом, подняв голову, смотреть на чернолицего и чернорукого великана, на меня не глядящего, ни на кого и ни на что в моей жизни не похожего.

С памятником Пушкина была и отдельная игра, моя игра, а именно: приставлять к его подножию мизинную, с детский мизинец, белую фарфоровую куколку и, постепенно проходя взглядом снизу вверх весь гранитный отвес, пока голова не отваливалась, рост - сравнивать.

По М.Цветаевой («Мой Пушкин»)

Выписать на доску: Памятник-Пушкина, мизин-ная кукла, кавалергард.

Задание. Напишите эссе на тему «Мой Пушкин».

Поступила просьба ответить: “Каково ваше отношение к Пушкину? Каково вообще его воздействие на вас?”

Давно дивлюсь: откуда такой интерес к Пушкину в последние десятилетия, что общего с Пушкиным у “новой” русской литературы. Можно ли представить себе что-нибудь более противоположное, чем она - и Пушкин, то есть воплощение простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса? А потом - какой характерный вопрос: “Каково ваше отношение к Пушкину?” В одном моём рассказе семинарист спрашивает мужика:

Ну, а скажи, пожалуйста, как относятся твои односельчане к тебе?

И мужик отвечает:

Никак они не смеют относиться ко мне.

Вот вроде этого и я мог бы ответить:

Никак я не смею относиться к нему…

И всё-таки долго сидел, вспоминал, думал. И о Пушкине, и о былой, пушкинской, России, и о себе, и о своём прошлом…

Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я. В самой ранней молодости подражал даже в почерке. Затем вспоминаю уже не подражания, а просто желание, которое страстно испытывал много, много раз в жизни, желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых настроений, что Бог порою давал в жизни.

Вот, например, изумительно чудесный летний день дома, в орловской усадьбе. Помню так, точно это было вчера. Весь день пишу стихи. После завтрака перечитываю «Повести Белкина» и так волнуюсь от их прелести и желания тотчас же написать что-нибудь старинное, пушкинских времён, что не могу больше читать. Бросаю книгу, прыгаю в окно, в сад и долго, долго лежу на траве, в страхе и радости ожидая того, что должно выйти из той напряжённой, беспорядочной, нелепой и восторженной работы, которой полно сердце и воображение, и чувствуя бесконечное счастье от принадлежности всего моего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру моих отцов и дедов и всех их далёких дней, пушкинских дней…

Когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной - и так особенно - с самого начала моей жизни.

По И.Бунину («Думая о Пушкине»)

Выполните одно из заданий.

1. Ответьте на вопрос: “Что сближает произведения И.Бунина и А.Пушкина?” Поясните ответ примерами.

2. Напишите эссе на тему: «Каково моё отношение к Пушкину?»

«Преступление и наказание»... Нет, пожалуй, другого столь давно и единодушно признанного классического произведения, оценки которого были бы столь разноречивы и даже противоположны. Причём водораздел проходит именно в вопросе мотивов преступления Раскольникова.

Доминирует концепция двойственности мотивов: один мотив “негативный” (Наполеоном хотел стать), другой - “позитивный” (хотел добра людям). Есть идея “многослойности”, “полимотивности” , когда находят три, четыре и даже пять мотивов. Эта идея, однако, не выходит за рамки концепции двойственности, поскольку каждый из мотивов тяготеет к тому или иному полюсу.

Итак, у кого неопределённость? У Раскольникова? У Достоевского? Или у нас самих по отношению к ним обоим? Какие же намерения вели Раскольникова в ад?

За полгода до убийства Раскольников пишет статью, где доказывает, что “необыкновенные люди” могут и должны “переступить законы” ради идеи, спасительной для человечества.

За полтора месяца он случайно подслушивает разговор между студентом и офицером о ростовщице, разговор, в котором узнаёт точно такие же мысли, что “наклёвывались” в его голове. Он уверяет себя: задуманное им - не преступление.

За день до рокового шага получает письмо матери. Дуня, сестра, жертвуя собой ради него, Раскольникова, с жертвенного же благословления матери, готова продать себя, выйти замуж за Лужина... Раскольников отвергает жертву родных, и ему тем более теперь нужно что-то сделать.

Через несколько дней после убийства Раскольников настаивает на своей “спасительной” идее.

За час до явки с повинной в разговоре с Соней он отрицает, что совершил преступление.

И даже через полтора года, находясь на каторге, он по-прежнему исповедует свою “арифметику”.

Убеждённость Раскольникова в правоте его идеи непоколебима в течение двух лет. Она даже нарастает.

Но если результаты преступления Раскольникова столь чудовищны, а цели столь высоки, то, стало быть, всё дело в средствах? Стало быть, главный раскол в герое - это раскол между правыми целями и лишь неправыми средствами?

По Ю.Карякину («Достоевский и канун XXI века»)

Полимотивность - несколько мотивов.

Задание. Как бы вы ответили на вопрос, который задаёт Ю.Карякин - современный литературовед и публицист? Ответ обоснуйте.

Толстой написал однажды:

На меня смерть близких никогда не действует очень больно.

Это было записано уже в старости, после многих смертей близких. Не поэтому ли и записано так, - не от притупления ли чувств, не от привычки ли к боли всяких жизненных потерь? Но он выражался всегда очень обдуманно, очень точно, он не написал бы даром слово “никогда”. Как же объяснить, что смерть близких никогда не действовала на него очень больно? Известно, какой душевный хлад и ужас испытывал он, теряя сперва одного брата, потом другого, что чувствовал Левин, когда умирал его брат Николай: его в эти дни спасла только Кити, только ощущение близости с её молодой жизнью и любовью и его собственная любовь к ней. И вот всё-таки он говорит, что терять близких было бы ему “не очень больно”. Так он, на первый взгляд, перенёс смерть своего любимого сына, маленького Ванечки, потом своей любимой дочери, Маши.

В воспоминаниях Александры Львовны сказано:

Маша угасала. Я вспомнила Ванечку, на которого она теперь была похожа… Тихо, беззвучно входил отец, брал её руку, целовал в лоб… Когда она кончалась, все вошли в комнату. Отец сел у кровати и взял Машу за руку…

При выносе тела из дома он проводил гроб только до ворот - и пошел назад, в дом…

Об этом рассказал и Илья Львович:

Когда принесли тело в церковь, он оделся и пошёл провожать. У каменных столбов он остановил нас, простился и пошёл по пришпекту домой.

В 1903 году Толстой записал:

Страдания разрушают границы, стесняющие наш дух, и возвращают нас, уничтожая обольщения материальности, к свойственному человеку пониманию своей жизни как существа духовного, а не материального…

Думал и говорил то же самое не один раз и раньше и позже.

Думают, что болезнь - пропащее время. Говорят: “Вот выздоровлю - и тогда…” А болезнь самое важное время…

Вспоминая самые трудные часы своих собственных тяжёлых болезней, умилялся:

Эти дорогие мне минуты умирания!

И впоследствии вспоминая Машу:

Она сидит, обложенная подушками, я держу её худую и милую руку и чувствую, как уходит жизнь. Эти четверть часа одно из самых важных времён моей жизни.

По И.Бунину («Освобождение Толстого»)

Задание. Ответьте на вопрос: “Какое место занимает тема физических страданий, смерти в произведениях Л.Н. Толстого?”

Эта повесть - действительная история о юном художнике Коле Дмитриеве. Автору пришлось изменить имена отдельных действующих лиц и ввести новые события, так как это художественное произведение. Но в целом повесть построена на реальных фактах. Краткое содержание («Ранний восход») - это детство, подростковый возраст, различные люди, оказавшие влияние на мальчика, и неустанная работа над рисунком и красками.

Дошкольник

Все интересы дошкольника Коли отражает это краткое содержание. «Ранний восход» расскажет, что во всем чувствовался замысел рисовальщика, и как будет меняться и тематика, и манера рисования юного художника. А пока это были виды ДнепроГЭСа, праздничный базар в Москве, фигурки футболистов. Еще Коля любил, когда с ним разговаривал отец его друга Женьчи, плотник, на все руки мастер. «Дай голове науку - и все осмыслить человек сможет, руки без лени - и все будет получаться», - так говаривал плотник-золотые руки.

Война

О ней Коля услышал, играя во дворе. Все замерло. Но плотник перед уходом на фронт поставил в подвале-бомбоубежище бревенчатые опоры. Мать и отец Коли рисовали камуфляжные полотна, которые вместо зданий и вокзалов будут изображать кусты, овраги, рощицы. Коля гордился, что работа родителей позволит выстоять Москве невредимой. О гордости мальчика за советских людей во время войны говорит краткое содержание. «Ранний восход» показывает суровую, холодную, голодную, но гордую Москву, в которой москвичи никогда не сомневались, что ноги врагов в ней не будет.

Родители Коли писали транспаранты на красном белыми и золотыми буквами - «Отстоим Москву». Осенью мальчик пошел в первый класс. И на уроках не мог удержаться, изрисовывая обложки тетрадей. А когда Коля уже учился в третьем классе, однажды подошел к ребятам, которые выпускали стенгазету. И Коля всех удивил, нарисовав на ней заголовок, глобус, танки, красные звезды. На газету приходили смотреть ребята из всех классов, а пионервожатый Юра сказал, что и ему пора стать пионером.

Обо всех событиях жизни может рассказать краткое содержание. «Ранний восход» покажет и знакомство с отцом Юры, профессором Гайбуровым. Очень интересный человек встретился на пути Коли. Он объяснил юному художнику, что всякое дело нельзя бросать на полпути, его надо доводить до конца. Тем более что Коля уже начал ходить в изобразительную студию Дома пионеров Киевского района. Занятия в изостудии вначале не заинтересовали Колю, но потом он понял, что они ему дают, и как быстро он продвигается вперед. Это показывает повесть «Ранний восход» (Кассиль). Краткое содержание книги рассказывает, почему и какие темы выбирал Коля для рисования - он хотел рисовать только то, что он знает и представляет хорошо, то есть не лгать рисунком.

Победа

Вот она и пришла, долгожданная победа, а с ней отец Коли, ослепший от болезни, прозрел. У Коли в семье было двойное счастье. Все высыпали на Красную площадь встречать ранний восход. Кассиль (краткое содержание книги приводится в этой статье) описывает это незабываемое ликование. Коле наказали когда-нибудь нарисовать эту картину.

Честная победа

Собравшиеся знакомые отца-художника в один голос сказали: «Надо по-настоящему учиться». Все лето Коля серьезно готовился к экзаменам в школу при Суриковском институте. Он не успевал встречаться с друзьями - все время поглощало любимейшее дело. Они обижались, посмеивались, но перед Колей стояло одно слово: экзамены, которые он среди большого конкурса выдержал. Для Коли, которому еще не исполнилось и 15 лет, это был действительно ранний восход. Кассиль, краткое содержание повести показывают целеустремленность и настойчивость одаренного мальчика.

Характер и манеры

Вот кем он не был, так это занудой. Мальчик любил людей и смотрел на них со вниманием. От его взгляда всем делалось хорошо. Коля был вежливый и самостоятельный, любил дарить маме хоть и скромный, но букетик цветов. Двигался свободно и легко, жесты были плавными. Одевался просто и аккуратно, в спортивном стиле. Но был у него во дворе недруг Викторин, который каждый раз пытался подбить Колю сделать что-нибудь неправильное, начать курить, например. Но Коля твердо сказал, что будет всегда поступать, как сам считает правильным, по собственной совести. А двор перестал его интересовать совсем.

Новая жизнь

В новой художественной школе нравилось все. Все ребята были новички, и никто не хвастался. И вдруг на уроке по композиции Коля получил тройку: педагоги решили, что он сделал свои рисунки, глядя на работы Серова. Это было не так, но преподаватель сказала, что из этого Коля должен извлечь урок: надо больше учиться. Ему советовали - ищи необычное в обычном, а в необыкновенном отмечай типичное, только тогда будет ярко и правдиво. Он много читал книг по искусству. Школа была - целый мир, поглощавший Колю. Это все отражено в книге «Ранний восход», краткое содержание которой рассказывает о том, что целиком и полностью захватывало и не отпускало подростка.

Репинка

Но вот подошло лето. Коля с сестрой Катей собрались поехать к домработнице Нюше, которая работала у них до войны, и пообещал маме, что рисовать будет много. Их в деревне приняли как самых дорогих гостей. Коля и его сестра быстро подружились с деревенскими ребятами. Один молодой пастушок рассказывал, как ему в одиночку довелось бороться с двумя волками. Коля нарисовал его портрет и пообещал, что в Москве сделает картину «Подвиг пастушка». Подружился Коля и с Мишей Хруповым, который жил в Репинке вторую неделю и показал Коле много красивых мест. По всей Репинке пошли разговоры, что здесь рисует художник, и многие бежали посмотреть. Но для настоящей работы требовалось уединение.

А для ребят из деревни Коля сделал лук и стрелы, а также забавные мишени из бумаги. Он рисовал и рисовал, не останавливаясь. Приближалась осень. За лето накопилось много работ. Папа с мамой будут рады.

А Миша Хрупов зазвал Колю на охоту. Вышли чуть свет. День только начинался...

Как рождается замысел?

Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково.

Очевидно, ответ на вопрос, «как рождается замысел», надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью.

Легче ответить на вопрос, что нужно для того, чтобы замысел появился, или, говоря более сухим языком, чем должно быть обусловлено рождение замысла. Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя.

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи.

Замысел - это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра - молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти.

Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию - замысел.

Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее на душу слово, сон, отдаленный голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода.

Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

Лев Толстой увидел сломанный репейник - и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.
Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

Если молния - замысел, то ливень - это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным.

«И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал».

Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Но это так называемое «вынашивание» замысла происходит совсем не так, как это представляют себе наивные люди. Оно не выражается в том, что писатель сидит, стиснув голову руками, или бродит, одинокий и дикий, выборматывая свои думы.

Совсем нет! Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей «быстротекущей жизни».

Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.

Знаменитая повесть Льва Кассиля посвящена удивительной личности Коле Дмитриеву, молодому, но невероятно талантливому художнику. Сам Лев Кассиль был писателем - педагогом, стремившемся воспитывать детей в атмосфере добра и справедливости.

И многие его произведения раскрывают перед детьми настоящие ценности жизни и более осмысленный взгляд на мир. Они писал на многие, совершенно разные темы, но все они приходили к одной к формированию и развитию личности. А что может быть важнее для детей?

Кассиль не пытался скрыть от детей тягости и печали жизни, наоборот художественным образом он раскрывал их, тем самым подготавливая их ко взрослой жизни. Одним из самых известных и запоминающихся произведений Кассиля является документальная повесть «Ранний восход».

Анализ и краткое содержание повести

Повесть о юном, трудолюбивом и невероятно одаренном мальчике можно назвать довольно новаторской, это стало открытием не только для творчества Кассиля, но и для русской литературы в целом. Сюжет повести довольно прост, но именно в нем и заключен главный философский замысел писателя.

Четырнадцатилетний художник Коля Дмитриев не только одарен талантом, он желает его развивать, желает достигнуть большего, и поэтому много трудиться. Но на пятнадцатом году его жизнь внезапно обрывается. А ведь он мог достичь таких успехов, он мог бы подарить искусству так много прекрасных и гениальных произведений, но ему было суждено умереть.

Помимо философского подтекста повести, Кассиль поднимает тему эстетического воспитания. Он не боится, что дети будут напуганы смертью главного героя, он старается рассказать им о большем, чем о драматической ситуации в семье Дмитриевых.

Это произведение посвящено теме формирования личности, Кассиль наглядно демонстрирует, как четырнадцатилетний мальчик не забрасывает свой талант, а усердно, даже неистово развивает его, и в этом заключен главный смысл документальной повести. Он призывает читателей учиться у Коли усердию, терпению и самосовершенствованию.

Художественная выразительность творчества Кассиля

Стиль и художественные приемы Кассиль тоже направлены на реализацию этой темы, позволяя читателям наблюдать за развитием таланта своего героя, он развивает в них вкус и чувство прекрасного. Несмотря на то, что повесть документальная, она не лишена художественной тонкости и оригинального стиля.

Кассиль создает особое настроение, которое склоняет к эстетическому взгляду на мир, на оценку его со стороны искусства. Творческие поиски Коли Дмитриева это наглядный пример для каждого человека, это отображение процесса формирования личности.

А формироваться она начинает изнутри, при помощи внутренних переживаний и настроений, и внутренний мир маленького художника яркий образец этого процесса. Трагический финал повести можно понять только после осмысления подтекста всей повести в этом заключается тонкий и оригинальный замысел Кассиля.

«Ранний восход» - это неоценимый вклад не только в развитие русской литературы и культуры, но и в воспитание подрастающего поколения. Ведь на повестях и рассказов Кассиля можно учиться жизни, а на примере его необычных и сильных героев познавать самого себя.