Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни. Кто имеет право на бесплатный земельный участок на Дальнем Востоке. Закон о раздаче земли на Дальнем Востоке

С 2016 года у россиян появилась возможность 1 гектар (10 000 кв.м.) земли на Дальнем Востоке. Принятый закон вызвал широкий интерес у граждан нашей страны: как будут распределяться и кому они положены?

Дальний Восток относится к числу регионов с крайне низкой плотностью населения. Именно на решение этой проблемы направлен закон о дальневосточных гектарах. Согласно данным Минвостокразвития в ДФО сегодня есть 600 млн га земель, тогда как и здесь используется всего 2 млн.га.

Ведомство указывает, что для освоения могут быть использованы 147 млн га. Таким образом, при желании каждый россиянин вправе стать полноправным дальневосточным землевладельцем (численность всего населения России не превышает 146 млн.чел).

Только в Хабаровском крае россиянам доступны до 0,915 млн га лесного фонда и еще около 11 400 га земель бывших совхозов .

Закон о раздаче земли в ДФО (119-ФЗ) был подписан президентом в мае 2016 года.

Его полное название: «Об особенностях предоставления земельных участков на территории ДФО».

ФЗ предполагает выделение бесплатных земельных наделов всем желающим, которые проживают на Дальнем Востоке или хотели бы сюда переехать. Владельцами могут стать физлица и индивидуальные предприниматели . Участок можно будет использовать по своему усмотрению: , создания своего бизнеса, ведения , и пр.

Для планирующих переехать на Дальний Восток Правительство предусмотрело ряд дополнительных льгот и привилегий.

Так, планируется оказывать всестороннюю поддержку развитию сельскохозяйственной отрасли и предоставлять переселенцам льготные ставки по ипотечным кредитам.

Также переселенцы в районы Крайнего Севера смогут пользоваться уже действующими социальными гарантиями и надбавками:

  • «северные» надбавки к зарплате в размере 30-100% в зависимости от стажа;
  • сокращенная рабочая неделя для женщин (36 часов);
  • оплата отпуска, необходимого для переезда и обустройства;
  • дополнительный отпуск до 24 дней;
  • оплата проезда к месту ежегодного отпуска и обратно (не более 2 раз за год);
  • досрочная трудовая пенсия;
  • надбавка за рабочий стаж и статус молодого специалиста.

Предполагается комплексная поддержка малого бизнеса в виде грантов и субсидий, помощь кооперативам в проводке электросетей и строительстве инфраструктурных объектов.

Согласно исследованиям ВЦИОМ заинтересованность в переезде проявили 29 млн.человек (среди них реально готовых переехать гораздо меньше). В основном это люди в возрасте до 24 лет.

Наиболее популярные для переезда регионы: Приморье, Хабаровский край и Амурская область.

Кто имеет право получить землю

Заявки начали оформляться в июне 2016 года и первоначально их могут только жители дальневосточных регионов.

Сейчас реализация проекта идет в девяти пилотных регионах:

  • Ханкайском районе (Приморье);
  • Амурском (Хабаровском крае);
  • Октябрьском (Еврейской автономной области);
  • Нерюнгринском районе (Якутии);
  • Ольском (Магаданской области);
  • Усть-Большерецком (Камчатском крае);
  • Тымовском (Сахалинскйой области);
  • Анадырском (Чукотском автономном округе);
  • Архаринском (Амурской области).

По данным Минвостокразвития данные регионы выбирались не случайно, а исходя из транспортной доступности и качества связи. Для интересующихся фермерским хозяйством пригодны только три региона: Приморский край, Амурская область и ЕАО.

С февраля 2017 года возможность оформления заявлений на участки появится у всех россиян независимо от места их проживания.

В законе особенно подчеркивается, что землю могут получить только россияне. У иностранцев даже отсутствует возможность ее арендовать, не говоря о получении в собственность. Речь идет об иностранных физических и юридических лицах, а также лицах без гражданства.

Допускается также оформить не право собственности, а . Заявление о переоформлении прав собственности гражданин может подать и до истечения пятилетнего срока.

Есть одно исключение: если гражданину передана земля из лесного фонда она не может быть переведена в собственность. В данном случае гражданин вправе получить землю в свое владение только по истечении 10 лет и при условии перевода земель из лесного фонда в иную категорию.

В течение первого года землепользователю нужно решить, как именно он планирует использовать вверенную ему землю. Об этом нужно уведомить уполномоченные органы через сайт. Через три года заполняется декларация по пользованию участком. Утвержденный вид использования землей всегда можно изменить.

На протяжении всего времени пользователь должен уплачивать земельный налог.

Если госкомиссия выяснит, что участок так и не был освоен, то договор безвозмездного пользования будет расторгнут государством в одностороннем порядке. При этом местные власти должны будут доказать в суде факт нецелевого использования. Именно суд принимает окончательное решение о передаче земли.

Что значит понятие «земля освоена» еще не до конца ясно, так этот вопрос еще не урегулирован дополнительными нормативно-правовыми актами. С землей под ИЖС все более-менее понятно: за пять лет там нужно построить и зарегистрировать какую-либо постройку.

По закону земля не предоставляется в пределах городских округов и поселений .

Существует одна проблема: наделы выделяются на территориях, удаленных от населенных пунктов минимум на 10 км (если речь идет о небольшом городе до 50 тыс.человек) или 20 км для населенных пунктов, в которых проживают более 300 тыс.человек.

Как получить землю?

Процесс получения «дальневосточного гектара» достаточно прост: заявку можно оформить в электронном виде.

Порядок получения земли состоят из 6 этапов:

  1. Регистрация на портале Госуслуги.
  2. Вход в личный кабинет на официальном сайте НаДальнийВосток.рф с помощью созданного логина/пароля на портале Госуслуг.
  3. Формирование на публичной кадастровой карте границ предпочтительного участка.
  4. Подтверждение выбора.
  5. Формирование заявления в электронном виде и подтверждение его направления в уполномоченные органы. Предварительно нужно проверить корректность представленной информации. На все указанные выше этапы у пользователя должно уйти не более 15 минут.
  6. После формирования заявки уполномоченный орган должен поставить выбранный участок на учет и издать постановление о его передаче в бесплатное пользование.
  7. На завершающем этапе подписывается договор о безвозмездном пользовании.

Оформление займет не более 30 дней.

Прохождение всех указанных этапов абсолютно бесплатно для пользователя. В личном кабинете заявителя всегда можно увидеть перечень документов, статус их рассмотрения, а также сведения об участке:

  1. схема его расположения,
  2. характеристики (площадь, периметр, аэрофотосъемка)
  3. и само заявление.

В некоторых случаях потребуется проведение кадастровых работ.

Для заявителя они бесплатны и выполняются за счет бюджета.

В личном кабинете будет доступна информация об уполномоченных за проведение работ на выбранной территории инженерах (организациях), с которыми заключается договор.

По результатам проведения кадастровых работ заявителю предоставят в электронном и бумажном виде , технический план, акт обследования и из кадастрового реестра.

Если у гражданина отсутствует доступ в интернет, то допускается передача заявления через МФЦ, посредством отправки письма в уполномоченные госструктуры или через Росреестр.

При этом в заявки указываются следующие данные:

  • ФИО, место его проживания, СНИЛС и паспортные данные;
  • кадастровый номер участка;
  • реквизиты решения о межевании территории или об утверждении проекта межевания;
  • вид права, на котором заявитель хотел бы приобрести участок;
  • цель использования земли;
  • контактная информация для связи с заявителем.

К заявлению прилагаются копия паспорта и схема участка (на бумажном носителе или сформированная на электронном носителе). Кроме того потребуется доверенность, если документ передается представителем. Истребование прочих документов запрещается.

По результатам рассмотрения заявления с гражданином заключается договор безвозмездного пользования земельным участком.

В нем прописываются целевое предназначение земли (его всегда можно изменить), реквизиты участка и сроки действия договора (5 лет) .

До истечения срока договора гражданин должен подать заявление о выделении ему участка в собственность или на правах аренды.

При принятии решения о выделении пользователю земли государственный орган подготавливает проект договора аренды или безвозмездной передачи и направляет его заявителю. На подписание договора у заявителя будет 30 дней.

Подписанный договор можно предоставить лично в уполномоченный орган, по почте или в форме электронного документа.

Когда подписанный получен госорганом, тот должен вынести решение о выделении ему участка земли в собственность. Вместе с договором, подписанным обеими сторонами, можно обратиться в Росреестр за оформлением прав собственности.

Когда могут отказать?

После поступления заявления от пользователя о согласовании земли у уполномоченных органов будет 10 дней на проверку заявления. Если оно не соответствует установленным требованиям или не хватает каких-либо документов из перечня, то заявление возвращается назад заявителю. При этом указываются причины для его возврата.

Отказ может быть вынесен в том случае, если после получения постановления от органов земельного или пожарного надзора, лесной охраны пользователь не устранил нарушения в установленные сроки.

Территория, которую занимали древние корейцы во второй половине 1 тыс. до н.э. включала современную Корею, Южную Маньчжурию, полуостров Ляодун. В лесах и долинах жили земледельцы, в горах – охотники. Уже к 7в. до н.э. древние корейцы перешли к изготовлению бронзовых орудий; в последние века до н.э. быстро распространились железные орудия и оружие.

Первое древнекорейское государство Чосон сложилось в 3в. до н.э.; его основой было довольно развитое земледелие. Чосон располагалось на полуострове Ляодун и современной Северной Корее.

В 1в. до н.э. на северо-западе шло объединение племен вокруг племени когуре, в результате чего образовалось государство Когуре (север Корейского полуострова и юг Маньчжерии); на юге такие процессы шли вокруг племени хан – образовалось государство Силла. Наиболее сильным было государство Когуре, правители которого успешно боролись с Ханьской империей и обились полной независимости.

Общество было разделено на классы – знать, господствующий класс во главе с монархом; известны рабы, пополняемые за счет военнопленных, которые использовались преимущественно в домашнем хозяйстве. Юридически свободное, но экономически зависимое от государства население – “низшие дворы” – было самым многочисленным эксплуатируемым классом.

В 1-2вв. н.э. правитель Когуре уже обладал всей полнотой власти монарха. Он опирался на военно-служилую знать, делившуюся на 12 рангов. Военный характер организации государства был обусловлен частыми войнами с ханьскими государствами. В это время были изданы законы, закрепляющие классовое деление общества, привилегии господствующего класса. Существовали жестокие наказания за преступления против собственности.

К 4в. н.э. закончилось объединение юго-западной части полуострова под главенством Пэкче; к 5в. в юго-восточной части укрепилось государство Силла.

Основное направление внешней политики – борьба с ханьским Китаем.

Государства Юго-Восточной Азии в древности

Благоприятные условия среды этого региона (высокие температуры и влажность, богатство растительного мира) привели к повышенной роли собирательства, и уже в мезолите (8 тыс. до н.э.) люди перешли к производящему хозяйству (возделывание бобовых и бахчевых). В неолите здесь сложился тип рисоводческого хозяйства, который был более или менее един для древнейшей Юго-Восточной Азии. Территория этого региона в древности занимала область долин Сицзяна и Янцзы с правыми притоками, ее периферией была долина Ганга. Основные древние народы – австроазиаты (моны, кхмеры) в ее континентальной части, австронезийцы (малайцы, яванцы) – в сотровной. Наиболее развитыми были автроазиатские области Южного Индокитая, где уже в 5 тыс. до н.э. население перешло к энеолиту, а в 4тыс. – к бронзовому веку. Однако ко 2 тыс. до н.э. экономическое развитие этого региона начало отставать от соседних. Сложный режим рек затруднял создание ирригационных систем, необходимых для возделывания риса. Долгое время население жило небольшими сельскими общинами, занимающимися рисоводством.

Лишь в позднем бронзовом веке, во время Донгшонской цивилизации (по д. Донгшон в Северном Вьетнаме) начали возникать укрепленные поселения и складываться первые государства.

Древнейшие письменные источники, написанные своеобразными иероглифами, обнаружены не так давно, и их число ничтожно. Основные сведения содержатся в древней эпиграфической литературе на санскрите. Важную роль играют средневековые хроники (вьетские, монские), а также свидетельства древнекитайских, древнеиндийских и античных авторов.

Раннеклассовые государства этого региона можно разделить на 4 группы:

    Государства Северо-Восточного Индокитая и северного побережья Южно-Китайского моря.

    Государства Южного Индокитая.

    Государства древних индонезийцев на Малакском полуострове и Архипелаге.

    Государства центральной части Северного Индокитая и прилегающих районов.

Из государств в Северном Вьетнаме лучше всего были известны более северные государства, в первую очередь, царство Юэ (Вьет). Собственные письменные источники не сохранились, однако археологические данные свидетельствуют о наличии в этом регионе (Северный Вьетнам, низовья реки Хонга) очень древнего и самобытного государства. Царство Юэ возникло в 7в. до н.э. в низовьях Янцзы. Основное занятие населения – поливное рисоводство. В 4-3вв. до н.э. на этой территории известно 5 государств (возникли они, вероятно, гораздо раньше): Ванланг (затем Аулак) в низовьях Хонга, далее на восток Тэйау, Намвьет и др.

Наиболее развитыми в 3в. до н.э. были государства Аулак и Намвьет. основная масса эксплуатируемого населения – мелкие производители-общинники; существовали и рабы, что подтверждается источниками. Во главе государства – выонг (монарх). Верования древних вьетов основаны на культе предков, духов земли, почитали крокодила-дракона и водоплавающих птиц.

В 221-214гг. до н.э. Аулак, Тэйау и Намвьет вели борьбу с Циньской империей, в ходе которой только Аулак сохранил независимость, присоединив часть Тэйау. Намвьет восстановил свою независимость только после падения Циньской империи; обес траны объединились в одну Намвьет-Аулак. Во 2в. до н.э. в Восточной и Юго-Восточной Азии это государство по силе уступало только империи Хань. Основу экономики составляли рисопроизводящие хозяйства. Существовало ремесло, важную роль играла торговля, имелись крупные города. Усложняется социальная и классовая структура, получает дальнейшее развитие рабство, усложняется государственный аппарат. С начала 2 в. до н.э. правители стремятся объединить под своей властью соседние государства, ведут успешные войны с Ханьской империей. Однако в 111г. до н.э. страна была захвачена императором У-ди, однако установление ханьского господства не сопровождалось существенным вмешательством во внутреннюю жизнь.

Особую группу древних государств в Юго-Восточной Азии в 3-2вв. до н.э. составляли горные древнетайские государства Диен и Елан. Значительную роль здесь играет скотоводство. Процессы формирования классового общества привели к возникновению здесь раннерабовладельческих обществ. Класс рабов пополнялся из числа подчиненных этнических групп.

В начале 1в. н.э. администрация Ханьской империи предприняла попытку массовой ассимиляции населения Северного Вьетнама, однако натолкнулась на сопротивление. В 40-44гг. в ходе восстания Двух Сестер (руководители – сестры Чынг) была восстановлена независимость в пределах древнего Аулака. Однако попытки восстановить политический контроль продолжались и лишь в 1-2вв. н.э. империя Хань начала постепенную передачу власти местной знати.

В 3-5вв. н.э. здесь распространяется буддизм, ставший основной религией вплоть до 12-13вв. В эти же века распространилась и китайская культура.

На рубеже нашей эры классовые общества сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Ведущая социальная единица – малая сельская община. Каждое из государств (Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра, небольшие монские государства в Южной Бирме, малайские государства Малаккского полуострова, ранние яванские государства) располагались вокруг определенного политико-экономического ядра – густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица являлась крупнейшим городом и портом. Многие государства вели морскую торговлю.

В структуре господствующего класса не зафиксировано деление на варны, касты или ранги. Класс мелких общинников зависел от государства или конкретного землевладельца. Основная отрасль производства – земледелие. Государство было тесно связано со жречеством, которое зависело от государства. Верховная власть присвоила себе многие религиозные функции. Основной формой эксплуатации была рента-налог в пользу государства или представителей высшей аристократии (с согласия государства).

Большинство монских и кхмерских государств возникло около 1в. н.э. Наиболее крупное – Бапном – объединяло в период расцвета весь равнинный Южный Индокитай. На рубеже 2-3вв. древнекхмеркие монархи (курунги) перешли к завоевательным войнам. Самым известным из монархов был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и племенных территорий. Бапном усиливался до 4в. н.э., велось ирригационное и храмовое строительство, распространились индуизм и буддизм, укреплялась власть монарха. Однако в 5 – начале 6в. государство прекратило свое существование в связи с усилением северных группировок.

В островном мире в 1-4вв. н.э. складывались 2 группы государств: западная (малайская) и восточная (яванская). Западная – суматранские государства и государственные образования Малакского полуострова. Большую роль у них играет внешняя торговля (в основном пряности). Наиболее известны государства Ланкасука, Катаха и Тамбралинга. Путешественники отмечали пышность их дворов, силу армий. Высоким был и уровень культуры (санскритская литература, письменность и язык, индуистские и буддийские верования).

Среди яванских государств наиболее известны Тарума на Западной Яве и Мулавармана на Калимантане (4-5вв.). Их социальная структура похожа на структуру Бпнома.

На восточном берегу Индокитайского полуострова располагалось государство Тьямпа, по аграрной структуре напоминавшее вьетское общество. Это морская торговая держава с сильным флотом и регулярными торговыми связями. В культурном отношении оно было частью индонезийского мира, во многом на них влияли и кхмеры. Отношения с империей Хань характеризовались чередованием войн с дипломатическими миссиями и контактами.

Отношения атаманов с Омском обострились после захвата в нём власти вице-адмиралом Александром Колчаком 18 ноября 1918 года. Колчак объявил себя «верховным правителем России». Семёнов и два других дальневосточных атамана отказались признавать его в этом качестве.

При этом Семёнов вёл напрямую переговоры с другими казачьими и белогвардейскими лидерами. Так, в декабре 1918 года к нему прибыл эмиссар Оренбургского казачьего войска полковник Рудаков с просьбой оказать содействие оренбургским казакам, попавшим в тяжёлое положение из-за наступления Красной армии. Семёнов распорядился выделить на помощь оренбуржцам дивизию и три бронепоезда, однако оренбургский атаман Александр Дутов якобы отказался принять эту помощь по политическим мотивам – из-за того, что Семёнов не подчинялся Колчаку. Впрочем, непонятно, как такая воинская сила могла быть отправлена из Забайкалья через территорию, подконтрольную Колчаку в условиях чуть ли не военного конфликта между ним и Семёновым.

Семёнов объявил блокаду «белой Сибири» со стороны Дальнего Востока и не пропускал грузов, отправляемых союзниками Колчаку по Транссибирской магистрали. Тем приходилось доставлять их Северным морским путём, через устье Оби, и то этот путь открылся лишь летом 1919 года. Таким образом, в решающий период своей борьбы с большевиками, зимой 1918/19 и весной 1919 года, армия Колчака была полностью лишена материального снабжения со стороны союзников, что стало не последней причиной её поражения.

Все переговоры о подчинении дальневосточного казачества Колчаку срывались Семёновым, за которым стояли японцы. В конце декабря 1918 года Колчак в письме главнокомандующему белыми армиями на юге России генералу Антону Деникину (сам Деникин получил это письмо только в апреле 1919 года) жаловался на то, что «поддерживаемые японцами так называемые атаманы Семёнов, Калмыков, Гамов со своими бандами образуют враждебную мне группу и до сих пор вопросы с ними не улажены, так как японцы открыто вмешались и воспрепятствовали мне вооружённой силой привести в повиновение Семёнова».

Эти строки показательны во многих отношениях. Во-первых, видно, что Колчак (а не Семёнов) был инициатором острого конфликта, стремясь добиться безусловного подчинения атаманов и не допуская компромиссов. Но с какой стати Семёнову, участвовавшему в борьбе с большевиками с первых дней гражданской войны, было подчиняться доселе никому не известному вице-адмиралу, привезённому в Омск англичанами? Во-вторых, Колчак называет дальневосточных казаков «бандами» не из-за их зверств, а только из-за неподчинения их атаманов. Это заставляет подозревать, что акцент на этих зверствах был сделан впоследствии умышленно, а на самом деле дальневосточные атаманы ничем в этом плане не отличались от самого Колчака и лояльных ему атаманов (Дутова, Анненкова и др.).

Из года в год население Сибири и Дальнего Востока редеет, только за 2012–2015 Дальневосточный федеральный округ (ДФО) потерял 90 тыс. человек. Если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому, поэтому проект о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки. На каких условиях и кто может претендовать на участки в ДФО?

 

«Если не заселить Сибирь, мы ее неизбежно потеряем» (Эдуард Лимонов)

Минвостокразвития с сентября 2015 года разрабатывало проект, определяющий кто и как может получить землю на Дальнем Востоке бесплатно. Закон №119-ФЗ от 01.05.16 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, ...входящих в состав ДФО...» вступил в силу 01.06.16. Главная цель инициативы - остановить вымирание региона: привлечь население из других округов и удержать свое собственное. Закон предоставляет любому жителю страны в собственность безвозмездно 1 га земли на Дальнем Востоке с условием - освоение участка по назначению в течение 5 лет.

Зачем заселять Дальний Восток

Отток населения Западной Сибири и ДФО - итог внутренней миграции: трудоспособные граждане переселяются в более «хлебные», перспективные в плане деятельности и заработка европейские регионы страны. Сильнейшим центром притяжения россиян является Москва.

Статистика по Дальнему Востоку печальнее, чем у соседней Западной Сибири просто потому, что последний регион успешно восполняет народонаселение за счет мигрантов из ближних азиатских стран СНГ. Дальний Восток для узбеков, таджиков и киргизов неудобен и реально далек.

В Новосибирской области за 2015 год общий прирост населения на 80% был обеспечен миграционным приростом и лишь на 20% - естественным. При этом более трети мигрантов - въезжающие из СНГ, цифра растет ежегодно.

При этом ДФО - это богатейший регион России - леса, поля и реки, занимающие более трети площади страны.

На каждый квадратный километр Дальнего Востока приходится один житель. Ясно, что статистику портят малолюдные Чукотка и Якутия с неприветливым для проживания и почти любой деятельности климатом. Но даже после анализа территории и исключения «медвежьих углов» 23 % земель ДФО (140 млн га) признаны пригодными для освоения. Таким образом, 1,4 из 6,17 млн кв. км общей площади региона ждут хозяев.

Суть проекта: как получить гектар земли бесплатно

Кто может претендовать на дальневосточный гектар? Любой гражданин РФ однократно. По коллективной заявке (разрешены для групп до 10 граждан включительно) выдают участок из расчета 1 га на человека. Например, семья из 3-х человек сможет получить 3 гектара. С желающими получить землю заключается пятилетний договор безвозмездного пользования участком.

Как можно использовать полученный гектар? На любые законные цели. При этом сообщить о выбранном виде пользования (для создания личного подсобного или дачного хозяйства , индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства и т. д.) нужно в течение года с момента заключения договора безвозмездного пользования.

Стоит учесть, что из-за климатических, географических и прочих особенностей субъекты региона имеют разный экономический потенциал. Для организации производства и ведения сельского хозяйства наиболее благоприятны Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, для туристического бизнеса и создания рекреационных зон - Сахалин, Камчатский край и Приморский.

Когда и какую землю можно оформить в собственность? Если участок за 5 лет безвозмездного пользования освоен по заявленному назначению, и в течение указанного срока пользователь не нарушал земельное/лесное законодательство (или вовремя устранял нарушения):

  • земли лесного фонда предоставляются в долгосрочную аренду (до 49 лет);
  • прочие предоставляются в собственность бесплатно в пределах 1 га на гражданина.

Статья 7 закона содержит 25 причин, по которым заявителю могут отказать в предоставлении участка. Так, невозможно получить землю, зарезервированную для государственных/муниципальных нужд или инвестпроектов, расположенную на территории традиционного природопользования коренных народов. Не подлежат раздаче участки в особых экономических зонах, зонах опережающего/территориального развития и т. д. В области сельского хозяйства ДФО нацелен на тесное сотрудничество с Северо-Восточным Китаем, поэтому часть земельных ресурсов региона «забронирована» под текущие и будущие совместные проекты.

Пока участки российским гражданам предоставляют лишь в девяти пилотных районах. Уже в октябре 2016 года остальные территории ДФО будут подключены к проекту, а с февраля будущего года дальневосточный гектар сможет получить каждый житель РФ.

Закон №119-ФЗ установил некоторые ограничения в отношении полученных участков. Во-первых, переданные в безвозмездное пользование, в собственность или аренду земли нельзя передавать иностранцам (гражданам и организациям) ни на каком основании (продажа, аренда и др.). Во-вторых, местные власти вправе исключить из раздачи территории населенных пунктов и вблизи них: в радиусе 10 км от пунктов с числом жителей свыше 50 тыс. человек и 20 км - с населением свыше 300 тыс. Скорее всего, бизнес придется организовывать вне инфраструктуры городов и поселков.

Дальневосточный гектар - за 5 шагов и 30 дней

Законом предусмотрено создание специальной информационной системы (ИС) под проект для проведения процедуры электронным способом. Новый ресурс - https://надальнийвосток.рф/ - позволяет получить участок удаленно, без выезда в ДФО.

Таблица 2. Процедура получения земли через ИС*

Действие

Зарегистрироваться на сайте https://beta.gosuslugi.ru/

Зайти с использованием полученных на шаге 1 логина и пароля на портал (ИС) https://надальнийвосток.рф/

В ИС выбрать на кадастровой карте участок - самостоятельно задать его границы, используя инструменты карты.

В ИС сформировать и отправить электронное заявление в уполномоченный орган (см. перечень на https://надальнийвосток.рф/), который в течение 20 рабочих дней должен решить: удовлетворить прошение или отказать. В первом случае в личный кабинет пользователя поступает договор о безвозмездном пользовании.

Подписать договор о безвозмездном пользовании земельным участком.

Узнайте, какие варианты господдержки для малого бизнеса предусмотрены в РФ.

Примеры из прошлого, или Фермерам не беспокоиться

По закону №119-ФЗ цели использования земель могут любыми, от ИЖС до организации любого бизнеса. Однако исходя из характера бизнес-планов, предложенных на сайте ИС , складывается впечатление, что на Дальнем Востоке ждут в первую очередь «освоителей» сельскохозяйственных земель и лесного фонда. Аграрная колонизация азиатской России не новое явление. Как это было организовано в прошлом?

Начиная со второй половины 19-го века, переселение в Западную и Восточную Сибирь происходило с переменным успехом и разной степенью участия государства:

  • немногочисленные и мало контролируемые властями случаи миграции крестьян за Урал в 1870-1890 гг. были связаны с отменой крепостного права и представляли собой самовольный захват земель;
  • оживление переселению придали начинания С. Ю. Витте в 1890-1906, государство предлагало выезжающим незначительную помощь;
  • самый результативный, хорошо организованный приток населения в Сибирь и Дальний Восток был инициирован П. А. Столыпиным и длился с 1906 по 1914 гг.

За период 1861-1905 в Сибирь (Западную и Восточную) мигрировали примерно 1,82 млн человек, за 1906-1914 - 3,04 млн (около 2% от количества жителей России), всего - 4,86 млн человек. Аграрная колонизация второй половины XIX и начала XX веков дала Центральной полосе Сибири более 3 млн жителей, Дальнему Востоку (Приморью и Приамурью) - около 500 тыс. жителей.

За 8 лет переселения по-столыпински в азиатской России обосновалось людей в 1,7 раза больше, чем за предшествующие 40 лет. Успех объясняется прекрасной организацией процесса и достаточным финансированием: размещением и устройством новоселов занималось Переселенческое управление, бюджет которого в 1914 году составил 30 млн рублей (в 1894 - меньше 1 млн).

Скоро на Дальнем Востоке каждый россиянин сможет получить свой гектар земли. В отличие от столыпинского, современный проект заселения ДФО не предусматривает ссуд на обустройство, льготного переезда, столыпинских вагонов для перевоза скота и скарба. Государство не будет формировать сеть переселенческих организаций на местах; не озадачивается предварительным межеванием, строительством дорог, новых больниц и школ, подведением коммуникаций; не организует склады с сельхозтехникой. Сегодня земля на Дальнем Востоке предлагается в состоянии «как есть», все прочее, необходимое для жизни и бизнеса в неосвоенном по сути регионе должно «нарасти» само.

Но главное отличие сегодняшней социальной инициативы правительства от проекта позапрошлого века - в площади выделяемых земель. Во времена интенсивного заселения Сибири (1906-1914) норма земли составляла 15-20 десятин на мужскую душу, т. е. 16-22 га (1 десятина = 1,09 га). Служилым людям, бывшим казакам и офицерам, предлагали 30-50 и 200 десятин соответственно. Другой век - другие агротехнологии? Посмотрим, сколько земли нужно для реализации современных проектов, бизнес-планы которых опубликованы в ИС.

Таблица 3. Необходимая площадь для организации фермерских, охотничьих и рыболовных хозяйств

Вид землепользования

Оптимальный субъект ДФО для реализации

Необходимая площадь земельного участка*

Создание рыболовного хозяйства

Хабаровский край

Создание охотничьего хозяйства

5 га плюс 50 арендованных га

Кролиководство

360 кв. м, без покосов

Питомник по выращиванию растений

Еврейская автономная область

Выращивание крупного рогатого скота (молочное производство)

Приморский край

3 га плюс 100 га, арендованных под покос

Выращивание клубники в открытом грунте

не указан

2-3 га (для смены поля в 1 га раз в три года)

Выращивание овец (мясное производство)

Амурская область

Выращивание коз (молочное производство)

не указан

1 га на начальном этапе, без покосов

* - В бизнес-планах указан минимум площади.

Таким образом, на 1-2 га реальны лишь проекты по созданию кроликофермы , питомника по выращиванию плодово-ягодных культур да ЛПХ. Развертывание остальных хозяйств требует более обширных территорий. Если принять во внимание хороший сельскохозяйственный потенциал части субъектов региона, то удивительна «прижимистость» закона в отношении к потенциальным фермерам. А ведь увеличение площадей наделов земли хотя бы до столыпинского минимума (15-20 га) могло не только сообщить проекту более «фермерскую» окраску, но и дать ощутимые результаты.

«Крестьянское хозяйство можно создать только на 30-50 гектарах. А на одном гектаре нельзя создать ничего, только китайские теплицы поставить сплошняком - тогда будет окупаться» (Герман Стерлигов)

Таким образом, разработчики проекта ставку на сельхозпроекты (по крайней мере, с участием российского МСБ) не делают, как не считают раздачу дальневосточных гектаров и мерой по активизации экономической активности региона. Экономическую отдачу от инициативы ожидают, но лишь в качестве отложенного эффекта. Озвученная цель принятого закона - повышение интереса россиян к Дальнему Востоку, т. е. привлечение «столичных жителей» поближе к Тихому океану.

По своим целям и перспективам для россиян запущенный проект довольно невнятен. Но камень брошен, посмотрим, какие будут круги на воде.