Использование электронных образовательных ресурсов в детском саду. Список лицензионных электронных образовательных ресурсов, используемых педагогами доу

Введение……………………………………………………….

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов …………………………

1.1 Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности ……………………………………………………...

1.2 Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов …………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………...

Приложения

Введение

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.

Цель работы: Разработать ЭОР, для использования на уроках и в качестве методической копилки учителя;

    Изучить методическую литературу и источники сети Интернет;

    Изучить современные инструментальные программные средства для создания электронных образовательных ресурсов и сайтов.

    Определить структуру и содержание электронного образовательного ресурса «Профильное обучение информатике».

    Разработать ЭОР «Профильное обучение информатике».

Методы исследования

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов

      Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности

В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий для получения соответствующих специальности компетенций.

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?

Всего их пять:

    интерактив;

    мультимедиа;

    моделинг;

    коммуникативность;

    производительность.

Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

    получение информации;

    практические занятия;

    аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

      конспекты не писать;

    сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Классификацию электронных образовательных ресурсов целесообразно соотнести с видами образовательной деятельности. Наиболее известный вид – учебная работа, которая регламентируется Государственными образовательными стандартами (ГОС), учебными программами и организуется в различных формах: очной, заочной (дистанционной) и др. К учебной работе относится также сегмент самообразования, характерный для повышения профессиональной квалификации.

Значительное место в образовательной деятельности самых широких слоев населения определяется активностью, направленной на удовлетворение культурных и социальных запросов, разностороннее развитие личности и формирование общественной позиции.

К образовательной деятельности относится также получение справочной информации, необходимой в работе, учебе, личной жизни.

Соответственно, ЭОР разбиваются на три больших группы: учебные, социокультурные, информационно-справочные – рисунок 1.

Рисунок 1 – Классификация ЭОР

В рамках современной образовательной парадигмы, объединяющей три основных компонента обучения: получение информации, практические занятия и аттестацию, учебные продукты целесообразно подразделить на три соответствующих типа.

ЭОР можно классифицировать также по технологическим признакам, способам доставки и другим критериям. Для нас важно разделять текстографические ЭОР (иллюстрированный текст), аудиовизуальные (состоящие из одного медиаэлемента) и интерактивные мультимедийные ЭОР.

По способу доставки пользователю ЭОР подразделяются на продукты для глобальных компьютерных сетей, именуемые еще интернет-ресурсами, и ЭОР на локальных носителях (чаще всего – на оптических компакт-дисках).

Классификационная система ЭОР, позволяющая:

1) оперативно определять вид ЭОР в рамках предложенной системы;

2) выбирать адекватную технологию разработки нового или совершенствования ранее разработанного ЭОР, обеспечивающую его обучающую эффективность;

3) оптимизировать процесс анализа потребностей вузовского обучения в конкретных видах ЭОР (факультетов и кафедр) в соответствии с компетентностной моделью специалиста (выпускника кафедры, вуза).

При разработке классификационной системы ЭОР мы ориентировались на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного и личностно ориентированного деятельностного подходов.

Концептуальной основойразработки оперативной системы классификации ЭОР стали следующие принципы:

    определение целевой (функциональной) направленности разрабатываемых ЭОР в соответствии:

    с логикой учебно-познавательного процесса, разворачивающегося по конкретной учебной дисциплине

    с запросами кафедры и ожидаемыми образовательными результатами в виде конкретных профессиональных компетенций или их структурных элементов;

    с необходимостью обеспечения заявленного уровня развития компетенций для конкретных специальностей;

    определение соответствия учебного содержания ЭОР новым моделям (технологиям) организации вузовского обучения (обеспечению необходимого уровня интерактивности организации учебного содержания ЭОР);

    использование достижений новых информационных технологий при разработке ЭОР;

    обеспечение всех компонентов образовательного процесса для формирования необходимых компетенций по специальности (на соответствующих кафедрах УрФУ).

Указанные принципы легли в основу выбора критериев нашей классификационной системы, в соответствии с которой все многообразие ЭОР, создаваемых в вузе, можно объединить в следующие группы:

    ЭОР, различающиеся по критерию функционального предназначения, а именно:

    информационные ЭОР (вспомогательные и справочные источники информации: справочники, словари, электронные энциклопедии, библиография (основная и дополнительная литература), сайтография и т.п.);

    обучающие ЭОР (видеолекции, электронные УМК, электронные учебники система электронных практических занятий, виртуальные лабораторные работы и т.п.,);

    контрольно-диагностические ЭОР.

    ЭОР, различающиеся по уровню интерактивности (по форме взаимодействия пользователя с контентом ЭОР – Осин):

    ЭОР, предполагающие работу пользователя с неизменным видом контента (условно-пассивная форма интерактивности) ;

    ЭОР, обеспечивающие взаимодействие с контентом на уровне элементарных операций с его элементами (условно-активная форма интерактивности);

    ЭОР, предполагающие самостоятельный выбор пользователем методически обоснованной последовательности действий, приводящих к заданному обучающему результату (деятельная форма интерактивности);

    ЭОР, обеспечивающие произвольную манипуляцию с объектами и процессами, представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с контентом (исследовательская форма интерактивности).

3. ЭОР, различающиеся по способу взаимодействия пользователя с ресурсом:

    с помощью персонального компьютера (с локального носителя, через Интернет);

    сопроводительные ЭОР (используется преподавателем в мультимедийной аудитории, в компьютерном классе, для web-семинара);

    работа с использованием мобильных устройств;

    интеграция в систему управления процессом обучения (LMS);

    с помощью электронной книжки (Elnk).

4. ЭОР, различающиеся по формату представления:

    текстовые документы (MS Word, Adobe PDF, HTML, CHM) ;

    тексты с автоматизацией проверки;

    видео и аудио файлы;

    интерактивные мультимедиа ресурсы (Adobe Flash);

    презентации (Power Point);

    программные продукты (виртуальные практикумы);

    с интегрированием видео, аудио и flash компонентами;

    SCORM – пакеты.

5. ЭОР, различающиеся по технологии изготовления:

    электронный учебник в формате SCORM;

    видео-ресурс;

    HTML + Flash (mediatransformater) ;

    Flash-ресурс.

Разработанная классификация ЭОР в соответствии со спецификой обучающей деятельности на кафедрах и факультетах будет способствовать адекватности выбора ЭОР и повышению эффективности обучения на их основе.

С целью обеспечения единой терминологии вводится следующая классификация ЭОР:

    Нормативно-методические ЭОР (учебные планы, рабочие программы дисциплин).

Обучающие основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний; по функциональному признаку (значению и месту в учебном процессе) делятся на:

  • информационно-обучающие (учебники: сетевые, мультимедийные, электронные текстовые; учебные пособия; электронные учебные издания; лекции (тексты лекций (полные, краткие), конспекты лекций, видео- и аудио лекции (их курсы и фрагменты);

    информационно-вспомогательные(справочники, словари/глоссарии, электронные энциклопедии, сборники документов и материалов, указатели научной и учебной литературы (библиография – основная и дополнительная литература –, сайтография), научные публикации педагогов, материалы конференций статьи специалистов, первоисточники, фрагменты из бумажных учебных пособий, фрагменты чат-занятий, стенограммы проведенных ранее чат-дискуссий по изучаемой теме, авторские работы обучаемых по изучаемой теме или их значимые фрагменты, рецензии специалистов на работы студентов, презентации, сопровождающие лекцию / практическую / лабораторную работу, хрестоматии);

    практико-ориентированные (задания для самостоятельной работы студентов, практикумы, сборники задач и упражнений, виртуальные лабораторные и практические работы, семинарские занятия и т.п.);

    контрольно-диагностирующие (задания для самоконтроля).

Свелана Ефремова
ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира , в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новое требование к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования – необходимость использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) в организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ .

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в образование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) . Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства. Наибольший интерес вызывают мультимедийные ЭОР, позволяющие осуществлять полисенсорное воздействие, используя как зрительный канал (текст, фото, видео, анимацию, так и слуховой (аудио записи) : учебных видеофильмов, звукозаписей, обучающих, развивающих и коррекционных программ (при этом самостоятельного доступа к таким ЭОР у дошкольников нет , отбор ресурсов и условия их применения определяются педагогами). Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Многие педагоги и психологи (Б. С. Гершунскоий, А. А Журина, И. Г. Захарова, К. В. Петрова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными.

Необходимость широкого использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ прямо определяется требованиями к результатам реализации образовательных программ , определяемыми ФГОС ДО.

Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения в непосредственной образовательной деятельности значительно улучшается организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста , что повышает ее качество, делает каждое занятие нетрадиционным, красочным, ярким и доступным для восприятия детей. В работе с детьми используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками . Особенностью применения ЭОР состоит в том, что педагог разрабатывает для каждого вида занятия определенный электронный материал и встраивает его в традиционную систему занятий. Презентации помогают детям при изучении нового материала, позволяют проникнуть в сущность процессов и явлений.

Например, при ознакомлении детей конкретными природными явлениями используют слайды с изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. ЭОР могут моделировать природные явления, которые практически невозможно показать ДОУ. Такое использование электронных образовательных ресурсов позволяет прививать детям навыки исследовательской деятельности , формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать мышление. Например : рассматривание областей неживой природы (вода, воздух, лед и др.) ; живой природы (растения, животные, и экосистема лес) ; взаимодействие человека с природой.

В развитии речи, педагоги используют мультимедийные программы развивающего характера. Из всего многообразия хорошо зарекомендовали себя программы издательства «Новый диск» , «Медиа Хауз» , фирма «1С» . Работа с данной программой предполагает многообразные формы деятельности детей . Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая) .

Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны можно использовать на занятиях DVD диски из серии «Чудо - малыш» . Данные диски дополняют аудиодисками с записью текстов сказок, звуками предметного мира, мира природы, обучению построению предложений. Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков можно проводить большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций .

Итак, применение электронных образовательных ресурсов в непосредственной образовательной деятельности является эффективным способом передачи знаний , который соответствует качественно новому содержанию обучения, повышению познавательной мотивации в развитии старших дошкольников . Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) –хороший помощник в подготовке педагога к занятиям.

Список используемой литературы и источников :

1. Авдеева С. М. Российская школа на пути к информационному обществу/ С. М. Авдеева // Вопросы образования . – 2005. – № 3. – С. 33–53.

2. Салихова З. М. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / З . М. Салихова, Ю. В. Минеева, Н. И. Левшина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года [Электронный ресурс]: Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/360/885 (дата обращения : 16.11.2014).

3. Тихомиров О. К. Психологические проблемы компьютеризации

/ О. К. Тихомиров // Вопросы философии. – 2006. – № 3. – С. 15–19.

Публикации по теме:

Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников. Выступление из опыта работы «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста РафиковаНурияХамзяевна.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

Открытое занятие «Развитие изобразительных навыков дошкольников в непосредственной образовательной деятельности» Муниципальное бюджетное общее образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70 им. Героя Советского Союза А. В. Мельникова.

Конспект непрерывной образовательной деятельности о труде нефтяников для старших дошкольников. Программные задачи: 1. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:

«Технологии обучения дошкольников» - Технологии применяемые педагогами. Роль взрослого в игре. Особый вид человеческой деятельности. Проектная деятельность. Коррекционные технологии. Типы проектов. Современные технологии обучения дошкольников. Эффективное обучение детей. Закаливание. Игровая технология. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

«ИКТ в образовательном процессе ДОУ» - ИКТ в работе с детьми. Этапы работы. Низкий уровень информационной компетентности. Занятия в компьютерном кружке. Использование ИКТ в ДОУ. Использование цифровых образовательных ресурсов. Обучение педагогов. Занятия детей. Использование информационных компьютерных технологий. Структура занятий. Сертификат участника вебинара.

«Питание в детском саду» - Готовые десятидневные меню. Документы «План-меню». Стоимость программного продукта. Бракераж готовой продукции. Данные о движении продуктов. Ведомости выполнения норм потребления витаминов. Отчет по остаткам продуктов. Основной набор блюд. Требование на отпуск со склада. Программный продукт. Накопительные ведомости.

«Инновации дошкольного образования» - Инновационный проект для детского сада. Этапы осуществления проекта. Метод проектов в ДОУ. Инновации в ДОУ. Нововведение. План работы над проектом. Дошкольное образование – традиции и инновации. Волшебная астрономия. Название проекта. Рабочие учебные программы.

«Роль дошкольного образования» - Роль негосударственных ДО. Рост рабочих мест. Проблема шаговой доступности. Экономические доводы. Инвестиции и ясли. Социальная инфраструктура. Индивидуальный подход. Навыки. Соглашение. Дошкольное образование. Билингвальный частный детский сад.

«ИКТ в работе ДОУ» - Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами. Использование глобальной сети интернет. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения. Возможность индивидуализации обучения. Существующие на рынке обучающие программы. Значение использования информационно-коммуникационных технологий.

Всего в теме 15 презентаций

Понятие ЭОР. Обзор ЭОР для системы общего образования.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из характеристик школы XXI века названа ориентация её деятельности на использование технологии будущего. К одним из таких форм относится использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Возможность реализации образовательных программ с применением ЭОР в настоящее время закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской федерации».

«Электронный образовательный ресурс» – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Это то, что требуют от педагога реалии сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, большинство учителей так и не имеют об этой теме достаточного представления.

Ещё одной «страшной» проблемой для некоторых учителей является компьютер. А так ли страшна аббревиатура ЭОР?

Давайте разберёмся в этом вопросе!

ЭОР – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещённые на компьютерных носителях и/или в сети Интернет. Иными словами, это - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС).

ОМС - это электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи.

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: мультимедийность, моделирование, интерактивность.

ЭОР по технологии создания подразделяются на текстовые (гипертекстовые), текстографические (ресурсы, представленные на экране компьютера, а не на бумаге, имеющие особенности в навигации по тексту) и мультимедийные (интерактивные ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания).

Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

    по типу среды распространения и использования - Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для электронных досок;

    по виду содержимого - электронные справочники, викторины, словари,

учебники, лабораторные работы;

        по реализационному принципу - мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

        по составляющим - лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Представленная классификация позволяет учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области.

В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:

  • по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;

    по организации текста ресурса;

    по характеру представляемой информации;

    по форме изложения;

    по целевому назначению;

    по наличию печатного эквивалента;

    по формату (природе) основной информации;

    по технологии распространения;

    по характеру взаимодействия с пользователем.

По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:

    компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);

    электронный справочник;

    компьютерный задачник;

    компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);

    компьютерная тестирующая система.

Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Компьютерный задачник позволяет отработать приёмы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.

Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли широкое применение ввиду относительной легкости их создания.

Каждый ЭОР должен иметь модульную структуру и состоит из модулей вида ИПК, где

    И – информационный (лекционный) модуль,

    П – практический (лабораторный, интерактивный) модуль,

    К – контролирующий (тестовый) модуль.

Информационный модуль включает в себя:

      статические (неинтерактивные) плакаты-конспекты;

      интерактивные плакаты-конспекты;

      слайд-шоу и презентации;

      интерактивные информационные модули;

Практический модуль содержит:

      комплекты материалов для организации практических занятий;

      комплекты материалов для организации проектной работы;

Контролирующий модуль представляет собой:

    контроль и оценку знаний учащихся;

    • задания в тестовой форме.

Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия - виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр.

Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.

Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения. ИОС включена в глобальное информационное образовательное пространство, которое формируется каталогами и интерфейсами доступа к коллекциям ЭОР.

Сеть федеральных образовательных порталов выступает основными источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.

Рассмотрим некоторые образовательные ресурсы.

Федеральный портал Российское образование

В хранилище портала размещаются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) таких типов, как электронные учебные модули открытых мультимедиасистем и виртуальных коллективных сред.

Доступ к электронным образовательным ресурсам организуется через каталог, эффективные средства поиска и заказа ресурсов. Портал содержит необходимые программы для работы с электронными образовательными ресурсами, тематические форумы и многие другие средства, реализующие эффективную обратную связь с пользователями.

Федеральный образовательный портал

http://www.edu.ru/

На Федеральном образовательном портале представлена самая обширная и актуальная информация по различным вопросам образования всех уровней: от дошкольного до переподготовки и повышения квалификации. На портале публикуются информационные и аналитические материалы о российском образовании, освещаются события и мероприятия федерального и регионального уровней, а также ход реализации национального проекта «Образование».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК )

http:// school - collection .edu.ru /

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов.

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://edu-top.ru/katalog/

Данный портал содержит информацию о федеральных образовательных ресурсах, региональных образовательных ресурсах, информационных ресурсах, освещающих вопросы учебного книгоиздания для общего образования, ресурсах образовательного назначения, опубликованных в сети Интернет основными средствами массовой информации, издательствами учебной и научно-методической литературы, а также перечнях сайтов крупных книготорговых предприятий и интернет-магазинов, в которых можно заказать и приобрести заинтересовавшие издания, и др.

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http:// fcior .edu.ru

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования России. ФЦИОР реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.

На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов, что связано с их массовой потребностью в условиях обновления общего среднего и высшего образования.

Использование электронных образовательных ресурсов – воплощение в жизнь концепции открытого образования, которое позволяет человеку осуществить непрерывное обучение на протяжении всей жизни, выбирать наиболее оптимальные интенсивность и режим получения знаний.

Список используемых источников:

    Витченко О.В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/meo/?article_id=4709&op=show_article§ion=content , свободный. Загл. с экрана.

    ГОСТ Р 55750-2013. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_55750-2013 , свободный. Загл. с экрана.

    Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолого-дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности: методическое пособие [Текст]/ Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. – Издательство МЭИ, 2009 г – 116 с.; ил.

    Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: Основы разработки электронных образовательных ресурсов: Информация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1165/lecture/19307 , свободный. Загл. с экрана.

    Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с.

    Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Издательство «Омега-Л», 2014.- 135 с. – 5000 экз. – ISBN 978-5-370-03390-9.

    Электронно - образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_2.htm , свободный. Загл. с экрана.

Интернет порталы:

    http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральный портал Российское образование.

    http://edu-top.ru/katalog/ - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

    http://www.fcior.edu.ru - Федеральный цент информационных образовательных ресурсов.

    http://www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Лупанова Ирина Эдуардовна

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Целью применения ЭОР в детском дошкольном учреждении является способствование повышению качества образовательного процесса и его результативности во всех областях развития, в том числе и в социально- личностной: личностному развитию детей, приобщению к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию основ личной безопасности и безопасности окружающего мира, формированию трудовых умений и навыков, сознательного отношения к труду людей, личного трудолюбия; повышению познавательной мотивации воспитанников.

Преимущества использования ЭОР для детей:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

НАПРИМЕР:

Игра "Мы гуляем по городу".

От компьютера через медиапроектор на интерактивную доску выведен ролик с изображением уличного движения, слышен шум города: гул и сигналы машин, свистки регулировщика. На экране - пешеходный переход со светофором. Дети по сигналу светофора на экране в группе "переходят улицу" по правилам ДД.

Картинка на доске сменяется на изображение фасада большого магазина. Дети "входят в магазин". На прилавках "лежат" полезные и вредные продукты питания. Дети прикасаются на доске к полезным продуктам, которые "попадают" в их продуктовую корзину. В случае ошибки детям нужно объяснить, почему этот продукт не относится к полезным. В другом отделе детей встречает продавец, который обслуживает только вежливых покупателей. Голос подсказывает детям, как правильно нужно обратиться к продавцу, как поблагодарить сотрудников магазина, уходя из него.

"Выйдя" из магазина, дети снова попадают на улицу. На остановке "остановился" автобус, из него вышли пассажиры и стали обходить автобус спереди. Детям предлагается заметить ошибку и указать правильное направление.

В случае отсутствия в группе интерактивной доски можно использовать обычный экран или магнитную доску, на которые также от компьютера через проектор транслируется материал.

Трудно не согласиться, что такая форма образовательной деятельности намного более увлекательна и результативна, чем привычные слова взрослых.