История задания вош. Всероссийская олимпиада школьников по истории. Указ об «урочных летах»

1.Средневековые города возникали как поселения:

А) крестьян Б) священников В) воинов Г) ремесленников

2. Кто оставил об Индии эти записи?

«Тут есть Индийская страна, и люди ходят все нагие, а голова непокрыта, а волосы заплетены в одну косу. Детей родят каждый год, а детей у них много. А мужи и жены все черные. Куда я ни пойду – за мной людей много: дивятся белому человеку»

А) Н.Н. Миклухо-Маклай Б) Афанасий Никитин

В) В. Беринг Г) Владимир Атласов

3. С чьим именем связано присоединение Западной Сибири к русскому государству?

А) Хан Мамай Б) Ермак Тимофеевич В) Марфа Посадница Г) Иван III

4. В период удельной Руси (12-14вв.) боярские республики существовали в:

а) Пскове и Новгороде в) Новгороде и Киеве б) Владимире и Киеве г) Новгороде и Чернигове

5. В результате военной реформы Ивана IV в России в XVI веке появилось:

а) стрелецкое войско; б) гвардейцы в) рекруты; г) кавалерия;

6. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств произошло период правления:

а) Ивана Калиты; б) Ивана Грозного; в) Владимира Мономаха; г) Юрия Долгорукого;

7. Укажите верный хронологический ряд княжеских династий Рюриковичей:

А) Олег – Игорь – Ольга – Святослав Б)Рюрик – Владимир – Святослав – Ярослав Мудрый

В) Игорь – Олег – Ольга – Святослав Г) Ольга – Олег – Игорь - Святослав

8. По какому принципу образованы ряды?

А) Рядович, смерд, закуп

Б) Сухий, Травень, Червень, Листопад

9 По какому принципу образован ряд? Что и почему является лишним?

Скань, зернь, фреска, эмаль

10. Расположите события в хронологической последовательности:

А. Создание Правды Ярослава. Б. Введение «уроков и погостов». В. Принятие христианства в Древней Руси.

Г. Съезд князей в Любече, утверждение принципа «каждый держит отчину свою».

11. Установите соответствие:

Дата Событие

1.1223 А. Издание первого свода законов единого государства

2.1242 Б. Издание первой печатной книги в Москве

3.1478 В. Битва на Калке

4.1497 Г. Битва на Чудском озере

5.1564 Д. Присоединение Новгорода к Москве (потеря самостоятельности)

12. Установите соответствие изречения и события, к которому оно относится:

Изречение Событие

1.«Пусть каждый держит вотчину свою» А. «Поучение детям Владимира Мономаха

2.»Иду на Вы!» Б. княжение Владимира (980-1015 гг.)

3. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» В. восстание древлян

4.»Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый,

или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Г.съезд князей в Любече

5. «Повадится волк к овцам, все стадо перетаскает…» Д. Правление Святослава

13.Имена в истории. Установи соответствие:

Выдающиеся люди Русского государства

Область их деятельности

1.Иван Федоров

А.зодчие собора Василия Блаженного (Покровского собора)

2.Барма и Постник

Б.Русский художник

3.Юрий Долгорукий

В. Первопечатник в Москве

4.Аристотель Фиораванти

Г.первое упоминание о Москве

5.Андрей Рублев

Д.Зодчий Московского Кремля

6. Александр Невский

14. Прочтите отрывок и ответьте на вопросы. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому князю и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал».

1. О каком событии идет речь? Назови имя князя. Назови дату события.

2. Каковы итоги и значение этого события для дальнейшей истории Руси?

15. Какого русского князя прозвали «денежный мешок»?

16. Названия, каких войн указывают на их продолжительность?

17.Когда в военной истории опасность представляла «свинья»?

18. Когда в истории в особом почете была метла?

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

по истории 2016-2017 уч. год

7 класс

Пояснительная записка

Задания школьного этапа олимпиады по истории для 7 классов составлены по учебнику А. А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России» (с древнейших времен до к. 16 века) и учебнику истории Средних веков, авторами которого являются Е.В. Агибалова, Г.М.Донской (Просвещение»). Представлены задания нескольких видов:

1 часть – 7 заданий с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.

2 часть – более сложные задания. Они предполагают определение принципа построения рядов, выбор лишнего и объяснение почему, прочитать текст и сделать выводы о прочитанном, соотнести даты и события, имена исторических деятелей и о бласть их деятельности, изречения и их авторов.

Критерии оценивания

За выполнение 1 части заданий 1-7 ставится 1 баллом, общее количество баллов - 7.

Задание 8 оценивается 2 баллами. Всего 4 балла

Задание 9 оценивается 3 баллами. (найти слово – 1 балл и объяснить выбор – 2 балла).

Задание 10 оценивается 4 баллами.

Задание 11

Задание 12 оценивается 5 баллами. (По 1баллу за каждое верное соотнесение)

Задание 13 оценивается 10 баллами (по 2 балла за каждое правильное соотнесение)

Задание 14 оценивается 8 баллами.

    По 2 балла за каждый правильный ответ всего -4.

    4 балла за правильный ответ

Задание 15 оценивается 2 баллами

Задание 16 оценивается 6 баллами (по 2 за каждый верный ответ)

Задание 17 оценивается 3 баллами.

Задание 18 оценивается 3 баллами.

Общее количество баллов – 50 баллов.

Ответы:

1.г

2.б

3.б

4.а

5.а

6.б

7.а

8.А. зависимое население Древнерусского государства

Б) название месяцев

9.это ювелирное мастерство русских ремесленников. Лишнее фреска.

10. Б, В, А, Г.

11. 1-в 2-г 3-д 4- а 5- б

12. 1-г 2-д 3-а 4-б 5-в

13.1-в 2-а 3-г 4- д 5-б

14.1.Куликовская битва. 1380 г. Дмитрий Иванович Донской

2. Ускорился процесс распада Золотой Орды. Москва усилила свои позиции в процессе образования единого Русского государства. Москва стала центром освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества. Русские впервые одержали победу над главными силами Орды.(могут быть другие ответы).

15. Ивана Даниловича Калиту

16.Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя

17.1242 г. Ледовое побоище. Немецкие рыцари были построены грозным клином – «свиньей».

18. В России в 16 веке при Иване Грозном в период опричнины. Это было отличительным знаком опричника.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Фамилия, Имя Класс _______

Задание 1. краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. Закупы, рядовичи, смерды.

2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.

3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Задание 2. Что или кто является лишним (Максимальный балл - 6)

1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.

2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.

3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Задание 3. (5 баллов)

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Б. Царствование Бориса Годунова.

В. Избрание Михаила Романова царём.

Г. Период «семибоярщины».

Д. Царствование Лжедмитрия I.

Задание 4. (Максимальный балл - 8)

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

__________________________________________________________________

2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3) . Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4) , которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

__________________________________________________________________

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите значение выделенных понятий.

1.____________________________________________________________________________2. ____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Задание 6. (Максимальный балл - 12)






Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)





Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (10 баллов)

1. ...рдынский выход, б...с...рмены, б...скаки, ...рлык, н...й...н.

2. Р...формация, к...льв...низм, пр...тес...ан...ство, лют...ранство, .....зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ (10 баллов) :

1. Как называлось наследственное земельное держание?

а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.

2. Укажите годы Ливонской войны.

а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.

3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?

а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.

4. Какое государство было первым исследователем новых земель?

а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:

а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.

Задание 10. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

назовите не менее двух участников события;

опишите произошедшее событие;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Время выполнения работы - 1 час

Фамилия, Имя _________________________________ Класс _______

Ф.И.О. учителя _____________________________________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г.

2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия.

3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)

1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.

2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.

3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов) .

А. Бородинское сражение.

Б. Венский конгресс.

В. Тарутинский манёвр.

Г. Смоленское сражение.

Д. Совет в Филях.

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)

1. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Александр I, созданный, неофициальный, для, орган, Россия, император, при, планы, основные, преобразования, разработка, необходимые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)

Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)

1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.

2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант, фл...ши.

Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)







Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)

8.1 . Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу под

соответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.

8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.

8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными

вами сражениями.

А Б В

1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».

2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».

3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».

Цифровое

обозначение на карте

Место сражения

Буквенное

обозначение

портрета

Имя полководца

Текстовый фрагмент

Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)

Направление

Представители

Классицизм

А.П.Сумароков

Д.И.Фонвизин

Н.М.Карамзин

Г.Р.Державин

Сентиментализм

А.Д.Кантемир

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

назовите не менее трёх участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните, в чём его значение для истории русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/3380/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_03.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3250/10.JPG => Перед открытием => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3030/IMG_0984.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1690/1.4.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3320/DSC03137.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/2090/image.jpeg => Заселение участников в гостиницу => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/1701/IMG_4074.JPG => Загружено участником => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3271/-eFx4X_nB-w.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1771/DSCN9991.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2221/DSC_7893.jpg => Торжественное открытие. Фото организаторов => Экология)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1710/IMG_4616.JPG => Пробный тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3270/bHq6Hj42oVc.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1770/DSCN9989.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2220/IMG_9576.jpg => Расселение участников. Фото организаторов => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3010/IMG_6037.jpg => День первого теоретического тура. Фото организаторов => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/2310/IMG_6046.jpg => Письменный тур => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2251/IMG_8151.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1251/1-1.jpg => Открытие олимпиады. Участники от принимающего региона - команда Мордовии => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3071/fWbhe8SBjJo.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1371/image_1P_kopiya_2.jpg => Концертный зал СмолГУ => История)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/2260/IMG_8312.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1260/Теоретический_тур_-_11_класс22222.jpg => Теоретический тур - 11 классы => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3070/0if1ixmGipU.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1370/image.jpg => Митинг в Сквере Памяти Героев => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/2380/IMG_4410.JPG => Фото организаторов => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/2300/IMG_6023.jpg => Письменный тур => Испанский, итальянский, китайский) => Array ( => /files/m_foto_vos/1571/IMG_3948.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1641/IMG_0601.jpg => (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1451/DSC_3046-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3511/image-24-04-16-08-35-2_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1570/IMG_3954.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1640/IMG_0599_(10).jpg => Открытие олимпиады (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1450/DSC_3036-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3510/image-24-04-16-08-35-1_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/2080/5.jpg => Церемония открытия => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/3381/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_06.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3241/5.JPG => Вынос флагов => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3031/IMG_0983.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1691/1.1.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3321/DSC03135.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК))))

Школьный тур олимпиады по истории 7 класс

2016-2017уч.гг.

Школьный этап олимпиады по истории 7 класс.

Фамилия, имя _____________________________________________________________

Время на выполнение заданий – 90 минут.

Максимальный бал- 30

Задание №1

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    Князь Олег был сыном Рюрика.

    Новгород был взят войском Батыя в 1238 году.

    Василий II был сыном Василия I.

    Дмитрий Шемяка некоторое время был Московским князем.

    Новгород был присоединен к Москве при Иване III.

    Московский князь Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека.

    Битва на реке Воже состоялась после Куликовской битвы.

    Поэма "Задонщина" посвящена Ледовому побоищу.

    Знаменитая икона "Троица" написана Феофаном Греком.

    Иван Калита был первым Московским князем.

Задание № 2

Вставьте слова и сочетания слов вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова.

Обратите внимание:

- в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

- в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и его отцу, (1) , удалось обезопасить Русь от набегов жителей степей. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город (2) (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата (3) Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (4) , являвшийся столицей Древней Руси, превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил (5) , был возведен (6) собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе были сооружены Золотые ворота парадный въезд город. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

  1. Владимир

    печенеги

    Новгород

    Святополк

    Софийский

  2. Смоленск

    Мстислав

    Святослав

    Дмитриевский

    Успенский

Задание № 3

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

А) начало правления Олега

Б) начало правления Владимира Святого

В) начало правления Владимира Мономаха

Г) начало правления Игоря

А) строительство Успенского собора в Москве

Б) убийство князей Бориса и Глеба

В) крещение Руси

Г) строительство Успенского собора во Владимире

А) взятие Батыем Владимира

Б) взятие Батыем Москвы

В) взятие Батыем Рязани

Г) взятие Батыем Торжка

Задание № 4

О ком идёт речь в данных отрывках?

    Великий князь литовский в 1377-92 гг., король польский с 1386. Союзник Мамая в 1380 году. В Грюнвальдской битве 1410 командовал польско-литовско-русским войском.

    Полководец, эмир с 1370. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Персию, Закавказье, Индию, Малую Азию и др., сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения. В 1395 году появился в пределах Руси, но от похода на Москву отказался.

Ответ: ____________________________________________

    Церковный и государственный деятель. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики. Благословил князя Дмитрия Донского на битву с монголо-татарами.

Ответ: ____________________________________________

    Великий князь владимирский с 1176 года, сын Юрия Долгорукого. Воевал с Черниговом, Волжско-Камской Булгарией, половцами и др. Расширил владения Владимирского великого княжества. Был главой большой семьи.

Ответ: ____________________________________________

    Первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051 - 1054 или 1055. Автор сочинения "Слово о законе и благодати".

Ответ: ____________________________________________

Задание № 5

Прочитайте данные определения исторических понятий и напишите соответствующие термины.

    Категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с представительницей этой категории.

Ответ: ____________________________________________

    Вид земельного владения, представлявшегося государством служилым людям за несение военной и государственной службы.

Ответ: ____________________________________________

    Торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.

Ответ: ____________________________________________

    Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Ответ: ____________________________________________

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV века, с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.

Ответ: ____________________________________________

    Исключительные права, преимущества, предоставляемые кому-либо.

Ответ: ____________________________________________

Ответы и критерии оценивания. 7 класс.

Задание №1

За каждый верный ответ «да» или «нет» – 1 балл.

Всего за задание – 10 баллов.

Задание №2

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Задание №3

За каждую верно указанную последовательность – 1 балл.

Всего за задание – 3 балла.

Задание №4

  1. Тимур (Тамерлан).

    Сергий Радонежский.

    Всеволод Большое Гнездо.

    Илларион

За каждое верно указанное имя – 1 балл .

Всего за задание – 5 баллов.

Задание №5

  1. Поместье.

  2. Шапка Мономаха

    Привилегии.

За каждый верно указанный термин – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Всего за работу – 30 баллов.