Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге»

Иван Сергеевич Тургенев в большей степени известен читателям прозаическими произведениями. Знаменитым его сделали произведения крупной формы: повести, романы. Но в его творчестве нашлось место и поэтической лирике, хотя сам автор считал, что его таланта недостаточно для красочной поэзии. Он пробовал себя в различных жанрах: элегии, баллады, экспромты, пародии, мадригалы.

Интересно то, что стихотворение «В дороге», написанное молодым Тургеневым, кажется очень зрелым. Будто написано оно не двадцатипятилетним мужчиной, а умудрённым жизненным опытом человеком, который пожил на свете и хорошо знает цену жизни, воспоминаниям, встречам и расставаниям.

Замысел и история публикации

В жизни автора была история, когда он был влюблен в сестру известного в то время революционера и философа Михаила Бакунина. И это стихотворение стало прощальной исповедью к этой прекрасной женщине - Татьяне Александровне. Но есть и другая версия, по которой считают, что эта прекрасное, нежное и лирическое стихотворное произведение Ивана Тургенева посвящено другой женщине. Ее имя Полина Виардо. История знакомства молодого писателя с этой очаровательной французской певицей очень проста и необычна.

В последний осенний месяц 1843 году Иван Сергеевич побывал в Петербурге, где однажды посетил оперный театр и на его сцене увидел прекрасную оперную певицу. Через какое-то время молодой писатель был приглашен в доме знакомых и там, у Демидовых, он опять встретился с Виардо. Такая женщина не могла не очаровать Ивана Тургенева. Полина была дочерью артистов, которые были известны не только в Испании, но и за пределами родной страны. Виардо и сама стала одной из самых известных женщин девятнадцатого столетия. Умная и одаренная певица была очень красива. Многие молодые люди были с ней только дружны, но и любили ее. Например, совсем юной девушке делал предложение известный драматург из Франции Мюссе. Конечно же, он сразу получил отказ.

Ей признавались в любви многие поэты и писатели России. Каждый раз она покидала эту страну с множеством подарков. Но самое дорогое, что она приобрела в этой стране, стала любовь писателя Ивана Тургенева. Они вместе провели много счастливых дней, но роман их был в письмах и в тургеневских стихах. Эта любовь длилась сорок лет. Вот впечатления от расставания с любимой девушкой и случайное знакомство с новой прекрасной женщиной Полиной Виардо легли в основу этого замечательного тургеневского стихотворения.

Великолепное произведение «В дороге» многим известно под другим названием. Часто его называют по первой строчке «Утро туманное». Оно послужило основой для написания чудесных русских романов с таким же названием. Вдохновлён стихами был не один композитор, текст понравился и подтолкнул к написанию музыки русского композитора Гёдике, российского пианиста пригожего, композитора французского происхождения Катуара.

Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям. Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания.

На такие воспоминания о прошлом настраивает и природа, которая мелькает мимо. Вокруг осень: спокойствие, задумчивость, гармония. Описанию природы автор посвящает две первые строки первой стихотворной строфы, а затем еще и последнюю строку последней строфы. Она помогает подвести итог и закончить основную мысль всего стихотворения. Эти прекрасные картины позволяют создать необычную атмосферу некой философской созерцательности и обязательной погруженности в себя.

Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Художественные средства


В тургеневском стихотворении композиция интересна и своеобразна. Текст имеет некую рамочную конструкцию, в которой основное содержание как бы обрамляется природным фоном. И вот здесь на первую роль выходит глагол «вспомнить», который встречается в тексте пять раз. Это один из элементов композиции. Рядом с ним стоят слова, которые помогают понять, что все осталось в прошлом. Например, если речь идет о времени, которое вспоминает, то это было, если всплывают и вспоминаются лица, то он позабытые уже давно, и вообще, вспоминается лирическому герою лишь только далекое.

В первой тургеневской строке автор использует повторы и назывные предложения, причем их перечисления. Он пытается показать, что жизнь практически отсутствует, что это лишь только воспоминания в его голове. И такое явление помогает замедлить время, приглушить яркие краски. Первое предложение в этом эмоциональном тексте начинается с гласной буквы и обращает внимание, что в тексте их больше, чем согласных. Настроение героя определяется легко: оно немного сдержанное и немного сосредоточенное. Для его передачи автор использует серые и белые краски. Главное настроение всего тургеневского текста – это грусть. Например, утро непросто туманное, но и вот тут появляется прилагательное седое, то есть оно тускло – серое, а нивы, которые уже покрыты снегом, печальные.

Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства:

✚ Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н.

✚ Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной.

✚ Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно.

Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения. Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю.

Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами. Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль.

История романса


Тургеневское стихотворение «В дороге» стало основой для прекрасного и лирического романса. Но так как сразу несколько композиторов вдохновились стихами и положили их на музыку, в разных концертных залах можно услышать различное его исполнение.

Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки. Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе. Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку.

Все вместе они и сочинили необычно красивую мелодию на это произведение. В том же году в одном из журналов эта мелодия была напечатана. Это был журнал «Кругозор» за 1971 год. Автором музыки был назван Эраст. Он погиб в боях, но музыка, автором которой он является, звучит до сих пор. Этот романс родился благодаря уникальному таланту двух одаренных и эмоциональных людей: необычного талантливого мастера слова Ивана Тургенева и самого обычного музыканта-композитора, который не имел профессионального музыкального образования, но очень любил музыку, офицера гвардии Эраста Аггеевича Абаза.

По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев.

Так или иначе, коллективное творчество одаренных людей дало жизнь чудному роману, который исполняется до сегодняшнего дня.


Иван Сергеевич Тургенев воспринимается некоторыми читателями как автор произведений крупной формы - повестей «Ася», «Первая любовь», романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики.

Но именно с поэтических форм начинал писатель свою творческую деятельность. А в последние годы жизни Тургенев прославился особым жанром, который впоследствии получил название «Стихотворения в прозе».

Он писал поэмы и элегии, баллады и мадригалы. Широко известны его эпиграммы, пародии, шутливые послания и экспромты. Тургенев переводил произведения величайших поэтов Европы: Гейне, Байрона, Мюссе, Вольтера.

Сам Иван Сергеевич считал, что не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений было положено на музыку разными композиторами (А. Гедике, Г. Катуаром, Я. Пригожиным) и стало любимым романсом почитателей этого жанра. Это его стихотворение «В дороге», которое известно многим по первой строчке: «Утро туманное, утро седое». Лирический сюжет не затейлив: в дороге герой вспоминает о былых днях.

Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, но к созерцательности, к философским рассуждениям. Перед мысленным взором героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, потому и утро ему кажется седым, таким же убелённым сединами, как и он.

Но такое определение - утро седое, встречается очень часто в сопоставлении тумана с сединой, поэтому это определение можно отнести к постоянным эпитетам. Например, у Есенина - «седины пасмурного дня».

В стихотворении слово «вспомнишь» используется пять раз. С помощью этого приёма усиливается восприятие содержания: глагол в форме 2-го лица настраивает на диалог автора с читателем, создаёт ощущение его сопричастности к личным, интимным переживаниям, но к разговору приглашается любой, благодаря обобщённо-личностному характеру предложений.

При этом постепенно картина «проясняется». Сначала, как и положено, ранним утром, всё размыто, не имеет чётких очертаний, но по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Одновременно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые », но очень скоро память рисует в его представлениях любимые образы, услужливо озвучивает «обильные страстные речи », напоминает про взгляды, «так жадно ловимые ».

Ясно, что речь идёт о прошедшей любви («последняя встреча», разлука) и герой вспоминает о ней
«с улыбкою странною », но нет ощущения отчаянья и безнадежности. "Всё проходит, да не всё забывается".

Удивительно, как мудро и точно сумел передать молодой писатель (ему было 25 лет) такое состояние души, охваченной светлой грустью по невозвратной безответной или прошедшей любви.

Стихотворение «В дороге», написанное в 1843 году, было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, но стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил почти сорок лет.

И читателю, как и герою стихотворения «В дороге» тоже становится понятно, что все испытания, выпавшие на долю человека, делают его мудрее, закаляют волю, вырабатывают характер, наполняют душу дорогими воспоминаниями. Эти вновь пережитые мгновения прошлого сообщают сознанию героя просветлённость, очищение души.

Романс "Утро туманное"

Поёт Борис Штоколов)

В дороге.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Иван Сергеевич Тургенев

Музыка Аркадия Абазы
Слова Ивана Тургенева


Утро туманное, утро седое,





Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Тихого голоса звуки любимые.


Многое вспомнишь родное, далекое,



ноябрь 1843, слова


Поет Валерий Агафонов

Оригинальное заглавие стихотворения - "В дороге", посвящено Полине Виардо (1821-1910), испанской певице, музе Тургенева, и написано в год их встречи.


В ноябре 1843 года Тургенев встретил в доме Демидова в Петербурге Полину Виардо и поcвятил ей стихотворение "В дороге", написанное под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной.
Виардо (1821-1910) , дочь испанских артистов Мануэля и Хоакины Гарсиа была одной из самых заметных женщин XIX века. Великолепная певица, умная, разносторонне одаренная, хотя и не очень красивая, она была дружна со многими знаменитостями своего времени.


Ференц Лист давал ей уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой была знаменитая французская писательница Жорж Санд, написавшая с неё свою Консуэло. Французский поэт и драматург Альфред де Мюссе страстно влюбился в неё, когда она была совсем юной, сразу разглядев в ней блестящий талант, ум и образованность, сделал ей предложение, но получил отказ. Фридерик Шопен ценил её не только как певицу, но и как композитора. Шарль Гуно посвятил ей оперу “Сафо”, а Камиль Сен-Санс - оперу “Самсон и Далила” и первой исполнительницей партии Далилы была Виардо.


Она пела почти во всех европейских столицах. Но всё же своей славой больше всего она была обязана своим петербургским сезонам. Исполнение Вилардо алябьевского “Соловья” стало легендой. Ей посвящали стихи Алексей Плещеев, Владимир Бенедиктов, Аполлон Григорьев. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева.



Поет Галина Карева

Они знали многие счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо - чудесный роман любви, длившийся почти сорок лет, а стихи первых дней знакомства Тургенева с Виардо во многом отразили будущие настроения писателя на протяжении всей оставшейся жизни.



Музыку на стихотворение "В дороге" создали Г.Л.Катуар (1888), Я.Ф.Пригожий (1890-е гг.)

А.Ф.Гедике (1903). Но наибольшее распространение получил романс с музыкой, сочинённой Абаза.



Поет Борис Штоколов

Однако, не сомневаясь в фамилии композитора, до сих пор не закончены споры о том, кем же именно написан романс. В нотных изданиях пишут по-разному инициалы композитора - то А.Абаза, то Ю.Абаза, то В.Абаза.
Композитором могли быть:
АРКАДИЙ МАКСИМОВИЧ АБАЗА (1843 - 1915), Виктор Абаза (1861 - 1918), Владимир Абаза, Арнольд Абаза, певицы Юлия и Варвара Абаза.
Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: “Музыка братьев Абаза”.


Жена одного из них — Юлия Федоровна Абаза (1830-1915). была певицей и опубликовала большое количество романсов, которые любила исполнять, закрепив таким образом за собой их авторство, которое как бы возникало при переиздании, когда гриф «из репертуара» пропускался.



Исполнение Георгием Виноградовым

И.С.Тургенев был частым гостем в доме Абазы. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, К.Давыдов. Ещё до театральной премьеры “Евгения Онегина” Абазы впервые в Петербурге устроили у себя концертное исполнение оперы.

Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.
Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег...
— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое... Замечательно написал Тургенев...



И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”.
ЭРАСТ АГЕЕВИЧ АБАЗА, деверь упомянутых певиц, гусар и одарённый музыкант-любитель.
В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб 10 мая 1855 года в сражении у Корабельной бухты, защищая Кладбищенскую высоту - северный отрог Рудольфовой горы. Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию "Утро туманное", помнили его красивый баритон.



Поет Дмитрий Хворостовский

Получив известие о гибели Эраста Агеевича, Тургенев писал П.В.Анненкову: “Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный”.
Авторство Э.Абазы музыки романса подтверждено журналом «Кругозор» 1971 года и выгравированной нотной строкой «Утра туманного» на могиле Эраста Агеевича.


Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).




ВАРИАНТЫ

1. Утро туманное

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.



Поет Валентина Пономарева

2. Утро туманное

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь, давно позабытое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.



А это поет Владимир Высоцкий

Романов «Рудин» , «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона , Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке - «Утро туманное, утро седое…» . Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» - такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение - «утро седое» - можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С. Есенина - «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые» . И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи» , разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною» , но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.