Как климатические условия повлияли на древнюю индию. Природно-климатические условия в древней индии. Природно-климатические условия в Древней Индии

Конспект урока истории (Вигасина А.А.)

5 класс

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурные карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор сицилийский), отрывок из поэмы «Махабхарата», атлас по истории Древнего мира, запись индийской музыки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.

Ход урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечания

Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Объяснение, беседа

Ребята, мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Например, египетские пирамиды или Библия, которую написали древние евреи. А как жили древние люди на юге Азии? Какие цивилизации там находились? Прослушав музыку и посмотрев слайды, определите, что за страну мы сегодня будем изучать (Музыкальная презентация).

Итак, какую страну мы будем изучать?

Правильно. И тема сегодняшнего урока «Природа и люди Древней Индии».

Сегодня мы познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства (слайд 1).

Постановка логического задания:

В течение всего урока, подумайте над таким заданием: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии (слайд 2). Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. В ходе моего объяснения мы будем заполнять контурные карты, которые лежат перед вами (слайд 3).

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк (слайд 4) . Огромный полуостров Индостан – родина многих древних цивилизаций. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями (слайд 5) . Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – Джомолунгма, ее высота 8848м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитали боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки – Ганг и Инд .

Начало они берут в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь также жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил (слайд 6). Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни.

- Ребята, давайте откроем контурные карты и выполним следующие задания (слайд 7):

1. Напишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Надпишите название полуострова, на котором находится Индия.

4. Надпишите море и залив, которые омывают Индию.

Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора (слайд 8) .

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки риса, молоко (слайд 9).

Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона (показывает рисунок Ганеша).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы «Махабхарата» (показывает картинки из поэмы) , который лежит перед вами. Следите внимательно и подумайте, какова природа и животные в Индии? ( слайд 11).

Вы заметили, что Деваки была одета в одежду из древесной коры. Чуть позже у индийцев появилась их национальная одежда – сари (показывает рисунок) .

Мы продолжаем читать отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» (слайд 12).

Ребята, а что описано в этом отрывке? Вы обратили внимание на картинку? Что за цветок изображен на ней?

Лотос в Индии считается священным цветком.

Физ. минутка (слайд 13)

Змея по земле растянулась,

На хвост не спеша оглянулась.

Не видно, довольно вздохнула,

Легла и спокойно уснула.

Не видно, еще раз взглянула,

Легла и спокойно уснула.

Червяк по земле растянулся,

А хвост у него перед носом

Стать длинным задался вопросом.

Хвостом по земле он вдруг хлопнул,

Вздохнул, потянулся и лопнул.

Занятия жителей Древней Индии

(работа с историческим документом)

Опережающее задание: каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии», который вы прочитали дома (слайд 14).

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем занимались древние индийцы? (слайд 15).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне (слайд 16).

- Ребята, а к нам пожаловали гости (разыгрывается небольшое представление.Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растет белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быты, ты лжешь!

Путешественник: Нисколько…индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани…А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Друг путешественника: Вранье! На свете нет ничего слаще меда.

О чем же рассказывал путешественник?

Индийцы научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Из сахарного тростника получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого (слайд 17).

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить.

Цивилизация Древней Индии

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн (слайд 18).

На контурной карте отметьте:

1. места древнейших городов Индии.

2. закрасим территорию крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

На доске высвечивается текст «Реши задачу», который озвучивает учитель.

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (слайд 19).

Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скреплялись веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля – знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись (слайд 20,21).

Памятники культуры Древней Индии – Тадж Махал (слайд 22).

Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась «чатуранга», а по-русски «шахматы». В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека – йога.

Религия древних индийцев. Особенности индуизма

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство (слайд 23).

Ученики рассказывают о трех богах Индии (сообщение было задано на дом) (слайд 24).

Единого бога в Древней Индии не было.

Сначала индийцы обожествляли животных – слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных (слайд 25).

- Как вы думаете, почему с особой любовью и почтением индийцы относились и относятся к корове?

Абсолютно верно. И поэтому ее называют божественной кормилицей, матерью. Мясо коровы в Индии в пищу не употребляют. Индийцы поклонялись и другим животным.

Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы – закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души (слайд 26).

Слушают объяснение, смотрят музыкальную презентацию и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, наблюдают, делают записи в тетради.

Выполняют задания в контурных картах.

Работа с историческим документом.

Читают отрывок и отвечают на поставленный вопрос.

Делают записи.

Примерные ответы учеников:

На рисунке изображен лотос.

Делают записи в тетрадь.

Проговаривают считалочку вместе с учителем.

Примерные ответы учеников:

Земледелием.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят представление.

Примерные ответы учеников: хлопок, сахар.

Слушают рассказ учителя.

Работа с историческим документом

Примерные ответы учеников: в Древней Индии разводили много домашних животных, возможно, существовало рабство.

Слушают объяснение учителя.

Работают с контурными картами.

Слушают отрывок.

Примерные ответы учеников:

Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

Слушают объяснение учителя и наблюдают.

Рассказывают о богах Индии.

Бог Брахма творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Примерные ответы учеников:

Она дает молоко и масло.

Закрепление изученного.

Беседа

Игра-викторина «Проверь себя»

Один ученик вызывается к доске, отвечает на оценку, остальные самостоятельно выполняют задания (слайд 27).

Правила игры: если утверждение верное ставим Х, если неверное, то О.

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Решение поставленного вначале урока логического задания

В начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии (слайд 28):

    благоприятные природные и климатические условия;

    плодородные земли;

    полноводные реки;

    защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

    памятники культуры.

Ребята, давайте запишем новые понятия, которые мы узнали на уроке (слайд 29).

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

"Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!"

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии.

Рефлексия

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают понятия в тетрадь.

§20, пересказ "Сказания о Раме" (слайд 30).

Презентация современной Индии.

Записывают домашнее задание. Смотрят презентацию.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

В древней. Индии не было своего. Манефона или. Бероса, ее историю в древности никто не написал. Этому не стоит удивляться, ведь, как отмечает. Л. С. Васильев,"в обществе, озабоченном прежде религиозным но-духовными проблемами практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной"Отсутствие исторической традиции и датированных пис емных памятников исключает составления надежной хронологии, которая, таким образом, остается"белым пятном"в индологии. В лучшем случае удается установить очередность исторических событий. Одним словом, твор эти древнеиндийской цивилизации будто специально позаботились о том, чтобы будущие студенты-историки не были перегружены заучиванием даанням дат.

Историю. Древней. Индии ученые подразделяют на четыре периода:

Индская (хараппской,. Доведийський), на который приходится существование в долине р. Инд древнейшей цивилизации. Датируется он XXIII-XVIII века до н.э;

Ведийский, в течение которого расселялись в. Северной. Индии арийские племена и зарождалась цивилизация в бассейне р. Ганг (XIII-VII века до н.э);

Буддийский (его еще называют. Магадхи-Маурийсь кем-либо), в течение которого в стране возникла и распространилась буддийская религия, сыграла колоссальную роль в общественной и духовной жизни индейцев, состоялся я экономическое процветание. Индии и появились в ней великие державы. Датируется VI-III века до н.э е.;

Классический (или. Кушано-Гуптський) - время наивысшего социально-экономического подъема древнеиндийского общества и оформление кастового строя (II века до н.э-V вв н.э)

Природно-климатические условия в Древней Индии

Географический ареал. Древней. Индии - это весь. Индостан, то есть территория современных государств -. Республики. Индия,. Пакистан,. Непал,. Бангладеш и. Шри-Ланки. Древней. Индии обрамляли. Гималаи, величественную к красоту которых передали на своих полотнах художники. Николай и. Святослав. Рерихи ее обмывали воды. Бенгальского залива,. Индийского океана и. Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найизольованиших в древностиину.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны:. Северо-Западная,. Северо-Восточная и. Южная

Северо-Западная. Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В древности. Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии два из них пересохли, поэтому эта террит тория получила название"Страна пяти год"-. Пенджаб. Край нижней теки. Инд в назвали. Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня. Тар, полностью изолировала бассейны обоих ве ших год,. Инда и. Ганга, в значительной мере привело неодинаковость исторических судеб. Северо-Западной и. Северо-Восточной. Индии. Разливы. Инда, вытекал из. Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины. Инда, дождей там приходилось очень мало, летом бушевали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда. Инд разливалсяивався.

Северо-Восточная. Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами. Индийского океана. Там вегетация продолжалась в течение целого года, а времен года было, как в. Древнем. Египте, три. В же октябре - ноябре, сразу после уборки, наступала зима, которая напоминала наш"бархатный сезон"в. Крыму. Холоднее было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до 5 °. С, нависали туман и, выпадала утренняя роса. Затем приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от. Египта, где ночи всегда прохладные, в долине. Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, за май же стопроцентной его влажности, не падала ниже 30 35 °. С, а днем??временами поднималась до 50 °. С. В такую??жару трава выгорала, дерева сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошен й и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земле красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивался, тогда реки выходили из берегов и заливали поля и поселки, когда он опаздывал - приходила страшная засухтрашна посуха.

"Когда в невыносимую жару и духоту, - делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе громоздятся черные тучи, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец проллеть ься, а между тем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасительный душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять одного из могущественных индуистских богов, чтобы он згляну вся и открыл наконец своей. Ваджра"шлюзы небесных прудов.

Плодородный аллювий, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину. Ганга в настоящее царство. Флоры. Склоны. Гималаев покрывали вечные леса,. Долины местность - ба. Амбуков чащи и манговые рощи, в низовьях. Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и без лич другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучниковків.

Рика. Ганг, которая также вытекала из. Гималаев и в 500 км от впадения в. Бенгальский залив образовала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых бул а. Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного. Илахабада - своеобразной. Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельноо.

Надра бассейнов. Инда и. Ганга были богаты на сырьевые ресурсы, особенно на медную и железную руды богатыми залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго--восточный. Бихар (на востоке бассейна. Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в. Северной. Индии, где появились древнейшие индийские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать и нельзя. Сказывалось и страшные засухи, и не менее губительные наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развития страны гораздо более скромную роль чем в. Египте или. Месопотамии наносили ущерб земледельцу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, которым кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее донимала индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом зе ные участки в непроходимые чащи ирригационной характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские о бщины удивление крепкиміцними.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже подняли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственной дея льнисть оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцы.

Иначе сложились природно-климатические условия в. Южной. Индии, отрезанной от. Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорье называют. Где еканом) было возможно только террасное земледелие. Рики декану полноводные, пески крупнейших из них,. Годавари и. Кистани (Кришну), богатые на золото и алмазы касается крайнего юга материка, то его полноводная и реки с крутыми берегами и бурным течением не играли важной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе возникла поздниміше.

В древности. Индию называли. АрьяВарте -"страной ариев"Впоследствии появился также топоним. Бхарат, происходивший от имени легендарного героя. Бхарата (он был, по одной версии, сыном царя. Душьянты и небесной й красавицы-апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одно название. Индии -. Хиндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним. Индия. Топоним. Хиндостан означает"страна. Хинд"и происходит от персидского названия рек и. Хинд (индейцы называли эту реку. Синдх). Сейчас в. Республике. Индия оба названия -. Бхарат и. Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чащетіше.


Географический ареал Древней Индии - это весь Индостан, т.е. территория современных государств - Республики Индия, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Древнюю Индию обрамовували Гималаи, величественную красоту которых передали на своих полотнах художники Николай и Святослав Реріхи. ее обмывали воды Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найізольованіших в древности.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны: Северо-Западная, Северо-Восточная и Южная.

Северо-Западная Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В седой древности Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии две из них пересохли, поэтому эта территория получила название "Страна пяти год" - Пенджаб. Край нижней течи Инд у назвали Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня Тар, которая полностью изолировала бассейны обоих великих год, Инда и Ганга, что в значительной мере повлекло неодинаковость исторических судеб Северо-Западной и Северо-Восточной Индии. Разливы Инда, что вытекал из Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины Инда, дождей там выпадало очень мало, летом неистовствовали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда Инд разливался.

Северо-Восточная Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами Индийского океана. Там вегетация длилась на протяжении целого года, а времен года было, как в Древнем Єгипті, три. В октябре - ноябре, сразу после жатвы, наступала зима, которая напоминала наш "бархатный сезон" в Крыму. Холоднее всего было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до +5ос, нависали туманы, выпадала утренняя роса. Потом приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от Египта, где всегда прохладные ночи, в долине Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, с почти стопроцентной его влажности, не падала ниже +30...+35 С, а днем временами поднималась до +50с. В такой зной трава обжигала, деревья сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошенной и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земли красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивалось, тогда реки выходили из берегов и затапливали поля и селения, когда же он опаздывал - приходила страшная засуха.

"Когда в нестерпимую жару и духоту,-- делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе черные тучи громоздятся, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец прольется, а тем временем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасение душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять кого из мощных индуистских богов, чтобы он сжалился и открыл наконец своей ваджрой "шлюзы небесных прудов".

Плодородный альмапласт, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину Ганга в настоящее царство Флоры. Склоны Гималаев покрывали девственные леса, долины местность -- бамбуковые заросли и мангові рощи, в низовьях Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и множество другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучников.

Река Ганг, которая также вытекала из Гималаев и в 500 км от впадения в Бенгальский залив создала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых была Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного Ілахабада - своеобразной Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельно.

Надра бассейнов Инда и Ганга были богатые сырьевые ресурсы, особенно на медной и железной руды. Богатейшими залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго-восточный Бихар (на востоке бассейна Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в Северной Индии, где появились самые древние индейские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать нельзя. Сказывались и страшные засухи, и не менее катастрофические наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развитии страны гораздо более скромную роль, чем в Єгипті или Месопотамии. Наносили ущерб хлеборобу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, что им кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее изнуряла индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки на непроходимые чащи. Ирригационный характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские общины на удивление прочными.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже преподнесли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственная деятельность оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцев.

Иначе сложились природно-климатические условия в Южной Индии, разрезаю от Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорья называют Деканом) было возможно лишь терасне земледелие. Реки Декану полноводные, пески крупнейших из них, Годавари и Кістані (Кришне), богатые на золото и алмазы. По крайнего юга материка, то его полноводные реки с крутыми берегами и бурным течением не играли существенной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе появилась позднее.

В древности Индию называли Ар"явартою - "страна ариев". Впоследствии появился также топоним Бхарат, который происходил от имени легендарного героя Бхарата (ош был, по одной версии, сыном царя Душ"янти и небесной красавицы - апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одна название Индии - Хіндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним Индия. Топоним Хіндостан означает "страна Хинд" и происходит от персидского названия реки Хинд (индейцы называли эту реку Сіндху). В настоящее время в Республике Индия оба названия - Бхарат и Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чаще.

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.