Как написать первую главу. Где искать вдохновение. Вывод. Метод снежинки кропотлив — но плодотворен

Роман - это не просто набор из 33 букв и горстки знаков препинания. У него есть назначение - заставить читателя окунуться в мир, созданный автором, почувствовать вещи, места и миры, о которых он не знал. Разжечь в читателе жажду узнать, что же произойдёт дальше, заставить его перевернуть страницу и обнаружить, что чтение романа не только принесло удовольствие, но заставило немножко измениться и открыло для него что-то новое.

Самые популярные жанры литературы

Как начать писать? Прежде чем сесть за написание романа, автор должен определить: для кого он хочет писать? Кто будут его читатели? Что их интересует и что сегодня читают больше всего? Многочисленные опросы показали, что на сегодня самые читаемые жанры - это любовный роман, фантастика, детективы и классика.

Любовные романы

Как правило, читают их в большинстве своём женщины, которые видят в жизни только стирку, уборку, работу, кухню и вечно занятого мужа. Им необходима романтика, красота. Им нужны красивые имена героев, сильные персонажи, запоминающиеся места. Они не будут читать о любви сантехника к кухарке.

Но если автор рискнёт рассказать об этом, то ему необходимо подумать над тем, как увлечь своих читательниц - продумать трогательный сюжет. Понять, как писать любовные сцены в романе так, чтобы самый непривлекательный с первого взгляда герой «заиграл», выделился. На протяжении всего произведения отмечать, как чувства героев изменили их, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы доказать или показать свою любовь.

Фантастика

Фантастический жанр предпочитают в основном подростки или компьютерные гении. В плане жанрового разнообразия здесь есть где развернуться. Это может быть приключенческая история с невероятными украшениями: перевоплощения и необычные трюки, необыкновенные места и технические «навороты».

Фантастический жанр и хорош тем, что здесь можно придумать название, которое заинтригует читателя, создать увлекательный сюжет, взяв за основу народную сказку с ее чудовищами, волшебниками и храбрыми рыцарями или киберфантастику с её электронными новшествами.

Фэнтези - довольно популярный жанр потому, что здесь неограниченное «поле деятельности» для автора. И как написать фантастический роман, в каком ключе, зависит только от его воображения. Основной набор фантаста - главный персонаж, предмет его любви, могучие покровители или соратники. И конечно, противоборствующая сторона: главный злодей - коварный и непобедимый.

Детективы

Романы этого жанра всегда читали, читают и будут читать. Почему они популярны? Прежде всего, читатель желает развлечься, убежать от реальности. Ему нравится разгадывать преступление, словно ребус. Начало романа - это головоломка, которая ставит в тупик. А автор играет: скрывает улики, наводит подозрение на совершенно невиновного персонажа, который и ведёт себя так, словно он и есть преступник.

И читатель зачастую идёт неверной дорогой, его догадки ошибочны. Как правило, герой детектива - сыщик - превосходит читателя в сообразительности и изящно раскрывает преступление. Чтобы написать детектив, одной головоломки, конечно, недостаточно. Как научиться писать романы в жанре детектива? Во-первых, читателю интересно следить за ходом мыслей героев, преследовать вместе с сыщиком преступника и обосновывать догадки и подозрения.

Наказание злодея - тоже немаловажная деталь, читатель испытывает удовольствие при виде преступника, получившего по заслугам. Зачастую читатель отождествляет себя с главным героем, вживается в его роль и повышает собственную значимость. Хорошо написанный детектив вызывает у него уверенность в реальности происходящего. И он продолжает снова и снова входить в роль сыщика, читая один роман за другим.

Классика

Великие творения невозможно не знать. Классическая литература актуальна во все времена. Конечно, новую «Войну и мир» создавать не надо. Как написать роман, который покорит не один десяток читателей? Наполнить его глубоким смыслом, поднять глобальные актуальные проблемы, основываясь на вечных ценностях. Такое произведение никого не оставит равнодушным, будет интересно во все времена и станет приносить пользу.

Формула захватывающего произведения

На самом деле того, чего ещё не было написано, довольно много. Важно придумать что-то оригинальное, необычное. Одним словом, своё. Общей схемы написания романа нет. Да и не было никогда. Поэтому не существует универсальной формулы того, как писать романы, пользующиеся спросом. Но изобретать велосипед тоже не нужно. Начинающему мастеру пера достаточно воспользоваться общей структурой: сюжетом и композицией.

В хорошем произведении всё логически связано: одно действие (событие) вытекает из другого, и всё то, что к этому не имеет отношения, убирается. Основной принцип - последовательные, логически построенные действия героев. Это и есть сюжет произведения. Затем необходимо определиться с элементами сюжета. Что нужно тщательно продумать перед тем, как написать роман?

  • Экспозиция - персонажи, их взаимоотношения, время и место действия.
  • Предзнаменование - намёки, какие-либо знаки или подсказки, приоткрывающие дальнейшее развитие сюжета.
  • Завязка - важный элемент любого произведения. Это событие, которое развивает, провоцирует конфликт.
  • Конфликт - это основа любого произведения. Что может лечь в основу конфликта? Человек (персонаж) против человека или против самого себя. Герой против общества или природы. Человек против сверхъестественного или техники.
  • Нарастающее действие - важное условие того, как написать роман, который держит читателя в постоянном напряжении. Необходимо создать цепь событий, которые берут начало от конфликта. Постепенно действие нарастает и достигает пика.
  • Кризис - точка кульминации. Кризис начинается непосредственно перед кульминацией или одновременно с ней. Это именно тот момент, когда противоборствующие стороны сталкиваются, то есть встречаются лицом к лицу.
  • Кульминация - это самый значительный момент в романе. Самый интересный, так как герой сжимает зубы и идёт до конца либо ломается и проигрывает.
  • Нисходящие действия - это события или действия героев, которые ведут к развязке.
  • Развязка - разрешение конфликта. Герой побеждает или достигает поставленной цели, остаётся ни с чем или вовсе гибнет.

Как написать роман

Правила создания сюжета выделяют один элемент - кризис. Как сказано выше, это кульминационная точка в романе. Именно этот момент выделяет произведение, делает его захватывающим. Что характерно для него? Во-первых, кризис отражает жанр произведения.

Во-вторых, он должен буквально перевернуть жизнь героя, нарушить естественное течение его жизни, изменить её в худшую сторону. Этот момент требует особого внимания автора, так на преодоление последствий кризиса должна уйти вся книга, весь запланированный объем произведения. В противном случае получаются короткие романы, не раскрывающие полностью идею произведения.

В-третьих, кризис должен захватить самого автора. Только в этом случае книга будет увлекать и читатель не заснёт на середине романа. После того как автор определился с кризисом, нужно решить, что готов сделать герой для его преодоления, на что он пойдёт для достижения своей цели. Он должен быть уверен, что это единственно возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Это и будет главная цель героя.

Четыре составляющие кризиса

Придумывая завязку, подводя персонаж к кризису, ни в коем случае не надо торопиться. Это своего рода фундамент произведения. И автору предстоит на нём строить. Плохо продуманный замысел рухнет, а мастерски созданная, умная завязка только придаст энергии и силы, которые и помогают создать полноценные шедевры, а не наполовину недописанные, короткие романы.

Обладание и избавление

Предметом обладания (избавления) может быть человек, идея, чувство, информация. Пытаясь разрешить кризис, персонаж должен этого добиваться. Например, девушка желает выйти замуж, но родные всячески препятствуют этому. И она пытается избавиться от их гнёта. Или отец ищет похищенного ребёнка. Желание найти своё чадо настолько сильно, что его не остановят никакие препятствия.

Трагические последствия

Герой не смог достичь своей цели, последствия ужасны - они полностью разрушают его жизнь. Не столь важно, как начать писать, а главное - дать понять читателю, что здесь многое поставлено на карту. Дать прочувствовать, пережить с героями всю трагичность сложившейся ситуации, страх. Одним словом, затянуть читателя, наделить персонажей чувствами, присущими каждому человеку. Создать ситуацию, которую просто необходимо разрешить. Девушка, не сумев преодолеть гнёт семьи, останется несчастной. Отец, не сумев спасти ребёнка, потеряет его.

Высокие побуждения

Это то, что всегда притягивает читателя. Если автор произведения наделит своего героя хотя бы одним достойным побуждением для достижения цели, читатели будут сопереживать ему, восхищаться и побуждения героя найдут отклик в их сердце. Какие высокие побуждения достойны внимания читателей? Это может быть чувство долга, любовь, достоинство, честь. Товарищество, справедливость, патриотизм зачастую находят у читателей отклик. Раскаяние и самоуважение - достойные, благородные побуждения.

Важно выделить сильные стороны. Например, следователь, раскрывая преступление, руководствуется чувством долга. Отец, спасающий ребёнка, руководствуется любовью. Более мягкие - великодушие или доброта - не произведут на читателя должного впечатления. Следует отметить негативные стороны - зависть, злобу, ненависть, гордыню, жадность, похоть.

Такими чертами наделяют обычно антигероев. Молодые писатели зачастую упускают этот момент: создать сильный персонаж с негативными побуждениями довольно трудно. Пожалуй, единственное негативное побуждение, которое может привлечь внимание читателя, - это месть. Когда герою не оставили выбора и единственный способ добиться справедливости - это месть.

Преодоление препятствий

И последнее, что должен сделать герой, чтобы добиться своей цели, - преодолеть препятствия. Автору необходимо создать непреодолимые препятствия. Кажется, что цель недостижима. Пересмотреть созданный кризис, насколько он глубок и непреодолим. При необходимости кризис можно усугубить: ухудшить ситуацию, сделать её масштабней, поменять какие-то элементы местами или место действия.

Конфликт разрешается

Почему важно построение сюжета? Потому что за время существования литературы выработана определённая схема воздействия на читателя. Если роман не вписывается в неё, он будет вялым и нелогичным. В объёмных произведениях с несколькими сюжетными линиями все вышеизложенные элементы повторяются неоднократно и подчиняются этим правилам построения сюжета.

Кроме того, построение цепи событий, переход от завязки к конфликту должен быть правдоподобным. Как написать роман, отвечающий этим требованиям? У персонажа должны быть серьёзные причины поступить так или иначе. Развязка, завершение конфликта - это результат действий героя произведения. В каждой сцене необходимы логика и здравый смысл. Читатель будет чувствовать себя обманутым, если персонажу просто везёт. Уважать персонажей он будет только в том случае, если они того заслужили - сделали что-то достойное.

Отступление от правил

Автор хочет отступить от общепринятых правил, но не знает как? Писать романы в стиле трэш - сейчас это довольно модное направление. В таком произведении автор отступает от правил. Он не скован литературными формами. Это просто поток сознания, расслабление, куски мыслей. Но тем не менее здесь должна быть интересная сюжетная линия. Должны присутствовать элементы, цепляющие читателя: юмор, настроение, бесовщинка, безудержное сумасшествие и т. п. То, что встряхнёт читателя.

Написать произведение с захватывающим сюжетом, необычными местами и нехарактерными для современного мира поступками можно, если окунуться в историю. Именно так. История любой страны, города, знаменитого сражения или биография известной личности интересны во все времена. Как писать Создать шедевр, достойный внимания, несущий в себе историческую ценность можно, только досконально изучив факты, свидетельства. Читатели внимательны к мелочам.

Желая воссоздать историю, необходимо изучить тот период времени, в которое автор хочет поместить своих героев. Обратить внимание на одежду, дома, обстановку, утварь, привычки, моральные ценности того периода. Буквально окунуться в то время. Выстроить сюжетную линию, вплести интригующих героев, наделить их высокими целями.

Название

Как придумать название книги - гениальное, запоминающееся? Прочтите книгу и подумайте о ее идее. Продумайте названия, подходящие к основному посылу или к главным эмоциям, которые вызывает ваш роман. Выпишите из книги излюбленные фразы. Может, они станут названием произведения. Подумайте о том, чтобы назвать роман в честь главного героя. Это довольно распространенная практика. Загадочные названия интригуют читателя, который ищет что-то необычное. В то же время название должно давать достаточно информации о предмете книги, но не слишком много, чтобы читатель оставался заинтересован. Будьте оригинальны. Придумайте название, которое будет выделяться из массы подобных.

Самое главное - не пугаться, если окажется, что роман с таким названием уже есть. Читателей всё равно больше. Знаменитыми становятся прежде всего книги, чьи авторы смогли придумать удачное название, собрать в единое целое идеи, мысли, факты и создать захватывающий, логически выстроенный сюжет.

Роман является прозаическим повествовательным литературным жанром, в котором отражается вымышленная реальность, раскрывая глубинные пласты человеческой жизни. Независимо от того, какой тип романа вы хотите написать - литературный или коммерческий, романтический или научно-фантастический, эпос о войне или семейную драму - вам понадобится безграничная творческая энергия и умение самовыражаться посредством своего романа, терпение для осуществления своего замысла, поскольку создание романа - это кропотливый и длительный процесс, требующий особой усидчивости и последовательности в процессе редактирования и доработки.

Шаги

Создание вымышленного мира

  1. Вдохновение. Написание романа это творческий процесс, и вы никогда не знаете, когда хорошая идея может озарить вас. Поэтому надо всегда быть во всеоружии и носить с собой блокнот и ручку, чтобы можно было записывать идеи по мере их возникновения. Вы можете почувствовать вдохновение во время утренней поездки на работу, или за чашечкой кофе. Вдохновение непредсказуемо, поэтому прислушивайтесь к своим мыслям и старайтесь зафиксировать их на бумаге, чтобы не забыть.

    • Чтобы быть писателем, необходимо как можно дольше находиться в состоянии вдохновения. Иногда, писателям бывает трудно генерировать идеи. С этой проблемой сталкиваются практически все писатели, и вдохновение является лучшим способом ее решения.
    • Источником вдохновения не обязательно должны быть книги. Это может быть ТВ-шоу, кино или даже посещение выставки или арт-галереи. Вдохновение приходит в бесконечно разнообразных формах!
    • Используйте свой ноутбук, чтобы записать все, что пришло вам в голову. Это могут быть заметки, описывающие ваши наблюдения, несколько абзацев или даже просто обрывочные предложения, которые впоследствии лягут в основу вашего романа.
    • Постарайтесь обдумывать все истории, которые вы услышали от знакомых и близких вам людей, начиная с рассказов вашей прабабушки и заканчивая сюжетами из теленовостей и даже ваших детских воспоминаний.
    • Постарайтесь подумать о событии, произошедшем в детстве или в недавнем прошлом, которое почему-то засело в вашей памяти. Это может быть загадочная смерть женщины в вашем городе, странная привязанность вашего соседа к домашним питомцам, или ваша турпоездка в Лондон, о которой вы все время вспоминаете. Например, знаменитая сцена, кода полковник перед расстрелом вспоминает, как отец водил его посмотреть на лед из романа Сто лет одиночества была основана на детских воспоминаниях Маркеса.
    • Одни говорят, что "писать нужно о том, что вы хорошо знаете". Другие считают, что вы должны "писать о том, что вы не знаете". Придумайте или додумайте что-нибудь из вашей собственной жизни, что не оставляет вас безразличным, что волнует вас, пробуждает ваше вдохновение, интересует вас, заводит и попробуйте развить эту тему более подробно в романе.
  2. Выберите жанр. Не все романы имеют четкую привязанность к конкретным категориям, но очень полезно с самого начала определить к какому именно жанру будет относиться ваше произведение и на какую аудиторию оно будет ориентировано. Постарайтесь прочитать как можно больше классических произведений выбранного жанра. Это позволит вам составить представление о том, как построить роман в соответствии с существующими стандартами. И если вы еще не остановились на конкретном жанре или собираетесь создать нечто новое, находящееся на стыке разных жанров, то вам просто будет необходимо изучить все эти стили и их характерные черты. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

    • Роман является литературным произведением, пронизанным глубоким осмыслением жизни, символизмом, в котором используются сложные литературные приемы. Старайтесь больше читать классических произведений великих романистов, руководствуясь списком "100 самых лучших книг мировой литературы по версии газеты "The Guardian", и относятся "100 Greatest Novels of All Time" .
    • Коммерческие (или бульварные) романы создаются для того, чтобы с одной развлечь аудиторию, а с другой - с расчетом на продажу максимального количества экземпляров в широком жанровом диапазоне, начиная с научной фантастики, мистики и фэнтази, и заканчивая триллерами, любовными или историческими романами. Многие романы этого типа выпускаются сериями и имеют предсказуемые развязки.
    • Четкой границы между коммерческими и некоммерческими романами не существует. Многие научные фантасты и авторы триллеров создавали сложные и глубокие произведения, которые по праву могут считаться жемчужинами классической литературы. Тот факт, что роман пользуется популярностью вовсе не означает его низкопробности и принадлежности к поп-культуре.
    • Просто необходимо прочитать как можно больше литературы того жанра, в котором вы собираетесь написать свой роман. Это позволит вам составить полное представление о традициях, правилах и стилистике жанра, в котором вы намереваетесь самореализоваться и поможет вам в вашей работе.
  3. Обдумайте обстановку. После выбора жанра необходимо перейти к выбору места, которое не должно ограничиваться рамками города или деревни. Все дело в вашей фантазии, которая безгранична и может занести персонажей за пределы вселенной. Правильный выбор обстановки определит настроение и тон вашего романа, и послужит той средой, на фоне которой будет разворачиваться сюжет. Хорошенько обдумайте следующие вопросы:

    • Будут ли события романа разворачиваться в хорошо знакомой вам обстановке?
    • На каком временном континууме базируется сюжет вашего романа? В прошлом, настоящем или будущем?
    • Будут ли события вашего романа разворачиваться на Земле, или в космосе?
    • Будут ли события происходить в одном городе или районе, или в нескольких местах?
    • Определите временной диапазон вашего сюжета: месяц, год, десятилетие и т.д.?
    • Будет ли финал оптимистичным, или роман будет полон пессимизма?
  4. Придумайте образы персонажей. Самым важным и основным будет главный герой, который должен быть максимально конкретизирован, с узнаваемыми чертами и мировоззрением. Главные герои вовсе не обязательно должны быть положительными, но они обязательно должны быть связаны друг с другом, и их надо описать таким образом, чтобы они стали запоминающимися. Читатель должен неким образом ассоциировать себя с главными героями, находить с ними точки соприкосновения. Именно это привлекает читателей к литературе.

    • Запомните, что герои не обязаны нравиться, но они должны заинтересовывать. Например, Гумберт из романа "Лолита", который может вызывать презрение, но он каким-то образом притягивает и его личность интересна читателям.
    • В романе должно быть несколько главных героев. Не стоит ограничиваться лишь одним. Интерес вызывает одно и то же событие, рассказанное с разных точек зрения.
    • Второстепенные персонажи призваны раскрыть и усилить личность главного героя, показывая среду, в которой он существует, в которой он сформировался, как личность. Продумайте, какими вы желаете видеть главных героев, когда будете окружать их персонажами второго плана.
    • При этом, все персонажи вашего романа вовсе не обязательно должны быть зафиксированы с самого начала. Они могут появляться по ходу написания романа, по мере того, как вы будете создавать свое творение. Иногда получается так, что вы начинаете писать о ком-то, кого считаете главным героем, но он постепенно уходит на второй план, уступая место другому персонажу. Все зависит от вашего внутреннего голоса и вдохновения. Доверяйте ему.
    • Многие писатели списывают своих героев с реальных людей, пытаясь представить себя на их место, даже на время мысленно превращаясь в своих героев. Ваши персонажи должны детально прописаны и должны существовать в вашем сознании, как живые. Тогда и у читателя сложится подобное ощущение, что они видят их мысленным взором.
  5. Пропишите сюжет. Большинство романов, вне зависимости от жанра и стиля, имеют в своей основе некий конфликт, который усугубляется, доходя до апогея и кульминации, а затем решается, переходя в развязку. Это, однако, вовсе не означает, что все романы должны заканчиваться хэппиэндом. Скорее конфликт помогает полнее раскрыть характер героев, мотивируя их поведение на всем протяжении вашего романа.

    • Готовых формул для построения сюжета не существует. Хотя имеется один беспроигрышный вариант, по схеме экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и постпозиция, пролог и эпилог (опционально).
    • Вы можете также начать с главного конфликта и продвигаться в обратном направлении, чтобы показать, почему именно возник этот конфликт. Например, можно начать с того, как девушка возвращается домой с похорон отца, и читатель совершает путешествие в своеобразной машине времени, постепенно погружаясь в события, приведшие к смерти отца.
    • Точно так же конфликт не обязательно должен быть разрешен. Можно закончить роман троеточием, оставив некий флер недосказанности. Это очень интересный прием.
    • Главное, чтобы роман не был примитивным и предсказуемым. Можно начать сюжет в настоящем, затем переместиться в будущее, периодически отсылая читателей в прошлое, или же начать в прошлом, затем переместиться в будущее и закончить действие в настоящем. Хорошим такого "нелинейного" романа является Хулио Кортасара "Hopscotch" (Игра в классики).
    • Перечитайте некоторые из любимых вами романов и постарайтесь определить, к какому типу сюжета они относятся. Проследите, как развиваются события в романе и обратите внимание, насколько более интересно читать романы с нелинейным сюжетом.
  6. Решите от чьего имени будет вестись повествование. Романы обычно пишутся от третьего или первого лица, хотя иногда встречаются и произведения, написанные от второго лица, или в комбинированном варианте. Если вы остановились на повествовании от первого лица, то вы должны рассказывать все, как будто вы являетесь одним из персонажей, используя местоимения "Я" и "Мы". В повествованиях от второго лица также создается ощущение, что автор является персонажем, но используются местоимения "Ты" и "Вы". Ярким примером такого повествования являются произведения Евгения Гришковца. И, наконец, повествование от третьего лица позволяет быть полностью свободным, не ограничиваться лингвистическими рамками, использовать символы и быть как бы сторонним наблюдателем.

    • Вовсе не обязательно с самого начала решить, от чьего имени будет вестись повествование. Вы можете написать первое предложение, даже несколько абзацев или глав, прежде чем поймете, какой стиль наиболее приемлем для вас.
    • Никаких жестких привязок стиля романа и метода повествования не существует. Но если вы пишете объемный монументальный панорамный роман с широким диапазоном многочисленных персонажей, то повествование от третьего лица может оказаться очень удобным и позволит использовать символы, лирические отступления и подобные литературные приемы.
  7. Вы можете начать с нуля. Хотя иногда полезно сначала придумать сюжет, определить для себя персонажей, героев и место развертывания событии. Однако это не является необходимой подготовительной процедурой. если вы начнете зацикливаться на подготовке, то можете погрязнуть в деталях и мелочах, не продвигаясь вперед. Постарайтесь следовать за своим вдохновением, которое может возникнуть из случайно подслушанного в продуктовом магазине разговора, исторического факта, или из бабушкиной истории. Этого может быть вполне достаточно, чтобы приступить к написанию романа, пользуясь этим фактом, как кончиком нитки в клубке, который вы постепенно будете разматывать, вовлекая читателей в водоворот событий.

    • Если вы слишком много времени уделите подготовительной стадии, пытаясь продумать все до мелочей, то вы просто-напросто задушите в себе вдохновение, растратив весь свой потенциал, еще не приступив к написанию романа.

    Составление черновика романа

    1. Прежде всего составьте план или наброски. Каждый писатель имеет свою собственную систему написания плана. Создание плана поможет вам определить основные идеи и выявит цепочку промежуточных целей, которые приведут вас к реализации конечного результата. Но если вы предпочитаете писать, ориентируясь исключительно на вдохновение, то вы спокойно можете положиться на свою интуицию, пока не обнаружите, что вам необходимо каким-то образом организовать написанное. Все в ваших руках.

      • Ваш план не должен быть слишком прямолинейным. Вы можете сделать краткие наброски характеров всех персонажей, или составить так называемые диаграммы Эйлера-Венна, которые наглядно покажут общие зоны, в которых пересекаются интересы разных персонажей.
      • Не пытайтесь слепо следовать составленному плану. Его функция заключается в определенной организации творческого процесса, в придании ему градиента, который придаст определенное ускорение процессу создания романа. План в любой момент может быть скорректирован.
      • Иногда план оказывается значительно более полезным на поздних стадиях написания романа, превращаясь в своеобразное второе дыхание, если написание зашло в тупик. Используя план в этом случае можно лучше понять структуру романа, куда дальше двигаться, что лучше сократить и где надо кое-что прибавить.
    2. Постарайтесь наилучшим образом организовать процесс написания романа. Выделите определенное место и время, где и когда вы будете работать над своим романом. Тут все зависит от ваших приоритетов и предпочтений и вы можете делать это в любое удобное для вас время. Самое главное понять, что написание романа - это кропотливая и трудная работа, и что вдохновение приходит только в процессе, а не во время праздного ожидания мифического озарения.

      • По возможности организуйте рабочее место, на котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно и которое будет наиболее благоприятно сказываться на вашей креативности, без отвлекающих моментов. Позаботьтесь о том, чтобы у вас был стул и письменный стол, многочасовая работа за которыми не вызовет болей в спине. Помните, что написание романа - процесс длительный и зачастую занимающий несколько месяцев.
      • Некоторые предпочитают перекусывать во время работы, другие пьют кофе или чай. Постарайтесь определить, что именно необходимо вашему организму для наиболее продуктивной работы: сытный завтрак или, напротив, легкий ужин. Опять же, все сугубо индивидуально.
    3. Проведите собственное исследование. Постарайтесь узнать как можно больше о субъекте и объекте вашего романа. Изучите эпоху, о которой вы пишите, культуру стран и традиции народов, упоминаемых в романе, и так далее). Если вы пишете научно-фантастический роман, то постарайтесь вникнуть в суть научных концепций, почитайте труды футурологов. Немного меньше усилий по изучению вам понадобится, если вы пишите роман, основанный на реальных событиях вашей жизни, но в любом случае точность и правдоподобность приветствуются.

      • Сходите в библиотеку. Там можно найти массу интересных уникальных книг и, кроме того, в библиотеке очень удобно работать над написанием книги.
      • Общайтесь с интересными и осведомленными в интересующем вас вопросе людьми. Если вы не можете найти нужной литературы даже в библиотеке, то обратитесь к знающим людям, которые могут вас проконсультировать. Заранее подготовьте необходимые вопросы.
      • Иногда процесс изучения может включать и чтение других романов, сходных с тем, над которым вы работаете. Например, если вы пишете роман о Второй мировой войне с главным героем - солдатом французской армии, прочитайте другие романы, написанные на эту тему и с другой точки зрения. Это, с одной стороны, позволит избежать повторения, а с другой - обогатит вас новой информацией.
      • Изучение материала может также повлиять на объем и содержание вашего романа. Вполне возможно, что в процессе изучения у вас возникнут новые сюжетные линии, или даже целые главы, дополняющие образ главного героя.
    4. Напишите первый черновой вариант романа. Когда вы почувствуете, что готовы приступить к работе, не откладывайте этого, немедля беритесь за написание романа. Не стоит волноваться по поводу несовершенства языка, поскольку это только черновик, который впоследствии будет отшлифован и доработан. Пишите без самокритики. Первый черновик вовсе не должен быть идеальным. Это просто должно быть сделано. Помните, что это заготовка, которая, однако, вполне возможно, станет самой убедительной версией.

      • Возьмите в привычку писать каждый божий день. Чем больше, тем лучше. Необходимо понимать, за что вы взялись. Много замечательных писателей остаются незамеченными и неизвестными лишь потому, что не удосужились довести дело до логического завершения и пишут, как говорят, в ящик.
      • Поставьте перед собой промежуточные цели: написать главу, несколько страниц, или определенное количество слов каждый день. Это подтолкнет вас к регулярной продуктивной работе.
      • Кроме того, вы можете установить перед собой долгосрочные цели. Например, завершить написание первого варианта черновика за год, или за полгода. Определите "Конечную дату" и ориентируйтесь на нее.

      Редактирование романа

      1. Вы можете написать сколько угодно черновых версий романа. Если вам повезет, то вам удастся достичь необходимого результата в три захода. А, может быть, для достижения необходимой правдоподобности вам потребуется не один десяток различных версий. Очень важно вовремя остановиться и сначала самостоятельно оценить написанное, а затем посоветоваться с другими, если вам трудно решить готов ли роман, или есть смысл продолжить работу. Но если вы поспешите и покажете роман другим слишком рано, то вы рискуете потерять вдохновение. После того, как вы написали достаточное количество черновых версий, вы можете приступить к редактированию.

        • Когда Хемингуэя спросили, что было самым трудным в написании романа "Прощай, оружие" (после того, как он переписал его тридцать девять раз), он ответил: "Правильно расставить слова".
        • После того как вы написали первую версию сделайте перерыв, отдохните от романа в течение нескольких недель или даже несколько месяцев, и попытайтесь расслабиться и прочитайте свое творение, как будто вы являетесь читателем. Какие части требуют детализации и дополнительных объяснений? Какие части слишком затянуты и вызывают скуку?
        • Опыт показывает, что если вы во время чтения будете пропускать слишком длинные и нудные куски, то обычные читатели поступят точно так же. Подумайте о том, как можно сделать роман более привлекательным для читателей, сократив или отредактировав некоторые слишком громоздкие части.
        • Каждый новый черновик или новая редакция, могут быть направлены на устранение одного или нескольких конкретных недостатков. Например, вы можете написать один совершенно новый вариант с упором на то, что сделает его более привлекательным для читателя, а другой вариант написать с учетом отработки и усовершенствования сюжетного ряда. Третья версия может быть направлена на шлифовку центральной части романа.
        • Снова и снова повторяйте процесс создания отредактированных версий, пока не получится текст, который вы с гордостью сможете показать другим. Это может занять несколько месяцев или несколько лет, но это, безусловно, необходимо делать. Запаситесь терпением.
      2. Тренируйте свои навыки в редактирования. Когда вы почувствуете, что достигли совершенства, приступайте к следующей стадии - к сокращению абзацев или неинтересных предложений, от стандартных или повторяющихся фраз, или просто упорядочите лексическую структуру текста. Вовсе необязательно редактировать и изменять каждую фразу - в любом случае вам в более поздних редакциях придется поменять их. Придерживайтесь генеральной линии редактирования, пока не добьетесь нужного результата.

        • Распечатайте ваш роман и прочитайте его вслух. Удалите или пересмотрите все, что вам кажется неверным.
        • Не скупитесь удаляя из текста абзацы или целые главы. Нещадно избавляйтесь от всего лишнего. помните пословицу: "то, что написано пером, не вырубишь и топором". В том смысле, что вы всегда сможете использовать ненужные в данном контексте блоки в других текстах.
      3. Покажите распечатанный текст другим людям. Начните с рукописи, которую вы можете доверенным и являющихся для вас авторитетами людям, и лишь после этого переходите к ознакомлению с романом других читателей. Однако, вам придется столкнуться с ситуацией, когда родные и близкие не будут до конца откровенные с вами, оставляя свои отзывы, поскольку не захотят травмировать вас своей критикой. Поэтому рекомендуется прибегнуть к одному из приводимых ниже вариантов:

        • Запишитесь на посещение семинаров писателей, которые организуются в колледжах и образовательных центрах. В программу семинаров входит ознакомление с новыми произведениями, написанными другими писателями, а также обсуждение и тщательный анализ прочитанных произведений. Тут вы можете получить полноценную здоровую критику вашего произведения.
        • Организуйте клуб писателей. Если вы знаете других людей, которые также пишут романы, вы можете договориться с ними о регулярных встречах для обсуждений и обмена опытом.
        • Не принимайте всю критику за чистую монету. Прежде чем принимать окончательное решение, выслушайте мнение нескольких критиков.
        • Если вы собираетесь заняться написанием романов и чувствуете, что это может стать делом всей вашей жизни, постарайтесь получить профессиональное университетское образование по специализации художественная литература. Вы не только получите необходимые знания у лучших специалистов в области литературы и искусства, но и сможете получить развернутый обзор и анализ вашего произведения.
      4. Попытайтесь опубликовать свой роман. Многие начинающие писатели воспринимают свое творение как пробный камень, первый блин, который комом, и не решаются даже отправить его издателям. Однако, если вы чувствуете себя достаточно уверенными в своих силах, то можете обратиться в традиционное книжное издательство, в электронное интернет-издательство, или прибегнуть к услугам

        • Если вы решили пойти традиционным путем, то очень полезно найти литературного агента, который будет представлять ваш роман различным издательствам. Для этого вам будет необходимо составить заявку в специальную организацию с аннотацией вашей рукописи.
        • Что касается самиздата, то компаний, предоставляющих печатные услуги великое множество, и все они имеют разный уровень и различную специализацию. Внимательно ознакомьтесь с образцами продукции и лишь после этого выберите то, что вам подходит больше всего.
        • И если вы не хотите издавать свой роман, то можете отложить работу, сделать перерыв и с чувством выполненного перед собой долга приступить к написанию нового произведения.
      • Если вы не знаете, как продолжить начатую работу, в какую сторону развивать сюжет, представьте себе одного из ваших персонажей, который стоит за вашей спиной и рассказывает, что будет делать дальше.
      • Пишите о том, что вам нравится, дайте волю своей фантазии. Например, если вы любитель научной фантастики, то навряд ли вам понравится идея написания исторического романа.
      • "Значительно лучше писать для себя и опубликовать свое произведение, чем писать для публикации, и читать свой роман самому". Пишите как вам нравится, получая удовольствие от процесса, не думая о мнении критиков. Поверьте, читательская аудитория обширна и разнообразна и всегда есть шанс, что если произведение написано от души, искренне, с любовью и интересно, то оно найдет свою нишу.
      • Читайте много книг (особенно относящихся к выбранному вами жанру или к теме вашего романа). Читайте до начала работы, в процессе и после окончания. Это очень полезно и эффективно.
      • Не забывайте что ваши персонажи и герои должны быть интересными, разными и с жизненными позициями, отличающимися от вашей собственной. Еще одна Мэри Сью никому не нужна, и хотя читатели и могут принять какой-нибудь повтор, но автор нового романа должен избегать этого и стремиться к разнообразию и оригинальности.
      • Не ждите вдохновения. Оно не возникает из ниоткуда. Писательство подобно пищеварению, если вы ничего не съели, то система не работает. Например, вы знаете, когда у писателя внезапно возникает идея, казалось бы на совершенно пустом месте? Когда он имеет определенные накопления наблюдений, вращающихся и обрабатываемых в подсознании, и выскакивающих в виде идеи, обретая словесную форму. Это может показаться спонтанным, но на самом деле срабатывает на все 100, поскольку подобные идеи всегда являются оригинальными и интересными.
      • Существует масса различных приложений (например, Google Keep, Astrid Tasks) для смартфонов, планшетов, IPOD-ов, которые могут быть очень полезны для записи и документирования таких случайных идей, где бы они вас ни застигли. Для некоторых мобильных устройств даже разработаны пакеты офисных программ типа suites или word, которые дают возможность писать на ходу.
      • Потратьте некоторое время на подбор музыки, которая может стать источником вдохновения, создавая особую атмосферу и эмоции, созвучные вашему повествованию. Прослушайте свою фонотеку, пытаясь уловить нужные интонации. Составьте список песен и музыкальных композиций, звучание которых вписывается в концепцию вашего романа или рассказа, как саундтрек к фильму. Это поможет добавить в роман необходимые эмоциональные нотки. Кроме того, вы можете попробовать написать главу или ее часть, пытаясь вербализовать свои чувства эмоции, возникающие от прослушивания этой музыки.
      • Через некоторое время после начала работы вы должны почувствовать, хорошо ли у вас все это получается, насколько написание романа захватывает ваше воображение и увлекает. Если вы этого не почувствуете сразу, продолжайте пробовать различные варианты. Иногда помогает прослушивание музыки не во время написания романа, а во время перерывов. Хорошая и правильно подобранная музыка может стать своеобразным генератором идей касательно сюжетной линии, добавляя новые краски и ритм в ваше произведение.
      • Начните вести дневник, заведите записную книжку или тетрадку, в которую вы сможете записывать все свои текущие мысли. Это прекрасно помогает развить писательские навыки. Помните, что это ваш роман и если вам хочется кардинально изменить его тематику, то смело делайте это, меняйте сюжетную линию с войны на Ближнем Востоке на конфликт в средней школе. Это можно делать на любом этапе написания романа. Поэтому, прежде чем начать роман, убедитесь, что то, о чем вы собираетесь рассказать действительно интересно вам.
      • Придерживайтесь принципа "ни дня без странички", независимо от наличия вдохновения.
      • Если у вас возникли проблемы с развитием реалистического персонажа из вашего романа, поступите следующим образом: постоянно мысленно общайтесь с ним. Где бы вы ни находились: в продуктовом магазине, на работе, в торговый центр, или даже на улице, представьте, что этот персонаж находится вместе с вами и как бы он вел себя в той или иной конкретной ситуации. При этом отмечайте про себя, что они бы делали так же как и вы и в чем бы ваше поведение отличалось.
      • Иногда в персонаже все идеально, за исключением его имени, которое подходит ему, как корове - седло. Купите книгу для будущих родителей, в которой можно найти самые разнообразные имена. Кроме того, имеются многочисленные сайты в Интернете, которые могут генерировать имена и/или объяснять их значение. Еще можно попробовать использовать онлайн-переводчик для создания новых оригинальных имен, образованных как перевод известного слова на английском языке. Это часто придает персонажу особый шарм и флер.
      • Чтобы стать писателем надо быть читателем, слушателем радиопрограмм, и зрителем ТВ-шоу. Кроме того, надо путешествовать, много общаться, ходить на вечеринки, бродить по городу… То есть надо жить полноценной жизнью. Вдохновение, как любовь может "нечаянно нагрянуть" в любой момент.
      • Тот факт, что ваша история нравится вам, вовсе не означает, что она понравится другим. Дайте почитать готовое произведение как минимум трем-четырем надежным, проверенным друзьям и знакомым, прежде чем послать роман в издательство. Не забудьте оформить документы на авторские права на вашу работу, даже если она еще не закончена.
      • "Избегайте клише, как чумы" (по иронии судьбы, этот полезный и добрый совет используется настолько часто, что сам стал клише). Использование шаблонных выражений и забитых фраз всегда вызывает скуку и раздражение.
      • Если вы прокрастинатор, то есть любите откладывать все в долгий ящик, попробуйте принять участие в мероприятии NaNoWriMo, объединяющем писателей страны, которые в течение месяца обязуются написать тексты, состоящие из 50 000 слов. Это неплохой стимул для завершения романа. И, вообще, писатели, как правило, лучше работают, когда у них есть конкретный срок сдачи романа.

Для многих из нас написание текстов является сложной и неприятной задачей. Пожалуй, всем знакомы ситуации, когда оно либо откладывается на последний момент и делается в спешке кое-как, либо отнимает огромное количество времени при очень низкой продуктивности. Отчасти неприязнь к письму объясняется болезненными школьными или студенческими воспоминаниями: всех нас заставляли писать сочинения, рефераты, дипломы и диссертации по совершенно неинтересным нам предметам. Между тем, школа или университет отнюдь не являются единственными местами, где нам необходимо писать тексты. Отчёты и доклады на работе, мотивационные и рекомендательные письма, рецензии на книги и фильмы, заметки в блогах и социальных сетях - вот лишь немногие из тех видов письма, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Не говоря уже о том, что некоторые из нас хотели бы писать рассказы, сказки для своих детей или мемуары, но никак не могут приступить к этому занятию. Как же сделать написание текстов эффективным и приносящим нам удовольствие? Другими словами, каким образом можно замотивировать себя на написание текста и довести этот процесс до конца?

Мотивация - это внутреннее или внешнее побуждение человека к действию.

Внешняя мотивация, как явствует из названия, - это совокупность внешних факторов, которые заставляют нас приняться за работу. В случае с написанием текстов, типичными примерами внешней мотивации является необходимость написать курсовую работу в университете или годовой отчёт на работе. Если студент не напишет курсовую работу в срок, то его могут отчислить из университета. Если работник не подготовит отчёт, то он потеряет доверие коллег и начальства, не сможет рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и повышение зарплаты, возможно даже, будет уволен. Отчисление из университета, плохие оценки, продвижение по карьерной лестнице - всё это внешние факторы, мотивирующие к написанию текста. Безусловно, внешняя мотивация может иметь и более сложный характер: иногда люди начинают писать тексты, чтобы самоутвердиться, привлечь к себе как можно больше внимания, справиться со своими комплексами и фобиями и т.д. Однако в данном случае письмо также является всего лишь инструментом для достижения других целей.

При этом многие психологи утверждают, что внешняя мотивация никогда не может сравниться по своей силе с внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация - это совокупность личностных потребностей, желаний и черт характера, которые способствуют эффективному выполнению какого-либо задания. Различие между внешней и внутренней мотивацией можно проиллюстрировать на примере фраз «Мне нужно» и «Я хочу». В первом случае, я ничего не хочу писать, но от меня этого требуют внешние обстоятельства, во второй ситуации, мне совершенно ничего не нужно, но я хочу писать. Между тем, сила внутренней мотивации часто переоценивается. Ресурсов лишь внутренней мотивации может быть недостаточно для того, чтобы довести дело до конца. Поэтому идеальным является сочетание внутренней и внешней мотивации.

Для того чтобы понять свой уровень самомотивации, предлагаем вам пройти специальный тест.

Тест на самомотивацию

Данный тест на самомотивацию основан на нескольких методиках и позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач и т.д.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • В тесте нужно будет ответить на несколько простых вопросов и выбрать ответ для каждого вопроса из двух вариантов: «в большей степени - да» или «скорее нет».
  • При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

В данном уроке мы дадим вам небольшие советы, которые помогут повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию, преодолеть блок при написании текстов и сделать этот процесс простым и приятным.

Ситуация первая: я хочу начать писать тексты, но не знаю, о чём

Преподаватели, ведущие тренинги по эффективному написанию текстов, часто любят говорить: если вам не о чем написать, то не пишите. Хотя это утверждение можно признать справедливым, если речь идёт об академическом письме, оно совсем не кажется очевидным, когда дело касается креативного письма. Сегодня довольно распространённой является ситуация, когда человек и хотел бы о чём-нибудь написать, но у него нет культуры и привычки письма, и поэтому он совершенно не представляет, с чего начать, как к написанию текста подступиться и о чём вообще стоит писать.

Поразительно, но ещё 50-60 лет тому назад эта проблема не существовала. Нам достались огромные объёмы частной переписки, дневников, записных книжек, мемуаров, воспоминаний, путевых заметок, конспектов, написанных людьми, жившими начиная с XVII века, когда воцарились идеалы просвещения, и вплоть до середины XX века, когда начали широко распространяться современные средства коммуникации. Сегодня мы говорим друг с другом по телефону или скайпу, но не пишем друг другу письма. В лучшем случае, мы обмениваемся короткими сообщениями в социальных сетях или смс. Мы делаем фотографии и снимаем видео, но не пишем путевых заметок или воспоминаний. Письмо перестало быть частью нашей повседневной жизни. Поэтому если вы хотите снять писательский блок, то вам необходимо начать воспитывать в себе культуру письма. Для этого попробуйте каждый вечер посвящать 15-20 минут тому, чтобы в письменной форме описать прошедший день: что с вами произошло, что вас взволновало, порадовало или вызвало ваше негодование, какие эмоции вы испытывали. Также вы можете описать книгу, фильм, музыку и те мысли, которые они у вас вызвали. Через какое-то время вы, скорее всего, заметите, что ваши заметки стали более разветвлёнными и что в вашей жизни есть масса предметов, о которых можно написать.

Ситуация вторая: я начинаю писать, но не могу довести работу до конца

В данном случае даёт сбой внутренняя мотивация. Например, человек загорелся идеей, начал о ней писать, устал, пошёл заняться чем-нибудь другим, вспомнил о ней через неделю, но желание писать о ней уже угасло. В этом случае необходимо найти дополнительные источники мотивации. Попробуйте назначить себе какое-нибудь вознаграждение за выполненную работу. В примитивном случае, написал страницу - съел шоколадку. Другой приём - договориться с человеком, мнением которого вы дорожите, что через два дня/неделю/месяц вы дадите ему прочитать написанный вами текст. Желание не упасть в его глазах будет служить дополнительной мотивацией к работе. Идеально, когда вы можете совместить приятное с полезным: не просто писать тексты для себя, но и получать за это деньги. Например, вы можете писать рецензии на книги, музыкальные альбомы или фильмы для какого-нибудь журнала.

Ситуация третья: мне не хватает терпения и усидчивости во время письма

Эта проблема может быть связана как с недостатком мотивации, так и с неумением концентрироваться. Есть люди, которые могут с лёгкостью работать в присутствии других, с включённым телевизором или музыкой. Однако многим это мешает сосредоточиться. Лучше приниматься за написание текстов, когда вам никто не будет мешать. Если у вас нет такой возможности, то вам помогут упражнения на повышение концентрации внимания (методика Мюнстерберга, таблицы Шульте , методика «10 слов», упражнение «Дальтоник» и т.д.). Также многие часто отвлекаются на проверку электронной почты или сообщений в социальных сетях. Попробуйте выключить интернет, чтобы у вас не было подобного соблазна. При этом необходимо помнить, что концентрация внимания не может долго находиться на одном уровне. Поэтому работу нужно чередовать с отдыхом.

Ситуация четвёртая: не могу заставить себя приступить к написанию текста

Часто психологически сложно заставить себя что-то делать, если задача кажется нам необъятной и трудно выполнимой. Лучший приём - разделить большую задачу на несколько маленьких подзадач. О каком бы тексте ни шла речь (роман, научная статья или годовой отчёт), процесс его написания всегда включает в себя четыре стадии, которые необходимо чётко разделять. Первая стадия - собирание материала. Вторая - формулирование основных тезисов и составление плана. Затем идёт написание черновика. И наконец, редактирование текста. Не стоит смешивать эти стадии и пытаться делать всё одновременно. Поговорим о каждой стадии подробнее.

1. Собирание материала

Вся важная информация должна быть у вас под рукой. Ещё до того, как вы начали писать текст, вы должны собрать необходимые вам цитаты, данные, картинки, фотографии, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Это ваши инструменты, которые вы готовите заранее. Представьте, что вы вызвали электрика. Он пришёл к вам, начал работу, и обнаружил, что у него нет отвёртки. Он уходит её искать, возвращается, опять принимается за работу и выясняет, что у него нет вольтметра, и т.д. В итоге работа затягивается на целый день. Мы не должны уподобляться этому забывчивому электрику, иначе вместо письма, мы получаем бесконечный поиск нужной информации.

2. Формулирование тезисов и составление плана

После того, как вся необходимая информация оказалась в вашем распоряжении, приступайте к формулировке ваших основных идей. Не нужно записывать их сразу в развёрнутом виде. Лучше использовать простые предложения, словосочетания или даже отдельные слова. При этом наиболее удобно перечислять ваши тезисы в виде пунктов, а не слитного текста. Это позволит вам увидеть, каким образом ваши идеи связаны друг с другом. На основе тезисов и собранного материала вы должны составить рабочий план. Составление плана является одной из самых важных и, безусловно, необходимых процедур при написании текстов. Есть люди, которые говорят, что они не составляют план, а просто следуют движению своей мысли. На самом деле такие люди не вполне искренны, они также следуют плану, просто он находится у них в голове, а не на бумаге. Так или иначе, план лучше составлять, причём как можно более подробный. Это поможет ничего не забыть, организовать разрозненные мысли в стройную структуру, понять, нет ли в вашем тексте повторяющихся идей, плюс, это даёт возможность разделить вашу дальнейшую работу на более мелкие части. С планом вы садитесь писать не один большой текст, а первый подпункт первого пункта первой главы, что является простой и обозримой задачей. Конечно, в ходе работы над черновиком план может так или иначе изменяться.

3. Черновик

По большому счёту, черновик является стадией, когда вы начинаете собственно писать текст. Многие ошибочно считают, что с черновика работа над текстом начинается и на нём же и заканчивается. Это не так. Если вы не выполнили две первые стадии, написание черновика будет долгим, мучительным и неэффективным. Если вы на нём и остановились, текст получится неряшливым. Главная задача этой стадии - превратить уже продуманные пункты и тезисы вашего плана в развёрнутые предложения и связные кусочки текста. При этом нужно помнить, что черновик не должен быть идеален с орфографической, грамматической и стилистической точки зрения.

4. Редактирование

Важно не забывать о наличии этой стадии. После того, как вы закончили писать черновик, его нужно обязательно перечитать, исправить ошибки и опечатки, поработать над формулировками отдельных предложений, подобрать наиболее подходящие термины и синонимы, проверить написание и значение некоторых слов. Если предполагается, что вы будете зачитывать ваш текст в виде устного доклада, то обязательно прочитайте его вслух, посмотрите, все ли слова хорошо сочетаются между собой при произношении.

Ситуация пятая: я пишу очень медленно

«Я просидел за компьютером весь день, а написал всего лишь несколько строчек», - ситуация, с которой сталкивался почти каждый. Одной из причин такого непродуктивного письма опять же может быть низкая концентрация. О том, как справиться с этой проблемой, мы уже говорили выше. Другая причина - смешивание описанных четырёх стадий, в частности черновика и редактирования. Дело в том, что мы сразу стремимся написать очень хороший текст, но это вполне оправданное стремление порой не даёт нам продвинуться дальше первого абзаца. Мы постоянно формулируем и переформулируем наши фразы, возвращаемся к ошибкам и исправляем опечатки. Попробуйте написать короткий текст, ничего в нём не исправляя. Вы сразу же увидите, как ваши пальцы автоматически тянутся к кнопке delete или backspace. Существует несколько приёмов, которые помогают справиться с этой проблемой. Во-первых, на стадии черновика лучше отключить настройки исправления ошибок, чтобы они не отвлекали вас и не побуждали к редактированию текста раньше того, как вы его полностью напишете. Во-вторых, многим помогает просто закрыть экран белым листом бумаги. Сначала вы пишете текст и только потом его просматриваете. Наконец, можно писать черновик вручную. Хотя это менее удобно с практической точки зрения, многим это помогает, т.к. моторика напрямую связана с процессом мышления.

Также написание текстов может быть сильно затруднено, если вы не владеете техникой слепой скоростной печати. В этом случае набор одного листа текста может стать настоящей мукой. Освоение этой техники позволит вам сосредоточиться на содержании вашего текста, и вы не будете отвлекаться на поиски той или иной буквы на клавиатуре. Подробнее прочитать об этой технике вы также можете на нашем сайте в статьях:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Хотите написать книгу, но не знаете с чего начать? Подобная проблема присуща не только молодым, начинающим авторам, но иногда даже маститым, известным писателям. В таком случае, всегда стоит помнить, что не боги горшки обжигают, поэтому практически любое дело можно не только начать, но и закончить, если подойти к нему с правильной стороны.

Начиная работать над книгой, стоит помнить, что универсальных рецептов по её созданию не существует, поэтому ко многим простым истинам придётся приходить самостоятельно. Любое учебное пособие способно дать только азы и сориентировать, в какую сторону стоит двигаться, но проблем от этого не убавится. Ведь, при вдумчивой работе над каждым новым произведением вопросов у автора будет только прибавляться, как и у любого другого человека, плодотворно развивающегося в своём направлении.

Недостаточно иметь только определённый, хорошо отработанный навык художественного письма, также стоит развивать в себе творческое мышление и особое авторское видение, которое смогло бы с самых первых строк сказать читателю, кого именно он сейчас читает. Ведь ни один серьёзно настроенный редактор не будет издавать безликое и безынтересное произведение, не имеющее собственного лица.

Как написать художественную книгу о себе?

Автобиография… Казалось бы, что может быть проще последовательного рассказа о себе, но и здесь всё не так просто устроено, как может показаться на первый взгляд. Для наглядности обозначим несколько пунктов, во время работы с которыми могут возникнуть определённые трудности:

В завершение данной части статьи стоит всё-таки заметить, что писать мемуары целесообразно только в том случае, если вам действительно есть что сказать. А также если вы уверены, что сможете преподнести свою историю жизни в увлекательной обёртке для читателя. При соблюдении этих двух важных правил действительно можно выдать достойный книжный продукт, за который вам не будет стыдно.

Как написать свою первую книгу?

Ну что ж, вы всё-таки решили испытать удачу и начали всерьёз задумываться о создании такого литературного произведения, которое смогло бы перевернуть вверх тормашками весь мир и сделать вас не только значимым в глазах родных и знакомых, но и в сознании большого количества незнакомых людей. И, конечно, в первую очередь вас интересует, с чего стоит начать, как писать? Поэтому основное правило, которое всегда стоит применять первым, будет звучать очень кратко, но в то же время достаточно ёмко - просто начните.

Жанр будущей книги

Изначально вам нужно определиться, что именно вы хотите написать: любовный роман, остросюжетный боевик, фэнтези, научную фантастику, психологический роман, роман-эпопею и т. д.

Все, кроме последнего жанра, можно попытаться в дальнейшем продвинуть в конкретную жанровую линейку , так как многие издательства печатают определённые серии книг. Соответственно, они подбирают тот материал, что подойдёт конкретной группе читателей.

Намного сложнее дела обстоят в том случае, если вы пишите произведения малой прозаической формы ( , рассказы ). Здесь раскрутиться вам могут помочь толстые авторитетные литературные журналы и альманахи , такие как «Пламя», «Новый мир», «Звезда», «Лёд и пламя» и т. д. Если вы создаёте литературу «не для всех», и она действительно высокого качества, то пробиться вам будет ещё сложнее. Поэтому сразу решите, на кого вы работаете: на книжный рынок или на себя.

Тема

Ещё одна важная составляющая вашей будущей книги. Любую стандартную тему (любовь, война, дружба, реализация определённого дара, социальная трансформация и др.) можно обыграть по-новому , вложив в неё собственное видение определённого понятия или ситуации, а также выбрав наиболее удачную форму для вашего будущего произведения.

В процессе написания книги помните, что у вашего романа должен быть определённый посыл . Вы обязательно должны сказать миру что-то важное. Вполне вероятно, что ваша тема окажется достаточно спорной и трудной для понимания, но не бойтесь идти вперёд, так как сложности являются привычными спутниками практически любого творческого человека и их нужно уметь преодолевать.

Составление плана

На самом деле составление плана является довольно спорным моментом, так как творческий процесс у каждого сугубо индивидуален. Кому-то действительно нужно подробно расписать поворотные моменты и ключевые сцены, другие же, например, составляют опорную часть в картинках, третьи, вообще, совершенно ничего не рисуют и не пишут, а некоторое время вынашивают главную мысль текста у себя в голове, а затем садятся и начинают работать над произведением.

Именно поэтому каждый сам решает для себя, как он будет организовывать свою работу. Также, стоит заметить, что написание плана произведения мало чем отличается от составления тех планов, по которым многие из нас писали сочинения в школе.

В любом случае вам будет необходимо отметить для себя завязку произведения , его основную часть, продумать основной конфликт, а также концовку книги, чтобы наглядно увидеть структуру вашего будущего текста.

Система персонажей

Кроме плана произведения, также необходимо обдумать и будущих персонажей . Создание живого интересного героя - это довольно трудоёмкое занятие. Исходя из того, что в жизни не бывает идеальных людей, то и книги не могут населять совершенные персонажи. Нередко начинающие авторы как раз грешат тем, что пытаются сделать из своего главного героя безупречного супермена, а не живого, чувствующего человека, который может ошибаться, иметь физические недуги, вредные привычки, предавать других, а также панически чего-то бояться.

Именно перечисленные шероховатости позволяют читателю сродниться с персонажем, найти с ним какие-либо точки соприкосновения, ведь только в таком случае может возникнуть ответный отклик, когда написанное автором будет знакомо тому, кто возьмёт в руки его книгу.

Персонаж произведения ни в коем случае не должен быть только словесным трафаретом или некой функцией, использованной для определённого действия. Он должен жить своей жизнью, изменяться, развиваться, а главное - запоминаться читателю.

Редактура текста

Этот этап является, наверное, самым ответственным из всех перечисленных ранее. Обычно это завершающая стадия работы над текстом . Перед тем, как к ней приступить, стоит дать произведению с месяц отлежаться. За это время вы сами сможете немного отдохнуть от написанного, к тому же ваш взгляд на работу будет менее замыленным.

Проверяя работу на орфографические ошибки, стилистические и смысловые неточности , старайтесь, насколько можете, абстрагироваться от текста , чтобы оценить его сильные и слабые стороны более объективно.

Нелишним будет воспользоваться услугами профессионального редактора или корректора , особенно если ваши финансовые возможности позволяют это сделать. Также, не стоит пренебрегать помощью близких. Помните, что вам в любом случае нужен взгляд со стороны, так как ни один автор не может объективно оценить своё детище. Поэтому собирайте как можно больше разных мнений и уже на их основе решайте, что именно вы будете менять в своём романе, а что оставите нетронутым.

Стоит ли издавать написанную книгу?

Этот вопрос мучит, наверное, всех, кто уже написал свою книгу или только собирается это сделать. Ответить на столь щекотливый вопрос способен только сам автор. Конечно, любому писателю хочется быть узнанным и прочитанным, но многие стесняются выставлять свои печатные мысли на всеобщее обозрение. Если вы ещё не определились, что именно вы собираетесь делать после написания книги, то можно рассмотреть следующие варианты для свой творческой реализации:

Книги о том, как писать книги

В заключительной части статьи хотелось бы сказать несколько слов о вспомогательной литературе. В первую очередь - это, конечно же, классика. Читая произведения маститых писателей, вы сможете улучшить свой авторский стиль, а также посмотреть на наглядных примерах, как устроены другие писательские Вселенные.

Также в качестве учебников по писательскому мастерству можно использовать следующие книги:

На этом, пожалуй, стоит закончить данную статью. В любом случае однозначного ответа на вопрос: «как правильно написать книгу?» получить невозможно, но в то же время можно попробовать протоптать собственную дорожку, которая сможет привести вас не только к написанию книги, но и к её изданию.

Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.

А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.

Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!

Составьте план или набросайте сюжет

План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.

План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.

Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.

Как начать писать книгу

Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.

Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.

Сначала пишите, потом редактируйте

«Пиши пьяным, редактируй трезвым», - советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс - личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.

Как не отвлекаться

Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.

Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга - время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.

Как не забросить написание книги

Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.

Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.

Объём многих книг - не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.

Как писать интересно

Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.

Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.

Где искать вдохновение

А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше...

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги - колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?