Как-толстой изображает войну 1812 года. Изображение войны в романе «Война и мир

В названии романа Л. Н. Толстого выражена извечная противо­положность мира и войны. Мир-это покой, согласие, добро. Война - это воплощение неестественности, фальши и зла. Именно такой показана война 1812 года в толстовском романе.

Л. Толстой воссоздает народный взгляд на исторические собы­тия. Поэтому глубоко символично, что осознание простыми людь­ми противоестественности войны писатель непосредственно соот­носит с образом хлеба (ведь хлеб - это, по сути, вся жизнь крестья­нина): «Сильнее всего поразило его (Алпатыча) то, что, приближа­ясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие-то солдаты косили, очевидно, на корм, на котором стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча...».

Перед этим старик ви­дит обозы и войска, слышит выстрелы - все это должно заставить обратить на себя внимание, задуматься о том, что происходит, но Алпатыч остается лишь равнодушным наблюдателем. Но то, что солдаты косят еще зеленый овес - не набравший полной силы, а значит не в срок, не вовремя-да еще используют прекрасное поле в качестве стоянки для лагеря - это потрясение, это знак ущербно­сти происходящего. Так рождается ощущение войны как противо­речия естественному течению жизни.

В связи с этим нужно вспомнить эпизод пожара в Смоленске; там тоже жгут хлеб: «из амбара несло запахом лепешек от сгоревше­го хлеба... Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоящих вокруг пожара». Сцена симво-лична: никто - ни жители, ни солдаты, ни находящийся здесь князь Андрей - не делает попытки потушить амбар. Это жертвенный огонь, он означает собственно начало народной войны. В этом огне сгорает все личное, индивидуальное. Недаром писатель изобража­ет не только Ферапонтова, поджигающего свой дом, но и безымянного «человека во фризовой шинели» - хозяина горящего амбара, оторый кричит в упоении «Важно!.. Ребята, важно!»

Именно в войне 1812 года происходил процесс переплавки личного в общее. Характерно, что князь Андрей, думая о Кутузове, подчеркивает в нем отсутствие частного, личного. Всех - от никому не известного «человека во фризовой шинели» до командующего - пронизывает единое понимание, единое отношение к происходящему.

Это то же чувство, что заставляет москвичей покидать свой город перед приходом врага. Писатель называет это чувство «скрытым патриотизмом». Это патриотизм дела, пусть не подвига (какой подвиг в том, чтобы уехать в Саратовскую деревню?), пусть совершенного для себя, дела незаметного, простого, естественного - и дела, а не фразы.

В результате этого «скрытого патриотизма», его объединяющей теплоты, рождается новая общность людей, новый мир. Обретае-мый в конце романа мир - великое торжество «мысли народной» писателя и его народа.

"Война и мир". 10-й класс
Цель урока: в игровой форме осуществить проверку качества чтения, точности знания материала; закрепить
умения самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи урока.
Образовательные:
а) подтвердить качественное прочтение текста романа;
б) способствовать выработке умения находить нужный ответ;
в) формировать навыки аналитической работы;
г) формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль,
подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.
Воспитательные: это очередной урок в системе других уроков, который
а) сохраняет идейную наполненность военных страниц романа и акцентирует внимание учащихся на теме
патриотизма;
б) способствует укреплению читательского интереса к роману "Война и мир".
Развивающие: развивать
а) эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,
б) способность видеть и понимать текст произведения, свободно ориентироваться в нем;
в) оформлять свои ответы в грамотную речевую форму,
г) умение активно мыслить, д) навыки самоанализа.
Оформление урока: на полу бумажные (красная, зеленая, желтая) дорожки, сходящиеся к центральному кругу
победителя; ордена для "теоретиков"; оборудование для демонстрации финальной части игры в виде
презентации РРТ (использованы картинки Интернет­ресурсов).
Содержание урока
Урок промежуточной аттестации представлен в форме известной телевизионной интеллектуальной игры
"Умники и умницы" и соблюдает правила этой игры. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на
красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой ­ две ошибки. "Теоретики",
дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются
оценками. Финал представлен в виде презентации РРТ, где сами игроки выбирают номер вопроса на главной
странице (презентация прилагается. См. приложение).
Предварительно (по усмотрению учителя) проведен отбор участников игры (9 игроков), остальные учащиеся
становятся "теоретиками".
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы подводим некоторые итоги нашей работы над поистине великим романом Л.Н.Толстого
"Война и мир". Позади знакомство с князем Андреем, Пьером Безуховым, Наташей и другими полюбившимися
героями, ставшими для нас уже кем­то больше, чем просто персонажи. Мы прошли с ними испытания войны 1812
года, данной в интерпретации Л.Н.Толстого.
Писатель всегда надеется найти в читателе человека чуткого, внимательного к слову. Продемонстрировать
отличное знание текста романа, показать себя внимательным читателем ­ цель нашего урока.
Игроки занимают свои позиции и выбирают дорожки.
1­я тройка игроков

Красная дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки: "Сквозь дым летучий французы двинулись,
как тучи. И всё на наш редут". Назовите этот редут в романе "Война и мир". (Шевардинский)
2. Продолжите фразу князя Андрея: "Для меня на завтра вот что: ...". (стотысячное русское и стотысячное
французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и
себя меньше жалеть, тот победит).
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть строки: "Два дня мы были в перестрелке. Что толку в
этакой безделке? Мы ждали третий день". Назовите даты этих дней по роману. (24, 25, 26 августа)
2. "Нет сильнее тех двух воинов, : те всё сделают:". Каких двух воинов имел в виду Кутузов? (Терпение и время).
3. Продолжите фразу князя Андрея: "Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть: (я не брал бы пленных)".
Почему? (Это дополнительно).
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Что принесли в стан русского войска накануне Бородинского сражения? (Икону Смоленской Божьей матери).
2. О ком так думает князь Андрей: "Он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки". (о
Кутузове)
3. "Готов, ­ повторил Долохов и быстро пошёл к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. ­ Брать не
будем! ­ крикнул он Денисову". Что имел в виду Долохов? (не брать пленных. Убить их)
4. Каким предметом Тихон Щербатый владел "как волк зубами"? (топором)
2­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. Продолжите фразу: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть: (ни от позиции, ни от вооружения, ни
даже от числа:)
2. Как называется скрытый огонь, разгоравшийся на лицах солдат батареи Раевского? (Патриотизм)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Назовите точную дату утверждения Кутузова главнокомандующим русской армии. (8 августа 1812 года)
2. Кому принадлежат слова: "Шахматы расставлены, игра начинается завтра"? (Наполеону)
3. Что Кутузов называет "последней степенью подлости"? (Бегство "великого императора от геройской армии",
т.4, ч.3, гл.18)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Где находился Наполеон 2 сентября 1812 года в 10.00? (на Поклонной горе)
2. Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы и вступление
русских в Париж? (справедлива и нужна только освободительная война).
3. Продолжите фразу: "Сражение выиграет тот, :(кто твёрдо решил его выиграть").

4. "Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? ­ спрашивала Наташа. ­ Мы всё­таки возьмём самое
нужное:", ­ говорила Наташа. Что возьмут они? Что "самое нужное"? (раненые солдаты).
3­я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. По отношению к какому персонажу Толстой говорит: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"?
(Кутузов)
2. Что для всех окружающих Наполеон выдаёт за "великий признак"? ("Дрожание моей левой икры есть великий
признак")
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Чем знамениты Фили? (Состоялся совет, где было решено оставить Москву)
2. В чём видел свою главную задачу главнокомандующий Кутузов для одержания победы? (Поддерживать дух
войска)
3. Кто возглавил первый партизанский отряд? (Денис Давыдов)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. С каким своеобразным оружием сравнивает Толстой партизанское движение? (С "дубиной")
2. Продолжите фразу: "Да нет же! Будут же они, как турки,:(лошадиное мясо жрать!")
3. В какую русскую поговорку облекает Толстой тяжёлую необходимость Кутузова сдать Москву и его
ответственность за это? ("Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки")
4. Численность русского войска по отношению к французскому до Бородинского сражения составляла как
(сколько?), а после сражения как (сколько?) . (соответственно: пять к шести и один к двум).
Ребята, в финале вы сами выбираете вопрос, на который будете отвечать. Внимание на экран.
Финал
Красная дорожка
Вопросы
1. Как Тихон Щербатый называл мародёров? (миродёры)
2. Какой храм был построен в Москве в честь победы над наполеоновскими войсками в 1812году? (Храм Христа
Спасителя)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую отечественную войну 1941 ­
1945 г.г? (Орденом Кутузова)
2. Кутузов обращается к солдатам и офицерам, преследующим французов: "Пока они были сильны, мы их не
жалели, а теперь и пожалеть можно". Далее в двух словах Кутузов называет причину жалости. Назовите её и
вы. ("Тоже люди")
3. Кто в романе выражает желание: "Солдатом быть, просто солдатом:". (Пьер Безухов)
Зелёная дорожка
Вопросы

1. Назовите фамилию генерала русской армии, погибшего на Бородинском поле, чья жена способствовала
строительству церкви на месте сражения. (Тучков)
2. Какое оружие носил Тихон Щербатый "для смеха"? (мушкетон)
3. "Я привык что­нибудь сладкое", ­ говорил Петя Ростов. Что у него было? (изюм)
4. "Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая ­ чудотворца". Кто это? (Василий Денисов)
В конце игры подводятся итоги. Финалисты награждаются грамотами. Победитель награждается грамотой и
книгой.

Изображение войны 1812 года в романе Льва Толстого Война и мир

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Урок литературы на конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

« Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели:

  1. Образовательная –
  2. Воспитательная
  3. Развивающая
  4. Мета предметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману, альбом «Л.Н.Толстой» (составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич), альбом «Выставка в школе. Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы 19 – 39.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

страницы

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

№ 31

№ 32

№ 33

№ 34

№ 35

№ 36

№ 37

№ 38

№ 39

Учащимся были предложены вопросы .

  1. Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
  2. Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
  3. Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
  4. Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
  5. Андрей Болконский в Бородинском бою.
  6. Пьер Безухов на Бородинском поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
  7. Сравнить двух полководцев во время Бородинского сражения.

Ход урока

Урок начинаю чтением своего стихотворения

О Льве Толстом

К нам Лев Толстой

Приходит в раннем детстве.

И с той незабываемой поры

Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

Его необычайные миры.

Я в них вхожу, их тайны открываю.

То как Болконский на войну иду,

То как Наташа первый бал танцую

И вместе с нею в лунну ночь не сплю.

Сквозь годы вновь и вновь передо мною

Сраженье Бородинское встает.

То падает Андрей, смертельно раненный,

То Пьер снаряды в ящиках несет.

То груды тел, убитых и израненных.

И бегство Бонапарта из Москвы.

Россию на колени не поставили,

Позорный крест с собою унесли.

Я за полночь от книги отрываюсь,

Сквозь сон шепчу героев имена.

Всей жизни мне отпущенной не хватит,

Чтоб до конца познать Толстого Льва.

Вступительное слово учителя.

Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)

  1. Тяжесть войны:

а) предельное напряжение физических и моральных сил людей

Т.1,ч.2, гл 13, стр 216;

б) страдания и смерть людей

« В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…

«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»

Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250

Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.

Смерть Пети Ростова;

Смерть Андрея Болконского.

в) материальные жертвы (сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)

2. Сложность войны:

А) многочисленность участников военных действий;

Б) значение общей настроенности армии;

В) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)

3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166

4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.

(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)

5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии

Т.3, ч.2, гл.23,34

Т.4, ч.3, гл.1

6. Человеческое отношение к пленным.

Т.4,ч.4, гл.6,9, стр. 533,. 561.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.

Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Предлагаю образец рабочего листа. Формат А -4. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

Кинофрагменты Фильма «Война и мир »

№ 19

Требование народного сражения

№ 20

Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа

Всем народом навалиться хотят

К/.ф

№ 21

Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

Бородинская панорама

№ 22

Пьер в свите Кутузова

Случайные разговоры и реплики

№ 23

Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга

Обзор Бородинского поля

№ 24

Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Война величайшее зло и страшная необходимость

№ 25

Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка.

Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

К/.ф

№ 26

Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

Ложь, позерство

№ 27

Наполеон готовится к бою.

Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы.

№ 28

Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

№ 29

Наполеон перед боем.

Он едет к Шевардину

№ 30

Красота панорамы выражает торжественность минуты

№ 31

Пьер на батарее Раевского.

Семейный кружок, скрытая теплота.

К/.ф

№ 32

Борьба за батарею Раевского.

Пьер уходит с поля сражения.

№ 33

Наполеон на поле Бородина.

Попытки руководить ходом сражения.

К/.ф

№ 34

Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны.

Русские не отступают.

№ 35

Кутузов на поле сражения.

Руководит духом армии.

К/.ф

№ 36

Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя.

Страстный порыв к жизни, любовь

№ 37

На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным.

Сострадание, любовь

№ 38

Осуждение Наполеона

№ 39

«Пламя сражения медленно догорало»

Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских

К\.ф

Эту работу можно провести по-разному:

Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..

  1. Провести выборочный пересказ указанных глав.
  2. Ответы на вопросы учителя по данным главам .
  3. Устные сообщения подготовленных учащихся

А) Кутузов на Бородинском поле;

б) Наполеон на Бородинском поле;

в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;

г) Наш князь (об Андрее Болконском)

  1. Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (6 фрагментов)

Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению

Беседа Пьера с Андреем;

Пьер на батарее Раевского

Наполеон на Бородинском поле;

Кутузов на Бородинском поле;

Ранение Андрея Болконского .

Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир»:

Выводы по уроку:

Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

Завершаем урок чтением стихотворения Лермонтова «Бородино» или любимого стихотворения Толстого, написанного Пушкиным:

Когда для смертного умолкнет

Шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Домашнее задание :

Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»

Т.4, ч.3, гл. 1 стр. 292.

Составить план к сочинениям:

  1. Образ народного полководца в «Войне и мире».
  2. Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.

Литература:

1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района

Название материала Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) текстовый документ

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения

Задачи материала на конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Список использованной литературы. 1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

3. Долинина.Н. «По страницам « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.