Картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия. Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия

Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:

Работу начинать с простого, постепенно усложняя,

Работать в системе,

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Игры на узнавание неречевых звуков .

«Где звук?»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Узнай по звучанию».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

«Какой музыкальный инструмент звучит»

Цель игры: развивать слуховое внимания.

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

«Тихо-громко»

Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.

«Узнай по звуку»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игры на освоение навыков анализа и синтеза.

«Сколько звуков»

Цель: развитие слухового восприятия

Воспитатель предлагает определить количество звуков

АУ -2 АААА – 1 протяжный

Дети выкладывают нужное количество красных фишек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове

Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),

2 вариант

Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.

«Назови слово»

Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.

Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…

Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет.

Список используемой литературы:

1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Поособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.

3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.

4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». _- М: «Акалис», 1995г.

Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов.

Узнавание неречевых звуков.

Цель: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.
«Что звучало?»
Взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте. Ребенок угадывает его и называет.
«Чей голос?»
Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса.
«Найди пару»
Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки не открывая их; по звучанию.
«Волшебная палочка»
Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по чему стучала палочка.
«Волшебный сундучок»
Определить на слух что спрятано в сундучке.
«Узнай по звуку»
Ребенок отворачивается, взрослый роняет какие – нибудь предметы. Нужно узнать, что упало.Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.
«Песенка дождя»
Взрослый за ширмой играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и выбирает подходящую схему. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам.
«Ветер»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.
«Повтори ритм»
Взрослый за ширмой хлопает какой – нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлапывает ритм, записанный символами. Например: !! !!! !! , где! – хлопок, пробел – пауза.
«Три медведя»
Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.
«Звучащее солнышко»
Для игры потребуется листок бумаги и желтый карандаш. В середине листочка нужно нарисовать круг – солнце. Педагог за ширмой произносит какой – нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.
«Гудок парохода»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький.
«Медведь»
Ребенок - водящий встает спиной к остальным. Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего не поворачиваясь.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: формировать умение различать слова, сходные по звучанию.
«Гонки»
Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.
«Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно.
«Чем отличаются слова?»
Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово»
Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.
«Найди букву»
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной. Игра проводится с опорой на картинки.
Лужи- лыжи
Корова-корона

Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка

Дифференциация слогов.

Цель: формирование умения дифференцировать слоги.
Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
«Глухие телефоны»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
«Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Дифференциация фонем.

Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.
«Кто лучше слушает?»
Два ребенка встают спиной друг к другу. Взрослый произносит ряд звуков. Первый поднимает руку, если услышит звук, например, [ж], второй – [ш].
«Звуковая мозаика»
На листе бумаги нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), закрашивает клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно использовать фишки указанного цвета.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.
«Клубки»
Помогите бабушке собрать клубки. В отдельную корзину складывайте клубки с рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Логопедическая ромашка»
Ребенок должен составить ромашку из лепестков, выбирая только лепестки с картинками, в названии которых есть заданный звук.
«Наряди елочку»
Для украшения новогодней елки Ребенок должен выбрать определить есть ли заданный звук в названии картинки, нарисованной на елочном шарике.
«День рождения звука»
На День рождения придут друзья звука - те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.
«Лабиринт»
Проведи героя по лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Рассади по вагонам»
Взрослый говорит, что в вагоне слева поедут животные, в назва¬нии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»), а в вагоне справа поедут животные, в названии ко¬торых есть звук «Ш» («песенка ветра»). Ребенок определяет наличие в словах заданных звуков и рассаживает животных по местам.
«Звуковое лото»
Оборудование: игровые поля по количеству человек, карточки с картинками. Играют четыре человека. Каждый должен собрать только слова с определенным звуком. Например: [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свое игровое поле.
«Собери бусы»
Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок отдает бусинку Лиле, если твердый [Л] – Лоре.
«Собери букву»
Для игры нужно изготовить картонные буквы и разрезать их на несколько частей. На каждую частичку приклеить картинку, название которой начинается на звук, который эта буква обозначает. Ребенок должен определить первый звук в слове, собрать из частей букву.
«Помоги Маше и Мишке»
Маша и Мишка хотят украсить дом к празднику флажками. Помоги им выбрать только флажки с теми рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Собери чемодан»
Взрослый говорит: "Мы отправляемся в путешествие. Возьмем с собой только те предметы, названия которых начинаются на определенную букву ". Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи: формирование умения определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, выполнять фонематический анализ слов; определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
«Кто больше?»
Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
«Цепочка слов» (аналог игры «города»)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
«Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
«Отгадай имя»
Для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя. Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: машина (М), автобус (А), Шрек (Ш), Арбуз (А)- МАША. Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.
«Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
«Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
«Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
«Какой звук (слог) съел Буквоед?»
Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово.
«Найди все предметы, начинающиеся на звук …»
Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
«Рассели по домикам»
Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
«Общий звук»
Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
«Незнайкины загадки»
Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
«Морской бой»
В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
«Заправка»
Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
«Заколдованное слово»
Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
«Привяжи шары»
Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
«Жук»
Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
«Шифровальщики»
Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.
«Собери мячики»
Для игры нужны карточки, на одной стороне которых нарисованы мячи, а на другой разные предметы. Ребенку нужно разложить мячики по коробочкам. Если название картинки начинается на гласный звук, ее нужно положить в красную коробочку, если на твердый согласный звук – в синюю, если на мягкий согласный – в зеленую. Во втором варианте вместо мячиков можно использовать круги трех цветов. Ребенок достает из коробочки по одному «мячику» и придумывает слова. Если мяч красный - нужно придумать слово на гласный звук, синий – на твердый согласный, зеленый – на мягкий согласный.
«Мозаика»
Цель: дифференциация гласных-согласных, твердых - мягких звуков.
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая квадрат нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого). Второй вариант: ребенок получает готовую мозаику. Нужно разгадать, какие звуки «построили» эту мозаику.

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шт орами.
Ко т плывёт по океану,
Ки т из блюдца ест сметану.
Божья короб ка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м , а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Кос а прыгнула через забор.
Кол ова даёт вкусное молоко.
Р ошадь жуёт сочную траву.
Коч ка ловит мышку.
Собах а сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака ?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш , где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова) ?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук , сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Цель:

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х , если в слове нет заданного звука – О . Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Х О Х
Х Х Х
О Х О

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Игры по формированию фонематического слуха были представлены на семинаре-практикуме и получили положительную оценку учителей-логопедов.

Кто что услышит?

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры.

Взролый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков

Игра «Кто это?»

Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-И…)

Найди ошибку и назови слово правильно.

Описание игры. В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везём, будем строить новый ком.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Шутки - минутки.

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Какой звук пропал в слове?

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

  • Написал письмо я зайке, но забыл приклеить...арки.
  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.
  • Подарили нам игрушки: целый день палили... ушки.
  • Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
  • В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
  • Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
  • Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
  • Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
  • Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
  • На арену... игры вышли, мы от страха все притихли.

Различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

Игра «Услышишь лишнее-хлопни»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

Игра «Услышь слово»

Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Упражнение «Эхо»

Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Кто больше слов придумает?

Описание игры.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

«Эхо»

Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме - выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

«Выбери слог со звуком «у»

Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога - это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?

«Выбери слово на звук «у»

Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко - увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.

Игра "Звук заблудился"

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – ай-да!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях, которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Подобным образом можно подбирать игрушки или картинки на другие звуки.

Взрослый выставляет игрушки на столе и просит ребенка назвать их. Затем он предлагает ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Ребенок выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину, и отвозят в определенное заранее место.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)”

“ Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).” Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов. (Используем любые другие звуки)

Запомни и повтори слоговые ряды:

Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус

Игра «Найди лишнее слово».

Цель: развитие фонематического восприятия, обучение игре по правилам.

Расскажу об одном из вариантов сценария этой игры. Например, если Вы занимаетесь с мальчиком, то предложите ему поиграть в милиционеров, которым нужно поймать вора. Вором будет только верно произнесенное слово. А все остальные – невиновные. Если ребенок услышит верное слово, то он поднимает картинку с изображением тюрьмы, если неверное, то картинку с изображением двери (например, фетка, бетка, ветка).

Другой вариант этой же игры, с видоизменением целей.

Традиционную игру можно сочетать с развитием моторики и слухоречевой памяти. Вы называете ребенку ряд слов, в котором одно отличается от других: например, мак, рак, мак банан. Одновременно вы договариваетесь, что когда Вы говорите похожие слова, Вы выкладываете красную фасоль, а когда отличающееся слово – то белую. Ребенок должен воспроизвести услышанную комбинацию слов в виде выложенной фасоли. После игры ребенку можно объяснить значение фразеологизма «белая ворона» (на примере белой фасоли).

Детям младшего возраста можно предложить поиграть в такие игры: вы выкладываете разные предметы: молоток, ножницы и т.п. А далее два варианта: или Вы воспроизводите звук предметом или просто просите сказать «чей это голос – тук-тук». Модификация этой игры: покажи кто разговаривает (на столе картинки пчелки, комара): «ЖЖЖ», а теперь «ЗЗЗ» и т.д.

Традиционные хлопки в ладоши при различении какого-либо звука можно заменить элементами игры

Игра «Эхо».

Вариации этой игры: «повторялки», «попугаи», «шпионы».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т.д.

предварительно проговариваются.

Игра «Города».

Все мы прекрасно помним игру из детства, в которой нужно было придумать город, начинающийся с той же буквы, на какую заканчивался придуманный другим игроком город.

Эта игра хорошо подходит для развития навыка фонематического анализа. Тема игры может быть любая.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Игра «Рассели по домикам».

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).

Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.

Материал: букет, бубен, кактус, капуста, кубик, бусы, туфли

Материал: бочка, венок, зонт, кость, сапог, лимон.

Расселять в домик можно, сочетая эту игру с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр.

При этом расселяемые звуки также могут быть любыми.

Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком

Игра «Расставь цветы по вазам».

При повторении цветов и оттенков можно поиграть в игру «Расставь цветы по вазам». Например, занятие по дифференциации звуков «р» и «л». У Вас 2 вазы: голубая и красная. В красную вазу ребенок должен поставить: розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы.

« Давайте поздороваемся ». Дети стоят парами. Если слышат такой-то звук, то здороваются (слегка ударяются) плечиками, если такой-то, то здороваются спинками.

Цель: развитие игровой памяти, коммуникативных качеств.

Оборудование. Повязка на глаза.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют:

«Вот построим мы круг, Повернемся разом вдруг, А как скажем «спок, спок, спок» Угадай, чей голосок!»

Слова «спок, спок, спок» произносит один из играющих, назначенный Ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадывает, становится в общий круг, а в центр круга становится тот, чей голос угадали. Если нет – продолжает водить.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, активизируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

«Пуговки»

Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

« Лошадки.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

« Подуй на вертушку.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Строим домик».

Вы можете строить домик для разных героев. Например, для Дины и Тины, для Димы и Дины и т.д.

У Вас есть два образца домика и кирпичики к ним, на оборотной стороне которых изображены картинки с оппозиционными звуками.

Ребенку нужно построить звук для Димы из кирпичиков со звуком «м», а для Дины – со звуком «н».

«Грузовик.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

«Колокольчик.»

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.

«Узелки.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

«Гаражи.»

Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

« Птички на дереве.»

Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

«Три медведя.»

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

«Наряди ёлку» (1 вариант).

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

« Наряди ёлку» (2 вариант).

Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.

Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.

Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:

[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Выложи домик.»

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

«Автомобили»

Взрослый предлагает детям поиграть в «автомобили».

Дети выстраиваются друг за другом, взрослый – впереди. Взрослый громко, отчетливо гудит: «Би-би-би», или: «Ду-ду» и предлагает детям тоже гудеть.

Вся колонна движется несколько раз вокруг комнаты, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

Игра повторяется несколько раз; при третьем-четвертом повторении можно предложит детям гудеть тихо и громко. Во время игры взрослый следит за гудением детей и сам все время гудит

«Что звучало?»

Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Силуэты.»

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.

«Кубик.»

Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.

Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.

Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игры, помогающие определить место звука в слове

«Звукоедик»:

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

«Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.

«Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:

Хитрая плутовка, Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

«Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

«Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.