Классный час на тему: Урок ко Дню космонавтики. Общешкольное мероприятие ко Дню космонавтики. Сценарий. Как провести День космонавтики в школе - Классный час для начальной школы

Весна богата на замечательные праздники, но один из них особенно дорог сердцу россиян. Это День космонавтики, празднующийся уже более пятидесяти лет. Традиционно в школах проводятся классные часы, приуроченные к этому дню. В зависимости от возраста учащихся выбирается форма проведения, и формулируются определенные задачи.

Основные цели и задачи классного часа

Выбирая цель проведения классного часа необходимо ориентироваться на возраст учеников, педагогическую обоснованность проведения мероприятия и желаемый результат. Если речь идет о классном часе для начальной школы (3-5 класс), цель может звучать так: создание условий для обогащения знаний учащихся об истории праздника «День космонавтики».

В таком случае эту цель будут реализовывать следующие задачи :

  • Познакомить учеников с историей возникновения праздника.
  • Развить познавательную активность учеников, побудить дальнейший интерес к изучению события.
  • Воспитать патриотические чувства.

Для учеников старших классов сообразно выбирать более локальные цели, например, имеющие краеведческую направленность.

Историческая справка

Классный час на тему «День космонавтики» должен содержать обязательный блок исторических событий. Главное, о чем должны узнать дети — это событие, произошедшее 12 апреля 1961 года. Первый человек полетел в космос. Это был гражданин нашей Родины — Юрий Алексеевич Гагарин. Свой полет длительностью 108 минут он совершил на космическом корабле «Восток -1».

Спустя год, 9 апреля 1962 года по предложению Германа Титова, второго российского космонавта, праздник День космонавтики был утвержден Президиумом Верховного Совета СССР.

Кстати, Герман Титов был вторым советским человеком, покорившим космос, и до сих пор остается самым молодым космонавтом, побывавшим на земной орбите.

На 2014 год в космосе побывало 558 человек, 56 из них женщины. Первой женщиной в космосе также была наша соотечественница Валентина Терешкова. Свой полет она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

Классный час о космонавтике — возможность привить школьникам чувство патриотизма и гордости за свой народ. Ведь и первыми людьми, вышедшими в открытый космос, стали наши соотечественники. Алексей Леонов сделал это 18 марта 1965 года. Светлана Савицкая совершила свой подвиг 25 июля 1984 года.

Со старшеклассниками необходимо обсудить всю тяжесть и опасность этой профессии. Поскольку за все время полетов в космос погибло 22 космонавта, 5 из которых были гражданами нашей страны. Героизм и доблесть этих людей вызывает уважение и восхищение, а задачей педагога будет привить эти чувства ученикам.

Наполнение классного часа и оформление кабинета

Чтобы мероприятие не стало скучным перечислением фактов, необходимо наполнить его развлекательно-познавательным компонентом.

Педагогу нужно подобрать подходящий по теме космонавтики эпиграф и вынести его на доску. Сюда замечательно подойдут высказывания К.Э. Циолковского, основоположника теоретической космонавтики.

  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».
  • «Все наши знания, прошлое, настоящее и будущее ничто по сравнению с тем, что мы никогда не будем знать».
  • «Не может быть, чтобы не было где-нибудь материи, времени и пространства. Они бесконечны, непрерывны и, вечны. Так же не может быть, чтобы не было где-нибудь жизни. Она тоже вечна, непрерывна и вездесуща…»

Можно использовать знаменитую фразу, произнесенную Ю.А. Гагариным после приземления.

Разработка внеклассного мероприятия — трудоемкая задача, поэтому можно бесплатно скачать уже готовую работу с сайта и заниматься непосредственно подготовкой классного часа.

Книги о космосе

В кабинете стоит сделать небольшую книжную выставку из книг как художественных, так и научных. Энциклопедии и атласы открыть на ярких и запоминающихся страницах. Можно использовать такие книги:

  • Галина Железняк «Космонавтика. Открытие Вселенной».
  • Марк Гарлик «Иллюстрированный атлас Вселенной».
  • Планеты: навигатор для юных и смелых.

Предложить ученикам ознакомиться с художественной литературой про космонавтику и приключения в космосе. Например:

  • К. Булычев «Приключения Алисы»;
  • А. Иванова, В. Мерзленко «Необыкновенные приключения Пети в космосе» и др.

Будет уместным повесить в классе портреты первых космонавтов, звездную карту, изображения космических кораблей.

Все мероприятие лучше проводить на фоне музыки, легкой и ненавязчивой. В то время, когда ученики проговаривают материал, громкость стоит убавлять.

Нелишним будет использование коротких фрагментов из документальных фильмов ВВС про космонавтику, показать хроники первого полета Ю.А. Гагарина.

Выбор формы классного часа про День космонавтики во многом зависит от возрастной категории учащихся. Проще всего скомбинировать в одну несколько форм, тогда мероприятие получится насыщенным и точно останется в памяти учеников.

Для классного часа начальной школы гармоничнее использовать форму лекции, совмещенную с состязательной формой. Провести небольшую викторину о космосе, задать загадки по теме космонавтики.

Возможные темы классных часов, приуроченных ко Дню космонавтики

Для 1 — 5 классов начальной школы лучше выбирать простые и понятные темы. Например:

  • «Вперед, к звездам!»
  • «Что такое космонавтика?»
  • «Кто он, первый космонавт?»
  • «Путь в космос»

Для учеников старшей школы подойдут такие темы:

  • «Подготовка человека к полету в космос»
  • «Тайны звездного неба»
  • «Героическая профессия — космонавт»
  • «Перспектива дальнейшего освоения космоса»

При создании презентации ко Дню космонавтики необходимо выполнить несколько условий:

  • краткость;
  • информативность;
  • познавательность;
  • грамотность;
  • наличие визуализированного ряда.

Для создания презентаций можно использовать . Это значительно упростит подготовку учителя к классному часу.

Для успешного завершения классного часа надо провести рефлексию. Это может быть выражено в форме таблицы, которую заполняют ученики, в форме опроса, в форме тайного голосования и пр. После обработки результатов станет понятно, правильно ли были поставлены первоначальные цели и на сколько процентов реализованы задачи классного часа ко Дню космонавтики.

Цель: Мот ировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа-презентация ко Дню космонавтики "Утро космической эры"

Цель:

Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию суворовцев.

(Слайд 1)

После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (Слайд 2).

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером (Слайд 3) и Юрием Васильевичем Кондратюком. (Слайд 4)

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев. (Слайд 5)

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 6) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек. (Слайд 7)

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. (Слайд 8) Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! Больше всех радовался Королев (Слайд 9) Он гладил животных, угощал их колбасой, потом посадил в свою машину и повез "домой" - в вольер, где те жили. Увы, второй запуск закончился неудачей: во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик: (Слайд 10) Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. Но Королев сразу обнаружил подмену. Пришлось рассказать, что произошло накануне. Тут лаборант сообщил, что хитрюга Смелый вернулся и преспокойно спит на своем месте.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. (Слайд 10) Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.

После того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Главный Конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Второй советский спутник был запущен 3 ноября 1957 года. (Слайд 11) Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой. (Слайд 12) Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Из трех кандидаток - их звали Альбина, Лайка и Муха - выбрали спокойную и ласковую Лайку. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары. (Слайд 13)

Грустно было прощаться с полюбившейся собачкой. Особенно тяжело было тем, кто кормил, гулял с собакой и по-настоящему привязался к ней.

Японцы использовали изображение нашей дворняги как символ года Собаки. Во многих странах были выпущены почтовые марки с изображением Лайки. (Слайд 14)

Основным годом "собачьего космоса" можно считать 1960-й.

Отработка ракеты-носителя и космического корабля "Восток" шла полным ходом. Но не все было гладко.

28 июля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель. Она должна была вывести на околоземную орбиту корабль-спутник, в котором находились две собаки - Лисичка и Чайка. Из-за аварии первой ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Собаки погибли.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. (Слайд 16) Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты? (Слайд 17)

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали. (Слайд 18)

После триумфального полета Белки и Стрелки пошли черные полосы. 26 октября на стартовом столе взорвалась и сгорела ракета. В огне погибли 92 человека. А за 15 дней до этой трагедии было принято секретное решение о полете человека в космос. Назначался срок - декабрь 1960 года. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.

Белка и Стрелка свою задачу выполнили. Настала очередь Пчелки и Мушки. 1 декабря корабль стартовал. В общей сложности собаки пробыли на орбите сутки. Все шло гладко, но когда дали команду на возвращение, произошел сбой. Вероятнее всего корабль сгорел.

Старт человека отложили. (Слайд 20)

22 декабря место в корабле-спутнике заняли Жемчужина и Жулька. Случилась авария. Спускаемый аппарат совершил аварийную посадку в Красноярском крае. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки остались живы. Жульку себе забрал академик Олег Газенко, и остаток жизни она провела в генеральском доме.

Сергей Павлович Королев не отступился от своего решения: два удачных старта - и летит человек.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. (Слайд 21) И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено. (Слайд 22)

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Воспитатель: А.Красковский

Предварительный просмотр:

День космонавтики 2013 года

12 апреля 2013 года исполняется 52 года со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но увереность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно "сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях..."

Через час с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялся космос человеку.

Королев и Гагарин.

Человек, летящий в космос, стал необходимым и долгожданным, а потому дорогим и близким задолго до того, как обрел имя. Чтобы дать ему имя, необходимы были усилия многих тысяч ученых, инженеров и рабочих, уникальные конструкции, преобразования во многих сферах государственной деятельности.

Космос нужно было открывать, как открывали новые континенты, как открывали Южный и Северный полюсы. Это был путь к великой цели через великие трудности. Чтобы совершить путешествие в космос, необходим огромный запас энергии. Но прежде всего нужно было найти эффективные и рациональные источники энергии и приспособиться к тому, что они имеют ограниченные мощности. Затем решить в связи с этим ряд сложных проблем, чтобы обеспечить бережное использование энергии: искать оптимальное распределение энергии по времени полета (в виде различных конструктивных схем ракеты), создавать легкие и прочные конструкционные материалы, обеспечивать высокую точность выведения ракеты, чтобы не тратить энергию на корректировку траектории.

Грандиозность задачи полета в космос вполне уживалась с мыслью об использовании атомной энергии, но такой путь не позволял добиться результата в обозримое время. Единственным выходом из положения казалось создание жидкостных ракетных двигателей, но на первых порах это была только еще одна смелая гипотеза. Хотя принципиальные положения для разработки жидкостных ракетных двигателей были ясны, проблема оставалась чрезвычайно сложной из-за отсутствия каких-либо прототипов и разработанной теории. Может быть, именно поэтому все усилия немногих в тот период исследователей сосредоточились на жидкостных ракетных двигателях. Работы над жидкостным ракетным двигателем сконцентрировались главным образом в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), где в период только с 1930 по 1934 год под руководством инженера (ныне академика) в. П. Глушко было исследовано около 50 конструктивных вариантов двигателей, работающих на различных. Первые удачные эксперименты Ф. А. Цандера на лабораторной установке ОР-1 и его проект жидкостного ракетного двигателя ОР-2 послужили основанием Центральному совету Осоавиахима для организации Группы по изучению реактивного движения (ГИРД). В ГИРДе разрабатывались жидкостные ракеты различных типов. О трудностях в этой области можно судить по многочисленным безуспешным попыткам исследователей в различных странах. Только в СССР, США и Германии удалось в довоенные ГОДЕ,! создать экспериментальные образцы жидкостных ракет.

Успехи ГДЛ и ГИРДа убедили в перспективности развития работ над жидкостными ракетными двигателями и жидкостными ракетами и в необходимости объединения усилий исследователей, занятых этими проблемами. Так, в 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Без всего этого невозможно было бы создание в сжатые сроки ракетной техники в Советском Союзе, создание космической ракеты-носителя "Восток" под руководством С. П. Королева и рождение Человека, летящего в космос. ...В Московском высшем техническом училище ярко проявилась активная жизненная позиция будущего Главного конструктора. С. П. Королев не ограничивался рамками учебного плана и стремился охватить все, что имело отношение к авиации. Он строил планеры, поступил в школу летчиков и окончил ее, работал на авиационном заводе, разработал самолет собственной конструкции и представил его в качестве дипломного проекта. Самолет был построен и испытывался в полете.

В этот период начала проявляться черта характера, которая впоследствии привела С. П. Королева в ракетную технику. Это - умение отойти от шаблона, утвердить свою оригинальную точку зрения, идти непроторенными дорогами. Он строил Не просто еще один планер, а планер, способный совершать фигуры высшего пилотажа. Самолет, разработанный им, также имел оригинальную конструкцию. Активность жизненных позиций С. П. Королева переходила в новое качество - он учился не только действовать, не только доводить до конца задуманное, но вторгаться в сферу неизведанного, чувствовать, как становится доступным то, что казалось никому не по силам. Потому-то и пришел С. П. Королев в ракетную технику - туда, где больше всего были нужны такие активные и ищущие люди, как он.

Для Сергея Павловича космические исследования были не просто одной из возможных сфер деятельности, а мечтой, которую он пронес через всю свою жизнь. Представление о жидкостной ракете было связано у него-одного из пионеров ракетной техники - прежде всего с полетом в космическое пространство. С этого началась теоретическая космонавтика в трудах К. Э. Циолковского и это стало задачей первостепенной важности во всей практической деятельности С. П. Королева.

В своем докладе, прочитанном в 1947 году, Сергей Павлович отмечал:

"Циолковский основной конечной задачей считал вылет человека за пределы земного тяготения... Он подробным образом разрабатывает вопросы жизни будущих межпланетных путешественников, обдумывает проект создания искусственного спутника Земли в виде промежуточного межпланетного острова или станции, которые должны быть созданы на пути космических рейсов. Это фантастично и потрясающе грандиозно даже сейчас, в наш век чудес, но надо признать, что это - научная истина и научный прогноз не такого уж далекого будущего". Эти слова отражали глубокую убежденность С. П. Королева и, как показали дальнейшие события, стали для него программой конкретных действий.

Впервые в истории первая космическая скорость была достигнута в 1957 году с помощью ракеты-носителя "Спутник", разработанной под руководством академика С. П. Королева. Главным конструктором двигателей этой ракеты был академик В. П. Глушко, систем управления- академик Н. А. Пилюгин. Именно эта ракета позволила в дальнейшем обеспечить планомерное исследование космического пространства. В ней синтезированы идеи пионеров космонавтики, все, что было сделано в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ, она построена на базе элементов, систем и агрегатов, отработанных и испытанных на многочисленных отечественных ракетах. Непрерывность и строгая преемственность развития космонавтики проявилась и в том, что двухступенчатая космическая ракета, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, стала базой для разработки трехступенчатой ракеты-носителя космического корабля для полета человека в космос.

В отчете члена-корреспондента АН СССР С. П. Королева о научной деятельности за 1954 год читаем слова, указывающие на необходимость и своевременность работ, связанных с полетом человека в космос: "В настоящее время все более близким и реальным кажется создание искусственного спутника Земли и ракетного корабля для полетов человека на большие высоты и для исследования космического пространства".

Рекомендуя в своем отчете созвать осенью 1955 года конференцию для подведения итогов работ по изучению верхних слоев атмосферы, С. П. Королев подчеркивал: "Одним из важнейших предложений, которое необходимо обсудить на конференции, явилось бы предложение о создании ракеты-лаборатории для подъема одного-двух экспериментаторов на высоты до 100 км с доработкой специальной системы для спуска лаборатории и ее экипажа на Землю".

Конференция состоялась в апреле 1956 года. С обстоятельным докладом выступил С. П. Королев. Он снова подчеркивал необходимость проведения работ, обеспечивающих полет человека в космос: "Говоря о перспективах, нельзя не остановиться на одном из самых злободневных вопросов-полете человека в ракете. В настоящее время эта задача становится все более реальной. Она издавна привлекала внимание всех, работавших в области ракетной техники, а полет человека на ракете является и сейчас одной из основных задач в области ракетной техники... Это перспективы, но перспективы реальные и не такие уж далекие. В связи с этим проводившиеся до сих пор нами вертикальные полеты ракет выглядят как непосредственно связанные с названными выше перспективными работами.

При всей романтической увлеченности проблемами изучения космического пространства С. П. Королев был трезвым и расчетливым организатором, проявлял исключительную деловитость и твердость в осуществлении намеченных планов. Задавшись целью осуществить космический полет, он методично, упорно прокладывал путь этой идее. Эффективность творческих методов и научных принципов С. П. Королева наиболее ярко проявилась в осуществлении программы космических исследований. Именно при разработке космических аппаратов и кораблей более всего требовались твердость и мужество королёвского характера, энтузиазм и широта научного кругозора, способность видеть взаимосвязи проблем, потому что в этой области проходил рубеж человеческих знаний, за которым начиналась неизвестность. Чтобы перейти этот рубеж, нужно было не только разрешить множество научных, инженерных и организационных проблем, но и преодолеть инерцию в представлении о космосе, как о сфере, далекой от наших повседневных забот и практических интересов.

С. П. Королев заставил поверить в необходимость осуществления широкой программы исследования космоса, что привело в конечном счете к образованию новой отрасли промышленности по разработке средств освоения космоса. Такая действенность научных и технических позиций во многом определялась его огромным авторитетом руководителя сложных проектов ракетных систем, успехом, который ему сопутствовал, способностью создавать деловую и творческую обстановку в работе над комплексными проблемами, готовностью взять на себя ответственность за практическое разрешение сложных задач, связанных с исследованием космоса. Главными же факторами для становления космонавтики как самостоятельного научного направления, как отрасли промышленности были целеустремленность С. П. Королева в осуществлении космической программы, его способность оценить перспективы этой области и спроектировать их в сегодняшний день, глубокая гражданственность его позиции, забота о престиже отечественной науки.

Сергей Павлович стремился как можно быстрее приступить к осуществлению программы полета человека в космос. Когда появилась практическая возможность использовать для этой цели ракету ограниченной мощности, допускающую кратковременный полет человека в космосе по баллистической траектории, этот вариант не остался без внимания, В предложениях 1954-1956 годов имелся в виду именно этот вариант-полет человека в ракете. Но в 1957 году сразу же после успешного полета первого искусственного спутника Земли С. П. Королев писал:

"Особое место в исследованиях, несомненно, занимают вопросы о возможностях осуществления полета человека в космическом пространстве... Наилучшим техническим решением, которое позволило бы неограниченно широко развернуть научные исследования в космическом пространстве, было бы создание постоянной, обитаемой, то есть приспособленной для жизни людей, межпланетной станции в виде искусственного спутника Земли". Достаточно было проверить исходные предпосылки для достижения космической скорости, осуществив пуски первых спутников, как С. П. Королев направляет в органы государственного планирования свои предложения, и разработка новых, не имеющих аналогов в мировой практике конструкций выполнялась затем в чрезвычайно сжатые сроки. В частности, он предлагал осуществить "создание первых спутников с человеком на основе использования баллистической схемы возвращения... Пуски с помощью трехступенчатых ракет-носителей и временем функционирования 10 суток. Выполнение работ 1958-1960 годы".

В 1960 году все участники работ по космической программе получили документ, составленный под руководством С. П. Королева,- "Основные положения для разработки космического корабля "Восток". Первая фраза этого документа-лаконичная, потому особенно выразительная, а теперь уже историческая- гласила: "Объект "Восток-В" предназначен для осуществления первых полетов человека продолжительностью до одних суток". Это означало непосредственный переход к решающему этапу. Даже сухие, деловые строчки этого документа не могут скрыть особую заботу о всех этапах подготовки космического корабля, суровую требовательность к каждому участнику работ: "Устанавливается личная ответственность главных конструкторов, директоров заводов и руководителей служб за качественность технической документации, правильность конструктивных решений, отработанность и надежность элементов конструкции, за качество изготовления, сборки и испытаний.

Разрабатываются ведомости контроля операций сборки и испытаний изделия с указанием конкретных исполнителей, отвечающих за качественность сборки и испытания в соответствии с документацией на ракету-носитель или объект "Восток-В". Принцип личной ответственности пронизывал весь процесс создания и подготовки к пуску ракеты-носителя и космического корабля. Не было ни одной лазейки, допускающей произвол в толковании характеристик отдельных элементов или результатов предстартовых испытаний. Отступление от принятых документов мог допустить только один человек - Главный конструктор: "...вводятся ведомости отступлений от технической документации Главного конструктора ракеты-носителя и объекта "Восток-В", утверждаемые лично Главным конструктором...".

И вместе с тем, окончательные решения при всей концентрации власти в руках Главного конструктора были актом коллективным, когда каждый ответственный участник мог сказать свое слово как доброволец, идущий на подвиг: "."заключение о допуске ракеты-носителя и объекта "Восток-В" к испытаниям дается совместным решением главных конструкторов по результатам сборки и комплексных испытаний ракеты-носителя или объекта "Восток-В".

На этом трудном этапе, после которого дорога в космос становилась и прямее и шире, встретились Главный конструктор С. П. Королев и Человек, летящий в космос, Ю. А. Гагарин. Они могли пройти этот этап только вместе - поодиночке им здесь путь был заказан. У Главного конструктора за плечами - богатейший инженерный опыт, слава создателя многих ракетно-космических конструкций, итоги труда многочисленных коллективов, создавших передовую технику. С ним был авторитет его ближайших соратников, который служил надежной опорой на самых крутых виражах трудного пути, была поддержка всего народа, партии и правительства. За плечами первого космонавта - молодость, летное мастерство, чувство ответственности, готовность пожертвовать собой во имя великой цели и еще характер -ищущий, мужественный и зрелый.

В детские годы Гагарин узнал, что такое тяжкая беда, настоящий подвиг и огромное счастье. Он пережил немецкую оккупацию, наблюдал, как подбитый краснозвездный самолет врезается в колонну вражеских машин, встречал освободителей. Такое испытание выпало на долю многих советских детей, и Гагарин был среди тех, кого эта суровая правда жизни сделала взрослее, активнее и самостоятельнее в своих поступках и решениях. Ему хотелось учиться, но семье было трудно и, чтобы помочь ей, нужна была рабочая специальность. Для поступления в фабрично-заводское училище не хватало одного года учебы. Он добился приема, правда, на литейную специальность, куда другие шли неохотно, и позже всегда с радостью вспоминал горячий жар расплавленного металла. Затем-техникум и аэроклуб. Здесь рождалось призвание и вкус к новому делу. Он умел ощущать свою необходимость в жизни, когда работал, когда учился и когда потребовалось исполнять каждодневные воинские обязанности. В летном училище, куда Ю. А. Гагарин поступил после армии, он не мог допустить даже отдельно!" срывов в учебе, стал предельно требовательным к себе и оставался добрым и верным товарищем. Все это- требовательность к себе, доброта, сознание своего долга-от душевной щедрости, лишенной стремления к личному благополучию. Он не соглашается стать инструктором после окончания училища и уезжает в летную часть на Север, где труднее и интереснее. Едет с товарищами и женой Валей. И, наконец, зачисление в отряд космонавтов... комиссии, тренировки и домик на космодроме, где Гагарин провёл ночь перед стартом.

Ракета-носитель "Восток" достигла космической скорости, и первый человек пережил то, что было недоступно ранее никому из живущих на Земле и что нужно было, чтобы космос стал отныне доступным для людей, Юрий Гагарин был поднят над живущими на Земле людьми всем ходом развития науки и техники, величием технических достижений своего народа и остался таким же недосягаемым, как неповторим его подвиг-первый полет в космическое пространство. Облачившись в скафандр, услышав звук работающих двигателей и сказав свое знаменитое "Поехали!", Юрий Гагарин перестал быть просто одним из людей, он стал человеком из мифа. Ему адресовали теплые чувства для всего народа воспитавшей его страны, в нем видели посланца мира и прогресса, он доносил до самых отдаленных уголков Земли правду о советском народе. С его именем теперь ассоциируется все лучшее, чем известен наш народ, наша страна. Он стал носителем ее истории, ее культуры. В этом была его великая гражданская миссия.

Его всюду ждали, его встречали Прага и София, Гавана и Будапешт, он был гостем Пагуошской конференции и австрийских рабочих, его принимала в Бекингемском дворце английская королева, две тысячи корреспондентов записали в Лондоне его интервью. Каждый его жест, его улыбка, каждое его слово обрели магическую силу, потому что за ними были реальные свидетельства силы, ума и человеческого духа, зримые черты истории. Этот почет, встречи, интервью, пристальное и требовательное внимание к каждому его слову и жесту были продолжением его космического подвига и неизбежной частью его славы, которую он с большим достоинством и тактом принес на службу Родине. До полета Гагарина возможность осмысленной деятельности в космосе была лишь научной гипотезой. Многочисленные эксперименты подтвердили надежность технических средств, обеспечивающих безопасный полет человека в космос и возвращение на Землю. Оставалось решить задачу, требующую непосредственного участия человека. От участника космического полета требовались особая психологическая устойчивость, выдержка, уверенность в себе. Это были важнейшие условия эксперимента для подтверждения научной гипотезы. Подписи к слайдам.


Расскажите ребенку о Дне космонавтики

20141

12 апреля мы отмечаем день космонавтики – один из самых любимых праздников в нашей стране. это неудивительно, ведь в детстве многие мечтали стать космонавтами и побывать в космос.


впервые праздник отметили в 1962году, ровно через год после первого космического полета, совершенного юрием гагариным, а в 1968 году он получил мировое признание и обрел приставку «всемирный». 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании генеральной ассамблеи оон, по инициативе более чем 60 стран, была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля международным днём полёта человека в космос.




что можно рассказать ребенку о космосе и космонавтике?

с давних времен люди мечтали научиться летать, как птицы. мифический герой икар сделал крылья из перьев и прикрепил их воском к спине. ему удалось подняться высоко в небо. но он слишком близко подлетел к солнцу, лучи солнца растопили воск, и икар упал в море. с тех пор то море стало называться икарийское. люди и дальше пытались покорить небесное пространство. сначала они поднимались в небо на воздушных шарах. но ими не возможно было управлять. куда дул ветер – туда и летел шар. потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. он был очень большой и неповоротливый. позже появились аэропланы. потом самолеты и вертолеты. однако люди не останавливались на достигнутом. простой учитель константин эдуардович циолковский придумал "ракетный поезд", прообраз современных ракет, на котором можно было бы долететь до звёзд и побывать на других планетах. но, к сожалению, у циолковского не было возможности изготовить этот аппарат. только через много-много лет ученый-конструктор сергей павлович королев сконструировал первую космическую ракету. но до того, как отправить человека в космическое пространство, нужно было убедиться, что это возможно. сначала в космосе побывали мыши, кролики, собаки. животных специально дрессировали, приучали не бояться тряски и шума, терпеть холод и жару. первыми животными, совершившими орбитальный космический полёт и вернувшимися на землю невредимыми, стали советские собаки-космонавты белка и стрелка. после многих удачных полетов собак, решено было отправить в космос человека. им стал юрий алексеевич гагарин. 12 апреля 1961 года юрий гагарин на космическом корабле "восток" облетел всю землю и вернулся обратно живым и невредимым. полет, продлившийся 1 час 48 минут, навеки вошел во всемирную историю.

чтобы ваш рассказ вызвал у ребенка максимальный интерес, рекомендуем использовать следующие товары:

· – набор карточек с яркими четкими картинками. с его помощью вы сможете рассказать малышам о космонавтике. они узнают много нового и интересного о первом космонавте в открытом космосе, орбитальной станции «мир», о животных в космосе, первом спутнике, о с. п. королеве и о многом другом. на оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения. эта информация поможет сделать ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.

· – книга, из которой дети узнают много нового о планете земля, ее спутнике - луне, роли солнца в возникновении и развитии жизни на земле, планетах солнечной системы, звездах и созвездиях, а также об освоении космоса людьми.

Отчёт о проведении Урока имени Ю.А.Гагарина,посвященного « Дню Космонавтики и 55 – летию полёта Юрия Гагарина в космос».

В рамках мероприятий по увековечиванию памяти о Первом космонавте планеты Ю.А. Гагарине в год 55-летия Первого полёта человека в космос(1961-2016) в МОАУ «СОШ №23» был проведён урок имени Ю.А. Гагарина «Космос-это мы. Гагаринский урок».

Целью Урока является воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.

На уроках физики в 7- 11 классах были показаны презентации и прочитаны доклады учащимися на темы: «XX-век-век космонавтики», « Космос-неизвестный мир»,«Белка и Стрелка».

Для обучающихся 1-5 классов была проведена игровая шоу-программа «Долетим до Солнца», во время которой ребята прошли космические испытания: отгадывали ребусы и загадки, разгадывали кроссворды, прыгали через «кратеры», создавали летальные аппараты, собирали космические слова.

Для обучающихся 6-х классов заведующая школьной библиотекой Рыжова Л.А. сделала библиографический обзор «Первый полёт в космос».

Для обучающихся 7-8-х классов была проведена тематическая лекция «Навстречу звёздам!», посвящённая 55-летию полёта в космос Ю. Гагарина.

Для обучающихся 9-11 классов был проведён Час российской космонавтики «1961: весна Гагарина», организованы выставки рисунков и газет «Мы и космос».

12 апреля учащиеся старших классов показали учащимся школы свои презентации на темы:

«Природа звезд».

«История освоения космоса».

«Ю. А. Гагарин – лётчик – космонавт».

«Наука о звёздах и планетах».

«Мировая история освоения космоса».

«Солнечная система».

«А 55-лет назад…»

«Что мы знаем о космосе».

«Планеты солнечной системы».

«Солнце».

рассказали о Дне космонавтики, о космонавтах, о Ю. А. Гагарине. Ребятам очень понравилось.

Учитель физики МОАУ «СОШ№23»

Сипкова Л.В.

12 апреля 2016 года весь мир отмечал знаменательное событие -55 лет, как человек начал освоение космического пространства.
В МОАУ города Новотроицка «СОШ №23» праздничному событию посвятили познавательно-развлекательное мероприятие «Долетим до Солнца». С 8:30 в актовом зале можно было увидеть «живые космические картинки», а так же космонавта, который был выполнен из шариков. Учащиеся 1-5классов были одеты в самодельные костюмы космонавтов. Ребята выучили частушки и спели их под аккомпанемент баяна Дениса Барсукова. В ходе игровой программы дети узнали много нового о планете Земля, ее спутнике - Луне, роли Солнца в возникновении и развитии жизни на Земле, планетах Солнечной системы, звездах и созвездиях. Чтобы каждый класс полностью погрузился в эту космическую атмосферу, окунулся в мир космонавтов, для этого были организованны различные конкурсы. Зрители смогли увидеть исторические фотографии людей, чьи имена связаны с космосом, а так же необыкновенные фотографии космических явлений и человека в космосе. Самые маленькие с большим азартом собирали звезды, представляя себя космонавтами и работниками ЦУПа. Команды зрителей выясняли, кто же знает больше о великом космосе. «Космический полёт» прошёл интересно и увлекательно благодаря огромной подготовке учителя физики нашей школы Сипковой Людмилы Владимировны и её помощников: активистов 8 «Б» класса, учениц 10 «А» класса» Алферовой Елизаветы, Балдина Ивана, Балабиной Полины и Садовниковой Ольги.

Фотокорреспондент

ученица 10 «А» класса

Садовникова Ольга

Викторина для учащихся 6-7-8 класса ко Дню космонавтики

Вопросы викторины:

1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения.)

2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

17. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянскийученый Галилео Галилей.)

19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)

23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (К).А. Гагарин.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)