Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Игрушки». Игра для развития мелкой моторики «Выложи букву». Физминутка «Осенние листочки»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
  • развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль;
  • воспитывать желание активно работать на занятии.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Психогимнастика

Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)

Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.

Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!

А другие смеются глядя на веселую игру.

Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.

А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.

Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.

Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.

II. Основная часть.

1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.

Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)

Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)

И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).

Да, правильно.

2. Дидактическая игра «Назови дерево».

На доске – предметно-тематические картинки.

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)

А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)

Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна).

Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.

3. Д/игра «Части дерева».

Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).

Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.

4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).

Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.

лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.

Молодцы!

5. Д/игра «Подбери слова – признаки».

Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?

  • береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
  • дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
  • рябина –… тонкая, нарядная, красивая
  • клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
  • липа – …красивая, липкая, лечебная
  • ива –… раскидистая, плакучая
  • ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

Ребята, скажите, а почему так говорят…

  • береза кудрявая?
  • дуб могучий
  • ель колючая
  • клен тенистый

Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.

6. Д/игра «С какой ветки детки?».

Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?

Этот лист с какого дерева? Значит он какой?

  • с березы – березовый лист
  • с осины – осиновый лист
  • с дуба – дубовый лист
  • с липы – липовый лист
  • с клена – кленовый лист.

И с этим заданием вы справились прекрасно.

7. Д/игра «Подбери слова – действия».

Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).

Молодцы.

8. Физминутка «Осенние листочки».

Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.

Листопад!

Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…

9. Д/игра – классификация.

Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)

Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)

(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)

Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)

Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…

10. Массаж с дарами природы.

Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.

Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!

Молодцы, положите шишки в корзинку….

11. Задание на развитие мелкой моторики.

А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.

(собирают разрезные картинки)

Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.

Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.

Пожелайте деревьям, чтобы они…

  • росли – растите
  • здоровели – здоровейте
  • зеленели – зеленейте

III. Итог занятия.

Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).

Оценка деятельности детей на занятии.

Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.

Шуршова Ю.Г.,
учитель-логопед

  1. Закрепление правильного произношения звука С.
  2. Определение места звука в слове.
  3. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов типа сок .
  4. Употребление существительных в Т.п.
  5. Развитие внимания, памяти.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением смешариков, предметные картинка на звук С, карточки с изображением различных поз, наборы для составления схем.

Ход занятия

  • Оргмомент. Самомассаж.
  • Доброе утро, глазки,
    Доброе утро, ушки,
    Доброе утро, ручки,
    Доброе утро, ножки.

  • Знакомство с темой. “Гимнастика для ума”.
  • – Высокое, стройное хвойное дерево (сосна)

    – Ночная птица (сова)

    – Регулирует движение на перекрестке (светофор)

    – Усатая рыба (сом)

    – Какая птица не летает, а быстро бегает? (страус)

    – Что видим, когда спим? (сон)

    – Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

    Вспомните все слова, которые вы назвали. Какой первый звук в этих словах?

  • Уточнение артикуляции, характеристика звука С.
  • – Самовар закипел и засвистел: с-с-с-с…

    – Покажите, как свистит самовар.

    (Дети наблюдают за артикуляцией, используя зеркала).

    – Расскажите о произношении звука С.

    Губы в улыбке, зубки сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка; голос не включается.

    – Дайте характеристику звуку С. (Согласный, твердый; обозначается синим цветом).

  • Воспроизведение слоговых рядов.
  • – Кто у нас сегодня в гостях? (Смешарики.)

    – Давайте вспомним их имена. (Нюша, Бараш, Совунья, Копатыч, Крош, Лосяш, Ежик, Кар-Карыч.)

    – Какое имя начинается со звука С? (Совунья.)

    – У Совуньи сегодня день рождения. А в день рождения именинника принято поздравлять, говорить приятные слова, пожелания. Смешарики всегда что-то выдумывают. Они даже придумали свой язык и только на нем поздравляют друг друга с днем рождения. Давайте поздравим Совунью на их языке.

    са-со-су-сы

    со-су-сы-са

    су-сы-са-со

    сы-са-со-су

    ас-ос-ус-ыс

    ос-ус-ыс-ас

    ус-ыс-ас-ос

    ыс-ас-ос-ус

    ста-сто-сту-сты

    сто-сту-сты-ста

    сту-сты-ста-сто

    сты-ста-сто-сту

    аст-ост-уст-ыст

    ост-уст-ыст-аст

    уст-ыст-аст-ост

    ыст-аст-ост-уст

  • Проговаривание картинок со звуком С, определение места звука в слове.
  • – Все друзья приготовили Совунье подарки, в названии которых есть звук С. Назовите, кто что подарил, и определите место звука С в каждом слове.

    Нюша подарила бусы. В слове “бусы” звук С находится в середине. И т.д.

    (Бараш – сумку, Копатыч – капусту, Крош – букет гладиолусов, Лосяш – самокат, Ежик – поднос, Кар-Карыч – самовар).

  • Упражнение в употреблении существительных в Т.п.
  • – Совунья приготовила для всех угощение.

    – Чем тебя угостила Совунья?

    (У каждого на столе картинка, ребенок переворачивает картинку и составляет предложение.)

    Меня Совунья угостила салатом.

    (Сыром, сушками, сгущенкой, смородиной, ананасом, …, кокосом .)

  • Пальчиковая гимнастика со скороговоркой.
  • На кокосы, на кокосы

    Налетели мы, как осы.

    А кокосы высоко,

    А кокосы далеко.

  • Физкультминутка. Игра “Повтори позу”.
  • – Совунья для вас приготовила развлечение. Она будет показывать различные позы, а вы должны их повторить.

  • Звуковой анализ слова “сок”, составление схемы слова.
  • – Самым вкусным напитком на столе был сок, который Совунья приготовила сама. Давайте составим схему слова “сок”.

  • Игра “Отгадай слово”.
  • – Совунья еще хочет с вами поиграть. Отгадайте слова, которые она задумала.

    Добавить звук С в конце слова: ле_, поя_, фику_, анана_, компа_, ква_, кла_, уку_, насо_, но_, автобу_, поко_, уксу_.

    Добавить звук С в начале слова: _ам, _ом, _он, _уп, _ад, _ани, _умка, _ова, _апоги, _амолет, _оня, _обака, _камейка.

  • Подведение итогов.
  • – Вам понравилось на дне рождения Совуньи? Что именно, какие игры, угощения?

    – C каким звуком мы познакомились? Какой он?

    – Совунья тоже очень довольна, благодарна вам за поздравление. Она приготовила для вас еще угощение.

    (Угощение для детей: сушки, пастила, чупа-чупс или др.)

    План-конспект фронтального логопедического занятия
    в старшей логопедической группе
    "Сказочные герои"

    Программное содержание:
    . учить детей слышать и выделять первый звук в слове: и гласный, и согласный,
    . упражнять детей в образовании существительных косвенных падежей,
    . учить слышать предлог В - ИЗ в предложении и соотносить его со схемой,
    . учить составлять рассказы-описания о сказочных героях по схеме.

    Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации сказочных героев для доски, схема места звука в слове - демонстрационный материал, серия схем для составления описательных рассказов о сказочных героях для доски, схемы предлогов В - ИЗ каждому ребенку.

    Ход занятия.
    1. Организационный момент.
    (дети стоят по кругу)
    Солнечный лучик к нам в гости зашел (берем воображаемый луч в ладошки)
    Солнечный лучик ладошки нашел (растираем воображаемый луч) ,
    К сердечку пришел, наши ушки нашел,
    Горло согрел, по затылку прошел (касаемся того, о чем говорим) .
    С нами остался, здесь заигрался (сдуваем воображаемый луч с ладошек) .
    Сказочный лучик привел нас в сказочную страну. Пока мы будем здесь гулять, успейте «сфотографировать» любого сказочного героя.
    Идем: 1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять.
    (разжимаем пальцы из кулака от большого к мизинцу)
    1,2,3,4,5 - в домик спрятались опять.
    (собираем пальцы в кулак от мизинца к большому).
    Какого сказочного героя вы здесь встретили? (слушаем каждого ребенка). Я тоже успела кого-то сфотографировать, и хочу показать вам свои «фотографии».
    (дети садятся за столы)

    2. Заинтересовывающий момент. Нас встречают сказочные герои.
    (на интерактивной доске появляются последовательно иллюстрации сказочных героев)
    Кого вы видите? (Красную Шапочку, Снежную Королеву, Аленушку и братца Иванушку, Дюймовочку, Бабу Ягу, Царевну Лягушку, гусей-лебедей, Крошечку-Хаврошечку)
    (хоровые ответы)

    3. Работа со схемой места звука в слове. (демонстрационный материал).
    Наши сказочные герои очень хотят, чтобы вы внимательно послушали их слова и определили, какой звук стоит в начале каждого слова, я протяну его голосом: СССнежная Королева, ИИИванушка, АААленушка, СССтупа, Баба ЯЯЯга, КККрошечка-Хаврошечка, КККрасная Шапочка, СССтрела, ЦЦЦветок.
    (индивидуальные ответы)

    4.Работа со схемами предлогов.
    Наши сказочные герои придумали для вас о себе предложения и спрятали в них эти маленькие слова. Вы их узнали?
    Какое маленькое слово спряталось сюда? Правильное, это - В, а это - ИЗ. Тогда слушайте внимательно предложения и поднимайте мне, пожалуйста, схему того маленького слова, которое услышите.
    . Баба Яга летит В ступе.
    . Гуси-лебеди вернулись ИЗ деревни.
    . Дюймовочка выглянула ИЗ цветка.
    . Снежная Королева живет В ледяном дворце.
    . Царевна Лягушка взяла В рот золотую стрелу.
    . Иванушка превратился В козленочка.
    . Красная Шапочка вышла ИЗ лесу.
    . Крошечка-Хаврошечка залезла коровушке В одно ушко, Из другого вылезла.
    (дети встают)

    5. Пальчиковая гимнастика
    Тянут- тянут бабка с дедкой
    Из земли большую репку…
    Вот пришла бы наша внучка,
    Помогла б собачка Жучка.
    Где же кошка? мышка-крошка?
    Хоть сидит и крепко…
    Но вытянули репку!

    6.Физминутка.
    Сказка даст нам отдохнуть.
    Отдохнем и снова в путь!
    Нам советует Мальвина: - Станет талия осиной,
    Если будем наклоняться влево-вправо 10 раз.
    Вот Дюймовочки слова: - Чтоб была спина пряма,
    Поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
    1, 2, 3, 4, 5 - повторите-ка опять,1, 2, 3, 4, 5.
    Красной Шапочки совет:
    - Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет,
    1, 2, 3, 4, 5, повторите-ка опять;1, 2, 3, 4, 5.
    Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!
    (дети выполняют описанные движения)
    (дети садятся)

    7. Рисование в воздухе симметричных предметов двумя руками.
    Эти сказочные герои очень любят получать подарки. Вот и мы сейчас им тоже что-нибудь подарим. Корзину кому?, рисуем в воздухе корзину двумя руками сразу. Новую ступу кому?, корону? трон? сарафан?

    8. Составление рассказов-описаний о сказочных героях.
    Эти сказочные герои очень любят, когда о них все рассказывают. Мы сейчас это и сделаем. Нам помогут вот такие карточки-подсказки:
    - вопрос - Кто это?
    - книжка - Из какой сказки этот герой?
    - человечек-действие - Что он делает в своей сказке?
    (появляются карточки-схемы для составления описаний о сказочных героях)
    Нужно выбрать для себя любого сказочного героя и сначала назвать его. Потом нужно сказать, в какой сказке он живет. Далее человечек-действие спрашивает нас, что этот герой делал в сказке.
    (даю образец рассказа, слушаем 3-4 детских рассказа)

    9. Работа с иллюстрациями с ошибкой.
    В конце нашего путешествия по сказкам мы проверим, все ли здесь в порядке.
    (поочередно на доске появляются иллюстрации сказок)
    . «Репка» - лишний заяц,
    . «3 поросенка» - лишняя собака,
    . «Теремок» - лишняя собака.

    10. Итог занятия.
    Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Давайте вспомним, где мы были, что мы делали. Собираем это в кулачок, чтобы потом рассказать маме (дети перечисляют виды работ, выполненные ими на занятии).


    Мотыженкова Ирина Герасимовна Воспитатель МАДОУ детский сад 334 Город Казань Республика Татарстан

    1) коррекционно-образовательные:
    обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
    закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
    активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
    закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

    учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
    закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
    закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
    2) коррекционно-развивающие:
    развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
    развивать общую и мелкую моторику;
    стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
    3) коррекционно-воспитательные:
    воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
    воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

    Оборудование:
    предметные картинки с изображением разных видов транспорта;
    игрушечные автомобили;
    волшебный ящик с двойным дном;
    «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем;
    слоговые схемы;
    плакат-схема движения грузовика;
    контурные картинки на тему «транспорт»;
    сладкие мармеладные машинки (призы);

    Ход занятия:

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
    - К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов. (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль).

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

    Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.
    - Правильно, о транспорте.
    - Отгадайте загадки. Отгадки нарисуйте.

    «Встаем мы очень рано, ведь наша забота - всех по утрам отвозить на работу».
    - Правильно, это шофер (водитель).

    Дом на рельсах тут как тут
    Всех умчит он в пять минут.
    Ты садись и не зевай,
    Отправляется (трамвай).

    Что за птица:
    Песен не поет,
    Гнезда не вьет,
    Людей и груз везет?

    (Самолет.)

    Назовите. «Один-много-ласково.»
    Самолет-самолеты-самолетик.
    Машина-
    Трамвай-
    Велосипед-
    Пароход-
    Вертолет-
    Корабль-
    Паровоз-

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

    (Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт»).

    Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус во-дит внимательный шофер.

    Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
    - Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист).
    - Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт).
    - Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый).
    - Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан).
    - Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
    - Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик).
    - Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
    - Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).

    Какие это люди по характеру?
    (Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, уме-лые, зоркие, дисциплинированные).

    ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

    Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина).

    Большая машина, а маленькая... (Машинка).

    У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши иг-рушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузови-ка). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СБОРКА ГРУЗОВИКА»

    (Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика).

    Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, си-денье, руль, бампер).

    (В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).
    - Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).

    У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).

    Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Cделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

    УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛА «ЕХАТЬ» С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИСТАВКАМИ

    Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.
    (На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

    Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
    (Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
    Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
    Яму... (объехали) и дальше... (поехали).
    Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
    Мост... (переехали) и дальше... (поехали).
    От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).
    Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),
    Во двор... (заехали), вот и... (приехали).

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»

    (Наложенные один на другой контуры транспорта).

    А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно уга-дать по контуру машину, обвести указательным пальцем и сказать, для чего нужна машина. (Составление предложения с союзом чтобы).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

    Едем, едем на машине,
    (движения рулем)
    Нажимаем на педаль,
    (сгибать и вытягивать ногу)
    Газ включаем, выключаем,
    (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
    Смотрим пристально мы вдаль.
    (ладонь ко лбу)
    Дворники счищают капли:
    Влево, вправо - чистота.
    (руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
    Волосы ерошит ветер.
    (шевелить пальцами)
    Мы шоферы хоть куда!
    (поднять большой палец)

    А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин - это магазин, где продаются маши-ны.

    РИСОВАНИЕ НИТЬЮ

    (Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

    Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

    Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
    - А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше нико-гда не будет ломать игрушки.

    Фронтальное занятие в старшей логопедической группе
    TEMA: Дифференциация предлогов НА и ПОД

    Цель: - учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог

    Обогащать, активизировать и пополнять словарь детей по темам:

    «Мебель», «Игрушки», «Перелетные птицы», «Деревья»

    Развивать связную речь, внимание, память, мышление, мелкую
    моторику

    Оборудование: демонстрационный материал: цветной клубок, сюжетные
    картины «Где находится предмет», «Перелетные птицы, детская мебель, игрушки, фонарик, раздаточный материал: предметные картинки, сюжетные картинки, материал для составления схем предложений, прищепки.

    Ход занятия

    1. Игра: «Слово на ладошке» с использованием цветного клубочка.

    Логопед. Я найду слова везде

    И на суше, и в воде,

    На полу, на потолке,

    На носу, и на руке.

    Вы не слышали такого?

    Не беда играем в слово.

    Назовите слова, которые можно найти на небе (называю слово
    одновременно наматываю нитку на палец и передаю клубок ребёнку, ребенок называет слова, наматывает нитку себе на пальчик и передает клубок и т.д.)
    - Ребята, посмотрите, на что похожа наша фигура?

    2.- Вспомните, ребята, когда у. нас появляется маленькое слова НА
    (выставляю схему предлога НА).

    Дети: - когда предмет лежит на чем-то.

    Когда появляется маленькое слово ПОД (выставляю схему, предлога)
    Дети: - когда предмет лежит под чем-то.

    На доске висит сюжетная картина

    Посмотрите внимательно на картину и придумайте предложения с
    маленьким словом НА.

    Дети: - Цветок стоит на окне.

    Подушка лежит на диване.

    Телефон стоит на столе.

    Ваза стоит на тумбочке.

    Картина висит на стене.

    Часы висят на стене.

    Стол стоит на паласе.

    А теперь назовите предложения с маленьким словом ПОД.

    Дети: - Газета лежит под телефоном.

    Кошка сидит под столом.

    Мячик лежит под тумбочкой.

    Батарея висит под окном.

    Тапочки стоят под стулом.

    Салфетка лежит под вазой.

    3. Работа по индивидуальным сюжетным картинкам и выкладывание схем
    предложений.

    Ведется опрос каждого ребенка.

    Какое предложение ты составил?

    Какое маленькое слово, ты использовал?

    4. Выставляются на наборное полотно предметные картинки парами (мальчик и зонтик, девочка и диван, мячик и скамейка, кукла и стул, рыба и море, чайник и стол, шишка и ель).

    Ребята, с помощью этих картинок составьте предложения с маленьким словом НА или ПОД.

    Дети прищепками берут картинки с наборного полотна и составляют предложения.

    5. Физминутка

    Мы ногами топ- топ.

    Мы руками галоп-хлоп.

    Мы глазами миг-миг.

    Мы плечами чик-чик.

    Раз сюда, два туда,

    Повернись вокруг" себя,

    Сели-встали, сели-встали

    Ванькой встанькой словно стали.
    Упражнение повторяется два раза.

    6. В группу входит грустный Антошка. (можно использовать КТ)

    Логопед: - Здравствуй Антошка

    Антошка: - Здравствуйте все.

    Логопед: - Что у тебя случилось? Почему ты грустный?
    Антошка: Нам в школе дали задание очень трудное, я его выполнил не
    правильно и получил плохую оценку. Помогите мне ее исправить?
    Логопед: - Поможем, Антошке, ребята?

    Бабушка села скамейку

    Кукушка взлетела ветку

    Мяч укатился шкаф

    Фрукты растут деревьях

    Щенок залез стол

    Ребята исправляют ошибки.

    7. Антошка: - спасибо ребята, что помогли мне, теперь я непременно получу
    пятерку. За то, что вы помогли мне я поиграю с вами в игру «Угадай, где находится зайчик».

    Антошка светит фонариком, то под столом, то на столе и т.д.

    Дети называют, где находится «зайчик»(зайчик под столом).

    8. Игра: «Слушай, смотри, выполняй, не ошибайся»
    Логопед называет действия, а выполняет их не правильно, тем самым
    запутывая детей.

    9. Игра: «Что изменилось»

    На детской мебели разложены различные игрушки (зайчик сидит на стуле,
    кукла лежит на кровати, мишка сидит на диване, машина стоит под диваном)
    Дети смотрят внимательно на игрушки (5 сек), отворачиваются. Логопед
    меняет игрушки местами (куклу под кровать, мишку под стул, машину на
    диван, зайку под стол). Дети поворачиваются и называют, что изменилось.
    Например: Зайчик сидел на стуле, а теперь под столом.

    10. Пересказ рассказа с использованием сюжетной картины.
    Логопед: - Под дубом сидели птицы: кукушка, скворец, ласточка, аист. Вдруг
    появился кот. Птицы испугались и разлетелись. Аист сел на крышу. Ласточка
    села на провода. Кукушка села на забор. Скворец сел на ветку дуба.
    Беседа:- Где сидели птицы?

    Кто напугал птиц?

    Кто еще мог вспугнуть птиц?

    Куда села кукушка? ласточка?

    Куда сел аист? скворец?

    Дети пересказывают рассказ по цепочке.

    11. Итог занятия, оценка деятельности детей и Антошки.
    Релаксация.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Отдыхать умеем тоже

    Руки за спину положим,

    Голову поднимем выше,

    И легко, легко подышим.

    Благодарим друг друга за участие в занятии.