Космические туристы на международной космической станции. Космический турист отправляется на марс

*Тито готовит завтрак туриста

Глава РКК «Энергия» Юрий Семенов заявил, что Россия может пересмотреть свое участие в международной космической программе. В Росавиакосмосе назвали заявление Семенова «чисто эмоциональным» и заверили, что сотрудничество с американцами в космосе будет только развиваться.

В пятницу глава РКК «Энергия» Юрий Семенов неожиданно заявил, что в ближайшее время может быть пересмотрено соглашение между Россией и США по работе на Международной космической станции (МКС). Семенов сказал, что если США не изменят своего поведения, то Россия пересмотрит свое участие в совместной космической программе и даже может отказаться от партнерства с американцами. Заявление Семенова последовало в ответ на выступление руководителя NASA Дэниэля Голдина, который накануне заявил, что собирается предъявить счет Росавиакосмосу за ущерб, нанесенный Деннисом Тито на МКС. По словам Голдина, Тито ставит под угрозу реализацию всей программы МКС и нарушает все планы американских специалистов по работе на станции. При этом экипаж постоянной экспедиции вынужден приостановить работы по реконструкции станции и заняться присмотром за первым космическим туристом.
Семенов сказал, что категорически не согласен с американцами, которые пытаются диктовать свои условия всем участникам международной космической программы. Он назвал претензии NASA необоснованными и обратил внимание на спорные утверждения американцев по поводу затрат на создание и эксплуатацию станции – по мнению руководителя «Энергии», американцы постоянно пытаются тянуть из России денег. «К примеру, один и тот же болт для МКС можно сделать и в России, и в США, – сказал Семенов, – Причем у нас он будет стоить два рубля, а у американцев – 2 доллара. И как доказывать после этого, кто вложил больше денег в станцию?».
Примечательно, что в Росавиакосмосе слова главы РКК «Энергия» Юрия Семенова всерьез не воспринимают. В пресс-службе космического агентства корреспонденту «Газеты.Ru» пояснили, что говорить о пересмотре соглашения между Россией и США может только глава Росавиакосмоса Юрий Коптев и никто другой. «Коптев ничего подобного не говорил, и даже в мыслях у него такого не было, – сказали в пресс-службе. – Поэтому никто не собирается пересматривать соглашение по МКС, и вообще непонятно, почему именно Семенов заговорил о соглашении, ведь этим вопросом занимается только Росавиакосмос». Заявление Семенова в РАКА назвали чисто эмоциональным и сказали, что сейчас Россия хочет добиться конструктивного диалога с NASA по вопросам дальнейшего сотрудничества: «У нас, все-таки, большой совместный проект, и не стоит портить отношения из-за некоторых разногласий».
Вероятно, для того, чтобы убедить американцев, что Тито действительно не нанес никакого ущерба станции, в пятницу российский ЦУП провел тридцатиминутный сеанс связи с МКС. Члены экипажа посещения Юрий Батурин и Талгат Мусабаев рассказали, как проходят работы на станции и похвалили первого космического туриста Денниса Тито. По словам Батурина, американец тоже работает наряду с другими членами экипажа – он отвечает за питание космонавтов. «Мы очень довольны Деннисом. Можно точно сказать, что Тито очень хорошо подготовился и прекрасно работает на МКС. Он нам совсем не мешает, и как любому новому космонавту, мы объясняем ему некоторые вещи, – сообщил Талгат Мусабаев. – Деннис прекрасно вписался в команду обоих экипажей. На станции все идет штатно, и Тито прекрасно справляется с возложенными на него обязанностями».
Сам Тито сказал, что, наконец, сбылись все его надежды и ожидания от встречи с космосом. Кроме того, американский миллионер высказался за развитие космического туризма как формы бизнеса. При этом он пообещал, что по возвращении на Землю обязательно займется этим вопросом.

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости», - остроумно заметил американский физик Ли Дюбридж.

Космический туризм – новая форма туризма. Но пока очень дорогая, так как оплачивается из частных средств.

Идея космического туризма появилась давно, уже после нескольких лет освоения космоса. Но, конечно, в то время она казалась нереальной – было много вопросов, связанных с изучением космоса, много нерешенных задач. Активно развиваться космический туризм начал в конце XX века.

Первым космическим туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф . Но она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году.

В 1990 г. в космос в качестве туриста отправился журналист Тоёхиро Акияма . На космическом корабле «Союз ТМ-11» с экипажем в составе В. Афанасьева и М. Манарова он совершил полет на космическую орбитальную станцию «Мир» по частно финансируемому негосударственному проекту телекомпании TBS. Правда, Акияму не все считают абсолютным туристом, так как его полет был служебной командировкой на орбиту - японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста. А вот американский миллионер , отправившийся в космос 28 апреля 2001 г. на российском космическом корабле «Союз ТМ-32» с космонавтами Т. Мусабаевым и Ю. Батуриным, был первым космическим туристом.

О них мы сегодня и расскажем.

Тоёхиро Акияма и его полет

Он был самым первым японцем, слетавшим в космос, первым журналистом и первым космическим туристом, если учитывать тот факт, что он не был не только профессиональным космонавтом, но даже и летчиком.

Тоёхиро Акияма родился в 1942 г. в Токио. Закончил факультет общественных наук Международного христианского университета в Токио. Работал в телерадиокорпорации Ти-Би-Эс (TBS ) в Токио и Лондоне, старшим редактором и комментатором программ международных новостей Ти-Би-Эс, директор корреспондентского бюро Ти-Би-Эс в Вашингтоне.

В 1989 г. он прошёл отбор для осуществления коммерческого советско-японского полета, спонсируемого корпорацией Ти-Би-Эс. Сумма, которую корпорация уплатила за полёт своего сотрудника, в различных источниках указывается разной: от 28 до 37 миллионов долларов США. В октябре 1989 г. Акияма приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов им Ю. А. Гагарина.

2 декабря 1990 г. Т. Акияма стартовал в космос на корабле «Союз ТМ-11» в качестве космонавта-исследователя в составе экипажа восьмой основной экспедиции орбитальной станции «Мир» совместно с командиром корабля В.М Афанасьевым и бортинженером М. Х. Манаровым.4 декабря была проведена стыковка с орбитальной станцией «Мир». За семь дней работы на космической станции Акияма провёл несколько прямых репортажей для японской аудитории, показательные телеуроки для японских школьников. Провёл также биологические эксперименты с японскими древесными лягушками.

Но уже первые часы журналиста на орбите показали, что его подготовка была недостаточной, он страдал «космической болезнью», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Тем не менее, журналистское задание выполнил.

10 декабря 1990 г. Тоёхиро Акияма возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-10» в составе седьмой основной экспедиции совместно с командиром корабля Г. М. Манаковым и бортинженером Г. М. Стрекаловым, находившихся на станции «Мир» с 3 августа 1990 г.

После полета

После полета работал заместителем директора департамента новостей Ти-Би-Эс. В апреле 1991г. с группой японских журналистов снимал фильм о состоянии Аральского моря в Казахстане.

В 1995 г. ушел из корпорации, т.к. был не согласен с активной коммерциализацией телевидения. Организовал ферму по выращиванию риса и грибов в городе Такине.

Выступал с докладами, посвященными своему полету. В соавторстве опубликовал статьи о развитии космического туризма.

Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (государственная награда Российской Федерации) - за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.

Деннис Тито и его полет

Российский космический корабль «Союз ТМ-32» стартовал 28 апреля 2001 г. На его боту, кроме космонавтов Т. Мусабаева и Ю. Батурина, находился и первый космический турист Деннис Тито. 30 апреля была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС). Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. 6 мая российские космонавты с Деннисом Тито вернулись на Землю.

Своим полетом Деннис Тито был вполне удовлетворен, даже сравнил пребывание в космосе с пребыванием в раю. Федеральное космическое агентство России получило от него 20 миллионов долларов оплаты за этот полет.
С этого времени в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм».

Де́ннис Э́нтони Ти́то - первый космический турист, американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения. Он родился в 1940 г. в Нью-Йорке.

Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается, что каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. Но он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Всю свою жизнь он интересовался космонавтикой и даже получил специальное образование в области космических технологий и космонавтики. Работал в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания при НАСА, финансировал государственные проекты в космической области.

Тито с интересом следил за достижениями США и СССР в космонавтике, и вот, наконец, в возрасте 60 лет он осуществил свою мечту.

Подготовка его к полету проходила в течение 8 месяцев. Он тренировался с полной отдачей и на предполетном экзамене доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Но при взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. Квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («космического няньки номер один»).

После полета он сказал: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

После полет Тито сразу стал американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике и открыл дорогу для последующих космических туристов.

Перспективы космического туризма

Космический туризм (полеты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях) будут развиваться, в этом нет сомнения. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Межпланетная космическая станция (МКС). Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз». Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость. Последний полёт космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина - Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза (данные на апрель 2012 года). Сегодня космический туризм становится серьезным бизнесом - число желающих увидеть космос и готовых платить за недоступные на Земле ощущения постоянно растет. Также важно отметить, что именно Россия открыла эпоху космического туризма в первый год XXI века, ровно через 40 лет после полета Ю. Гагарина.

Но нельзя не учитывать и оборотной стороны медали.

Мартин Росс, являющийся автором исследования и работающий в Aerospace Corporation, подсчитал, что количество туристических суборбитальных запусков в следующие десять лет достигнет одной тысячи в год. Росс утверждает, что ракеты являются единственным прямым источником химического загрязнения антропогенного происхождения на высоте более 22,5 км, поэтому люди должны понять, насколько велико влияние этих выбросов на земную атмосферу.
Согласно расчетам учёных, тонкий слой сажи в стратосфере может привести к тому, что поверхность Земли остынет на 0,7 градуса по Цельсию. При этом Антарктика станет теплее на 0,8 градуса. От сажи пострадает и озоновый слой, который в экваториальных районах станет тоньше на 1%, а у полюсов – на целых 10%.Темпы климатических изменений ускорятся за счёт сажи и углекислоты от выхлопных газов ракетных двигателей, считают исследователи этого вопроса. Так что есть о чем задуматься.

В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспосадочного пилотируемого полета вокруг Марса в 2018 году.


Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина , создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One , собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.

А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
На этот раз инициатором выступил американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито, планирующий беспосадочную экспедицию к Марсу в 2018 году. По плану, космический аппарат должен стартовать 5 января 2018 года, достичь Марса 20 августа 2018 года и вернуться на Землю 21 мая 2019 года.

В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций извне, американский мультимиллионер основную часть расходов берет на себя и выступает донором для разработок, необходимых для успешности этой миссии. Также планируется привлечение частных пожертвований и соучастие благотворительных фондов. Тито на конференции сообщил, что уже выделил деньги, которых «хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года». На конференции же начался сбор средств, и сообщают, что первые 10 долларов внес 6-летний мальчик, назвавший миссию «Мой Аполлон».

Основная заявленная цель «миссии Америка» - «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)». Поэтому Тито важно, что это будет «американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США». Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, сказал, что «предпочтительнее, чтобы экипаж состоял из супружеской пары».

3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда .

Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.

Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.

.

Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.

Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. «Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу» - сказал Тито на конференции.

Для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамического торможения капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек - самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты, в первую очередь - тепловой защиты. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив 100 тысяч долларов за начало работ.

Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух человек 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы - подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).

Полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, и возможно делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.

Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов, эксперты говорят о миллиарде (стоимость миссии Curiosity - 2,5 млрд долларов). И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов долларов.

Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. Миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе».

Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которая к началу миссии должна быть заказана и построена. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса - наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.

Именно на 2018 год приходится Великое противостояние - когда Марс максимально близок к Земле. Предыдущее такое противостояние было в 2003 году, а следующее подходящее для такого полета окно будет только в 2031. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. Как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.

Основатель фонда сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, следующего важнейшего этапа в освоении человеком космического пространства. NASA планирует осуществить такой полет лишь в начале 2030-х годов. «Я не могу так долго ждать», - сказал Дэннис Тито, которому сейчас 72 года.

Предполагается, что экипажем станет семейная пара, не детородного возраста. Среди первых кандидатов - Тейбер МакКаллум и Джейн Поинтер, входящие в команду Фонда, уже знакомые с длительной изоляцией, когда в 1991-1993 году участвовали в эксперименте Биосфера-2, сейчас им в районе 50 лет.

Основной риск связывают с радиационной опасностью во время полета, от которой людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит - уровень солнечной радиации будет минимальным, но максимальным воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.

С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.

Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а готовиться экипаж к старту будет за год до полета. В любом случае, экипажу будет не до рефлексии - все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов - ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.

И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, позволит получить множество ответов на вопрос о возможности выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
Пока неясно, как повлияет на перспективу полета активно обсуждаемое сейчас в сети потенциальное столкновение кометы C/2013 A1 с Марсом, которое может произойти в октябре 2014 года, которое хоть и маловероятно, но довольно масштабно по своим гипотетическим последствиям.

ТИТО ДЕННИС

(род. в 1940 г.)

Американский мультимиллионер, ставший в 60 лет первым в мире космическим туристом. Заплатив за восьмидневный полет 20 млн долларов, он считает его чистым развлечением.

Многое из того, о чем рассказал более 130 лет назад в романе «Полет на Луну» знаменитый Жюль Верн, осуществилось в наши дни. Первый в XXI веке пилотируемый старт с космодрома Байконур открыл эпоху пассажирских перевозок в космос и обратно. Наверное, не случайно, что первый экипаж космических извозчиков возглавил Талгат Мусабаев, в прошлом пилот гражданской авиации. А пассажиром на его корабле стал американский гражданин Деннис Тито, хотя официально он не был первым гражданским пассажиром, побывавшим в космосе. Еще в 1985 году на американском космическом корабле в космос полетел принц из Саудовской Аравии, а затем на околоземную орбиту поднялся сенатор Де Гарн. В следующем году полет вокруг Земли совершил член палаты представителей Бэн Нельсон. В 1990 году на советской орбитальной станции «Мир» побывал японский журналист Т. Акияма, а в 1991 году кондитер из Великобритании X. Шарман. Но Деннис Тито первым сказал, что цель его полета исключительно приватная: реализовать свою давнюю детскую мечту побывать в космосе. Он считается первым на Земле космическим туристом, потому что самостоятельно оплатил свой вояж. Сам Деннис Тито называет себя первым космическим путешественником. Так что события, описанные в романе Жюля Верна, больше нельзя назвать фантастикой.

Деннис Тито родился 8 августа 1940 года в Нью-Йорке в бедной семье итальянских иммигрантов. Фамилия Тито происходит от названия городка на юге Италии, откуда родом его родители. В поисках лучшей жизни семья Тито переехала в США и поселилась в нью-йорском районе Квинс. Отец мальчика работал в типографии, а мама была швеей. Еще в школе Деннис «заболел» космосом. Это случилось в тот день, когда он узнал о запуске первого космического спутника Земли: «Я был тогда подростком и наблюдал развитие советско-американского соперничества в космонавтике. Я всегда хотел слетать в космос – такой род жизненного опыта был как раз для меня». Деннис Тито никогда не забывал о том, что его родители переехали в США для того, чтобы достичь жизненного благополучия. Их сын вынес из этого хороший урок. Он понял, что если поставить перед собой жизненную цель и упорно трудиться над ее осуществлением, достичь можно всего, чего пожелаешь.

Когда Деннис немного подрос, он переехал из Нью-Йорка в Калифорнию и занялся осуществлением своей мечты. В 1962 году Тито поступил в инженерный колледж при Нью-Йоркском университете. А в следующем году он уже работал инженером по аэрокосмической технике НАСА. Деннис Тито занимался расчетом траекторий полетов межпланетных станций типа “Mariner”, а также принимал активное участие в осуществлении полетов автоматических станций к Марсу и Венере. В 1964 году молодой ученый окончил университет, получив степень магистра по инженерным технологиям. В 1970 году он продолжил обучение в университете Андерсена при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Спустя два года Деннис Тито основал свою фирму “Wilshere Associates Inc” (штат Калифорния), которой руководит до сих пор.

Сегодня первый космический турист постоянно живет в Лос-Анджелесе. В доме Тито (площадью 30 000 м 2), есть комната, в которой хранится коллекция моделей самолетов с газовыми двигателями, где все экспонаты изготовлены его руками. Кроме того, он увлекается ездой на спортивных автомобилях, любит ходить под парусом, а в свободное время с удовольствием слушает оперу. Раньше в этом доме Деннис Тито жил с семьей – женой и тремя детьми, а сейчас – один.

Благодаря хорошему образованию Тито разработал суммарный рыночный индекс Wilshere 5000, который сейчас является наиболее применяемым индексом на рынке ценных бумаг. На сегодняшний день компания Тито вышла в ранг ведущих провайдеров услуг в области управления, консалтинга и технологии инвестиционной деятельности. Глава компании рассказывает о себе: «Руковожу принятием решений в таких сферах, как финансирование, консультация и технологии. Но несмотря на смену профессий, мой интерес к полетам в космос никогда не угасал, как и моя преданность делу развития национальной космонавтики. К тому же я никогда не терял надежды, что однажды сам смогу полететь в космос».

НАСА всегда стремилось не допускать «штатских» на свои космические корабли. Поэтому формально у себя на родине Тито был лишен возможности осуществить свою мечту. Но неожиданно содействие ему решила оказать Россия – извечный соперник США в космосе. Тито уже был согласен совершить полет на станцию «Мир». Однако в связи с окончанием срока эксплуатации советской станции проект был закрыт. Но официальные представители российского агентства по космонавтике и компании «Энергия» связались с Деннисом Тито по телефону с предложением побывать на международной космической станции с миссией «Такси». Правда, неожиданно возникли проблемы с американской стороной, которая долгое время не давала согласия на полет Тито в космос. Глава Национального агентства США по аэронавтике Дэниэл Голдвин, выступив на слушании в конгрессе, заявил, что против полета Тито возражали четыре страны-партнера по международной космической станции. Чуть позже к числу критиков идеи первого космического путешествия присоединился астронавт Джон Гленн – первый американец, облетевший в 1962 году вокруг Земли, впоследствии сенатор. По его мнению, международная космическая станция использовалась бы не по назначению: «Это все равно, как если бы мы с партнерами построили больницу или лабораторию, а потом один из нас стал бы использовать это помещение совершенно в других целях… Например, играл там в бейсбол». Затем участники проекта МКС, представляющие США, европейское космическое агентство, Японию и Канаду, формально известили Росавиакосмос о том, что выступают против участия господина Тито в космической экспедиции: «Присутствие на борту станции непрофессионального члена экипажа, не прошедшего подготовку обращения с ее основными системами, не способного должным образом действовать в возможных нештатных ситуациях и нуждающегося в постоянном надзоре, существенно осложнит экспедицию и нанесет общий ущерб безопасности станции». Такая осторожность американской стороны объяснялась трагическим инцидентом, произошедшим в районе Тихого океана, когда подводная лодка МВС США непреднамеренно потопила учебное японское судно. Из материалов расследования стало ясно, что роковые ошибки экипажа субмарины были спровоцированы тем, что на ее борту находились гражданские лица. К тому же одна из попыток НАСА отправить в космос непрофессионала тоже закончилась трагедией. В 1986 году экипаж шаттла «Челенджер», в состав которого входила преподаватель Криста Маколифф, погиб в результате взрыва.

В американской печати все чаще появлялись статьи, негативно оценивающие попытку Денниса Тито отправиться в космическое путешествие. «…Человек, который готов рисковать жизнью, не в своем уме. И поскольку нельзя серьезно отнестись к его предложению, лучше бы он молчал и не волновал страну таким диким вздором», – такими заявлениями пестрели американские газеты.

Но совсем иначе к этой идее отнеслись сыновья Тито: 26-летний Майк и 23-летний Брэд. Узнав о том, что отец собирается провести отпуск в космосе, они только недоуменно пожали плечами: «Это вполне в его духе». Не известно, как восприняла идею отца живущая в Новой Зеландии дочь Тито. Она категорически отказалась давать какие-либо интервью по этому поводу.

Но, несмотря на категорический протест НАСА, Росавиакосмос на свой страх и риск решилось на полет Денниса Тито, предоставив ему возможность находиться в российской части орбитальной станции «Альфа». В начале 2001 года Росавиакосмос и компания «Энергия» заключили с Деннисом Тито официальный контракт стоимостью 20 миллионов долларов.

НАСА выдвинула перед первым космическим туристом ряд условий. Деннис Тито подписал документ, согласно которому с Национальных космических агентств снималась любая ответственность за возможные инциденты. Ему было предложено подписать соглашение о том, что первый космический турист обязуется компенсировать любой причиненный им ущерб, а также не будет иметь никаких претензий к НАСА, если во время полета пострадает его здоровье: американцы считали, что Тито недостаточно подготовлен для полета в космос. Кроме того, американские модули МКС он мог посещать только в сопровождении капитана корабля.

Когда последние формальности были улажены, началась кропотливая подготовка Денниса Тито к полету. В целом она длилась приблизительно 800 часов, включая и обучение, и практическую работу. В систему подготовки входили такие задачи, как овладение аварийно-спасательными операциями, привыкание к условиям взлета и посадки в условиях нулевой гравитации, ведение домашнего хозяйства, личная гигиена на космическом корабле. Через некоторое время Тито уже мог похвастаться тем, что умел надевать скафандр за 25 секунд, и положенные зачеты сдавал на отлично. Несмотря на почтенный возраст, медики констатировали у него отличное состояние здоровья. Интересно, что весь экипаж этого полета стал самым пожилым за всю историю полетов. Толгату Мусабаеву и Юрию Батурину, которые сопровождали в космосе первого туриста, к тому времени исполнилось соответственно 50 и 51 год.

Незадолго до старта были заложены и первые традиции космического туризма. Денниса Тито во время беседы руководства полетами с экипажем корабля еще раз тактично предупредили: «Вы должны понять, что комфорта в полете будет несколько меньше, чем вы, вероятно, ожидаете». На что смелый искатель приключений ответил: «Я понимаю, что космический путешественник не турист, который в гавайской рубахе со стаканом коктейля, накрытым фруктовым зонтиком, потягивает его через соломинку и любуется окружающими красотами». Тут же капитан корабля Толгат Мусабаев взял стоявший в гостиничном номере высокий стакан, налил в него на 5 миллиметров коньяку, накрыл долькой апельсина, проткнул его соломинкой и отдал Деннису, превратив это действо в настоящий предполетный ритуал.

Но намеченный полет мог так и не состояться. Перед самым стартом в ночь на 26 апреля 2001 года произошло ЧП: в американском лабораторном модуле Destiny отказали один за другим все три центральных компьютера. Станция потеряла связь с ЦУПом и перестала принимать с Земли команды управления. Сложившаяся нештатная ситуация вновь подхлестнула тех, кто стремился не допустить Тито к полету. Но вскоре неполадки были устранены, а команды ориентации станция стала принимать через российский модуль «Звезда». Старт экипажа в составе Толгата Мусабаева, Юрия Батурина и Денниса Тито все-таки состоялся в установленное время.

Чтобы проводить первого космического туриста в путешествие, в Россию прилетело 25 человек. Среди них были родственники, коллеги и друзья Тито, а также его бывшая жена, партнер по бизнесу Сьюзан Холмс, и Дон Эбрахам – новая подруга Денниса. Тем самым он нарушил давнюю космическую традицию – не приглашать близких на старт. Дон в интервью журналистам призналась: «Сейчас я очень волнуюсь, чем меньше времени остается до старта, тем больше волнения, особенно теперь, когда мы не можем быть вместе».

Облачившись в скафандры, экипаж вышел из гостиницы «Космонавт». Их приветствовали близкие и друзья. Специально для первого космического туриста были переведены пожелания счастливого пути президента Росавиакосмоса Юрия Коптела, генерального конструктора Юрия Семенова и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. С собой в полет Деннис Тито захватил фотоаппарат, 30 фотопленок, видеокамеру, диктофон, множество компакт-дисков с записями «Битлз» и ариями знаменитого тенора Бочелли. «Когда на стартовой площадке заработали двигатели, я – выпускник программы подготовки российских космонавтов – чувствовал себя вполне уверенно и знал: смогу выдержать все, что случится на корабле. Мой пульс ни разу не превысил 72 удара в минуту; я мог следить за всем, что происходило в каждую секунду от момента взлета до выхода на орбиту», – рассказывал позже Деннис.

«Союз ТМ-32» стартовал днем 28 апреля 2001 года. Спустя двое суток произошла стыковка корабля с орбитальной станцией. 30 апреля в 13.30 по московскому времени первый космический турист вошел в Международную станцию, через полтора часа после того как «Союз ТМ-32» пристыковался к МКС. Вместе с ним с корабля на станцию перешли и остальные члены экипажа.

Первые сутки, проведенные Тито в космосе, нельзя назвать легкими. Как и любой непрофессионал, он чувствовал себя не очень хорошо, его даже немного мутило. Но потом организм Тито освоился с космическими нагрузками. Во время первого выхода на связь первый космический турист с восторгом рассказывал: «У меня все чудесно! Это потрясающее ощущение невесомости. Здесь, в космосе, вещи удивительны и невероятны…» Самым первым впечатлением в космосе для Тито стали благоговение и изумление, испытанные им, когда он впервые увидел в иллюминатор хрупкий слой атмосферы вокруг Земли.

Космонавтам на борт МКС прислали в подарок гавайские рубахи. Денниса Тито сразу же переодели в одну из них, где-то нашли прозрачную коробочку, по форме напоминающую стакан. К ней приделали «зонтик» и вставили соломинку. Не прошло и пяти минут, как Тито в гавайской рубахе со «стаканом» парил в невесомости и любовался в иллюминатор красотами Земли. Ему очень понравилось ощущение невесомости. Оно оказало на первого космического туриста сильное впечатление: «Сколько не тренируйся и не готовься к полету, никогда заранее не привыкнешь к испытанию невесомостью и свободе движений без малейшего усилия. Этот опыт движений невозможно передать другим в подробностях. Я бы сказал, что испытываю чувства совершенного отдыха. Мой сон в те ночи, что я провел на борту корабля, был самым лучшим с того времени, когда я был младенцем».

Тито проводил много времени за фото– и видеосъемкой нашей планеты, самой космической станции, стараясь не причинять даже малейших неудобств в работе основного экипажа станции и прибывших российских космонавтов. Командир экипажа рассказывал, что он был на борту корабля не только туристом, но и примерным космонавтом: «Когда Деннис решил лететь с нами, он подошел ко мне и сказал, что он не профессиональный космонавт, а солдат, поэтому, если надо чистить картошку, он будет чистить картошку».

Итак, Деннис Тито во время полета выполнял самую простую работу. Командир корабля Толгат Мусабаев назначил первого космического туриста ответственным за питание экипажа МКС. Тот занимался подготовкой рациона, т. е. выбирал из запасов еды, имеющихся на станции, продукты на завтрак, обед и ужин так, чтобы они не повторялись. Командир основного экипажа МКС Юрий Усачев подчеркивал, что Деннис Тито ни в коей мере не мешал профессиональным космонавтам, а скорее, им помогал. Еще во время подготовки к полету космический турист заметил, что русская еда для него слишком жирная. Поэтому на станции он получил возможность ввести тот рацион питания, который считал для себя более здоровым.

1 мая Деннис Тито дал 20-минутную пресс-конференцию с борта МКС. Отвечая на вопросы репортеров CNN, NBC, ТВ-6, он рассказал не только о своих впечатлениях, но и о пребывании на станции: «Здесь все относятся ко мне дружелюбно, и я никому не мешаю… Вообще, перед полетом я не думал, что все будет так комфортабельно. Мне представлялось, что космос – это как неспокойный океан. Но оказалось, что все очень комфортно. Я чувствую себя великолепно».

Отметим, что во время посещения американского модуля МКС, на котором ему все-таки удалось побывать, первый космический турист не приближался к американским астронавтам более чем на сто метров и старался ничего не трогать руками. Однако директор НАСА Даниэль Голдин, заявивший: «Американский экипаж был отвлечен от основной работы, так как вынужден был опекать первого на МКС туриста». Кроме того, работники центра управления полетами в Хьюстоне испытали шок от появления на станции постороннего. На что сам космический турист ответил следующее: «Я провел большую часть времени, исполняя обязанности члена экипажа, текущую работу. У меня просто не было времени мешать».

Бортинженер Юрий Батурин рассказал о том, что Тито общался с другими членами экипажа и по-английски, и по-русски. Например, когда командир отдавал ему команду по-английски, Деннис отвечал на русском языке. Это, наверное, самый надежный вариант при выполнении ответственных операций.

За время подготовки к полету и пребывания на орбите Деннис Тито запомнил много русских анекдотов. Юрий Батурин вспоминал: «Деннис Тито – человек с хорошим чувством юмора. За шуткой в карман не полезет. Как-то за обедом он сказал: американцы очень уж серьезны, шуток не понимают, а вот мы – русские – сидим, шутим, смеемся».

Пока первый космический турист находился на орбите, вспыхнул еще один скандал между представителями НАСА и Росавиакосмоса. Американская сторона потребовала выплатить моральный и материальный ущерб, якобы причиненный Тито американскому модулю МКС. Представители российской стороны ответили сдержанно. Пресс-секретарь Росавиакосмоса сообщил, что вопрос о возможности возмещения ущерба можно рассматривать лишь после того, как Деннис Тито вернется на Землю: «Вы можете сказать, сколько что стоит и что он сломал? Пока все на уровне эмоций. Вот когда все будет официально предъявлено, тогда есть договоренность, что эти претензии будут обсуждены. Это внутренняя договоренность между Росавиакосмосом и НАСА».

Деннис Тито пробыл на орбите 8 суток. 6 мая 2001 года вместе с Толгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным он вернулся на Землю. Приземление спускаемого модуля прошло успешно. «Состояние здоровья первого космического туриста отвечает нормальному состоянию человека, только что вернувшегося из космоса, – сообщил сотрудник российского Института медико-биологических проблем, заместитель руководителя полетами по медицинскому обеспечению профессор Игорь Гончаров. – О чем свидетельствует пульс, электрокардиограмма и эмоциональное состояние Денниса Тито».

В России после приземления и реабилитационного периода первый космический турист посетил Звездный городок, где вместе с Толгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным принял участие в торжествах по случаю совместного полета на МКС. Он считает, что члены российского экипажа стали для него очень близкими друзьями.

На родине Денниса Тито, приземлившегося в аэропорту Лос-Анджелеса, встречали не только близкие и друзья, но и многочисленные фанаты новой знаменитости, а также мэр города Ричард Риордан. «Моя мечта исполнилась, – заявил собравшимся в аэропорту первый космический турист. – Я думаю, что испытываю чувство огромного удовлетворения от той привилегии, которую я получил, имея возможность наблюдать Землю с высоты 240 миль. У нас прекрасная планета». Согласно распоряжению мэра Лос-Анджелеса, 10 мая объявлено в городе Днем Денниса Тито.

После полета в космос первого космического туриста в прессе все чаще стали появляться сообщения о том, что Россия собирается отправить на орбиту еще несколько туристов, среди них известный американский режиссер Джеймс Камерон и несколько английских бизнесменов. Тито мечтает о том, чтобы вслед за ним в космос отправились представители творческих профессий: художники, музыканты, писатели, кинорежиссеры: «Я думаю, что люди просто не понимают, как прекрасен космос. Может быть, донести до них это способен рэп-музыкант? Кто знает. Перед нами открывается потрясающая возможность обрести новые ценности». Сам Деннис Тито для осуществления своей мечты решил основать собственную компанию с целью развития космического туризма как формы бизнеса: «Этот рынок бизнеса велик, и я надеюсь, что этим займусь».

Теперь решение вопроса о дальнейших «турпоходах в космос» в основном зависит от возможностей Росавиакосмоса обеспечить всех желающих транспортом, а не от юридических и организационных трудностей, с которыми столкнулся первый космический путешественник. Вскоре полеты американских космических кораблей будут возобновлены. А из сообщений, регулярно появляющихся в прессе, можно сделать вывод, что последователей Денниса Тито, желающих совершить путешествие к звездам, с каждым годом становится все больше.

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Тито – По Югославии насчет Тито я выступал в 1953-1954 годах на Политбюро – меня никто не поддержал, ни Маленков, ни даже Каганович, на что уж сталинец был! А Хрущев не один был. Их были сотни, тысячи, иначе один бы он ничего не сделал бы. Просто он сыграл на настроениях народа и

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Господин Ганджубас автора Маркс Говард

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Иосип Броз Тито автора Матонин Евгений Витальевич

ТИТО ИОСИП БРОЗ (род. в 1892 г. – ум. в 1980 г.) Пожизненный президент Югославии, председатель Президиума СФРЮ, маршал, трижды Народный герой Югославии и Герой социалистического труда, один из лидеров Движения неприсоединения.Иосип Броз, вошедший в историю под партийным

Из книги Маргарет Тэтчер: От бакалейной лавки до палаты лордов автора Тьерио Жан Луи

Джилас и Тито К осени 1953 года Милован Джилас был одним из самых известных и популярных представителей югославского руководства. Иногда в западных газетах его даже называли «человеком номер два» в Югославии. Во время советско-югославского конфликта Джилас стал

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Тито в «стране чудес» 1954 год стал для Тито годом прорыва в международную политику. В апреле он совершает визит в Турцию. В июне - в Грецию. Греческая полиция накануне его приезда арестовала и выслала на остров Сирос местных коммунистов - сторонников Информбюро.Но без

Из книги Бритни: Изнанка мечты автора Деннис Стив

Тито в Москве После визита советской делегации в Белград Москва продолжала делать в отношении Югославии дружелюбные жесты. В июле 1955 года посол СССР Вальков передал Тито письмо Хрущева о том, что СССР аннулирует свои требования о возврате югославского долга в сумме

Из книги Мадонна. Никто не видит моих слез автора Бенуа Софья

Муж, который ей нужен: Деннис Тэтчер Годам, проведенным в Дартфорде, она обязана «решающей» встрече. В феврале 1949 года семейство Совардов, игравшее заметную роль в Союзе консерваторов, дало обед в честь Маргарет. Среди приглашенных был молодой человек, 33 лет от роду,

Из книги Фердинанд Порше автора Надеждин Николай Яковлевич

Деннис Бергкамп Май 2003 годаТоварищеская встреча с миланским «Интером» в августе 1995 года была первым матчем Бергкампа на стадионе «Хайбери». Он совсем недавно покинул команду нынешних соперников, где его постоянно дразнили за странные пристрастия в одежде. Бывший

Из книги автора

Стив Деннис Бритни: Изнанка мечты Характер нельзя закалить в тишине и покое. Только через испытания и страдания можно укрепить дух, обрести цель и добиться успеха. Хелен Келлер, педагог,

Из книги автора

Глава 18 Повествует о том, как Деннис Родман подорвал доверие звезды, выпустив книгу С появлением больших денег у Мадонны Чикконе появилось и главное большое хобби ее жизни, она стала коллекционировать предметы искусства и дорогую недвижимость. Однажды звезда заметила,

Из книги автора

23. Будущий диктатор Тито В 1910 году с Фердинандом Порше произошел любопытный случай. Он вышел на гоночный трек в составе команды из трех «аустро-даймлеров» собственной конструкции. Одну машину пилотировал он, две другие – опытные профессиональные гонщики.Команда

В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспосадочного пилотируемого полета вокруг Марса в 2018 году.


Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина , создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One , собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.

А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
На этот раз инициатором выступил американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито, планирующий беспосадочную экспедицию к Марсу в 2018 году. По плану, космический аппарат должен стартовать 5 января 2018 года, достичь Марса 20 августа 2018 года и вернуться на Землю 21 мая 2019 года.

В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций извне, американский мультимиллионер основную часть расходов берет на себя и выступает донором для разработок, необходимых для успешности этой миссии. Также планируется привлечение частных пожертвований и соучастие благотворительных фондов. Тито на конференции сообщил, что уже выделил деньги, которых «хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года». На конференции же начался сбор средств, и сообщают, что первые 10 долларов внес 6-летний мальчик, назвавший миссию «Мой Аполлон».

Основная заявленная цель «миссии Америка» - «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)». Поэтому Тито важно, что это будет «американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США». Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, сказал, что «предпочтительнее, чтобы экипаж состоял из супружеской пары».

3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда .

Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.

Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.

.

Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.

Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. «Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу» - сказал Тито на конференции.

Для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамического торможения капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек - самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты, в первую очередь - тепловой защиты. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив 100 тысяч долларов за начало работ.

Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух человек 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы - подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).

Полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, и возможно делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.

Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов, эксперты говорят о миллиарде (стоимость миссии Curiosity - 2,5 млрд долларов). И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов долларов.

Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. Миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе».

Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которая к началу миссии должна быть заказана и построена. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса - наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.

Именно на 2018 год приходится Великое противостояние - когда Марс максимально близок к Земле. Предыдущее такое противостояние было в 2003 году, а следующее подходящее для такого полета окно будет только в 2031. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. Как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.

Основатель фонда сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, следующего важнейшего этапа в освоении человеком космического пространства. NASA планирует осуществить такой полет лишь в начале 2030-х годов. «Я не могу так долго ждать», - сказал Дэннис Тито, которому сейчас 72 года.

Предполагается, что экипажем станет семейная пара, не детородного возраста. Среди первых кандидатов - Тейбер МакКаллум и Джейн Поинтер, входящие в команду Фонда, уже знакомые с длительной изоляцией, когда в 1991-1993 году участвовали в эксперименте Биосфера-2, сейчас им в районе 50 лет.

Основной риск связывают с радиационной опасностью во время полета, от которой людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит - уровень солнечной радиации будет минимальным, но максимальным воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.

С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.

Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а готовиться экипаж к старту будет за год до полета. В любом случае, экипажу будет не до рефлексии - все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов - ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.

И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, позволит получить множество ответов на вопрос о возможности выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
Пока неясно, как повлияет на перспективу полета активно обсуждаемое сейчас в сети потенциальное столкновение кометы C/2013 A1 с Марсом, которое может произойти в октябре 2014 года, которое хоть и маловероятно, но довольно масштабно по своим гипотетическим последствиям.