Краткое содержание платонова никита

Мать пятилетнего Никиты рано утром уходила в поле на работу. А отца не было: он ушёл на войну и долго не возвращался.

По утрам мать наказывала, чтобы Никита без неё не сжег двора, чтобы он собрал яйца, которые снесут куры и ел в обед молоко с хлебом на столе.

Никита боялся оставаться без матери, но делать было нечего. Сегодня, когда она ушла, он побродил по избе и пошёл во двор. В темноте сарая стояла пустая бочка, и Никита думал, что в ней живёт какой-нибудь маленький человек с длинной бородой: днём спит, а ночью выходит наружу. Никита постучал по бочке, и ему показалось, что оттуда страшным голосом ответили: «Я тут!»

Он выбежал во двор и в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. Солнце было похоже на умершего дедушку Никиты, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

За огородом был заброшенный колодец. Никита недавно видел во сне, что там живут на дне маленькие водяные люди, ростом с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные. Никита нагнулся над колодцем, а оттуда кто-то чавкнул. У мальчика дрогнуло сердце. Глядя на солнце, он позвал дедушку и побежал к дому.

На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека с глазами, носом и ртом, который улыбался. Никита опять испугался.

Во дворе стояла старая баня. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! – в страхе подумал Никита. – Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове».

– Бабушка! – тихо сказал он бане.

Но баня молчала и щерилась на него, как на чужого, а колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей.

– Мама, иди домой! – попросил Никита далекую мать. – Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

Он опять посмотрел на солнце, думая увидеть дедушку. Но солнце скрылось за тучей.

Никита бросился бежать к матери. Поле, где она работала было далеко. Никита уморился, сел в тени овина на околице и сам не заметил, как заснул.

«Никита». Фильм по мотивам рассказа Андрея Платонова

Проснувшись уже поздно, он пошёл домой. Мать его сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это был отец Никиты, вернувшийся с войны.

– Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я помню тебя, умирал и помнил.

Наутро Никита вышел во двор уже без страха. Лопухи, сарай, колья в плетне, и пень-голова теперь притихли. Видно, им было боязно отца-солдата.

Отец в сарае осматривал топоры, лопаты, пилу и другие хозяйственные вещи. Никита стал рассказывать ему, что на дворе у них полно живых людей, которые только притворяются постройками и растениями. Но отец сказал:

– Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет.

Днём отец начал готовить доски перестилать пол в избе, а Никита помогал ему, выпрямляя молотком гнутые гвоздики. Выпрямленный гвоздь казался ему не злым, а добрым человечком. А отец сказал: так кажется, потому что ты сам его трудом сработал.

– Давай все трудом работать, и все живые будут, – сказал отцу Никита.

– Давай, сынок, – согласился отец.

Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.

Тема и проблематика

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» - цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

краткий пересказ Платонов Никита

  1. Главная героиня произведения двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по нему, жизнь теряет для нее всякий смысл, она даже бросает курсы железнодорожной связи и сигнализации. Отец Фроси, Нефед Степанович вышел по возрасту на пенсию, но продолжает скучать по работе. Он каждый день ходит на бугор в полосе отчуждения, плачущими глазами следит за паровозами, тяжко бегущими во главе поездов. Иногда Нефед Степанович со своего высокого места кричит машинистам, указывая на их ошибки в управлении поездами. Вечерами старик возвращается уставший и просит у дочери вазелину натереть натруженные руки. Ежедневные походы старика на бугор заканчиваются тем, что его снова берут на работу в депо. Только теперь он выходит на работу реже, чем до пенсии, лишь тогда, когда требуется заменить заболевшего. Фрося, как правило, сердится на отца, на его постоянную рабочую готовность. Очень часто она выходит на перрон, думая о поезде, который увез ее мужа на Дальний Восток.

    В один из скучных и серых вечеров, гуляя по перрону, Фрося видит железнодорожных рабочих, четырех женщин и мужчину, которые несут совковые лопаты. Фрося вызывается им помочь, чтобы некоторое время забыть свою тоску по мужу. Работая в шлаковой яме, она знакомится с Натальей Буковой. Вместе с нею она получает заработанные деньги идет на танцы в клуб. Там Фросю часто приглашают танцевать, потому что она одна из немногих, кто не стесняется и умеет это делать. Танцуя с диспетчером Фрося часто кладт голову на его грудь, чем вызывает его недоумение. Когда диспетчер интересуется ее именем, Фрося заявляет, что она иностранка по имени Фро, а потом начинает плакать и убегает. Дома Фрося вновь начинает вспоминать мужа Федора и не может найти себе место от тоски по нему. Попытка вернуться на курсы железнодорожной связи не имеет успеха: микрофарады, железные сердечники и гармоники тока бессмысленны без Федора. Фрося все время ждет от него письма, но он ей не пишет. Она устраивается письмоносцем, желая самой первой получать все письма, но от Федора снова нет ни строчки.

    Однажды все же наступает день, о котором она давно мечтала: от Феди приходит телеграмма с адресом его проживания. В эту ночь Фрося не спит, а сочиняет для него ответную телеграмму. Утром она просит отца отнести телеграмму на почту, не читая ее. Старик не слушая, дочери, читает телеграмму. В ней говорится о неожиданно развившемся воспалении легких и возможной скорой смерти Фроси. Через неделю приезжает Федор. Он говорит Фросе, что еще в поезде понял, что телеграмма ложная, но из-за тоски и любви к Фросе все же приехал. Фрося очень рада, она убирает квартиру, а отца просит сходить в депо и узнать, не собираются ли его отправить в рейс. Нефед Степанович уходит. Фрося не расстается с Федором в течение двенадцати дней. На двенадцатый день она просыпается и видит, что Федора и вещей нет.

    На двенадцатый день она просыпается и видит, что Федора и вещей нет. Приходит отец и говорит, что в рейс его не вызывали, все эти дни он жил на вокзале, боясь им помешать. Так же отец добавляет, что на вокзале видел Федора, тот уехал на Дальний Восток и обещал, сделав все дела, вернуться, либо забрать к себе Фросю.

  2. Главный герой пятилетний мальчик Никита, фантазер и выдумщик. Отец у него на фронте, мама работает.Оставаясь один дома, Никита, чтобы не скучать, придумывает, что пень во дворе это вредный человечек, одуванчик это маленький младенец, баня бабушка, солнце дедушка. Еще он думал, что в бочке живет маленький человечек с синей бородой, укравший ножницы, что в норах живут змеи, которые хотели укусить мать во сне, в колодце маленькие человечки, и великан которые хотели выпить у него глаза. Потом возвращается отец с фронта, и они идут вместе работать, плотничать. В гвоздике, который Никита выпрямил сам, он увидел доброго маленького человечка. Отец тогда объяснил Никите, что вс, что делается трудом вс доброе
    1 Нравится Пожаловаться
  3. Пятилетний Никита хозяин в доме. Он живт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя вс вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.

    Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он дат выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:

    Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

  4. Никита обошел двор. И везде ему видятся люди. В сарае стоит пустая бочка. Никите кажется, что там кто-то живет. Днем он спит, а ночью выходит из бочки, ест и думает. Мальчику захотелось посмотреть на это существо. В это время в бочке что-то скрипнуло. Никита испугался и убежал. Ему померещилось, что существо из бочки хочет погнаться за ним.

    Он посмотрел на солнце, в этот момент не закрытое облаками. Солнышко показалось Никите умершим дедушкой, оно было ласковым и улыбалось, как дед. Мальчик решил, что дедушка живет теперь на солнце. А за огородом, в зарослях крапивы, стоял старый колодец. Там жили, по мнению Никиты, водяные люди, и они хотели выпить его глаза, пока мальчик спал.

    Возле колодца Никите тоже было страшно, особенно, когда там что-то булькнуло. Тогда мальчик побежал к дому. Но у сарая остановился. Там были две норы. Малыш решил, что в норах живут змеи, ночью они выползут и укусят мать. Поэтому он пошел домой, принес хлеб и положил у норок.
    Страх был везде. Старый пень казался Никите человеком с сердитым лицом, стол человеком без рук. Старая баня похожа на бабушку. Но она тоже была сердитая, как и пень. Чужой петух был похож на утонувшего весной пастуха. Колья плетня тоже имели злобные лица. И все эти существа не любили Никиту. Даже изба показалась мальчику чужой теткой, очень сердитой.

  5. Мать рано утром уходила в поле на работу. Отца не было, так как он ушел на фронт и не вернулся. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет.
    Поэтому хозяином оставался один Никита, пяти лет от роду. По дому у него было множество дел. Во-первых, мать ему наказывала не сжечь двор. Во-вторых, он должен был собрать яйца от кур. Также мальчику следовало следить за тем, чтобы чужой петух не заходил во двор и не бил своего петуха. На обед Никита не должен забыть поесть молока с хлебом, что мать оставляла на столе. А вечером она кормила его горячим ужином.
    Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, говорила мать. Ты умный теперь, а тут все добро наше в избе и во дворе.
    Никита все прекрасно понимал и старался следовать всем указания матери. Он очень хотел, чтобы она быстрее возвращалась.
    Однажды, оставшись один дома, он обошел всю избу и вышел в сени. Там жужжали большие толстые мухи, в углу посередине паутины дремал паук, а воробей, перескочив через порог, искал себе зернышко в жилой земле избы. Но их Никита уже хорошо знал, и они ему надоели. Он хотел теперь узнать то, чего не знал. Поэтому он пошел в темный сарай, который был во дворе. Там стояла пустая бочка. В ней, наверное, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек, днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
    Никита постучал кулаком по бочке, чтобы заставить того, кто спит в бочке, проснуться. Лодырю следовало идти полоть просо, чтобы получить трудодень. И при этом он не должен забывать о том, что ему нечего будет есть зимой. Сначала в ответ Никите была только тишина. Потом там скрипнула деревянная снасть. И мальчик отошел, так как понял, что тамошний житель либо повернулся на бок, либо хотел встать и погнаться за ним.
    Воображение мальчика рисовало то, каким мог быть житель бочки. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.
    Недавно у матери пропали ножницы, поэтому Никита решил, что их взял этот житель, чтобы постричь себе бороду. Поэтому Никита сначала тихо попросил его вернуть ножницы, а потом пригрозил, что все равно отец вернется с войны и отберет их.
    Но в ответ снова была тишина. Далеко за деревней кто-то ухнул. ...Ив бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель: я тут! Испугавшись, Никита выбежал из сарая и посмотрел на солнце, словно прося у него защиты. Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Такое солнце напомнило Никите умершего дедушку. Он также был ласков и улыбался ему, когда был живой. Поэтому Никита решил, что дедушка стал жить на солнце.
    За огородом находился колодец в зарослях лопухов и крапивы. Но из него давно не брали воду, так как в колхозе вырыли другой, где была хорошая вода.
    На дне колодца в зарослях отражались чистое небо и облака. Там, считал Никита, живут маленькие водяные люди. Он видел их облик во сне, но, когда он просыпался, они убегали от него в свой дом, колодец. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.
    Он крикнул в колодец, обращаясь к тем, кто там живет. Вода замутилась, и кто-то оттуда чавкнул. Никита не мог даже вскрикнуть, так как голос его задрожал. И мальчик решил, что там живет великан и его дети. Тогда он посмотрел на Солнце, назвал его дедушкой и побежал домой. У сарая Никита заметил две земляные норы, в которых тоже жили тайные жители. И он вообразил, что там были змеи. Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет. Поэтому мальчик принес к норам хлеб, чтобы накормить змей и они не приползли ночью.
    На
  6. Рано утром мать Никиты уходила работать в поле, а за хозяйством следил Никита. Отец давно ушл на войну. Никита находясь дома один везде находил маленьких злых человечков в колодце, в бочке. Старый пень в огороде казался ему чьей-то головой. Даже баня казалась ему умершей бабушкой, но он как и во всех в ней видел зло. только солнце которое было похоже на никитиного умершего дедушку было доброе. И в один день вернулся отец Никиты. И они с отцом оставались дома вдвом.
  7. спасибо большое регина
  8. Главный герой пятилетний мальчик Никита, фантазер и выдумщик. Отец у него на фронте, мама работает.Оставаясь один дома, Никита, чтобы не скучать, придумывает, что пень во дворе это вредный человечек, одуванчик это маленький младенец, баня бабушка, солнце дедушка. Еще он думал, что в бочке живет маленький человечек с синей бородой, укравший ножницы, что в норах живут змеи, которые хотели укусить мать во сне, в колодце маленькие человечки, и великан которые хотели выпить у него глаза. Потом возвращается отец с фронта, и они идут вместе работать, плотничать. В гвоздике, который Никита выпрямил сам, он увидел доброго маленького человечка. Отец тогда объяснил Никите, что вс, что делается трудом вс доброе.
  9. спасибо кирилл

Ответ от Посол [новичек]
гугл в помощь)


Ответ от Просрочить [новичек]
Пятилетний Никита - хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге. Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину - это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так: - Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него - живое. В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце - умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути. Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата - его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами папа дал сыну важное задание - выпрямлять гвозди. Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

Вывод (мое мнение)

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения. Важна последняя мысль Платонова - труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.