Критерии интеллекта человека. Интеллект: что скрывается за понятием. Расстройства интеллекта - как их распознать

Новому и выявлять уникальные явления. Коэффициент умственного развития позволяет определить количественное выражение качеству интеллекта . Также данная величина позволяет классифицировать всех людей. IQ с более 140 приравнивается к гениальному интеллекту, в то время как обычные люди имеют показатели: от 90 до 110. Личности с уровнем IQ менее 70 могут быть диагностированы, как нуждающиеся в медицинской помощи.

Пройдите данное тестирование в сети интернет. В России есть один отличный ресурс, который позволяет не только узнать свой уровень IQ, но ошибки. Это все даст осознание того, над чем вам нужно поработать для улучшения результата. Зайдите на сайт iq-control.ru. Пройдите тест. Вам будут предложены задания и вопросы на тестирование логики, и пространственного восприятия. После того как вы ответите на последний вопрос, сайт проинформирует вас о вашем уровне IQ. Запишите в отдельное место свой результат.

Посетите специалиста по определению IQ, который может проанализировать ваш уровень на основе решения простых задач. Результаты теста IQ могут быть скорректированы с учетом возраста.

Используйте и другой метод определения уровня интеллекта . Он подойдет только тем, кто хорошо знает язык. Пройдите тестирование на проверку академических способностей. Данный тест тоже можно в сети или в любом университете. На нем уже будут общие вопросы из разных областей специальных знаний. Допустим, вы получили на нем 1300 баллов. Это будет означать, что уровень вашего интеллекта примерно 131. Конечно, здесь могут быть неточности, но тестирование дает представление как об уровне вашего интеллекта , так и об общих познаниях.

Обратите внимание

Тестирование академических знаний могут пройти только те, кто достаточно хорошо владеет английским языком, поэтому для тех, кто не входят в данную категорию, подходят только 1-4 шаги.

Интеллектуальные возможности раздаются природой неравномерно. Кто-то рождается «семи пядей во лбу», а кто-то едва дотягивает до среднего уровня. Ученые давно задумывались о том, чтобы изобрести единую шкалу измерения интеллекта. Они разработали специальные тесты, позволяющие определить возможности каждого человека.

Что представляют собой тесты на IQ

Тесты на IQ – это сборники задач и вопросов, разработанные психологами. Во многих компаниях прохождение теста на IQ является обязательным при отборе соискателей на вакансии. На Западе тестирование активно используется также для выявления способностей школьников и студентов ВУЗов.

Вычисление IQ – количественных показателей интеллекта и сравнение их с показателями людей такого же возраста. Тесты не дают представления об уровне знаний в какой-либо области, они предоставляют картину общих умственных способностей. На основании полученных результатов делаются выводы относительно пригодности человека к той или иной деятельности.

Тесты на уровень интеллекта представляют собой список заданий, расположенных по мере нарастания сложности. Это задачи затрагиваются логическое, пространственное и другие типы мышления. Все задания нужно решить за строго отведенное время. В том случае, если испытуемый не успевает решить задачи, уровень его IQ понижается.

Тест Айзенка

Тест Айзенка считается самым популярным сборником задач для проверки уровня интеллекта. Эта система опросов содержит графический, цифровой и словесный материал. Такая система позволяет компенсировать недостаточность одного вида мышления другим видом мышления.

Выполняя задания и отвечая на вопросы, человек гуманитарного склада может задействовать свои способности в словесной сфере и нейтрализовать неумение решать арифметические задачи. Испытуемый с математическим складом ума компенсирует решением аналитических задач свою неспособность разобраться с вопросами гуманитарной направленности. Считается, что тесты Айзенка дают наиболее объективную картину человеческих способностей.

Пройти тест Айзенка может любой человек. Но приступая к решению задач, нужно учитывать, что Айзенк разрабатывал свою систему для людей в возрасте от 18 до 50 лет, обладающих, как минимум, полным средним образованием. Принято считать, что именно в отношении этой категории людей тесты Айзенка показывают наибольшую объективность.

В результате прохождения теста получается определенное число IQ, которое и является показателем интеллектуального развития. Средний результат IQ у выпускников американских университетов составляет 105 баллов. Отличники показывают результат на уровне 130-140 баллов. Примерно половина всех опрошенных добивается результата, расположенного в пределах 90–110 баллов. IQ меньше 70 считается показателем умственной отсталости.

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

Прежде чем искать ответ на вопрос, как повысить свой интеллектуальный уровень, нужно определиться с тем, что же такое интеллект. Латинская основа слова («intellectus») указывает на конкретное лексическое значение «понимания». Что именно должен «понимать» человек, чтобы иметь возможность называться интеллектуалом? Общественное мнение, чаще всего, связывает интеллект с разумом и тем объёмом информации, который он может усваивать и воспроизводить в процессе жизни. Слияние статичных знаний о мире с динамической составляющей работы над ними даёт нам истинное понимание интеллекта как особого мыслительного и одновременно психологического качества человека.

Что такое интеллектуальный уровень?
Классическими составляющими интеллектуального уровня являются познавательные (память, ощущение, восприятие, представление, воображение) и мыслительные (гибкость ума, широта, логичность, доказательность и критичность мышления) способности человека к восприятию и анализу окружающей действительности.

Интеллектуальный уровень тем выше, чем лучше мыслящий субъект работает с поступающей к нему информацией. Широкий кругозор, способность всестороннего изучения объекта мыслительной деятельности, отделение главного от второстепенного, построение логически обоснованных рассуждений и умение вовремя отказаться от неправильно сделанных выводов указывает на высокий интеллектуальный уровень человека.

Основы интеллекта закладываются в нас с момента рождения. Семейное и общественное воспитание, начальное, среднее и высшее образование – все эти этапы знакомства с окружающим миром год за годом формируют внутри человека конкретные базы знаний и логические мыслительные инструменты для оперирования ими. Однако для того, чтобы стать высоко интеллектуальной личностью, мало просто вырасти внутри хорошей семьи и получить образование. Нужно каждый день заниматься самосовершенствованием и тренировать свой разум, предлагая ему более новую, более интересную пищу для размышлений.

Тренировка памяти
Для того, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень, нужно быть не только всесторонне развитой личностью, но и иметь хорошую память. В противном случае всё, что вы будете получать извне, может пройти мимо вас.

Для тренировки памяти стоит воспользоваться классическими школьными методами заучивания наизусть любимых стихов и литературных цитат и решения математических, физических или химических задач. Выберите ту область знаний, которая вам больше по душе, и работайте с ней, пока не надоест.

Отличным способом для поддержания памяти в тонусе является изучение иностранных языков. Чем больше чужих новых слов вы будете запоминать каждый день, тем легче вам будет работать с информацией, полученной на родном языке.

Многочисленные кроссворды (словесные – классические и сканворды; изобразительные – японские; цифровые – судоку и мн.др.), а также разнообразные математические и логические головоломки развивают динамические свойства памяти, связанные с воспроизведением информации и установлением причинно-следственных связей, необходимых для решения конкретных практических задач.

Приобщение к культуре
Высокий интеллектуальный уровень немыслим без наличия определённой культурной базы знаний. Её азы закладываются ещё в школе, в то время как последующие реалии зависят от самого человека. Только мы выбираем, что нам делать: читать легкомысленные детективы Донцовой или философские работы Сартра, смотреть по телевизору «Мою прекрасную няню» или наслаждаться живой театральной постановкой «Богемы». Конечно, в массовой культуре нет ничего плохого (по-своему, она тоже благоприятно сказывается и на общем уровне эрудиции, и на понимании основ современной жизни), но именно приобщение к проверенной временем классике позволяет человеку познать незыблемые законы жизни, её принципы и проблемы, волнующие цивилизацию на протяжении последних веков и даже тысячелетий.

Массовая культура – развлекает сознание, классическая – открывает перед ним мир истинных ценностей. Литература, музыка, живопись, театр, архитектура, фотография, балет наполняют нашу память и развивают душевные качества личности.

Общение с другими людьми
Мы живём в мире, наполненном людьми. Социум окружает нас в семье, на работе и отдыхе. Понимание других людей позволяет нам лучше понять окружающую жизнь и самих себя. Чем больше мы общаемся, тем больше узнаём. Нам открывается человеческая психология, привычки, интересы. При должной наблюдательности мы можем научиться сопереживать и помогать другим людям. Более полное погружение во внутреннее «Я» постороннего человека избавляет нас от контактов с недостойными людьми и открывает людей интересных.

Общение с людьми разных профессий открывает доступ к поистине бесценной практической информации. Ничто так не обогащает человека, как чужие профессиональные секреты. Ни одна книга, ни один учебник не научит нас тому, чему сможет научить посторонний личный опыт, чужие ошибки и достижения.

Взаимодействие с предметами
Окружающий нас мир состоит не только из научной информации, людей и произведений искусства. В нём располагается огромное количество предметов, работа с которыми позволяет повысить свой интеллектуальный уровень ещё и с пользой для дела. Какого? Того, которым вы решите заняться.

Кулинарные операции с продуктами и технические – с вышедшими из строя предметами может сделать ваш дом чуточку «вкуснее» и исправнее. Умение разбираться в моде и материалах пригодится для покупки качественной одежды и обуви, а умение шить обеспечит купленным вещам долгий срок службы. Освоение ремонтно-строительной сферы быта сэкономит расходы и нервы, которые обычно тратятся на наёмных работников. Приобщение к одному из видов спорта закалит не только ваш разум, но и тело.

Чем больше вы будете проникать в суть предметов, тем легче вам будет осваивать новые материальные области вашей жизни. Это только кажется, что накапливаемый жизненный опыт ничего не стоит. На самом деле, многие, на первый взгляд, бесполезные и отрывочные знания могут всплыть в сознании в критический момент и спасти вас от искрящей проводки или заглохшего на пустынной дороге автомобиля.

Умение делать выводы
Высшей точкой развития интеллектуальных способностей человека можно назвать умение делать правильные выводы на основе полученных данных. Идти к этому можно годами, но бояться этого не стоит. Жизнь на то и дана, чтобы познавать её. Хотите, чтобы её течение подчинилось вам? Обращайте внимание на мелочи, задумывайтесь о том, почему всё происходит так, а не иначе. Ищите причины, следствия, связи. Выстраивайте внутренние системные отношения между предметами, людьми, событиями. Научитесь добывать нужную вам информацию из любых доступных источников – книг, телевидения, Интернета, других людей, личного опыта. Рассматривайте интересующие вас факты со всех сторон. Не отбрасывайте в сторону ничего. Не позволяйте информации завладеть вами – она всего лишь средство для постижения мира, но не сам мир. И не бойтесь ошибаться. Признанные ошибки, как ничто другое, позволяет повысить свой интеллектуальный уровень.

Психологи назвали 13 научно подтвержденных признаков высокого интеллекта. Их публикует Business Insider.

1. Умение не отвлекаться на постороннее. Признак высокого интеллекта — умение фокусировать внимание длительное время на чем-нибудь одном… Это подтвердило небольшое исследование, проведенное в 2013 году. В ходе экспериментов оказалось, что людям с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) сложнее заметить, как на большом изображении медленно меняется фон — потому что они концентрируются на более мелких деталях.

2. Поздно ложатся и поздно встают. Совы умнее жаворонков. Это спорное высказывание подтверждено двумя научными работами 1999 и 2009 года, в которых в общей сложности участвовали тысячи человек. Люди, которые поздно ложатся и поздно встают как в выходные, так и в будни, обладают более высоким интеллектом.

3. Легкая адаптация. Интеллект неразрывно связан со способностью изменять свое поведение, чтобы действовать в сложившейся ситуации наиболее эффективно, или изменять ситуацию.

4. Знать, что много не знаете. Умные люди не боятся признать, что они чего-то не знают — так как они легко могут это выучить или научиться этому. Исследования показывают, что чем ниже у человека интеллект — тем более он склонен его переоценивать, и наоборот. Проводился эксперимент, в ходе которого большое количество студентов делали один и тот же тест. Те, кто справился с ним хуже всего, думали, что написали его в полтора раза лучше, чем на самом деле, а те, кто был в лидерах при подсчете результатов — наоборот, считали, что не справились.

5. Любознательность. сам Альберт Эйнштейн говорил, что он не слишком одарен, но зато весьма любопытен. Ученые утверждают, что любознательность — это признак высокого интеллекта. "Обычные" люди принимают "обычные" вещи как должное, а интеллектуалы при этом могут ровно этими же вещами восхищаться. В 2016 году была опубликована статья по итогам исследования, в котором участвовали тысячи людей. Те из них, чей коэффициент интеллекта в 11 лет был выше, отличались повышенной любознательностью в 50 лет.

6. Открытость для новых идей и возможностей. Люди, которые рассматривают все альтернативы, взвешивают и обдумывают их, а не отказываются от их оценки, в среднем умнее. Открытость для новых идей и способность определить, опираясь на факты, какая из них может быть наилучшим образом использована — признак высокого интеллекта.

7. Чувство комфорта наедине с собой. Люди с высоким интеллектом часто обладают яркой индивидуальностью, а недавнее исследование указывает на то, что "умники" получают меньше удовольствия от социализации.

8. Хороший самоконтроль. Более умны те люди, у которых все хорошо с планированием, оценкой альтернативных стратегий и их возможных последствий, постановкой конкретных

целей. В 2009 году эксперименты показали, что люди с более высоким интеллектом чаще выбирают из двух вариантов тот, который принесет большую прибыль, хоть и займет больше времени — а это требует именно самоконтроля. Такие люди не склонны к импульсивным решениям.

9. Отличное чувство юмора. Высокий интеллект часто связан с чувством юмора. Исследования продемонстрировали, что те участники, кто рисовал более смешные комиксы, имели более высокий коэффициент интеллекта, а кроме того, профессиональные комики тоже в среднем справляются с тестами на интеллект лучше среднего человека.

10. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия — часть эмоционального интеллекта, и некоторые психологи считают, что те люди, которые могут понять, что чувствует другой человек, более умны.

11. Умение видеть связи и ассоциации, которые не видят другие. Это также свойственно высокоинтеллектуальным людям. Например, они могут сходу сказать, что общего между арбузом и сашими (и то, и другое употребляется в сыром и холодном виде). Способность видеть параллели и общие схемы неразрывно связана с интеллектом, и сюда же относится креативность как способность подать старое под соусом нового.

12. Частое откладывание дел "на потом". Люди с более высоким интеллектом чаще занимаются рутинными делами, откладывая более важные на потом. В этот момент они просто обдумывают это важное. Такое действие может проявляться и в самой работе над чем-то важным: оно является ключом к инновациям.

13. Мысли о смысле жизни. Размышления на глобальные темы, такие, как смысл жизни или существование вселенной, также может быть показателем интеллекта. Такие люди часто думают, зачем или почему произошло то или иное событие, и эти экзистенциальные размышления часто повышают уровень тревожности. С другой стороны, люди с высоким интеллектом всегда готовы к тому, что что-то пойдет не так, как ожидалось.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что американские психологи Технологического института Джорджии провели исследование на предмет . Анализ данных позволяет говорить, что люди мечтательные обладают более высокими интеллектуальными и творческими способностями.


Тайны IQ: О коэффициенте интеллекта и связанных с ним глупостях

Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.

Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?

А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?

Объяснить, измерить, улучшить

Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.

Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.

Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.

Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).

Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.

От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.

О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.

Он бывает разным

Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.

Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.

Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:

  • Беглость речи.
  • Ассоциативная память.
  • Понимание слов.
  • Фактор оперирования числами.
  • Скорость восприятия.
  • Пространственное мышление.
  • Рассуждение и логика.

Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.

Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.

Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:

  • Логико-математический ().
  • Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
  • Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
  • Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
  • Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
  • Телесно-кинестетический (владение телом).
  • Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).

По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.

Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.

Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.

И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова