Мандалай – древняя столица Бирмы

Другое название Бирмы – Мьянма. Это страна, где древние и великолепные, с миллионами золотых шпилей, храмы с невозмутимым спокойствием взирают на суетную жизнь людей, на все перемены в их жизни, на беспокоящие их тревоги и проблемы. Здесь существует множество чудес для человеческого взора: извилистые живительные реки, волшебные туманные утра на них, неправдоподобные краски закатов, сверкающие озера, пышные горные леса, а также яркие и запутанные города Бирмы. Они – часть богатого наследия страны, они – религиозные центры, они -центры развития ремесел, древние и современные столицы.

Мьянма города и их население

Надежной переписи населения в стране не было с 1930 года. По приблизительным оценкам июля 2012 года население страны было около 54 500 000.

Бирма готовится к проведению своей первой за 30 лет общенациональной переписи населения. Она пройдет в 2014 году, учет населения будет проведен с использованием международных стандартов. Бывшая столица и экономический центр Янгон – наиболее населенный город, второй по величине – Мандалай, а нынешняя столица Бирмы – Нейпьидо (Naypyidaw) – всего только третья.


Города Мьянмы список

Подавляющее большинство населения Бирмы – сельские жители, в городах живет только 8 миллионов человек. Не считая столицы, Мьянма имеет только три действительно крупных города, прочее – горстка мелких. Но эта картина может в ближайшем будущем измениться.

Название Административное подразделение Население
1 Янгон Янгон 4 572 948
2 Мандалай Мандалай 1 237 028
3 Нейпьидо (Naypyidaw) Мандалай 924 608
4 Моламьяйн (Моулмейн, Mawlamyaing) Мон 451 011
5 Таунджи (Tauggyi) Шан 445 593
6 Пегу Пегу 248 899
7 Pathein Иравади 241 624
8 Pyay Пегу 239 854
9 Монива Сагайн 185 783
10 Ситтве Ракхайн 181 172

Во всем мире продолжается тенденция к урбанизации, почти половина всех людей во всем мире живут в городах, и Мьянма не будет исключением. Ученые прогнозируют, что к 2030 году численность городского населения страны возрастет до 18 миллионов. Но, как уже приходилось наблюдать на опыте многих стран, если процесс урбанизации не управляется, то он может стать причиной экономических, политических и социальных бед.

Странная столица Мьянмы Нейпьидо

Трудно сказать, чем была вызвана необходимость переноса столицы Бирмы.

Возможно, это была рекомендация астрологов, к которым во все периоды истории страны очень внимательно прислушивались все бирманцы, начиная от крестьянина и кончая королем. Известно, правители часто меняли дислокацию своих столиц, поэтому имеется много городов со статусом “бывших столиц”.

Возможно были иные соображения – оборонительные. Или желание генералов отгородиться от своего беспокойного и вечно недовольного народа. Или была верна официальная версия переезда правительства, которая мотивировала это необходимостью некоей союзной территории для работы союзного правительства страны.

Но как то ни было, 6 ноября 2005 года длинная процессия государственных служащих отправилась по пыльному шоссе в прогресс. Их путь лежал на 300 км к северу от исторической столицы Рангуна, где среди девственных лесов всего за несколько лет возвели новую столицу Мьянмы – Нейпьидо, название которой в переводе означает “дом царей”.


Один западный дипломат, одним из первых посетивший этот новый город, сказал, что он настолько огромен, что на него надо смотреть из космоса. Впечатление от новой столицы Бирмы было странное: пустынное восьми полосная автомобильная дорога, по обе стороны которой на значительном удалении друг от друга стоят дома, государственные учреждения, гостиницы, военные казармы… Все вытянуто строго по линиям, повсюду широкие улицы, круговые дороги.

Единственными признаками жизни в этой пустоте были соломенные шляпы дворников, похоже, что их борьба с пылью должна была продемонстрировать связь с реальностью этого изолированного места. Генерал Тан Шве надеялся, что многополосные автомагистралей, шикарные торговые центры, спортивные стадионы и стильные отели нового главного города поднимут международный авторитет Бирмы.

Главные достопримечательности – прежде всего президентский дворец и парламент – окружены рвом, через который проходит ряд мостов. К зданиям парламента ведет дорога, имеющая целых двадцать полос.

В центре Нейпьидо стоит золотой храм, копия , предназначенный для почтения богов и снискания их благоволения. На всякий случай, дополнительно для привлечения удачи, рядом поместили пару белых слонов, которые являются, по бирманским поверьям, предвестниками благополучия и удачи.


Сотрудники министерств живут Нейпьидо без особой роскоши с своих служебных квартирах, которые они обязаны освободить после отставки. Обычно это хоть и 4-х комнатная, но с малым метражом, квартира. Крохотная кухонька с раковиной, столом и электроплиткой. Обстановка везде аскетическая – диван, столик, но обязательно – телевизор, при входе всегда алтарь, на нем статуэтка Будды, живые цветы, палочки для благовоний и чашечки с вареным рисом.

Хотя столицы Мьянмы возводилась под патронатом компетентного астролога, выбранное для нее место оказалось совсем не райским: в Нейпьидо летом очень жарко, жарче, чем в других местах страны, в сезон дождей сутки напролет могут идти ливни, в другое время с неба подолгу не капает ни капли влаги и все изнывает от засухи.

На протяжении первых нескольких лет своего существования Нейпьидо был закрыт для иностранных туристов. С 2011 года город открыт для иностранных гостей, зарубежных туристов и журналистов. Однако, туристов мало. Большинство иностранных граждан, которые едут в столицу Бирмы, являются мировыми лидерами, сотрудниками неправительственных организаций или деловыми людьми. В городе проходят международные встречи, затрагивающие значимые политические и экономические события. Отели в новой столице Мьянмы стоят дорого. Цены начинаются от 35 долларов США до 200 долларов за ночь.

К столице Мьянмы ведет прекрасная новая автомагистраль от Янгона. Город обживается. Жители сажают сады и цветы возле домов, рядом растут пальмы и дынные деревья – папайи. Открываются двери долго пустовавших торговых центров и модных бутиков, предлагающих одежду мировых брендов. По вечерам жители отдыхают у искусственных водопадов и фонтанов. Изредка случаются, немыслимые пару лет назад, пробки на дорогах.

Нейпьидо не похож ни на один город Бирмы. Более всего он похож на такие же, созданные со специальной целью столицы других государств, вроде австралийской Канберры.

Это современный, комфортный и чистый, но – очень дорогой для обычных бирманских людей город. Правительство утверждает, что в нем проживает населения немногим более 900 тысяч человек, но эта цифра многими компетентными людьми подвергается сомнению.

Столица Мьянмы Нейпьидо – это город, резко контрастирующий с повседневной жизнью остальной части Бирмы.

Ворота в Мьянма – город Янгон

Янгон – крупнейший город Мьянмы и главные ворота в страну. Он – удивительная смесь прошлого и будущего страны.

Если для вас представляет интерес колониальная архитектура, то здесь сокровищница зданий этого периода. Практически во всех мегаполисах Азии при их модернизации со старине безжалостно прошлись бульдозером. А это – город, в котором, как нигде в Азии, остановилось время. Его городской пейзаж усеян не только современными, из стекла и бетона, высотными сооружениями, но и многочисленными, как величественными, так и скромными зданиями колониальной эпохи.

Рядом с легендарным и очень дорогим отелем The Strand, вдоль набережной реки и Хлаинг, тянется квартал со зданиями разных времен и разных стилей британской колониальной эпохи: викторианский, королевы Анны, неоклассической, арт-деко, сплавы британской и бирманской архитектуры. Большинство из них сильно обветшало и находится в упадке.

Это уникальное наследие находится под угрозой сноса и застройки на их месте современных, приносящих огромные доходы, гостиниц и торговых центров. Одной из важных проблем Мьянмы теперь, когда в страну хлынули туристы, является сохранение архитектуры города и его чарующей атмосферы.

Заметим, что характерная общая черта для множества городов Бирмы - остатки некогда великолепной архитектуры, старинные здания, фасады которых были некогда элегантно украшены стильными отделочными материалами.


Бывшая столица – живой и шумный город. Это родной дом для множества знаменитых пагод, таких как:

  • Пагода Чауктаджи (Chaukhtatgyi), в которой находится одна из самых почитаемых в Мьянме статуй Будды – исполинская, лежащая, на ногах которой золотом сделаны описания его многих жизней;
  • Пагоды Суле (Sule) – монументальной и ошеломляющей своей восьмиугольной ступой, она находится в самом центре города;
  • Пагода Ботатхаун (Botataung), названная в честь тысячи воинов. В название пагоды слово “tataung” означает тысяча. Эта тысяча героев принесла реликвии Будды из Индии в Мьянму. Священные раритеты хранятся под стеклом внутри этой пагоды – настоящей золотой шкатулки;
  • И самой известной из них – потрясающей, божественной красоты пагоды Шведагон, с входящими в ее состав десятками храмов-павильонов.

Посещение музеев – прекрасный способ понять страну и оценить ее богатство. Посетите янгонский национальный музей.

Бесспорно, здесь самая большая в стране коллекция бесценных бирманских артефактов прошлого. Можно потратить весь день просто разглядывая экспонаты, принадлежавшие королевским династиям, образцы искусства, живописи, музыкальных инструментов. Здесь находится львиный трон 26 футов высоты короля Тибо, . Для тех, кто интересуется, есть также обширная коллекция доисторической эпохи страны. Есть экспонаты, рассказывающие о развитии бирманского языка. Количество и разнообразие экспонатов в музее гарантирует, что там будет интересно каждому.

Лучший способ войти в контакт с живой и яркой жизнью местных жителей, это путешествие на поезде по круговому маршруту через Янгона и его пригороды. Полный круг он совершает примерно за три часа. Поезд едет медленно, останавливается на небольших станциях. А вы можете наблюдать бесконечный парад входящих и выходящих бирманцев: молодых и старых, мужчин, женщин, младенцев и детей постарше, . Для них это один из основных и самых дешевых видов транспорта. Грохот поезда, старые темного дерева сиденья… Кипящая обычная жизнь простых , везущих мешки, тюки, свертки, связки, корзины овощей и товаров… Лоточники, предлагающие еду и всякую мелочь…

Можно завязать разговор с кем-нибудь из сидящих рядом пассажиров, они охотно пойдут на контакт. А в открытые окна поезда заглядывает пышной зелень этой непревзойденной страны, видны рисовые поля, уютные деревни…


В самом центре Янгона на улице Bogyoke Аун Сан расположен центральный крытый рынок Bogyoke Аун Сан, также известный как рынок Скотт-маркет. Это один из наиболее популярных рынков в Бирме. Там продается все – от еды и до рубинов: сувениры ручной работы, картины местных художников, изделия из сандалового дерева с приятным ароматом, антиквариат, ювелирные изделия, драгоценные камни, одежда, шелковые ткани, . Здесь есть все. Рынок так велик, что здесь можно заблудиться. Это место, идеальное для покупки сувениров и подарков. Рынок открыт всю неделю с 9 утра до 7 вечера.

Не очень туристический Моламьяйн

Моламьяйн, столица штата Мон, большой город Мьянмы, являющийся домом для почти полумиллиона человек. Он – один из самых живописных городов в Бирме, а, возможно, в Юго-Восточной Азии. Он – воздушные ворота в Юго-Восточную и южную Мьянму, центр судостроения, а также процветающий морской порт на побережье страны.

Во времена британской колонизации город был особенно богат и хорош: он был главным портом страны. Некогда его называли “маленькая Англия среди буддистских ступ и монастырей”. В нем сохранилось большое количество старых колониальных домов, увы, как и везде, находящихся в плачевном состоянии. Однако не стерлось собственное очарование города с богатой историей.

Здесь почти нет туристов.

Город славится своей отличной кухней, это центр кулинарной культуры Мьянмы. Местные жители говорят, что, Мандалай для разговора, Янгон для хвастовства, а Моламьяйн для еды. Тут много фруктов тропических широт, непременно попробуйте помело и дуриан.


В Моламьяйн много буддистских памятников, пагод и ступ. Пожалуй, самыми известными из них являются древнейшая пагода У Зин и пагода Кайяками, с хранящимися в ней бесценными реликвиями – волосом Будды, рукописной Трипитакой и золотыми изображениями.

RSS, Email ​

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…


Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии.

И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.
Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек – в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.
Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.
Каменные страницы вокруг Кутодо в Мандалае

Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды.
Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая.
Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград.

Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии.
Вместе с жертвами (некоторые источники утверждают, что Мандалаю понадобились пятьдесят два защитника-духа) под фундаментами крепости были закопаны горшки с маслом. Каждые семь лет прорицатели проверяли, надежна ли еще защита натов-тхейн, не нужны ли новые жертвы. Если масло оставалось нетронутым, покровительство духов действовало, город оставался в безопасности.

В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю.
Это было зловещим предзнаменованием. Разразившаяся эпидемия оспы, не пощадившая даже первенца короля, стала началом бед. Затем из клетки придворного зверинца вырвался тигр и разорвал человека. Встревоженные астрологи предложили королю снова перенести столицу, но эта"" решительная мера вряд ли могла спасти бирманский трон.

В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты.
Склоны Мандалайского холма усыпаны глиняными черепками. Кувшины, в которых доставлены благовония в дар Будде, разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. На вершине стоит сохранившаяся со времен строительства города статуя Будды, повелительным жестом указывающая вниз: "Пусть здесь поднимется город, который станет центром Мира!".

Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия?










М ьянма (в прошлом Бирма) - одна из самых загадочных и красивейших стран юго-восточной Азии, расположенная недалеко от Индии и граничащая с Китаем, Таиландом и Лаосом. Что мы о ней знаем, и почему её стоит увидеть, об этом читайте в нашей статье.

Бирма - «Золотая земля»

Суварнапхуми (สุวรรณภูมิ) в переводе с санскрита - ‘золотая земля’. Так называлось первое королевство, населённое монами, а основано оно было предположительно в III веке до н. э. Китайцы именовали этот народ цянами, но сами моны привыкли к другому имени - ‘мьянма’.

Так, начиная с III века до н. э., мы наблюдаем неразрывную связь веков, дошедшую до наших дней, и благодаря тому, что в стране всего лишь несколько лет назад было отменено военное положение, которое там господствовало в течение многих лет, вплоть до 2008 года, Мьянма наконец-то обретает настоящую независимость, и всё больше интересующихся культурой этой таинственной страны туристов открывают для себя Бирму с её обширнейшим культурно-религиозным наследием буддизма.

Так как же в действительности называть Бирму? Мьянмой или Бирмой? Со времён английской колонизации, которая просуществовала до 1942 года, а начало её отмечено 1824 годом, эту страну называли Бирмой, потому что и местные часто называют её Бама, с ударением на второй слог. После многих событий, последовавших за военным переворотом 1988 года, страну решили переименовать для того, чтобы полностью порвать с прошлым, с воспоминаниями об оккупации и прошлой власти, поэтому новое правительство, которое хоть и состояло из военных, что не сулило стране больших перемен к лучшему, всё-таки приняло решение о переименовании Бирмы в Мьянму, одновременно делая символический жест, как вы уже догадались, в сторону некоторых народов, населяющих эту этнически многообразную страну. Говоря об этносе Мьянмы, нужно сказать, что на территории страны проживают более ста различных этнических групп и народностей (что также означает и наличие некоторых трений между ними), которые в своё время стремились получить независимость и боролись за неё, поэтому история государств, располагавшихся на территории современной Мьянмы и соседствующих с ней стран, богата описаниями вооруженных конфликтов, многие из которых перерастали в войны, что сделало Мьянму одним из наиболее милитаризированных государств юго-восточной Азии.

Где находится Бирма

Вы хотите знать, где находится Бирма и тысячи золотых пагод, известных нам с самого момента основания Баганского царства? Бирма или Мьянма находится в западной части полуострова Индокитай и граничит с Индией, Бангладешем, Китаем, Лаосом и Таиландом. Такая география и соседство со множеством стран могут нам многое сказать и об истории страны и её отношениях с окружающими её соседними странами, некоторые из которых не были хорошими друзьями для Бирмы в прошлые века, при этом вражда между ними шла не на жизнь, а на смерть, отчего каждый раз и происходили войны между тем же Сиамом или Аютаёй (ныне входящих в состав Таиланда) и правителями Бирмы. Территория, которую мы привыкли считать Мьянмой и которая даже в наше время остаётся самой большой по площади страной в южно-азиатском регионе, а также занимает 40-е место в мире, значительно раньше, несколько веков назад, была гораздо обширнее, о чём говорит тот факт, что моны населяли Суварнапхуми, золотую землю, которая находится на территории современного Таиланда, и что ещё более примечательно, что в этом регионе построен главный международный аэропорт с одноимённым названием. Так что, прилетая в Таиланд с запада, вы ступаете на «золотую землю», которая когда-то принадлежала правителям Бирмы.

Между XVI и XVIII веками велось много войн между соседними государствами: Туангу (так называлась Мьянма в период 1510–1752 гг.) и королевством Сиама. Согласно историческим летописям, Туангу зачастую выходило победителем. Такая непростая история объединяет современный Таиланд и Мьянму. Опора на военное сословие - это одна из культурно-исторических черт современного государства Мьянма, где вплоть до наших дней военные находятся на особом положении.

Бирма и религия

Бирма неслучайно в последнее время привлекает так много туристов. Многие из тех людей, которые хотят посетить страну, интересуются не только её историческим прошлым, но и богатым духовным наследием.

Буддизм, который является главенствующей религией в стране с почти 60-миллионным населением, пришёл на эту территорию ещё приблизительно в III веке до н. э., но экспансия этого философского учения началась со II века до н. э., когда гонцы царя Ашоки прибыли в места, населённые древними монами. С тех пор индийские влияния тесно переплетались с буддийской духовностью.

Однако расцветом буддийской культуры можно называть тот самый период Баганского царства, продолжавшийся со второй половины IX века до конца XIII века н. э., отмеченный постройкой города Баган, который первоначально служил в качестве крепости. Пройдёт ещё не менее двух веков, прежде чем на трон взойдёт король Аноратха, известный тем, что под влиянием буддийского монаха, посланного в Баган другим королем, Манухом, принял буддизм как основу своего мировоззрения, а вместе с этим и многочисленные подарки от короля Мануха в виде реликвий и буддийских текстов. Но спустя некоторое время Манух стал сомневаться в чистоте помыслов Аноратхи и повелел вернуть подаренные реликвии, на что Аноратха ответил отказом и повёл войска против Мануха, захватив его в плен и сделав его и всех его потомков вплоть до сего дня храмовыми рабами, которые обязаны следить за чистотой и поддержанием храмов. Во время правления Аноратхи и после него в Багане было возведено более 10 000 храмов, пагод и ступ. Так что даже после многочисленных разгромов и переворотов, которые происходили за это время на территории Багана, до наших дней сохранилось около 2 000 священных построек, которые непременно стоит увидеть!

Стоит заметить, что буддизм в Мьянме наследует традиции Тхеравады, или Хинаяны, Малой Колесницы, и это означает, что за основу принят Палийский канон, а строгого пути отречения придерживаются только монахи, остальные жители следуют срединным путём, как и положено буддистам. Продолжая тему истории, переименований и переноса столиц из одного города в другой нельзя не вспомнить о Янгуне, в прошлом столице Бирмы, а ныне большом туристическом центре этой страны. Одна только пагода Шведагон, расположенная в Янгуне (Рангун), стоит того, чтобы проделать длинный путь и посмотреть на этой чудо бирманской архитектуры. Пагода видна далеко за пределами храмового комплекса, она полностью покрыта золотом и отделана 4 500 бриллиантами, самый крупный из которых весом в 72 карата венчает это монументальное строение.

Валюта Бирмы: денежная единица Бирмы - кьят

После очередного переворота, случившегося в Бирме в 1988 году, страна стала меняться, последовали, как это обычно и бывает, денежные реформы: валюта страны осталась прежней, её называют «кьят», но в результате реформы 1989 года из обращения были изъяты купюры достоинством 25, 35 и 75 кьят, что привело к уменьшению денег в обращении почти на 80 %. За такими мерами последовали массовые беспорядки, особенно на улицах Янгуна. Во время написания этой статьи курс кьята равен 0.00074 доллара США, т. е. банкнота в 10 000 кьят равна 7.4 долларов США. Код валюты - «ММК», а название сокращённо пишется одним символом «К». Интересный факт для тех, кто хочет поехать в эту страну, что наряду с местной валютой в ходу также и доллары США, но для того, чтобы их у вас приняли, они должны быть, что называется, «хрустящими». Да и в целом, если вы планируете обменять доллары на кьяты, то лучше выбрать самые чистые купюры, при этом желательно достоинством не ниже 50 долларов, а лучше, если у вас будут 100-долларовые гринбэки, потому что в Мьянме банкноты такого достоинства гораздо легче обменять, и их примут по более выгодному курсу.

Столица государства Бирма. Народ Бирмы

Янгун многие годы был столицей Бирмы, но после переворота в 1988 году многое изменилось, и если столица всё ещё продолжала находиться в старом месте, то можно было почти предугадать, что недолго ей там оставаться во времена, когда почти в буквальном смысле переписывалась история страны. После переименования многих городов пришло время и для смены столицы. В 2005 году было решено перенести её в Нейпьидо. Этот город построили специально для того, чтобы он стал главным городом страны. Неподалёку от него (в 17 км) находится более известный ранее Пьинман. Оба города находятся в округе Мандалай.

Выяснив насущные вопросы о деньгах Бирмы, мы подошли к самой интересной части рассказа: о народе Бирмы. И действительно, что может быть примечательней и разнообразней в любой стране, если не её народ. По некоторым данным Бирму населяют более 135 различных этнических народностей. Это и потомки тех самых монов, от чьей цивилизации ведёт свой отсчёт государство Бирма, их осталось примерно около 2 % от общего населения страны, а также шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, качины и, конечно, бирманцы. Последние составляют большинство. Их около 67 % . И в заключение хотелось бы привести слова известного путешественника XIII века Марко Поло, который писал о том, что на просторах Мьянмы много золота и драгоценных камней, что, впрочем, остаётся верным и по сей день, так как, например, бирманские рубины считаются самыми чистыми в мире и ценятся очень высоко. О Багане он записал следующее: «Башни этого города сделаны из чистейшего золота. Одна покрыта золотом толщиной с палец, так что кажется, будто вся башня полностью отлита из цельного золота. Другая покрыта серебром таким же образом, как и предыдущая, и выглядит, будто бы сделана из чистого серебра. Они искусно отделаны и расположены так, что увидеть их можно даже с самого большого расстояния». Звучит завораживающе, не правда ли?

Марко Поло повидал в своей жизни немало стран. Но, в конце концов, не важно, сколько бы там ни было башен или пагод (хотя правительство Мьянмы принялось вновь отстраивать ещё больше пагод и новых храмов, так что, наверное, скоро мы увидим новый Баган с его когда-то 10 000 храмовыми строениями), главное то, что для нас открылись двери в неизведанный мир одной из самых таинственных стран юго-восточного региона, которую можно посетить тогда, когда вам этого захочется.

"Это как раз то место!" - провозгласил король. (Мандалай – древняя столица Бирмы)

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…

Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии.
И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.

Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек – в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.
Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.


Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды.
Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая.
Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград.

Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии.
Вместе с жертвами (некоторые источники утверждают, что Мандалаю понадобились пятьдесят два защитника-духа) под фундаментами крепости были закопаны горшки с маслом. Каждые семь лет прорицатели проверяли, надежна ли еще защита натов-тхейн, не нужны ли новые жертвы. Если масло оставалось нетронутым, покровительство духов действовало, город оставался в безопасности.

В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю.
Это было зловещим предзнаменованием. Разразившаяся эпидемия оспы, не пощадившая даже первенца короля, стала началом бед. Затем из клетки придворного зверинца вырвался тигр и разорвал человека. Встревоженные астрологи предложили королю снова перенести столицу, но эта решительная мера вряд ли могла спасти бирманский трон.

В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты.
Склоны Мандалайского холма усыпаны глиняными черепками. Кувшины, в которых доставлены благовония в дар Будде, разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. На вершине стоит сохранившаяся со времен строительства города статуя Будды, повелительным жестом указывающая вниз: "Пусть здесь поднимется город, который станет центром Мира!".

Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия?

Общие сведения

Официальное название - Республика Союза Мьянма , сокращённо - Мья́нма или также известна как Бирма. Государство расположено в Юго-Восточной Азии. Площадь составляет 678 500 км 2 . Численность населения - 48 340 000 чел. (на 2011 год). Государственный язык - бирманский. Столица - г. Нейпьидо. Денежная единица - мьянманский кьят.

Слово "Мьянма" означает "быстрый", "сильный" и перекликается со словом "Мья", означающим "изумруд". До 1989 года государство официально именовалось Бирма́нским Союзом, а сокращённо - Би́рмой. Название "Бирма" имеет внешнее происхождение и внутри страны не популярно.

Мьянма граничит с Индией (1463 км) и (193 км) на западе, с Китаем (2185 км) на северо-востоке, с Лаосом (235 км) на востоке и Таиландом (1800 км) на юго-востоке. С юга и юго-запада её берега омываются водами Бенгальского залива и залива Моутама (Мартабан), а также Андаманского моря.

Преобладает в основном тропический и субэкваториальный климат. Выделяются три сезона: влажный - с конца мая по конец октября; прохладный - с конца октября по середину февраля; жаркий - с середины февраля по конец мая.

В январе среднемесячная температура составляет +24°С, в Янгоне, +21°C в Мандалае, максимальная температура летом обычно составляет +41°C. В горных районах гораздо прохладнее (в частности, на Шанском нагорье температуры ночью в зимний период могут иногда опускаться ниже нуля), в долинах температуры января не превышают +15°С.

Максимум осадков выпадает в июле. Количество осадков зависит от высоты и экспозиции склонов по отношению к влагонесущим муссонным ветрам, дующим с юго-запада. На побережье областей Ракхайн и Танинтайи за год выпадает в среднем 4600-5100 мм осадков, а на центральной равнине - всего 635 мм. В Ситуэ (Акьяб) среднее годовое количество осадков достигает 4950 мм, в Минбу, в дождевой тени хребта Ракхайн в Сухом поясе, - лишь 740 мм, в Янгоне - 2510 мм.


История

Следы пребывания первых поселенцев на территории современной Мьянмы датируется приблизительно восьмым тысячелетием до нашей эры, в эпоху неолита. Однако следов оседлых цивилизаций археологами не было обнаружено. Первые поселения датируют границей второго и первого тысячелетия, когда с севера спускаются тибето-бирманские племена, а затем пью и таи. Об этом периоде известно мало, как и о первых цивилизациях, сформировавшихся в конце третьего века до н.э. и перешедшие в нашу эру.

Известно, что в этот период здесь обитали моны, жившие в городах-государствах, с сильным социальным расслоением и системой рабовладения. Здесь исповедовали брахманизм и буддизм, часто смешанный с анимистическими культами.

В период с XI по XVIII века территория Мьянмы поделена на несколько королевств, наиболее значимыми из которых были Пегу и Северный Аракан, которые во второй половине XVIII века удалось объединить в единое государство.

В XVI веке в Мьянму начали прибывать европейцы, португальцы, голландцы, французы и англичане, кто-то, в поисках лучшей судьбы, а кто-то и с торговыми интересами.

Бирманская династия Конбаунов смогла сохранить независимость от до двадцатых годов XIX века, когда последняя с целью расширения своего господства стала углубляться в регионе и захватывать новые страны Бенгальского залива. Именно тогда на карте появилась новая страна - Бирма.

Английское господство заставило правителей провести серьезные реформы: унифицировать провинциальное управление, ввести новую денежную и налоговую системы, способствовать приезду иностранных специалистов и развитию промышленности.

После первой мировой войны, и революции 1917 года в в Бирме, как и в других колонизованных странах, например в , возникает национально освободительное движение, выступавшее за получение независимости.

В 1947 году Великобритания вынуждена подписать договор о признание независимости Мьянмы, но годом позже в стране вспыхивает гражданская война, в следствие которой, к власти в стране приходят коммунисты.

Сегодня Мьянма это народная республика, открытая для путешественников и паломников.


Достопримечательности Бирмы

Мандалай - древняя столица Бирмы. Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.

Тогда город лучше покинуть, выстроив новый - счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства.

И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.

Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди. У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.

Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева - дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы - Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено. Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек - в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.

Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году - через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.

Янгон , бывший Рангун, - нынешняя столица Бирмы. По планам правительства в скором времени столицу перенесут в новый, специально построенный город, но Янгон вряд ли утратит свое значение культурного и промышленного центра страны.

Янгон известен как самая чистая столица Юго-Восточной Азии, и это, несомненно, так. Чистый воздух, повсюду - зеленые сады и парки, аккуратно подметаемые улицы. Контраст с бетонными джунглями Бангкока и помойками Дели. Янгон также и одна из самых красивых азиатских столиц. Благодаря многолетней изоляции страны от внешнего мира и разумной градостроительной политике Янгону удалось сохранить свой исторический облик, своеобразие и колорит.

В центре, вокруг пагоды Суле, в образцовом порядке выстроились дома европейской архитектуры, сохранившиеся со времен британской колонизации. По окраинам город оплетает сеть бульваров и аллей, синеют озера, окруженные зеленью парков. Буддийские монастыри, медитационные центры, жилые кварталы, застроенные дорогими виллами и небольшими аккуратными домиками. Над городом возносится храмовый комплекс Шведагон, равно прекрасный и в лучах солнца, и ночью, красиво подсвеченный прожекторами. В Янгоне немало европейских бутиков, ночных клубов, очень приличных ресторанов и комфортабельных отелей.

Храмовый комплекс Шведагон - своеобразная квинтэссенция не только Янгона, столицы страны, но и всей Бирмы. История его возникновения загадочна: историки теряются в догадках и строят гипотезы. Красивая легенда, возможно, не далекая от правды, гласит, что две с половиной тысячи лет назад два брата-бирманца посетили Будду и получили в дар восемь волос с его головы, которые были скрыты в золотой ступе. Там же хранились реликвии, оставшиеся от трех предыдущих Будд (посох, чаша для воды и кусок одеяния). В дальнейшем святыня многократно перестраивалась и росла ввысь. Ныне главная ступа Шведагона покрыта тоннами высокопробного золота. Ее высота составляет около ста метров, а шпиль увенчан золотым шаром, который украшают 5448 алмазов (один из них в 76 карат!) и другие драгоценные камни. Вокруг ступы расположилось множество разных построек, маленьких храмов и крошечных пагод. Двор монастыря вымощен каменной плиткой, отполированной миллионами босых ног паломников.

Шведагон, сияющих на вершине холма, - подлинный символ Бирмы, главная местная буддийская святыня. Каждый бирманец хотя бы раз в жизни стремится попасть сюда, чтобы прикоснуться к чуду, посидеть в тишине, увидеть дерево Бодхи, поднести цветы и благовония Будде.

В шведагоне за символическую плату можно приобрести тончайшие лепестки сусального золота, которые так и норовят вылететь из рук от малейшего ветерка, резкого движения и даже выхода. Эти лепестки паломники добавляют к тому золоту, что уже покрывает многочисленные изображения Будды и главную ступу.

Статуя лежащего Будды (Чаутаджи) . Когда на монское государство в 1757 году напал бирманский король Алаунпая, его воины разрушили столицу монов и не пощадили ничего, кроме пагоды Швемодо и статуи лежащего Будды - длиной 55 и высотой 15 метров, крупнейшей во всей Бирме. Уцелевшие жители покинули разоренный город. В течение многих столетий статуя пребывала в забвении и джунгли скрыли ее от человеческих глаз. Когда англичане прокладывали вблизи Янгона железную дорогу, инженеры собирались сделать туннель а горе. При ближайшем рассмотрении «гора» оказалась статуей, а отверстие, присмотренное для устья туннеля, - ртом Будды.

Статуя лежащего Будды представляет его в момент земной смерти, когда он достиг нирваны.


Бирманская кухня

Национальная бирманская кухня напоминает китайскую и индийскую обилием острых блюд и приправ, лапши, риса и сои, но заметны в ней и собственные кулинарные традиции. Стоит отметить, что кухня Мьянмы крайне своеобразна и непривычна для европейцев.

Рис - основа любого бирманского кушанья. Из него делают гарниры, муку для выпечки, различные сладости, обязательно добавляют к мясным и рыбным блюдам, используют для фаршировки мясных продуктов и овощей, жарят, варят и обрабатывают другими способами, входит в состав салатов и десертов. Широко используются соусы, которые здесь менее острые, чем, например, в Индии. На их приготовление идут перец, куркума, финики, имбирь, чеснок, лук, побеги бамбука и сои, кокосовое молоко, жареный горох, различные местные травы и коренья, паста из креветок. Мясо используется редко, в основном птица и баранина, а также различные субпродукты. Также повсеместно потребляют самые разнообразные блюда из насекомых - жареных пауков, кузнечиков, сверчков, личинок древесных червей и т. д. Много овощей, фруктов, весьма популярны рыба и морепродукты.

Смены блюд на бирманском обеде не бывает, все ставится на стол сразу: жареная рыба, курятина, свинина, креветки и, конечно, всевозможные приправы: перец, чеснок, лук, а также овощи и фрукты. Бирманский суп - это слабый рыбный или мясной бульон, в который положен щавель, а то и просто листья кабачков. Суп едят, конечно, ложкой, а вот все остальное - руками. Местной экзотикой считаются жареные воробьи, свиные ушки, жареная свинина век-тха с авокадо или другими овощами и фруктами, копченые воловьи хвосты, проращенная соя со свиной печенью, змеиное мясо на углях, салат из медузы и др. Из наиболее известных местных блюд - леток сон (разновидность острого овощного салата с рисом), мохинга (вермишель в рыбном бульоне), о-но хаук све (макароны из рисовой муки с цыпленком и кокосовым молоком), лапша кхаусве со специями, кусочками рыбы и мяса, креветками (особый же деликатес - кхаусве, сваренная в кокосовом молоке). Традиционный десерт - маринованные чайные листья с жареным арахисом, кунжутом, подсолнечными семечками, луком, чесноком и... жареной саранчой.

В стране повсеместно пьют чай, часто сдабривая его молоком, большим количеством сахара и зачастую - специями. Популярны и зеленый китайский чай, сок сахарного тростника со льдом и лимоном, местное пиво.

Мьянма (Бирма) на карте

12 028