Мнемотехника шаг за шагом читать. Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев

Приятного чтения!

Козаренко В.А.

Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»

Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)

Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность

Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической

И мой отец вскочил на большой велосипед и понесся вниз по Малибу-роуд с самой что ни на есть предельной скоростью. Никогда я не видел, чтобы кто-нибудь мчал на велосипеде так быстро. Я тоже сел на свой маленький красный, который теперь стал слишком мал для меня, и попробовал выжать из него все, что возможно, но я знал, что отца мне все равно не догнать. Он мчал все дальше по шоссе, потом вдруг повернул и уже медленнее поехал обратно.

Я хочу, чтобы ты запомнил вот что, - сказал он мне. - Ничего в твоей жизни не должно быть только так и никак иначе. Ты можешь оставаться у меня, пока не захочешь домой. Ты можешь вернуться ко мне, когда тебе снова захочется. И это, и все остальное в твоей жизни не должно быть только так и никак иначе.

Понятно, па.

Меч

Отец мой знает, что временами я злюсь на него, а порой даже ненавижу. Он сам сказал мне однажды, что знает, а я-то все время думал, что это мой секрет. Он говорил со мною об этом, как о чем-то вовсе нас не касающемся. Он сказал, что вполне естественно, чтобы сын время от времени испытывал ненависть к своему отцу, а равно и к матери, иногда же - ко всем на свете.

Человек способен любить, - сказал он, - но способен также и ненавидеть. В основном он, конечно, любит, но и без ненависти ему не обойтись. Ненависть - полезнейшее чувство, если его правильно понять.

Когда мой отец сказал, что завтра же утром мне, может быть, захочется домой, к матери, я разозлился на него и закипел ненавистью. От отца моя ненависть не укрылась, и мне сразу сделалось стыдно.

Мы спустились по лесенке из гаража, вошли в дом, и отец включил проигрыватель и поставил свою любимую пластинку - концерт Моцарта. Он подошел к окну и стал смотреть на море. А мне пришло в голову покопаться в его рабочем ящике и проверить, все ли инструменты на месте. Было очень тихо. И очень тихо играл рояль, очень тихо, но не так, чтоб его не расслышать и не угадать, что он скажет дальше.

Я сказал отцу:

Ты хочешь, чтоб я завтра уехал?

Он не обернулся. И не ответил сразу, но я знал, что рано или поздно он ответит.

Слушай, - сказал он наконец.

Он заговорил очень тихо, но я все равно слышал, и его слышал, и рояль, и впечатление было такое, будто музыка и слова его текут в согласии друг с другом.

Слушай, - сказал он. - Ты и я, сын и отец, всякий сын и всякий отец - это в сущности один и тот же человек, только первый моложе, второй старше. Но в то же время мы и не знаем друг друга. Как не знаем чужого. Как не знаем случайного встречного. Я, конечно, хочу, чтобы ты остался, но мне ненавистно думать, что ты, может быть, сочтешь себя обязанным остаться, дабы доставить мне удовольствие.

Я не останусь, если не захочу.

Спасибо.

Солнце

Многое в эту ночь приключилось со мной во сне, но большую часть я забыл. Не забыл я только одно - что летал. Сам, то есть без самолета, без ракеты и не как птица, просто сам - летал и был очень горд, оттого что это у меня так легко получается.

Моя мать была страшно удивлена.

Смотри не упади, - сказала она.

Моя сестра была удивлена пуще матери. Она все бежала за мной и нудила:

Я тоже хочу летать. Научи меня.

Мой отец сказал:

Недурно.

Я проснулся, услышав, как отец стучит на машинке. Но и не проснувшись еще, я слышал стук его машинки и, надо полагать, довольно долго, так как помню, что мне приснилась еще уйма всякой всячины, и все под этот стук, только во сне мне казалось, что это бьет барабан, и время от времени я принимался маршировать, точно солдат на параде, с той лишь разницей, что маршировал я один. Но стоило мне и в самом деле очнуться, как я тут же соскочил с постели и кинулся в столовую. Отец мой сидел за карточным столиком, таким, который можно складывать и убирать в чулан. Он работал при свете электричества, потому что было еще темно.

Можно мне одеться?

Конечно.

Который час?

Скоро шесть. Через несколько минут будет уже светло, так что, если хочешь, спустись на берег и поищи там чего-нибудь, пока я достукаю первую главу поваренной книги.

Я наспех оделся и помчался на берег. Я примчался туда как раз вовремя, чтобы увидеть, как с востока над холмами восходит солнце. Небо было покрыто множеством серых облаков, загораживавших солнце, но солнечный свет нащупал прорывы между облаками и заструился сквозь них - веселый и яркий. Я пустился на поиски "трофеев" и нашел несколько камней и ракушек и еще обрывок водоросли. Но того, что мне по-настоящему хотелось найти, я не нашел. Я не нашел набитого золотом и сокровищами сундука с пиратского судна. Я никогда не найду его, знаю, потому что мне достаточно много лет, чтобы знать это, но всякий раз, когда я спускаюсь на берег, у меня мелькает мысль о нем, мысль и надежда, что все-таки я его найду.

Мир

Когда я вернулся домой, отец мой отложил в сторону работу и постелил на карточный столик газеты. Потом он расставил на столе тарелки, чашки, блюдца и прочее и пошел на кухню готовить что-то на завтрак. Я показал ему свои камни, ракушки и водоросль, и он сказал:

Они просто замечательные. Все твои находки замечательные. Подержи их теперь под краном и внимательно рассмотри каждую. Внимательно рассматривать каждый предмет - это и есть способ выработать в себе писателя.

Так что пока отец хлопотал у плитки, я вымыл камни, ракушки и водоросль и стал рассматривать их очень внимательно, поворачивая во все стороны, чтобы увидеть их по-всякому, и тогда… чего только я не увидел! Я увидел такое, чего мне не увидеть было ни в жизнь, не присмотрись я к ним так внимательно. Я увидел, что каждая мельчайшая вещица в мире гораздо больше, чем она кажется. Был среди моих находок камешек размером с пол-орешка; он был черный, в редкую красную крапинку, четкая белая линия отделяла одну его часть от другой, и крохотный камень выглядел вроде как целый мир - с этой белой линией, разделяющей воду и сушу. О многом пораздумал я, глядя на этот камешек, и радостно стало мне, что я способен увидеть предмет так ясно, увидеть такой маленький предмет таким большим, почти таким же большим, каким бывает все и повсюду.

А тебе снилось что-нибудь, па?

Ну, если говорить без утайки, - начал мой отец, - то этой ночью мне действительно снился сон, и я даже помню какой. Было раннее утро. Я шел по улице и вдруг увидел у самых своих ног целую пачку новеньких ассигнаций. Видно, кто-то обронил ее по дороге в банк. Я подумал, хорошо, если бумажки не однодолларовые, ведь тогда это всего лишь пятьсот долларов, а вот окажись бумажки по десять долларов, в моем распоряжении будет пять тысяч.

Какими же они оказались, па? По доллару или по десять?

Пятьсот бумажек по сто долларов?

Вот именно.

И сколько же это всего?

Пятьдесят тысяч.

Ух ты! И что же ты сделал с этими деньгами?

Я проснулся. Иди-ка теперь умойся и давай завтракать.

Яйцо

Я умылся и сел за стол, и вскорости мой отец притащил из кухни горячую сковородку с чем-то и поделил ее содержимое между нами.

Что это такое?

Яйца Малибу.

То есть?

Яйца, приготовленные мною в Малибу.

Из чего это?

Прежде всего оливковое масло, ибо оливковое масло гораздо дешевле сливочного, оно полезнее для находящегося в процессе роста мальчика или мужчины и вдобавок больше подходит к яйцам. Три дольки чеснока, ибо чеснок, поджаренный на оливковом масле, сообщает маслу особо приятный дух и вообще служит замечательной приправой. С десяток зеленых перцев, мелко нарезанных. Две-три веточки петрушки. Какой-нибудь сыр, какой случится под рукой, - небольшое количество, или большое количество, или любое количество. Два яйца - два, а не четыре - разбить и в миску. Немного соли и красного перцу, немного молока, свежего или баночного, немного муки. Смешать все это вместе и сбить, сбивать долго или недолго, не имеет значения сколько. Полученную смесь вылить в шипящую сковородку с маслом и всем прочим, что в ней поджаривалось. Когда вылитая смесь отшипит свое и вся влага из нее испарится, подождать полминуты и, сложив круг в сковороде пополам, перевернуть его. Еще полминуты - и обе стороны уже приятно золотятся, и вся штука готова, не подгорев и не затвердев. Жидкость в чашке не что иное, как чай. Я достану для тебя сегодня немного молока, но покамест и чай тебе не повредит. Конечно, если пить его не очень много и не очень крепким. В тарелке этой помидор, нарезанный кружками. Можешь поесть его, а можешь и не поесть. Сам я люблю помидор к завтраку.

Козаренко В.А.


Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»


Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)


Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»



Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.


1.2 Научная обоснованность



Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.

1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.


1.4 Система запоминания



Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)

Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность

Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.

1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.

1.4 Система запоминания

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Обозначены два возможных способа запоминания последовательности информации.

Широко используются образные коды, как инструменты скоростного запоминания.

Система кодирования чисел в образы основана на следующем буквенно-цифровом коде: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм. Разработаны и даются в виде справочника образные коды двузначных чисел и образные коды трехзначных чисел.

СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РАССКАЗОВ В СИСТЕМЕ «ДЖОРДАНО» НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.

В ДАННОЙ СИСТЕМЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЭМОЦИИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАПОМИНАНИЮ И ТОЛЬКО МЕШАЮТ ЗАПОМИНАНИЮ.

Для построения систем вспомогательных опорных образов (локи) используются комбинации десяти различных приемов запоминания последовательности.