Настроение лирического героя в произведении родина бунин. План анализ стихотворения Родина Бунина

/ / / Анализ стихотворения Бунина «Родина»

У И. Бунина немало произведений посвященных родным краям, в них поэт уделяет внимание красоте русской земли. Пейзажи, созданные рукой этого мастера слова светлые, пестрые, наполнены звуками. Тем не менее, стихотворение «Родина», написанное в 1896 г., выделяется из ряда других: в нем представлена унылая природа зимнего вечера. В указанный период у Ивана Алексеевича были материальные проблемы, он переживал разрыв с Варварой Пащенко, что оставило след и в его творчестве.

Следует отметить, что до момента написания «Родины» поэт имел возможность побывать в Полтаве и солнечном Крыму, поэтому ему было с чем сравнить родные просторы. Позднее, после Октябрьской революции, видя кровопролитие и страшную действительность, сотрясающую родные земли, И. Бунин эмигрировал. Россия же так и осталась для него величавой, близкой сердцу, но угрюмой страной.

Тема произведения – необъятная Родина в сумерках меркнущего зимнего вечера. Поэт показывает суровую, но в то же время таинственную и дорогую для сердца Россию. Детство и юность Иван Алексеевич провел в родовом имении Озерки среди сосновых лесов. Он очень любил возвращаться в отчий дом, после того, как покинул родительское гнездо. Скорее всего, природа Озерок и стала основой для создания пейзажа Родины.

В центре произведения лирический герой, наблюдающий картины природы зимним вечером. Он не восхищается белоснежными пейзажами, сияющими под лунным светом, пейзаж, который вырисовывается перед ним, угрюмый, окутанный печалью. Картина угнетающая, но даже в ней находится своя прелесть – бесконечные сосновые леса. Мотив бесконечности, величия сохраняется до конца произведения, для этого автор использует метафоры «снежная пустыня», «сумрачная даль». Поэт не говорит о Родине прямо, но в бескрайней картине леса и снежной пустыни легко угадываются просторы России.

Для создания картины зимнего вечера И. Бунин использует индивидуально-авторские эпитеты: «небо мертвенно-свинцовое», «туман молочно-синий». Уже первая строка, украшенная эпитетом «мертвенно-свинцовый», создает у читателя настроение с легким тоном зимней «кроткой печали», которая усиливается во второй строфе. Но автор не позволяет себе залить серыми красками всю картину. Он добавляет молочно-синий туман, дабы смягчить «сумрачную даль». Впечатление от пейзажа угрюмое, но не лишенное очарования и самобытности.

Стихотворение И. Бунина «Родина» состоит из двух катренов с перекрестной рифмой. Разделение на две части наблюдается и в содержании стихотворения: в первой строфе автор сгущает мрачные краски, а во втором добавляет светлых тонов. Соответственно меняется и настроение не только лирического героя, но и читателя. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, благодаря которому строки звучат плавно и спокойно, создавая атмосферу зимнего вечера. Интонация произведения уравновешенная, без резких переходов, восклицательных и вопросительных предложений.

В лаконичном произведении И. Бунин сумел создать образ Родины, который до сих пор пленит читателей своей противоречивостью.

Иван Алексеевич Бунин написал большое количество рассказов и стихотворений. Особенность автора - это необыкновенный дар, выражать свои мысли в литературной изысканной форме, понятной для читателя любого возраста и любой страны. Темы, над которыми работал писатель вечны. На многие вопросы, которые рассматривал в своих произведениях Иван Алексеевич, ещё не одно поколение будет искать ответы.

Писать произведения Бунин начал в раннем возрасте. Практически в каждом творении затрагивается какая-либо наболевшая тема, с которой лично столкнулся писатель. Стихотворение «Родина», написано поэтом в 1896 году, когда молодой автор уже достаточно прочно стоял на ногах на литературном поприще. Тематика творения раскрыта глубоко и с первых строк удивляет своей особенностью. Стоит в обязательном порядке рассмотреть стихотворение наиболее подробно и проанализировать строки, каждая из которых скрывает глубокий смысл.

«Родина» Иван Бунин


Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Насмешки над стихотворением

Всё произведение «Родина» вмещается на небольшом листке, так как в нём всего восемь строк. Этих стихотворные рифмы не раскрывают истинный потенциал самого писателя, они не показывают ярко выраженные индивидуальные черты автора. Рифмы не отчеканены до идеала, а само стихотворение может показаться сыроватым. Это и поразило критиков конца XIX века.

Поэт старается использовать в произведении дух времени, и максимально точно отображает перед читателем те сложности, которые скрываются в социальных слоях населения. Он показывает родину простой, угрюмой и убогой.

Сама смысловая нагрузка в стихотворении не самая свежая. Демократический настрой общества, в то время описывался и анализировался многими поэтами и прозаиками. Но тем не менее, произведение не выглядит как сборное мнение других писателей. Этот стих - личный посыл Ивана Алексеевича.

Нищета и крестьяне

В период становления в качестве самостоятельной и независимой державы Россия прошла сложный, тернистый путь. Иван Алексеевич по происхождению был дворянин, но он искренне сочувствовал крестьянам, которые после отмены крепостничества, вот уже 35 лет оставались, как и прежде нищими, оборванными, безграмотными. Путешествие по российским глубинкам с лёгкостью обнажает все недостатки и минусы, скопившиеся за период реформ. Автор так и говорит: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень».

Нищету страны описывал не только Бунин. Многие передвижники того времени, к примеру, Александр Блок писал «Грешно и бесстыдно...»

В описании угрюмой обстановки автор использует один из излюбленных ходов - он привлекает природу, наделяя строки печальными определениями: мертвенно-свинцовое небо, кроткая печаль, сумрачная даль. В произведении нет украшений, позволяющих преподнести родину с наилучшей стороны. Но автор и не ставил такой цели.

Что значит Родина для Бунина

Иван Алексеевич любил свою страну, об этом свидетельствуют его произведения о родине, написанные как до 1920 года, так и после, когда писатель эмигрировал в чужое государство.

В пример можно привести вот такие строки:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.

Или вот эти:

В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень...

Нужно сказать, что после революции 1917 года, многим писателям и поэтам пришлось прокладывать заново свой литературный путь. Новая власть не оставляла выбора творческим личностям. Работать в новом формате смогли далеко не все.

Несколько лет, до 1920 года Бунин пытался приспособиться к новой действительности. Уже именитый писатель, поэт, публицист, Иавн Алексеевич Бунин, не мог смириться с положением дел в его стране. Власть постоянно менялась, вокруг было насилие и разбой. Писатель с ужасом наблюдал, как его страна погружается в хаос, и не видел себя в этой стране.

В это время и пришли мысли об эмиграции. Во время сложной поездки к новому месту жительства Бунин записал в своём дневнике: «России - конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец».

Писатель обосновался во Франции, в Париже. Он бедствовал. И не известно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь если бы он не стал в 1933 году лауреатом Нобелевской премии.

Основная мысль в стихотворении «Родина»

Стихотворение Бунина «Родина» совсем небольшое, но скрывает в себе глубокий смысл. Писатель старается передать читателю множество вещей, которые свойственны человечеству. Автор отмечает, что над огромной, необъятной родиной нависла серьёзная мертвенно-свинцовая угроза. И хотя автор не высказывает прямо свои сомнения, становится понятно, что большой уверенности в величии блестящей державы нет.

Но ситуация не безнадёжна. Мрачная окраска сменяется призрачной надеждой. Многострадальный народ, способный выстоять и выдержать многое, будет готов к новым испытаниям. Та печаль, которой окутано всё стихотворение, вероятно, накоплена столетиями. Ведь смирение, подчинение и безропотность - это основные черты многовекового угнетения простого человека на Руси.

Противоречивые чувства, которые навевает произведения, заставляют переосмыслить действительность и поверить в возможность возрождения.

Особенности стихотворения «Родина»


Данное произведение представляет собой миниатюрную зарисовку, описывающею зимний вечер. Само стихотворение можно воспринимать, как реконструкцию какой-то картины, изображённой на холсте.

Это повествование не призывает ни к каким действиям. В стихотворении всего два глагола, которые ни к чему не подталкивают. То спокойствие, с которым рассуждает автор о непогоде, надвигающейся темноте и отдалённости от населённых пунктов, невольно передаётся читателю.

По этой зимней зарисовке, можно составить примерный портрет Родины. Этот портрет получится пропитанный грустью и печалью, протянувшуюся на тысячи километров. И сколько не осматривать русскую действительность, картина везде будет одна.

До того момента, когда Бунин решит покинуть Родину, оставалось ещё почти четверть века. Автор не был политиком и не мог предвидеть развитие ситуации, поэтому он даже не рассматривает вариант критики. Иван Алексеевич уверен, что какой бы неприглядной ни казалась собственная страна, шанс на возрождение всегда есть.

И хотя последние двадцать лет жизни Бунин провёл в чужой стране, он всегда помнил и любил свою Родину.

Как и всякий русский поэт, И. А. Бунин впитал в себя классическую традицию воспевания России. Для него, выросшего в отцовском имении, среди неяркой и незвонкой красоты русской природы, родина начиналась именно здесь. Отзвуки этой очарованности мы находим уже в ранних стихах поэта, которые так и называются: «Родине » (1891), «Родина» (1896). В стихотворении «Родине» (1891), еще во многом подражательно-декоративном, Россия предстает в образе нищей крестьянки:

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат.

В стихотворении «Родина» привычная российская даль навевает смутную тоску:

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Во многих ранних стихотворениях Бунина звучат былинные и сказочные мотивы, возвращающие нас в Древнюю Русь и в дохристианские времена - «На распутье» (1900), «Вирь» (1900), «После битвы» (1903), «Канун Купалы» (1903), «Степь» (1912). В стихотворении «Степь» даже чувствуется былинная распевность:

Синий ворон пьет глазки до донушка,
Собирает по косточкам дань.
Сторона ты моя, сторонушка,
Вековая моя глухомань!

Это возвращение к истокам тоже было характерным для русской культуры начала прошлого века (достаточно вспомнить полотна В. Васнецова и раннего Н. Рериха, русские сказки А. Н. Толстого). Былинная древняя Русь постепенно накладывалась в сознании поэта на современную Россию с ее отсталостью и нищетой. Разразившаяся мировая война усугубила надвигающийся кризис. Предчувствие катастрофы сквозит в стихотворении «Канун»:

Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдет…
Но пусто в мире - кто спасет?
Но бога нет - кому карать?

Но Россия открывалась Бунину не только в нищете и заброшенности убогих селений. Он видел ее и в многоцветье весенних степей, алом вечернем небе, золотых осенних рощах:

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.
(«Молодость», 1916)
Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие…
(«Запустение», 1903)

Одухотворяют просторы и пейзажи люди, мирные крестьяне-хлебопашцы. Бунин описывает их с умилением:

По борозде спеша за сошниками
Я оставляю мягкие следы -
Так хорошо разутыми ногами
Ступать на бархат теплой борозды!
(«Пахарь», 1903–1906)
О своей старой няне Бунин пишет:
Отчего в глазах
Столько скорби, кротости?…
Лапти на ногах,
Голова закутана
Шалью набивной,
Полушубок старенький…
«Здравствуй, друг родной!..»
(«Няня», 1906–1907)

Бунина, как и других его современников, волновала судьба России. Уже в одном из ранних рассказов, написанных в 1900-е годы, Бунин спрашивал себя, с грустью глядя в «жуткие дали» России: «Что общего осталось у нас с этой лесной глушью? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях, мне ли помочь им?» («Новая дорога»). Тем не менее уже в те годы он напряженно исследовал русскую действительность, искал в ней что-то светлое и достойное. Так появились рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Мелитон», «Птицы небесные». В отличие от многих писателей-современников у Бунина не было чувства вековой вины интеллигента перед забитым и нищим русским крестьянством. Поэтому в его рассказах о деревенской жизни, в частности в «Антоновских яблоках», иногда усматривают поэтизацию крепостного времени. На самом деле свежий запах антоновских яблок символизировал для писателя прежде всего здоровье, простоту и домовитость крестьян, разумный трудовой быт, здоровые устои деревенской жизни. Эти устои основаны на неразрывных узах с землей. Именно они создали неповторимый пласт отечественной народной культуры, которая постепенно исчезает, разъедается городской цивилизацией. Поэтому рассказ «Антоновские яблоки» имеет подзаголовок «Эпитафия». Деревня смиряется и сиротеет. И рассказы Бунина кажутся поэмой запустения помещичьих гнезд и глухих деревень.

Но герои Бунина страдают не только и не столько от социальной несправедливости, от разорения и угнетения. В большинстве своем его герои (мужики, разорившиеся помещики, священники, барышни) задумываются над вечными вопросами бытия. Писателя остро интересует мироощущение представителей разных социальных слоев (крестьян, разночинцев, помещиков), соотношение их духовного опыта, его истоки и перспективы. Эти интересы не уводили Бунина от реальной действительности, ибо именно она определяла взгляды и чувства его персонажей. И особенно мучителен для Бунина разрыв между внешними побуждениями и действительным положением вещей. При этом Бунин далек от идеализации крестьянства. Он показал, как многовековое рабство одинаково искалечило души и крестьян, и помещиков, как разрушительно воздействует рабский труд на человеческую личность. Рассказы «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Веселый двор» (1911), «Захар Воробьев» (1912) и другие, которые сам автор позднее назвал «беспощадными», показали читателям другую, непривычную, Россию, вскрыли самосознание масс на переломе, раскрыли противоречия русской души. Таков, например, главный герой рассказа «Деревня» Кузьма Красов, стремящийся к свету и добру, но раздавленный тупым и тяжким бытом и злобой остальных жителей Дурновки. А в «Суходоле» беспощадно рассказывается о духовном оскудении барчуков, упадке «дворянских гнезд» в начале прошлого века.

Судьба обрекла Бунина на расставание с родиной. Однако его рассказы и стихотворения, написанные вдали от России, по-прежнему неразрывно связаны с ней, ее широтой и несуразицей. Герои и героини его рассказов просто жили естественной жизнью, пытаясь осмыслить собственное предназначение на земле. При этом в ткань бунинских рассказов органично вплетаются раздумья самого писателя над существующими связями между прошлым и будущим, национальным и общечеловеческим, сиюминутным и вечным, определяющими судьбу России. Он пытался понять, что же представляет собой характер русского человека, русская душа. Бунин видел, что жизнь меняется, что возврата к прошлому нет и не может быть. Поэтому в его рассказах время неумолимо отсчитывает срок, отпущенный старому миру. Но каким будет новый мир, что ждет Россию, он предвидеть не мог, с ужасом описывая в «Окаянных днях» кровавую смуту революции. Поэтому Россия Бунина осталась заповедной страной одухотворенных пейзажей и надломленных людей, ищущих и не находящих свое место в новом мироустройстве.

Написал стихотворение «Родина» в 1896 г., когда был еще совсем молодым человеком и начинающим писателем. Но в нем уже прослеживаются мотивы, характерные для всего творчества будущего талантливого автора.

Жанр произведения - пейзажная лирика. Стихотворение представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере.

Основная тема

Основная тема - печальная картина безрадостной российской природы. Бунину, в отличие от многих русских поэтов и писателей, было свойственно критическое отношение к российской действительности. Это отношение можно назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной фальшивыми фразами.
Бунин не идеализирует русскую природу. Он выбирает самый неблагоприятный момент для ее созерцания: угрюмый зимний закат «под небом мертвенно-свинцовым». Тоскливая картина дополняется ощущением одиночества и оторванности от мира. Если большинство русских авторов восторгается необъятными просторами родной земли, то Бунин видит в этом только безнадежность и обреченность. Мрачные сосновые леса поглощают остатки света. До ближайшего жилья бесконечные русские версты. В памяти читателя невольно возникают картины заблудившихся и замерзших в лесах одиноких путников.

Вместе с тем беспощадный реализм Бунина всегда имеет нотки оптимизма. Успокоение приносит «туман молочно-синий», который дает надежду и веру в счастливый исход.

Бунин, несомненно, горячо любил Россию. Его творчество после вынужденной эмиграции целиком проникнуто воспоминаниями об оставленной Родине. Просто эту любовь поэт сдерживал своим рассудком, тщательно анализировал ее.

Сочетание безграничной любви и резкой критики - непростое качество для русского писателя. Очень просто все отрицать и поносить или, наоборот, идеализировать. Гармоничное восприятие неприглядной действительности - вот истинная заслуга Бунина. Стихотворение «Родина» показывает русский пейзаж в негативных красках. Тем не менее от него становится теплее на душе. Читатель понимает, что родная природа все равно очень близка и понятна сердцу. Даже смерть на родных просторах краше, чем на чужбине. Смягчение резких оценок в финале стихотворения еще больше утверждают эту мысль.

Композиция

Стихотворение построено из двух строф. Первая целиком посвящена мрачному пейзажу. Вторая более оптимистична, она сглаживает неприятное впечатление от первой.

Размер произведения - четырехстопный ямб, рифма перекрестная.

Выразительные средства

В миниатюре используются развернутые эпитеты: «мертвенно-свинцовым», «молочно-синий». Очень выразительны олицетворения: «угрюмо меркнет… день», «туман… смягчает». Туман в то же время сравнивается с печалью. Поэт удачно использует оксюморон «снежная пустыня».
Бесконечность родных просторов подчеркивается повторением союза: «и нет конца…», «и далеко…».


Основная мысль стихотворения

Даже признавая печальный и тоскливый характер российской природы, Бунин находит место для светлых мыслей. Печаль и тоску отчаявшегося человека способен скрасить простой туман. Он не избавляет от опасности, но вносит в душу умиротворение и покой. Возможно, в образе тумана писатель предвидел спасение России от грядущих бед революции и гражданской войны.

План анализ стихотворения Родина Бунина


  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

November 10, 2016

О произведениях И. А. Бунина нелегко говорить, потому что по сравнению с ним чувствуешь себя совершенно косноязычным. В 21 год начинающий поэт, у которого не было лично наболевших глубоких тем, пишет удивительное стихотворение. Его анализ - Бунин, «Родине» - тема данной статьи. Спустя пять лет поэт создаст поразительный и узнаваемо точный пейзаж, который назовет «Родина» (1896). Разбору этого произведения мы также уделим внимание.

Насмешки глупых детей

В «Родине» всего в 12 строках поэт нам не раскрывает ни свой потенциал, ни ярко выраженную индивидуальность, ни потрясающий чеканный стих. Он еще не набрался опыта, хотя уже печатался с 17 лет. В духе времени он пытается отобразить социальное зло. Его родина проста, убога и черна. Над ней глумятся. Кто? Ее же дети. Если вдуматься и провести анализ (Бунин, «Родина»), то мотив этот не нов. Нет в нем свежести, чувствуется вторичность и перепевы мотивов демократически настроенных поэтов, писателей и художников.

Нищая крестьянка

Такой предстает страна во всех строках. Так и видишь ее, как на картинах передвижников или в незабываемом стихотворении А. Блока «Грешить бесстыдно…», написанном много позже. Она - робкая, забитая, в тяжелом салопе, подвязанном веревкой, в клетчатом теплом платке, сама себя стесняющаяся, - такова Россия, если проводить анализ. Бунин родине-матери показывает ее спокойного и нахального, сытого сына, у которого лоснятся щеки и выпирает живот. Он ее стыдится перед своими всем довольными городскими друзьями, которые нахватались вершков культуры, но глубины в них нет. Печален анализ. Бунин Родине не придает украшающих внешне черт. Он использует здесь прием аллегории и открытую насмешку над ее так называемыми детьми, недостойными ее духовной красоты и мощи.

Финал - что получает родина-мать

Улыбку состраданья - ведь она брела (не ехала, так как она нищая) сотни верст, чтобы свидеться со своей кровиночкой, копила, чтобы отдать ему последний грошик. А само свидание, судя по всему, пройдет быстро и кратко: она такая сыну родному не нужна. Вот о чем говорит смысловой анализ. Бунин родине-матери сочувствует, но что он может сделать, если кругом тупая дикость и жажда наживы. Это, конечно, не эпиграмма, но сатирический портрет здесь присутствует.

Основная мысль автора

Детям этой родины она требуется в блеске и величии, в затрапезном виде - не нужна. Мы продолжаем анализ стиха «Родине». Бунин, пользуясь олицетворением, показывая простую русскую женщину в образе Родины, пытается открыть ее недосягаемое духовное превосходство над разбогатевшими и рвущимся к еще большим деньгам детьми. Кто эти дети? Бывшие крестьяне, превратившиеся в мелких и жадных лавочников, у которых ничего святого нет. Стихотворение написано классическим ямбом. Деревенскую и провинциальную глушь с городом здесь сталкивает Бунин («Родине»). Анализ стихотворения говорит только о полной безнадежности и безвыходности ситуации. О тупике.

Спустя пять лет

Теперь мы видим другого Бунина, который лирически раскрыл красоту своей страны. Это стихотворение «Родина». Оно еще короче, но гораздо более значимо.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Родина»

«Родина» - это миниатюрная зарисовка зимнего вечера. В стихотворении из восьми строк, написанных ямбом, всего два глагола. Угрюмо и долго меркнет зимний день. Пейзаж нерадостен. Небо - мертвенно-свинцовое. Куда ни глянь - вокруг неоглядные сосновые леса, до деревень - далеко. Вторая часть зримо дополняет первую. Создается впечатление, что пейзаж написан на холсте. Он настолько выразителен, насколько спокойна и пустынна природа. Сумрачную снежную даль и заснеженную пустыню закрывает и печально смягчает даже не белый, а молочно-синий туман. И. Бунин чрезвычайно точен в определениях, а потому и вырисовывается картина необъятной страны (сосновым лесам не видно конца, деревни - неизвестно где). Зимним вечером пейзаж наполнен неясными полутонами. Родина предстает перед читателем во всей ее печальной и кроткой красе. Мы привыкли к ней такой, часто неяркой и неброской, но берущей душу за живое, иногда сказочно-красивой во всех ее проявлениях, даже в таких грустно-безнадежных и печальных. Поэт показал свою любимую деревенскую Родину, хмурую, сумеречную, тусклую, обрамленную сосновыми лесами, конца и края которой не видно.

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

С самых первых строк стихотворения читатель ощущает переживание поэта за свою Родину, за дом, где он родился.

В первом четверостишие Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читая эти строчки, мне представлялись заброшенные избы глубокой осенью из которых валит трубою дым. И хотя полевые работы закончены, люди мерно создают уют у себя дома из того что есть. А есть у них не так много - простота да "черные хаты". Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России. Как раз в эти года по России прокатился голод. И без того "убогая" Россия, голодала. Как тут не глумиться?

Но какая бы она не была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама. И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет "ко дню свиданья". А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И "стыдитесь", если вам этого так хочется.

Большинство эпитетов стихотворения окрашено в темные тона и несут негативную нагрузку. Поэту словно не хватает "убогого" вида и он наделяет хаты своей Родины черным цветом. Дальше еще "печальнее", мать - самый близкий и любимый человек у каждого из нас, предстает в унизительном виде перед "нахальным" сыном. Что это? Что хочет сказать Бунин? Неужели, олицетворяя Родину с матерью, поэт не смог подобрать более мягкого сравнения. Если по-настоящему пережить слова, сказанные поэты, становится не по себе. Хочется кричать: "Где же твоя душа. О сын! Сын матери, сын своей Родины."

Обсуждение анализа стихотворения

Бунин Родина

Иван Алексеевич Бунин за время своего существования создал большое количество как рассказов, так и стихотворений. Читая его произведения, с неловкостью на душе понимаешь, что если сравнивать его творчество и язык, который использует в настоящее время современный человек, второй вариант считается косноязычным, нежели искусным литературным.

Писать произведения И. А. Бунин начал еще в раннем возрасте. Практически в каждом творении затрагивается какая-либо наболевшая тема, с которой лично столкнулся писатель. По достижении 21-летнего возраста писатель представляет миру произведение, которое рассказывает о его родине. Тематика творения раскрыта глубоко и с первых строк удивляет своей особенностью. Стоит в обязательном порядке рассмотреть стихотворение наиболее подробно и проанализировать строки, каждая из которых скрывает глубокий смысл.

Следует отметить, что писатель в свое время рисовал и картины. И. А. Бунин был настоящим мастером на все руки и в 1896 году создает пейзаж, который до мелочей отображен в ранее (пять лет назад) написанных строках.

«Родина» Иван Бунин


Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Насмешки глупого народа

В произведении, именуемом как «Родина» имеется всего-навсего двенадцать строк. Этих стихотворные рифмы не раскрывают истинный потенциал самого писателя, они не показывают ярко выраженные индивидуальные черты прозаика, а рифмы не отчеканены до идеала, потрясая своими строфами. Это все потому, что автор еще молод и не имеет особенного опыта при написании произведений, хотя его уже печатали известные издания с 17-летнего возраста. Стихотворение, при первом впечатлении, сыровато и молодо.

И. А. Бунин старается использовать в произведении дух времени, с помощью которого он старается максимально искусно отобразить перед читателем и критиком зло, которое скрывается в социальных слоях населения. Он показывает родину в виде простой, убогой и черной земли. Автор отмечает, что над просторами родины глумятся не только взрослые люди (крестьяне, руководители), но и сами дети, которых она родила и пытается воспитывать.

Если вчитаться в представленные критику строки, мотив данного произведения считается далеко не новым. В нем нет исключительной и особенной свежести, с первых же строк ощущается вторичность, а само произведение воспринимается как дубликат чего-то, уже ранее созданного другими писателями. В рифмах заметны перепевы иных поэтов, писателей, а также художников, которые уже ранее писали на демократическую тематику.

Нищета и крестьяне

Особое внимание в произведении И. А. Бунина уделяется именно крестьянам, именно простому человеку, а в особенности женщинам, которые постоянно страдают, - нищим крестьянкам. В виде именно такого образа автор старается показать читателю саму Россию в период становления в качестве самостоятельной и независимой державы. Нищая родина прослеживается практически в каждой строке стихотворения. Она таковой является в глазах каждого человека, проживающего на территории государства, хотя некоторые этого не показывают и тщательно скрывают. Нищету родины описывал не только Бунин, но и многие передвижники того времени, к примеру, А. Блок писал «Грешно и бесстыдно…».

В произведении И. А. Бунина нищая крестьянка описана человеком с робким характером, в простом одеянии, подвязанном обычной бечевкой. Женщина представлена в таком образе, как будто она сама себя стеснятся, а на голове располагается клетчатый теплый платок. При проведении анализа стихотворения сразу же становится понятно, что таким образом автор передает состояние России.

В произведении «Родина» также описан и сын такой женщины. Это достаточно спокойный и по-своему нахальный человек с выпирающим упитанным животом и с лоснящимися щеками. И. А. Бунин показывает читателю, что описанный в произведении сын очень сильно стыдится того, какова у него мама. Он боится сравнивать ее образ с городскими товарищами, которые восхваляют различные типы изысканной моды и нахватались основ с вершины культуры. На самом же деле в таких друзьях нет особенной глубины познания настоящего и правильного внутреннего мира.

В произведении И. А. Бунина нет украшений, позволяющих преподнести родину с наилучшей стороны. Автор применяет общеизвестный для писателей метод аллегорий и открытым образом описывает насмешки над детьми России, которые никоим образом не достойны ее особенной красоты в духовном плане, дети не понимают, насколько родина может оказаться мощной.

Что получает родина-мать?

Автором в особенности описываются страдания, которые постоянно испытывает его родная земля. Она постоянно поддается гнету как со стороны местного населения, так и из заграницы. Несмотря на все это, родина способна улыбаться, ведь она долгое время брела на протяжении сотни верст. В стихотворении в качестве родины описывается нищая крестьянка, которая отправилась в дальний путь к своему сыну, к своей родной кровиночке, чтобы отдать ему то, что она накопила после последней встречи.

Как понятно уже из начальных строк, свидание женщины и ее сына произойдет достаточно быстро и разговор при этом будет кратким. Такая женщина – нищая, некрасиво одетая – сыну вовсе не нужна, и видеть он ее не хочет. Этот вывод приходит после проведения смыслового анализа строк в стихотворении.

В произведении И. А. Бунина видно, что автор сочувствует родине-матери. Писатель указывает, что сделать с этим практически ничего нельзя, так как вокруг существует только тупая дикость и жажда наживаться на других у людей того времени. Следует отметить, что в произведении присутствует определенный сатирический портрет, который не является эпиграммой.

Основная мысль в стихотворении «Родина»

Стихотворение И. А. Бунина достаточно небольшое, но скрывает в себе глубокий смысл. Писатель старается передать читателю множество вещей, которые свойственны человечеству. Автор отмечает, что гражданина России того времени требуется родина в виде величественной, яркой и блестящей державы, а в затрепанном и уставшем виде для человека, проживающего в России, - она бесполезна и вовсе не нужна.

Продолжая описывать анализ стихотворения, следует отметить, что в произведении «Родина» И. А. Бунин весьма искусно использовал олицетворение. Автор в качестве родины описал простую и нищую крестьянку. Таким образом, писатель указывает на то, что данная женщина находится значительно выше в духовном плане, чем зажиточные дети государства. У крестьянки есть множество превосходств над детьми, постоянно рвущимся к деньгам.

Здесь сразу же возникает вопрос: «Так кто же на самом деле эти дети?». В произведении «Родина» в качестве детей показаны бывшие крестьяне, которые ранее были такими же, как и женщина. Теперь же они превратились в мелких и жадных лавочников, у которых отсутствует все святое и мысли только о деньгах и наживе.

Следует отметить, что стихотворные строки в произведении написаны с использованием классического ямба. Автор старается противопоставить перед читателем жизнь в провинциальной глуши с бурным движением в черте крупного населенного пункта. Жизнь в данных местах совершенно различна и находится в постоянном противоборстве, имея различные законы и взгляды. И. А. Бунин старается показать, что такая ситуация безнадежна и не может иметь иного исхода – рано или поздно зайдет в тупик.

Особенности стихотворения «Родина»

Данное произведение представляет собой миниатюрную зарисовку, имитирующую зимний вечер. Следует отметить, что в произведении из 8 строк расставлено только два глагола – это свидетельствует о наличии ямба.

Зимний день представлен угрюмым и безрадостным. Небо в это время залито свинцом, а вокруг одни леса и деревни далеко не видно. При первом прочтении произведения кажется, что используемый стиль имитирует описание определенной картины, изображаемой на холсте. Строки в стихе настолько выразительны, насколько спокойно себя чувствует природа зимним вечером.

Автор весьма точно доносит до читателя свои определения, именно поэтому в итоге вырисовывается общая картина государства. Россия представлена в виде печальной красоты, к которой привык каждый человек. Такие слова способны проникнуть глубоко в душу и вызвать только настоящие эмоции.

Природа в стихах И. Бунина: анализ стихотворения "Родина"

Анализ стихотворения "Родина"

Природа нашей родины способна вызвать у русских писателей и поэтов самые разнообразные эмоции и впечатления, её многоликость и своеобразность никогда не оставляли их равнодушными, подталкивая к созданию неповторимых художественных образов, берущих нас всех за душу и пробуждающих глубокие, трепетные чувства к месту, где родился и вырос, к своей Родине.

В двух небольших четверостишиях, написанных Буниным еще в 1896 году, до того как он покинул русскую землю навсегда в 1920 году, четко, ясно и без всяких прикрас описана та Россия, которую он увез в своем сердце навсегда далеко на чужбину: старая и мрачная, еще не запятнанная кровью братоубийственной гражданской войны, унылая и лишенная радости, однако такая настоящая и самобытная, не лишенная своей определенной прелести, родная и поэтому все же любимая и дорогая.

Стихотворение начинается унылой и мрачной картиной одного зимнего дня, идущего к закату. Бунин очень точно с помощью цветовых эпитетов передает настроение этого дня, помогая читателям представить небо мертвенно-свинцового цвета, «сине-молочный» туман, пустыню из снега и даль, таящуюся в сумраке. Перед нами появляется унылая и мрачная картина зимнего дня на Руси, с её бескрайними и необъятными просторами, которые тянутся бесконечно и куда не взглянешь «нет конца лесам сосновым и далеко от деревень».

Если первая часть произведения поневоле вызывает тоску и уныние, когда все вокруг мрачно и уныло, на психику давит ощущение «мертвенно-свинцового неба», отсутствие людей и признаков жизни, то второе четверостишие уже не наполнено таким депрессивным настроением и художественные описания природы становятся более мягким и даже «человечными». Например, это чувствуется в сравнении молочно-синего тумана с чей-то кроткою печалью, которая «смягчает призрачную даль». В этом сравнении поэт объединяет природу с духом русского человека, делая их едиными в их кроткой печали. Вообще покорность всегда была присуща русскому крестьянству, та печаль, которую замечал Бунин во время своих поездок по российской глубинке в глазах детей и взрослых, была, по его мнению, предвестником тех страшных исторических событий, выпавших на долю русского крестьянства в дальнейшем. Природа и русский человек в этом стихотворении становятся одним целым, ведь как туман «смягчает сумрачную даль», так и светлая печаль делает лицо человека более мягким и беззащитным, смывает с него унынье и безысходность, добавляя черты одухотворенности и возвышенных чувств. Прочитав стихотворение Бунина, испытываешь бурю противоположных чувств, сначала это уныние и даже депрессия, а затем просветленность и светлая печаль. Для Бунина его Родина была и оставалась страной противоречий, в которой уживались разбитые колеи грязных дорог с завораживающей красотой пейзажей вокруг, невежество и бедность с красотой русской души. И хотя чувства к ней у него бывали весьма спорны и противоречивы, он всегда хранил её в своем сердце даже на далекой чужбине.

«Родина» И.Бунин

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Анализ стихотворения Бунина «Родина»

Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на такой поступок автору многочисленных произведений, который к тому моменту уже был признанным поэтому, писателем и публицистом, было непросто. Однако год, проведенный в Одессе, где Бунин стал очевидцем постоянно меняющейся власти, что сопровождалось кровавыми бойнями, вынудил известного литератора пересмотреть свое отношение к эмиграции. В 1920 году Иван Бунин навсегда покинул Россию и перебрался во Францию, время от времени сожалея о своем решении, но не предприняв ни одной попытки вернуться домой. Россия в восприятии Бунина так и осталась мрачной, неухоженной страной, которой он еще в 1896 году посвятил стихотворение «Родина». Два коротких четверостишья, лишенные попыток приукрасить суровую русскую действительность, впоследствии стали для автора своего рода заклинанием . Ту, старую и лишенную цивилизации Россию, которая еще не погрязла в кровавых распрях, поэт запомнил именно такой – мрачной, унылой и безрадостной. Однако это была подлинная родина Бунина, не лишенная самобытности и некоего очарования.

Создавая образ России, поэт использует множество эпитетов. Так, небо в его восприятии выглядит «мертвенно-свонцовым», напоминая лицо покойника не только своим цветом, но и той безучастностью, которая характерна для абстрагированных или же неодушевленных предметов. Сам по себе зимний день, по определению автора «угрюмо меркнет», не добавляя радостных мироощущений. При этом «нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень». Эта строчка свидетельствует о том, что перед нами – путеводные заметки автора в стихотворной форме. Вероятно, Бунину пришлось совершить путешествие по российской глубинке, которое настолько врезалось ему в память, что легло в основу стихотворения «Родина».

Вторая часть этого произведения уже лишена столь мрачной окраски и уныния, свойственных для первых строк . В частности, Иван Бунин обращает внимание на «молочно-синий» туман, который скрашивает неприглядность пасмурного пейзажа и добавляет ему некоторую таинственность. Его поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью, и в этом нет ничего удивительного. Ведь покорность – одна из национальных черт русского народа, жизнь которого Бунин воспринимает через призму общения с простыми крестьянами во время своих многочисленных путешествий по селам. При этом автор считает что печаль, которая таится в глазах не только взрослых, но и детей, связана с особым состоянием души славян, которые словно бы предвидят, какой будет их жизнь, поэтому заранее оплакивают многочисленные утраты и беды. Таким образом, Иван Бунин воспринимает русский народ и родную природу, как две части единого целого, которые находятся в гармонии и могут откладывать глубокий отпечаток друг на друге. Ведь туман, придающий русскому зимнему пейзажу особую красоту, который «смягчает сумрачную даль», имеет много общего с вековой русской печалью. Она разглаживает угрюмые лица людей, словно бы смывая с них выражение безысходности, делает их более одухотворенными и возвышенными. Но при этом в восприятии Бунина Россия остается весьма противоречивой страной, где великолепно уживаются совершенно несовместимые явления и понятия, которые при этом великолепно дополняют друг друга. Невежество соседствует с высокими моральными качествами, грязь российских дорог – с сумрачными и восхитительными в своей первозданной красоте пейзажами. И все это автор именует одним словом — Родина, к которой испытывает весьма противоречивые чувства.

Слушать стихотворение аБунина Родина

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Родина