О григорьев сом. «Маленькие комедии» Олега Григорьева. Гений против употребления

Григорьев Олег Евгеньевич был очень обаятельным человеком, которого отличал острый ум и трезвость суждений. За всю жизнь этот человек попробовал себя в различных сферах. Он работал и музыкантом, и художником, и писателем. Особенно хорошо у него получалось писать детские произведения.

Первый детский сборник под названием «Чудаки», написанный Олегом Григорьевым вышел в 1971 году. В нем он показал веселых, шкодливых и наполненных жизнью героев. Стихи поэта полюбились и студентам, и школьникам, и даже самым маленьким детям.

Творчество Григорьева О.Е. всегда было близко к фольклору. Многие стихотворения, известные ныне как «творчество народа», были созданы именно Олегом Григорьевым.

Следующая книга писателя «Витамин роста» не вызвала такого бурного одобрения. Власти посчитали ее опасной для молодежи, хотя написана она была весело и безобидно. К сожалению, этот сборник так и не опубликовали. Этот момент стал переломным в жизни писателя, так как он отчаянно нуждался в поддержке, которой так и не получил.

Творчество Григорьева всегда было оригинальным. Стихи всегда создавались на основе каких-то нереальных событий. В них присутствовало много черного юмора и упоминаний смерти в различных ее проявлениях.

Не многие современники Григорьева О.Е. могли назвать его одним из самых лучших писателей своего времени. Однако в настоящее время его стихи становятся все более популярными.

ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ

Даты жизни : 6 декабря 1943 - 30 апреля 1992
Место рождения : город Москва, Россия
Русский поэт и художник

Олег Григорьев - одна из самых трагических фигур в нашей детской литературе. Как же так - автор таких смешных стихов, и трагическая? Однако, так бывает.

Родился он в годы войны в Вологодской области. Мама его была аптекарем. После войны они переехали в Ленинград, где Григорьев поступил в школу при Академии художеств, но был отчислен. Живопись и графику он не оставил, дружил с художниками, среди которых были такие впоследствии знаменитости, как М.Шемякин и "митьки". Первые его стихи пришли к народу через устное творчество - напечатать их тогда было совершенно невозможно, потому что в них тотчас же увидели бы "клевету на существующий строй". Тогда, в 70-80-е годы, в основном, глухие и слепые по отношению к настоящему искусству чиновники, пресекали попытки "идти не в ногу", а любой эксперимент считали вражескими выходками.
В 1971 году появилась книга Григорьева "Чудаки", а сам поэт оказался в ссылке в Вологодской области. В 1980-м сборник "Витамин роста" был раскритикован. Одна чиновная дама кричала: "В то время, когда мы все готовимся к Куликовской битве, появляется такое!!!". (Как раз тогда отмечался юбилей Куликовской битвы). Гнев высокого начальства вызвало, например, стихотворение "Былина".

Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: "Дурачок ты, Славочка".
Вынул Славочка карандашище.
Написал в тетрадь: "Ты дурачище".
Борища взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славища взял скамеищу
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька.

Глубоко воспитательное стихотворение о том, как из-за глупости начинается вражда, и чем это кончается.
Совершенно не вписывался Григорьев со своим грубоватым юмором, шутовством, иронией в ту систему воспитания, ограниченную "установленными рамками". Да еще стихи его были опубликованы в эмигрантских изданиях... На долгие годы остался Григорьев без публикаций.
Жизнь складывалась тяжело и в остальном: безденежье, болезни, бытовые проблемы... Олег Григорьев рано ушел из жизни, успев увидеть ещё толь-ко одну изданную книгу - "Говорящий ворон".
Теперь его стихи печатаются. В нынешних сборниках другой Григорьев: более благообразный, как бы причесанный. Стихи его, через призму нынешнего времени, выдающиеся, но уже не шокирующие, без переборов по части "черного юмора", добрые, вызывающие улыбку.

Мой приятель Валерий Петров
Никогда не кусал комаров.
Комары же об этом не знали
И Петрова часто кусали.

Дети в стихах Григорьева непосредственные и наивные:

Я забрался под кровать,
Чтобы брата напугать.
На себя всю пыль собрал.
Очень маму напугал!

Дружба, сквозная тема его творчества, показана с разных сторон. Бывает и так:

Мы летом у бабушки жили,
Соседом был Коля у нас.
Мы с Колей так крепко дружили,
Что даже подрались пять раз.

И в рассказах Григорьева анекдоты из детской жизни содержат насмешку, над ложным трудолюбием, например:

"Два брата лежат на диване.
- Мы сегодня в квартире порядок наведем, - говорит один.
- Да-да, - говорит второй, - порядок. Возьмем метлу и тряпку, пол вымоем и на полке приберем. Мама придет с работы и увидит порядок. Интересно, что скажет мама?
- Она скажет: "Молодцы, порядок навели!"
- Нет, она скажет "Вот молодцы, навели порядок!"
- Нет, она скажет: "Порядок навели, вот молодцы!"
Пришла мама с работы:
- А ну-ка, марш на двор, безобразники! Опять развели беспорядок!"

Замечательное по интонации стихотворение "Гостеприимство" дает нам повод задуматься, ребенок или взрослый - его герой:

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру -
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать-
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать -
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать -
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?

Довольно редко у поэта бывает легкое, беспечное настроение, ощущение счастья от неожиданностей, которые порой дарит жизнь:

Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матроски он чихнул,
По-матросски разбежался
И солдатиком нырнул.

Более типичны для Григорьева такие стихи:

Прохоров Сазон
Воробьев кормил:
Бросил им батон -
Десять штук убил.

Они считались опасными. Наверное опасность эта и остаётся. Она в бесстрашном разоблачении зла.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.22-23., ил.

ЛУЧШИЕ КНИГИ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА

Часто откровенные детские наблюдения и впечатления забываются, и во взрослом человеке погибает ребенок. У Олега Григорьева эти впечатления превратились в стихи, в которых, словно в зеркале, отразилась целая эпоха в истории России. Те россияне, кому за 30, без труда узнают в стихах Олега Григорьева свое детство. «Взрослая» обращенность детской поэзии Григорьева сделала его широко популярным прежде всего в родительской среде, а парадоксальность поэтического мышления – в детской.
Стихи Олега Григорьева действительно трудно разделить на детские и взрослые, но все они написаны со свойственной детям пристальностью к приметам и мелочам жизни, которые еще не делятся на добрые и дурные, на черное и белое.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. БАБУШКА /О.Е. Григорьев. - М.: АСТ; Малыш, 2009.- 12 с.: ил. - (Планета детства).

Детям мы отдаем все самое лучшее - любовь, внимание, заботу. И, конечно же, дарим им самые лучшие детские книжки. В этой книге - стихи Олега Григорьева для малышей.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. БЕЖАЛИ И ПАДАЛИ /О.Е. Григорьев. - М.: Рипол Классик, 2015.- 120 с.

В книге собраны стихотворения Олега Григорьева.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ГОВОРЯЩИЙ ВОРОН /О.Е. Григорьев. - М.: Дет. лит., 1989.- 64 с.: ил.

Третья книга стихов ленинградского поэта. Стихи смешные, удивительные, показывают предметы и жизненные случаи с неожиданной стороны, делают окружающий нас мир непривычным и легко узнаваемым, понятным и привлекательным. Стихи не только развлекают, но и неназойливо поучают ребят.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ОЗОРНЫЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. - М.: Рипол Классик, 2010.- 96 с.: ил.

В сборник вошли самые популярные стихотворения поэта. Однажды во время встречи с ребятами кто-то из них спросил его: «А сколько росту вы весите?» Он, не задумываясь, ответил: «Метр семьдесят килограмм». Открыв книгу с иллюстрациями Николая Воронцова, вы словно начнете играть в веселую и остроумную игру.


ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ПТИЦА В КЛЕТКЕ / О.Е. Григорьев. - М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015.- 272 с.

Наиболее полное издание литературного наследия поэта Олега Григорьева, в которое включены его стихи для детей, лирика, поэма, а также прозаические произведения. Творчество Григорьева охватывает примерно тридцать пять лет - с конца 1950-х до начала 1990-х годов. В книге представлено около семисот текстов, однако за ее пределами осталось еще немало его произведений, которые необходимо собрать и сделать достоянием широкого круга читателей.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. САЗОН И БАТОН /О.Е. Григорьев. - М.: Белый город, 1997.- 48 с.: ил.

Эта книга - сборник стихов Олега Григорьева. Кто не читал, тот очень много потерял. Смешные стихи написаны в духе юмористического журнала для детей и взрослых. Потрясающее остроумие. О соседях, друзьях и родственниках, о батоне, пироге и осах шутит Григорьев. Из простой ежедневной картинки можно сделать правильный логический вывод. Не поспоришь. И ведь смешно.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ /О.Е. Григорьев. - М.: Самокат, 2010.- 80 с.: ил.

Ирина Затуловская, проиллюстрировавшая сборник, решила сделать его сине-красным, как двусторонний карандаш.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ХУЛИГАНСКИЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. - М.: Амфора, 2005.- 96 с.: ил.

В книгу вошли самые известные детские стихотворения петербургского поэта Олега Григорьев. При жизни он успел издать всего несколько книг для детей, но завоевал любовь многих и многих читателей. Стихи, которые отличаются особым юмором и парадоксальностью мышления, необычайно популярны и среди детей, и среди родителей.


ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧЕХАРДА / О.Е. Григорьев. - СПб.: Лениздат, Команда А., 2013.- 48 с.: ил.

В этой книге собраны избранные стихи для детей, невероятно смешные и остроумные, яркие и запоминающиеся, парадоксальные и абсурдные, они не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей! В каждом кроются загадки и происходят таинственные превращения. Стихи Олега Григорьева - автора, который сам никогда не хотел взрослеть, - по-настоящему живые: они прыгают, скачут, летают и кувыркаются. А иллюстрации Александра Флоренского точно и деликатно продолжают эту игру с читателем. Получается смешно, весело и очень интересно.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧУДАКИ И ДРУГИЕ /О.Е. Григорьев. - М.: Дет. лит., 2006.- 128 с.: ил.

В книге собраны лучшие веселые стишки для детей питерского писателя.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧУДНОЙ НАРОД /О.Е. Григорьев. - М.: АСТ; Малыш, 2009.- 128 с.: ил. - (Любимое чтение).

В сборник вошли стихи талантливого детского поэта, у которого был оригинальный, своеобычный взгляд на обыкновенные вещи.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ШЛИ ВПЕРЕД - ПРИШЛИ НАЗАД /О.Е. Григорьев. - М.: Азбука-классика, 2010.- 224 с.

…Шестидесятые - восьмидесятые годы прошлого века, на которые пришлась творческая жизнь Григорьева, выпестовали в нашем обществе резкий, отчетливый тип внутреннего эмигранта, в душе своей чуждого всего официального, презирающего строй и власть, но не идущего на прямую конфронтацию с ними, а предпочитающего занять свою, по возможности, отдаленную и отделенную от них нишу. Культура улиц и кухонь, культура тайного протеста, ерничанья, насмешки, анекдота стала фактически культурой народа, его живым фольклором. (Михаил Яснов).
В настоящий сборник вошли избранные стихотворения Олега Григорьева.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЩЕКОТНЫЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. - М.: Азбука-Аттикус, 2011.- 80 с.: ил.

Кто такой Олег Григорьев? Поэт. Художник. Яркий представитель ленинградского андеграунда. Непосредственный, искренний и ранимый Человек. А еще - автор этой книжки. Кто такой Николай Воронцов? Карикатурист-надомник. Призер и лауреат. Любитель плюшек. А еще - самый веселый художник на свете и автор иллюстраций к этой книжке. Что получится, если к стихам Олега Григорьева добавить иллюстрации дяди Коли Воронцова? Получится замечательная книжка, полная веселой непосредственности, игры и озорства. Раскройте ее на любой странице и убедитесь, что удержаться от смеха просто невозможно. Потому что это - очень щекотные стихи!

См. также:

Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992) – поэт и художник, яркий представитель ленинградского андеграунда, родился в эвакуации в Вологодской области. После войны с матерью и братом переехал в Ленинград. Рисовал с раннего детства, и должен был стать художником. Учился в художественной школе при Академии художеств, был исключён из неё в 1960 году с формулировкой «за формализм», на деле – за попытки отстоять свою индивидуальность. Со многими известными ныне художниками сохранил дружбу. Работал сторожем, кочегаром, дворником.
В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшего широко известным «детским народным» стихотворением.
В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами абсурда и чёрного юмора, из-за чего его часто ставят в один ряд с Хармсом и другими обэриутами. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностью, искренностью и детской ранимостью.
В начале 70-х был осуждён на два года «за тунеядство», отбывал наказание на принудительных работах – строительство комбината в Вологодской области. Был досрочно освобождён. В 1975 году принимал участие в известной выставке в ДК «Невский».
В 1981 году в Москву вышла вторая его детская книга «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей «официальных» литературных кругов, и Григорьев не был принят в Союз писателей.
Следующая его книга, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.
Умер 30 апреля 1992г. в Петербурге от прободения язвы желудка. Похоронен в Петербурге, на Волковском кладбище, а в доме на ул.Пушкинской, 10 открыта мемориальная доска с его именем.

Русский пьющий поэт.

Начинал как художник, но был изгнан из художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне - Академия художеств) в Ленинграде.

О.Е. Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником и т.п.

В 1961 году сочинил четверостишие: «Я спросил электрика Петрова…». Подобные вирши получили в народе название «садистских стишков».

«Автор «Я спросил электрика Петрова, ты зачем надел на шею провод» (да, да, у этого шедевра есть автор!) дивный поэт и художник Олег Григорьев сидел за тунеядство и был всячески гоним. Зато всего через десять лет после смерти в 2002 году удостоился мемориальной доски.
Там сказано, что в этом доме он жил.

А надо было на ней написать одно из его самых дивных стихотворений:

Посиди в чулане –
И как можно длительно:
Серый город станет
Просто ослепительный».

Гарбер Н.М., Как писать в XXI веке?, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г., с. 329.

«… поэт Олег Григорьев, талантливый последователь Хармса и обериутов , - показательный пример спивающегося русского писателя. Мы об этой очень распространённой стезе не говорили, поэтому биографию Григорьева я приведу чуть подробней.
В юности он «не отстоял себя как живописца» и в начале шестидесятых был изгнан из художественной школы при Академии художеств. Изгнали его за то, что рисовал не то и не так, был насмешлив и скандален, имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни.
Вообще человек был талантливый - в частности, имел тонкий музыкальный слух и мог виртуозно воспроизводить арии из опер. Сочиняя стихи, вживался в роль, как Аркадий Райкин , но был ребёнком и чудаком по природе - с таким взглядом жил и писал.
В итоге несовместимости этого взгляда с советской властью Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником, стал поэтом, сочинил «детское народное» стихотворение про электрика Петрова, а в 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной.
По нескольким её произведениям сделали выпуски журнала «Ералаш», а многие стихи вошли в питерский городской фольклор. Григорьев видел взрослых глазами детей, и детей глазами взрослых, что обеспечивало ему популярность у обеих сторон.
Миниатюрный формат стихов легко запоминался, частушечная парадоксальность цепляла, а правдивость описания накопившегося в обществе идиотизма - подкупала:

«Ты просто трусиха.
Здесь нет никого,
Спокойно и тихо.
Дрожать-то чего?»
Так папа сказал...
Но, выйдя из зала,
И папа дрожал,
И мама дрожала.

Тем не менее - или именно поэтому - в начале 1970-х Григорьев был осуждён на два года «за тунеядство» и отправлен на принудительные работы - строил комбинат в Вологодской области. Григорьев говорил, что в любом стихе должна быть «сила удара», иначе он станет бесконечно слабым.
Его поэзии это не грозило - из Вологодской ссылки, кроме увлекшей его там коллекции бабочек, он привёз стихотворение:

«С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой».

Его освободили досрочно, в 1975-м он уже принимал участие в известной выставке в ДК «Невский», но всё равно начал пить и становится несовместимым не только с социальной жизнью, но и с бытовой.
Тем не менее, в 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга - «Витамин роста». Однако стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова .
Григорьев, сам того не ведая, показал стереотип мышления апологетов тоталитарной системы и то, как легко и весело он разрушается. В итоге Олег не прошёл в Союз писателей СССР, а затем в «Комсомольской правде» вышла статья «В чём повинны воробьи?», подвергающая Григорьева наряду с двумя другими поэтами резкой критике.
И хотя в 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей «Витамин роста», в 1988 году был снят одноименный мультфильм, а в 1989-м вышла новая книга Григорьева «Говорящий ворон», «эффект Левши» был уже непреодолим - Олег пил:

Как вы думаете,
Где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
- Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте!
Хоть это и грустно,
Но по крайней мере вкусно!

В том же 1989 году поэт получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции»), однако защита писателей снизила кару до условного срока.
Пьянство неотвратимо продолжилось, и в 1992 году Григорьев умер от прободения язвы желудка, опровергнув собственное стихотворение:

«Смерть прекрасна и так же легка,
Как выход из куколки мотылька».

Гарбер Н.М., Как писать в XXI веке?, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г., с. 360-362

О.Е. Григорьев повлиял на то, что питерские «митьки» называют своим творчеством…

Друзья юности Олега Григорьева рассказывали, что он не хотел взрослеть. Был он невысок, моложав, тонкой кости и долгое время говорил, что ему семнадцать лет. Мы познакомились, когда ему уже перевалило за сорок. Он был бородат, испит, болен, но на трезвую голову неожиданно превращался в ребенка, с простодушным удивлением и радостью открывавшего знакомый мир.

Григорьев родился 6 декабря 1943 года в Вологодской области. Отец вернулся с фронта - но запил. Мать Олега с двумя детьми уехала в Ленинград, где прошла вся жизнь будущего поэта и где он умер 30 апреля 1992 года.

В детстве Олег был, как тогда говорили, «центровым» - жил он с матерью и старшим братом в двух шагах от Дворцовой площади, - и все игры проходили в центре города: в проходных дворах на Невском или в собственном дворе, где приходилось что ни день завоевывать свое право на место под солнцем.

Олег рано начал рисовать. Но большинство его детских рисунков погибло во время наводнений, когда, что ни год, вода заливала подвальную комнату, где они тогда жили. Он хотел учиться, но в первый же школьный день у него украли портфель со всеми столь тяжело по тем послевоенным временам собранными учебниками и тетрадями. Он хотел дружить с ребятами - но не знал, как с ними ладить. Он хотел рисовать одно - педагоги заставляли делать совсем другое...

Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, «не отстоял себя как живописца». В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни.

Больше всего Григорьев любил рисовать предметы быта - рядовые, обезличенные: кухонную утварь, рабочую разношенную обувь, будничную одежду, грубо сколоченную мебель. А также насекомых, птиц, животных и многочисленные детские и взрослые фигурки, такие же обезличенные, лежащие вповалку или бегущие куда-то в никуда за край желтого, оборванного листа.

Все эти рисунки оживают в его стихах, где нельзя провести границу между детским и взрослым миром, где все постоянно превращается друг в друга и в свою противоположность и где простодушный примитивистский взгляд художника дотошно вычленяет, что, как, каким образом сделано и устроено. Многие его произведения - это просто перечни: деталей, рецептов, фигур, движений, параграфов, школярских выходок, рабочих операций.

В эти годы - не став живописцем, но сохранив дружбу и духовную связь со многими известными ныне художниками, - он становится поэтом. И на эти же годы приходятся начало его пьянства, отсидка в Крестах, ссылка, вытеснение из взрослой литературы в детскую, из детской - в непечатание; а дальше - усилившаяся бытовая несовместимость с миром, пьянство, психушка, снова Кресты, бездомность, ранняя и нелепая смерть...

1969-1980-й годы, на которые пришлась творческая жизнь Григорьева, выпестовали в нашем обществе резкий, отчетливый тип внутреннего эмигранта, в душе своей чуждого всего официального, презирающего строй и власть, но не идущего на прямую конфронтацию с ними, а просто предпочитающего занять свою нишу. Культура улиц и кухонь, культура тайного протеста, ерничанья, насмешки, анекдота стала фактически частью культуры народа, его живым фольклором.

Человек уличной культуры любит и лелеет уличный миф. Так сделались легендарными знаменитые в недавнем прошлом злачные места ленинградских поэтических сходок. Редкие таланты, прошедшие сквозь эту среду и сумевшие вынести ее разрушительное влияние, донесли до сегодняшнего дня романтическую сказку, в которую легко и жадно верится. Смутный быт Григорьева тоже со временем выветрится из памяти его друзей и современников, а хмельная невыносимость заместится органичностью и оригинальностью его поэтической натуры.

Сегодня дороги воспоминания именно о таком Григорьеве - талантливом и обаятельном. Например, о человеке с тонким музыкальным слухом, который мог виртуозно воспроизводить арии из опер, следуя всем тонкостям музыкальной партии. Эти воспоминания ценны еще и тем, что стих Григорьева антимузыкален, нередко коряв, расхристан - и одновременно фантастически искусен. Это та степень ритмической свободы, которая может быть достигнута только при особом внутреннем чутье, интуиции и абсолютном слухе. Отсюда же - то, о чем, например, вспоминает художник Ольга Флоренская: «Говорили с Олегом о стихах. Он сказал, что в стихотворении, будь оно длинным или коротким, обязательно должна присутствовать «сила удара» (тут он сделал очень энергичный жест руками). Если этого нет, то можно продолжать писать стихотворение до бесконечности. И все равно оно будет плохим и слабым».

Олег Григорьев был человеком разнообразных - странных и страстных - знаний. Известно, что из вологодской ссылки (после первой отсидки в Крестах) поэт привез ценную коллекцию бабочек, которая потом, конечно же, пропала. У энтомологов бытует выражение в духе самого Олега: летом они «сачкуют», а зимой «вкалывают». Короткие и яркие стихи Григорьева легко представляются такой богатейшей коллекцией пойманных летучих мгновений жизни, которые он с научной дотошностью «вколол» в машинописные листы.

В 16 лет Олег Григорьев написал четверостишие, сейчас известное чуть ли не каждому, - про электрика Петрова, который «намотал на шею провод». Многие удивляются, узнав, что у этого стихотворения есть автор. Оно давно уже вошло в фольклор, как и некоторые стихи из его первой детской книги «Чудаки», вышедшей в 1971 году. Едва появившись, эти стихи становились классикой:

Ну, как тебе на ветке? -
Спросила птица в клетке.
- На ветке - как и в клетке,
Только прутья редки.

Талант Григорьева был в чем-то сродни таланту Аркадия Райкина: поэт немедленно вживался в ту маску, которую надевал, являя миру многообразие столь знакомых нам персонажей - маленьких и взрослых подлецов, трусов, жадин, хулиганов и просто равнодушных. И, как нередко бывает с теми, кто пишет и для детей, и для взрослых читателей, у Григорьева немало стихов «промежуточных» - это дети, увиденные глазами взрослых, или взрослые, увиденные глазами детей. Это достаточно «неудобная» поэзия, ибо в обоих случаях герои оказываются носителями сомнительных нравственных ценностей, и автор не стыдится и не страшится это показать. Созданию особого колорита во многом способствовал и жанр миниатюры (идущий от раешника и частушки), который чаще всего встречается в творчестве поэта. Взрослая обращенность детской поэзии Григорьева сделала его широко популярным прежде всего в родительской среде, а парадоксальность поэтического мышления - в детской.

Разговоры об этой парадоксальности заставляют вспомнить о Хармсе. Связь между этими двумя поэтами прослеживается в присущей им обоим театральности, в многочисленных сценках и диалогах:

Как вы думаете,
Где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
- Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте!
Хоть это и грустно,
Но по крайней мере вкусно!

Однако и тут речь идет о более глубокой традиции, которая уходит в фольклор, в лубок, в раешник народного театра.

Фольклорность стихов Григорьева способствовала тому, что их тотчас взяли на вооружение подростки: его стихи оказались, по выражению фольклориста Марины Новицкой, в центре «юношеского фольклорного сознания семидесятых годов». Поэт интуитивно уловил и сформулировал накопившийся в обществе идиотизм («игрой в идиотизм» назвала известный филолог Л.Я. Гинзбург художественные поиски «митьков», которым по духу, а во многом и по судьбе близки и искания Григорьева) - тот идиотизм, что на разных уровнях стал результатом и выражением тоталитарной государственной системы.

Однако под всеми григорьевскими масками угадывается ранимый, бесконечно обманывающийся и в то же время по-детски лукавый и «подначивающий» автор - ребенок и чудак. И здесь мы опять оказываемся внутри традиции: ведь еще с двадцатых годов одним из героев детской поэзии (в противовес «героям дня» и пионерскому оптимизму) становится чудак - человек, прежде всего в своем бытовом поведении противопоставленный обществу, существующий сам по себе, по своим, казалось бы, странным законам. Уже тогда детская поэзия зафиксировала значительное и, увы, перспективное общественное явление - чудачество как форму «внутренней эмиграции».

По счастью, «Чудаки» Григорьева выпали из поля зрения литературных чиновников, а то бы небось уже в то время с ним попытались расправиться - как это и случилось десять лет спустя, когда вышла его вторая книга «Витамин роста». Причиной начальственного гнева был вовсе не «черный юмор», в разряд которого были занесены эти стихи. Просто Григорьев, сам того не ведая, показал стереотип мышления апологетов тоталитарной системы и то, как легко и весело он разрушается.

Ольга Тимофеевна Ковалевская, редактор третьей и последней прижизненной детской книги Олега Григорьева «Говорящий ворон», как-то рассказывала мне о своем знакомстве с поэтом. Он не пришел в издательство в оговоренный по телефону час, и после долгого ожидания Ольга Тимофеевна спустилась по делам на первый этаж, в библиотеку. Там она обнаружила неизвестного человека - он держал в руке птицу со сломанной лапкой и безуспешно дозванивался в ветеринарные лечебницы. Это был Олег Григорьев - подходя к издательству, он нашел раненого стрижа, зашел в первую же издательскую дверь и, забыв про все на свете, стал заниматься его судьбой. В зоопарке стрижу наложили лубок, но дома у Григорьева птица умерла. Так появилось одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений «На смерть стрижа»:

…Хоть у плохого, да поэта
В руках уснула птица эта.
Нельзя на землю нам спускаться,
На землю сел - и не подняться...

Смерть в разных ипостасях - любезный гость в поэтическом мире Григорьева. Она постоянно соседствовала с поэтом в реальной жизни - гибли от алкоголя, кончали с собой, становились жертвами сомнительных несчастных случаев его друзья. Так же и в стихах - многие герои Григорьева ходят по зыбкой грани между жизнью и смертью, легко перемещаясь из одного состояния в другое:

Смерть прекрасна и так же легка,
Как выход из куколки мотылька.

В 1989 году, на очередном нелепом судебном разбирательстве над Григорьевым, общественным защитником от ленинградской писательской организации выступал поэт и прозаик Александр Крестинский. На моей памяти А.Крестинский не раз защищал Григорьева от ханжества и самодурства советских чиновников. С тем большим уважением и вниманием к словам писателя хотелось бы привести несколько его наблюдений из отклика на книгу Григорьева «Стихи. Рисунки» (СПб., 1993):

«Олег Григорьев - поэт люмпенизированного российского мира, в котором стерлась граница между зоной и свободой, между тюрьмой и не-тюрьмой, между птицей в клетке и птицей на ветке. Когда захотят изучить и понять процесс нашего нравственного одичания - прочтут Григорьева, и многое станет ясно...»

«Персонажи стихов Григорьева не имеют имен. И в детстве, и во взрослости они кличутся по фамилии. Фамилии подчеркнуто массовые, рядовые, бесцветные: Клыков, Петров, Сизов... В детских стихах эти персонажи олицетворяют нелепый идиотизм школьной жизни. В стихах взрослых - те же Клыков и Сизов, только уже спившиеся, скатившиеся на дно. Казарменность пофамильного обращения отдает казенным домом, тусклым запахом прокуренного милицейского участка, тоской судебного зала, тяжелой духотой непроветренной конуры... Это придает стихам неповторимо-советский колорит».

Уже в юности выпавший из советской системы, Олег Григорьев и в смерти своей оказался «несостыкованным» с нею: его тело неделю пролежало в морге, пока народ шумел на майских митингах и вскапывал приусадебные участки. Только 8 мая 1992 года поэт, член ПЕН-клуба, за полгода до смерти принятый в Союз писателей, был наконец похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. А до того состоялось отпевание в церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади - той самой церкви, где отпевали Пушкина. Как сказал про Олега все тот же Александр Крестинский, «литература проходила свидетелем по делу жизни».

Олег ГРИГОРЬЕВ

С длинным батоном под мышкой
Из булочной шел мальчишка,
Следом с рыжей бородкой
Пес семенил короткий.
Мальчик не оборачивался,
И батон укорачивался.

Пойду домой, пожалуюсь маме,
Что луна зажата двумя домами.

Коля ходит в первый класс
Музыкальной школы.
Зачехленный контрабас
Втрое больше Коли.
Через лужи прямо вскачь
В школу он несется.
- Ну малютка и силач! -
Вслед народ смеется.
Как же так? Ответ простой:
Контрабас внутри - пустой.

Однажды я в шторы закутался,
Стал раскутываться и запутался.
Зато распутывался так старательно,
Что запутался окончательно.
Видимо, штора пошла винтом,
Но понял я это только потом.
Когда оторвалась штора,
Запутался я в которой.

Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И солдатиком нырнул.

ИДЕТ И СИДИТ

Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу -
Идем домой под зонтом.
Папа идет, сердит, -
Шляпа ему не идет.
Я на папе сижу -
Пальто на мне не сидит.

Если вы на качели сели,
А качели вас не качали,
Если стали кружиться качели
И вы с качелей упали,
Значит, вы сели не на качели,
Это ясно.
Значит, вы сели на карусели,
Ну и прекрасно!

Ты боишься высоты?
- Нет, нисколечко. А ты?
- Не боюсь, коль высота

Кто съел пирог?
- Мы не ели.
То есть мы съели,
Но не хотели.
Это все птицы.
Они прилетели
И, если б не мы,
Они бы все съели

ИЗ ДОМА В ДОМ

Из дома в дом трубу несут
Веселых пять ребят.
Смотри-ка, восемь ног идут,
А две ноги висят.

Посиди в чулане -
И как можно длительно:
Серый город станет
Просто ослепительный.

ДРОЖАЩИЕ СТИХИ

В запертом зале
Вздрогнуло что-то,
Будто ударил
Кто-то кого-то.

Дрожащий папа
Дрожащей рукой
Дрожащую маму
Повел за собой.

Дрожащую дверь
Открыл в темный зал,
Там кот дрожащий
На лавке дрожал.

Дрожащие стекла
В окнах дрожали,
Дрожащие капли
По стеклам бежали.

Сидела на раме
Дрожащая мышь.
Сказал папа маме:
«Ну что ты дрожишь?

Ты просто трусиха.
Здесь нет никого,
Спокойно и тихо.
Дрожать-то чего?»

Так папа сказал...
Но, выйдя из зала,
И папа дрожал,
И мама дрожала.

Рисунки Владимира Семеренко