Образ русской женщины в лирике некрасова. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера). Образ русской женщины в поэзии Н.А. Некрасова

Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова

Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова. Эта линия нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова («Три сестры», «Дама с собачкой»), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка - в «Олесе» А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова - и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».

Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему - тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.

Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки - героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.

Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга - один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему - «Утро» - также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».

Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня - реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:

Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца?

Усни… Умри!..

Лирическая героиня «панаевского цикла» - существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:

…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,

И вперед - в это темное море -

Без обычного страха гляжу.

Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией - и вот уже поэт восклицает:

Ее не стоило любить,

Ее не стоит ненавидеть,

О ней не стоит говорить!

Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова - об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!

Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне - «горя реченька бездонная» - кажется понятным, со­временным и сейчас.

Образ русской женщины занимает одно из самых важных мест в поэзии Некрасова. Поэт показывает судьбы своих героинь, подчёркивая, что если весь народ живёт плохо и трудно, то жизнь женщины во сто крат тяжелее:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Это строки из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская.. .» очень показательны и дают полное представление об отношении поэта к русской женщине. Некрасов называет свою героиню многострадальной матерью « всевыносящего русского племени». В этом видна гордость, восхищение её жизненными силами. Но в то же время автор говорит о покорности русской женщины:
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Стихотворение «В дороге» (1845) так же, как и предыдущее, носит социальный характер. Здесь Некрасов выступает в жанре социальной элегии, который он одним из первых ввел в русскую литературу. Размышления поэта о судьбе народа, а именно о жизни женщины-крестьянки, находят художественное воплощение в диалоге между лирическим героем и ямщиком. Характерно, что поэт избрал кольцевую композицию, начиная и завершая произведение словами лирического героя, а в центре мы находим исповедь ямщика, простого мужика. В первой реплике героя намечены острые проблемы, которые будут развиваться в творчестве Некрасова. Он говорит:
Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...
Ямщик рассказывает о своей жене Груше, которая была воспитана господами вместе с барышней, а потом возвращена в село. Грушу научили барским манерам, но «ни косить, ни ходить за коровой» она не умела. Не выдержав тяжёлых ударов судьбы, она стала увядать с каждым днём:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу...
Тоска и безысходность в жизни крестьянки подчёркнута кольцевой композицией и заключительной репликой лирического героя, с горечью благодарящего ямщика за то, что тот разогнал его «неотвязную скуку».
Ещё одно стихотворение о тяжёлой судьбе девушки-крестьянки - «Тройка» (1846). Оно также написано в жанре социальной элегии. Это трагическое произведение, в котором ярко виден контраст между красотой девушки и её тяжёлой судьбой. Некрасов поэтизирует красоту героини, используя новые краски в описании её внешности:
...Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Дальше поэт говорит о том, какой будет судьба этой девушки. Он подчёркивает трудность её жизненного пути. Характерно сравнение её с цветком («Отцветёшь, не успевши расцвесть»). Важное значение имеет кольцевая композиция, которую мы уже видели в стихотворении «В дороге». В последних двух строках показано отношение Некрасова к судьбе героини. Он пишет:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки...
Судьбу девушки изменить невозможно, ей суждено преодолевать этот тяжкий путь.
Но не только судьба женщины-крестьянки освещается в лирике Некрасова.
Так, в стихотворении «Когда из мрака заблужденья...» (1845) речь идёт о падшей женщине, которую пытается спасти герой-разночинец. В стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной...» (1847) также перед читателем предстаёт образ падшей женщины, которую нужда заставила опуститься на самое дно. Герой рассказывает:
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребёнку и ужин отцу.
Тема падшей женщины в лирике Некрасова звучит и в цикле «На улице» (1850), который считается итогом его творчества 40-х годов. В четвёртой сцене, которая называется «Ванька», изображены два типичных представителя городского дна: бедный извозчик и падшая женщина. Но поэт не высмеивает их, а сочувствует людям, у которых нет будущего:
Но оба вы - извозчик-дуралей
И ты, смешно причесанная дама, -
Вы пробуждаете не смех в душе моей -
Мерещится мне всюду драма.
И наконец, ещё «уличная зарисовка», одно из самых пронзительных произведений Некрасова, дающих наиболее яркое представление о его творчестве. Речь идёт о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом».
Очень просто и без пафоса лирический герой рисует ужасную картину: «... там били женщину кнутом». Но простота, отсутствие патетики - обманчиво. Лирический герой не просто сопереживает этой несчастной - он готов разделить её страдания.
И Музе я сказал:
«Смотри, сестра твоя родная...»
Именно боль за угнетённых, бесправных, обиженных была той силой, которая заставляла поэта творить.
Такой Музы мы ещё не видели в русской литературе. Муза Некрасова - особая, не похожая на других.
К этому образу Музы-крестьянки Некрасов возвращается много позже, в 1877 году в стихотворении «О Муза! Я у двери гроба!..». Он пишет:
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
Образ русской женщины в творчестве Некрасова занимает важное место не только в его лирике, но и в поэмах.
В частности, в поэме « Мороз, Красный нос », окончательный вариант которой был опубликован в 1864 году в журнале «Современник». Некрасов посвятил её сестре - Анне Алексеевне Буткевич.
Поэма отличается большим количеством эпитетов и поэтических сравнений, в том числе заимствованных из фольклора («Как дождь, зарядивший надолго», // Негромко рыдает она»), мы видим здесь образный параллелизм («Берёза в лесу без вершины - // Хозяйка без мужа в дому»). Персонажи её очень яркие, запоминающиеся. Один из самых ярких - главная героиня, Дарья. Ей посвящена третья часть поэмы. Поэт старается достичь обобщения, показать, что трагическая участь Дарьи типична:
Три женские доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторя - быть матерью сына-раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти разные доли легли
На женщину русской земли.
Мы видим героиню и в работе, и в веселье. Некрасов использует всю палитру красок, чтобы раскрыть перед читателями этот образ:
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Трагедия Дарьи - огромна. И здесь, как и в лирике, Некрасов подчёркивает, что судьба крестьянки безысходна, она ни от кого не увидит сочувствия:
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Рубя дрова, Дарья разговаривает с покойным мужем. Здесь наиболее ярко передано народное сознание. Некрасов рисует время сенокоса. Это радостная пора для крестьян, но печальная для вдов:
Нынче солома по грудь человеку,
Бог нам послал урожай!
Да не продлил тебе веку, -
Хочешь не хочешь, одна поспевай!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создал образ Матрёны Тимофеевны - она главная героиня в главе «Крестьянка», единственной написанной от первого лица. Голос Матрёны Тимофеевны - голос народа. Она воплотила в себе все лучшие качества русского женского характера:
Матрёна Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Судьба героини постоянно расширяется до пределов общерусских, но в то же время остаётся её собственной.
«Крестьянка» - одна из самых близких к фольклору частей поэмы. В ней Некрасов использует много песен. Таким образом он передаёт богатство, широту души своей героини. Матрена не утратила чувство собственного достоинства. Но она прекрасно понимает, что «ключи от счастья женского... закинуты, заброшены у Бога самого».
В поэме «Русские женщины» Некрасов воспел подвиг декабристов и их жён. Княгиня Трубецкая говорит:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Жены декабристов, не испугавшись опасностей и трудностей, отправились за своими мужьями, чтобы поддержать их в тяжёлое время.
Таким образом, образ русской женщины в поэзии Некрасова многогранен. Разнообразна и палитра чувств лирического героя - от жалости и сострадания до гордости и преклонения.

Творчество Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, и стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Но произведения, которые поэт посвятил трагической судьбе русской женщины, заслуживают отдельного внимания.

Героиня поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Матрена Тимофеевна говорит:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении "В дороге" рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил "ее на село -- знай-де место свое, ты, мужичка". Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах -- рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.

Скучно! Скучно! ...

Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой...

Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение "Тройка", рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь.

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг".

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения "В полном разгаре страда деревенская..."

С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении "Внимая ужасам войны". А поэма "Орина, мать солдатская" рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

Орина вспоминает, что ее Иванушка "здоровенный был детинушка", что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!

Поэма "Мороз, Красный нос" -- это также повесть о женской доле. Но в крестьянке Дарье мы видим тип "величавой славянки". Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Грустно, что жизнь Дарьи закончилась трагически. После смерти мужа груз забот становится непосильным для этой женщины. И вот ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой.

В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день --

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.

В стихотворении даны жестокие подробности жизни бедняков, типичные для столицы. В заключении автор задается вопросами, ответов на которые не находит:

Где ты теперь?

С нищетой горемычной

Злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной,

И роковая свершилась судьба?

Кто ж защитит тебя?..

Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против унижения достоинства обычного человека.

Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее "острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути". Однако на его слова: "И что же?.. бежите вы за ним, как жалкая раба", -- Екатерина Трубецкая отвечает:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба --

Я буду ей верна!

Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.

Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.

С особым состраданием Некрасов создает образы крестьянок. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» перед читателем предстает женщина, изнуренная трудом на земле.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

У нее «губы опаленные, изрезанная в кровь нога», «растрепалися косыньки». С помощью емкого определения поэт создает обобщающий образ русской женщины. Он называет ее «многострадальной матерью».

Также «вянет до времени» героиня другого знаменитого стихотворения «Тройка». Это произведение построено на ярком контрасте. В настоящем крестьянская девушка так хороша, что на нее «заглядеться не диво» - а в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына-раба», «до гроба рабу покоряться». Девушка, у которой «волосы черные, как ночь», а взгляд - «полный чар» в скором времени превратится в безропотное, покорное существо с уродливо перетянутой передником грудью, а на лице ее навечно застынет «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечный испуг». Передник в произведении - страшный символ постоянной, «черной и трудной работы», выполнять которую до самой смерти обречена молодая девушка.

Но не только невыносимый подневольный труд отнимает у русской женщины силы и красоту. В стихах Некрасова с огромным чувством сострадания показаны несчастные матери. Неизбывно горе Орины, матери загубленного царской службы солдата, или старухи, потерявшей своего единственного сына-кормильца («Деревенские новости»). Гнев вызывает у поэта война, после которой на сердцах матерей остаются кровоточащие раны. Стихотворение «Внимая ужасам войны…» - одно из самых трагических в лирике Некрасова. От войны прежде всего страдает простой люд: солдаты, их жены, дети. Поэту нестерпимо больно представлять, как воспримут весть о гибели воина его жена, друг.

Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём сочинении я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина.

Так, стихотворение «Я не люблю иронии твоей», написанное предположительно в 1850 году, посвящено Авдотье Панаевой, жене друга Некрасова Ивана Панаева. Отношения поэта и Авдотьи Панаевой длились почти двадцать лет, хотя так и не приобрели официального статуса. Связь между влюблёнными включала в себя как периоды безоблачного счастья, так и моменты бурного выяснения отношений и даже временного охлаждения. Одно можно сказать несомненно: Авдотья Панаева на долгие годы стала музой Некрасова. Только так называемый «Панаевский цикл» содержит одиннадцать произведений, но также существуют и неизданные стихотворения. Почти не сохранилось исторических данных об отношениях Некрасова и Панаевой, поэтому данный цикл представляет собой интерес как реальная история отношений двух людей, он отражение пережитого и выстраданного.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» можно назвать пророческим: отношения лирических героев – это проекция отношений самого Некрасова с Авдотьей Панаевой. Лирический герой, будучи влюблённым, уже предчувствует неизбежную разлуку с героиней:

Стихотворение наполнено трагизмом, хотя, как пишет автор, и героиня, и герой ещё полны любви. Она пока стремится продлить свиданье, а в нём кипят ревность и мечты, но за всем этим уже стоит призрак неминуемой «развязки». Несмотря на то, что перед нами признание героя, его чувства, мы вполне можем представить себе героиню. Первая строка стихотворения «Я не люблю иронии твоей» даёт нам повод думать, что героиня – женщина, знающая себе цену, которая позволяет в своём общении с мужчинами насмешку, игру. В стихотворении намечается образ загадочной женщины, любящей героя и одновременно терзающей его.

Мотив разлуки главный и стихотворении «Прощание», где герой признаётся, что его разрыв с героиней была преждевременным. И хотя казалось, что не будет муки в «последнем роковом «прости»», это расставание оказалось смертельным для сердца героя:

Образ женщины, терзающей героя, получает развитие и в других произведениях «Панаевского цикла». Например, «Так это шутка? Милая моя…», где герой плачет над «рассчитанно-суровым», коротким и жестоким письмом героини.

Но одновременно в стихах, посвящённых А. Панаевой, мы видим: их героиня и глубоко несчастная женщина. Так, в произведении «Тяжёлый крест достался ей на долю» мы слышим признание героя о том, что его возлюбленной досталась непростая судьба: страдать, притворяться, молчать и не плакать. Тот, кому она отдала весь жар своих чувств, стал не только радостью, но и бесконечной болью, стал её палачом:

В стихотворении «Тяжёлый год - сломил меня недуг» герой также молит героиню выслушать его, не обвинять несправедливо, он уверяет её, что он не губитель, но друг:

Абсолютно другой образ женщины мы встречаем в стихотворении «Тройка». Главная героиня здесь – девушка-крестьянка. Произведение имеет двухчастную композицию. В первой части Некрасов описывает юную красавицу с «чёрными, как ночь» волосами, румяными щеками и лукавыми глазами. Один взгляд такой девушки способен «старика разорить на подарки», а в сердце юноши зажечь пожар любви. Девушка жадно смотрит на дорогу в надежде, что проезжающий молодой корнет влюбится в неё и увезёт с собой. Во второй же части автор описывает истинную судьбу молодой крестьянки. После привольной жизни у родителей её ожидает прозябание с «неряхой-мужиком», который будет её бить, а также с ненавистной свекровью, гнущей невестку в «три погибели». Удел крестьянской женщины – «нянчить, работать и есть». Всё стихотворение построено на контрасте:

Некрасов вполне реалистично изобразил судьбу крестьянской женщины, вся жизнь которой представляет собой череду бесконечных домашних дел, похожих не «непробудный сон», поэтому очень скоро вместо радости и движенья на лице появляется выражение постоянного испуга и «тупого терпенья». Заканчивается стихотворение печально: автор советует девушке заглушить в сердце тоскливую тревогу и не смотреть вслед мчащейся тройке, потому что не верит в счастливую судьбу молодой крестьянки.

Трагичной судьбе крестьянки также посвящено стихотворение «В дороге». Произведение представляет собой диалог между пассажиром и ямщиком, который рассказывает о своей жене, по воле случая воспитанной вместе с барскими детьми, знающей грамоту, иностранные языки, обученной пению и другим «дворянским манерам». Но после смерти старого хозяина новый хозяин отправил девушку обратно в деревню, где её выдали замуж за простого крестьянина. Ямщик жалуется, сколько он нажил забот с молодой женой:

Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого образованная женщина

Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему:

В другом произведении – поэме «Кому на Руси жить хорошо» – Некрасов также создаёт образ русской женщины, жизнь которой полна горя, страданий и несчастий, а «счастье» - лишь редкие моменты в её судьбе. Матрёна Тимофеевна Корчагина рассказывает странникам о бесконечной работе в семье мужа

трагической гибели первого ребёнка, голоде, заборе мужа в солдаты «не по очереди» и пр. Но, несмотря на всё это, люди считают её счастливой, потому что остальным живётся ещё хуже. Изображая тяжёлую судьбу русской крестьянки, Некрасов пишет о её жертвенности, красоте души, широкой натуре, силе духа и умении безгранично любить. Так, Матрёна, чтобы спасти мужа от несправедливого рекрутства, а детей от неминуемой голодной смерти, идёт за защитой к самому губернатору.

Мотив беспримерного самопожертвования и подвига женщины во имя любви и преданности показан и в поэме Некрасова «Русские женщины». Её героини – жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от дворянских титулов и всех благ, связанных с этим. Удивительно то, что, хотя социальные положения жён декабристов и Матрёны Корчагиной абсолютно разнятся, этих героинь многое связывает – горькая судьба и способность к жертвенной любви.

В заключение скажу, что, женские образы играют значимую роль в некрасовском творчестве. Как правило, повествуя о судьбе русской женщины, поэт рисует в своих произведениях судьбу несчастную. Но, вопреки этому, женщина у Некрасова – это воплощение русской души, готовой, как говорил В.Г. Белинский, к «всесочувствию» и «всесостраданию».

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе -житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

-Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..» - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.