Образование как процесс и результат. Образование как процесс. Преимущества, которые дает такой подход

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.
По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как результат может рассматриваться в двух значениях:

  • Первое - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Второе значение существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессиональносодержательной. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения :
1. Понимание образования как образа Божия.
2. Два значения образования как результата.

Образование представляет собой неравновесную
систему 1 ,
внутри которой в зависимости от различ-
ных факторов: уровня образования, возраста обучае-
мых, отношения к церкви и государству, социокуль-
турной направленности - можно выделить разные
подсистемы.

Системообразующим фактором образования яв-
ляется его цель - развитие человека как личности в
процессе его обучения. Образование как процесс
осуществляется в течение всей сознательной жизни
человека, изменяясь по целям, содержанию и техно-
логии обучения.

" Неравновесность образовательной системы обусловлена бес-
конечным разнообразием, уникальностью обучаемых и педа-


Образование как систему можно анализировать в
трех измерениях, в качестве которых выступают:

Социальный масштаб рассмотрения: образование
в мире, определенной стране, регионе, а также система
государственного, частного, общественного, светского,
клерикального и других форм образования;

Ступень образования; дошкольное, школьное,
профессиональное (начальное, среднее специаль-
ное, высшее), послевузовское (аспирантура, докто-
рантура) образование, повышение квалификации и
переквалификация;

Профиль образования: общее, специальное (гу-
манитарное, техническое, естественно-научное, ме-
дицинское и т. п.)".

Все эти три измерения представлены в различного
рода учреждениях: международных организациях, ми-
нистерствах, департаментах образования, вузах, кол-
леджах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах.

Образование как процесс осуществляется в обуче-
нии и учении, которые образуют единство. Обуче-
ние - это целенаправленная, последовательная
трансляция социокультурного опыта другому челове-
ку в специально организованных условиях семьи,
школы (общеобразовательной, средней специальной
и высшей), учреждений повышения квалификации и
др. Реализуется обучение в педагогической деятель-
ности учителя, преподавателя, мастера производст-
венного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социо-
культурного опыта называется обучаемостью, а ре-
зультат процесса обучения - обученностью.

Характеризуя развивающее обучение, В. В. Давыдов
сформулировал следующие его основные положения:

Обучение осуществляется на основе усвоения
содержания системы учебных предметов;

" См.: Розов Н. С. Указ. соч. - С. 19.
186


Каждый учебный предмет представляет собой
своеобразную проекцию той или иной формы обще-
ственного сознания: науки, искусства, нравственно-
сти, права;

Стержнем учебного предмета является его про-
грамма: систематическое и иерархическое описание
знаний и умений, которые подлежат усвоению;

Программа определяет технологию обучения,
характер учебных (дидактических) пособий, а также
проектирует тот тип мышления, который формиру-
ется у обучаемых при усвоении учебного материала 1 .

Учение - это целенаправленное присвоение обу-
чаемым транслируемого ему социокультурного опы-
та и формируемого на этой основе индивидуального
опыта: знаний, умений, навыков, обобщенных спо-
собов выполнения действий, социальных, учебных и
профессиональных качеств и способностей.

Анализ концепций учения, проведенный
И. И. Ильясовым, показывает, что одни авторы трак-
товали учение как усвоение знаний, умений и навы-
ков (Я. А. Коменский, А. Дистервег, Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев),
другие рассматри-
вали учение как усвоение знаний, умений и развитие
познавательных процессов (И. Гербарт, К. Д. Ушин-
скии),
третьи - как приобретение опыта и перестрой-
ку прежних структур опыта {Ж. Пиаже, К. Коффка) 2 .

И. Лингарт рассматривает учение как вид деятель-
ности, в которой субъект в данной ситуации изменя-
ется под влиянием внешних условий в зависимости
от результатов собственной деятельности, строит

" См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.,

1986.-С. 163.
2 См.: Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М., 1986. -


свое поведение и свои психические процессы, т. е.
учение трактуется как фактор психического разви-
тия".

В. В. Давыдовым учение рассматривается как спе-
цифический вид учебной деятельности, в содержа-
ние которого входит не только процессуальность и
результативность, но и структурная организация.
При этом большое внимание уделяется формирова-
нию учебной деятельности и ее субъекта 2 .

Все рассмотренные выше определения учения по-
зволяют констатировать многоаспектность этого фено-
мена. Результатами учения являются изменения в со-
знании, приобретение умений и навыков в форме опы-
та и многоплановых видов деятельности и поведения, а
также развитие способностей и качеств личности.

Образование как результат представлено в двух
ипостасях. Прежде всего результат образования фик-
сируется в форме стандарта. Современные стандарты
образования определяют содержание и объем знаний
и умений, включают требования к качествам челове-
ка, которые должны быть сформированы при изуче-
нии данного учебного предмета. В целом стандарт об-
разования отражает оптимальный уровень социокуль-
турного опыта, который должен приобрести обучае-
мый по окончании учебного заведения.

В кадровом делопроизводстве принято разделение кандидатов на должность по ориентированности на процесс или результат. Например, человек-процесс не боится однообразной работы, и может занимать позицию системного администратора, бухгалтера и т.д. Человек-результат, напротив, настроен на , например, выполнения плана продаж или других планируемых показателей эффективности. Конечно, в каждом человеке присутствует что-то от каждого из описанных случаев, абсолютные крайности встречаются редко. Цель этой статьи – определить, в каких случаях лучше ориентироваться на процесс, а в каких – на результат.

Человек-процесс и человек-результат в каждом из нас

Поскольку мы растем, меняемся и переживаем разные жизненные этапы, в один промежуток времени человек может больше значения придавать результату, а в другой – процессу, идеальная комбинация – гармония между этими крайностями. Если у вас стоит четкая задача и сроки ее выполнения поджимают, конечно, акцент смещается в сторону результата, о наслаждении процессом как-то не думаешь. Но если постоянно функционировать в таком режиме, рано или поздно перестаешь наслаждаться вообще, поэтому многие люди не умеют , а это, в свою очередь, ведет к .

Как не устают повторять многие , если процесс занятия чем-либо не приносит вам удовольствия, то результаты не оправдают ваших ожиданий. Открывая свое дело, устраиваясь на работу, выбирая себе профессию, даже решая, стоит ли , всегда отдавайте предпочтение тому занятию, которое приносит вам удовлетворение, а придет как приятное дополнение. Я уже не раз говорила о том, что заниматься чем-то просто ради денег не эффективно – и желаемого уровня вы не достигнете, и удовольствия не получите, только потеряете свою .

Что же получается, всем нужно просто наслаждаться процессом и бесцельно двигаться по жизни, не ориентируясь на результат? Давайте посмотрим на это утверждение по-другому:

  • Цель процесса – получение приятных .
  • Наслаждаясь процессом своей деятельности, подумайте, чего бы вы еще хотели достичь в жизни или как можно усилить то приятное состояние, в котором вы находитесь сейчас.
  • и выберите тот путь к ней, который принесет вам удовольствие.
  • Достигнув цели, наслаждайтесь результатом.

Как видите, наслаждение процессом не обязательно бесцельно, оно может привести вас к желаемым результатам. Не отказывайтесь от того, что вам действительно нравится, соглашаясь на какие-то выгоды взамен ненавистной вам деятельности. Это не принесет вам , гарантирую. Имейте делать то, что вам нравится, даже если никто этого не понимает, даже если пока это не приносит вам желаемого дохода – не ждите денег, продолжайте получать удовольствие от процесса, и они придут сами!

Напоследок хочется сказать, что в жизни каждого человека должно быть что-то, что он делает исключительно ради «фана», не ожидая вообще никаких результатов. Может быть, вам нравится ставить кляксы гуашью на листах бумаги – и плевать, что это не картины, а странная мазня – наслаждайтесь процессом! Делайте то, что доставляет вам радость само по себе.

Сегодня мы поговорим о простом рецепте счастья, который некоторые мудрые люди открыли для себя уже давно, а потом пришла наука психология и всё это подтвердила официально.

Начнём с того, что...

Психология различает два вида деятельности: 1) деятельность, направленную на результат и 2) деятельность, в которой важнее - процесс, а результат как бы отсутствует, размыт.

Поговорим об этих двух видах деятельности.

Действия, направленные на результат, на цель или Целенаправленные действия

Как различить эти действия из моря многообразных действий, совершаемых нами?

Целенаправленные действия:

  1. Изначально очень чётко ориентированы на некий конкретный результат (пойти в лес и повалить топором дерево для обогрева дома).
  2. Имеют очень точные и чёткие критерии своей успешности или не успешности (Вовочка: Я стихотворение уч-и-и-и-л! Учительница Марь Иванна: Вовочка, я не спрашиваю: учил или не учил. Я спрашиваю - «Ты его выучил ?»)
  3. Чаще всего имеют вполне определённую структуру, пошаговый алгоритм, план действий (Чтобы испечь пирог, нужна серия последовательных и чётких действий).
  4. Через эти действия мы обычно успешно (или не успешно, если не получилось) адаптируемся и выделяемся в социуме, в обществе). Нарисовал чертёж. Победил в конкурсе архитекторов - тут тебе и слава и первое место от жюри, и денежная премия.
  5. С помощью этих действий мы можем довольно предсказуемо менять свою жизнь. (Если я буду пять лет сдавать в срок экзамены и зачёты, по по истечении пяти лет мне вручат диплом о высшем образовании).

Целенаправленные действия - они очень полезные, не так ли?

Но с ними есть одна беда. Даже две беды.

Во-первых , они стараются заполонить собой ВСЮ деятельность человека (а ведь есть ещё и второй тип деятельности, Вы помните?).

Во-вторых, ПРОЦЕСС их выполнения как правило лишается: и романтики, и удовольствия и осознанности-мотивированности. Всё это вынесено в РЕЗУЛЬТАТ.

В чём же проблема? А в том, что результат - это всего лишь - миг. А процесс может занимать годы. Лишать себя годами удовольствия, чтобы наполнить радостью... миг? Но «миг» в последствии может не выдержать такого наполнения и... порваться.

Именно поэтому люди, которые в момент своего триумфа должны вроде бы радоваться, на самом деле грустят и даже паникуют. Вот он, миг, пришёл...Чего ж я не радуюсь?

Ну а теперь рассмотрим второй вид деятельности человека, оставшийся. Его наполняют

Процессуальные действия

Как отличить их от других, в море разнообразных действий, которые мы совершаем?

Процессуальные действия:

  1. Никогда не ориентированы чётко и конкретно на некий чёткий и конкретный результат . (Когда я тяну бокал лёгкого французского вина, на какой я нацелена результат? Чтоб сосуды стали здоровыми? Или чтоб захотелось запеть «Ой, калина»?)
  2. Чаще всего процессуальные действия не обладают точными критериями некоего «правильного» или «неправильного» протекания . (Когда я играю в песочнице в пасочки и строю замки на пляже, я не сверяюсь с инструкцией)
  3. Такие действия лишены очевидного и прямолинейного практического смысла и пользы (болтовня с подругой).
  4. Если таким действиям искусственно придать направленность, подталкивая их к одному определённому исходу... то они сразу же теряют привлекательность и смысл. «Погибают», обессмысливаются.
  5. Это события, о которых можно сказать: они имеют смысл сами по себе .

Что мы отнесём к процессуальным действиям?

Дружеское общение,

Любование природой и людьми,

Философские (только непрофессиональные философские) рассуждения,

Секс (если только он не направлен на какую-то конкретику),

Вообще любование прекрасным, контакт с прекрасным и созидание чего-либо ПРЕКРАСНОГО.

Внимание!

Знаете, что говорит психология о процессуальных действиях? Она говорит, что именно и только эти действия позволяют нам быть... самими собой!

А нехватка процессуальных действий заставляет человека задыхаться и ощущать себя несчастным.

В самом деле. Сравним дружескую вечеринку «просто так» и дружескую вечеринку «со смыслом» (Например, когда в гости приглашается начальник с супругой, и для них печётся фирменный торт).

Не поэтому ли некоторые дети ненавидят, когда к их родителям в дом собираются гости? Не поэтому ли эти дети устраивают гостям саботаж?

Скорее всего они чувствуют, что гостей созвали не просто так, а со смыслом.

Будьте как дети...

В чём же заключается рецепт счастья, выдуманный мудрыми людьми и подтверждённый психологией?

А вот в чём. Нужно взять целенаправленное действие и превратить его в... процессуальное.

И чем меньше останется в Вашей жизни действий первого типа, а чем больше будет действий второго типа (процессуальных действий) - тем Вы будете счастливее.

Приведу пример из спорта.

Вы слышали такую фразу: «Важна не победа, важно - участие»?

То есть, мы приехали не «чтобы победить»... победить ценой сорванных связок и поломанных костей, а чтобы... по тусоваться в приятном нам обществе единомышленников, провести с пользой время.

А теперь маленькое задание-тест

Возьмите лист, расчертите его пополам. В первую колонку напишите все ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Во вторую колонку напишите все ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Сравните обе колонки.

Первый вопрос

Каким действиями из обоих списков Вам действительно хотелось бы заниматься преимущественно всю жизнь?

Первый вопрос «прим»

Так отчего ж не занимаетесь?

Второй вопрос

Какие «целенаправленные действия» (из первой колонки) Вы можете перенести во вторую колонку, то есть: изменить своё отношение к ним и сделать их процессуальными?

Например, можете ли Вы сделать мытьё посуды или полов действием на целенаправленным, а процессуальным?

Путь на работу сделать не целенаправленным действием, а процессуальным?

Иными словами, «действие-каторгу » превратить в«действие-прикольный досуг» ?

Не можете? А что, какое действие можете? Запишите.

Психология говорит, что выполнение целенаправленных действий помогает нам адаптироваться и выделяться в социуме.

А я задаю вопрос: может быть хватит уже адаптироваться в социуме? Не пора заняться собственным счастьем?