Образование школьный психолог. Основные принципы работы школьного психолога. Работа со взрослыми

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Возникает вопрос: где, как, сколько времени должен работать школьный психолог? Задавая этот вопрос, мы отнюдь не подвер­гаем сомнению то, что его рабочая площадка - школа. Свои основные наблюдения психолог осуществляет повседневно в гу-

ще школьной жизни. Но он не может ограничиваться рамками кабинетной, бумажнодиагностической работы. Некоторые фор­мы организационной, координационной, самообразовательной ра­боты требуют выхода специалистов за рамки школы.

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится ра­ботать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что цик­лограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности, (психотера­певтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требу­ют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен сов-^мещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психо­диагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шум­ного школьного коридора вы входите в уютную комнату^Щка-фы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических за­меров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, авто­матизированное рабочее место психолога с постоянно попол­няющимся фондом психодиагностических методик, архив, воз­можность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы 1 ^ Рабочая часть каби­нета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м.

Часть кабинета, используемая для сеансов тренинга, психо­логической разгрузки, консультирования, должна быть оформ­лена особым образом. Три стены - две боковые и передняя - расписаны. Задняя стена задрапирована двойной массивной што­рой темно-зеленого цвета. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета могут быть двой­ные. Наружная часть стены представляет собой подрамник для натягивания живописного холста.

К росписи предъявляются особые требования 2 . Холст дол­жен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не

"См.: Объявление об автоматизированном рабочем месте психолога // Воп­росы психологии. - 1990. - № 5. - С. 120. 2 Требования разработаны А.А. Репиным.


проступала фактура ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписыванием мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовыми красками, не отражающими блики света. Роспись мо­жет быть выполнена и на стенах. Она несет значительную пси­хологическую нагрузку, способствует формированию эмоцио­нального состояния покоя, отдыха. В фазе сюжетного вообра­жения психологической тематики используются конкретные ас­социации, возникающие у людей в период восприятия картины живой природы, изображенной на стенах кабинета. Роспись ком­позиционно представляет собой единое целое.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию расширен­ной перспективы, стереоскопический эффект, что очень важно при ограниченных габаритах помещений - потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, не­сущей максимальную зрительную нагрузку, изображается спо­койная темно-голубая гладь озера с зарослями камышей на вто­ром плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная за­кругленная линия перехода на боковые стены, которая посте­пенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, углубляет стереоскопический эффект пространства. Свет­лые стволы берез также решают психологическую задачу: под­черкивают колорит сочной зелени листвы и травы, способству­ют умиротворенности, ощущению пространства, создают свет­лое, приподнятое настроение.

На росписи не должно быть изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, напри­мер, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают от­рицательные эмоции.

В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые то­на, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно использу­ются красный, оранжевый, желтый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной си­стемы. Зеленая трава, кустарники выполняются с минималь­ным содержанием холодных тонов.

Пространство между внутренней и наружной сторонами стен около 0,5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. -Д ртолок также двойной, в виде полусферы, имитирующей лето. Настенная роспись осве­щается группой светильников, установленных над шторой задней


стены.„Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: угренне-вечерний, днев­ной и ночной свет.

Такой кабинет дает школьному психологу возможность для научной организации труда, повышает эффективность его ра­боты, помогает создать обстановку доверительного общения, пси­хологического комфорта.

Большие затраты школы на оборудование кабинета окупят­ся, если психолог хорошо продумает циклограмму его исполь­зования в работе с учащимися, учителями и родителями. В ней должны быть указаны время работы психолога с той или иной категорией, формы помощи.

В нашей практике циклограмма работы кабинета выглядела следующим образом:

День Часы Учителя Учащиеся Родители
Понедельник 9-12 12-14 15-16 18-19 Индивидуальное консультирование Психодиагностика (обработка результа­тов) Психологическая гимнастика Школа для родите­лей учащихся I - IV классов
Вторник 9-12 2-14 15-16 18-19 Психодиагностика Психодиагностика (обработка результа­тов) Факультатив для де­вушек (тренинг) Телефон доверия, I смена Школа для родите­лей V- VIII классов
I 9-12 12-14 15-16 Модульные курсы Факультатив для юношей (тренинг) Психологическая гимнастика Индивидуальные консультации
9-12 12-14 15-18 Педконсилиум Телефон доверия, II смена Школа трех «С» Индивидуальные консультации

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каж­дый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материа­лов психодиагностики.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ (из недельного плана-сетки)

9-10 Целевое посещение урока математики в VIII «Б»

классе (работа со слабоуспевающими учащимися).

10-12 Психологическое исследование учащихся VIII «Б» класса (мотивация учения, отношение к учителю).

11-12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков).

12-13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».

16-18 Индивидуальные консультации для родителей уча­щихся, составляющих группу риска.

18-19 Школа для родителей подростков («Трудный ребе­нок или трудные обстоятельства?»).

Поскольку администрация и члены педколлектива имеют весьма поверхностное представление об объеме и характере ра­боты психолога, важно сориентировать коллег в этом вопросе. Так, продолжительность различных видов работы школьного психолога определена следующим образом .


J№ /тт Вид работы Среднее Примечания
п/п время, ч
Индивидуальная психологическая диагности- 6,0 Из расчета на
ка, обработка результатов, оформление заклю- одного воспи-
чения и рекомендаций танника
Групповая психодиагностика, обработка ре- 16,5 Из расчета на
зультатов, оформление психологического за- группу из 20
ключения воспитанников
3 Индивидуальное консультирование учителей и 1,5 На одну беседу
воспитателей
Групповое консультирование учителей и вос- 2,0 На одну беседу
питателей
Подготовка к педагогическому консилиуму 5,0 Без диагности-
ческой работы
Индивидуальное консультирование воспитан-
ников:
а) младшего школьного возраста
первичное 1,5 На одну беседу
последующие 0,7
б) подросткового возраста
первичное 2,0 На одну беседу
последующие 1,0
в) старшего школьного возраста
первичное 2,0 На одну беседу
последующие 1,0
Профконсультации Без проведения
а) с учащимися средней школы 3,0 психодиагно-
стической ра-
боты
б) с учащимися старшей школы 5,0 Из расчета на
[ одного учаще-
гося (включая
беседы с учите-
лями и воспи-
танниками)
Индивидуальная коррекционная работа с вос- 30,0 На одного уча-
питанниками щегося
Групповая коррекционная работа с воспитан- 20-25 На одну группу
никами
Деловые игры, тренинг с педагогами: На одну игру,
подготовка 8,0 на один цикл
проведение занятий
И Подготовка к выступлению на педсовете, се- 3,0 На одно ме-
минаре для учителей, воспитанников роприятие
Подготовка к проведению «воспитательных» ча- 3,0 На одно ме-
сов для детей эоприятие
. Беседа-справка с педагогами 0,3 На одну беседу
Ежедневное итоговое оформление документации 0,5
Обобщение результатов работы, написание отчета 5,0 В полугодие
Консультации в научных центрах, участие в ме- 8,0 В неделю
тодическом семинаре школьных психологов
Работа в библиотеке 5,0 В неделю
" 16 та тттшттттттттттт ттШШ ----^j.

Чтобы регулировать выполнение функциональных обязан­ностей, мы рекомендуем психологу предусмотреть в плане-сет­ке доминирующие направления деятельности.

Психодиагностика и обработка ре­
зультатов исследования.

Телефон доверия, индивидуальное
и семейное консультирование. .

Психокоррекционная и психопро­
филактическая работа.

Проведение тренинга общения, се­
ансов психотерапии, психологической

гимнастики.

Проведение модульных курсов,
педконсилиумов, педсоветов, учас­
тие в координационных совещаниях.

Работа в библиотеке.

Какую постоянную документацию необходимо иметь пси­хологу?

1. Программа опытно-экспериментальной работы по конк­
ретной, актуальной для школы теме (на 2-3 года).

2. План работы школьного психолога на год, составленный
по следующим направлениям:

Диагностика школьного коллектива.

Диагностика и прогнозирование педагогического процесса.
- Консультативная работа с учащимися, педагогами, роди­
телями, руководителями.

Коррекционная работа с учащимися.

Психопрофилактическая работа в школьном коллективе.

Организационная работа, взаимодействие с городским, рай­
онным центрами.

3. Циклограмма работы кабинета психологической разгрузки.

4. План-сетка работы психолога на неделю.

5. Психодиагностическая документация.

6. Краткие планы и программы проводимых занятий.

В ходе своей работы в школе психологу приходится выпол­нять различные функции и овладевать разнообразными форма­ми их осуществления. Это консультация, социально-психоло-


гический тренинг, психолого-педагогический консилиум и др. Остановимся на некоторых из них.

Консультация - одна из основных форм работы школьного психолога. Она может носить диагностический, стимулирую­щий, рекомендательный характер, служить средством повыше­ния психолого-педагогической грамотности педагогов и роди­телей. По форме проведения консультации могут быть аноним­ные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые (группа учащихся, педагогов, родителей, семья) .

Консультация по телефону доверия обеспечивает оператив­ность общения, щадящие условия, психологическую поддержку клиента. Не всякий учитель, ученик, родитель, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет де­монстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающи­еся в психологической помощи предпочитают обращаться к не­знакомому, невидимому специалисту, арбитру, советнику. На помощь этой категории людей психолог приходит через теле­фон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выво­ды и давая конкретные советы, он не должен спешить, навязы­вать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседни­ку самому сделать те же выводы. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать кон­кретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безысходность его по­ложения мнимая. Многие клиенты ждут простого сочувствия и соучастия . Поэтому участливое отношение, искренний ин­терес к личным проблемам, доверительность психолога во всех типах консультаций имеют первостепенное значение. Консуль­тативная помощь психолога, так же как и медицинская, пред­полагает избавление от страданий, причина которых коренится в сфере общения .

Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время ко­торой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатле­ние о нем на основе его поведения и характера общения с пси­хологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определен­ной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу


того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). В приложении № 4 мы приводим обра­зец карты приема, которую может использовать психолог в се­мейном консультировании.

Возрастно-психологическое консультирование учащихся - самостоятельное направление деятельности школьного психо­лога. Цель таких систематических консультаций - контроль за ходом психического развития учащихся на основе представле­ний о нормативном содержании периодизации этого процесса. Основными задачами этого типа консультирования являются следующие :

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвую­
щих в воспитании, в проблеме возрастных и индивидуальных
особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными
отклонениями и нарушениями психического развития и направ­
ление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у
детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здо­
ровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми,
родителями, педагогами.

7. Психолого-педагогическое просвещение населения.

АЛГОРИТМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с
родителями, специалистами, педагогами, установление контак­
та с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение инфор­
мации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутри­
семейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здо­
ровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.


6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ре­бенка и определяется его прогноз.

1. Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее
нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего
развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.
Предлагаем использовать в ходе консультирования разрабо­
танную нами возрастную карту развития (см. табл.).

Возрастная карта


Возрастной период

Младший школьный возраст (6-

Средний школьный возраст (11-15)


Ведущая деятельность

Интимно-лич­ностное обще­ние в процессе ОПД и обуче­ния


Продолжение

Психические новообразования

Возникновение внутреннего плана действий, за­крепление произвольности, устойчивых форм по­ведения и деятельности. Развитие нового позна­вательного отношения к действительности. Формирование позиций школьника, развитие об­щественной направленности. Первоначальное складывание характера.

Чувство взрослости, стремление к самостоятель­ности.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанатиза. Стремление к обще­нию, оценка товарищеских и дружеских отноше­ний как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуаль­ные переживания, интерес к противоположному полу.

Повышенная возбудимость, частая смена настро­ений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоут­верждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.

Возрастной период

Раннее дет­ство (0-3)

Дошколь­ный воз­раст (3-6)


Ведущая деятельность

Непосредствен­ное эмоцио­нальное обще­ние и предмет-но-манипуля-тивная деятель­ность

Ролевая игра


Психические новообразования

Потребность в общении, эмоциональных отноше­ниях.

Развитие речи и наглядно-действенного мышле­ния, овладение прямохождением. Возникновение и развитие отношения к предметам как вещам, имеющим определенное назначение и способ упот­ребления.

Развитие ориентировок: «Что такое?», «Что с этим можно делать?»

Потребность в общественно значимой и обще­ственно оцениваемой деятельности. Первоначаль­ное складывание личности. Формирование пер­вых этических инстанций. Развитие самооценки и притязаний. Преобладание произвольности психических про­цессов, мотивов поведения, связанных с интере­сом к процессу игры. Наибольшая значимость и предопределенность отношений малого круга. Возникновение детской общности.


Интенсивная форма личности (оценочные сужде­ния, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, са­мосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.

Время на индивидуальное консультирование дошкольника - До 45 минут, младшего школьника - до 1 часа, подростка и стар­шего школьника до 1,5 часа. Диагностические данные обрабаты­ваются после консультации, психологический диагноз и назначе­ние могут быть даны на повторной консультации.

Обращение за психологической консультацией обычно свя­зано с наличием у человека проблемы, которую он не в состоя­нии разрешить самостоятельно. Это происходит в случаях, ког­да он не понимает проблемы, не видит ее причин и путей

решения, не верит в свои возможности либо находится в состо­янии стресса, повышенного уровня тревожности, паники.

Психологу-практику важно создать обстановку безопасности для клиента, безоценочного, сочувственного к нему отношения с предоставлением права чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя возможным. Такая позиция не означает полного согласия с клиентом, она лишь выражает стремление психолога понять конкретную индивидуальность, проникнув в ее внутренний мир, понять смысл поступков и переживаний человека, тенденции его личностного развития.

Ориентация на конкретного человека, его проблемы, а не на «человека вообще» способствует целостному представлению пси­холога о человеке. Проблема понимания конкретного человека не решается эклектическим набором исследовательских проце­дур и даже целой батареи тестов. Однако это не означает, что существующие диагностические процедуры бесполезны для прак­тического психолога. Если психолог выявил конкретный симп­том, то оптимальный пугь психокоррекции не в подборе реко­мендаций к выявленному симптому, а в выяснении его места в целостном состоянии личности. Неприятный симптом может оказаться проявлением ценных для личности качеств. Так, из­бавление от тревожности в ряде случаев может привести к пас­сивности, безразличию, благодушию. Поэтому успешность ра­боты психолога зависит от его способности понять человека в целом, опираясь на его отдельные личностные проявления.

Переоценка роли психодиагностических процедур, стремле­ние спрятать свою неуверенность за ними могут нанести не­поправимый вред клиенту. Методики являются лишь инстру­ментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому начинающему психологу не следует умалять роль дове­рительного общения, интуиции. В ситуации психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ре­сурсы и личностные ресурсы своего клиента. Именно поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недоо­ценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей.

Итак, выявив в ходе консультирования определенные синд­ромы, психолог по детерминанте жалобы может определить вид помощи:


1. Психологическая неграмотность родителей - информи­
рование, разъяснение.

2. Искаженные родительские отношения - психокоррекци-
онная работа.

3. Психопатология родителей - направление на лечение.

4. Дисгармония психического развития ребенка - психокор­
рекция.

5. Нарушение личностного развития ребенка - II этап диаг­
ностики, психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержка психического развития ребенка - консультация,
направление к дефектодогу.

7. Психологическое недоразвитие ребенка - направление к
дефекгологу.

8. Повреждение психического развития - направление к пси­
хиатру.

9. Искаженное психическое развитие - направление к пси­
хиатру [ИЗ].

Консилиум - коллективный метод изучения учащихся. Б задачи консилиума входит:

1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и
учении учащихся.

2. Разработка программы воспитательных мер в целях кор­
рекции отклоняющегося развития.

3. Консультация в решении сложных или конфликтных си­
туаций.

Принципы организации работы консилиума: уважение к лич­ности и опора на положительное, «не навреди», интеграция пси­хологического и методического знания, т. е. максимальная пе-дагогизация диагностики.

Систематически действующий, с постоянным составом уча­стников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыследеятельности со специфическим кругом ди-агностико-воспитательных задач .

Диагностическая функция консилиума заключается в изуче­нии социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей уча­щихся, распознавании характера отклонений в их поведении, Деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя разра­ботку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-


Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребенка как члена семьи. Сущ­ность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, преодолении обструк­ции состояния и психологической незащищенности, диском­форта.

Состав консилиума формируется с -учетом его цели (руково­дитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИДН, специалист-консультант, педагоги, члены родительского коми­тета, желательные для ребенка референтные лица).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть раз­ными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая це­почка, диагностический монолог используются на подготови­тельном этапе, когда составляется диагностическая карта уча­щегося.

На втором этапе проводится заседание, на которое пригла­шаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргмомент, заслушивание характеристики, ее дополнение чле­нами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педдиагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименова­ния: приказ по организации консилиума и его составу на учеб­ный год, журнал консилиума и диагностические карты учащих­ся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит при­мерно следующие графы:

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора


и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов мо­гут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возмож­ности учащихся класса».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНСИЛИУМА ПО ТЕМЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС»

Цель проведения: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школь­ной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспита­тельных и управленческих мер по устранению этих причин.

Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, ру­ководители ШМО, учителя, работающие в данном классе, клас­сный руководитель, представители классного актива.

Подготовительная работа

1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе
(администрация, руководители методического объединения).

2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запу­
щенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюде­
ния (психолог, педагоги).

3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной
программе, беседа с классным руководителем и учителями (пси­
холог, администрация).

4. Изучение межличностных отношений в классе с помощью
социометрической методики и отношения учащихся к отдель­
ным учителям (психолог).

5. Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предва­
рительными характеристиками и рекомендациями психолога и
педагога (психолог, школьный врач, педагоги).

6. Согласование хода педконсилиума и условий его проведе­
ния (администрация, психолог, педагоги).

Ход консилиума

1. Психологическая и целевая установка.

2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических
причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на
конструктивной, доброжелательной основе.

3. Психолого-педагогический анализ поступивших предло­
жений, обсуждение рекомендаций педконсклиума.

1. Изучить межличностные отношения в классе, вы-

явить лидеров, отверженных, определять референт­ные группы, дать рекомендации по формирова­нию классного коллектива и организации КТД

2. Привлечь к занятиям психологической гимнастикой

трудных учащихся этого класса

3. Провести корригирующие занятия с учениками

4. Оказать помощь классному руководителю. Дать

сильного наставника из референтных лиц - учи­телей класса. Контролировать его деятельность

5. Тщательно готовиться к внеклассным мероприяти-

ям, продумывать тему, содержание, план работы, а также способы приобщения трудных ребят, спла­нировать организационные моменты

6. Взаимопосещение. Разработка единых требований.

Ориентация на контактных учителей. Обогащение методики, содержания, перестройка стиля обще­ния, исключение случаев нарушения педагогиче­ской этики

Администрация

7. Решить вопрос о замене учителя русского языка и

литературы

Тренинг - групповая форма работы с различными категори­ями (педагогами, учащимися, родителями, семьей), которая име­ет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения. Каждый тип тренинга имеет и диагностическую за­дачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками .

Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек - человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда является общение. И тем не менее именно педагогическое общение является камнем пре­ткновения современной школы. Коммуникативные способно-


сти учителя (способность адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, инто­нацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо.

Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) - развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведе­ния вызывают одобрение, какие -- неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается спо­собность понимать других людей, их взаимоотношения, они учат­ся прогнозировать межличностные события.

Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие:

1. Самодиагностика:

а) получение конкретных сведений о себе;

б) выяснение того, каким человек предстает в глазах других;

в) выяснение того, насколько самостоятельно его идеальное «я».

2. Диагностика:

а) развитие самоанализа;

б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно
выражать себя;

в) осознание того, что открытие «я» возможно лишь в кон­
такте с другими.

3. Проверка установок на образы других:

а) развитие понимания позиции другого;

б) формирование чувствительности к невербальным формам
их проявления;

в) развитие умения слушать и понимать другого;

г) психотерапевтическое воздействие.

Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект.

Максимальное количество участников в группе - 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество - 7-9 человек (мик­рогруппа).

Зачем нужен психолог в школе? Казалось бы, ребенок занят на уроках, учителя рядом, если появится какая- либо проблема, они смогут решить или сказать родителям, чтобы те справлялись с появившимися неприятностями. В крайнем случае вызовут к директору, в кабинете которого даже самые отъявленные хулиганы становятся паиньками. По крайней мере, раньше дело в школах обстояла именно так, поэтому до сих пор многим из нас сложно понять, для чего создали такую должность - школьный психолог. Прежде всего, для того, чтобы оптимизировать учебную среду, в которой находятся дети. Главная задача школьного психолога - это психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса, создание комфортных условий как для учащихся, так и для педагогического коллектива.

О том, что это за профессия, с какими проблемами можно обращаться к этому специалисту, нам рассказала - школьный психолог - Екатерина Корнева.

- Чем отличаются школьные психологи от детских психологов?

Детский психолог занимается гармоничным развитием личности ребенка, начиная с младенчества и на протяжении всего периода детства, а школьный психолог охватывает именно период школьной жизни ребенка.

- В какой момент школьный психолог появляется в жизни ребенка?

Сейчас во многих школах существует такая система, как подготовка к школе. Дошкольники на протяжении года приходят в группу, где с ними занимаются учителя, которые, скорее всего, возьмут этот класс с первого сентября. То есть, создаются условия, в которых ребенок может уже заранее адаптироваться к новым условиям. Психолог присутствует при приеме и распределении детей в классы, консультирует родителей и ребенка. Можно спрогнозировать возможные трудности ученика, дать какие-то рекомендации, чтобы до того как ребенок пришел учиться, можно было нагнать что-то упущенное.

- Некоторые школы не ограничиваются одним психологом, а создают психологическую службу. Для чего это нужно?

Это очень хорошо для детей, потому как в психологическую службу входит психолог, даже может быть не один, логопед, социальный педагог и очень хорошо, когда в эту службу входит дефектолог. Таким составом можно работать над очень серьезными проблемами, а когда это все сваливается на одного психолога, не всегда есть возможность разбираться в сложных случаях, в которых можно было бы помочь ребенку здесь и сейчас.

- Какие условия нужны психологу для плодотворной деятельности?

Конечно, есть определенные критерии и требования. Это должно быть помещение, которое разграничено на несколько зон. Зона приема, где можно провести консультацию, зона индивидуального приема, зона для групповой работы. Зона релаксации, - спокойное место, где можно проводить релаксационные упражнения. Наличие компьютера, потому как многие диагностические методы проводятся с помощью компьютера.

- Как узнать хороший ли это психолог, насколько он в курсе современных разработок?

Для психолога, который работает в образовательном учреждении, постоянно предлагаются из различных образовательных учреждений, вузов, курсы повышения квалификации, где любой педагог или психолог может повысить свой уровень, свою компетентность. А также он может получить сертификат о повышении квалификации в данном направлении и может работать по какой-то конкретной программе.

- Как Вы помогаете новичкам адаптироваться в новом коллективе? Могут ли родители, пообщавшись с психологом, как-то помочь детям в домашних условиях?

В основном психолог проводит с первоклассниками развивающие занятия, которые направлены на сплочение коллектива, на более мягкую адаптацию. В этом участвует педагог, который преподает в этом классе. Занятия направлены на знакомство учащихся с разными методами способов коммуникации. Дети узнают, что можно общаться не только вербально, но и невербально, эмоциями. Изучать свой внутренний мир и внутренний мир своих одноклассников. Обязательно нужно учить детей принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Надо учить детей принимать такого необычного ребенка, дети бывают жестокими, могут смеяться, подшучивать. Задача психолога заключается как раз в том, чтобы уметь сгладить эту ситуацию.

- Как вы вникаете в проблему? Нужно обязательно находиться рядом с детьми, чтобы своими глазами видеть ситуацию?

Я считаю, что лучше предотвратить проблему, чем дождаться того, когда начнут жаловаться. Я стараюсь приходить с первого дня, у нас даже программа такая есть «первые дни ребенка в школе». Психолог приходит на занятия, проводит даже перемены с детьми, играет с ними, смотрит на ситуацию не только со стороны, но и включается в процесс.

- Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, какое время стоит пытаться их наладить, а когда все- таки перевести в другую школу?

По опыту моей работы, были случаи, когда ребенка переводили и у него, наоборот, еще больше появилось комплексов, больше чувствовались тревоги. Понимаете, вот в одном классе у него уже не сложилось, его перевели в другой с этим негативным опытом и он заранее еще больше напуган и переживает. Поэтому, важно помогая ребенку, всячески оказывая ему поддержку, стараться наладить отношения.

- Какую работу с родителями проводит школьный психолог?

Работа строится по нескольким направлениям: консультации родителей по их инициативе и по инициативе психолога. Если мы видим, что у ребенка проблема, обязаны поставить родителей в известность.

- В каких случаях к Вам обращаются учителя?

В ситуации, когда у учителя складывается впечатление, что ребенок не может усвоить его предмет. И не может понять причину, то ли он непонятно объясняет, то ли у ребенка недостаточно знаний, или не сформированы общеучебные умения и навыки.

- С какими проблемами обращаются дети?

По своей инициативе обращаются дети подросткового возраста. Их интересуют особенности индивидуального личностного развития, выбор профессии.

- Если психолог не может справиться самостоятельно, отправляет в психологический центр. Чем отличается помощь там?

Обычно складывается впечатление, что в центр отправляют, когда очень серьезная проблема. Родители даже иногда не идут, боясь узнать что-то страшное. На самом деле, это прекрасная возможность для родителей получить консультацию другого специалиста: невролога, психотерапевта. Может быть, ребенку требуется релаксация, песочная терапия, а на базе школы нет таких условий.

- Если ребенок не хочет помощи?

Учитывается мнение родителей. Если не хотят родители, здесь мы не имеем права даже насильственно оказывать помощь. Когда идет набор в первый класс, дается заявление родителям, в котором они подписывают согласие на работу с психологом и знакомятся с тем, как именно он будет работать с ребенком.

- Проводятся ли в школе тесты и тренинги?

Это обязательная часть работы школьного психолога. Существует несколько направлений работы: диагностическое (куда как раз входят тестирование, опросники, анкетирование), коррекционно- развивающая работа. Психопрофилактика зависимостей (не только табакокурения, компьютерной зависимости, но и профилактика асоциального поведения в целом). Консультации родителей индивидуальные, или с привлечением еще каких-то специалистов. Или совместно с ребенком и родителями. Тренинги могут быть как психопрофилактическими, а могут быть и развивающими. Проводятся в игровой форме, хоть и несут в себе глубокий смысл.

Например, если мы возьмем проблему химической зависимости, то как можно построить игру на такую серьезную тему? Детям раздаются роли, часть просто жители города, часть должностные лица. Можно даже заранее написать тексты, чтобы они их озвучили. Один ребенок из благополучной семьи, другой из неполной, третий вообще равнодушен к проблеме зависимости.. Каждый это озвучивает. Далее государству нужно придумать программу, как бы они боролись с химической зависимостью. Президент издает указ, выделяется бюджет, медики разрабатывают свою программу. Дилеры должны переманить кого-то на свою сторону. Длится тренинг около 2 часов, а в конце мы садимся в круг и обсуждаем какие чувства испытал ребенок на месте своего героя, смог ли он противостоять влиянию дилера, или нет, почему. Дети живо включаются в роли, обсуждают, делают серьезные выводы.

- В каких ситуациях Вы рекомендуете обращаться к школьному психологу?

Евгения Морозова

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Консультирование родителей и учителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

  • Трудности в учёбе
    Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
  • Взаимоотношения в классе
    Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
  • Взаимоотношения с родителями
    Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
  • Выбор жизненного пути
    Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой - этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог - это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога - школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог - принцип непредвзятости. Задача специалиста - выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу - он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна - он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога - профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам - в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога - консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Работа школьного психолога

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни,

увеличением объёма информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Для более эффективной работы в школе создали социально - психологическую службу, в которую входят психолог и социальный педагог.

Цель службы: гармонизация социально- психологического климата в образовательном учреждении, психологическая помощь участникам образовательного процесса.

1. Оказание комплексной психолого- педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении.

2. Помощь в личностном развитии школьников, развитии способности быть личностью(стремлении к самосознанию, умение делать разумный жизненный выбор, умение реализовать свои позитивные качества).

3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Консультативная и информационно - психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Работа социально - психологической службы организовывается по следующим направлениям:

o диагностическая работа;

o коррекционно - развивающая работа;

o консультативно - просветительская работа.

Основные формы и методы службы:

o индивидуальная и групповая работа со школьниками;

https://pandia.ru/text/78/082/images/image003_66.gif" width="553" height="852 src=">

Цель родительского собрания:

Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;

Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

В школе психологом реализуется программа « Развитие коммуникативных способностей». Данная программа включает 12 тренинговых занятий.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, гармонизация межличностных отношений.

Особую актуальность приобретает работа психолога с учениками, оканчивающими начальную школу. Это связано с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения.

Переход из начального звена традиционно считается одной из наиболее педагогических сложных проблем.

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе предстоит решать следующие задачи:

o создание условий для успешной адаптации детей в школе;

o повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

В старшем звене психолог призван помогать учащимся в профильной ориентации профессиональном самоопределении, оказывать поддержку в решении экзистенциональных проблем(самопознание, поиск смысла жизни,

достижение личной идентичности), развитии их временной перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности.

С этой целью учащиеся нашей школы принимали активное участие проводимой акции добровольцев - профориентаторов «Твой выбор профессии», месячнике профориентации « Старт в профессию».

С самого раннего возраста необходимо направлять ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Четкое представление о сути профориентации важно, во - первых для осознанного принятия решения в выборе профессии. Во - вторых, знания о новейших современных профессиях помогут учащимся ориентироваться в современном рынке труда.

С целью профориентации в школе проводились следующие мероприятия:

В начальных классах занятия с элементами игр, беседы о мире профессий;

Для учащихся 7-8 классов- профориентационное занятие «Мир профессий»;

Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»- для учащихся 9-11 классов;

Анкетирование учащихся;

Организованы встречи с представителями разных вузов:

Санкт-Петербургского филиала института менеджмента и экономики;

Московского автомобильно - дорожного института;

Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова;

Чувашского государственного социального университета;

ПУ №2 г. Канаша;

День открытых дверей в Чувашском государственном педагогическом университете им. ;

Защита портфолио учащихся 9 классов ;

Регулярное обновление стенда профориентации «Мир профессии».

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивность , чрезмерная плаксивость, плохая успеваемость, страхи – всё это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребёнка не всё в порядке.

Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель.

В своей работе применяю сказкотерапию. Ведь задача сказкотерапии - помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем. Использую сказки, мифы, легенды. Метафорический язык позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Новая форма работы, позволяющая проводить занятия со всем классом одновременно - это психологический классный час .

Эта форма работы:

o способствует сплочению коллектива;

o закладывает нравственные ориентиры;

o позволяет работать на ценностном уровне;

o стимулирует способность к размышлению;

o развивает ребёнка относительно себя самого;

o проводит профилактику;

o работает на перспективу;

o позволяет работать с большим количеством детей одновременно;

o помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить её за одну встречу с психологом;

o не требует длительной подготовки;

o имеет доступную форму подачи информации;

o даёт возможность работать с разной возрастной категорией.

Такую форму работы, как воспитательный час со сказкой, можно рекомендовать родителям дома в общении со своими детьми.

Особое внимание уделяю проведению тематических классных часов, направленные на психологическое просвещение учащихся. Тематика классных часов разнообразны:

«Кто я? Какой я? Каким я хочу быть?»

Мои «хочу» и мои «надо».

Учимся представлять и фантазировать.

Ум человека. Как его развивать.

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов.

Как научиться радоваться жизни? и др.

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. С учащимися проводим тренинги личностного роста. Личностный рост важен для человека не просто сам

по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.

При личностном росте происходит изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.

Для личностного роста важен сам факт движения.

Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Тренинговые занятия дают учащимся возможность становиться более свободными и ответственными, дружелюбными и открытыми, сильными и творческими и, в конечном итоге, - более зрелыми и способными воспринимать мир не как угрозу, а как условия для своей жизни.