Образование в системе социальных институтов. Образование как социальный институт. Функции системы образования. Социальный институт семьи” подразумевает

Социальные функции системы образования
Функции образования в производственно-экономической сфере
Функции образования в сфере культуры
Функции образования в социально-политической сфере
Проблемы социологии образования

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами .

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование , равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование , среднее специальное образование , высшее образование , послевузовское образование , систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

Образование выполняет следующие основные функции:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – первая и основная функция образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям, и т. п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источни- ком знаний, инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2. Социализация, т.е. усвоение ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодых людей общей системы ценностей, благодаря чему они научаются понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.

Если иметь в виду нравственную мировоззренческую ориентацию, которая должна быть присуща современной школе, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую-очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это прежде всего достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе школьного и вузовского образования, оказывая позитивное воздействие и на преподавание естественных и технических дисциплин.

3. Социальная селекция ~ одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей, существуют социальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия. В прежние годы нередко говорили, что «талант всегда найдет дорогу», талантливый человек обязательно «выйдет в люди». В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводятся в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению, учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. С точки зрения социальной психологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества.

Посредством этого достигаются воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он «запускает» механизм социальной мобильности. Получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывают для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняются высокая ценность образования в индустриально развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения»: родители с малых лет прививают ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ориентируют на достижение высоких результатов, ибо будущая карьера ребенка напрямую зависит от уровня образования. Уровень образования наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4. Социальное и культурное изменение общества. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, образование вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества.

Интересен опыт организации образования в ряде западных стран. В соответствии с государственным Законом об образовании 1994 г. в США определены следующие цели развития образования: все дети должны быть подготовлены к обучению в школе; они заканчивают 4, 8 и 12 классов.
Причем каждая школа гарантирует не только подготовку учеников, дающую возможность продолжить образование или включиться в продуктивную производственную деятельность, но и воспитание их в духе гражданственности.

Учителя США получают доступ к непрерывному образованию, постепенному совершенствованию своих профессиональных знаний и умений, необходимых для подготовки школьников к самостоятельной жизни в следующем столетии.

Наряду с государственными школами в США имеются частные платные. Программа обязательных знаний включает изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).

Во многих школах США время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается ко времени, от водимому на изучение других предметов.

Следует отметить, что в США средний профессиональный уровень в системе образования не выделяется, он интегрирован в систему высшего образования. Особенностью является то, что многие учащиеся 2-годичных колледжей, не прерывая обучения, переходят в 4-годичные колледжи или
университеты, причем это осуществляется без потери темпов обучения.

Вузы США делятся на 2-годичные (местные колледжи) и 4 годичные (колледжи и университеты). Учебный год в вузах - 9 месяцев. Основной формой учебных занятий является лекция. Каждый студент учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Перед лекцией студенту выдается ее конспект.

В последние годы более жесткой становится процедура аккредитации высших учебных заведений. Согласно новым стандартам аккредитацию учебное заведение проходит в целом как единый комплекс, а аккредитация отдельных учебных программ не проводится.

Что касается сотрудничества американских вузов с учебными заведениями зарубежных стран, то сохраняется тенденция роста контингента иностранных студентов технического профиля и подготовки специалистов по бизнесу, затем идет подготовка по математике и вычислительной технике.

Следует отметить, что одной из ключевых тенденций развития образования в России является дальнейшее расширение прав и свобод образовательных учреждений, демократизация процесса управления школьным и вузовским образованием. Другая важная особенность образования в России заключается в том, что существенно меняется процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика: он не может быть плодотворным и эффективным, если протекает в рамках формально трактуемых нормативных аспектов их социальных ролей. Здесь важное место принадлежит «субъективному фактору», способности, учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентации и т.д. Система российского образования нацелена на обеспечение национальных интересов - подготовку таких специалистов, которым под силу технологическое перевооружение промышленности и сельского хозяйства, создание современной армии и т.д. Эта задача может быть решена при соблюдении ряда условий:
- широкой информатизации учебного процесса, его глобализации и гуманизации;
- внедрения образовательных стандартов и вместе с тем авторского подхода к программам;
-перестройки образования с учетом российской практики и мировых стандартов;
- приоритетного финансирования образования.

Только эти обстоятельства позволяют конвертировать дипломы отечественных специалистов, т.е. обеспечить их признание в других странах.

Развитие образования не может осуществляться без учета сложившихся реалий, скажем, введения многоуровневой подготовки специалистов, появления коммерческих вузов наряду с государственными. Все это должно вести к конкуренции между вузами, борьбе за репутацию, поддержание
имиджа. То же самое должно происходить и в сфере среднего образования. Однако это не должно привести к социальной селекции: хорошее образование в виде платных лицеев, гимназий для детей состоятельных родителей, плохое – для малообеспеченных. При этом психологическая служба не должна идти на поводу у данной тенденции, а всемерно способствовать развитию школьников.

1. Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.

Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны - это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

Структура социального института :

1. Набор социальных позиций и ролей.

2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

5. Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

Социальный институт представляет собой более широкое образование, чем организация. Основные признаки, присущие социальным институтам и отличающие их от других образований:

1. Социальным институтам присуща устойчивость в пространстве и времени, т.е. историчность.

2. Специфичность институционального поведения, которое реализует взаимозависимость индивидов в целостную систему взаимодействия.


3. Обязательность норм и требований данной институционализированной формы деятельности для большинства представителей взаимодействия данного рода.

В зависимости от типов потребностей общества выделяют различные типы социальных институтов.

1. Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

2. Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура, парламентаризм).

3. Культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, искусство).

4. Религиозные, удовлетворяющие духовные потребности индивидов.

5. Институт брака и семьи.

Основные функции социального института как такового:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.

2. Функция интеграции и сплочения общества.

3. Функция регулирования и социального контроля.

4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Явные функции социального института - те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи - воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).

Латентные (скрытые) функции социального института - положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи - социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).



Дисфункции социального института - явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института.

Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:

1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.

2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.

3). Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.

В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

2. Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство.

Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни :

1. Дошкольное.

2. Начальное.

3. Среднее.

4. Высшее.

5. Аспирантура

Система образования также включает различные виды:

1. Массовое и элитарное.

2. Общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции . Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор. Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала целью решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

1. Церковно-приходские. 2. Кафедральные. 3. Светские.

В 12-13 веках в Европе возникают университеты , а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые способствовали развитию образования.

Первой из таких перемен стала Демократическая революция . Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция . На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Как социальный институт образование формируется в 19 веке , когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%.

Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219, 2000-01 уч.г. - 259. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах.

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения , в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественнонаучных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

1. Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации

2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.

4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

7. Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

На рубеже XX века четко обозначились основные тенденции обновления образования:

Демократизация всей системы обучения и воспитания;

Повышение значимости фундаментальной компоненты образования;

Гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;

Интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.

Основная идея реформирования - развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.

Проблемы в функционировании образования в Украине:

1. Существует угроза падения уровня профессионального образования.

2. Ухудшение условий учебно-воспитательного процесса.

3. Ухудшение качества педагогических кадров.

4. Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.

5. Угроза потери позитивных черт отечественной системы образования и воспитания.

ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

1. Брак - исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет - состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.

Формы брака:

1. Групповой брак - несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамия - один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (или многомужество);

б) полигиния (или многоженство).

3. Моногамия (или парный брак).

По предпочитаемому партнеру выделяют браки:

1. Экзогамия - брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана.

2. Эндогамия - брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана.

По социально-демографическим, этническим, образовательным признакам супругов браки бывают:

1. Гомогамные - супруги имеют сходный возраст, образование, профессии, принадлежат к одной этнической группе.

2. Гетерогамные - супруги значительно различаются по перечисленным признакам.

По форме регистрации браки бывают:

1. Гражданский.

2. Церковный.

По юридическому закреплению:

1. Законный брак.

2. Свободный брак (или сожительство).

Родословная и наследование имущества в браке могут осуществляться:

1. По женской линии.

2. По мужской линии.

3. По обеим линиям.

Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак.

Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой --к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.

2. Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Признаки семьи:

1. Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления.

2. Совместное проживание.

3. Общий семейный бюджет.

Как малая группа семья изучается на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, анализируются ее социальные функции, взаимовлияние семьи и экономики, политики, религии, культуры и т.д.

По типу семейной структуры семьи бывают:

1. Нуклеарные - состоят из супругов и зависимых от них детей.

2. Расширенные - состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

3. Неполные - отсутствует один из супругов.

По типу властной структуры семьи бывают :

1. Патриархальные.

2. Матриархальные.

3. Эгалитарные (равноправные).

По месту проживания молодоженов:

1. Патрилокальные - молодожены проживают с родителями мужа.

2. Матрилокальные - молодожены проживают с родителями жены.

3. Неолокальные - молодожены проживают отдельно от родителей.

4. Унилокальные - молодожены проживают с теми родителями, у которых есть жилплощадь.

По количеству детей семьи бывают:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и больше).

В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:

1. Молодежная семья (возраст супругов до 30 лет);

2. Семья среднего супружеского возраста;

3. Пожилая супружеская пара.

Функции семьи:

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения Удовлетворение потребности в детях
2. Воспита тельная Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйствен но-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим
4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)
5. Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
6. Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке
7. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
8. Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов.
9. Эмоциональ ная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

3. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

Данный переход влечет за собой следующие изменения:

Развитие двух жизненных центров - работы и дома;

Рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

Снижение престижа и влияния религии;

Сексуальную революцию;

Демократизацию брачно-семейного законодательства;

Изобретение надежных средств контрацепции.

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному - современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице.

Традиционная семья Современная семья
1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью 1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида
2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя 2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим
3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной 3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире
4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца 4. Высокая социальная и географическая мобильность
5. Централизованная расширеная семейно-родственная система с доминированием старших 5. Децентрализованная нуклеарная семья
6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи 6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов
7. Патриархальная властная структура семьи 7. Эгалитарная властная структура
8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций 8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности
9. Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности 9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл

Тенденции развития современной семьи:

1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов.

2. Увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях.

3. Уменьшение средней продолжительности брака.

4. Откладывание момента вступления в брак.

5. Увеличение количества людей, проживающих в свободном браке.

6. Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

7. Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.

Негативные тенденции развития института семьи породили ряд теорий, которые критически рассматривают будущее семьи:

1. Пессимистическое утверждение про упадок семьи, которое выводится из противопоставления современной семьи патриархальной семье в традиционном обществе (Р.Флетчер).

2. Утверждение о несоответствии семьи современному индустриальному и постиндустриальному обществу с надеждой на возможную модификацию семьи (Б.Мор).

3. Семья - тормоз на пути общественного развития, так как в ней детям прививают взгляды и нормы, которые не соответствуют быстро меняющейся реальности, они не способны жить в новой среде, тормозят развитие нового (В.Райх, Г.Маркузе).

4. Критика семьи как оплота грубости и насилия.

5. Феминистская критика семьи как инструмента угнетения женщины.

6. Критика семьи за то, что она чаще других социальных институтов создает предпосылки для психических заболеваний и неустойчивых психических состояний.

Новые (альтернативные) формы семьи и брака:

1. Брачный контракт, заключенный на определенный срок.

2. Брак с трехлетним испытательным сроком.

3. Групповой брак.

4. Серийная моногамия.

5. Гостевой брак.

6. Гомосексуальный брак.

7. Жизнь в коммуне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием.

Образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.

1. Образование как социальный инстит ут. Понятие, сущность и функции

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Ведь все знания, навыки, материальные и духовные ценности, которые наши предки получали, необходимо передать новому поколению людей. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Более конкретно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня, не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, то есть представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до трети национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения - школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

* органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

* сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

* творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

* учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

* образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

* учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

* периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).

К функциям образования относят:

* передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

* генерирование и хранение культуры общества;

* социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

* определение статуса личности;

* социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

* обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

* создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

* социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

* социальный контроль

В социологии существует понятие формального и неформального образования. Сам термин «Формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций

(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, определяющему объем получаемых знаний. Обучение определенным навыкам и действиям должно соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что функционирование системы формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль.

Под «Неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную и второстепенную роль. Поэтому, затрагивая социологические проблемы образования, чаще всего имеется ввиду формальное образование.

2. История развития института образования

В первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. Ведь тогда не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подростков не существовало периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, потому как все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4--5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины.

Вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику. Большая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX--XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием. Не только массовость и общедоступность характеризуют современную систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования становится важнейшим фактором культурного и социального изменения.

Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором общественного прогресса. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования оказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

3. Виды образования

Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады и ясли -- не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами -- организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу.

Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального института - привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности - физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование - основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования - обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Выделяют три стадии в школьном образовании:

* начальная подготовка (1-й - 3-й классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

* основное (базовое) образование (5-й - 9-й классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук;

* среднее образование (10-й- 11-й классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу в том, что она не способна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумевалось овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара.

Так вот со всей определенностью надо заявить, что ни в коем случае школа не должна этого делать. Почему? Ее основная задача - заложить фундаментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной специальностью, которая вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к какой иной. Период с 16 до 23 лет отведен природой для поисков и шатаний, когда человек должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей естественной логике.

Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Сократить этот разрыв призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные отделения и курсы. За 3000-5000 долларов они подготовят ваше чадо к поступлению в университет, восполнят пробел в знаниях, сократят разрыв в требованиях.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, так как окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни -- это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования -- профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, так как выбор выпускников ориентирован на высшее образование. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реальности сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Высшая школа России - это не только национальная система высшего образования, но одновременно и наиболее мощная (после США) часть мировой образовательной системы.

Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:

o доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг;

o степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;

o качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;

o объем, структура и источники получаемых и используемых; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;

o состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный мир стремится к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве этот процесс тормозится.

Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее время минимальна.

Сегодня в сфере высшего образования наблюдается ряд новых тенденций:

o происходит переструктурирование высшего образования;

o меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы;

o резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других;

o намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры;

o возникла и утверждается система платного образования.

Сравнение отечественной практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются учить их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирмах. Только в США в самых престижных и секретных областях работает более тысячи российских специалистов.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

4. Кризис института образования

Социальный институт - механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию - образование. Они создают единый социальный институт.

Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать такие знания подросткам, которые будут достаточными для успешного поступления в вуз, то, стало быть, она не выполняет одну из своих важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным кризисом.

Наличие посредников - репетиторов и подготовительных отделений - яркое свидетельство того, что средняя школа не способна сократить разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном кризисе, который назревает на институциональном уровне.

Институциональный кризис - процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются.

Следствие такого кризиса - перекладывание функций одного института на плечи других. Например, в середине 80-х в стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы - институт посредников.

Кризис может переживать не только среднее, но и высшее образование. К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты - одни из самых образованных. Но в целом система образования в период 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х началась перестройка, переход к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:

* коммерциализация - расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов - 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов - 31%, региональный бюджет - 22%, отраслевое финансирование - 17%, иностранные фонды развития образования - 9%, пожертвования местных предпринимателей - 5%) (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристь, 1997. С. 62-63.);

* элитизация - сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

* регионализация - замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

* децентрализация системы высшего образования - расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

В середине 90-х годов в вузовской науке наблюдались следующие негативные тенденции: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20% ученых посоветовали бы своим детям заниматься наукой.

Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4-5 раз, что нереально при современном состоянии государственного бюджета.

Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института образования. Ученые считают, что временные кризисы необходимы обществу как своего рода встряски: они не убивают организм, но заставляют его мобилизоваться, собраться с силами, перестроиться. Кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы - в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда стране в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, поскольку со всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.

Заключение

Изучив предложенную мне тему, можно сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему, индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся странах расходы на образование ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, - система образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы, играют решающую роль в воспитании детей, а это - фундамент будущего процветания страны.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил;

2.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.: ил;

3.Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.;

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 2001. - 384с.;

5. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристь, 1997.-287 с.

Подобные документы

    Основные понятия статистики образования. Дошкольное, школьное и внешкольное образование. Среднее профессиональное, высшее образование. Исследование развития рынка услуг образования в Приморском крае и его анализ. Перспективы развития образования в России.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2010

    Социальный институт образования, его функции, теоретические концепции и современные тенденции и проблемы. Основные компоненты образования как социального института. Особенности образования в современном мире. Теоретические концепции о роли образования.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Образование как социальная ценность. Образовательные парадигмы в традиционных обществах. Принципы и функции образования как социального института общества. Элементы системы образования России, ее модернизация на основе принципов Болонского процесса.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Сущность, общее понятие и структура социального института, его основополагающие признаки на примере среднего профессионального образования. Перечень важнейших социальных институтов, характеристика общих и отдельных функций, которые они выполняют.

    презентация , добавлен 21.10.2014

    Понятие образования как социального института, выполняющего функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре, его аспекты и уровни. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.

    презентация , добавлен 12.11.2014

    Система образования как фактор развития общества. Нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с ее функционированием. Цели и задачи школы как социального института в современных условиях. Основные элементы российской образовательной системы.

    реферат , добавлен 04.03.2014

    Понятие социального образования. Основные направления современного социального образования за рубежом. Современное российское социальное образование, перспективы его развития. Социальная политика и социальная структура общества, социальные отношения.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Образование как социальный институт. Социальная организация института образования с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов. Основная функция социального воспроизводства. Политическая культура. Классификация политических культур.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Элитное образование - часть общей системы образования. Понятие, сущность и история элитного образования. Опыт элитного образования в Росси. Элитное образование и социальная справедливость. Сравнительный анализ: элитное образование в США и России.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    Тенденции развития образования как одного из основных социальных институтов. Глобальные тенденции и специфика российского образования, интеграционная методологическая модель. Метод опроса в социологии. Понятие анкетирования. Составление плана интервью.


Тема 8. Сущность, значение и роль высшего профессионального образования (6 часов)
План лекции:

    1. Высшее образование как социальный институт. Субъекты ВПО

    2. Статус высших учебных заведений. Вузовский комплекс

    3. Содержание и образовательные программы ВПО

    4. Технологии обучения в ВПО

    1. Модернизация ВПО и Болонский процесс

8.1. Высшее образование как социальный институт. Субъекты ВПО

Согласно Всемирной декларации ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу общества.

В современном мире его роль также возрастает. Это выражается:


  • с одной стороны в численном росте (численность студентов в мире с 1960 по 2004 г. увеличилась более чем в шесть раз: с 13 млн. до 82 млн. чел.),

  • с другой - в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.

В документах ЮНЕСКО высшее образование рассматривается как совокупность учебных курсов подготовки или переподготовки специалистов (после получения ими среднего профессионального образования).

Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Украины, высшее профессиональное образование (ВПО) - это образование на базе среднего общего или среднего профессионального, осуществляемое в высших учебных заведениях по профессиональным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о ВПО.
Формы получения ВПО

Высшее образование можно получить не только в очной, но в очно-заочной (вечерней), заочной и экстернатной формах.

Экстернат - это самостоятельное изучение дисциплин учащимися по основной образовательной программе с последующей аттестацией.

Система ВПО
Учебные заведения, реализующие ВПО, соответственно именуются высшими, составляя в своей совокупности основу системы ВПО.

Наряду с ВУЗами система включает следующие элементы :


  • государственные образовательные стандарты и образовательные программы;

  • научные, проектные и культурно-просветительские учреждения, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования;

  • различные органы управления высшим образованием.

Декларация ЮНЕСКО определяет задачи высшего образования в ХХI веке следующим образом:

1) обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию;

2) предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью активного участия в жизни общества;

3) развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, чтобы содействовать его культурному, социальному, экономическому развитию;

4) содействовать сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур;

5) защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе демократического общества.
Все сказанное иллюстрирует не только общность высшего образования с другими социокультурными институтами, но и отличие от них.
К числу основных субъектов ВПО относятся, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом определяют характер образовательного процесса в вузе.
В ноябре 1997г. ЮНЕСКО приняты рекомендации по вопросу о статусе субъектов ВПО. Они должны:


  • сохранять и расширять основные функции своей деятельности, соблюдая научную, и интеллектуальную этику;

  • абсолютно независимо и со всей ответственностью выступать по этическим, культурным и социальным проблемам для того, чтобы прогнозировать, предупреждать и предотвращать негативные тенденции в социальном, культурном, экономическом и политическом развитии общества;

  • использовать свой интеллектуальный потенциал и моральный авторитет для защиты и активного распространения признанных ценностей, (мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность).

Эти же рекомендации обращают особое внимание на следующие три положения .
1. ^ Политика повышения квалификации сотрудников, которая также связана с активным проведением ими научных исследований по обновлению и совершенствованию педагогических ЗУН.

2. Уделять учащимся и их потребностям самое пристальное внимание, рассматривая их в качестве основных партнеров и ответственных участников ВПО .

3. Развивать совместно со студенческими организациями службы ориентирования и консультирования , что бы оказывать учащимся содействие и адаптацию в переходе к высшему образованию в любом возрасте и чтобы учитывать потребности диверсифицированных (самых разных) категорий учащихся.

8.2 Статус высших учебных заведений. Вузовский комплекс

^ Высшее учебное заведение ( ВУЗ) – это образовательное учреждение, которое:


  • оказывает различные услуги, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников и специалистов;

  • способствует личностному росту человек, становлению его индивидуальности;

  • осуществляет научные исследования, объем и значимость которых являются одним из основных критериев определения его социального статуса.

Социальный статус учебного заведения определяется по ряду признаков:


  • тип (институт, университет, академия);

  • организационно-правовая форма (государственный, коммерческий),

  • наличие или отсутствие государственной аккредитации.
Статус влияет на:

  • престиж высшего учебного заведения;

  • качество подготовки выпускников,

  • характер проводимых научных исследований,

  • роль в культурном развитии страны и региона.

Типы ВУЗов

Высшие учебные заведения представлены тремя основными типами: университеты, академии, институты.
Университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки.

Институт в отличие от академии и университете может не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Они могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других высших учебных заведений.
Украинское законодательство допускает существование высших учебных заведений всех форм собственности, т.е. учебные заведения могут быть государственными и коммерческими. Большинство положений и правил, а также некоторые документы для коммерческих ВУЗов носят рекомендательный характер и являются примерными.
^ Миссия университета регионе
В начале XXI в. выявилась не только социальная востребованность высшего образования, но и осознание его решающего значения для социально-культурного и экономического развития отдельных регионов Украины.

Каждый ВУЗ располагает определенными ресурсами, особенность которых определяется различными культурно-образовательными условиями, определяющими характер, ценностные ориентации и предпочтения людей, проживающих в том или ином регионе. С этими ценностями люди приходят в вуз. Преподаватели и студенты руководствуются ими в жизни, а значит, и в образовательном процессе.

С другой стороны ВУЗ - это организация, автономное, суверенное сообщество преподавателей и студентов со своей культурой, своими правилами игры, которые в целом они сами, вольно или невольно, устанавливают.

Таким образом, идеология, содержание и технологии профессионального образования оказываются наполнены разным содержанием в разных ВУЗах, поэтому и результаты подготовки оказываются неодинаковыми.
Так постепенно происходит диверсификация единого типа учебного заведения. Поэтому деятельность университета большого города, где функционирует множество учебных заведений, существует мощная социокультурная и информационная инфраструктура, отличается от деятельности университета малого города, для которого первостепенное значение приобретают следующие функции:


  1. ^ Социальная функция - непосредственное участие в определении путей развития региона, изучение его социальных проблем и на этой основе корректировка структуры содержания учебного процесса.

  2. ^ Культурная функция - обеспечение возможностей для реализации творческого процесса. В связи с этим в университетский комплекс входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения (спортивные сооружения, университетский театр, музей и т.д.), которые являются элементами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс, выступая в роли подразделений или филиалов университетских факультетов и кафедр.

  3. ^ Научная функция - университет малого города, как правило, не может вести исследования по всем направлениям. Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с региональной проблематикой.

  4. ^ Профессиональная функция - концентрация в университете всей совокупности фундаментальных знаний: философии, математики; гуманитарных и естественнонаучных, технических и технологических знаний, а также трансляция этих знаний.

^ Вузовский комплекс
С целью дальнейшего совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров в сфере профессионального образования Украины растет число разнопрофильных и разноуровневых учебных комплексов.
Они функционируют на основе принципов :


  • единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;

  • непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней;

  • инновационная направленность от проведения фундаментальных научных исследований до разработки, тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе и образовательных;

  • организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

Решение о создании ВУЗовского комплекса принимается совместно ученым советом ВУЗа, администрациями предприятий и учреждений разного уровня и педагогическими советами учебных заведений, которые могут войти в комплекс.
Виды ВУЗовских комплексов:


  • учебные , объединяющие учебные заведения одного профиля разных уровней образования в многообразных комбинациях (профиль педагогический, технический, медицинский: лицей-коледж-ВУЗ);

  • учебно-производственные , объединяющие в своем составе учебные заведения разных уровней и базовые предприятия;

  • учебно-научно-производственные , включающие наряду с учебными заведениями и предприятиями научные подразделения других ВУЗов, а также научно-исследовательские институты и учреждения.

ВУЗовский комплекс как система позволяет:


  • интегрировать различные образовательные учреждения, что создает широкие возможности для удовлетворения потребностей заказчиков в кадрах;

  • осуществлять многоуровневую подготовку специалистов в соответствии с современными нуждами региона;

  • согласовывать разноуровневые образовательные программы, формы и методы подготовки.

Функции ВУЗовского комплекса:


  1. Учебно-образовательный центр , реализующий на практике единство учебного и образовательного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и материально-технической базы.

  2. ^ Центр развития широкого спектра научных и производственных исследований - в рамках университета реализуются междисциплинарные программы, объединяющие специалистов из разных областей знаний. Разрабатываются проекты для решения в первую очередь экологических, социальных и экономических проблем, для создания стратегических и тактических планов развития региона. С этой целью создаются постоянно действующие семинары, конференции, тренинги.

  3. ^ Центр непрерывного образования: выпускники и преподаватели комплекса принимают активное участие в деятельности учебных заведений НПО и СПО: школ, гимназий, лицеев, колледжей, специализированных классов. При активном участии выпускников и преподавателей проводятся региональные олимпиады, создается система спецфакультетов для переподготовки и получения второго высшего образования, разработки новых, актуальных предметных курсов различного уровня (для НПО и СПО).

  4. ^ Центр культуры , в котором создается атмосфера духовного общения, поддерживаются и развиваются нравственные и национальные ценности. С этой целью организуются конференции, симпозиумы, дискуссионные клубы, проводятся различные культурные мероприятия.

  5. Информационный центр :

  • занимающийся изданием учебников, научной, методической и общеобразовательной литературы;

  • активно представленный в средствах массовой информации (для формирования общественного мнения и поддержки и развития всех ступеней образования и науки);

  • использующий и развивающий современные средства получения и обмена информацией, компьютерные сети, Интернет;

  • решающий проблему финансирования каналов связи, привлекая все заинтересованные учреждения, предприятия и службы.

  1. Центр международного научного сотрудничества , развивающий международные образовательные контакты:

  • участие в международных образовательных и научных программах;

  • участие в конкурсах на получение грантов;

  • сотрудничество с информационными центрами ЮНЕСКО;

  • проведение совместной учебной и научной деятельности;

  • участие в программах обмена студентами, аспирантами, преподавателями;

  • зарубежная стажировка преподавателей.

Требования к содержанию ВПО

Содержание ВПО должно обеспечивать:


  1. Отвечающую мировому уровню профессиональную подготовку и квалификацию специалистов.

  2. Ориентацию на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации и саморазвития, свободного выбора мнений и убеждений.

  3. Высокий уровень общей и профессиональной культуры специалиста, уровень цивилизованности, направленной на взаимопонимание и сотрудничество между людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Таким образом, содержание высшего образования не замыкается на профессиональной подготовке, а отражает современные тенденции развития общества, культуры и личности.
Поэтому, к основным элементам содержания ВПО относят:

  1. Профессионально-познавательную подготовку, результатом которой выступают знания.

  2. Профессионально-практическую подготовку, результат которой профессиональные умения и навыки.

  3. Профессиональное воспитание и развитие – результат которой профессионально-важные качества личности и ее профессиональная культура.

  4. Общее воспитание и развитие личности – результат – личностные качества и общая культура личности.

Содержание ВПО опирается на основные положения Госстандарта ВПО, который включает:


  • общие положения ВПО;

  • классификатор направлений и специальностей;

  • государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности;

  • образовательные программы подготовки специалистов.

В действующем Государственном стандарте ВПО утверждены три уровня высшего образования, которые реализуют образовательные программы.