Организация межличностных отношений в учебном коллективе. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе. добровольный характер объединения, где построена система отношений, а не просто группа, внешне заданная обстоятельствами

Введение

1.2 Социально-психологический климат как показатель взаимоотношений в ученической группе

Выводы по главе 1

2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в структуре социально психологического климата учебной группы

2.1 Методы диагностики по изучению межличностных отношений в учебной группе

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня, когда постепенно учебно-дисциплинарная модель образования все же уступает свои позиции модели личностно ориентированной, учащиеся начинают приобретать, конечно, в соответствии со своими возрастными особенностями, статус более или менее полноценного субъекта образовательного процесса. В этих условиях система отношений "учащийся учащиеся" становится особо значимой, а характер межличностного взаимодействия в ее рамках нередко оказывается решающим фактором, влияющим на протекание процесса личностного развития формирующегося человека, на его дальнейшую профессионализацию и в целом на весь жизненный путь, поэтому тема "Межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы", является актуальной.

Коллектив устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что "срабатывает" по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это "таинственное явление": две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что "погоду" в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления.

Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между необходимостью помощи педагогу-психологу в работе с детьми с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью форм и методов для работы по сплочению коллектива.

Научная разработанность темы. Большое значение для педагогической практики имеет проблема отношения человека к членам своего коллектива (дружелюбное, безразличное, пренебрежительное, формальное), оставляющая широкий простор для психолого-педагогических исследований.

В разработку вопросов изучения межличностных отношений наибольший вклад внесли Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.П. Буева, В.И. Зацепин, А.Б. Добрович, А.И. Донцов, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.Н. Куницина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н, Мясищев, Н.Н. Обозов, А.А. Оганесян, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.

Проблеме детерминации положения детей в группе уделяли внимание О.Я. Коломинская, Я.Л. Коломинский, А.С. Морозов, Ю.М. Плюснин и др.

Проблема аттрактивности (привлекательности), силы и активности в межличностных отношениях, разрабатываемая Л.Я. Гозманом, Е.И. Кульчицкой, Н.Н. Обозовым, Н.Л. Селивановой, тесно связана с направлением экспериментальных исследований, рассматривающих отношения, базирующиеся на чувствах "симпатии-антипатии". В рамках данного направления исследование значимых отношений предопределены развитием социометрического метода (Я.Л. Коломинский, И.П. Волков и др.).

Традиционная педагогика всегда ставила задачу изучения межличностных отношений, в связи с чем был разработан ряд методических средств, предполагающих использование определенных, не интегральных, методик для оценки отношения учащегося к своим одноклассникам, эмоциональных симпатий, зрелости детского коллектива и построение на их основе программ воспитания.

К проблеме диагностики межличностных отношений в группе обращались Н.В. Бахарева, А.С. Горбатенко, Р. Игнятович, Н.Н. Луковников, Е.А. Михайлычев, Дж. Морено, М.Е. Павлова, Л.Н. Собчик, П. Фюрстер, В.В. Шпалинский, У. Эссер, Ю.В. Янотовская, Е. Аркин, П. Блонский, А. Залужный, С. Ривес, Г. Фортунатов, Н. Шульман, А.С. Макаренко, С.Г. Шацкий, А.Н. Леонтьев, В.И. Слабодчиков, Е.И. Исаев и др.

Объектом исследования является учебная группа детей младшего подросткового возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы.

Цель: выявить особенности межличностных отношений в структуре социально психологического климата учебной группы.

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в ученической группе младших подростков

2. Подобрать и провести методики диагностики отношений в структуре социально психологического климата учебной группы

3. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы

1. Теоретические аспекты по проблеме межличностных отношений в ученической группе

1.1 Понятия о группах и коллективах

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности.

Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека. Что же такое группа?

В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.

Условная и реальная группы. Условная группа - это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Они выделяются в группу по определенному признаку, например, команда лучших футболистов мира, символическая команда самых интересных журналистов года и пр.

Реальная группа - это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу. Даже мимолетные общения людей порождают определенные отношения между ними.

Каждый человек входит не только в такие кратковременные объединения, но и в более постоянные группы: член семьи, спортивной команды, студенческой группы, бригады и пр. Число групп огромно. Они различаются между собой и по значению для человека, и по длительности существования, и по способу возникновения .

Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно - неформальными.

Формальные группы создаются на основе официальных документов. Например, класс в школе, студенческая группа в вузе, штат сотрудников отдела, лаборатории, бригада рабочих и пр. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Они предполагают соподчинение или равноправие, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Обычно деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость членов группы - симпатии, уважение, дружба - помогает в работе, отрицательные отношения - антипатия, неуважение, вражда, зависть - вредят успеху дела.

Неформальная (неофициальная) группа возникает на основе симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр. Официальные документы в этом случае не имеют значения. Так складываются группы товарищей, единомышленников. Когда симпатии и привязанности членов группы исчезают, группа распадается.

В реальной жизни не всегда бывает легко поставить группе точный диагноз - формальная она или неформальная.

Малая группа насчитывает до 30-40 человек.

Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит .

Человек может входить в группу, ценно

Структура и этапы формирования учебного коллектива

Межличностные отношения в коллективе. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность обучающегося оказывает сама ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность обучающегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

Такие индивидуальные особенности преподавателя как его психосоциотип, характер, стиль руководства может существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на само функционирование ученического (студенческого) коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.

Такая особенность студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет) обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы – учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха). Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Структура и этапы формирования учебного коллектива.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым – к другой. Опытные педагоги хорошо знают это «таинственное явление»: две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что «погоду» в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом организационном этапе группа обучающихся вуза не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз обучающихся, имеющих различный жизненный опыт, взгляды, различное отношение к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности обучающихся. Для педагога важно четко выделить 2-3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально-психологическую карту» личности обучающегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы – важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров. Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт, наконец. Педагог не может быть полностью равным студенту. Но, может быть, к этому и не надо стремиться, студенты чутко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т.п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми – вот это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание педагога-руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности – как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

Психология личности

Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристики, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интегра-! ции - объединения, сплочения коллектива. Наряду с* ним постоянно происходит другой процесс - дифферен-1 циация взаимоотношений между учениками, выделение!-1 в структуре класса «звезд», изолированных, группиро-1 вок и т. д. Исследование этих явлений - задача не ме-" нее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования" и других интегративных характеристик. 1

Почему один школьник пользуется симпатиями боль-с шинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяс- * нить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ре- \ бит, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлич-« но», раздирают противоречия и конфликты, тогда как(другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхИ»С щение своей дружбой и согласием? В чем причина отдаления некоторых учеников класса от своих одноклассников? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая; часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

Для изучения межличностных отношений в коллек- ! тиве могут быть использованы различные формы социо- 172

:;,ie и-пользуется ли при этом взаимностью, а статисти-кий анализ данных позволяет выявить некоторые ко-1-ственные характеристики: взаимность выбора, его шанность, устойчивость межличностных отношений, 1ень удовлетворенности ими каждого ученика и клас-:i целом.

Рассмотрим процедуру исследования с помощью со-иометрического метода. Методика 73. Социометрия. Цель: выявление межличностных отношений в клас-

j Ход выполнения. Эксперимент может протекать в \вух формах: путем выбора товарища по парте и «выбо-" ja в действии». В первом случае учащимся предлага-\;тся подписать свой листок и написать па нем фамилии эыбранных им одноклассников. Количество выборов, ножет быть определенным (3-5 учащихся) и пеопреде-" ленным (предлагается указать несколько фамилий, лкольников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в пер-;ую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовить-,ся к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмо-щональных связей, другие - деловых.

Обработка полученных данных. На основании ре-|ультатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против |юмеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1-Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны

курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся трМатрица выбора

Кто выбиржет

Кого выбирают

Антонова

Буланова

Васильев

Никитина

Семенчук

Тимофеева

Устюге в а

Количество полученных выборов

Количество взаимных выборов

Рис. 10

Социограмма (рис. 10) представляет собой четыре ацентрические окружности, в которые помещают все мера учащихся класса. В первый круг (центральный) мешают тех, кто набрал наибольшее количество поло-ительных выборов (так называемые «социометрические езды*, которые имеют в два раза больше среднего личества выборов), во второй круг - «предпочитае-ых» (имеющих среднее количество выборов), в тре-й - «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред-го), в четвертый - «изолированных» (не получивших

одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош-й линией между двумя соответствующими номерами, взаимный - сплошной линией со стрелкой (от того,

К тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т, п.) заштриховывают.

Методика 74. Выбор в действии.

Цель: изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Ход выполнения. Исследование начинается со вступительной беседы учителя с классом.

«Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие - соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку.

Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок. Но держи выборы в тайне».

После того как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора 1 (106; 38-39),

Обработка полученных данных такая же, как и в предыдущей методике.

Наконец, можно предложить еще одну разновидность социометрической методики.

Методика 75. «Отметка другу».

Ход выполнения. Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о значении исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. Учитель должен подчеркнуть, что просит всех подписать свои листочки с ответами, ибо иначе нельзя будет обработать результаты.

После ответа на возникшие вопросы учитель предлагает школьникам приступить к работе, которая, как по-

1 Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант сПозд-равь товарища:»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки.

17S

азывает опыт, занимает не более 10-15 минут.

Инструкция. В вашем классе есть близкие вам юди, которых вы считаете своими друзьями; есть прияли, с которыми вы часто общаетесь; есть люди, с кото-ями вы не поддерживаете никаких отношений, и, нако-щ, есть и такие, к которым вы относитесь отрица-

Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений, ыпишите фамилии всех учеников класса и напротив эждой фамилии поставьте номер оценки вашего отно-шия к нему.

1. Он самый близкий для меня человек в классе, я «когда не хотел бы с ним разлучаться.

2. Он не является моим близким другом, но я иногда риглашаю его в гости, провожу с ним свободное от затаи время.

3. Я не дружен с ним, но он меня интересует, я хотел ы сблизиться с ним.

4. Ни деловых, ни личных взаимоотношений у меня ним нет.

5. Я общаюсь с этим человеком только в деловой об-:ановке, по необходимости. Общения с ним в свободное?емя избегаю.

6. Мне несимпатичен этот человек.

7. Мне очень неприятен этот человек, я не хочу иметь ним ничего общего.

Обработка полученных данных. Результаты опроса 5рабатываются по той же схеме, как и при социомет-ш. Составляется матрица, в которую записывают фа-илии всех учащихся. В каждой строке в соответствую-,их клетках проставляются номера пунктов оценки, к ггорым данный ученик отнес своих одноклассников, осле заполнения всей матрицы вычисляется средний щеке полученных оценок по каждому ученику как)еднее арифметическое значений соответствующего "олбца матрицы. Например, средней индекс получен-

ах выборов Булановой1 равен/= --»+ + ^ +-=3.6

для Васильева он равен / = -+ ^^» «*»-=3.

Всех учащихся располагают по найденным средним (дексам от наименьшего к наибольшему. Можно пред-шожить, что ученики с наибольшими индексами явля-

1 Леонов не инее Булапоьу ни в один из пунктов анкеты, поэто-.I в матрице в соответствующей ячейке стоит прочерк.

Матрица оценок отношений учащихся

Фамилии учащихся

Антонова

Буланова

Васильев

ютси в классе прснебрсгасмыми или изолированными, а, ученики с наименьшими индексами-предпочитаемыми. Однако это не всегда соответствует действительное" ти. Например, школьник, являющийся для одной поло вины класса «самым близким другом», а для другсЦ, половины «очень неприятным», получит такой же сред^ ний индекс, как и ученик, с которым в классе ни у коп нет «ни деловых, ни личных взаимоотношений». Поэт, му целесообразно провести дополнительную процедуру}.

Можно найти «лидеров» по каждому пункту анкеты, т. е. школьников, имеющих наибольшее количество «еди ниц», «двоек» и т. д. в своем столбце матрицы. Именн^ лидеров по первому пункту анкеты целесообразно счиг тать «звездами» класса, а лидеров по седьмому пункту-к «пренебрегаемыми» и «изолированными» (в социомет рическом смысле) ((62), (84)).

На основании проведенного исследования учител!г получает информацию о реально существующих взаиг моотношениях между одноклассниками, а не желаемый как это бывает при использовании социометрии.

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА И В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (

Что же дают результаты социометрии учителю? Число выборов, полученных каждым учеником, ха рактеризует его положение в системе личных отноше"

|ий, т. е. определяет его социометрический статус. Для «то измерения достаточно вычислить коэффициент

J/= т;-j» " где ^-сумма выборов, полученных уча-цимся, а Л" - количество членов группы, участвовавших j эксперименте ".

Сравнение социометрического статуса школьников юказывает место каждого из них в психологической структуре класса. Так, например, учащиеся, у которых коэффициент S/ значительно - в 2 и более раз - выше среднего (среднее количество выборов - 3 и 5, в соот-аетствии с инструкцией методики), получают название коциометрических звезд». Те же, кто не был выбран ни одним из сверстников, - так называемые «изолированные», - очевидно, заслуживают особого внимания со стороны педагога. Следует, однако, отметить, что поло-кение ученика в структуре межличностных отношений _иожет быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться Совсем разные учащиеся. Убедиться в этом позволит следующая методика.

" Методика 76. «К кому ты обратишься?» « Цель: определение положения школьника в системе "межличностных отношений в зависимости от вида общения.

с Ход выполнения. Для определения коэффициентов различных видов общения (вокруг общественной, учебной работы или просто дружеские контакты) учащимся "предлагается ответить на соответствующие вопросы:

«Если у тебя возникла мысль организовать общественно полезное дело, то к кому в первую, вторую и третью очередь ты обратишься за советом, поддержкой?» (Общение, связанное с общественной работой).

«К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься для обсуждения спорного или непонятного во-дроса, возникшего у тебя при выполнении домашнего задания?» (Учебное общение.)

«К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься при затруднении в оценке, характеристике произведений искусства (литература, кино, музыка и др.)?» (Эстетическое общение.)

«Кому в первую, вторую, третью очередь ты расска-

1 " Проведя социометрический срез несколько раз, можно опредс-|Лить устойчивость положения ученика в системе отношений.

Описание предмета: «Психология личности»

Психология личности – один из разделов психологии.

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

Литература

  1. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений. – М.: Проспект, 2012. – 88 с.
  2. В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
  3. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
  4. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
  5. А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: Сфера, 2003. – 144 с.
  6. Д.В. Черняева. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.
  7. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002. – 160 с.
  8. Ю.В. Иванов. Очерки истории российско (советско)-польских отношений в документах. 1914-1945. – М.: Международные отношения, 2014. – 386 с.
  9. Елизавета Бондаренко. Психологические особенности межличностных конфликтов в организации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)

РЕФЕРАТ
на тему:
«Особенности межличностных отношений в учебном коллективе»

Выполнила: студентка гр. 3121-111
Давлетова Г.И.
Проверила: доцент Коровина Т.Ю.

Казань, 2013

Введение
Сегодня, когда постепенно учебно-дисциплинарная модель образования всеже уступает свои позиции модели личностно ориентированной, учащиеся начинают приобретать, конечно, в соответствии со своими возрастными особенностями, статус более или менее полноценного субъекта образовательного процесса. В этих условиях система отношений "учащийся - учащиеся" становится особо значимой, а характер межличностного взаимодействия в ее рамках нередко оказывается решающим фактором,влияющим на протекание процесса личностного развития формирующегося человека, на его дальнейшую профессионализацию и в целом на весь жизненный путь, поэтому тема " Межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы ", является актуальной.
Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органамиуправления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, числочленов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что "срабатывает" по отношению к одной учебной группе, оказывается совершеннонеприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это "таинственное явление": две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что "погоду" в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являютсяофициальными руководителями учебного самоуправления.
Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
Знание структурынеформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

2. Понятия о группах и коллективахЧеловек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности.
Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное...

Для того чтобы всесторонне и многоаспектно изучить вопрос межличностных отношений, необходимо дать анализ такому основополагающему понятию как «отношение». Это понятие является интегративной характеристикой личности, которая характеризует психологическую связь человека с окружающим миром людей и вещей. В общем понимании отношение - это взаиморасположение объектов и их свойств .

Перейдем к рассмотрению данного понятия в русле различных наук.

В философии отношение определяется как момент взаимосвязи многих видов сущего, которые имеют объективную или субъективную, конкретную или абстрактную форму. Понятие сводится к материальному или смысловому единству, взаимораспределяемости этих существований .

Социальная психология определяет отношение как предрасположенность к классификации предметов и явлений и реакции на них с определенной степенью постоянства в оценках .

Раскрывая сущность понятия «отношение», В.Н. Мясищев указывал на то, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности .

Данные определения позволяют сделать вывод, что отношение является субъективной стороной действительности, результатом взаимодействия среды и человека.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в способах влияния друг на друга, характере взаимоотношений в ходе совместной деятельности и общения. Играют роль также система стереотипов, установок, ориентаций и многого другого, через что люди оценивают и воспринимают друг друга. Основой формирования социально-психологического климата в коллективе выступают эти и другие диспозиции, которые опосредуются целями организации, ее ценностями и содержание.

Межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Коллектив является высокоразвитой малой группой. Малая группа - это небольшая по составу группа, где члены группы, находясь в непосредственном общении, объединяются общей социальной деятельностью. Это служит основой для возникновения групповых норм и процессов, эмоциональных отношений .

Малые группы различаются по характеру, величине, структуре отношений, которые существуют между членами, различен индивидуальный состав, ценности, нормы и правила взаимоотношений, межличностные отношения, цели и содержание деятельности.

Рассмотрим вкратце основные параметры, по которым оценивают, разделяют, изучают малую группу. Количественный состав группы является ее размером, а индивидуальный состав - это композиция группы. Каналы коммуникации группы - это структура межличностного общения, куда входит обмен личной и деловой информацией, психологический климат группы, в свою очередь, - это нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Под групповыми нормами понимаются общие правила поведения, которых придерживаются члены группы .

На рисунке 1.1 представлена классификация малых групп.

Условные (номинальные) группы - это группы, объединяющие людей, которые не входят в состав ни одной из малых групп. Такое выделение групп является важным в процессе исследования, где сравниваются результаты, полученные в реальных малых группах, с результатами случайного объединения людей, которые не имеют постоянных контактов и общих целей. Противоположно этим группам выступают реальные группы - это существующие объединения людей, которые отвечают определению «малая группа» .

Рисунок 1.1 Классификация малых групп

Естественные группы - это группы, которые образовались сами по себе независимо от желания экспериментатора. Их существование связано с потребностями общества и людей, которые включены в эти группы. В то же время лабораторные группы создаются для проведения экспериментов, научного исследования. Они также действуют как и другие группы, но их существование временно - в пределах лаборатории .

Условные (номинальные) группы - это искусственно выделяемые объединения людей для проведения исследования. Все остальные виды группы отличаются от этого вида тем, что они реально существуют в обществе и широко представлены людьми разных возрастов, профессий, социального статуса.

Естественные группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальные группы создаются на основе официальных организаций, неформальные группы возникают вне рамок какой-либо организации (например, школьный класс - официальная малая группа и неформальное молодежное объединение - неофициальная группа). Официальные группы ставят себе цели, исходя из целей и задач организации, в которой существует эта группа. Цели неофициальных групп строятся из личных интересов и потребностей участников, могут не всегда сходиться с целями официальных организаций.

Малые группы делятся на референтные и нереферентные. Референтная группа - это любая условная или реальная группа малая группа, к которой человек хотел бы принадлежать или он добровольно считает себя членом этой группы. Референтная группа дает индивиду образцы для подражания: мысли, чувства, формы поведения, нормы, ценности, суждения являются значимыми образцами для следования. Нереферентная группа - это малая группа, в которой ценности, поведение, нормы являются чуждыми для индивида или безразличными для него. Также могут быть и антиреферентные группы, которые человек осуждает, отвергает и не приемлет их норм, правил, их психологию .

Все естественные группы делятся на слаборазвитые и высокоразвитые. В слаборазвитых группах нет достаточной психологической общности, не налажены деловые и личные контакты, взаимоотношения, нет сложившихся взаимодействий, четко не распределяются обязанности, нет лидеров и эффективной совместной работы. Высокоразвитые группы - это социально-психологические общности, которые отвечают всем этим требованиям.

Коллектив студентов являет собой пример формальной группы, т. е. в ней четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри этого коллектива также формируются неформальные группы. Для каждого студента его группа является группой членства (где индивид присутствует в силу определенных обстоятельств), внутри которой существует референтная для него группа (являющаяся для индивида эталоном, образцом для поведения и самооценки).

Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различные психологические механизмы этих отношений, имеющих единую природу, и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.

А.В. Петровским была разработана концепция многоуровневого строения группы, названная «концепцией деятельностного опосредования межличностных отношений» или «стратометрической концепцией групповой активности». В этой специальной социально-психологической концепции межличностные отношения в любой достаточно развитой группе рассматриваются как опосредованные содержанием и ценностями деятельности .

Деятельностное опосредование является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель в конкретном предмете деятельности и этим изменяет себя, ее структура совершенствуется, преобразуется система межличностных отношений. От конкретного содержания деятельности, ценностей зависит направленность и характер изменений в группе.

В концепции А.В. Петровского групповые процессы образуют иерархию уровней (страт). На рисунке 1.2 представлена стратометрическая модель А.В. Петровского.

Рисунок 1.2 Стратометрическая модель А.В. Петровского

Центральным звеном групповой структуры (страта А) является сама групповая деятельность, ее социально-политическая и содержательная общественно-экономическая характеристика.

На первом уровне (страта Б) фиксируется отношение ее членов к целям, задачам, групповой деятельности, принципам группы, выявляется социальный смысл группы для каждого ее участника. В коллективе студентов содержание страты Б составляет отношение к учебной деятельности, мотивация учения, смысл учения для каждого студента.

На втором уровне (страта В) идет локализация межличностных отношений, которые опосредованы содержанием совместной деятельности, а также принципами, ценностями, идеями, которые приняты в группе. Сюда можно отнести феномены, связанные с межличностными отношениями. Понимание деятельностного опосредования позволяет понять принцип существования этой страты.

Страта Г является последним, поверхностным уровнем межличностных отношений и предполагает наличие эмоциональных связей в группе. Здесь не играют большое значение совместные цели, ценностные ориентации и т.п.

Таким образом, межличностные отношения человека являются целостной системой избирательных, индивидуальных, сознательных связей личности с разными сторонами действительности, которые формируются на протяжении всей жизни. На человека в течение жизни оказывают влияние различные макро- и микросоциумы. Изменения в окружающем мире меняют психику человека, его взаимоотношения и отношение к разным сторонам действительности. Отношения бесконечно разнообразны. Их осознание рождает у человека соответствующие эмоции и чувства. В строении отношений выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Можно сказать, что система отношений человека к самому себе и к окружающему миру является специфической характеристикой личности.