Основные диагностические признаки АС. Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод

Кафедра факультетской терапии и профессиональных болезней

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Учебное пособие для студентов

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 Лечебное дело,

060103 65 Педиатрия»

Иваново 2013

УДК 616.1/. 4-083.98

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней. Учебное пособие для студентов / Под ред. М.Г. Омельяненко. 2-е изд., испр. и доп. – Иваново: ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2013. – 109 с.

Учебное пособие разработано в соответствии с Материалами к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических ВУЗов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия», утвержденными Министерством здравоохранения РФ. Оно включает 20 неотложных состояний при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, ДВС-синдром, острые отравления и интоксикации, ожоги пищевода, острые аллергические реакции, анафилактический шок, обморок, лихорадку, тепловой удар, укусы змей и насекомых. Для выработки определенного алгоритма практических действий и умений у будущего врача каждое неотложное состояние представлено в следующем изложении: определение, причины и провоцирующие факторы, ведущие клинические синдромы и диагностические критерии, дифференциально-диагностические признаки, организационная основа действий по диагностике, организационная основа действий по неотложной помощи и лечению, ситуационные задачи и эталоны ответов к ним. В издании использованы основные положения МКБ-10, российских и международных клинических рекомендаций, основанных на принципах доказательной медицины.

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 «Лечебное дело», 060103 65 «Педиатрия».

Пособие разработано сотрудниками кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней (Омельяненко М.Г., Лебедева А.В., Шумакова В.А., Суховей Н. А., Арсеничева О. В., Щапова Н.Н., Назарова А.В.) при участии кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и эндокринологии (Будникова Н.В.) и кафедры госпитальной терапии (Калинина Н.Ю.)

Научный редактор:

заведующий кафедрой факультетской терапии и профессиональных болезней

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России», доктор медицинских наук, профессор М.Г. Омельяненко

Рецензенты:

заведующий кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия Минздрава России», доктор медицинских наук, профессор П.А.Чижов;

заведующий кафедрой факультетской и поликлинической терапии лечебного факультета ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия

Минздрава России», доктор медицинских наук, профессор А.Н.Кузнецов

© ГБОУ ВПО ИвГМА Минздравсоцразвития России, 2011


© ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2013


Список сокращений……………………………………………….................

1. Ангинозный статус ……………………………………………………………...

2. Приступ стенокардии …………………………………………………………...

3. Острая сердечная недостаточность. Сердечная астма и отек легких………...

4. Кардиогенный шок ……………………………………………………………...

5. Гипертонические кризы…………………………………………………………

6. Внезапная сердечная смерть …………………………………………………...

7. Приступ бронхиальной астмы ………………………………………………….

8. Инфекционно-токсический шок ……………………………………………….

9. Тромбоэмболия легочной артерии …………………………………………….

10. Острая дыхательная недостаточность ………………………………………...

11. ДВС-синдром …………….……………………………………………………..

12. Острые отравления психо-активными веществами ………………………….

13. Ожоги пищевода ………………………………………………………………..

14. Острые аллергические реакции ……………………………………………..…

15. Анафилактический шок ………………………………………………………...

16. Лихорадка ……………………………………………………………………….

17. Тепловой удар ……………………………………………………………….….

18. Обморок …………………………………………………………………………

19. Укусы насекомых ………………………………………………………………

20. Укусы ядовитых змей ……………………………………………………….…

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ……………………………………………………..

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ………………………


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


АВ-блокада – атрио-вентрикулярная блокада

АД – артериальное давление

АД диаст – диастолическое артериальное давление

АД сист – систолическое артериальное давление

АД ср – среднее артериальное давление

АК – аортальный клапан

АЛТ – аланинаминотрансфераза

АПФ – ангиотензин-превращающий фермент

АСК – ацетилсалициловая кислота

АСТ – аспартатаминотрансфераза

АЧТВ – активированное частичное тромбопластиновое время

БА – бронхиальная астма

ВДП – верхние дыхательные пути

ВС – внезапная сердечная смерть

ВЭМ – велоэргометрическая проба

ГБ – гипертоническая болезнь

ГКС – глюкокортикостероиды

ГМ – головной мозг

ГЭРБ – гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

ДБСТ – диффузные болезни соединительной ткани

ДЗЛА – давление заклинивания в легочной артерии

ЖТ – желудочковая тахикардия

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИМ – инфаркт миокарда

КАГ – коронароангиография

КТГ – компьютерная томография

КШ – кардиогенный шок

КЩС – кислотно-щелочное состояние

ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты

ЛЖ – левый желудочек

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МВ-КФК – миокардиальная фракция креатинфосфокиназы

МАО – моноаминооксидаза

МК – митральный клапан

МКБ-10 – международная классификация болезней 10 пересмотра

МНО – международное нормализованное отношение

НМГ – низкомолекулярный гепарин

НМС – непрямой массаж сердца

НПВП – нестероидные противовоспалительные препараты

НФГ нефракционированные гепарины

НЦД – нейро-циркуляторная дистония

ОКС – острый коронарный синдром

ОПН – острая почечная недостаточность

ОСН – острая сердечная недостаточность

ОФВ 1 – объем форсированного выдоха за первую секунду

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПЖ – правый желудочек

ПИТ – палата интенсивной терапии

ПКА – правая коронарная артерия

ПСВ – пиковая скорость выдоха

ПСС – периферическое сопротивление сосудов

СВ – сердечный выброс

СКВ – системная красная волчанка

СМП – скорая медицинская помощь

СМ ЭКГ – суточное мониторирование ЭКГ

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

ТАД – трициклические антидепрессанты

ТГВ – тромбоз глубоких вен голени

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

УЗДГ – ультразвуковая допплерография

ФВ – фракция выброса

ФЖ – фибрилляция желудочков

ФК – функциональный класс

ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ХС ЛПВП – холестерин липопротеидов высокой плотности

ХС ЛПНП – холестерин липопротеидов низкой плотности

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЦВД – центральное венозное давление

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – число сердечных сокращений

ЭИТ – электроимпульсная терапия

ЭОС – электрическая ось сердца

ЭхоКГ – эхокардиография


АНГИНОЗНЫЙ СТАТУС

1. Определение. Ангинозный статус (АС) – это приступ продолжительных болезненных ощущений в грудной клетке (за грудиной), не прекращающийся после повторного приема нитроглицерина. АС является наиболее частым и типичным клиническим синдромом начала ИМ.

ИМ – острая форма ИБС, в основе которой лежит некроз кардиомиоцитов, обусловленный острой полной окклюзией одной из магистральных коронарных артерий (КА) интракоронарным тромбом (ИМ с подъемом сегмента ST на ЭКГ) или формированием пристеночного (неокклюзирующего) тромба и последующей эмболизацией его фрагментами и материалом из поврежденной атеросклеротической бляшки дистальных сегментов КА (ИМ без подъема сегмента ST на ЭКГ). ИМ сопровождается клиническими симптомами ишемии миокарда и повышением в крови биомаркеров некроза кардиомиоцитов.

Основные диагностические признаки АС.

А) Клинические:

Приступ интенсивных болезненных ощущений в грудной клетке (за грудиной), продолжающийся более 15 мин и не прекращающийся после повторного приема нитроглицерина;

Эмоциональная окрашенность приступа, вегетативные реакции (тошнота, рвота), возможны осложнения (КШ, отек легких, тахи- или брадиаритмии, ВС);

ИБС в анамнезе и/или наличие факторов ее риска.

Б) Инструментальные:

Прямые и обратные (реципрокные) ЭКГ-признаки ишемии, повреждения и некроза миокарда.

В) Лабораторные:

Диагностически значимое повышение уровня биомаркеров некроза миокарда (МВ-КФК, сердечные тропонины).

3. Заболевания, проявляющиеся интенсивной болью в груди:

а) болезни сердечно-сосудистой системы – ТЭЛА; расслоение аорты; перикардит; ГБ; пороки АК; легочная гипертензия; гипертрофическая кардиомиопатия (см. табл. 1);


Диагностические нормы - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. В случае тестовых методик речь идет о тестовых нормах. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых диагностических признаков, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или "нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической "анормальности" (или "ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории ("нормы")

Диагностическая категория - это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу. В медицине это совокупность симптомов, характерных для заболевания. В психологии - это совокупность типичных реакций, которая определяет тип личности, или умение решать тип задач, характерных для определенного уровня умственного развития или типа интеллекта.

Диагностические признаки - это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной диагностической категории.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма . В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Наличие тестовых норм для конкретного теста является обязательным.

Тестовая норма - это репрезентативные средние показатели по данному тесту, то есть показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и последующего усреднения полученных оценок и их дифференциации по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.

Нормы изменяются с течением времени, вместе с естественными изменениями, которые происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Есть эмпирически установленное правило, по которому как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться. Процедура пересмотра существующих норм и установления новых стандартизирована и выглядит следующим образом: определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста, затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена.Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее значимые из этих правил следующие: прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. Распределение результатов полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой нормального распределения. Этот график показывает какие значение первичных показателей входят в зону средних значений т.е. в зону нормы, а какие из показателей ниже или выше нормы. Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности.

Виды психодиагностических норм:

  1. Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.
  2. Профессиональные нормы - устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп, например: механиков разного профиля или машинисток.
  3. Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узкой категории людей отличающихся наличием общего признака, например возраста или пола, географического района, национальности, экономического статуса.

Правила формирования выборки стандартизации:

  1. выборка стандартизации должна состоять из респондентов на которых ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста.
  2. выборка стандартизации должна быть репрезентативной т.е. представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам как возраст пол, профессия, географ распределения. Под популяцией понимается например группа дошкольников, группа руководителей.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

    Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Особенности:

    Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

    Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Особенности:

    Строго индивидуальный метод.

    Психометрически не обоснован.

    Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.

Диагноз – от греч. Распознавание.

Медицинское понимание диагноза:

    Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).

    Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.

    Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.

Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.

Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Требования к психологическому диагнозу.

    Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.

    Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.

    Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.

Причины диагностических ошибок.

В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.

Ошибки, связанные с разбором данных :

ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);

ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Ошибки, связанные с переработкой данных:

эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной причины;

познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.

Психодиагностика как наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты, оценки, измерения, индивидуально психологических особенностей личности.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода
диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и
последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При
этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее
интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики
теории личности.

Основными функциями психодиагностики являются:
1. осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств
2. оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения
3. оценка качества самого образования.
4. применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения.
Психодиагностика в вузе позволяет:
1. более эффективно осуществлять отбор абитуриентов
2. дальнейшее развитие способностей и умений студентов,
3. проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов.

История становления психодиагностики зарубежом и в России.

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время методы психодиагностики как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это в частности происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят ещё качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX и. - в то время, когда под руководством немецкого психолога В.Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять различные технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствие с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX века, практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

Диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и
регистрировать.
Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их
принято называть “латентными переменными”.
Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню
скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название
“диагностические факторы”.
Трудность психологической диагностики заключается в том, что между
признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и
тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть
обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,
повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень
другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома
или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть
серию поступков в разных ситуациях.

1. Введение

2. Систематическое положение

3. Распространение

4. Диагностические признаки

5. Жизненный цикл

6. Медицинское и эпидемиологическое значение

7. Диагностика

8. Профилактика: общественная и личная

9. Приложения

10. Литература

Введение

Систематическое положение

Тип: Arthropoda - членистоногие

Подтип: Chelicerata - хелицеровые

Класс: Arachnoidea - паукообразные

Сб.гр: Acarina - клещи

Сем-во: Ixodidae – Иксодовые

Род1: Ixodes - собственно иксодовые клещи

Вид: Ix.ricinus – собачий клещ

Вид: Ix. Persulcatus – таежный клещ

Род2: Dermacentor

Вид: D. pictus - переносчик и резервуар в-ля туляремии

Вид: D. marginatus – переносчик и резервуар в-ля туляремии, риккетсиозов и бруцеллеза.

Распространение

Иксодовые клещи встречаются в различных климатических условиях, даже в Арктике и Антарктике, но отдельные виды концентрируются в разных районах. Например, собачий клещ (Ix.ricinus) – обитатель европейской части России, Западной Европы и Северной Америки. Таежный клещ (Ix.Persulcatus) распространен в Сибири и на Дальнем Востоке. D.pictus является обитателем южной части Урала, Западной Сибири, Приморского, Краснодарского и Ставропольского края, Чечни, Ингушетии, Дагестана, Украины, Белоруссии, республики Закавказья. А D.marginatus – в степной полосе европейской части РФ, Западной Сибири, Краснодарского и Ставропольского края, Астраханской области, Калмыкии, республики Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, Казахстана, Украины.

Диагностические признаки

Для этого семейства (рис.3) характеры крупные размеры, вплоть до 4 - 5 мм. После питания размеры самки увеличиваются почти вдвое. Хитиновый покров самцов содержит щиток на дорсальной поверхности тела, у самок щиток локализуется в передней части. Ротовой аппарат составлен основаниями педипальп, боковыми четырехчленными пальпами и хоботком с выростом (гипостомом), снабженным острыми зубами. На концах хелицер имеются острые зубцы. С помощью хелицер клещи прокалывают кожу жертвы.

Для собственно-иксодовых (рис.1) характерна анальная борозда, которая сверху огибает анальное отверстие. У представителей рода Dermacentor (рис.2, 3) на щитке имеется светлый эмалевый рисунок, а на его нижнем крае фестоны.


У личинки иксодовых клещей (рис.5) 3 ходильные ноги, передняя часть спинной поверхности покрыта уплотненным хитином, образующим щиток. Граница хорошо видна. На брюшной стороне анальное отверстие. Нимфа (рис.5) имеет более крупные размеры. Основной отличительный знак – 4 пары ходильных ног. Позади четвертой находятся стигмы, через которые воздух поступает в трахейную систему. По средней линии с брюшной стороны хорошо видно анальное отверстие. Полового отверстия нимфа не имеет. Со спинной стороны передняя часть тела покрыта щитком.

Жизненный цикл (рис.6)

Метаморфоз, включающий стадии: яйца, личинки, нимфы и взрослые формы, продолжается не менее трех лет. Малая возможность встречи с прокормителем влечет за собой массовую гибель клещей на всех стадиях развития, однако этому противостоит большая плодовитость. Самки некоторых видов иксодовых клещей откладывают до 17 тыс. яиц, но из них половой зрелости достигает лишь незначительное число. Яйца откладываются в расщелины земли или в кору погибших деревьев. Вылупившиеся личинки питаются однократно, обычно на мелких млекопитающих (грызуны, насекомоядные).
Сытая личинка покидает своего хозяина и через некоторое время линяет, превращаясь в нимфу. Последняя после питания и линьки превращается в имаго. Половозрелые самки иксодовых клещей питаются только раз в жизни и преимущественно на крупных млекопитающих. Место имеет смена трех хозяев-прокормителей, но встречаются клещи, которые меняют двух хозяев, а иногда развиваются на теле одного хозяина. У личинок и нимф клещей для нахождения хозяина-прокормителя имеется очень тонкая адаптация: хорошо развиты рецепторы, воспринимающие вибрацию почвы, повышение температуры и концентрации углекислоты в воздухе.