От чего может быть радость. Что является источником радости

Чем старше мы становимся, тем реже переживаем радость. Мы разучились испытывать это чувство из-за спешки и суеты, проблем взрослого мира, гонки за успехом и неправильных выводов. Но поводов для радости гораздо больше, чем мы думаем.

Иногда во взрослом мире радость должна стать решением. Долгие и короткие путешествия, смены пор года, хэппи-энды в интересных фильмах, неожиданные встречи, красивые фото, любимое дело, предстоящие выходные… Я радуюсь, когда понимаю, что принесла пользу, когда узнаю что-то новое и неожиданно интересное, когда есть мысли о приятных счастливых событиях и о планах на будущее.

Психологический профиль радости

  • Радость - активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
  • Формируется в детстве, когда ребенок видит знакомые лица, позже — когда удается чего-то добиться (дотянуться до игрушки, построить башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде).
  • Телесные реакции - улыбка, смех, прилив энергии во всем теле, хочется прыгать и делать энергичные движения.
  • Подпитывается , позитивным взглядом на жизнь.
  • Близкие понятия - , удовольствие, удовлетворенность.
  • Противоположные чувства - грусть, горе, печаль.
  • Психосоматические заболевания от дефицита радости - возможно, анемия, алкоголизм, проблемы с артериями, венами, лимфатическими узлами, катаракта.

Радость и счастье

Между счастьем и радостью мы часто ставим знак равно, но радость – это скорее положительная эмоция, а счастье – душевное состояние.

Трудно описать, потому что у каждого человека свое понятие и свое эмоциональное состояние, которое с ним ассоциируется. Исследования психологов показали, что деньги, престижное образование и большой дом не особо влияют на уровень счастья. Выигравшие в лотерею не стали счастливее тех, кому с этим не повезло. Если мы не применяем никакие приемы, чтобы стать счастливее (медитация, ), мы будем постоянно возвращаться к своему уровню счастья, который, ко всему прочему, зависит от наследственности.

Счастье — это отправная точка внутри нас. Испытывать его — значит чувствовать связь с другими людьми, с природой, с искусством, принимать жизнь и мир вокруг такими, какие они есть.

Радость может испытать как счастливый так и несчастный человек. Счастливого она сделает ещё счастливее, а несчастного — сначала взбодрит, а потом снова сделает несчастным. Мы не можем испытывать это чувство всегда. Постоянная радость утомляет и притупляет остроту положительных эмоций. Можно испытывать сильную радость как от успеха, так и от материальных вещей. Когда мы испытываем ее, происходят процессы, которые исключают негативные чувства в любой ситуации.

10 случайных фактов о радости

  1. Ангедония - расстройство, при котором человек не может испытывать радость. Ученые считают, что ангедония возникает, когда психическая система самооценки человека блокируется. Это может быть следствием посттравматического синдрома. Например, участники войны становятся менее чувствительны к получению удовольствия. Их психика, защищая от негативных эмоций, блокирует и позитивные. К посттравматическому стрессу приводят не только такие ужасные события, как война, но и , развод, травля в школе.
  2. Человека со стабильным радостным фоном называют оптимистом . Такие люди активно берутся за новое, обычно вокруг них много друзей.
  3. Чем больше радости мы дарим другим — тем больше получаем в ответ.
  4. Эмоция радости меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия.
  5. Родители не могут научить ребенка радости, но могут стимулировать переживание радости детьми, демонстрируя эту эмоцию.
  6. У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека.
  7. Первая радость, переживаемая в младенчестве, связана с другими людьми, поэтому наиболее надежным источником этого чувства для нас являются отношения с окружающими .
  8. Радость переживается ярче, если перед ней были неудачи. Преодоление реальных и воображаемых препятствий приносит большую радость.
  9. Злорадство — комбинация радости и презрения.
  10. Радость часто определяют как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного. Чем неожиданнее и долгожданнее успех — тем больше радость.

8 причин испытывать больше радости

Основными источниками радости для нас становятся приятное взаимодействие с людьми, достижение цели, или преодоление трудностей. Эта эмоция тесно связана с самоуважением и уверенностью в себе. Испытывая радость, мы с удовольствием делимся ей с окружающими.

  1. Расслабляющее действие радости защищает нас от воздействия стресса , связанного с постоянным стремлением к успеху.
  2. Радость делает нас смелее . Мы ощущаем способность преодолеть трудности и наслаждаться жизнью.
  3. Испытывая радость, мы чувствуем себя любимыми и нужными .
  4. Радость помогает восхищаться и наслаждаться жизнью . Пропадает желание анализировать и критически осмыслять. Мы воспринимаем все таким, какое оно есть, не стремясь улучшить или изменить .
  5. Одна из важнейших функций радости — формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Если общение с кем-то доставляет радость, мы наверняка будем доверять этому человеку и полагаться на него.
  6. Когда мы испытываем это чувство, все системы организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот покой позволяет восстановить энергию .
  7. Положительные переживания ускоряют выздоровление и укрепляют здоровье .
  8. Радость имеет свойство расти. Чем больше мы наслаждаемся жизнью, тем больше поводов для радости получаем.

Слишком много — не значит хорошо

Раньше я думала, что положительные эмоции приносят чистую пользу и мы должны стремиться к ним всеми силами. Но когда я и стала больше узнавать , то поняла, что иногда — чувствовать себя слишком хорошо — это плохо.

  1. Избыточная радость может сделать нас менее творческими. Согласно исследованию Марка Алана Дэвиса, когда мы испытываем сильную, всепоглощающую радость, наши творческие способности снижаются.
  2. Мы склонны больше рисковать. Когда мы пребываем в состоянии сверх-радости, мы более склонны идти на неоправданный риск, потому что эта эмоция дает нам чувство полной защищенности и комфорта.
  3. Не всякая радость полезна. Мы привыкли называть радостью многие положительные состояния, но она бывает разной. Иногда это чувство дает нам энергию, иногда — замедляет, иногда сближает с другими людьми или делает благороднее. Иногда — радость от победы над кем-то заставляет чрезмерно гордиться или унижает того, кто проиграл. Гордость заставляет фокусироваться на себе, причиняя дискомфорт другим и отдаляя нас от людей.
  4. Чрезмерные позитивные эмоции делают нас черствее. Когда мы на подъеме, нам сложнее выразить сочувствие тому, у кого проблемы. Мы больше склонны подбадривать, уверять, что мир прекрасен и все будет хорошо. Но это не поможет человеку пережить ситуацию.

Негативные эмоции тоже важны, радость лучше переживать в умеренном количестве — не слишком мало, но и не слишком много.

Как вернуть радость к жизни

Наша радость — это наша ответственность, она не придет просто потому, что мы ждем и расстраиваемся, когда ее теряем.

В последний раз я испытала радость от того, что отменилось занятие. Не потому, что мне лень работать или я не люблю то, что делаю, а потому что накопилось много нерешенных вопросов и освободившееся время подарило мне шанс сделать все в спокойном режиме.

В следующий раз проанализируем злость .

В психологии существуют различные классификации эмоций, но в чем бы не заключались отличия между ними, есть эмоции, которые выделяют все исследователи, причисляя их к базовым. Это гнев, радость, страх, удивление и др. Это - своего рода «цвета спектра», при смешивании которых в различных пропорциях образуются все другие оттенки. Мы подробно рассмотрим две из них - гнев и радость.

Гнев

Основной причиной гнева является фрустрация (лат. frustratio - «обман, расстройство, крушение планов») - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникшими на пути к достижению цели. Основной особенностью фрустрирующей ситуации является то, что она неподвластна нашему контролю. Обстоятельства непреодолимой силы, разрушившие наши надежды, лишившие нас возможности удовлетворить свою потребность, могут быть как реальными, так и воображаемыми, но чувства, которые мы испытываем, одинаково реальны и в том и в другом случае.

Младенец, не получивший необходимой ему материнской ласки, подросток, лишенный одобрения со стороны значимых для него сверстников, менеджер, рассчитывавший на повышение, но в последний момент обойденный более ретивым коллегой, - все они испытывают фрустрацию, то есть чувство бессилия, невозможности добиться желаемого. И одной из самых частых эмоциональных реакций в таких ситуациях является гнев.

Ситуации, в которых человек не может достигнуть желаемой цели, возможны самые разные. Могут существовать объективные внешние препятствия; бывают случаи, когда сам человек не обладает какими-то необходимыми свойствами или возможностями для достижения желаемой цели (например, ему очень хочется водить автомобиль, по у пего слабое зрение, плохая координация и очень высокая тревожность); передки и ситуации, когда человек просто не может выбрать среди нескольких целей одну, чтобы направить все усилия на ее достижение. Все такие ситуации являются фрустрирующими, и каждая из них может вызвать эмоцию гнева.

Психолог К. Левин описал три основных типа внутриличностных конфликтов, в основе которых лежит проблема достижения цели, а следствием является фрустрация. В зависимости от типа конфликта фрустрация бывает более или менее сильной.

Конфликт положительных равнозначных возможностей . Самое наглядное (и одно из самых известных) описании этого конфликта дал французский философ Жан Буридан: наверняка вам знакомо выражение «буриданов осел» это несчастное животное обречено на голодную смерть, поскольку при наличии двух одинаковых охапок сена, расположенных на равном расстоянии от него, оно не в силах выбрать, какую из них предпочтительнее съесть.

К сожалению, и для такого высокоразвитого существа, каким является человек, необходимость выбрать лишь одну из одинаково привлекательных целей (при том, что обе одновременно осуществить невозможно), зачастую приводит к фрустрации, хотя (по сравнению с другими конфликтами) и не очень сильной.

Типичный пример такой ситуации - решение, на что израсходовать имеющуюся в вашем распоряжении сумму денег. Вы можете потратить на выбор какое-то время, попереживать из-за того, что у вас нет возможности осуществить все желания сразу, но в конце концов, решившись и получив что-то желаемое, вы все-таки испытаете удовлетворение.

Конфликт равнозначных отрицательных возможностей . В отличие от вышерассмотренной ситуации «буриданова осла», необходимость выбирать меньшее из двух зол чревата весьма сильной фрустрацией. Предположим, начальство на работе ставит вас перед выбором: вы должны взять на себя дополнительные обязанности или вам сократят зарплату. Вас не устраивает ни то, ни другое; помимо выбора из двух зол возможен и третий вариант - бегство, т. е. в данном случае - увольнение. Но что бы вы в итоге ни выбрали, вы будете ощущать бессилие от того, что вас принудили, поставили в безвыходное положение, и одной из самых ярких эмоций наверняка станет гнев, направленный на начальника (а может быть, и на самого себя - если вы склонны именно себя винить за то, что оказались в этой ситуации, не сумев отстоять свои интересы).

Конфликт положительно-отрицательных возможностей . Это наиболее распространенный тип внутреннего конфликта - проблема выбора, возникающая перед каждым из нас ежедневно. В большинстве случаев наши цели имеют и позитивные, и негативные стороны. Если вы согласитесь поработать сверхурочно, то получите хорошую премию - но в ближайшие недели будете сильно уставать и не сможете проводить вечера с семьей. Если возьмете ипотечный кредит — станете счастливым обладателем отдельной квартиры, но при этом в течение многих лет будете ежемесячно выплачивать значительные суммы денег.

Примеры можно приводить бесконечно, поскольку именно из таких вот выборов и состоит вся наша жизнь. Нам приходится взвешивать «за» и «против», даже когда мы выбираем утром одежду или заходим в супермаркет. Но если ежедневные бытовые решения обычно не вызывают сильных переживаний, то необходимость совершить серьезный выбор, который будет во многом определять ваше ближайшее или отдаленное будущее, может привести к столь же серьезной фрустрации.

Гнев - сильная эмоция, но, хотя это и может показаться парадоксальным, далеко не всегда осознаваемая. В силу того, что в целом гнев является эмоцией неодобряемой, большинство из нас совсем не умеют с ним обращаться: мы с детства приучены подавлять это «нехорошее» чувство и потому с испытываемым нами гневом все время происходят разнообразные превращения. Гнев «маскируется», точнее, мы принимаем его признаки за выражение каких-то других переживаний: думаем, что тревожимся, беспокоимся, стыдимся - а на самом деле гневаемся, по бессознательно.

Другой вариант - «маскируется» не сам гнев, а причина, его вызвавшая. Ведь ситуация фрустрации, вызвавшая гнев, - безвыходная, мы ничего не можем в ней изменить и злимся именно от бессилия и отчаяния. Одним из вариантов психологической защиты в этом случае может стать перенесение эмоций на что-то другое: мы будем злиться не на начальника на работе (выплеснуть свой гнев на него - вариант неприемлемый), а на собственного ребенка, который разбросал по комнате игрушки: он виноват, плохо себя ведет, нуждается в воспитании и исправлении - словом, тут можно и позволить себе побушевать, и найти якобы приемлемое основание для своего гнева. Наконец, еще один вариант - загнать гнев внутрь, обратить его на самого себя: это путь развития невроза или психосоматических заболеваний (таких, например, как артериальная гипертензия или язва желудка).

Гнев является столь порицаемой в обществе эмоцией, поскольку одно из основных внешних его проявлений в поведении - это . Агрессивное поведение может иметь самые разные формы: крайний, экстремальный вариант - физическое насилие, но гораздо чаще встречается агрессия вербальная, и тут разнообразие тоже велико - от криков и громогласной ругани до раздраженных споров и мелочных придирок. Так же велико и разнообразие форм самоагрессии, т. е. саморазрушительного поведения. Объединяет все эти формы поведения, часто совсем не похожие внешне, цель - причинить вред (моральный или физический, себе или другому), уничтожить то, что мы считаем причиной гнева, препятствием к достижению цели или виновником нарушения наших планов.

Конечно, разные люди очень по-разному проявляют гнев и агрессию. Исследователи пока не могут однозначно ответить на вопрос, является ли склонность к агрессии наследственным свойством или приобретается в процессе развития личности. Точнее, как и всегда, значение имеют оба фактора, но вот как именно они сочетаются, какие именно компоненты агрессивности обусловлены генетически, как происходит формирование агрессивного поведения в ходе развития - все это представляет почти безграничное поле для психологических исследований.

Например, психологи изучают механизмы научения агрессивному поведению. Исследования показали, что один из путей - научения на собственном опыте. Представим себе, что однажды именно помогло человеку избавиться от переживания гнева и фрустрации. Если этот путь оказался действенным еще несколько раз, то повышается вероятность того, что и в дальнейшем человек будет вести себя агрессивно - поскольку это оказалось эффективным средством разрешения его внутреннего конфликта.

Кроме того, люди учатся агрессивному поведению и на примере других людей - прежде всего это относится, конечно, к детям. Доказано, что дети, которых воспитывают агрессивные взрослые, проявляют большую склонность к агрессии, чем те, кто был воспитан в миролюбивой атмосфере.

Общепринято мнение, что на детей огромное влияние оказывают многочисленные телепередачи, фильмы и компьютерные игры со сценами агрессии: мол, насмотревшись подобных картин, дети и сами начинают вести себя агрессивно. Между тем, наука пока не может однозначно подтвердить это убеждение. Психологи проводят множество исследований и экспериментов, посвященных данной проблеме (изучая как детское, так и взрослое поведение), но результаты неоднозначны: далеко не все из них подтверждают негативное влияние просмотренных боевиков на поведение зрителей. Некоторые ученые полагают, что такие фильмы, наоборот, позволяют зрителям избавиться от внутреннего напряжения и освобождают их от потребности выражать агрессию в реальных действиях. Во всяком случае, достоверно доказано: если ребенок растет в конфликтной семье, где родители агрессивно общаются и с ним, и друг с другом, но при этом запрещают ему смотреть агрессивные фильмы и играть в соответствующие компьютерные игры, то такой ребенок все равно будет вести себя более агрессивно, чем тот, который имеет возможность смотреть «злые» фильмы, но при этом воспитывается в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Как справиться с гневом

Мы можем выражать эмоции прямо и косвенно. Прямое выражение гнева позволяет сбросить напряжение и может принести незамедлительное удовлетворение.

Мы часто слышим, что гнев нельзя подавлять, что для сохранения душевного здоровья эмоции необходимо выражать свободно и открыто. Но каждому понятно, что на практике это невозможно: если вы злитесь, потому что у вас не завелась машина, вы вполне можете позволить себе пнуть ногой колесо и витиевато выругаться - в этом случае свободное выражение эмоций действительно допустимо. Но если причиной гнева стало неадекватное поведение другого участника дорожного движения, и вы беретесь за монтировку, чтобы дать выход своим чувствам, - это, согласитесь, далеко не лучший вариант действий.

В этом случае мы обычно выражаем свой гнев косвенно. Можно просто потопать ногами и поругаться, но очень часто люди переносят гнев с вызвавшего его объекта на другой, более безопасный: выше мы упоминали об этом, приводя в пример человека, который не позволяет себе накричать на разозлившего его начальника, но выплескивает эмоции дома па якобы провинившегося ребенка.

Но есть и еще один способ: как известно, профилактика всегда эффективнее лечения, и во многих случаях в нашей власти просто не дать развиться эмоции гнева.

Осознав причину гнева, ее иногда оказывается возможно устранить. Если вас раздражает толпа хохочущих подростков в вагоне метро, вы ведь можете и не глотать готовые сорваться с языка гневные замечания, а просто перейти в соседний вагон и в свое удовольствие читать детектив, вместо того чтобы накручивать себя, размышляя о нравах современной молодежи.

К сожалению, гораздо чаще причина гнева не поддается устранению. Однако существуют методы, помогающие взять под контроль собственное раздражение, неприязнь и гнев: не подавить уже развившиеся эмоции, а постараться изменить свое отношение к ситуации таким образом, чтобы ощущения фрустрации и гнева не возникало.

Вот один из возможных методов контроля над гневом:

  1. Осознайте, испытываете ли вы на самом деле гнев. Возможно, на самом деле это страх, стресс, стыд или усталость.
  2. Попробуйте встать на место человека, вызвавшего ваш гнев, увидеть ситуацию его глазами.
  3. Обдумайте сложившуюся ситуацию, попробуйте поговорить с собой в позитивном тоне. Возможно, вы увидите в этой ситуации что-то смешное. Чувство юмора - очень эффективное средство даже против сильного гнева.
  4. Выслушайте своего противника.
  5. Когда настанет ваша очередь говорить, попытайтесь почувствовать уважение и положительный интерес к противнику: стремитесь привлечь его на свою сторону, а не «победить», унизив и подчинив насильно.
  6. Старайтесь не отвлекаться от той темы, которую обсуждаете: стоит вам погрузиться в воспоминания о прежних обидах и претензиях, как контролировать свое эмоциональное состояние станет значительно труднее. Соблюдайте но возможности принцип: за один раз - одна проблема.

Обращайте внимание на свое физическое состояние, научитесь определять изменения в своем самочувствии, которые служат признаками гнева. Почувствовав эти «симптомы», остановитесь, сосчитайте до десяти, контролируя ровное и глубокое дыхание, чтобы успокоиться. Если есть такая возможность, давайте выход гневу посредством физических упражнений. При интенсивных переживаниях в организме вырабатывается дополнительная энергия, которую желательно использовать - и лучше всего именно в форме здоровой физической активности.

Освоите несложный комплекс релаксационных упражнений: это могут быть дыхательные приемы или упражнения на мышечную релаксацию, построенные на чередовании напряжения и расслабления самых разных мышц тела.

Радость

Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

Как и другие базовые эмоции, радость - преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье - нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».

Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам - исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии - помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что это такое - человек счастливый. Так что изучение счастья, особенностей душевно благополучных, гармоничных людей - это очень значимая часть психологической науки.

Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость - эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.

Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность - ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.

Фридман задействовал в своем исследовании огромное число опрошенных - около ста тысяч человек! Если вы полагаете, что столь масштабные изыскания позволили ему открыть формулу счастья - увы, мы вынуждены вас разочаровать. Результаты исследования могут даже показаться вполне банальными. Например, Фридман обнаружил, что деньги не являются гарантией счастья, хотя и имеют значение: по достижении определенного уровня благосостояния дальнейшее повышение доходов уже не делает людей более счастливыми. Не было выявлено зависимости ощущения счастья от возраста или принадлежности к какой-то определенной религии, но в целом оказалось, что более удовлетворенными жизнью являются люди, обладающие активными религиозными убеждениями. Также в исследовании Фридмана был показан тот факт, что в большинстве своем супружеские пары чувствуют себя более счастливыми, чем холостяки и люди, живущие в «гражданском браке».

Итак, эмоция радости - меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения - например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.

Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость - задача намного более трудная.

Как предполагают некоторые психологи, радость - это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.

У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка - это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.

Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться - дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.

Итак, позитивное взаимодействие с людьми , удача в достижении цели, в преодолении препятствий - вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.

Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т.е. нельзя поставить перед собой цель - испытать радость - и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.

Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.

Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей - и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость. Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.

Учитель, здравствуй. Рада тебя видеть. Могу я задать вопросы, которые у нас назрели?

Ответ: Да, слушаю вас.

Вопрос: У нас возник вопрос о радости? Что это такое? Мы говорим, что радость - это эмоция, согласно классификации психологов. Гнев-Страх-Грусть-Радость. Эмоция - это внутреннее возбуждение, связанное с обвинением из-за страха за себя, и тогда непонятно почему радость также считается эмоцией. Когда учитель говорит о радости, что он имеет в виду? Как отличить радость от других состояний - веселья, например. Возможно, радость сродни страсти, которую можно назвать внутренним огнем, мощной энергией, внутренним топливом? Восторгом, стремлением, страстным желанием?

Ответ: Да, хороший вопрос.

Мир состоит из энергий, математически выверенных. Каждому чувству, эмоции свое место в этом мире.

Радость в этом понимании - это эмоция. Но что такое эмоция? Это отклик эмоционального тела на внешние события или внутренние. Необязательно негативный отклик. То есть Радость - это эмоция, когда внутри все откликается на то желание или намерение, которые соответствуют твоей душе. Если происходит сложение твоего желания и того, что произошло, возникает Радость. Например, рождение ребёнка, успех на работе, интересная и долгожданная встреча и так далее.

Эта эмоция возникает и держится недолго, так как мир суров и обязательно подкинет что-нибудь в противовес негативное. Но воспоминание об этом событии также вызывает радость.

Таким образом, договорились - это эмоция. Но это только одно определение радости. Такую радость знают все без исключения люди. Но есть и другое понятие радости.

Когда человек растёт духовно, мир для него открывается многими красками. Страдания и гнев уходят, а радость остаётся.

Вопрос: Почему остаётся? Технологии не пойму .

Ответ: Может вам кажется, что человек в 4 измерении не испытывает эмоций? Это не так. Только этому измерению соответствуют высокие вибрации, а радость - это как раз эмоция высоких вибраций. Но как и любовь она может проникать и на уровни низких вибраций. Иначе как бы человек мог увидеть свет в конце тоннеля, если бы он всегда был в гуще страданий.

Вопрос: Получается, что Радость - это эмоция в ответ на то, что совпадают желания души с происходящими событиями?

Ответ: Да, и чем больше они совпадают, тем больше радости в жизни. И если человек нашёл свой путь (путь своей души) - радость становится постоянной. Поэтому и называют Радость путеводной звездой твоих событий в жизни. Если дело, событие приносит радость, делай его. Это твой путь.

Вопрос: В одном из ченнелингов нам дали описание, что можно достичь постоянного состояния радости в жизни?

Ответ: Да, конечно, постоянно повышая вибрации.

Вопрос: В одном из комментариев на этот ченнелинг написали, что радость - это удовольствие, и нельзя ориентировать людей на удовольствие. Как ты это понимаешь?

Ответ: Определение Радости мы дали. А что такое удовольствие? Удовольствие - это ощущение удовлетворения для своего тела и его органов чувств. Например, вкусная еда - для тела, для желудка, хорошая музыка - для слуха, красота - для глаз, массаж- для кожи, мышц, тела и так далее. Не эмоциональное чувство, а на физическом уровне. Поэтому Радость - это, конечно, удовольствие, так как все органы, а особенно нервные клетки находятся в нирване. Поэтому тут не о чем спорить. Радость - это эмоция, а удовольствие - это ощущение тела и его клеток.

Вопрос: Объясни, пожалуйста, тогда веселье, восторг - что это?

Ответ: Всё это проявления радости в мире. В виде веселья - когда все смеются. Восторг - это высшее проявление радости, но здесь ещё примешиваются чувства красоты, благодарности и так далее. В чувстве радости замешиваются различные оттенки восприятия мира в зависимости от ситуации и человека. Как слух может быть музыкальным и немузыкальным. Так и здесь - только тысячи оттенков.

Вопрос: А тогда про Любовь расскажи. Это что такое?

Ответ: Смотря что вы называете любовью? Давайте сейчас поговорим о духовном смысле этого слова.

Любовью в духовном плане называют ту энергию, в которой мы все живём. Это энергия жизни. Чем больше этой энергии, тем больше любви в человеке. Любовь есть на разных вибрациях, и у любви есть разные проявления: через человека, через природу. Из этой энергии мы строим свою жизнь. Она пропитывает каждую клеточку тела. Можете её назвать энергией Бога, Абсолюта, Духа. Любовь создала мир. Чем выше ты поднимаешься по уровням этой энергии, тем больше ты любишь себя, весь мир и сама можешь его творить. Зная законы этой энергии, ты сможешь творить свою жизнь.

Спасибо, Учитель. Всё очень понятно. Заканчиваю канал.

Пояснение: .Вопросы психологического характера задаёт моя подруга, лайф коуч. Ответы даёт Учитель из Учительской системы.

Дорогие друзья! Мы переехали в Телеграм.

Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для

ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.

В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.

Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрацион-ная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрацию вызывают и внутренние конфликты. Курт Левин (Levin, 1935) выделил три их типа:

1) конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданова осла»: у человека имеются две или больше привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно; особенность этого типа конфликтов состоит в том, что при любом выборе человек все же останется в выигрыше, поэтому этот конфликт вызывает слабую фрустрацию;

2) конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или ситуация «из двух зол…»: человеку приходится выбирать из двух непривлекательных перспектив; при любом выборе он окажется в проигрыше, поэтому фрустрация при этом типе конфликта бывает самой сильной, и частой реакцией на нее является попытка бегства от нее, а если это невозможно, то возникает гнев;

3) конфликт положительно-отрицательных возможностей или «проблема выбора»: у цели есть как положительная, так и отрицательная сторона (хочется съесть булочку или пирожное, но не хочется толстеть, и т.

п.); этот тип конфликта встречается в жизни чаще всего. При разрешении этих конфликтов сначала преобладает положительная тенденция — человек уступает желанию, но затем появляется опасение в связи с возможными неприятностями, и по мере приближения к цели эта негативная тенденция усиливается и может привести к отказу от достижения цели. При этом типе конфликтов фрустрация бывает средней силы.

С точки зрения С. Розенцвейга (Rosenzweig, 1960), всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности.

Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:

— повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи;

164 Глава 6, Характеристика различных эмоций

— глубиной неудовлетворения: чем сильнее была» потребность, тем ниже порог фрустрации;

— эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;

— уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог;

— этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце.

Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В одних случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путем замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещенная или недостижимая цель выполняется мысленно или только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.

Частые фрустрации у детей невротизируют их, развивают у них агрессивность как личностное свойство, чувство вины, неуверенность, приводят к изоляции и эгоцентризму, озлобленности.