Памятник рабочему на плотине гувера. Строительство плотины Гувера. Строительство бетонной дамбы

В часе езды от Лас-Вегаса находится уникальный объект, признанный исторической достопримечательностью и национальным памятником архитектуры Соединенных Штатов Америки – это плотина Гувера (англ. Hoover Dam). Бетонная дамба, высотой с семидесяти этажный дом (221 м), поражает воображение. Огромная конструкция втиснута между уступов Черного каньона и вот уже более 80 лет сдерживает непокорный нрав реки Колорадо.

Помимо плотины и действующей электростанции, туристы могут посетить музейный комплекс, полюбоваться панорамными пейзажами, пересечь границу между Невадой и Аризоной по арочному мосту, расположенному на высоте 280 метров. Выше уровня плотины находится огромное рукотворное озеро Мид, где принято рыбачить, кататься на лодках и отдыхать.

История создания плотины Гувера

Местные племена индейцев называют Колорадо Великим Речным Змеем. Река берет начало в Скалистых горах, которые являются главным хребтом в системе Кордильер Северной Америки. Каждую весну река, бассейн которой составляет более 390 кв. км, переполнялась талыми водами, в результате чего выходила из берегов. Нетрудно представить, какой огромный ущерб приносили наводнения фермерским хозяйствам.

К двадцатым годам прошлого века вопрос стоял настолько остро, что обуздание разрушительной силы Колорадо стало политическим решением. Многие хотят узнать, зачем построили плотину, а ответ достаточно простой – для контроля над уровнем воды реки. Также водохранилище должно было решить проблему водоснабжения районов Южной Калифорнии и в первую очередь интенсивно растущего Лос-Анжелеса.

Проект требовал серьезных капиталовложений, и в результате дебатов и обсуждений в 1922 году было подписано соглашение. Представителем со стороны правительства выступал Герберт Гувер, будучи в то время министром торговли. Отсюда и название документа – «Компромисс Гувера».

Но прошло долгих восемь лет до момента, когда на амбициозный проект правительство выделило первые субсидии. Как раз в тот период у власти находился Гувер. Невзирая на то, что после изменений проекта было известно, где находится новое место строительства, его до 1947 г. назвали Boulder Canyon Project. Только по прошествии 2 лет после смерти Гувера в 1949 году сенат принял окончательное решение по этому вопросу. С этого момента плотина стала официально носить имя 31 президента США.

Как строили плотину Гувера

Договор о выполнении работ по строительству дамбы в результате конкурсного отбора достался группе компаний Six Companies, Inc, которых принято называть Большой шестеркой. В мае 1931 года началось строительство, а его окончание пришлось на апрель 1936 года, значительно опередив график. Проект предусматривал применение нестандартных инженерных решений и хорошей организации строительного процесса:

  1. Стены и уступы каньона были очищены и выровнены на начальном этапе работ. Скалолазам и подрывникам, каждый день рисковавшим жизнью, поставлен памятник на подъезде к плотине Гувера.
  2. Воду от места работ отводили через тоннели, которые и сейчас существуют, выполняя частичную подачу воды к турбинам или ее сброс. Такая система снижает нагрузку на дамбу и способствует ее стабильности.
  3. Дамба сконструирована как череда взаимосвязанных колонн. Была создана система охлаждения бетонных конструкций с помощью проточной воды, чтобы ускорить затвердевание бетона. Исследования 1995 года показали, что бетонная конструкция дамбы набирает прочность до сих пор.
  4. Всего только на отливку дамбы потребовалось более 600 тыс. тонн цемента и 3,44 млн. куб. метров наполнителя. На момент окончания строительства плотина Гувера считалась самым массивным рукотворным объектом со времени . Для решения столь масштабной задачи были построены два завода по производству бетона.

Подвиг строителей

Стройка пришлась на тяжелое время, когда в стране было множество людей без работы и места жительства. Строительство буквально спасло множество семей, создав несколько тысяч рабочих мест. Несмотря на тяжелые условия и отсутствие в начальный период элементарных удобств, поток нуждающихся в работе не иссякал. Люди приезжали семьями и селились в палатках возле стройки.

Оплата труда была почасовая и начиналась от 50 центов. Максимальная ставка была установлена на уровне $1.25. По тем временам это были приличные деньги, желанные для тысяч безработных американцев. Ежедневно на площадках работало в среднем 3-4 тысячи человек, но помимо этого дополнительная работа появилась в смежных отраслях. Этот подъем был ощутим в соседних штатах, где находились сталелитейные заводы, шахты, фабрики.

По условиям контракта между представителями подрядчика и правительством были оговорены правила, ограничивающие прием на работу по расовой принадлежности. Приоритетом для работодателя являлись специалисты, ветераны военных действий, белые мужчины и женщины. Небольшая квота была оговорена для мексиканцев и афроамериканцев, которых использовали в качестве самой дешевой рабочей силы. Категорически запрещалось принимать на строительство людей из Азии, особенно китайцев. Правительство имело печальный опыт при строительстве и восстановлении Сан-Франциско, где диаспора китайских рабочих настолько разрослась, что стала самой большой в США.

Для строителей было запланировано создание временного городка, но подрядчики скорректировали график, стараясь увеличить скорость строительства и рабочие места. Поселок был возведен только через год. Большая шестерка расселяла рабочих в капитальные дома, наложив на жителей целый ряд запретов. Когда была построена плотина, город смог получить официальный статус.

Для строителей это был нелегкий хлеб. В летние месяцы температура могла долго держаться на уровне 40-50 градусов жары. Проходчики и скалолазы практически каждую смену рисковали жизнью. Официально зарегистрировано 114 смертельных случаев, но в реальности их было значительно больше.

Значение проекта

Создание плотины Гувера обошлось Америке в огромную по тем временам сумму – 49 млн. долларов. Всего за пять лет была завершена уникальная по масштабам стройка. Благодаря водохранилищу фермерские хозяйства Невады, Калифорнии и Аризоны на сегодняшний день имеют необходимый запас воды и могут полноценно развивать орошаемое земледелие. Города всего региона получили дешевый источник электроэнергии, что дало толчок к развитию промышленности и росту населения. По мнению историков, со строительством плотины Гувера связано быстрое развитие Лас-Вегаса – игорной столицы Америки, которая за небольшой отрезок времени превратилась из маленького провинциального городка в помпезный мегаполис.

До 1949 г. электростанция и дамба считались самыми большими в мире. Плотина Гувера находится в государственной принадлежности правительства США и играет важную роль в поддержке баланса потребления электроэнергии в западных районах страны. Автоматизированная система управления станцией введена в 1991 году и отлично работает даже без участия оператора.

Плотина Гувера привлекательна не только в качестве уникального инженерного сооружения. Отмечена и ее архитектурная ценность, которая связана с именем известного американского архитектора Гордона Кауфмана. Внешнее оформление плотины, водозаборных башен, музея и мемориального комплекса позволили рукотворному сооружению гармонично вписаться в панораму каньона. Плотина – объект чрезвычайно популярный и узнаваемый. Трудно представить человека, который бы отказался сделать фото на фоне такой захватывающей красоты.

Именно поэтому компании и общественные организации любят устраивать в районе плотины Гувера рекламные или протестные акции. Дамба Гувера очень популярна у кинематографистов. Ее спасал Супермен и герой фильма «Универсальный солдат», пытались разрушить хулиганы Бивис и Баттхет. На целостность бетонной стены покушался трогательный Гомер Симпсон и грозная армия Трансформеров. А создатели компьютерных игр заглянули в будущее плотины Гувера и придумали для нее новую форму существования после ядерной войны и всемирного апокалипсиса.

Даже по прошествии десятилетий, с появлением еще более масштабных проектов, плотина продолжает удивлять. Сколько упорства и мужества потребовалось, чтобы создать и выстроить такое уникальное инженерное сооружение.

Плотина Гувера (дамба Гувера, дамба Боулдер) - одна из самых больших и, наверное, самая известная плотина в США. Она построена на границе штатов Невада и Аризона в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо . Плотина Гувера является не только крупной гидроэлектростанцией, но и главной составляющей системы мелиорации и защиты от наводнений на юго-западе США.

Плотина Гувера, расположенная в сорока километрах от Лас-Вегаса входит в "обязательный для посещения" список отдыхающих в "Мировой столице развлечений" туристов (так же как и знаменитый Гранд-Каньон) и представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей США .


Уже в начале XX века возникла идея о строительстве на реке Колорадо комплекса гидротехнических сооружений. Необходимость такого решения была обусловлена своенравным "характером" реки (так, в 1905 году после ливневых дождей Колорадо изменила свое русло, образовав в Калифорнии озеро Солтон-Си), а также стремлением использовать ее воды для орошения полей и развития сельского хозяйства в засушливых регионах юго-запада США. С развитием электроэнергетики очень заманчивым стал и высокий гидроэнергетический потенциал Колорадо.

В 1922 году Бюро мелиорации (подразделение министерства внутренних дел, занимающееся водными ресурсами страны) представило Правительству США доклад, в котором рекомендовалось соорудить плотину на реке Колорадо в районе каньона Боулдер (отсюда и первое название проекта - дамба Боулдер). Последующие геологические изыскания показали, что более подходящим местом для постройки новой плотины является Черный каньон.


В то время существовали серьезные политические препятствия началу строительства плотины. Юриспруденция США знает немало судебных тяжб между по вопросам использования воды из протекающих по территории нескольких штатов рек. До начала работ необходимо было достичь компромисса, позволяющего исключить в будущем возможные иски со стороны того или иного заинтересованного штата. Именно с этой целью в 1922 году была сформирована комиссия, в которую вошли представители семи штатов США , по землям которых протекает река Колорадо и ее притоки (Вайоминг , Колорадо , Юта , Нью-Мексико , Невада , Аризона и Калифорния). В работе этой комиссии участвовал также Герберт Гувер, бывший тогда министром торговли в правительстве Уоррена Гардинга, а впоследствии сам ставший Президентом США . Результатом работы комиссии стало подписание соглашения о порядке использования водных ресурсов Колорадо.

Следующим препятствием для строительства плотины стал вопрос о финансировании грандиозного проекта. Конгрессмены и сенаторы от Калифорнии, наиболее заинтересованные в осуществлении проекта, не раз поднимали этот вопрос в Конгрессе США , но лишь после разрушительного наводнения на Миссисипи в 1927 году и гибели сотен людей в результате разрушения плотины Святого Франциска в Лос-Анджелесе соответствующее решение было принято.


21 декабря 1928 года Президент США Калвин Кулидж подписал закон, разрешающий строительство "Проекта каньона Боулдер" и предусматривающий его финансирование. Кроме "главной" плотины, ставшей известной как "дамба Гувера", проектом предусматривалось строительство ниже по течению Колорадо еще одной плотины - Империал (Imperial Dam ), а также "Всеамериканского канала" (All-American Canal ), призванных обеспечить водой чрезвычайно плодородные, но засушливые земли Южной Калифорнии .

Проект будущей плотины Гувера разрабатывался инженерами Бюро мелиорации США под руководством знаменитого "конструктора плотин" Джона Сэвиджа, участвовавшего позднее в создании плотины Шаста на реке Сакраменто в Северной Калифорнии , крупнейшей в США плотины Гранд-Кули в штате Вашингтон , а также предложивший проект построенной уже в XXI веке самой большой в мире ГЭС "Три ущелья" в Китае.

Было принято решение о строительстве так называемой "арочно-гравитационной" бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составить около двухсот метров, а на вершине - всего лишь четырнадцать, причем по плотине предусматривалось автомобильное движение.



Плотина Гувера. Строители и строительство


Фрэнк Кроу

В июле 1930 года Герберт Гувер, уже будучи Президентом США, выделил из бюджета страны первую часть денег, необходимых для постройки плотины. В январе 1931 года был объявлен тендер на строительство плотины. Любой желающий мог получить документацию всего лишь за пять долларов, но каждое предложение от потенциального подрядчика должно было быть подтверждено залогом в 2 000 000 долларов США, победитель торгов обязан был представить денежную гарантию в пять миллионов долларов. Одним из обязательных условийц были жесткие сроки строительства - семь лет. В случае, если подрядчик не укладывался в отведенное на строительство время, контрактом предусматривались крупные штрафные санкции.

Торги выграл консорциум Six Companies ("Шесть компаний"), объединивший строительные компании из штатов Юта , Айдахо , Орегон и Калифорния . Руководителем строительства был назначен Фрэнк Кроу, опытный инженер, имевший большой опыт в сооружении плотин. На его счету было несколько важных изобретений, позволявших значительно ускорить строительство таких огромных бетонных конструкций, какими были плотины.


Плотина Гувера строилась в годы Великой депрессии, а район Черного каньона был очень далек от больших городов. Лас-Вегас был тогда всего лишь небольшим городком в пустыне, все значение которого определялось проходящей через него железной дорогой. Но именно Лас-Вегас стал перевалочным пунктом для тысяч безработных со всей Америки, устремившихся на строительство новой плотины. Уже в 1930 году было начато строительство железной дороги, связавшей Лас-Вегас со "строительной площадкой" будущей дамбы Гувера.

Проектом предусматривалось еще до начала возведения плотины построить город для ее строителей - Боулдер-Сити. Но с целью как можно быстрее занять работой большее количество людей Президент США Герберт Гувер распорядился начать работы уже весной 1931 года, на полгода раньше, чем планировалось. Город для строителей еще не был готов и люди были вынуждены жить во временных лагерях, очень плохо приспособленных для жаркого климата Невады . Тяжелые и очень опасные условия труда в сочетании с отсутствием нормального жилья и все это в условиях ужасной жары (а тем летом в Неваде температура часто превышала 45°С) - забастовки были неизбежны. В августе 1931 года рабочие предъявили администрации стройки ряд требований. Фрэнк Кроу, известный своим очень жестким характером, ответил приказом об увольнении практически всех работников и распорядился набрать на строительство новых. Лишь в конце 1931 года, когда строители начали заселять новые дома в Боулдер-Сити, условия их жизни стали улучшаться.



Сооружение плотины Гувера было очень сложной инженерной задачей. Сначала необходимо было укрепить стены каньона, обнажив скальные породы, на которые впоследствии должна опереться бетонная арка плотины, и одновременно обезопасив работающих внизу от падения камней (главной причины несчастных случаев на строительстве плотины). Эти работы выполнялись скалолазами с помощью отбойных молотков и динамита.

Для того, чтобы осушить место будущей строительной площадки, необходимо было отвести воды реки Колорадо. Были сооружены две временные, так называемые "кесонные" плотины, расположенные выше и ниже места строительства дамбы. В скалах каньона пробурили четыре огромных тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. Диаметр тоннелей составлял около семнадцати метров, а после облицовки бетоном - около пятнадцати метров, суммарная длина тоннелей плотины Гувера - около пяти километров. Строительство тоннелей было начато в мае 1931 года, а уже в ноябре 1932 года в "аризонские" тоннели направили реку ("невадские" бsли запаснsми, на случай паводков). После окончания строительства плотины тоннели частично заглушили, а частично использовали для сброса воды.



В июне 1933 года, на полтора года раньше, чем планировалось, на строительстве плотины Гувера начались бетонные работы. Для изготовления огромного количества бетона в Неваде вблизи строительной площадки были построены два завода. Доставка бетона осуществлялась в специальных емкостях объемом более шести кубометров, каждая из них в заполненном состоянии весила около восемнадцати тонн. Эти огромные бадьи везли к каньону на специальных вагонах, а затем транспортировали к месту выгрузки с помощью канатов.

При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.



Всего для создания плотины Гувера было использовано более 2 480 000 кубометров бетона. Еще 850 000 кубометров пошло на строительство электростанции и других сооруженний комплекса плотины. На момент постройки это было самое большое сооружение в мире, созданное человеком.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. Интересно, что на каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США , по которому живет штат Аризона , а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада .



Плотина Гувера. Вода и электричество


Строительство плотины Гувера было завершено раньше, чем предусматривалось планами. 30 сентября 1935 года Президент США Франклин Рузвельт провел торжественную церемонию открытия плотины (хотя строительство электростанции и некоторые другие работы были завершены лишь весной 1936 года).

Учитывая, что Герберт Гувер был соперником Рузвельта на выборах, неудивительно, что во время нахождения последнего на посту Президента новая плотина была известна как "плотина Боулдер". Лишь в 1947 году плотине вернули ее название, утвержденное Конгрессом США еще до начала строительства.

По официальной статистике на строительстве плотины погибли сто двенадцать человек. Считается, что еще сорок два работника погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей.



Постройка гигантской плотины на реке Колорадо позволилf, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечить орошение полей Южной Калифорнии и устранить угрорзу разрушительных наводнений. Электроэнергия, получаемая на плотине Гувера дала мощный импульс развитию юго-запада США, в том числе и знаменитому Лас-Вегасу . В восьмидесятых - девяностых годах XX века была проведена реконструкция электростанции, та что она и в наши дни остается одной из мощнейших в США. Около четверти производимой энергии потребляет Невада , примерно пятую часть - Аризона , а остальную - Калифорния .

Такой необычный объект, как плотина Гувера, не мог не привлечь к себе внимание туристов. Практически сразу же после окончания строительства, в 1937 году, комплекс плотины был открыт для посещения туристическими группами. С ростом популярности расположенного неподалеку Лас-Вегаса количество посетителей увеличивалось. В 1996 впервые за год плотину Гувера посетили более миллиона человек.



Образованное плотиной озеро было названо в честь Элвуда Мида, бывшего руководителем Бюро мелиорации США во время проектирования и строительства дамбы Гувера. Озеро Мид - крупнейшее в США водохранилище, оно тянется почти на двести километров вверх по течению реки Колорадо. Площадь озера - 640 км 2 , а его объем превышает 35 км 3 . В 1964 году озеро Мид получило статус Национальной зоны отдыха США.

По плотине Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону через Неваду и Айдахо с Монтаной . Эта дорога соединяет в том числе Лас-Вегас и Финикс, одни из наиболее быстро растущих городов США . После трагических событий 11 сентября 2001 года из соображений безопасности движение автотранспорта по дамбе было ограничено, а для грузовиков - запрещено. В 2003 году в полукилометре вниз по течению от плотины Гувера было начато сооружение моста через Колорадо, который называли "Объезд дамбы Гувера". В октябре 2010 года открылось движение по новому мосту, названному в честь губернатора штата Невада Майка О"Каллагана и известного спортсмена-футболиста из Аризоны Пэта Тиллмана, погибшего в Афганистане.

Плотина Гувера и сегодня, через много десятилетий после постройки, продолжает оставаться великолепным образцом инженерного гения проектировщиков, самотверженного труда строителей и одной из самых известных достопримечательностей Америки .


Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.
Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.


Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.
В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.


Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.


Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».


Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».


Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.


  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото





В Черном Каньоне на реке Колорадо на границе двух американских штатов, Аризоны и Невады, возвышается величественная плотина. В 1935 году Франклин Д. Рузвельт назвал ее в честь президента Герберта Гувера, и 30 сентября 2011 отмечалась 76 годовщина этого события. С 1931-го по 1936-й год шло строительство огромного гидротехнического сооружения, высота которого составила в итоге 221 метр. Далее – фотографии, которые покажут вам шаг за шагом строительство этой конструкции.


1. Вид на плотину Гувера ночью, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)
2. На этом месте спустя несколько лет будет возвышаться результат одного из самых масштабных проектов в истории США стоимостью более 165 000 000 долларов. Построенная в 11 км от Лас-Вегаса плотина станет источником электроэнергии для 6 штатов. (AP Photo)
3. Водохранилище размером в 588 квадратных километров покроет эти холмы. А гора с плоской вершиной, на фоне которой запечатлен инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн, станет небольшим островком, который будет возвышаться над поверхностью воды лишь на 14 метров. Невада, 24 августа 1932 года. (AP Photo)
4. Так в высоты птичьего полета выглядело место, где будет построено самое массивное искусственное сооружение, построенное на Земле со времён Пирамид Гизы, 4 марта 1931 года. Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., который предложил наименьшую сумму затрат, 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys) 5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)
5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)
6. 19 сентября 1930 года, своеобразным символом начала строительных работ было забивание Рэем Лайманом Вилбуром серебряного костыля в шпалу на железнодорожных путях, которые соединяли место строительных работ и Лас-Вегас. На фото запечатлены слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж. (AP Photo)
7. Открытие почтового отделения в Боулдер Сити. Городок был возведен специально для строителей. Почтальона Дж. Л. Финни поздравляют сотрудники Бюро мелиорации. На фото слева направо: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида. (AP Photo)
8. Главная улица в городе строителей, Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Расходы на строительство города составили 2 000 000 долларов. (AP Photo)
9. На этом месте по верху плотины будет проходить часть шоссе Невада-Аризона, под которым будет находиться электростанция, 24 августа 1932 года. В процессе строительства здесь появится самое большое озеро, созданное человеком. (AP Photo)
10. На этом снимке можно увидеть осушенное русло реки Колорадо. Ее воды были направлены в подземные туннели на период строительства дамбы, 12 января 1923 года. Спустя несколько лет здесь будет возвышаться плотина Гувера. (AP Photo)
11. Фундамент плотины Гувера на дне Черного Каньона, штат Невада, 9 июня 1933 года. В стальном контейнере объемом 8 кубометров первая партия раствора, который заливается в форму, где одной из стенок является отвесная скала каньона. (AP Photo)
12. Один их тоннелей для отвода реки Колорадо. Начало строительных работ. Невада, 18 апреля 1932 года. (AP Photo)
13. Группа строителей возле специальной установки, Большого Бура, который использовался для работы над тоннелями. От 24 до 30 отбойных молотков одновременно помогали прокладывать тоннели для отвода вод реки Колорадо.
14. Граница штатов Аризона и Невада, строительство плотины Гувера. Кран поднимает бак с двумя кубометрами раствора для покрытия стен водослива бетоном. Июнь 1933 года. (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
15. Процесс создания дамбы в Черном Каньоне. Десятки грузовиков доставляют материалы для строительства. Невада, дата неизвестна. (AP Photo)
16. При строительстве плотины использовались бетонные трапеции с сечением от 20 (с внешней стороны) до 8 (с внутренней) кв. м. Всего было установлено 215 взаимосвязанных блоков. Раствор в блоки заливался постепенно, что позволяло создать более прочную конструкцию. После застывания раствора в блоках, между ними заливался новый жидкий раствор, что скрепляло колонны между собой. (Department of the Interior, Bureau of Reclamation)
17. Процесс строительства плотины закончен наполовину. Работа идет круглосуточно с опережением графика на несколько месяцев. Фундамент электростанций уже заложен у основания дамбы. По центру дамбы можно увидеть темную линию – это пустоты, оставленные для ускорения застывания раствора.(AP Photo)
18. Работа над строительством тоннелей для отвода вод реки Колорадо. 50 тонн земли вывозится грузовиками ежеминутно. 15 ноября 1932 года. (AP Photo)
19. На дне каньона видны огромные бетонные конструкции, которые послужат основанием плотины Гувера. Невада, 12 августа 1933 года. 6000 кубометров раствора ежедневно заливается в формы.
20. Одна из башен водоспуска на плотине Гувера, 9 августа 1934 года. Высота башен, по две с каждой стороны дамбы, составит 120 метров. (AP Photo)
21. Процесс строительства плотины Гувера вблизи Лас-Вегаса, штат Невада, 9 января 1932 года. (AP Photo)
22. На снимке вид на плотину сверху вниз по течению реки, 1 февраля 1935 года. (AP Photo)
23. Специальные бетонные «пробки» весом около 1500 тонн для закрытия тоннелей, отводящих воды реки Колорадо. При закрытии тоннелей река вернется в свое русло и наполнит водохранилище перед дамбой. (AP Photo)
24. Вид на временный подвесной мост и тоннели для отвода вод реки Колорадо, 12 марта 1932 года. (AP Photo)
25. Вид сверху на плотину Гувера, 16 июля 1935 года. По верхней части плотины проходит шоссе, обеспечивающее сообщение между штатами Невада и Аризона. С другой стороны дамбы видны 4 башни водоспуска. (AP Photo)
26. На снимке запечатлен редкий вид на внешнюю стену дамбы, май 1935 года. (Bureau of Reclamation, United States)
27. Покраска металлических конструкций на стене водослива на плотине Гувера. Снимок сделан в период между 1936 и 1946 годами. (United States, Bureau of Reclamation, Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
28. Завершающие этапы строительства дамбы Гувера. Плотина достигает уже 153 метра из 222 планируемых. 28 августа 1934 года. (AP Photo)
29. Завершение строительства плотины Гувера, высота которой составляет более 200 метров над рекой Колорадо, 12 августа 1935 года. (AP Photo)
30. Один из генераторов электростанции, Невада, 10 сентября 1936 года. Всего через месяц гидроэлектростанция станет одним из основных источников электроэнергии на Западе США. (AP Photo)
31. Церемония запуска электростанции на дамбе Гувера, 11 сентября 1936 года. Первая турбина мощностью в 3500 лошадиных сил была запущена президентом Рузвельтом нажатием кнопки в Вашингтоне. (AP Photo)
32. Вид на плотину Гувера, запечатленный фотографом Энселом Адамсом. Этот снимок входит в серию фотографий 1933-1942 годов «Национальные парки и памятники». (U.S. National Archives and Records Administration)
33. Вид на плотину Гувера. (AP Photo)
34. Президент Франклин Д. Рузвельт на плотине Гувера в день ее переименования. (AP Photo)
35. На снимке изображены Президент Франклин Д. Рузвельт и ответственный за проект представитель Бюро мелиорации Уокер Янг (слева) и военный советник президента (справа), 30 сентября 1935 года.
36. Вид на плотину Гувера, 13 марта 1936 года. Пропускная способность плотины – десятки тысяч литров воды в секунду. За плотиной видны четыре башни водоспуска и часть озера Мид. (AP Photo)
37. Распределительное устройство плотины Гувер ночью, 27 апреля 1937 года. 15 генераторов мощностью 115000 лошадиных сил и 2 генератора мощностью 55000 лошадиных сил производят электроэнергию, которая распределяется здесь и по линиям электропередач направляется в Лос-Анжелес. (AP Photo/Department of the Interior)
38. Башни водоспуска плотины Гувера, 14 апреля 1938 года. Они подают воду к турбинам, что приводит в движение генераторы, находящиеся в нижней части плотины. Водохранилище, созданное дамбой, стало популярным местом отдыха. (AP Photo)
39. Самые мощные генераторы в мире на 7 февраля 1939 года. Их мощность составляла 82 500 кВ-А и объем производимой энергии равнялся 130 000 000 киловатт-часам в месяц. За два года работы гидроэлектростанции Бюро мелиорации, которое построило плотину, получило 3 297 289 долларов. (AP Photo)
40. Вид на плотину Гувера и озеро Мид, 13 июля 1948 года. Это один из самых пустынных районов страны площадью в 21 000 квадратных километров, поэтому самолеты авиационного отряда шерифа постоянно его патрулируют. Они помогают водителям, если их машины сломались в дороге, ищут сбившихся с пути путешественников и проводят спасательные операции в случае авиакатастроф в пустыне. (AP Photo)
41. Закат над дамбой Гувера, 20 сентября 1950 года. (AP Photo)
42. Балет Rhythmettes во время концертного номера на плотине Гувера, 8 июня 1957 года. Балет из Лас-Вегаса приобрел довольно большую популярность с момента своего создания. (AP Photo/V)
43. Уникальная конструкция, плотина Гувера, 11 мая 1953. Шедевр технической мысли 20 века. Озеро Мид, водохранилище, которое находится выше дамбы, пользуется популярностью у рыбаков и любителей каталься на лодках. (AP Photo)
44. Вторая по величине дамба в мире, плотина Гувера, 26 февраля 1957 года. Озеро Мид, самое большое искусственное озеро в мире, стало излюбленным местом для рыбалки, катания на лодке и отдыха в теплое время года. (AP Photo/Union Pacific Railroad)
45. Стив МакПик взобрался на дамбу Гувера, чтобы выразить свой протест против политики, проводимой президентом Р. Рейганом, 8 декабря 1982 года. (AP Photo/Frank Walters)
46. Охранники плотины Гувера убеждают Стива МакПика спуститься с канатов, на которых он три дня и две ночи висел над рекой Колорадо, 9 декабря 1982 года. Таким способом он выражал свой протест против политики, проводимой Р. Рейганом. (AP Photo/Scott Henry)
47. Плотина, названная в честь президента Гувера, - уникальное гидротехническое сооружение в США на реке Колорадо в Черном Каньоне. Ее строительство длилось около 5 лет и над ее созданием трудились тысячи строителей, а почти сто человек погибло от несчастных случаев. 50. В процессе проведения испытаний прочности труб в шлюзе через них прогоняются миллионы литров воды, 26 февраля 2004 года. (AP Photo/Joe Cavaretta)
51. Тест на безопасность на плотине Гувера, 26 февраля 2004 года (AP Photo/Joe Cavaretta)
52. Снимок с воздуха плотины Гувера и процесса строительства моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
53. Снимок с воздуха плотины Гувера и процесса строительства моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
54. 19 октября 2010 года рядом с плотиной Гувера был открыт мост Майка О"Каллахен-Пэт Тиллмана. Длина моста составляет около 600 метров и находится он на высоте 270 метров над рекой Колорадо. Строительство моста, обеспечившего дополнительную пропускную способность шоссе Невада-Аризона, обошлось в 240 млн. долларов. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

Плотина или дамба Гувера считается самой большой в США. Она расположена в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо, на границе двух штатов – Аризона и Невада. Это не только гидроэлектростанция, но и основной элемент системы мелиорации и защиты населенных пунктов от наводнений. Дамба построена в нескольких километрах от Лас-Вегаса и является одной из самых знаменитых достопримечательностей Америки. Туристы совмещают посещение казино и этого интересного гидротехнического сооружения.

Строительство

Возведение дамбы началось в 1931 году. Президент Герберт Гувер выделил на строительство плотины Гувера бюджетные деньги. Работы велись во время Великой Депрессии. На строительную площадку дамбы в поисках работы съезжались тысячи людей. Специально для рабочих было решено разбить небольшой городок Боулдер-Сити. Но в срок построить жилье не успели, поэтому люди расположились в лагере, разбитом на скорую руку. Условия были настолько невыносимые, что рабочие не выдержали и летом 1931 году устроили забастовку, которая была жестоко подавлена.

В строительстве плотины Гувера участвовало более пяти тысяч человек, для них были запрещены азартные игры, спиртные напитки и проституция. При возведении дамбы использовалось много технологических новшеств. Одно из них – каски, защищающие голову рабочих.

Значение плотины

Торжественное открытие плотины Гувера состоялось в 1935 году, но окончательно работы были завершены год спустя. Дамба быстро стала известной достопримечательностью. Посмотреть на нее приезжает девять миллионов туристов ежегодно. Штаты Невада и Аризона плотина Гувера снабжает водой, контролируя при этом уровень паводков. Есть предположение, что не игорные дома, а именно стройка дамбы стала толчком для развития Лас-Вегаса, который быстро превратился из деревушки в процветающий город.

Архитектурные особенности

Самый первый проект плотины Гувера предполагал простое архитектурное решение объекта: внешняя стена должна была стать обычной стеной, обрамленной балюстрадой в неоготическом стиле. Здание электростанции не должно было отличаться от фабричного цеха. Проект критиковался многими современниками, что стало причиной его переделки. Сделал это Гордон Кауфман – архитектор из Лос-Анджелеса. Он предложил экстерьер сооружений в стиле арт-деко. Верхняя часть плотины получила украшение в виде башенок, растущих прямо из дамбы. На водосбросных башнях двое часов: одни показывают Горное время, вторые – тихоокеанское Североамериканское время.

Плотина Гувера в США сооружена из колонн в виде трапеций и считается крупнейшим искусственным сооружением, возведенным со времен пирамид.

На одной из самых больших плотин мира есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на озеро Мид, образованное в результате строительства дамбы. Также рядом построен монумент – памятник погибшим во время строительства.

  • Плотина названа в честь американского президента Герберта Гувера, который внес существенный вклад в ее строительство. Первоначальное название плотины — плотина Боулдер или Боулдер Дам (изначально дамба планировалась в каньоне Боулдер, но в итоге ее возвели в Черном каньоне, а рабочим названием осталось «плотина Боулдер»).
  • Озеро Мид, образованное плотиной – самое большое водохранилище в Штатах.
  • Процесс затвердевания дамбы происходит до сих пор. С каждым годом она становится крепче.
  • Без вмешательства человека плотина способна работать два года, а остановится она, когда турбины обрастут водорослями.
  • Плотина является границей не только двух штатов - Невады и Аризоны, но и Тихоокеанского и Стандартного горного часовых поясов.
  • Образ плотины Гувера использовался в разных произведениях искусства: фильмы «Универсальный солдат» и «Трансформеры», мультфильм «Бивис и Баттхед уделывают Америку», книга Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка».