Переход внешних предметных действий во внутренние умственные. П.Я. Гальперин. Формирование умственных действий. Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь

Малоимущей семьей считается семья, чей средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже минимального прожиточного уровня. Для установления этого факта следует обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения по адресу проживания. Государственная материальная поддержка оказывается семье, официально заключившей договор с органами соц. защиты.

Такая помощь предоставляется следующим категориям граждан:

  • дети меньше 18 лет; в случае их дальнейшего стационарного обучения, продлевается до 23 лет;
  • лица, занимающиеся уходом за маленькими детьми до трех лет;
  • инвалиды с трудовым ограничением;
  • пенсионеры в возрасте 65 лет.

Для признания семьи малоимущей и, как следствие, имеющей право на материальную помощь государства, нужно подать следующие документы:

  • справку с перечислением всех членов семьи;
  • документы об их фактических доходах;
  • документы, позволяющие оценить степень родства всех входящих в семью людей;
  • для безработных - копии трудовой книжки и справку о постановке на учет в центре занятости;
  • для пенсионеров - данные о размере пенсии;
  • для учащихся - справки с учебных учреждений.

Выплаты семье, средний доход которой меньше 50% от прожиточного минимума, составит 150 рублей на каждого нетрудоспособного в ней. Выплачивается они каждый месяц. Одноразовая помощь семье, с доходом ниже минимального на 50 или 100%, составляет 1500 тыс. руб. Выплачивается один раз в год. Детям из малообеспеченных семей государство должно выплачивать деньги на питание в размере 450 руб. ежемесячно.

При этом дополнительно потребуется предоставить в органы социальной защиты документы родителей и свидетельства рождения ребенка. Также есть возможность получить одноразовую государственную помощь, в случае если семья находится в тяжелом материальном положении, размером 1000 руб., предоставив такой же пакет документов, как и в предыдущем случае. В данной статье мы подробно разберем все вопросы связанные с малоимущими семьями.

Законодательством России предусмотрены нормы, по которым отдельные семьи признаются малоимущими. Отнесение семьи к данной категории сулит различного рода поддержкой со стороны государства, преимущественно - в материальном плане.

Какая семья считается малоимущей

Малоимущими признаются семьи, средний доход которых на одного человека не превышает прожиточного минимума. Чтобы определить этот показатель, необходимо сначала высчитать общий семейный доход, полученный в натуральном и денежном виде за предыдущие 3 месяца. Учитываются:

  • заработные платы;
  • пособия;
  • различного плана выплаты;
  • доходы от имущества (например, от аренды);
  • авторские вознаграждения;
  • прибыль по акциям и др.

Общая сумма дохода делится на 3 и количество человек в семье. Полученное значение должно быть меньше прожиточного минимума, который устанавливается 2–3 раза в год для каждого региона в отдельности. Так, к примеру, в III квартале 2016 года для москвичей данный показатель в зависимости от категории населения составил: 10813 рублей - для пенсионеров, 13159 рублей - для детей, 17487 рублей - для трудоспособного населения. Для регионов эти показатели ниже и в среднем варьируются от 7 до 10 тысяч рублей.

Следующий важный критерий, которому должна соответствовать семья для признания ее малоимущей, - наступление тяжелого материального положения по причинам, от них не зависящим. Это означает, что семьи, в которых трудоспособные люди не трудоустроены из-за своего нежелания (например, алкоголики или наркоманы), не вправе претендовать на льготы, предназначенные для действительно нуждающихся семей.

Быть признанной малоимущей и рассчитывать на государственную поддержку может только та семья, в которой все взрослые работают или, по крайней мере, числятся на учете в службе занятости. Исключение составляют женщины, находящиеся в декретном отпуске.

Что касается состава малоимущей семьи: поскольку законодательством понятие «семья» точно не определено, то вариантов много. К числу малоимущих может быть отнесена семья:

  • с одним родителем, воспитывающим одного или нескольких детей;
  • с двумя родителями и с детьми либо без них;
  • многодетная;
  • состоящая из бабушек/дедушек и внуков; мачех/отчимов и пасынков; опекунов и подопечных.

Помощь малоимущим семьям

Социальная помощь малоимущим семьям предоставляется в довольно разнообразных формах. Это могут быть и прямые денежные выплаты в виде пособий или стипендий, и помощь в натуральном виде (например, одежда, лекарства, обувь, топливо и др.).

При получении помощи в качестве малоимущей семьи не утрачивается право на получение выплат и пособий, предназначенных для всех семей с детьми. Имеются в виду единоразовые и ежемесячные пособия при рождении и воспитании детей, материнский капитал и др.

Кроме того, льготы малоимущей семье предоставляются на различных уровнях - и на региональном, и на федеральном. Региональная помощь разрабатывается для каждого субъекта федерации отдельно и планируется каждый год. Она довольна разнообразна. Зачастую на детей из малоимущей семьи выплачивается пособие. Его размер зависит от численности и состава конкретной семьи, а также возраста ребенка.

Федеральная помощь предоставляется в следующих формах:

  1. Налоговые льготы. Их суть заключается в освобождении от налогообложения пособий и дотаций, получаемых малоимущими семьями из федеральных и местных бюджетов. Обязательное условие, необходимое для использования данной льготы, - выплаты должны осуществляться в рамках утвержденных программ.
  2. Жилищные субсидии. Они состоят в помощи малоимущим семьям по оплате коммунальных платежей и самого жилья. Государственная помощь касается и собственников жилья, и арендаторов. По законодательству расходы на оплату жилья возлагаются на самих проживающих в размере не больше 22% от общего дохода семьи. Для малоимущих семей этот размер уменьшается с помощью специальных коэффициентов и расчетов. Данное субсидирование оказывается в течение 6 месяцев. По истечении этого времени выплата субсидий может быть возобновлена.
  3. Юридическая помощь , оказываемая бесплатно. Малоимущие семьи имеют право на консультацию профессионального юриста в любой форме - письменной либо устной. К тому же, они вправе рассчитывать при необходимости на представление своих интересов в суде на безвозмездной основе. Это право позволяет малоимущим семьям получить консультацию и по поводу выплаты пособий.
  4. Льготы в образовании. Дети из малоимущих семей могут поступить в высшие и средние учебные заведения без участия в общем конкурсе абитуриентов. Однако для этого требуется выполнение условий:
    • в семье только один родитель, который является инвалидом первой степени;
    • ребенок во время ЕГЭ или экзамена в вузе набрал хотя бы минимально допустимое количество баллов, позволяющее считать прохождение испытания успешным;
    • ребенок младше 20 лет.

Как получить социальную помощь от государства?

Чтобы получить статус малоимущей семьи, а значит - возможность получать помощь от государства, сначала следует обратиться в отделение социальной защиты населения по месту прописки и подать пакет документов:

  • паспорта;
  • соответствующее заявление;
  • свидетельства о рождении лиц до 18 лет и о браке;
  • выписку из домовой книги;
  • уведомление о составе семьи;
  • документы о подтверждении полученных доходов по установленной форме;
  • документы о нахождении в собственности имущества;
  • в некоторых случаях - трудовые книжки, справки из центра занятости, свидетельства об инвалидности и др.

Вся представляемая информация должна быть достоверной и полной. При выявлении фальсификации или подачи заведомо ложных данных семья не может быть признана малоимущей.

Если документы представлены в нужном объеме, комиссия в течение 10 дней принимает решение о возможности присвоения семье статуса малоимущей. Лишь в особых случаях этот срок может быть продлен до месяца.

Если местонахождение какого-либо члена семьи неизвестно, это не позволяет корректно определить среднедушевой доход. Поэтому пособие малоимущим семьям выплачивается только при условии возбуждения уголовного дела по розыску органами УВД.

Кроме того, для получения некоторых льгот и преференций необходимо обратиться и в другие государственные органы и подать более полный пакет документов. Например, вопрос о жилищном субсидировании решается местным органом исполнительной власти. Сюда дополнительно следует представить документ, подтверждающий отсутствие задолженности по коммунальным платежам.

Что изменится для малоимущих семей в 2017 году

В 2017 году беременные женщины из малоимущих семей могут рассчитывать на пособия в таком размере:

  • за постановку на учет до 12 недель - 581 рубль (для регионов);
  • ежемесячное декретное пособие для безработных, если увольнение произошло по не зависящим от нее причинам (ликвидация фирмы, банкротство), - 534 рубля;
  • единовременная выплата при рождении ребенка - на счет женщины зачисляется 15 500 рублей (для москвичек);
  • единоразовое пособие женам военнослужащих в III триместре беременности - 24 500 рублей;
  • при воспитании родителями из малообеспеченной семьи приемных детей ежемесячно выплачивается на каждого иждивенца по 15 500 рублей.

Малоимущие семьи с детьми в 2017 году ежемесячно получают помощь в таких размерах:

  • на ребенка до 1,5 лет - одному из родителей 40% от среднего заработка, но не менее 2 900 на первого ребенка и не менее 5 800 рублей - на второго и последующего;
  • на третьего и каждого последующего ребенка до 3 лет - 9396 рублей;
  • на ребенка младше 5 лет из семьи военнослужащего, несущего службу по контракту, - 10 500 рублей;
  • пособие при потере кормильца-военнослужащего - 2 117 рублей;
  • на ребенка от 7 до 16 или 18 лет - от 100 до 1 000 рублей.

Родители из малоимущих семей в 2017 году сохраняют право на:

  • работу со льготными условиями труда;
  • снижение пенсионного возраста;
  • освобождение от необходимости уплаты регистрационного сбора для предпринимателей.

Для малоимущей семьи в целом сохраняется право на:

  • льготную ипотеку;
  • внеочередной садовый участок;
  • субсидии для оплаты коммунальных платежей на срок до полугода;
  • право на посещение музеев, выставок, парков 1 раз в месяц.

Главным нововведением 2016 года было расширение списка социально значимых услуг, финансируемых из городского бюджета, на оплату услуг няни молодым малоимущим семьям. Это новшество было воспринято весьма положительно, особенно неполными семьями и семьями, которые не могли определить ребенка в детский садик.

В 2017 году новшества в первую очередь коснулись образовательной сферы. Была решена проблема с детскими садиками для малообеспеченных семей. Это произошло благодаря решению определять детей из таких семей в дошкольные учреждения вне очереди.

Еще одно важное новшество: ребенок из малообеспеченной семьи может поступить в высшее государственное учебное заведение при следующих условиях:

  • возраст до 20 лет;
  • успешная сдача школьных экзаменов (ЕГЭ) и набор минимального проходного балла при вступительных экзаменах в вуз;
  • один из родителей имеет первую группу инвалидности и является единственным кормильцем в семье.

Помимо этого в текущем году для детей из малоимущих семей сохранится право на:

  • поступление в дошкольное учреждение вне очереди;
  • приобретение питания на молочной кухне;
  • бесплатное двухразовое питание в школьной столовой;
  • получение нужных лекарств (при наличии детей младше 6 лет);
  • бесплатную школьную и спортивную форму;
  • 50%-ю скидку 1 раз в год на проезд ребенка и одного родителя в междугороднем транспорте для прохождения лечения или оздоровления и обратно.

Что касается прожиточного минимума, от которого зависит возможность отнесения семьи к разряду малоимущих, то в 2018 году он существенно не изменится и сохранится на уровне 8 700 рублей на душу населения.

Социальная реформа, проводимая в 2017 году, коснется не только пенсионеров, но и малообеспеченных граждан. Семьи смогут рассчитывать на большую поддержку от государства. Некоторые пособия увеличатся в размере.

Рассмотрим, какие нововведения уже действуют по стране.

Какая помощь полагается малоимущим семьям в 2019 году – все льготы и пособия

Помощь малообеспеченным семьям, которую оказывает государство, осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Она может выражаться не только в денежных выплатах, но и материальном обеспечении людей продуктами, одеждой, медикаментами.

Вопрос оказания помощи малоимущим звучит очень остро в 2019 году. Ведь количество малоимущих семей, по данным Росстата, заметно увеличивается с каждым годом.

Помощь малоимущим может быть не только денежными выплатами, но и одеждой, детским питанием, продуктами.

В 2019 году предусмотрена единовременная помощь женщинам из малообеспеченных семей

Причем заметьте, что эти льготы положены беременным, кормящим, а также родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

1. Пособие, выплачиваемое при условии, если женщина встала на учет в женскую консультацию до 12 недель беременности.

Выплачивать ежемесячную сумму будут тем, кто был уволен по причине:

  1. Банкротства и ликвидации организации.
  2. Закрытия фирмы, предоставлявшей услуги адвоката, нотариуса.
  3. Закрытия ИП физическим лицом.
  4. Прекращает деятельность компания, которой требуется лицензия на осуществление профдеятельности.

3. Единовременное пособие мамочке при рождении малыша

Заметьте, что выплата положена матери, независимо от того, которого по счету ребенка она родила. При появлении на свет каждого ребенка перечисляют на счет родителя денежная сумма.

4. Беременной супруге военнослужащего , находящейся на третьем триместре, положена выплата в размере 24,5 тыс. руб.

5. На деток, находящихся под опекой, выплачивается родителю сумма в размере 15,5 тыс. руб.

Заметьте, эта сумма является так называемой зарплатой родителя.

Также в новом 2019 году положена такая ежемесячная помощь семьям, в которых имеются дети

  1. Декретное пособие для работающих граждан. Как правило, оно предоставляется только мамам, которые работали. Работодатель обязан выплачивать сотруднице ежемесячно сумму, составляющую установленный средний заработок. В разных регионах это пособие разное.
  2. Пособие на ребенка, возраст которого менее 1,5 лет. Одному из родителей положена денежная выплата в размере 40% среднего заработка.
  3. Выплата на ребенка, возраст которого не более 3 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291, утвержденном 30 ноября 2015 года, размер выплаты – эта сумма прожиточного минимума. Запомните, именно эту сумму должны выплачивать каждый месяц на ребенка, родившегося третьим или следующим по счету в семье.
  4. На ребенка военнослужащего, призывника (а не срочника) положена также денежная компенсация. Пособием могут воспользоваться родители до момента исполнения ребенку 3 лет.
  5. Выплата «по потере кормильца» положена на ребенка военнослужащего.
  6. На ребенка, находящегося под опекой , должны выплачивать дополнительное пособие в размере, приближенном к прожиточному минимуму. В субъектах РФ эта сумма разная.
  7. Выплата на ребенка, возраст которого от 7 до 16 или 18 лет , положена всем малоимущим родителям. На детей выплачивают сумму в размере от 100 рублей до тысячи.
  8. Пособие малоимущим семьям. Каждый месяц малообеспеченной семье полагается выплата. Ее размер устанавливается в каждом регионе свой, а может и вообще не быть.

Предоставляется еще жилищная субсидия, другие пособия и льготы .

Новые виды пособий и льгот в 2019 году малоимущим семьям

Нововведения коснутся, прежде всего, образовательной сферы.

Во-первых, ребенок из обеспеченной семьи сможет поступить в государственные вузы при следующих условиях:

  1. Младше 20 лет.
  2. Успешно сдал ЕГЭ или прошел вступительные испытания, набрав определенное количество баллов (проходной минимум).
  3. Родитель имеем инвалидность 1 группы и он является единственным кормильцем в семье.

Во-вторых, детей из малоимущих семей младшего возраста будут без очереди направлять в детские сады.

Кроме того, на ребенка до 6 лет обязаны выдавать необходимые медикаменты.

А еще, при обучении в школе, ребенку предоставят возможность:

  1. Бесплатного двухразового питания в столовой.
  2. Получить школьную и спортивную форму.
  3. Пользоваться проездными билетами. Скидка составит 50%.
  4. Посещать бесплатно выставки и музеи 1раз в месяц.
  5. Посетить санаторий-профилакторий. Если ребенок болеет, то ему обязаны выдавать путевку 1 раз в год.

Родители в 2019-ом году могут рассчитывать на:

  1. Льготные условия труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день).
  2. Освобождение от выплаты при регистрации ИП.
  3. Приобретение ипотеки с льготными условиями выплат.
  4. Получение садового участка или квартиры по договору социального найма.

Какие документы нужны и куда обращаться для получения помощи малоимущим семьям в 2019 году?

Прежде чем бежать в управление соцзащиты населения, следует собрать пакет документов , на основании которых ваша семья получит статус малообеспеченной или малоимущей.

Подготовьте:

  1. Паспорта родителей, оригиналы и копии.
  2. Свидетельство о рождении ребенка.
  3. Заявление, написанное от руки или напечатанное на компьютере. Вы можете сами составить документ .
  4. Свидетельство, подтверждающее ваш брак или развод, если семья неполная.
  5. Документы о вашем семейном имуществе. Например, об автомобиле, недвижимости.
  6. Выписку, содержащую сведения о прописанных жильцах в вашем домовладении или квартире.
  7. Бумагу, подтверждающую состав вашей семьи.
  8. Справку с работы о доходах за последние 3 месяца.
  9. Если вы не работаете и обращались в центр занятости, то потребуется документ о том, что вы не можете устроиться на работу.
  10. Справку об инвалидности, если необходимо.

В течение 10 дней работники Управления соцзащиты должны рассмотреть ваше заявление и принять решение. Бывает, что срок увеличивается до 1 месяца.

Автоматизация (в психологии) - процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Автоматизм -непроизвольное или неосознанное действие.

Ведущая деятельность -та, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Игра (детская) - вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Интерференция навыков - ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Кривая упражнений - графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.

Мотив - то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Общение - взаимодействие двух или более людей, включающее обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Производство общего.

Привычка - действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Умение - способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства. (Таблица 6.1)




Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Как конечный результат деятельности выступает цель , которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по разному относятся к своей деятельности.

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.

Действия - это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: перваяособенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия - это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность - через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность - действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойства предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Анализ многообразных предметных Действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды Движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.

Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную (от image - образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности - операции , каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи - ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др.

Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа - своеобразной нейропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной, коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности - умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык - это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

(Таблица 6.2)

Схема взаимодействия замкнутых контуров регулирования, участвующих в управлении движением.

(Таблица 6.3)

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ (Таблица 6.4)


Похожая информация.


(от лат. interior - внутренний) - англ. interiorization (inter-nalization); нем. Interiorisation. Процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, соц. форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д.

Интериоризация (интернализация) – Социологический словарь

превращение внешних по отношению к индивиду форм социального общения в устойчивые качества личности путем усвоения выработанных обществом ценностей, норм и моделей поведения.

Интериоризация И Экстериоризация – Философский словарь

Понятия, указывающие на переход, движение действия. Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Иное содержание это понятие обрело в трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психологов. Задавшись вопросом, каким путем действие с внешним предметом обращается в думание об этом предмете, Л. С. Выготский открывает центральное звено процесса И. - замещение вещей их знаками и символами. Согласно его культурно-исторической теории, наша душевная жизнь рождается из внешне-социальной формы общения между людьми, а общая структура мышления и внутреннего диалога в целом повторяет структуру обычной предметно-чувственной деятельности с вещами и людьми. Благодаря "культурному знаку" предчеловеческие формы поведения ребенка переключаются на специфически социальные, мысль индивидуума совершается в слове, внешнее действие субъекта с объектом овнутривается до умственной операции со знаком как заместителем объекта. К "культурному знаку" Л. С. Выготский относил языковые формулы, алгебраическую символику, произведения искусства, карты и т. п. И. сопряжена со своей противоположностью - с экстериоризацией (франц. exteriorisation - проявление, от лат. exterior - наружный, внешний), т. е. с процессом перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия. "Чтобы построить у ребенка новое умственное действие, например, то же действие сложения, его надо предварительно дать ребенку как действие внешнее, т. е. экстериоризовать его. В этой экстериоризованной форме, в форме развернутого внешнего действия, оно первоначально и формируется. Лишь затем, в результате процесса постепенного его преобразования - обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, т. е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка", - писал акад. А. Н. Леонтьев (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 386). Более детально процесс И. описывается созданной П. Я. Гальпериным теорией поэтапного формирования умственных действий. Развитие психических функций всегда начинается с формирования соответствующих внешних действий, и если впоследствии окажется, что какая-нибудь функция не сформировалась достаточным образом или сформировалась неправильно, то выправление ее должно начинаться с возвращения к ее исходной внешней форме и далее методично проходить все надлежащие этапы. Пока индивид не выработает специфическую и адекватную сути предмета операцию, он, по мнению П. Я. Гальперина, не способен думать о соответствующем предмете, производить его умственные преобразования (см. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976). Американский психолог Дж. Брунер обосновал утверждение, что способность личности генерировать в себе психические образы мира вещей есть процесс повышения мастерства в добывании и использовании новых схем действия. Первоначально концепция И. основывалась на материалах исследования становления логического мышления у Детей. К настоящему времени полученные выводы экстраполированы на всю психосферу человека любого возраста. Чувственные образы также были описаны как продукты И. особых перцептивных действий. Впервые понятие перцептивного действия было введено А. В. Запорожцем, а затем оно было развито в исследованиях В. П. Зинченко, Д. Гйбсона, Р. Л. Грегори, И. Б. Ительсона и др. Теория И. натолкнула ряд философов на вывод, что носителем информации от объекта к субъекту служит адаптированная к объекту схема действия, операция (Э. В. Ильенков, С. Тулмин, В. П. Бранский, Д. В. Пивоваров и др.). Объект и образ объекта тем более определенны, чем лучше мы научаемся действовать с объектом, изобретая новые операции, новую технологию. Д. В. Пивоваров

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 83. /Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: Педагогическое общество России, 1999..

Сейчас происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложных умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная - все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 100./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977..

В деятельностном подходе имеется «принцип единства внешней и внутренней деятельности» Психология. Словарь. Стр. 101/Под общ. Ред. .А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Политиздат, 1990..

Внутренняя деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную, двустороннюю связь с ней Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 101./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977. . По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать действия в уме, направленные вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называется интериоризацией. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами называется экстериоризацией Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 81-82. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г.. Неразрывная связь интериоризации и экстериоризации расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения Гамезо М.В.. Атлас по психологии. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. стр. 83. .

Интериоризация и экстериоризация

Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта Психология. Словарь. Стр. 101/ Под общ. Ред. .А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого сознания из деятельности внешней, практической возникло на основании изучения общественно-исторического опыта. Человеческая деятельность: трудовая, учебная, игровая, - связана с кооперированием в труде, с использованием орудий труда, с созданием общественно значимых продуктов. Передача социального опыта невозможна без его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этому человек «впитывает» в себя опыт поколений. И это не просто копирование, перемещение внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формирования сознания, сознания как со-знания - знания, совместного, общего с другими людьми, раздельного с ними, знания, воспринимаемого человеком как известного другим Попов А.Л. Психология. Стр. 86./ А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001. .

Преобразование деятельности внешней, практической в деятельность внутреннюю, психическую, в деятельность сознания получило название интериоризации Попов А.Л. Психология. Стр. 86./ А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001. . Интериоризация - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможной внешней деятельности Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 95./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977..

Ж. Ж. Пиаже кратко обозначил понятие интериоризации - «переход, ведущий от сенсомоторного плана к мысли» Пиаже Ж. Ж. Роль действия в формировании мышления. Стр. 33./ «Вопросы психологии», 1995 г., №6. .

Процесс трансформации деятельности внутренней, психической в деятельность внешнюю, практическую, предметную называют экстериоризацией Попов А.Л. Психология. Стр. 86. / А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001. . Экстериоризация - это процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека Психология. Словарь. Стр. 459./Под общ. ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990..

Принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации - экстериоризации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта Психология. Словарь. Стр. 102./Под общ. ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990..

Деятельность и психические процессы

В деятельности…все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 436. / Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. . …Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр. 175./В. Г. Крысько. - Мн.: Харвест. 1999..

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человеку нужно представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Стр. 156./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенка объемными, близлежащими и удаленными предметами дает познание измерений предмета: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.

Воображение также связано с деятельностью. Только посредством опыта, практической деятельности человек в состоянии представить или вообразить что-либо. Воображение есть отражение опыта практической деятельности.

Память и ее два основные процесса - запоминание и воспроизведение непосредственно связано с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет деятельность, которая содержит действия и операции, направленную на подготовку материала к запоминанию - это структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами и т. п. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Причем воспроизведение деятельности облегчает процесс припоминания.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (т. н. «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах - образной и логической - деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность Немов Р.С. Психология. Кн.1. Стр. 157-158./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..