Перекоп. Последняя страница Гражданской войны (А. Широков) - "Трудовая Россия". Добровольческая армия

Оборонительная система Перекопского плацдарма состояла из двух укрепленных районов, на которых заняли позиции части войск Русской армии П. Н. Врангеля.

Перекопский укрепленный район представлял собой укрепленную полосу из трех линий обороны. Основной линией обороны являлся Перекопский вал, носящий название Турецкого - это древнее укрепление длиной 9 км, прерывалось у г. Перекоп, где было возведено каменное укрепление.


Две другие линии обороны находились севернее Турецкого вала, охватывали г. Перекоп с севера, и тянулись в северо-восточном направлении, упираясь в залив Сиваш. Фланги укреплений прикрывались Перекопским заливом и Сивашем.

Второй - Юшунский укрепленный район представлял собой вторую полосу укреплений и состоял из четырех оборонительных линий, обнесенных проволочными заграждениями, прерывая перешейки, образуемые озерами и Сивашем. По берегу Сиваша тянулись стрелковые окопы, упиравшиеся в Таганашский укрепленный узел, состоящий из двух оборонительных линий.

На Перекопском перешейке частями Русской армии было сосредоточено большое количество пулеметов, легкой и тяжелой артиллерии, которая усиливалась установкой новых орудий, снимаемых с Севастопольских фортов и кораблей Черноморского флота.

Но Сиваш в северо-западной части почти высох, и его затвердевшее от морозов дно представляло собой твердый грунт, удобный для форсирования залива не только пехотой, но и артиллерией. Единственным препятствием к форсированию залива советскими войсками был восточный ветер, пригонявший воду с Азовского моря – и вода заливала сухое дно.

Подтянутые к началу ноября 1920 г. к перешейку части советской 6-й армии сосредоточились следующим образом.

1-я стрелковая дивизия охраняла Черноморское побережье от Кинбурнской косы до Алексеевки; 51-я стрелковая дивизия, выдвинув 153-ю и отдельную кавалерийскую бригады в район Первоконстантиновки, частями 151-й и Огневой бригад располагалась перед Турецким валом (151-я бригада занимала участок от Перекопского залива до тракта, а Огневая - от тракта до Сиваша); 15-я стрелковая дивизия заняла участок Строгановка - Н. Николаевка - Сергеевка - Громовка; 52-я стрелковая дивизия была сосредоточена в районе Агайман – Новорепьевка - Успенская; Латышская стрелковая дивизия стояла в армейском резерве.

Боевой состав частей армии, предназначенных для штурма позиций белых войск (за вычетом 1-й стрелковой дивизии, охранявшей Черноморское побережье), составлял 27,5 тыс. штыков и 2,7 тыс. сабель.

Перекопский участок оборонялся следующими войсками Русской армии: Перекопский вал - частями 13-й пехотной дивизии; Литовский полуостров - частями 1-й бригады 2-й Кубанской дивизии и Сводно-Гвардейским полком, а в резерве в районе г. Армянск была сосредоточена 34-я пехотная дивизия. Боевой состав белой группировки – 2,2 тыс. штыков и 720 сабель.

С 1-го по 7-е ноября красные вели планомерную подготовку к штурму укреплений; искали броды через Сиваш, подтягивали артиллерию, вели инженерные работы по оборудованию пехотных позиций и разрушению проволочных заграждений противника.

6-й армии, усиленной 2-й Конной и Повстанческой армиями предписывалось, переправившись на участке Владимировка-Строгановка-Курган, нанести удар в тыл Перекопским позициям, одновременно штурмуя их с фронта. Повстанческую армию Н. И. Махно приказывалось немедленно переправить на участке м. Курган-Кат и кинуть в тыл Перекопским позициям в направлении на Дюрмень.

Дивизиям 6-й армии были поставлены следующие задачи:

51-й - атаковать Турецкий вал вдоль тракта Чаплинка-Армянский Базар, нанося противнику, занимающему Турецкий вал, удар в тыл - выдвижением не менее двух бригад в направлении Владимировка-Караджанай-Армянский Базар.

52-й - нанести удар а направлении Литовского полуострова и далее на юг.

15-й – взаимодействовать с Повстанческой армией и закрепить за собой Литовский полуостров.

Латышская стрелковая дивизия и 2-й Конная армия – в резерве.

Учитывая тот факт, что 13-я и 34-я пехотные дивизии, понеся в предыдущих боях тяжелые потери, были численно слабы, белое командование 5 - 6 ноября приступило к перегруппировке частей, согласно которой 2-й армейский корпус сменялся частями 1-го (Марковская, Корниловская и Дроздовская ударные дивизии) и отводился в тыл для реорганизации. Части 1-го корпуса были усилены частями юнкерских училищ и имели за правым флангом Конный корпус И. Г. Барбовича в составе 1-й и 2-й кавалерийских дивизий и Терско-Астраханской бригады. Это были испытанные, крепкие и стойкие части, спаянные продолжительной совместной борьбой. Боевой состав оборонявшихся частей заметно увеличивался. Но командование Русской армии с перегруппировкой опоздало: лишь 8-го ноября, уже в ходе боев, части 1-го армейского корпуса прибыли в Перекопский район и приступили к смене подразделений 2-го корпуса, оставив части Марковской дивизии в районе ст. Джанкой. Дроздовская дивизия должна была сменить части 13-й пехотной дивизии на Турецком валу, а Корниловская - занять позиции восточнее Армянска. Но так как Корниловская дивизия опоздала, а красные подразделения уже заняли Литовский полуостров, сбив части 1-й бригады 2-й Кубанской дивизии и Сводно-Гвардейского полка, командование Дроздовской дивизии вынуждено было оставить два полка на Турецком валу, а два другие бросить для парирования удара красных в районе Литовского полуострова.

В 22 часа 5-го ноября Повстанческая армия приступила к форсированию Сиваша, но, не пройдя и половины, махновцы вернулись обратно, мотивируя это тем, что ветром пригнало много воды и Сиваш якобы непроходим.

В 22 часа 7-го ноября началась активная фаза операции - части 52-й и 15-й дивизий начали форсирование Сиваша. Вперед для резки проволоки были брошены ударные группы коммунистов, штурмовые команды и подрывники.

Благодаря прожекторам обороняющиеся обнаружили красных, открыв по ним убийственный артиллерийский и пулеметный огонь. Неся большие потери, к 2-м часам 8-го ноября советские части подошли к проволочным заграждениям, находящимся в 100-150 шагах от Литовского полуострова, а к 7-ми часам части 15-й и 52-й дивизий прорвали укрепленную полосу и овладели белыми позициями.

В это же время 153-я бригада 51-й дивизии прошла залив и вела наступление в направлении на Караджанай.

На рассвете 8-го ноября находящиеся перед Перекопским валом правофланговые части 51-й дивизии приступили к разрушению проволочных заграждений. Подрывники, неся большие потери, делали свое дело.

С 10-ти часов начались первые атаки укреплений Турецкого зала.
К этому же времени части 15-й и 52-й дивизий заняли Литовский полуостров. Белые начали отходить за свою первую укрепленную линию.

Две бригады 16-й дивизии и одна бригада 52-й повели наступление на укрепленные позиции от Сиваша до дороги Армянск - Колодези, а 154-я бригада 52-й дивизии и части 153-й бригады 51-й дивизии - в юго-западном направлении на Армянск.

На этом участке белым командованием были введены в бой, кроме бригады Кубанской дивизии и Сводно-Гвардейского полка, части 34-й и 13-й пехотных дивизий, еще не успевшие отойти в тыл.

Около 14-ти часов подразделения 152-й и Огневой бригад, несмотря на ураганный огонь обороняющихся и большие потери, подошли к валу на расстояние 100 шагов. Перед цепями красной пехоты оказалась третья линия проволочных заграждений и ров, опутанный колючей проволокой. Опять вперед двинулись подрывники. Теперь белые могли обстреливать атакующих не только пулеметным и артиллерийским огнем, но и огнем бомбометов, минометов, и забрасывать их ручными гранатами.

К исходу дня советские части, подойдя на 50 шагов к валу, были вынуждены отойти в исходное положение.

К концу дня белые потеснили советские части и в районе Литовского полуострова. На 153-ю и 154-ю бригады были брошены сильные части, усиленные бронемашинами, но при поддержке резервов красные удержались.

Обойденные с востока и боясь быть окончательно отрезанными, белые с вечера 8-го ноября начали отводить свои части от Перекопского вала к Юшунским позициям.

В 2 часа 9-го ноября подразделения 152-й стрелковой и Огневой бригад вновь пошли нa штурм Турецкого вала, в 4 часа им овладели, и к 15-ти часам достигли первой линии Юшунских укрепленных позиций. Одновременно части 153-й бригады заняли Караджанай, а 152-й бригады – Армянск.

Во вторую половину дня 9-го ноября все советские дивизии начали наступление нa Юшунские позиции.

Командование Русской армии, решив вырвать инициативу из рук своего противника, нанесло контрудар. В ночь на 9-е ноября, подтянув к озеру Безымянному конный корпус И. Г. Барбовича (до 4,5 тыс. сабель при 30-ти орудиях, 4-х бронемашинах и 150-ти пулеметах), оно нанесло удар в левый фланг 15-й дивизии, захватив укрепленные позиции на южном берегу Сиваша. Но с подходом резерв дальнейшее продвижение белой конницы было остановлено.

Пытаясь выйти в тыл 15-й дивизии, около 15-ти часов конная группа при поддержке бронемашин вторично была брошена на левый фланг этого соединения - и ей удалось прорваться на участке Сиваш - озеро Безымянное. Части советской дивизии начали отходить, но вовремя переброшенный к району прорыва пулеметный полк Повстанческой армии кинжальным пулеметным огнем восстановил положение. Ключевую роль сыграли махновские пулеметные тачанки.

Овладев всем Перекопским укрепленным районом, к вечеру 9-го ноября советские части расположились перед Юшунскими позициями.
В бой была введена Латышская стрелковая дивизия.

Рассвет 10-го ноября начался с наступления белых – они вновь атаковали левый фланг красных и опять его потеснили.

Части 51-й дивизии (152-я и Огневая бригады), занявшие к этому времени Юшунские позиции, были двинуты в восточном направлении - для удара в тыл белым частям. Обходный маневр спас левый фланг советской группировки - боясь быть отрезанными, белые прекратили дальнейшее продвижение и начали отходить в южном и юго-восточном направлениях. На плечах противника советские части захватили последние укрепления белых и стремительным потоком хлынули в Крым.

Главными причинами быстрого успеха советских войск в ходе Крымской операции были следующие: а) внезапность штурма оборонительных позиций; б) удачное использование обходных маневров; в) отсутствие у белого командования надежных крупных резервов (наступление застало командование Русской армии на этапе переформирования ряда соединений, что значительно облегчило задачу наступающим); г) малочисленность частей обороняющегося; д) запоздалая смена слабых частей 13-й и 34-й пехотных дивизий Русской армии стойкими ударными частями 1-го армейского корпуса; е) специфика местности Перекопского перешейка - белая конница, вначале численно превосходящая красную, не могла развернуться для нанесения удара и, если ей и удавалось осуществить прорыв, то попадая в тыл красным частям, она натыкалась на крупные резервы.

Все эти обстоятельства имели ключевой значение на заключительном этапе Гражданской войны на юге России – в ходе битвы за Крым.

Крупнейшая драма XX столетия — гражданская война в России. Эта длившаяся несколько лет вооруженная борьба между различными группами населения, при активном вмешательстве иностранных сил, прошла различные этапы и стадии, принимала различные формы, включая восстания, мятежи, разрозненные столкновения, крупномасштабные военные операции с участием регулярных армий, действия вооруженных отрядов в тылу существовавших правительств и государственных образований. (Гражданская война в России. Перекресток мнений. М- , 1994. С. 43.) Война велась на фронтах, общая протяженность которых достигала 8 тысяч км.

Победа Октябрьской революции 1917 года разделила российское общество на три крупные силы, по-разному относящиеся к новой власти. Советскую власть активно поддерживали большая часть промышленного и сельского пролетариата, городская и сельская беднота (мелкие ремесленники, мелкие торговые служащие и т. д.), некоторая часть офицерства (как правило, низших чинов) и интеллигенции.

Против активно выступили крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, значительная часть офицерства, чины бывшей полиции и жандармерии, часть высококвалифицированной интеллигенции. Самая многочисленная группа — это колеблющаяся часть, а часто и просто пассивно наблюдавшая за событиями, но непрерывно вовлекаемая в классовую борьбу активными действиями первых двух сил. Это городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьянство, пролетарские слои, желавшие «гражданского мира», часть офицерства и значительное количество представителей интеллигенции. (Шевоцуков П. А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. М., 1992. С. 10-11.)

Такое деление необходимо считать условным. В ходе гражданской войны все эти силы были тесно переплетены, перемешаны между собой и рассеяны по всей территории страны. После победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве и установления советской власти в России Красная гвардия и революционные отряды матросов и солдат ликвидировали отдельные очаги сопротивления новой власти. В марте 1918 года был пол сан Брестский мирный договор с Германией. Советская Россия вышла из первой мировой войны.

Начавшаяся весной 1918 года иностранная интервенция способствовала развертыванию гражданской войны в России. Войска Антанты высадились в Мурманске, Владивостоке, вторглись в Среднюю Азию, и Закавказье. Германские войска оккупировали Крым, высадились в Финляндии и Новороссийске. В конце мая начался мятеж чехословацкого корпуса. Через несколько недель чехи взяли под контроль некоторые города Транссибирской магистрали. Мятеж оживил деятельность противников советской власти. Для борьбы с ними был создан Восточный фронт. Набирало силу белое движение на юге страны: казачье на Дону во главе с атаманом П. Н. Красновым, Добровольческая армия генерала А. И. Деникина на Кубани, дашнаки и мусаватисты в Закавказье.

В 1918 году созданная Красная Армия одерживает первые победы. В ходе наступления Восточного фронта в сентябре-октябре 1918 года, были освобождены Среднее Поволжье и Прикамье. Советские войска отразили наступление Краснова на Царицын.

Окончание первой мировой войны активизировало иностранную интервенцию против Советской России. В середине ноября 1918 года в Черное море прибыли эскадры французских и английских кораблей. В Новороссийске, Одессе, Севастополе были высажены десанты. В Азербайджан и Грузию с согласия националистических правительств вступили английские войска. Усилилась помощь белому движению. 18 ноября 1918 года адмирал А. В. Колчак произвел переворот в Омске, свергнув созданное «Всероссийское временное правительство», провозгласил себя «Верховным правителем России». В конце 1918: начал наступление на северном участке восточного фронта и взял Пермь. Но, в результате успеха Красной Армии на южном участке фронта, Колчак не смог усилить свои войска и развить дальнейшее наступление. В течение 1918 года белогвардейцы предприняли наступления против советской власти. В марте адмирал Колчак переместился от Урала к Волге и добился определенных успехов, однако был повержен Красной Армией и вынужден был отступить. Преследуемый советскими частями и отрядами партизан, Колчак был взят в плен и расстрелян в Иркутске в феврале 1920 года.

В июне 1919 года генерал Деникин, собрав армию в 150 тысяч человек, начал наступление на Москву. В сентябре его войска дошли до Воронежа, Курска, Орла. В это время войска генерала Н. Н. Юденича выступили со стороны Прибалтики. Это наступление, поддержанное латвийскими и эстонскими частями, а также английскими частями, было остановлено в конце октября менее чем в 100 км от Петрограда (Берт Н. История Советского государства. М., 1995. С. 145), войска Юденича были отброшены в Эстонию.

В октябре Красная Армия перешла в контрнаступление на Деникина, и в начале 1920 года его армия была разгромлена. Войска отступили в Крым, где Деникин передал командование оставшейся армией (менее 40 тысяч человек) барону П. Н. Врангелю.

В апреле 1920 года Польша начала войну против советской России. Боевые действия на советско-польском фронте проходили с переменным успехом и завершились заключением в октябре месяце договора о перемирии и предварительном мире.

Польское наступление вновь разожгло угасавшую гражданскую войну. Врангелевские части перешли в наступление в Южной Украине. Реввоенсовет Советской республики издал приказ о создании Южного фронта против Врангеля. В результате тяжелых боев советские войска остановили противника.

28 августа 1920 года Южный фронт, располагая значительным превосходством сил над противником, перешел в наступление и к 31 октября разбил силы Врангеля в Северной Таврии. «Наши части, — вспоминал Врангель — понесли жестокие потери убитыми, ранеными и обмороженными. Значительное число было оставлено пленными…». (Белое дело. Последний главком. М.: Голос, 1995. С. 292.)

Советские войска захватили до 20 тысяч пленных, более 100 орудий, много пулеметов, десятки тысяч снарядов, до 100 паровозов, 2 тысяч вагонов и другое имущество. (Кузьмин Т. В. Разгром интервентов и белогвардейцев в 1917-1920 гг. М., 1977. С. 368.) Однако наиболее боеспособным частям белых удалось уйти в Крым, где они засели за перекопскими и чонгарскими укреплениями, которые, по мнению вран-гелевского командования и иностранных авторитетов, представляли собой неприступные позиции.

Фрунзе так оценивал их: «Перекопский и Чонгарский перешеек и соединяющий их южный берег Сиваша представляли собой одну общую сеть заблаговременно возведенных укрепленных позиций, усиленных естественными и искусственными препятствиями и заграждениями. Начатые постройкой еще в период Добровольческой армии Деникина, позиции эти были с особым вниманием и заботой усовершенствованы Врангелем. В сооружении их принимали участие, как русские, так и французские военные инженеры, использовавшие при постройках весь опыт империалистической войны». (Фрунзе М. В. Избранные произведения. М., 1950. С. 228-229.)

Главная полоса обороны на Перекопе проходила по Турецкому валу (длина — до 11 км, высота 10 м и глубина рва 10 м) с 3 линиями проволочных заграждений в 3-5 кольев перед рвом. Вторую линию обороны, удаленную на 20-25 км от первой, составляла сильно укрепленная Ишуньская позиция, имеющая 6 линий окопов, прикрытых проволочными заграждениями. На Чонгарском направлении и Арабатской стрелке было создано до 5-6 линий окопов и траншей с проволочными заграждениями. Относительно слабой была лишь оборона Литовского полуострова: одна линия окопов и проволочных заграждений. Эти укрепления, по мнению Врангеля, делали «доступ в Крым Чрезвычайно трудным…». (Белое дело. С. 292.)

Главная группировка войск Врангеля, силою до 11 тысяч штыков и сабель (включая резервы), защищала Перекопский перешеек на Чонгарском и Сивашском участках фронта. Врангелевское командование сосредоточило около 2,5-3 тысяч человек. Свыше 14 тыс. человек были оставлены в резерве главного командования и находились вблизи от перешейков в готовности усилить Перекопское и Чонгарское направления. Часть войск Врангеля (6-8 тысяч человек) вела бои с партизанами и не могла участвовать в боях на Южном фронте. Таким образом, общая численность армии Врангеля, находящейся в Крыму, составляла около 25-28 тысяч солдат и офицеров. Она имела более 200 орудий, из которых много тяжелых, 45 бронемашин и танков, 14 бронепоездов и 45 самолетов.

Войска Южного фронта имели 146,4 тысячи штыков, 40,2 тысячи сабель, 985 орудий, 4435 пулеметов, 57 бронемашин, 17 бронепоездов и 45 самолетов. (Советская военная энциклопедия. Т.6. М.: Воениздат, 1978. С. 286). Имеются и другие данные о численности и составе врангелевских войск, то есть имели значительное превосходство в силах над противником. Однако им предстояло действовать в исключительно сложных условиях, прорывать мощную эшелонированную оборону врангелевцев.

Первоначально Фрунзе планировал нанести главный удар на Чонгарском направлении силами 4-й армии (командарм В. С. Лазаревич), 1-й Конной армии (командарм С. М. Буденный) и 3-го конного корпуса (командир Н. Д. Каширин), но из-за невозможности поддержки с моря Азовской флотилией он был перенесен на Перекопское направление силами 6-й армии (командарм А. И. Корк), 1-й и 2-й (командарм Ф. К. Миронов) Конных армий. 4-я армия и 3-й конный корпус наносили вспомогательный удар на Чонгар.

Наибольшую сложность представлял штурм обороны врангелевцев на Перекопском направлении. Командование Южного фронта приняло решение атаковать их одновременно с двух сторон: одной частью сил — с фронта, в лоб перекопским позициям, а другой, после форсирования Сиваша со стороны Литовского полуострова, — в их фланг и тыл. Последнее имело решающее значение для успеха операции.

В ночь с 7 на 8 ноября 15-я, 52-я стрелковые дивизии, 153-я стрелковая и кавалерийская бригада 51-й дивизии начали переправу через Сиваш. Первой шла штурмовая группа 15-й дивизии. Движение через «Гнилое море» длилось около трех часов и проходило в тяжелейших условиях. Непролазная грязь засасывала людей и лошадей. Мороз (до 12-15 градусов ниже нуля) сковывал намокшую одежду. Колеса орудий и повозок глубоко врезались в илистое дно. Лошади выбивались из сил, и часто бойцам приходилось самим вытаскивать завязшие в грязи орудия и повозки с боеприпасами.

Совершив восьмикилометровый переход, советские части вышли на северную оконечность Литовского полуострова, прорвали проволочные заграждения, разбили кубанскую бригаду генерала М. А. Фостикова и очистили от противника почти весь Литовский полуостров. Части 15-й и 52-й дивизий вышли на Перекопский перешеек и двинулись к Ишуньским позициям. Предпринятая утром 8 ноября 2-м и 3-м пехотными полками дроздовской дивизии контратака была отбита.

В тот же день 13-я и 34-я пехотные дивизии 1-го армейского корпуса генерала В. К. Витковского атаковали 15-ю и 52-ю стрелковую дивизии и после ожесточенных боев заставили их отойти на Литовский полуостров. Врангелевцам удалось до ночи 8 ноября удерживать за собою южные выходы с Литовского полуострова. (История военного искусства. Сб. материалов. Вып. IV. Т. 1. М.: Воениздат, 1953. С. 481).

Наступление главных сил 51-й дивизии под командованием В. К. Блюхера на Турецкий вал 8 ноября было отбито врангелевцами. Ее части; легли перед рвом, на дне северного ската которого находилось проволочное заграждение.

Обстановка на участке главного удара Южного фронта осложнилась. В это время на Чонгарском направлении еще шла подготовка к форсированию Сиваша. Наступление передовых частей 9-й стрелковой дивизии по Арабатской стрелке было остановлено артиллерийским огнем врангелевских кораблей.

Командование Южного фронта принимает решительные меры, чтобы обеспечить успех операции. 7-я кавалерийская дивизия и группа повстанческих войск Н. И. Махно под командованием С. Каретникова (там же, с. 482) (около 7 тысяч человек) переправляются через Сиваш для подкрепления 15-й и 52-й дивизий. На помощь советским войскам на Литовском полуострове была двинута 16-я кавалерийская дивизия 2-й конной армии. В ночь на 9 ноября части 51-й стрелков дивизии начали четвертый штурм Турецкого вала, сломили сопротивление врангелевцев и овладели им.

Сражение переместилось на Ишуньские позиции, где командование Русской армии Врангеля стремилось задержать советские войска. С утра 10 ноября на подступах к позициям завязались упорные бои, продолжавшиеся до 11 ноября. На участке 15-й и 52-й стрелковых дивизий Врангель попытался взять инициативу в свои руки, произведя 10 ноября контратаку силами конного корпуса гене И. Г. Барбовича и остатками частей 13-й, 34-й и дроздовской пехотной дивизий. Им удалось отбросить 15-ю и 52-ю стрелковые дивизии к юго-западной оконечности Литовского полуострова, поставив под угрозу охвата фланга 51-й и переброшенной сюда Латышской дивизий, подошедших к третьей линии окопов Ишуньской позиции.

В бой против конного корпуса Барбовича вступили 16-я и 7-я кавалерийские дивизии, которые остановили конницу неприятеля и бросили ее на линию укреплений.

В ночь на 11 ноября 30-я стрелковая дивизия (начдив Н. К. Грунов) начала штурм Чонгарских укрепленных позиций и к исходу; сломив сопротивление противника, преодолела все три линии укреплений. Части дивизии стали обходить Ишуньские позиции, что сказалось на ходе боев у самих Ишуньских позиций. В ночь на 11 ноября последняя линия Ишуньской укрепленной позиции была прорвана 51-й стрелковой и Латышской дивизиями. Утром 11 ноября 151-я бригада 51-й дивизии успешно отбила контратаку Тереко-Астраханской бригады врангелевцев в районе станции Ишунь, а затем и ярость штыковую атаку корниловцев и марковцев, предпринятую на подступах к станции. К вечеру 11 ноября советские войска прорвали все укрепления врангелевцев. «Положение становилось грозным, — вспоминал Врангель, — оставшиеся в нашем распоряжении часы для завершения подготовки к эвакуации были сочтены». (Белое дело, с. 301.) В ночь на 12 ноября войска Врангеля стали повсеместно отходить к портам Крыма.

11 ноября 1920 года Фрунзе, стремясь избежать дальнейшего кровопролития, обратился по радио к Врангелю с предложением прекратить сопротивление и обещал амнистию сложившим оружие. Врангель на него не ответил. (История гражданской войны в СССР. Т.5. М.: Политиздат, 1960. С. 209.)

Через распахнутые ворота в Крым устремилась красная конница, преследовавшая врангелевцев, которые сумели оторваться на 1-2 перехода. 13 ноября части 1-й Конной и 6-й армий освободили Симферополь, а 15-го — Севастополь. Войска 4-й армии в этот день вступили в Феодосию. 16 ноября Красная Армия освободила Керчь, 17-го — Ялту. За 10 дней операции был освобожден весь Крым.

Победа советских войск над Врангелем была одержана тяжелой ценой. Только при штурме Перекопа и Чонгара войска Южного фронта потеряли убитыми и ранеными 10 тысяч человек. Отличившимся при штурме крымских укреплений дивизиям были присвоены почетные наименования: 15-й — «Сивашская», 30-й стрелковой и 6-й кавалерийской — «Чонгарская», 51-й — «Перекопская».

Разгромом Врангеля закончился период иностранной военной интервенции и гражданской войны в Советской России.


OCR, правка: Андрей Мятишкин ([email protected])
Дополнительная обработка: Hoaxer ([email protected])

Бои за Крым
Крымский полуостров был свидетелем многочисленных битв в многовековой истории русского народа. Географическое положение полуострова делает его ключевым узлом всей южной России и Закавказья. Его заливы, форты и высоты покрыты громкой боевой славой. Не раз из Крыма начинались и там же заканчивались походы против России. Из-за Крыма, имеющего огромное военно-стратегическое значение, на протяжении веков происходило много кровопролитных битв. Крым был последним убежищем и для белогвардейских генералов, разгромленных Советской Армией в 1920 году.
Пытаясь реализовать свои захватнические планы, гитлеровское военное командование придавало большое значение Крымскому полуострову. Преодолевая упорное сопротивление и неся большие потери, гитлеровцы захватили полуостров в 1942 году. Советская Армия и Черноморский флот героически сражались против многократно превосходивших сил противника и лишь после носьми месяцев осады, в июле 1942 года, по приказу Верховного Главнокомандования оставили Севастополь - последнюю крепость на полуострове.
После прорыва немецкой обороны на реке Молочная и освобождения Мелитополя войска 4-го Украинского фронта развернули стремительное наступление на запад и 5 ноября вышли к нижнему течению Днепра и Перекопскому перешейку. Крымская группировка немцев оказалась отрезанной от остальных сил немецко-фашистской армии. Единственной узкой полоской земли, связывавшей полуостров с материком, был Перекопский перешеек. К нему и устремились части 2-й гвардейской армии под командованием генерала Захарова, однако они натолкнулись на хорошо организованную многополосную и глубоко эшелонированную оборону противника и были остановлены на позициях Турецкого вала.
Слева от 2-й гвардейской армии наступала 51-я армия. Она вышла на северный берег Сиваша в районе мыс Джангар, остров Русский.
Передовые части армии с помощью штурмовых подразделений нашей бригады форсировали «гнилое море» Сиваш и захватили небольшой плацдарм на его южном берегу. Так был повторен легендарный подвиг войск Красной Армии, форсировавших Сиваш в этом же районе в 1920 году под командованием М. В. Фрунзе.
Наступавшим красноармейцам приходилось не раз преодолевать водные преграды, но форсирование с боем горько-соленого Сивашского залива потребовало великого испытания моральных и физических сил. В районе мыса Джангар и острова Русский, где осуществлялось форсирование, Сиваш очень неудобен для этого. Его оба берега очень сильно изрезаны, а расстояние между ними составляет около трех километров. Береговая полоса не везде представляет собой твердую почву. На десятки и сотни метров берег покрыт слоем ила глубиной до пояса. Дно в этих местах тоже илистое и вязкое. Для преодоления вброд этих невероятно трудных трех километров залива Сиваш необходимо не меньше двух часов, и то при условии хорошей погоды и без воздействия со стороны противника.
Бойцы и командиры 51-й армии и наши штурмовые батальоны, преследуя немцев, форсировали в боевых порядках Сивашский залив в районе мыса Джангар и захватили плацдарм на северном берегу Крымского полуострова глубиной до 6 километров и по фронту протяженностью 8–9 километров. Чудеса героизма проявили саперы бригады, обеспечивая необходимые десанту боеприпасы и технику. Гитлеровцы сразу же повели против десанта ожесточенные контратаки. Удержание и расширение плацдарма имело исключительно важное значение, и потому ценой любых усилий нужно было доставить все необходимое для боя высадившимся на северный берег подразделениям. Напряжение возросло до такой степени, что для транспортировки боеприпасов использовались самолеты У-2.
Заместитель командира 57-го штурмового батальона капитан Волынский рассказывал: «Немцы считали Сиваш непроходимым, но это оказалось не так. Русский солдат пройдет даже там, где и олень не всегда может пройти. В ночь на 30 октября 1943 года одна из наших дивизий, преследуя врага, с ходу форсировала Сиваш и вышла на крымский берег. Задача была тяжелой - войска должны были ценой жизни удержать этот клочок земли. Естественно, что такую преграду дивизия преодолела только с легким оружием и минимальным количеством боеприпасов.

Переброска оружия и боевой техники дивизии и частей ее усиления была возложена на 57-й батальон. Я был назначен начальником пункта переправы и прибыл на место ночью 1 ноября. Первой моей мыслью было: «Батальон погибнет!» Да, так и подумал. Два-три дня работы в воде - простуда, госпиталь - и конец. Хоть тут и Крым, но ведь зима! Однако оказалось, как в поговорке: «Глаза боятся, а руки делают». Уже о утра на крымский берег двинулись наши паромы с орудиями, гаубицами, тягачами, боеприпасами и даже «катюшами». Нас обстреливали, бомбили, но переправа работала днем и ночью. Противник был близко. Переправа находилась в зоне огня артиллерии всех калибров. Удары противника нам мешали, но большого вреда причинить не могли. Нас спасали русская земля, Сиваш и наша зенитная и полевая артиллерия. Бойцы хорошо окопались на берегу, где уже была твердая почва. Для меня - шесть дней, а для батальона - десять были горячими боевыми днями. Плацдарм рос, набирался сил. Немцы были вынуждены перейти к обороне.
Закрепившись на плацдарме, советские войска развернули большое, проходившее в исключительно тяжелых условиях сражение за освобождение Крымского полуострова. Наибольшие трудности создавал Сиваш, через который нужно было переправить войска и огромное количество грузов и боевой техники.
В этих условиях встал вопрос о создании для войск более надежной переправы через Сиваш. Этот вопрос занимал и командование фронта. Полковник Р. Г. Уманский в своей книге «На боевых рубежах» приводит разговор командующего фронтом генерала Толбухина с начальником инженерных войск генерал-лейтенантом Петровым:
« - Нужен мост через Сиваш, - сказал Ф. И. Толбухин. - Знаю, трудно будет его построить, но что делать? Понимаете, задыхаемся. - Толбухин отошел к стене, где висела топографическая карта Крымского полуострова.
- Разрешите спросить, товарищ командующий, мост на какую нагрузку нужен?
Толбухин, которого всегда мучила жажда, выпил одним залпом стакан холодного кваса из графина, стоящего у него на столе, и вновь вернулся к Петрову.
- Мост, генерал, нужен под любую нагрузку. Я только думаю, что вы с этим сразу не справитесь. Поначалу сделайте, ну хотя бы, чтобы по мосту прошел автотранспорт с боеприпасами и небольшие орудия. Согласны?
Весь этот разговор стал мне известен этой же ночью из уст самого генерала»{15}.
В период с 30 октября по 6 ноября все батальоны бригады находились на берегу Сиваша. На лодках и паромах мы перевозили орудия, походные кухни, продовольствие, повозки и лошадей для войск, находившихся на плацдарме, численность которых непрерывно росла. Сказал «перевозили», а точнее сказать, перетаскивали, потому что оба берега залива на расстоянии 100–200 метров до воды представляли собой жидкую грязь. Потом тянулась небольшая полоска воды, и только затем начиналась глубина, необходимая для плавания. Вот по этой прибрежной грязи, утопая по пояс в жидкой, солевой и холодной тине, бойцы тянули тяжелые паромы.
В таких трудных условиях 57-й батальон майора Булатова и 84-й легкопереправочный парк капитана Зикрача с 2 по 12 ноября перебросили на южный берег Сиваша 143 76-мм орудия, 15 57-мм орудий, 75 45-мм орудий, 15 гаубиц, 31 пулемет, 15 минометов, 42 автомашины, 84 орудийных зарядных ящика, 16 535 ящиков с боеприпасами, 3400 противотанковых мин, 106 ящиков бутылок с зажигательной смесью, 2 лошадей, 1 тягач, 74 тонны продуктов и вывезли 416 раненых с южного берега. За это время на южный берег были переброшены части 10-го и 67-го стрелковых корпусов.
Тяжелая обстановка у Сиваша настоятельно требовала построить мост через «гнилое море», и командование фронта приняло такое решение.
Мост через Сиваш
5 ноября начальник инженерных войск 4-го Украинского фронта генерал-лейтенант Петров прибыл на командный пункт бригады в село Зентюб и сообщил мне приказ командующего фронтом - немедленно приступить к строительству моста через Сиваш. Я был назначен начальником строительства.
С Иваном Андреевичем Петровым мы познакомились еще в 1931 году. Он участвовал в гражданской войне и имел богатый боевой опыт. В академии был старшим нашей учебной группы. Веселый и жизнерадостный человек, он в то же время умел быть строгим и требовательным командиром. Мы все очень уважали его.
Я спросил Ивана Андреевича, какой тоннаж должен выдерживать мост, где взять материалы и рабочую силу, какие сроки строительства. Генерал Петров ответил коротко:
- Мост должен выдерживать среднюю нагрузку до шестнадцати тонн.
- А как с рабочей силой?
- Кроме вашей бригады в строительстве примет участие шестьдесят третья инженерно-саперная бригада подполковника Поплавского, которая прибудет завтра.
- А материалы?
- Их нет. Организуйте разведку и ищите местные материалы.
Я поручил своим ребятам поискать стройматериалы около Мелитополя: говорили, будто там есть дубовый лес.
После отъезда генерал-лейтенанта Петрова я собрал офицеров штаба, проинформировал их о полученной задаче и поручил техническому отделению заняться разработкой проекта, а начальнику штаба организовать поиски местных материалов.
В тот же день на маленькой резиновой лодке в сопровождении лейтенанта Глухова я переправился через Сиваш по маршруту будущего моста: до острова Русский и от него до северного берега полуострова. Большую часть пролива шириной три километра мы прошли пешком, утопая по пояс в тине. Когда поздно вечером мы возвратились из разведки, начальник штаба подполковник Дмитрий Сергеевич Борисов уже отдал необходимые распоряжения о сосредоточении подразделений, и мы приступили к обсуждению конструкции моста.
Задача была исключительно трудной: ни одна из известных в военном и гражданском мостостроении конструкций не подходила для условий Сиваша.
Главный инженер строительства майор Дуплевский, присланный из штаба фронта, и начальник технического отделения бригады капитан Жадович навели справки и доложили мне, что перед войной специальная комиссия изучала этот вопрос и сделала заключение, что строительство моста через Сиваш невозможно.
У меня не было времени уточнять достоверность этих сведений. Я ответил офицерам-специалистам, что нам приказано построить мост и мы его построим. Сказал, что проверил место, по которому пройдет мост, и у меня есть соображения относительно его конструкции. Опорами моста я предложил сделать рамы, но, чтобы они не тонули в тине, под опорное бревно рамы следовало подложить твердую подушку. О твердой опоре я думал еще тогда, когда мы с Глуховым шагали через Сиваш и по пояс утопали в его тине. Эту подушку мы могли бы сделать, скрепив ряд бревен под опорным бревном рамы. Бревна были единственным материалом, которым мы располагали. Идею все одобрили. Самый главный и наиболее трудный вопрос был решен. Оставалось сделать необходимые расчеты о размерах плоской бревенчатой опоры, которую инженеры назвали «деревянной плитой». Майор Дуплевский и капитан Жадовнч вместе с офицерами из технического отделения до утра подготовили всю техническую документацию этого грандиозного сооружения.
- 6 ноября я был вызван на командный пункт бригады, - рассказывает капитан Волынский. - Здесь состоялся вечер, посвященный 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего о присвоении бригаде наименования «Мелитопольская». Были вручены награды личному составу. Я получил орден Отечественной войны II степени. Это была большая радость. Однако мы собрались не только ради праздника. После торжественной части командир бригады полковник Павлов (Панчевский) собрал служебное совещание руководящего состава бригады. Присутствовали также офицеры из инженерного отдела армии и весь состав отделов штаба бригады. Обсуждался один вопрос - строительство моста через Сиваш!
Беспрецедентный случай в военном строительстве! По науке - без искусственной основы на сивашском дне мост построить нельзя. Инженерно-геологические исследования свидетельствуют, что толщина слоя ила составляет 15 метров, несущая способность грунта равна нулю.
Однако мы решили рискнуть. Основанием были наши шестидневные наблюдения за сивашским дном с понтонной переправы. Проектирование было поручено капитану Игорю Семеновичу Землянскому и мне.
Вечером 7 ноября проект был готов. Утром занялись организацией «строительного дома», а к сборке моста приступили 10 ноября. Строительство велось днем и ночью. Движение по мосту было открыто 27 ноября 1943 года.
Бойцы проявили невиданный героизм: зима, работа в ледяной воде, обстрел, бомбежки. Немцы бомбили нас по нескольку раз в день фугасными и осколочными бомбами. Мы пережили ужасные дни. Были дни, когда прямые попадания разрушали по три-четыре пролета, то есть 12–16 метров готового моста. Нас доставала и артиллерия, но от нее спасал Сиваш: снаряды уходили глубоко в илистое дно и только обдавали нас с ног до головы грязью. При налетах никто не покидал моста: все равно не успевали добраться до укрытий. Да и времени не было. Что можно еще сказать? Слышал о целебных свойствах сивашской грязи, но не верил. И что же? Мы купались в Сиваше до 20 декабря.
Офицеры штаба бригады встретили 26-го годовщину Великой Октябрьской революции с чувством исполненного долга. Уже 7 ноября 1943 года подразделения бригады широким фронтом приступили к строительству моста, к штурму «гнилого моря» Сиваш.
Командование фронта разрешило использовать рельсы узкоколейной железной дороги Херсон - Джанкой, и таким образом решался вопрос о продольном креплении моста. В качестве строительного материала разрешено было использовать бревна от хозяйственных и даже жилых построек ближайших населенных пунктов. Штаб фронта выделил значительное количество автомашин, которые уже с 7 ноября начали подвозить бревна, срубленные в лесах под Мелитополем.
Местное население тоже оказало нам неоценимую помощь в поисках и подготовке строительного материала.
На другой день по огромной водной поверхности Сиваша поплыли необыкновенные устройства. Это были срубленные на берегу рамные устои моста, прочно прикрепленные к «деревянной плите». Бойцы по пояс в горько-соленой воде, проваливаясь в грязь, тянули собранные на берегу рамные устои и устанавливали их в линию по оси моста.
Установленные на линии моста рамные устои должны были оставаться неподвижными на дне, но они всплывали на поверхность. Требовалась сила, которая могла бы заставить их подчиниться. Бойцы, шлепая по грязи, несли с берега мешки с землей, складывали их на «деревянную плиту», которая медленно погружалась и ложилась на свое место. Мешки готовили местные жители.
Большое оживление на обоих берегах Сиваша и на острове Русский не осталось незамеченным. Противник начал усиленно обстреливать строителей пулеметным и артиллерийским огнем. Пулеметный обстрел прекратился лишь после того, как войска 51-й армии отбросили немцев и расширили плацдарм, однако артиллерийский огонь и бомбежки продолжались до конца строительства и позже.
Командование 4-го Украинского фронта приняло контрмеры, усилив противовоздушную оборону, а специальные артиллерийские части вели контрбатарейную борьбу с артиллерией противника.
Мы широко применяли маскировку. Одновременно с началом строительства моста в 2,5 километра восточнее его шло строительство ложного моста из тростника и камыша. Артиллерия противника усиленно обстреливала ложный мост, а авиация сыпала на него бомбы.
Постоянная забота командования 4-го Украинского фронта об огневом прикрытии строительства моста и хорошая маскировка не позволили гитлеровцам разгадать, что через Сиваш строится мост. Авиационное и артиллерийское воздействие противник направлял в основном на сооружения, строящиеся для переправы на полуостров.
Дамбе, строящейся между островом Русский и крымским берегом, противник не причинил большого ущерба, и разрушения быстро устранялись. В районе насыпи работы велись преимущественно ночью, и там была занята всего одна рота капитана. Ростовцева из 7-й инженерной бригады. На строительстве моста работали две инженерные бригады. При налетах противник бомбил главным образом южную часть строительства (насыпь), а в северной части он сбрасывал бомбовый груз на ложный мост. Эффективным воздушным прикрытием от авиации противника оказалась наша воздушная засада из восьми истребителей, расположенная вблизи строительства.
На протяжении 20 дней и ночей, утопая в грязи Сиваша, почти без отдыха работали под огнем авиации и артиллерии противника несколько тысяч саперов и с честью выполнили боевую задачу.
Когда было завершено строительство моста, из Москвы прибыл профессор полковник Елисеевич, руководитель кафедры военно-мостового строительства Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. Оценив работу строителей моста, он остался доволен. Мы выдержали экзамен на самое главное - построенный нами мост обеспечивал переброску на крымский берег необходимых сил для разгрома противника.
27 ноября мост был открыт для движения. Позже, после соответствующего усиления, по нему пошли и танки Т-34.
Только благодаря трудовому героизму и самоотверженности саперов удалось так быстро построить это исключительно важное для разгрома врага в Крыму сооружение. Конечно, для этого потребовалась четкая организация работы, и ее умело осуществляли многие офицеры штаба бригады, командования батальонов и рот.
При строительстве моста руководствовались несколькими основными принципами.
На месте самого строительства велась лишь сборка изготовленных и подвезенных элементов. Работа по сборке моста осуществлялась широким фронтом, при этом все строительство шло по участкам, на которых одновременно велись работы по сооружению опор и укладке прогонов.
Широко использовался поточный метод работы во всех звеньях производственного процесса с расчленением комплексной работы на отдельные операции, чем обеспечивалась последовательность их выполнения.
Для каждого вида работы создавались отдельные команды, которые комплектовались в зависимости от трудоемкости операций.
Процесс строительства осуществлялся тремя этапами.
Первый этап - разведка и снабжение строительными материалами, подготовка и сооружение отдельных элементов - рам и подушек для них.
Второй этап - подвозка изготовленных элементов к отдельным участкам моста и переброска через Сиваш необходимых материалов на остров Русский для строительства насыпи до крымского берега.
Третий этап - работа по сборке моста. На этом этапе каждый батальон выполнял работу на своем участке. Независимо от различных условий работы на каждом отдельном участке упомянутые общие принципы строительства оставались в силе.
Несмотря на сжатые сроки и суровые условия, мост был надежно технически обоснован и рассчитан на то, чтобы выдержать большую нагрузку.
Испытание моста мы начали с того, что пустили по нему танк без башни. Затем на определенном расстоянии двинулись два танка один за другим, а потом по мосту пошли танки в полном боевом снаряжении. Результаты были хорошими, и мост использовался на полную нагрузку круглосуточно.
К концу декабря по инициативе начальника инженерных войск 51-й армии генерал-майора Боженова в четырех километрах западнее моста началось строительство второй переправы, представлявшей в основном земляную дамбу длиной свыше 2600 метров.
Это гигантское земляное сооружение возводилось силами 7-й инженерной бригады. В работу на дамбе включались и части нашей бригады, по мере того как они освобождались от строительства моста.
Конструкция дамбы была простой: земля, которую брали сначала на северном берегу, а потом и на южном, тачками подвозилась и ссыпалась на дно моря по оси дамбы. На середине дамбы образовался разрыв, его перекрыли понтонным мостом. К концу января это огромное сооружение было готово и действовало как вторая переправа через Сиваш. Оно состояло из двух дамб (северной - протяженностью 700 метров, южной - 600 метров) и понтонного моста длиной около 1350 метров