Перспективные направления инновационной образовательной политики в школе. Результаты проекта для обучающихся. Эссе «Перспективные направления инновационной

УДК 378
ББК 74.58

В работе на основе сетевого подхода представлены возможности формирования инновационной политики образовательных организаций в условиях сетевого взаимодействия. Выделены основные подсистемы инфраструктуры научно-образовательной сети. Показано, что меры инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций образовательную среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы в организациях сети. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.

Ключевые слова: мотивация участников сети , научно-образовательная сеть , сетевой подход , система управления инновационной деятельностью в рамках сетевого взаимодействия .

Переход страны к инновационной экономике зависит от ряда предпосылок фундаментального характера. Прежде всего, это установление такого институционального режима, который обеспечивает заинтересованность в эффективном использовании существующих и новых знаний, создании инновационного климата. В качестве главной опоры создания инновационной экономики выступают наука, система образования, навыки и умения работающих, нацеленные на создание и использование интеллектуальных ресурсов. В конце 2012 года был принят новый ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» важной особенностью которого стало упорядочение инновационной деятельности в сфере образования (ст. 20), причем под инновационными развитием образования подразумевается, прежде всего, его опережающее развитие, обеспечивающее рост качества жизни страны в целом.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

  • новых образовательных технологий - технологических инноваций,
  • новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,
  • новых методов и приемов обучения и воспитания - образовательных инноваций,
  • новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Главным показателем развития инновационных процессов в образовании является прогрессивное начало в развитии образовательных учреждений по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. В этой связи с 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений УпО РАО, а затем с 2011 года Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва) ведется системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Под научно-образовательной сетью мы понимаем «…динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные промышленные предприятия, которая функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального (внешнего) эффекта» .

Таким образом, в нашем понимании сетевая образовательная организация выступает как объединение независимых индивидов, социальных групп и организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру . Высокий уровень координации целей и интеграция всех видов ресурсов такой сети достигается посредством формирования внутреннего информационного пространства сети. Виртуальная форма организации обеспечивает важное конкурентное преимущество за счет интеграции знаний и возможности прямых, неограниченных, виртуальных контактов . В подобных структурах представлены коллективные интеллектуальные системы, в которых одним из важнейших системообразующих факторов выступает интеллектуальный, творческий (креативный) труд . При отсутствии однозначной трактовки понятия «интеллектуальная система» в современной науке следует выделить следующие ее свойства: труд - как ведущий системообразующий фактор; саморегуляция - как общий принцип организации; избирательная мобилизация отдельных подсистем и элементов в целостные организации системы, иерархия функций жизнедеятельности подсистем; многосвязное взаимодействие различных пространственно выделенных систем по конечным результатам, системогенез . Мы рассматриваем развивающееся на протяжении шести лет содружество образовательных учреждений как совместный организационный капитал, который является основанием развития всех остальных капиталов учреждений - членов сети. Под новшеством в работе научно-образовательной сети понимается средство решения актуальных педагогических проблем, стоящих перед членами сетевого взаимодействия . В качестве инноваций выступают управляемые процессы создания, освоения и применения новшеств. В качестве инновационных процессов рассматривается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В целом инновационная деятельность в рамках научно-образовательной сети предполагает мотивированную совокупность последовательно совершаемых социальными субъектами - педагогами, образовательными организациями, сетевыми сообществами действий, направленных на создание, освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования. Таким образом, развивающаяся сетевая открытая образовательная метасистема в форме виртуальной организации включает совокупность взаимосвязанных образовательных систем, состоящих в активном взаимодействии с социальными подсистемами и друг другом через разные виды ресурсов . В подобных системах сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений.

Среди основных задач развития научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона следует выделить:

  1. Содействие развитию инновационной инфраструктуры сетевого взаимодействия, обеспечивающей технологический коридор прохождению инноваций через создание центров ответственности, творческих лабораторий по проблемам образования, временных творческих содружеств педагогов, центров коллективного пользования разработками сетевого взаимодействия.
  2. Повышение эффективности использования научного потенциала сети за счет создания условий для организации конкурсов интеллектуальных продуктов членов сетевого взаимодействия, формирования электронных баз данных организаций инновационной инфраструктуры научно-образовательной сети, участия членов сети в межрегиональных, федеральных и международных инновационных выставках, салонах, конференциях, форумах, семинарах, участия инновационных проектов в федеральных целевых программах, конкурсах грантов федеральных и международных фондов
  3. Развитие информационной среды и повышение инновационной культуры членов сетевого взаимодействия за счет широкой диссеминации положительных результатов инновационной деятельности участников сетевого взаимодействия в центральной и региональной печати, проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление перспективных инновационных проектов, оказание содействия в обеспечении информационной поддержки субъектов инновационной деятельности, системное информирование общественности и заинтересованных участников о проводимой политике в области инновационного развития.

В работе научно-образовательной сети выделены следующие основные подсистемы:

  • генерирующая новшества (сетевые ВНИКИ и творческие лаборатории по проблемам);
  • содействующая развитию инновационных процессов (базовое научное учреждение сети АПК и ППРО (г. Москва), РГППУ, УрГПУ, УФУ, УрГЭУ и др.);
  • обеспечивающая и координирующая деятельность субъектов инновационного процесса (координационный инновационно-синергетический центр научно-образовательной сети) .

Деятельность вышеперечисленных подсистем определяется инновационной политикой научно-образовательной сети, то есть комплексом целей и методов воздействия на совершенствование инновационного климата как сети в целом, так и ее участников, в частности. Меры инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций образовательную среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

Пути воздействия научно-образовательной сети на инновационные процессы в конкретных образовательных организациях во многом определяет временной аспект. Если текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия, то долговременная инновационная политика направлена на решение общих задач развития сети в целом.

Выбор приоритетов направлений работы сети на среднесрочный период определяется результатами независимой экспертизы инновационных проектов образовательных организаций, проводимой в ходе учебных сессий сети. В качестве критериев выбора выступают:

  1. Теоретическая, практическая и социальная значимость нововведений для развития сетевого взаимодействия в целом.
  2. Нацеленность на решение актуальных содержательных и технологических задач развития регионального образования.
  3. Вклад в укрепление позиций научно-образовательной сети в региональном образовательном пространстве.
  4. Наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала образовательных организаций.
  5. Степень информационного обеспечения.
  6. Наличие организационно-управленческих механизмов реализации конкретных проектов в рамках сети.
  7. Уровень риска.

Процедура выбора приоритетов построена таким образом, чтобы учесть существующие взаимосвязи между направлениями работы научно-образовательной сети, а также не упустить новые направления развития системы образования страны в целом и региона в частности.

Инновационную политику научно-образовательной сети можно представить в виде трех основных элементов:

  1. постановка целей и задач инновационного развития;
  2. выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей;
  3. подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.

В этой связи важно, чтобы стратегия инновационного развития научно-образовательной сети, формирующая основу инновационной политики организаций - участников сетевого взаимодействия соответствовала следующим требованиям:

  • подчиненность ведущей цели корпоративного развития;
  • ориентация на результаты внедрения новых образовательных технологий;
  • научная обоснованность, использование современного методологического аппарата;
  • измеримость в конкретных показателях;
  • реальность достижения планируемых параметров с учетом внешних возможностей и угроз;
  • гибкость или возможность корректировки параметров под воздействием изменений факторов внешней или внутренней среды;
  • согласованность достигнутых и планируемых целей, когда реализация первых создает условия для выполнения предстоящих.

Последовательность формирования инновационной политики участников научно-образовательной сети включает следующие этапы:

  • анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде и выработка рекомендаций. Основной целью его проведения является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития в ретроспективе. Анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития сети в целом;
  • разработка конкурентоспособного инновационного поведения на среднесрочную перспективу, постановку целей и задач и их координация с планами инновационного развития конкретных образовательных организаций сети;
  • исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры сети;
  • формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям;
  • определение эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов научно-образовательной сети;
  • оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития в рамках сетевого взаимодействия;
  • анализ и контроль поставленных и достигнутых стратегических целей инновационного развития, выявление отклонений.

В основе рационального распределения задач по оценке инновационного поведения использован функциональный подход. Распределение и систематизация обязанностей членов сети позволяет определить долю ответственности конкретных образовательных организаций в процессе инновационного проектирования и выявить своего рода центры ответственности, работающие в рамках Координационного совета, основными функциями которого являются:

  • организация работы по генерированию и отбору инновационных разработок;
  • отслеживание стратегических инновационных ориентиров;
  • методическое руководство;
  • рассмотрение и подготовка для утверждения на Научном совете сети инновационных проектов;
  • выявление позитивных и негативных отклонений от утвержденных ориентиров инновационного развития.

В рамках Координационного совета работают:

  • группа повышения инновационной активности, которая обеспечивает формирование интеллектуального капитала сети в виде нематериальных активов,
  • группа определения стратегических инноваций, которая отвечает за селекцию научных идей с позиции корпоративной конкурентоспособности.
  • группа оценки инновационных проектов, которая работает по формированию портфеля инновационных проектов и объединению образовательных организаций в рамках конкретного проекта.
  • группа наращивания инновационного потенциала, которая отвечает за методическое сопровождение реализации проектов.
  • группа обеспечения инновационных процессов, в задачи которой входит отслеживание хода реализации проектов в рамках сети.

Таким образом, в рамках деятельности рабочих групп, которые можно рассматривать как своего рода центры ответственности, осуществляется организационное обеспечение разработки и реализации инновационных процессов, представляющих интерес для членов сетевого взаимодействия. распределение целей и задач инновационного развития между группами, создают организационные возможности для реализации инновационных проектов и осуществления их поддержки.

Организационное обеспечение инновационного развития сети приведено на рис. 1.

Рис. 1 Организационное обеспечение инновационного развития научно-образовательной сети

В целом, среди основных инструментов развития инновационных процессов в ОУ, входящих в научно-образовательную сеть, следует выделить:

  • саморазвитие членов педагогического коллектива на основе обучения и самообучения;
  • реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;
  • создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов и делегирование им ряда полномочий;
  • расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности;
  • развитие информационной культуры участников взаимодействия, то есть умения целенаправленно работать с информацией присутствующей в сети и использовать для ее получения информационные технологии. В этой связи на портале научно-образовательной сети аккумулируются результаты коллективной интеллектуальной деятельности в форме структурированной совокупности согласованных управленческих решений и их оснований, обращение к которым обеспечивает более эффективную работу участников сети. Механизм пополнения коллективной базы данных научно-образовательной сети включает следующие функции:

В ходе работы научно-образовательной сети разработан критериальный комплекс, позволяющий отслеживать процесс инновационных изменений, происходящих в конкретных ОУ и определяющий инновационную политику как самой сети, так и ее организаций:

  1. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы;
  2. изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
  3. процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности, причем для организации мониторинга выполнения коллективных проектов в рамках научно-образовательной сети используется файлообменник, являющийся частью интернет-портала сети (рис.2).

Рис. 2. Организация мониторинга выполнения коллективных проектов в условиях научно-образовательной сети.

Важно подчеркнуть, что именно инновационные преобразования обусловливают новое содержание и способы деятельности педагогов, причем они носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития организаций на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. Данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности как учащихся, так и самих педагогов.

Ежегодно для участников сети организуются две учебные сессии, включающие практико-ориентированные семинары, посвященные проблемам развития инновационных процессов в образовании с привлечением ведущих специалистов АПК и ПРО, ФИРО (Федерального института развития образования) (г. Москва), РГППУ (Российского государственного профессионально-педагогического университета), УрФУ (Уральского федерального университета) им. Б. Н. Ельцина, УрГПУ (Уральского государственного педагогического университета). Организуются стажировки членов сети на базовых площадках по направлению деятельности ОУ. За последние пять лет силами педагогических коллективов сети проведено более 250 открытых мероприятий, подготовлено четыре учебно-методических пособия. За 6 лет сетевого взаимодействия представители организаций - участников прошли обучение по темам «Государственная политика в сфере образования», «Основы педагогической инноватики», «Менеджмент в образовании», «Маркетинг в образовании» и др. Результаты интеллектуальной деятельности ОУ в рамках сети, которые мы в полном соответствии со ст. 1225 ГК РФ считаем продуктами умственной творческой деятельности, широко представляются в ходе конкурсов инновационных проектов, интеллектуальных продуктов, научно-образовательных семинаров, мастер-классов и научно-практических конференций разного уровня.

Таким образом, согласованная инновационная политика участников сетевого взаимодействия ведет к росту эффективности как работы сетевого сообщества в целом, так и отдельных его элементов в частности. Ключевыми характеристиками развития сетевого взаимодействия являются расширяющееся информационно-образовательное пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений. Основным результатом реализации согласованной инновационной политики организаций в рамках сети становится инновационное поведение, способность педагогических коллективов эффективно действовать в ситуации неопределенности.

Литература

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
  2. Бережнов Г.В. Виртуальная организация. Неравновесный принцип управления развитием предприятия // Российское предпринимательство. 2003. № 1. С.23-31.
  3. Давыдова Н.Н., Федоров В.А Управление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана, 2012. № 4. С. 15-23.
  4. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.
  5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 428 с.
  7. Максимов Н.В. Информационная среда науки и образования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. 2009. Вып. 6. С.58-67.
  8. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Машиностроение-1, 2007. 284 с
  9. Санкова Л. HR-менеджмент в виртуальных организациях: проблемы и перспективы // Управление персоналом. 2007. №5. С. 46-52.

Bibliography

  1. Ansoff I. Strategic Management. Classic edition. SPb.: Piter, 2009. 344p.
  2. Berezhnov G.V. A virtual organization. A nonequilibrium concept of an enterprise development management // Russian Entrepreneurship. 2003. №1. P.23-31.
  3. Davydova N.N., Fedorov V.A. Educational institutions development management on the basis of a network approach // Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2012. № 4. P. 15-23.
  4. Davydova N.N. Innovative development-oriented schools networking // Popular education. 2012. № 1. P. 88-94.
  5. Zagvyazinskii V.I. Didactic research methodology and methods. M.: Pedagogica, 1982. 160p.
  6. Leshkevich T.G. Philosophy of science: tradition and innovation: Course-book for universities. M.: « PRIOR Publishing», 2001. 428 p.
  7. Maksimov N.V. Information environment of science and education: from information services to a distributed knowledge management system // Information Society. 2009. Issue. 6. P.58-67.
  8. Matveykin V.G., Dvoretskii S.I., Minko L.V. et al Innovative potential: current state and development prospects. M.: Mashinostroyeniye-1, 2007. 284 p.
  9. Sankova L. HR-management in virtual companies: problems and prospects // Personnel Management. 2007. № 5. P. 46-52.
  10. Jarillo J. C. Strategic Networks: Creating the Borderless Organization. L.: Butterworth-Heinemann, 1993.
  11. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization // Annual Review of Sociology. 1998.
  12. Brass, D.J., Galaskiewicz, J., Greve, H.R., & Tsai, W. (2004). Taking stock of networks and organizations: A multilevel perspective. Academy of Management Journal, 47, 7957817.

Establishing innovative policy in educational institutions within research and educational network

In this paper the possibilities of formation of educational policy of innovation organizations in the conditions of network interaction based on network approach are presented. The basic subsystems of infrastructure of the research and education network are underlined. It is shown that innovation policy measures can be divided in creating an enabling learning environment for innovation and directly initiating and controlling the innovation processes in the organizations of the network.

Key words:

Направления инновационной деятельности

в системе образования .

Любая школа не может развиваться никаким иным путем,

кроме как создавая или осваивая новую практику образования,

т.е. в результате организованного в ней и управляемого

инновационного процесса.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Основные направления инновационной и экспериментальной работы заданы национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: «На современном этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников».

Таким образом, основными направлениями инновационной деятельности являются разработка, апробация и отработка:

    нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

    новых механизмов управления образованием, направленных на его модернизацию;

    новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);

    систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

    новых форм государственно – общественного управления образовательным учреждением;

    новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

    учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

1. Разработка, апробация и отработка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов.

1.1. Переход на новые образовательные стандарты

Основные направления инновационной деятельности в применении ИКТ на этапе внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.

Одна из характеристик Школы Будущего – это школа с ИКТ-насыщенной и образовательной средой, обеспечивающей развитие ИКТ-компетенности всех пользователей образовательного пространства, школа полной информатизации.
В нашей школе созданы кадровые, материально–технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Инновационная деятельность по внедрению ФГОС в образовательном пространстве нашей школы включает несколько этапов:

1 этап - обучения учителей по программе «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника», освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе.

2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем.

3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.

4 этап - введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющие не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к пятому этапу - научно- исследовательской деятельности учащихся.

6 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

Коллектив учителей начальных классов МКОУ «СОШ №6» в рамках внедрения ФГОС второго поколения ведет работу по основным направлениям инновационной деятельности в применении ИКТ. В этом направлении проходит работа по созданию ИКТ-насыщенной образовательной среды. В рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 -2013 годы» первые классы обеспечены всем необходимым ИКТ - оборудованием, получены АРМ, включающие в себя: электронные доски, ноутбуки с предустановленной операционной системой и комплексом всех учебных программ для начальной школы, многофункциональное устройство 3 в 1, мультимедийный проектор, электронные конструкторы – роботы, оборудование для проведения различных экспериментов на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях, модульные системы экспериментов на базе цифровых технологий (комплект «Биология»), цифровой микроскоп. Современное оборудование используется учителями для моделирования урока, ведения индивидуальной работы, мониторинга знаний учащихся.
Введен курс «Информатика и ИКТ» для всех учащихся со 2 по 4-й класс, способствующий активному внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, деятельности учителей по использованию ИКТ в своей работе.
Учителями начальных классов широко применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ. 88% преподавательского состава начальной школы прошли курсовую подготовку по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе. Большое внимание уделяется организации и поддержке самостоятельного изучения сотрудниками школы возможностей использования ИКТ, участию в обучающих семинарах.

Кроме того, новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Внеучебная деятельность в 1 классе школы представлена следующими направлениями:

1. Спортивно-оздоровительное направление - 2 часа в неделю; (Ступеньки здоровья, Ритмика).

2. Художественно-эстетическое направление – 5 ч в неделю; (Художественная аппликация, Кистевое письмо, Искусство сцены).

3. Научно – познавательное 1ч. (Риторика).

4. Военно – патриотическое 1 ч. (Юный патриот).

5. Общественно – полезное 1 ч. (Мир профессии).

Так же стандартом определены материально-технические условия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса.

Одним из требований является водоснабжение: приобретены кулеры. Сделано новое освещение. Соблюдается воздушно- тепловой режим. Приобретена новая мебель (шкафы, гардеробные) за счёт родительских средств.

Созданы санитарно-бытовые условия. Созданы условия для учителей (оборудованы учительские, методкабинеты).

Соблюдаются требования охраны труда. Созданы игровые зоны.

Организовано двухразовое питание первоклассников, что согласно СаНПиНу позволяет находиться в школе до трёх часов дня.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и 5 – ти направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

2. Разработка, апробация и отработка новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций.

2.1. Расширение самостоятельности школ

Деятельность школы по этому направлению осуществляются в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно–педагогические кадры инновационной России.

Одним из направлений педагогической инноватики является создание технологичных, открытых образовательных систем, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. Ученикам с помощью сети Интернет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.

Учителями начальных классов начато использование электронных дневников в рамках внедрения системы открытого образования ( ). Эта система взаимодействия между школьным и родительским сообществом позволяет вовлекать образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных. Осуществляется постепенный переход от стандартных бумажных форм обеспечения учебного процесса на электронные. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, ведётся обратная связь родителей с классным руководителем Внедрение системы «Электронный журнал» позволило родителям принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.

Современными реалиями нашей жизни стали такие понятия, как конкуренция образовательных учреждений, их конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ.

С 2010 года Минобрнауки России ввелся в эксплуатацию электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – мониторинг ННШ, ). Использование мониторинга помогает систематизировать аналитическую деятельность школы, способствует отслеживанию статистических показателей по разным направлениям работы школы.

В зависимости от задач инновационной деятельности (разработка, апробация, реализация, внедрение, отработка) на базе школы с 2011 гора работает районная экспериментальная площадка по теме: «Формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС». Её создание способствовало формированию банка контрольно – измерительных материалов, обмену опытом через проведение семинаров, методических недель.

Как правило, работа образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает изменения и в системе внешних (социальных) связей. Появляется необходимость в системном взаимодействии с другими школами. Таким образом, школа становится открытой развивающейся системой.

3. Разработка, апробация и отработка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

Одним из направлений инновационной деятельности является:

3.1. Развитие системы поддержки талантливых детей

В настоящее время в России начала выстраиваться разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В нашей школе систематизирована работа по программе «Одарённые дети», практика дополнительного образования, начата работа по учету индивидуальных достижений обучающихся.

Внедрена система поощрения учителей, благодаря которым школьник добился высоких результатов (стимулирующие выплаты).

Работа с одаренными детьми ведётся в соответствии с планом работы МКОУ «СОШ №6» на каждый учебный год, планами работы методических объединений учителей-предметников.

Администрацией школы, руководителями МО, учителями проводится большая работа по вовлечению учащихся в конкурсы, олимпиады и другие познавательные мероприятия как муниципального, так и краевого и федерального уровней.

4. Разработка, апробация и отработка новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг.

4.1. Совершенствование учительского корпуса

В школе внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Система материальной поддержки – это не только увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Администрацией школы ведётся работа по стимулированию эффективного и результативного труда педагогических работников. Участники районных конкурсов «Учитель года России» «Сердце отдаю детям» и пр. отмечаются денежной премией. За результативность и эффективность работы по итогам полугодий производятся выплаты стимулирующего характера педагогическим и другим работникам школы за счёт экономии по фонду оплаты труда.

Еще одним стимулом стала аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. В нашей школе по новой форме уже аттестовались 6 учителей.

В настоящее время обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ.

Стажировки уже работающих педагогов проходят на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации распространяется опыт лучших учителей.

5. Разработка, апробация и отработка учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

5.1. Изменение школьной инфраструктуры

В рамках реализации проекта модернизации были выделены средства, которые использовались на:

    приобретение спортивного оборудования

    приобретение компьютерного оборудования

    оборудование медкабинета,

    пополнение фондов библиотек

    повышение квалификации профессиональной переподготовки учителей и руководителей

    обновление программного обеспечения

    приобретение ЭОР

    осуществление мер, направленных на энергосбережение

6. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это влияет на улучшение их здоровья. С 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.

Соблюдаются гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса:

а) особое внимание уделяется недельному объему учебной нагрузки;

б) продолжительности перемен;

в) продолжительности выполнения домашних заданий;

В школе идет планомерная работа по укреплению здоровья школьников. Для занятий физкультурой приобретен спортивный инвентарь. Организована работа по оптимизации спортивно-оздоровительной работы с учащимися. Ежегодно и в период каникул работает пришкольный оздоровительный лагерь.

Традиционными стали такие мероприятия: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, месячник здоровья, конкурс на лучший спортивнй класс, самый здоровый класс, лучшего спортсмена, спортивные праздники, походы, массовые кроссы.

Подводя итоги можно сказать, что объем задач для нашей школы колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования.

Литература и интернет-ресурсы:

    Закон Российской Федерации `Об образовании`

    Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.
    Алексеев, С.В. Приоритетный национальный проект "Образование": к вопросу о некоторых проблемах педагогической инноватики и рискологии [Текст] / С. В. Алексеев // Петербургские педагоги в Приоритетном национальном проекте "Образование": опыт, достижения, проблемы / Ком. по образованию Правительства Санкт-Петербурга, С.-петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб.: СПб АППО, 2007. – С. 14-23.

    Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу [Текст] / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – C. 10-15.

    Белкин, А.С. Инновационные процессы в образовании [Текст] / А.С. Белкин, И.О. Вербицкая // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования: журн. теорет. и прикладных исслед. – 2007. – № 1(43). – C. 113-121. Центр развития инноваций Института гуманитарного образования

12. образовательный портал «Инновации в образовании»

Перспективные направления инновационной образовательной политики

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2016 году численность дошкольников в России составило порядка 6 млн. че-ловек, к сожалению, имеется тенденция уменьшения количества детей, уча-щихся в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Это является след-ствием, в первую очередь, уменьшения количества детских садов по всей России в связи с демографическим кризисом в 2000-е, однако в последние годы заметна тенденция прироста населения, а вот количество садиков по-всеместно уменьшается.

Анализируя качество дошкольного образования в России, можно сде-лать вывод, что органы федеральной и региональной власти тщательно ста-раются улучшать сложившуюся ситуацию, если сравнивать с образованием в 90-е, 2000-е, то образование качественно улучшилось, однако к уровню со-ветского дошкольного образования Россия пока не приблизилась.

Основными факторами, препятствующими достижению данной цели, являются, на мой взгляд:

Низкая заинтересованность молодежи в выборе дошкольной педагоги-ческой специальности, учитывая ее низкую престижность и малую заработ-ную плату. Согласно данным все того же Росстата средняя зарплата педаго-гов ДОУ по России в 2016 году составляла 16-17 тыс. руб., что ниже средней заработной платы по регионам. Есть, конечно, регионы-фавориты, такие как Москва со средней зарплатой педагогов ДОУ в 32000 руб. и Санкт- Петербург- 21000, но, учитывая более высокий уровень заработной платы в этих регионах, уровень обеспечения педагогов все равно ниже, чем у основ-ного количества населения. Учитывая высокий уровень ответственности, ко-торый лежит на педагоге ДОУ - такой уровень зарплат неприемлем. Если государство в ближайшее время не озаботится этим вопросом в сфере обра-зовательной политики, то количество педагогического состава так и будет уменьшаться, что приведет к закрытию еще большего количества садиков, это и актуально и для моего образовательного учреждения, где происходит постоянная потеря кадров, зачастую без своевременной замены, что крайне негативно сказывается на образовательном процессе, оставшиеся педагоги получают больше нагрузки, из-за чего их общая эффективность уменьшается.

Еще одним негативным фактором, сказывающимся на низком уровне образования в ДОУ является отсутствие конкуренции садиков между собой, учитывая огромные очереди в садики, ДОУ нет смысла заботиться о высоком уровне образования, детей к ним и так приведут, ведь выбора у родителей нет, либо в такие садики, либо никуда, а большинство родителей просто не могут позволить себе сидеть дома с ребенком, учитывая занятость на работе. Если увеличиться количество детских садов, уменьшатся очереди, рано или поздно они будут полностью ликвидированы, тогда садики будут макси-мально заинтересованы в повышении уровня предлагаемых воспитательных и образовательных услуг. Ведь от этого будет зависеть, наберет ли садик не-обходимое количество детей или нет.

Также крайне перспективным направлением инновационной образова-тельной политики в сфере дошкольного образования является увеличение количества грантовой поддержки ДОУ. Большинство садиков в современной России испытывают острую нехватку денежных средств для полноценного функционирования, из-за чего не могут предоставлять воспитательные и об-разовательные услуги в полном объеме. Однако просто выделить деньги на ДОУ было бы не логично, да и проблематично, учитывая экономический кризис в России, поэтому предлагается выделить определенную сумму денег на грантовую поддержку наиболее перспективных образовательных про-грамм, предлагаемых дошкольными образовательными учреждениями. Учи-тывая отсутствие инвестиций со стороны, садики максимально активизиру-ются, повысят образовательные и воспитательные стандарты, усилят взаимо-действие с детьми, начнут разработку новых современных образовательных программ. Лучшие из этих проектов получат грантовую поддержку на разви-тие, благодаря этого в ДОУ поступят денежные средства именно на развитие,а не просто так. При таком подходе денежные средства не будут похищены администрациями учреждений, что происходит довольно часто, анализируя количество возбужденных уголовных дел сотрудниками правоохранитель-ных органов в отношении педагогов и администраций ДОУ. В дополнение к этому направлению можно предложить региональные и федеральные кон-курсы профкомпетентности садиков между собой с денежными призами, ко-торые также послужат для улучшения состояния ДОУ. Это замотивирует са-дики не «сидеть ровно на месте», а активнее работать и получать новые ин-вестиции для развития.

Подводя итоги хотелось бы отметить, что дошкольное образование яв-ляется крайне важным направлением успешного развития России, поэтому оно постоянно требует модернизаций системы образования, что бы идти «в ногу со временем», это позволит создать здоровое и адекватное общество в ближайшем будущем, что крайне важно для нашей страны.

Список используемых источников

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г.-№
  • Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // «Российская газета» от 11 октября 2000 г. - № 196.
  • Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного обра-зования // Вестник Челябинского государственного педагогическо-го университета. - 2014. - № 4. - С. 23-32.
  • Лашкова Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы до-школьного образования // Концепт. - 2013. - № 2. - С. 1-5
  • Смолеусова Т.В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник Новосибир-ского государственного педагогического университета. - 2015. - №5.-С. 7-13
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики // Электронный ресурс. : http://www.gks.ru/ (Дата об-ращения: 13.02.2017)

Графова Татьяна Анатольевна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька"
Населённый пункт: поселок Белоомут городской округ Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Перспективные направления инновационной образовательной политики".
Дата публикации: 29.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Эссе «Перспективные направления инновационной

образовательной политики».

Обучение

является

фундаментальным

процессом

Федеральном

образовании

Российской

Федерации»

перечислены

основные

принципы

государственной

образовательной

политики.

модернизации

российской

образования является обеспечение современного качества образования на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства

Сейчас развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На

деятельность образовательных учреждений негативное воздействие

оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и

экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых

средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота

нормативной правовой базы в области образования; систематическое

неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин

возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший

дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того,

что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.

Образовательные учреждения вследствие отсутствия бюджетных средств на

оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг

отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений

Правительства Российской Федерации.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального

положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья

детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные

учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений

приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,

темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и

нового строительства.

Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней

дошкольного образования и начального общего образования, а также

начального общего и основного общего образования, появление

многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва

преемственности уровней общего образования и высшего профессионального

образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников

средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие

учебные заведения без дополнительной подготовки.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных

учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических

работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно

молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и

социального престижа профессии педагога, слабой социальной

защищенности педагогических и научно-педагогических работников

образовательных учреждений.

Таким образом, хочется подчеркнуть важность инноваций в образовании.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать

обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все

неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям.

Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие

привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают

обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать

инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных

потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к

тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое

сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается

процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно

подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.

Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания

гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно

постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых

образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения.

Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться,

искать варианты образования и развития детей. Воспитатель должен иметь

активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих

подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали

необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они

помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств

дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными

заведениями.

Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть

и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой

деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение

функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны

вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для

дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с

педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск

ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. В ходе

проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в

исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность

проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для

эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять

перспективы дальнейшего исследования в данной области.

ИКТ в профессиональном образовании в век научного прогресса стали

особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным

явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные

увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к

математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства

и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на

мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные

компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами

моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения.

Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить

программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом.

Единственным препятствием в применении ИКТ в дошкольных учреждениях

является недостаток денежных средств. Например, у нас в детском саду

компьютер есть только в кабинете заведующего.

В детских садах сейчас вводятся различные методики. Например, методика

личностно-ориентированного развития предполагает создание условий для

формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного

подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть

специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения:

«Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество» и т.д.

Игровые методики в ДУ являются настоящим фундаментом современного

дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность

малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными

жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых

играми: обучающая, познавательная, развивающая.

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный

процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие

серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был

разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все

нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении

современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их

наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки,

проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с

психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только

родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-

двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные

учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Но, для того, чтобы в наш детски сад (и подобных нашему) принять детей с

ограниченными возможностями, необходимо полностью его

реконструировать, так как сад существует с 1957 года и не предназначен для

таких детей.

Таким образом, педагогические инновации, внедряемые в образовательных

учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный

заказ: воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданской

ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.

Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских

садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств,

коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого

государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных

работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского

образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут

инновации и денежные вливания.