По уши в огэ обособленные обстоятельства

Теоретический минимум по теме

«Обособленные члены предложения»

У этого задания, пожалуй, самый большой багаж в плане теории. Обособленными могут быть определения (согласованные, несогласованные, приложения), обстоятельства, дополнения. И для каждого свои правила.

Давайте для начала разберёмся с понятием «обособление».

Обособление.

Для чего внутри предложения ставить знаки препинания? Понятно, в конце: они показывают интонацию, эмоциональную окраску. Но зачем внутри? Оказывается, причин только две. Что-то надо разделить или выделить.

Вдумайтесь в смысл слов «знак препинания». Видите — «знак». Как и дорожные знаки, они предупреждают. Есть знаки, которые разделяют (запятая, точка, тире, двоеточие). Как знак границы населённого пункта: всё, за чертой город заканчивается. А в тексте запятая или точка говорят: всё, за чертой предложение заканчивается. Другие знаки выделяют (кавычки, скобки, две запятые, два тире). Такие знаки всегда парные (кроме тех случаев, когда вторую запятую не поставишь из-за того, что предложение закончилось и ставить надо точку). Первый знак показывает границу начала выделения, второй — его окончания. Выделяют они названия, вводные слова, обращения, обороты, сравнения. Выделяют словно специальным маркером. Цель выделения одна: показать, что слова эти в предложении особые .

Итак, выделение слов в предложении знаками препинания и называется обособлением. То есть первое, что надо сделать при поиске обособленных членов предложения, — найти часть предложения, выделенную запятыми. Проверьте, на самом ли деле она выделенная запятыми или запятая здесь разделительная . А разделять она может предложения и однородные члены (перечисление).

Теперь, когда вы нашли всё то, что обособляется, необходимо научиться различать члены предложения.

Определение .

Отвечает на вопросы «какой?» и подобные. Например: Уставшие после долгой дороги, путники устроились на ночлег в пустой пещере . Запятая показывает, что обособленное определение закончилось.

Такие определения легко находить. Они называются согласованными. Но есть и другие виды: несогласованные и приложения.

К ним, конечно, можно задать вопрос «какой?», но с небольшой натяжкой. Дело в том, что определения эти выражены существительными. Зашёл высокий старик, с густой белой бородой, в огромной шляпе . Здесь первая запятая начинает обособление несогласованного определения, вторая завершает его и одновременно начинает обособление второго несогласованного определения.

Приложение даёт второе название предмету, лицу, явлению. Особенностью приложений является то, что они могут обособляться также с помощью двойного тире. Конечно, выделяются они и кавычками, но обособлением это считать не принято. Гэндальф Серый — тот высокий старик с бородой — удобно расположился в кресле, приготовившись к долгой беседе . Двумя тире здесь обособляется приложение.

Дополнение.

Будет выделяться в одном случае: если рядом есть предлоги, похожие по смыслу на «кроме» или «вместо». То есть, когда что-то сужают или, наоборот, расширяют. Кроме Гэндальфа, пришло несколько гномов . Попробуйте заменить предлог кроме на любое другое сочетание. Сколько у вас получится? Больше, чем у меня?

Помимо, наряду с, включая, сверх, не считая

Обстоятельство.

Отвечает на вопросы «как?», «где?», «когда?» и прочие, показывающие то, как совершается действие. Но чаще обособленные обстоятельства являются деепричастными оборотами, то есть отвечают на вопросы «что делая?», «что сделав?» и обозначают добавочное действие. Например: Не заметив на камине записку, Бильбо решил, что гномы ушли в поход без него . Первая запятая показывает границу, где заканчивается обособленное обстоятельство.

Редкие случаи : 1) с предлогами, которые произошли из других частей речи (несмотря на, вопреки, по причине и другие подобные).

2) сравнение с союзами, легко заменяющимися на «как».

3) уточняющие обстоятельства, которые раскрывают содержание первого обстоятельства (Вчера, в семь часов вечера , начался большой праздник в Шире, на Круче .)

Давайте разберём несколько примеров из главы «Долгожданное угощение» романа «Братство кольца» Д.Толкиена и попробуем объяснить, зачем здесь стоят знаки препинания.

Старшим из них и любимцем Бильбо был рано осиротевший Фродо Торбинс,
сын его троюродного брата с отцовской стороны и двоюродной сестры — с
материнской .

Запятая и тире. Первый знак показывает начало обособления. Что же это такое? Запятая стоит после слов «Фродо Торбинс», содержание обособленного члена показывает, кем был Фродо, даёт ему второе название, а значит перед нами обособленное приложение. Заканчивается оно в конце предложения точкой. Тире означает пропущенное слово «стороны».

Теперь он и сам состарился, стал тяжел на подъем, и работу за него почти всю справлял его младшенький, Сэм Скромби.

Первая запятая — перечисление действий (однородные сказуемые); вторая запятая — конец предложения, начало второго предложения; третья запятая — обособление. Перед нами то, как по-другому можно было назвать младшенького, пояснение, а значит, вновь обособленное приложение.

А господин Бильбо тут и нагрянул: ведет пони, груженного здоровенными мешками и парой сундуков.

Двоеточие показывает конец предложения, начало второго предложения; запятая — начало обособления. Задаём вопрос и понимаем, что перед нами согласованное определение (пони какого?). Точка завершает второе предложение и обособление.

— И повторить могу, если кто не расслышал, — прибавил он, взглянув на чужака и на мельника.

Тире показывает начало прямой речи, запятая и тире показывают завершение прямой речи и возвращение к речи авторской. Следующая запятая — начало обособления. Задаём вопрос и понимаем, что перед нами обособленное обстоятельство (прибавил, что сделав?)

Таким образом, проверяя каждый знак с точки зрения его роли очень легко найти обособленные члены предложения. Можете приступать к самопроверке. Желаю успехов!

ОГЭ: Задание 9 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, глава 7 «У Тома Бомбадила», пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

"(1) И он осекся, сам себе удивляясь. (2) А Золотинка рассмеялась. (3) - Добро пожаловать! - сказала она. (4) - Вот не знала, что в Хоббитании живут такие речистые хоббиты. (5) Но ты, верно, дружен с эльфами: у тебя такие ясные глаза и звонкий голос. (6) Как хорошо, что вы до нас добрались! (7) Ну, рассаживайтесь, хозяин сейчас придет, только задаст корму лошадкам - они ведь устали не меньше вашего"

Пояснение к вопросу 1:

"Сам себе удивляясь" - деепричастный оборот

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

"(1) - Прекрасная госпожа! - снова заговорил Фродо. (2) - Может, это и глупый вопрос, но все-таки скажите, кто такой Том Бомбадил? (3) - Он такой и есть, - отозвалась Золотинка, с улыбкой обернувшись к нему. (4) Фродо вопросительно взглянул на нее. (5) - Ну да, вот такой, как предстал пред вами, - ответила она на его вопросительный взгляд. (6) - Он здесь всюду хозяин: ему подвластны леса и воды, холмы и долы".

Пояснение к вопросу 2:

"С улыбкой обернувшись к нему" - деепричастный оборот

"(1) Том расхаживал по комнате, прищелкивая, как скворец. (2) Заслышав, что они проснулись, он хлопнул в ладоши и воскликнул: "Эй! Пой! Веселись! Пой во весь голос!" (3) Потом раздвинул желтые занавеси, и свет хлынул в широкие окна с запада и востока. (4) Они радостно вскочили. (5) Фродо подбежал к восточному окну и поглядел на задний двор, весь мутно-серый от росы" .

Пояснение к вопросу 3:

"Весь мутно-серый от росы" - распространённое определение после главного слова

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

"(1) С этими словами он задул лампаду и, взявши в руки по свече, проводил их в спальню. (2) Тюфяки и подушки были мягче мягкого; хоббиты задернули пологи, укутались в белые шерстяные одеяла и мгновенно уснули. (3) Тяжелый сон отуманил Фродо. (4) Ему грезилось, будто встает молодая луна и в ее бледном свете перед ним возникает мрачная высокая скала, прорезанная аркой. (5) Потом его словно подняли ввысь, и он увидел не скалу, а скопище скал: темная равнина, зубчатая ограда, черная башня, а на ней кто-то стоит".

Пояснение к вопросу 4:

"Прорезанная аркой" - причастный оборот

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

" (1) Робко вступили они в покой, неловко и низко кланяясь, точно постучались, чтобы попросить напиться, в обычный дом у дороги, а им отворила прекрасная эльфийская дева в цветочном уборе. (2) Но они и слова не успели вымолвить, как она перепрыгнула через лилии и, смеясь, устремилась к ним, и платье ее прошелестело, точно прибрежный камыш, шелохнутый ветерком. (3) - Смелее, милые друзья! - сказала она. (4) - Смейтесь, веселитесь! (5) Я - Золотинка, речная царевна" .

Пояснение к вопросу 5:

"Речная царевна" - пояснение к имени Золотинка

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

"(1) Дверь распахнулась, и вошел Том Бомбадил. (2) Он был без шляпы, его пышные курчавые волосы венчала корона из желто-алых листьев. (3) Том рассмеялся, подошел к Золотинке и взял ее под руку. (4) - Вот она, моя хозяйка, в изумрудном блеске! - сказал он хоббитам. (5) - Вся в зеленом серебре и звездистых искрах!"

Пояснение к вопросу 6:

"Моя хозяйка" - пояснение к слову "она"

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

"(1) - Прекрасная госпожа Золотинка! - промолвил наконец Фродо, охваченный непонятным ликованием. (2) Бывало, он обмирал от восторга, внимая чарующим эльфийским голосам, но тут волшебство было совсем другое, и восторг не теснил ему грудь, а согревал сердце; чудесное не было чуждым. - (3) Прекраснейшая госпожа! - повторил он. - (4) Мне вдруг стала внятной таинственная отрада ваших песен" .

Задание № 9 формулируется приблизительно так:

Это задание и сложное, и простое одновременно. Сложное, потому что тема « обособленные члены предложения»– одна из самых больших по объёму. Простая, так как вам не нужно расставлять знаки препинания, а просто необходимо найти предложение с обособленными членами и указать его номер.

Весь теоретический материал по обособленным членам предложения (что это такое, какими они бывают, случаи их обособления и т.д.) можно найти на данном сайте

Я предлагаю алгоритм ответа, чтобы облегчить поиск предложений с обособленными членами.

Как найти предложение с обособленными членами

    Обособленные члены предложения - это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания.

    Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом.

    Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

    Обособленное определение находим следующим образом: оно должно отвечать на вопросы определения (какой? и др), быть выражено причастным оборотом, прилагательным с зависимыми словами, одиночными или однородными определениями.

Примеры.

Девочка, так увлечённо читающая книгу , привлекал внимание окружающих.

(Обособленное определение выражено причастным оборотом).

Радостные , они не замечали усталости.(Одиночное обособленное определение)

Радостные и восторженные , они не замечали усталости.(Однородные обособленные определения).

Путешествие, увлекательное с самого начала, оставалось таковым до конца.

(Обособленное определение, выраженное прилагательными с зависимыми словами).

    Теперь разберёмся, как найти обособленное приложение.

Нужно помнить, что приложение – определение, выраженное существительным. Значит, в обороте, который вы нашли, обязательно главным словом должно быть имя существительное.

Если в предложении есть тире , то обратите на него особое внимание, потому что приложение часто обособляется тире.

Помните, что приложение - определение, поэтому тоже отвечает на вопросы какой? и др.

Примеры.

ОН, человек стеснительный , весь вечер просидел в стороне.

Астрахань - великое рыбное царство - предстала перед его взором.

    Как найти предложение с обособленным обстоятельством ?

Сначала вспомните вопросы обстоятельства (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)

Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.

Примеры.

Он, собрав остаток сил , продолжал идти вперёд.

Он рассказывал, улыбаясь .

Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др.

Примеры.

Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих .

Благодаря поддержке родителей , он смог справиться с данной задачей.

    Обособленные дополнения в заданиях предлагаются редко, но и их нужно уметь видеть в тексте. Как определить, что данный обособленный член - дополнение?

Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей.

Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить: кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др.

Примеры.

Здесь, за малым исключением , собрались люди, хорошо знающие друг друга.

Настроение, сверх обыкновения , было просто замечательное.

    Часто в задании нужно не просто найти определённый обособленный член предложения, а однородные обособленные члены . Это сделать вовсе не трудно. Просто обособленных членов должно быть сразу два (редко - три), они стоят всегда рядом или идут друг за другом. Если между ними есть союз И , то тогда по правилу постановки знаков препинания при однородных членах между оборотами запятой не будет, только перед и после них.

Примеры.

Игрушки, сделанные ребятами и бережно расставленные ими на столах , украсили вставку.(Здесь два обособленных однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединённые союзом И, поэтому между ними нет запятой).

Задание 9 ОГЭ по русскому языку построено на работе с обособленными членами предложения. Очень важны знания пунктуации. Цель - проверить умение учащихся видеть осложнённое предложение, а также отличать, чем оно осложнено.

Как подготовиться

Чтобы с успехом пройти испытания и получить хороший балл, придется как следует изучить теорию. Вы не должны путаться в терминологии. Нужно понять, что такое обособленные и однородные члены предложения, что такое осложненное предложение, и какие виды осложнения существуют. Поймите разницу между дополнениями, определениями и обстоятельствами.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку может иметь несколько вариантов. Например, будет нужно найти среди нескольких предложений одно, с обособленными однородными определениями и написать его номер. Или отыскать среди нескольких предложений одно, с обособленным приложением. После чего также указать его порядковый номер.

Не переживать и тренироваться

Варианты ОГЭ лишь кажутся сложными, главное - хорошо знать теорию и не волноваться. Внимательно читайте текст, вспоминайте правила, ищите правильный ответ и отмечайте его в билете. Для самостоятельной подготовки можно использовать имеющие в сети варианты решений с подробным разбором, это значительно облегчит подготовку и сделает испытания простыми и совсем не страшными, позволит не только лучше усвоить материал, но и почувствовать атмосферу настоящего экзамена.

Все вопросы по русскому языку разработаны федеральным институтом педагогических измерений и полностью соответствуют школьной программе. Время, отведенное на решение билета, составляет 235 минут.

Чтобы хорошо подготовиться и не испытывать проблем на экзамене, изучайте предложенные варианты заданий, серьезно отнеситесь к своим пробелам и уделите им больше внимания.

Обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства

Согласованные определения (прилагательное, причастие)

Несогласованные определения (существительное с предлогом)

(при изменении главное, зависимое слово не изменяется)

Обособленные приложения.

Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным)

(при изменении изменяется вместе с главным словом)

Выраженные деепричастием

Выраженные существительным с предлогами

1. Относится к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не ссорились.

2. Находятся после определяемого слова

Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи)

Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули.

1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

2.Относится к личному местоимению

Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям.

1. Относится к личному местоимению

Я , как истинный друг , не мог бросить его.

2.Находятся после определяемого слова

Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО)

Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса.

Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков.

1.Независимо от места нахождения.

Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

Бежал ручей, сверкая и журча.

2.Не обособляется деепричастие в роли наречия

Он читал лежа.

3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом.

Он бежал сломя голову.

ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО

Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы.

Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз.

Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Читаем внимательно все предложения.
  2. Анализируем постановку знаков препинания.
  3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
  4. Определяем характер осложнения в предложении

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.