Понятийный словарь

Понятийный словарь учителя.

Авторитет учителя - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учителя - перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось. Спецификация авторитета - признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в качестве авторитета.

Информация - общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Один из видов ресурсов, используемых в научной, производственной деятельности и в быту. В зависимости от содержания, способа получения, характера и других параметров информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и т.д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на первичную (или входную), производную (промежуточную) и выходную; на осведомляющую и управляющую; на полную и выбо­рочную; на избыточную и недостаточную; на полезную и ложную; на оперативную и ретроспективную; на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. Регистрация, накопле­ние, хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуще­ствляются с помощью магнитных лент, дискет, микрофиш, перфокарт и дру­гих материальных средств (носителей информации).

Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информа­цией различных групп пользователей.

Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользо­вателей (учителей, научных сотрудников, руководителей науч­ных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей.

База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная.

Информационный запрос - сформулированное на естественном языке со­общение о потребности абонента получить определенную инфор­мацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты об­ращения в систему все запросы делятся на по­стоянные и разовые.

Информационные потребности учителя – потребности учителя в полу­чении информации, необходимой для повышения уровня своей про­фессиональ­ной подготовки, пополнения и постоянного совершенствова­ния знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции.

Информационные потребности учителя имеют общественное значение, по­скольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя форми­руются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая дея­тельность.

Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без зна­ния кото­рых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хо­рошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он пре­подает, на высоком профессиональном уровне орга­низовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, разви­вать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения.

Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается вос­питателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учите­ля возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значи­тельно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессио­нальных и общественных обя­занностей, между производственной и непроизвод­ственной сферой деятельности, работой и свободным временем.

Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потреб­ности. Педагоги - работники школ и групп продленного дня - нуж­даются в до­полнительной информации, касающейся методики воспитатель­ной работы. Имеют свою специфику информационные потребности моло­дых учителей, кото­рые только начинают работу в школе.

Информационный центр педагогических источников (eric ) - создан в 1966 г. в США. В основу организации положен децент­рализованный подход.

Сайт – набор Web-страниц, составляющих единое целое (посвященных какой-либо одной тематике, либо принадлежащих одному и тому же автору), как правило, размещенных на одном и том же сервере, имеющих одно и то же доменное имя и связанных между собой перекрестными ссылками

Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ – это суммативная образовательная система, включающая цели, содержание, средства, формы и методы обучения, воспитания и развития школьников, студентов, учителей на этапах допрофессионального, базового профессионального и послепрофессионального образования, включая самосовершенствование личности

Система тестового педагогического контроля знаний, умений и навыков – совокупность педагогических, методических, технических, организационных и кадровых ресурсов, задействованных в педагогическом тестовом контроле

Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов – установление в рамках организаций сферы общего среднего образования единых норм и требований, предъявляемых: к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области); к сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных линий изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области)

Сценарий электронного издания учебного назначения – детальный план взаимодействия электронного издания с пользователем, содержащий точную разбивку на отдельные структурные компоненты, включающий описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных компонент

Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ).

Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера.

Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией.

Информационное обеспечение системы образования - информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими пря­мую и обратную связь системы образования с другими общественными системами.

Информационные потребности работников образования - осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования.

Адаптация социальная – 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; Адаптация к школе - перестройка познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

Акцентуация характера (лат. accentus - ударение) чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к оп­ределенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и т.д.).

Валеология - «наука о генетических, физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды» - Г.А.Кураев(1996).

Девиантное поведение - система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают патогенную, психическую, социальную Д. детей и подростков.

Дети и подростки «группы риска» - дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы, детского сада и т.п.)

Здоровье - «совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей» - Хрипкова А.Г.

Здоровье - «совокупность физических и духовных качеств человека, обеспечивающих полноценное выполнение основных биологических и социальных функций» - Петленко В.П..

Здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков - всемирная организация здравоохранения.

Здоровьесберегающие технологии - «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников». М.М. Безруких, 2002.

Качество жизни – характеристика положения человека в различных социальных системах, выражающая степень его социальной свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для личностного развития, содержание культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья.

Наркомания - болезненное влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций организма.

Педагогический криз - спад профессиональной активности, при котором возникает тяжелая неудовлетворенность своим трудом, несмотря на значительный положительный опыт работы.

Профессиональное здоровье учителя - «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности». Митина Л.М.

Самовнушение – процесс внушения, адресованный самому себе. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управлять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и соматическими реакциями.

Суицид- акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Устойчивость психическая - способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе стрессовых, ситуациях.

Утомление - частичная или полная утрата работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Различают две группы компонентов педагогической техники:
- умение управлять собой;
- умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

В Рос. Федерации высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО -вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности.

Авторитарные методы обучения позволяют передать информацию от одного субъекта (преподавателя) к другому (обучающемуся), а коммуникативные процессы сообщения и получения информации при этом выступают только средством, оставляя одну из сторон обучения пассивной (обучающегося).

Коммуникативные методы обучения обеспечивают активное взаимодействие субъектов на основе усвоения знаний через осознанный опыт и понимание. Научиться чему-либо, усвоить накопленные человечеством знания, освоить ту или иную практическую деятельность студент способен только через собственную, самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность – учение.

Разумное сочетание авторитарных и коммуникативных методов обучения, а также соответствующих им средств и форм обучения позволяет выделить четыре модели обучения: авторитарное, самообучение, интерактивное и диалогическое самообучение.

Авторитарное обучение – модель обучения, в которой главной, ведущей является деятельность преподавателя, а ведомой, пассивной – собственная учебная деятельность субъекта учения – обучающегося. Типичным примером авторитарного обучения является лекционное занятие в его обычном варианте и доклады, т. е. прямая, преимущественно од­нонаправленная передача пре­подавателем систематизированной информации обучающимся. Эта модель обучения предназначена для предварительной ориентации обучающихся в целях и содержании предстоящего об учения, пробуждения интереса к последующей активности обучающихся к учению, т. е. к их собственной, самостоятельной учебной работе.

Самообучение – модель обучения, в котором собственная, самостоятельная самоуправляемая учебная деятельность обучающегося является главной, ведущей, а деятельность преподавателя – содействующей, способствующей эффективному обучению. Требования к уровню познавательной активности обучающихся, к их умениям в организации и управлении своей самостоятельной работой высоки. Обучающиеся с внутренним локусом контроля вполне успешно могут справиться с освоением учебного материала. Такая модель традиционно реализовалась в заочных формах обучения, которые показали довольно низкую эффективность самообучения. В настоящее время развитие дистанционных форм обучения на основе виртуального общения через Интернет и интерактивных телевизионных видеокурсов позволяет отчасти восполнить указанные недостатки самообучения.

Интерактивное самообучение – модель обучения, в которой осуществляется постоянное взаимодействие преподавателя и обучающихся в течение всего процесса обучения, реализуется постоянный мониторинг учебной деятельности обучающегося, целенаправленный распределенный текущий контроль. В интерактивном обучении, по сравнению с традиционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, задача же преподавателя – управление процессом обучения и развития, организация взаимодейс твия обучающихся, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных ситуаций.

Диалогическое самообучение – модель самообучения, основанная на прямом, индивидуализированном, двухстороннем взаимодействии преподавателя и обучающегося. В этом случае приоритетным является учение (собственная самостоятельная учебная деятельность обучающегося) перед преподаванием, которое выступает в форме консультаций.

Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий) – наука, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует методы и организационные формы обучения.

2. Формы учебных занятий

2.1. Урок
2.2. Лекция
2.3. Семинар
2.4. Групповые формы занятий
2.5. Деловая игра
2.6. Практикум
2.7. Олимпиада
2.8. Экскурсия
2.9. Кружки, мастерские, студии
2.10. Защита творческих работ
2.11. Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Методы продуктивного обучения

4.1. Когнитивные методы обучения
4.2. Креативные методы обучения
4.3. Методы организации учения
4.4. Мозговой штурм
4.5. Метод проектов

5. Приемы обучения

5.1. Дирижируем уроком
5.2. Соуправление классом
5.3. Способы повышения интереса
5.4. Приемы обучения с помощью органов чувств
5.5. Приемы конструирования вопросов
5.6. Приемы сочинительства
5.7. Прием "Найди ошибки"
5.8. Подготовка учеников к докладам
5.9. Иллюстрирование тетрадей
5.10. Технология "Пластилин"
5.11. Технология "Коллаж"
5.12. Технология "Диспут"
5.13. Технология "Дебаты"
5.14. Игры-тренинги
5.15. Способы повторения
5.16. Устный опрос
5.17. Письменный контроль
5.18. Взаимоопрос по цепочке
5.19. Виды домашних заданий

Форма – способ организации деятельности по обучению. Конкретная форма основывается на определенном методе.

Метод показывает, каким образом организуется взаимодействие учителя и обучаемого при решении задач обучения.

Рассмотрим некоторые формы проведения обучения:

Урок характеризуется постоянным составом учеников, определенным временем и местом проведения занятий, работой всех учеников над одним и тем же материалом. В зависимости от решаемых задач структура урока и его методика может быть самой разнообразной. Однако можно выделить основные виды уроков:

- лекции – это просто изложение учителем определенной темы;

- лабораторные или практические занятия посвящены выполнению каких-либо работ либо опытам для получения навыков практической работы;

- уроки проверки обычно являются контрольными работами;

- комбинированные уроки наиболее распространены и проводятся по схеме: повторение пройденного - освоение нового материала. решение задач - выдача домашнего задания.

Факультативные занятия – это дополнительные занятие для особо успевающих учеников либо подтягивания отстающих.

Для организации экскурсий класс выводится непосредственно с к объектами изучения.

Домашняя работа – характеризуется самостоятельной работой ученика.

Внеклассная работа: включает в себя все виды обучения во внеклассное время (олимпиады, конкурсы и т.д.)

Любая из форм может основываться на множестве видов обучения. Мы рассмотрим три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение.

Педагогика »-слово греческого происхождения буквально оно переводится как «деторождение», «дет вождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обучение», «образование».

процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

Сторонники второй , биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3. И. Васильева, Л. И. Новикова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах). Семейное воспитание - это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики (Делез Ж. Фуко. М. 1998).

Типы семейного воспитания : «ежовые рукавицы», Гиперопека, гипоопека, высокая моральная ответственность, культ болезни, кумир семьи.

смысл понятия педагогической технологии : "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели". В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. , Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. образовательных технологий , В. Гузеев, докт. пед. наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются:

    укрупнение дидактических единиц ;

    планирование результатов обучения и дифференциация образования ;

    психологизация образовательного процесса ;

    компьютеризация .

предметно-ориентированных технологий , построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала

В технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, В. Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко).

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Гарницкая); На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей у чебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) основывается на следующих положениях: главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения и счета является недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; должна быть преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

    универсальные , т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;

    ограниченные - для нескольких предметов или областей;

    специфические - для одного-двух предметов.

Классификация технологий :

По ведущему фактору психического развития;

По ориентации на личностные структуры;

По характеру содержания образования;

По организационным формам;

По отношению к ребёнку;

По преобладающему методу;

По типу управления познавательной деятельностью

Технология «Интеллект » - это повышение эффективности учебной деятельности

Логинов Е.А., Рязанова И.В.

КРАТКИЙ ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ

для студентов заочной формы обучения

юридического факультета

Логинов Е.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП,

Рязанова И.В., преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП.

Рецензенты :

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП;

Широкалова Г.С., доктор социологических наук, профессор

Краткий понятийный словарь по профессиональной этике для студентов заочной формы обучения:Учебно-практическое пособие. – Нижний Новгород: Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2009. – 88 с.

Словарь раскрывает смысл основных этических понятий и терминов, предназначен для студентов заочной формы обучения юридического факультета.

Учебно-практическое пособие одобрено кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия (протокол № __ от _________ 2009 г.).

© ПФ РАП, 2009.

© Логинов Е.А., Рязанова И.В., 2009.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Словарь включает более 300 статей с краткой характеристикой и толкованием (определением) понятий и терминов этики и морали, используемых при изучении и решении проблем, в сфере деятельности специалистов юридического профиля.

Большая часть словаря представлена понятиями и категориями общей этики. Кроме того, словарь содержит термины и понятия, отражающие предусмотренные законом процессуальные действия в отношении лиц, нарушающих правопорядок и законность.

Словарь адресован, прежде всего, студенческой аудитории осваивающей материал учебных дисциплин гуманитарного цикла, а также практическим работникам системы правоохранительных органов: суда, прокуратуры, следствия, ОВД и др.

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus – безусловный) – понятие, обозначающее высшее начало бытия.

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutus – безусловный) – принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия толкуются как неизменные и вечные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), которые не связаны с социальными условиями жизни людей, с их потребностями и законами общественного развития. Очень часто ведет к догматизму и ригоризму.

АБСУРД (от лат. absurdus – фальшиво звучащий) – бессмысленный, противоречивый, неразумный. Термин применяется
с 40-х годов XIX в. в философии и эстетике. В философии экзистенциализма используется для характеристики положения
человека в обществе.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. autoritas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, которая проявляется в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен авторитаризм для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля Бога.

АВТОНОМИЯ – определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности.

АГРЕССИВНОСТЬ (от лат. aggressio – агрессия) – способность человека совершать насильственные действия; характеристика человеческого поведения, связанного с разрушительностью. Обычно противопоставляется миролюбию.

АГРЕССИЯ – мотивированное разрушительное поведение, импульс или намерение, которое рождает психологический дискомфорт и наносит ущерб людям.

АДВОКАТ – юрист, оказывающий профессиональную правовую
помощь физическим и юридическим лицам, посредством консультаций, представительства их интересов в суде, и защиту обвиняемого.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственность, менее строгая, чем уголовная ответственность.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА (англ. administer – управлять; administration – администрация; правительство) – вид профессиональной этики; наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организации; адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы, местного самоуправления сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, мотивирующих поведение служащих, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также местного самоуправления.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность + logos – слово) – философское учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса.

АЛИБИ – факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места преступления в момент его совершения, установленный доказательным присутствием его в это время в другом месте.

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter – другой ) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других людей.

АМНИСТИЯ – полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или от наказания неопределенного круга лиц, совершивших преступление, либо замена наказания более мягким, либо сокращение его срока, либо снятие судимости с лиц, его отбывших.

АМОРАЛИЗМ (ИММОРАЛИЗМ) (от греч. а – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других людей. К аморализму следует отнести также признание законным использование любых, в т. ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей, в частности изуверства, демагогий; отрицание морали, отказ от нравственных принципов, совести и чести, оправдание и проповедь человеконенавистничества; отрицание общепринятых норм и ценностей.

АНТРОПОЛОГИЯ – философская дисциплина, изучающая человека в его сущностных проявлениях (природа, происхождение, предназначение, способности) и обращенная на познание того, «что есть человек». Термин предложен Кантом (1781).

АПАТИЯ (от греч. apatheia – бесстрастие) – одно из главных понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума. Исключая «страсть», влияющую на правильность суждений, привносящую субъективный момент, предвзятость в мышление апатия, с точки зрения стоиков, помогает размышлениям.

АПЕЛЛЯЦИЯ – 1) одна из форм обжалования судебного постановления, путем обращения к вышестоящему суду с целью пересмотра решения или приговора нижестоящего суда; 2) жалоба в вышестоящий суд, в которой мотивированно излагается ходатайство об исправлении или отмене акта нижестоящего суда.

АРБИТРАЖ – разрешение экономических и трудовых споров избранным (назначенным) сторонами третейским судом, а также одно из названий последнего. Упразднена в связи с созданием системы арбитражных судов.

АРЕСТ – 1) в уголовно-процессуальном праве мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого; 2) вид наказания; содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев; 3) самая строгая мера административного взыскания в законодательстве РФ; мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная дисциплинарными уставами армии и органов внутренних дел.

АСКЕТИЗМ (греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – моральный принцип, который предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижений каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения; физические и психогигиенические правила, которые направлены на то, чтобы удержать человека от слабостей (гурманства, лености, сладострастия), на укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания.

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia – невозмутимость) – категория древнегреческой этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к атараксии, дающей условия для непредвзятых размышлений.

АФФЕКТ (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижения самоконтроля; бурная кратковременная эмоция (например, гнев, ужас, ревность), которая возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель. В состоянии аффекта чувства обострены, активно обнаруживают себя, мышление ослабляется. Аффекты отличаются от страсти меньшей длительностью, незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной. Страсть порождает аффекты.

БЕСКОРЫСТИЕ – в общепринятом значении – человеческое переживание, в основе которого нет эгоизма и выгоды.

БЕССМЕРТИЕ – психологическое увековечение жизни, существование личности или души после смерти.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.

БИОФИЛ (от греч. bios – жизнь и phileo – люблю) – человек, испытывающий трепетное, благоговейное отношение к жизни.

БИОЭТИКА – наука и область междисциплинарных исследований, которые изучают гуманистические и нравственные основы отношений между человеком и природой. Она рассматривает общественные проблемы, связанные с системой здравоохранения, профессиональные проблемы, проблемы отношения человека и природы. Исходными принципами биоэтики являются неотчуждаемые права и уважение человека в основе отношений медика и пациента.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – одно из распространенных психологических направлений; психология поведения, которая считает поступок, действие главным предметом психологии.

БЛАГО – совершенство, свойственное самой природе субъекта. Можно говорить о благе физическом, моральном. В этике благо рассматривается в качестве цели, с достижением которой человек соотносит свои действия. Платон называл благо неким трехосновным единством истины, добра и красоты.

БЛАГОДАРНОСТЬ – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Благодарность является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей.

БЛАГОДЕЯНИЕ (ДОБРОДЕЯНИЕ) – действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Иногда понятию «Благодеяние» придается общесоциальный, а понятию «добродеяние» – специфически моральный смысл (по аналогии с понятиями «благо» и добро»). В этом случае под благодеянием понимается действие (обычно намеренное), объективный результат, последствия которого отвечают интересам людей, полезны для общества. Под добродеянием же понимается поступок, отвечающий требованиям нравственности и совершенный сознательно по моральным мотивам (во имя высоких идеалов, интересов человека или общества).

БЛАГОРОДСТВО – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

БЛАЖЕНСТВО – состояние человеческой завершенности, когда человек преодолевает зависимость от страстей и достигает власти над собой. Оно состоит в преодолении круга перерождений жизни и смерти – сансары, так как каждое новое перерождение несет новые страдания.

БУДДИЗМ (санскрит buddha – просветленный) – мировая религия, возникшая в 6 в. до н.э. в Индии и названная по имени своего мнимого основателя – легендарного Будды; буддизм получил распространение в Китае, Японии и других странах Востока. Физическая смерть, по представлениям буддистов, не прекращает существования, т.к. умерший возраждается в другом человеке, божестве, животном и т.д., такое перерождение, согласно этическому учению буддизма, не благо, а зло, ибо бытие в любой его форме – страдание. Перестать перерождаться, учит буддизм, может только тот, кто смиренно и покорно будет переносить любые мучения, порвет все свои земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремления, желания. Одно из важнейших моральных требований буддизма – соблюдение «ахинсы», т. е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, воздержание от «ответа злом на зло».

БЫТИЕ – философское понятие, выражающее основы мира.

ВЕЖЛИВОСТЬ – элементарное требование культуры поведения; моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

ВЕЛИКОДУШИЕ – положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие, например, такие, случаи проявления гуманности: самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.
В христианской морали великодушие понимается как всепрощение.
Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

ВЕРА – человеческая потребность воспринимать события такими, какими их хочется видеть; способность оценивать реальность из глубин человеческого существа.

ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем.

ВЕРНОСТЬ – моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения; означает неизменную приверженность делу общества, класса, партии, общественному движению; неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с другими людьми, с которыми данная личность связана узами дружбы, любви, брака.

ВЕРОЛОМСТВО – отрицательное моральное качество, характеризующие коварные злоумышленные действия, сознательный обман чужого доверия или вопиющее нарушение принятых обязательств (вероломство буквально означает ломать веру). Как вероломство обычно оцениваются следующие действия: преднамеренное нарушение верности обещанию, соглашению или молчаливо подразумеваемым обязательствам, которые вытекают из взаимоотношений солидарности, дружбы, любви (измена, предательство); клевета, ложный донос на другого человека, диктуемый завистью, ненавистью и стремлением использовать себе в выгоду несчастье другого; клятвопреступление, принесение клятвы с намерением нарушить ее в дальнейшем.

ВЗАИМОПОМОЩЬ – отношения между людьми в коллективе (личность и коллектив), возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Взаимопомощь вытекает из самого характера человеческого труда, который может быть только общественным, требует объединения усилий многих людей.

ВИНА – это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой, перед обществом или перед Богом. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для назначения ему наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение (санкция, поощрение и наказание).

ВЕРДИКТ – решение судьи (либо коллегии присяжных заседателей) по поставленной перед ним (ней) вопросам, включая основной, – о виновности подсудимого (в уголовном процессе).

ВЗЫСКАНИЕ – мера ответственности за совершение правонарушение. В КоАП предусмотрены следующие взыскания: а) предупреждение; б) штраф; в) конфискация; г) исправительные работы; д) арест; е) выдворение и другие.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА – начальная стадия процесса, в котором прокурор, следователь или орган дознания, рассмотрев полученные сведенья о совершенном или готовящемся преступлении (правонарушении), устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по данному делу.

ВОЗДАЯНИЕ – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА – компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда. Ответственное за вред лицо должно возместить его или компенсировать причиненные убытки.

ВОЛЯ – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas – воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких либо социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. Волюнтаризм – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения волюнтаризм. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму.

ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ – акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определённой системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Субъектом морального выбора может быть индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; общество в целом.

ВЫДЕРЖКА – моральное качество, в котором находят конкретное проявление определённые стороны самообладания; включает: умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость); способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию со стороны открытых врагов (стойкость); умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих.

ВЫЕМКА – это самостоятельное следственное действие, заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих доказательственное значение для расследования, в отношении которых имеются точные сведения, где и у кого они находятся.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО – одно из преступлений против собственности. Выражается в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой причинения насилия или уничтожения либо повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

ВЫСОКОМЕРИЕ – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определённым социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием. Противоположными качествами являются скромность и уважение к людям. Социальной базой высокомерия является социально-экономическое неравенство в обществе, позволяющее одним пользоваться привилегиями в имущественном положении, правах, овладении духовной культурой и притязать на роль «элиты» общества и обрекающее других на подчиненное положение, материальную и духовную нищету.

ГЕДОНИЗМ (греч. hedonc – наслаждение) – способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, которое заложено в него природой и в конечном счете определяет все его действия. Как принцип нравственности гедонизм предписывает людям стремление к земным радостям. Гедонизм (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

ГЕНОЦИД – действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutike – истолковательное искусство) – искусство толкования текстов (в основном древних); учение о принципах их интерпретации.

ГЕРОИЗМ (греч. heroes – герой) – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой (отдельная личность, группа людей, иногда класс, нация) берёт на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

ГРАБЕЖ – одно из преступлений против собственности. Представляет собой явное хищение либо нападение с целью хищения чужого имущества, сопровождаемое угрозами применения насилия.

ГРАФОЛОГИЯ – наука, применяемая в криминалистике, изучающая почерк и исследующее его с точки зрения отражающихся в нем психических состояний, характера и других индивидуальных особенностей пишущего.

ГРЕХ – религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла. Понятие греха содержит в себе моральный смысл – это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость.

ГРУБОСТЬ – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus – человечный) этико-философское направление; человеколюбие как моральный принцип, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной
целью общества.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА – система духовных ценностей, которая устанавливается в соответствии с общечеловеческими нормами жизни и ориентируется на всесторонние проявления человеческой природы. Она основывается на убежденности, что человек самостоятельно определяет различие между добром и злом.

ДАОСИЗМ (школа Дао) – философское учение о Срединном или правильном пути познания жизни. – Дао. Теоретические основания он получает в VI-V вв. до н.э. в учениях Лао-цзы и Чжуан-цзы.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В РФ полная дееспособность наступает с наступление совершеннолетия.

ДЕДУКЦИЯ – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводам.

ДЕЙСТВИЕ МОРАЛЬНОЕ – В качестве единичного самостоятельного действия этика обычно рассматривает акт, приведший к определенному общественно значимому результату (деянию), обладающий положительным или отрицательным моральным достоинством (ценностью), который можно подвергнуть нравственной оценке и за совершение которого человека можно считать ответственным. Моральными нельзя считать такие акты, которые имеют чисто физиологическую природу. Это всегда социальный акт, имеющий общественное значение (оказание помощи, выполнение обещания, трудовой подвиг, обман, воровство, предательство).

ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ (ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ) – 1) утрата квалификации, умения, способности выполнять какую-либо работу. Объявление кого-либо неспособным выполнять какую-либо работу или занимать определенную должность; 2) лишение спортсмена права участвовать в соревнованиях за нарушение правил, спортивной этики и т.п.; временное или постоянное лишение спортивного звания.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – одна из форм взаимодействия людей в процессе исполнения определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, коллегами по работе, создавая условия для продуктивного сотрудничества коллектива людей в достижении значимых целей и обеспечивая успех общего дела.

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – способ оформления внешней стороны отношений и поведения; совокупность норм поведения человека в конкретных, заранее оговоренных служебных ситуациях.

ДЕМАГОГИЯ (греч. demos – народ и agogos – ведущий; demagogos – политикан) – термин, используемый для отрицательной моральной характеристики образа действий, представляющих собой разновидность лицемерия в политике.

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, должного, т.е. всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний.

ДЕПОРТАЦИЯ – изгнание, ссылка. В законодательных документах нередко применяется как синоним «выдворение» и обозначает принудительное удаление иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно въехавших в то или иное государство, за пределы территории данной страны.

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio – подавление) – психологическое состояние уныния и пассивности.

ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА – особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества. Она изучает практикуемые обычаи, нравы, традиции и другие формы общественной дисциплины, конкретное содержание осуществляемых в обществе норм, структуру морального сознания и социальное содержание общераспространённых представлений о морали.

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ (от лат. destructio – разрушение) – разрушительные механизмы человеческой психики и поведения.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – термин, служащий для обозначения любого учения, признающего обусловленность всех явлений в мире, включая и человека с его внутренним, субъективным духовным миром; философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРАЛЬНАЯ – категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т.д.) – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

ДИССИДЕНТ – 1) тот, кто не согласен с господствующей в стране идеологией; инакомыслящий; 2) тот, кто отступает от господствующего в стране вероисповедания; вероотступник.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina – обучение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива и обязательное усвоение, и выполнение людьми установленных норм (правовых, моральных, политических, этических), правил и т.д., а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок.

ДИФФАМАЦИЯ – распространение (разглашение) сведений, позорящих честь конкретного лица или учреждения, основным отличием от клеветы является достоверность распространяемых сведений.

ДОБРО – одна из важнейших этических категорий, которая выражает положительное значение явлений и событий в их отношении к идеалу как высшей ценности; в понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что, должно быть, и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц.

ДОБРО И ЗЛО – центральные категории этики и нравственного сознания человека. На понятиях добра и зла образованы все этические представления. Добро и зло являются наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.

ДОБРОДЕТЕЛЬ (лат. virtus) – фундаментальное моральное понятие, которое характеризует готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; признак нравственного совершенства, который служит оценкой поступков личности со стороны других людей. Противоположностью добродетели является понятие порока.

ДОВЕРИЕ – отношение к действиям другого лица и к нем самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверию является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность других общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

ДОГМАТИЗМ МОРАЛЬНЫЙ (греч. dogma – учение, мнение) – некритическое мышление, которое опирается на неизменные понятия, изначально принятые на веру; означает слепую приверженность положениям или требованиям какой-либо морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в которой они осуществляются, и социальных последствий, которые отсюда вытекают. Частными проявлениями догматизма являются, например, моральный формализм и фанатизм.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разбирательства дела.

ДОЛГ – одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями; превращение общего требования нравственности в личную задачу конкретного лица в соответствии с его положением и ситуацией, в которой он находится в данный момент.

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – лицо, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных, а также в органах Вооруженных Сил.

ДОСТОИНСТВО – выражение представлений о ценности человека как о нравственной личности. Оно выражает требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его свободы в самоопределении и равенства в правах.

ДОПРОС – это следственное действие, представляющее собой совокупность приемов и операций, выполняемых следователем, дознавателем, прокурором, начальником следственного отдела с целью получить и зафиксировать показания об обстоятельствах, имеющих значение для расследуемого дела. Сущность допроса заключается в получении полных и достоверных сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

ДРУЖБА – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности. Последовательная этимологическая близость понятия дружба к понятиям родства, товарищества и любви отражает исторический процесс дифференциации и взаимопроникновения инструментальных (практическая взаимопомощь и выручка) и эмоционально-экспрессивных (сочувствие, взаимопонимание) функций общения.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Аккомодация – (от лат. accomodatio – приспособление) – термин, близкий к адаптации, традиционно применяемый в следующих трех случаях:

Аккомодация глаза – приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях, что осуществляется изменением преломляющей силы его оптической системы, ведущим к фокусировке изображения на сетчатке.

Аккомодация физиологическая – приспособление к действию медленно нарастающего по силе раздражителя.

Аккомодация гистологическая – изменение формы и соотношения тканевых элементов (клеток) в процессе приспособления к изменившимся условиям.

Анализаторы – (греч. analysis – разложение, расчленение) совокупность образований, активность которых обеспечивает анализ и обработку в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм.

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами.

Близорукость – миопия (от греч. mýō – прищуриваю и opós – глаз, зрение) – один из недостатков рефракции глаза, вследствие которого лица, страдающие им, плохо видят отдаленные предметы.

Дальнозоркость – гиперметропия (от греч. hypér – сверх, métron – мера и opós – глаз, зрение) – отклонение от нормальной рефракции глаза, заключающееся в том, что параллельные лучи света после преломления их в глазу, собираются в фокусе, расположенном как бы позади сетчатки глаза.

Дальтонизм – частичная световая слепота, один из видов нарушения цветового зрения.

Диоптрия – единица оптической силы линз и других осесимметричных оптических систем.

Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»

    Эндокринная система

    Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза

    Половое развитие детей и подростков

Эндокринная система

В организме человека, сложно устроенном, с большим количеством органов, выполняющих различные жизненно важные функции, имеются две системы обеспечения их деятельности:

    Нервная – осуществляет регуляцию функций через нервные импульсы, которые поступают от органов и тканей в мозг и из мозга к органам и тканям – это выполняют головной и спинной мозг и выходящие из них нервы;

    Гуморальная – регуляция функций выполняется с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые вырабатывают железы, не имеющие протоков, или эндокринные железы.

Эндокринные железы, имеющие не очень большие размеры, богато кровоснабжаемые, располагаются в различных отделах тела человека. Наукой об этих органах, которые называют также железами внутренней секреции, является эндокринология .

Железы имеют различное происхождение, различное строение. В то же время их объединяет общность участия в обменных процессах, в гуморальной регуляции жизненно важных функций. По функциональным признакам эндокринные железы объединены в единый эндокринный аппарат.

Гормоны выделяются из этих органов – желез внутренней секреции непосредственно в кровь или в тканевую жидкость.

Гормоны – биологически активные вещества: вырабатываются железами внутренней секреции или специализированными эндокринными клетками; поступают непосредственно во внутреннюю среду организма; способны в ничтожно малых концентрациях оказывать специфическое химическое действие на конкретные клетки, органы, ткани, вызывая изменения обмена веществ и энергии, структуры и функции органов и тканей.

Гормоны , поступившие из желез в кровь, разносятся по кровеносным сосудам к органам и тканям, где они оказывают определенные воздействия на протекающие в них обменные процессы:

    участвуют в регуляции постоянства внутренней среды (гомеостаза) и обмена веществ (белков, жиров и углеводов);

    влияют на рост, дифференцировку тканей и размножение;

    изменяют проницаемость клеточных мембран и активность ферментов;

    обеспечивают ответную реакцию организма на изменения внешней и внутренней среды.

Все гормоны, выделяемые эндокринными железами, обладают большой биологической активностью и специфичностью. Каждый гормон действует на определенные клетки, ткани, органы, на протекающие в них физиологические процессы (табл. 4). Гормоны быстро разрушаются, поэтому для длительного действия необходимо постоянное выделение их в кровь, в тканевую жидкость.

По характеру своего действия на клетки и ткани, по своему строению все гормоны делятся на две группы:

    стероидные гормоны коркового вещества надпочечников и гормоны щитовидной железы – легко проходят через мембраны клеток благодаря своей растворимости в жирах и влияют на синтез белков;

    гормоны белковой природы (белки или пептиды – адреналин, глюкагон, тестостерон и др.) – плохо растворимы в жирах, не способны проникать внутрь клеток, поэтому взаимодействуют с рецепторами, расположенными на поверхности клеток.

Понятийный словарь

Совестливый (человек) – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.

Однокоренные слова: совестить (разг., устар.), совеститься (разг.), совестно.

Совесть – чувство нравственности и ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Заимст. из ст.-слав. яз.: совесть, где оно является словообразовательной калькой греч. «ведать».

По словарю, совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее создание добра и зла; прирожденная, правда. По, слова нравственность и совестливость являются синонимами.

Стыд. 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. 2. Позор, бесчестие. Стыдить, стыдливый, стыдно, стыдный.

По словарю, стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние, смирение, внутренняя исповедь перед совестью; срам, позор, посрамление, поругание; это нравственное чувство.

Поступок – совершение кем-нибудь действий. Честный, доблестный, предосудительный, необдуманный, плохой, добрый, самоотверженный…

Душа. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Радостно на душе. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа. Низкая душа. 3. перен. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Душа компании. 4. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях, разг.). Живой души нет. 5. В старину: крепостной крестьянин. Мертвые души. (перен. о людях, фиктивно числящихся где-н.). Общеслав. От той же основы, что и дух. Дух – первоначально «дыхание», «воздух».

Нищий – очень бедный, неимущий, живущий подаянием.

Нищий духом. 1. Смиренный (устарЛишенный внутренних интересов, духовно опустошенный (книжн.).

Душа – бессмертная, добрая, сильная, слабая, чужая, бедная, живая, чистая, злая, праздная…

Жалость. 1. Сострадание, соболезнование. 2. Печаль, сожаление. Общеслав. Буквально – «беречь, охранять от боли, мучений».

Покаяние (книжн.) – добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. Необходимо отличать покаяние от раскаяния, то есть сожаление о своих грехах. Каяться. Общеслав. От kajti. Буквально – «наказать себя», затем – «сознавать вину».

Достоинство. 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Заимств. из ст.-сл. яз. Производное от прил. Достинъ. – «достойный». Достойный от достой – «достоинство, сообразность». Буквально – «такой, какой следует, каким должен быть».

Честность. 1. Искренность, прямота, добросовестность. Честь. Общеслав. От той же основы, что чтить, чести – «почитать». Буквально – « почитание, почёт, уважение».

Сострадание – жалость, сочувствие, вынуждаемые чьим – н. несчастьем, горем. Значение приставки со - - «совместное участие в чем – л.» Ср.: со - чувствие, со – переживание, со- участие, то есть общность в чувствах, мыслях. Заимств. Из ст. – сл. Яз., в котором оно является словообразовательной калькой греч. Simpatia, которая в свою очередь восходит к pathos – «страдание, боль, страсть, чувства».

Терпение. 1. Способность терпеть (безропотно и стойко переносить что-н. неприятное, нежелательное: страдание, боль). 2. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, в работе.

Любовь. 1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. 2. Склонность пристрастия к чему-н.

Мольба (высокГорячая, страстная просьба. 2. Молитва, моление (устар.).

Скорбь (высокКрайняя печаль, горесть, страдание. 2. Болезнь (устар.).

Вера. 1. Убежденность, уверенность в ком-чем-н. 2. Убежденность в существовании Бога. 3. То же, что религия.
Отзыв о рассказе «Человек на часах»

Николай Семенович Лесков – замечательный русский писатель, автор таких удивительных произведений, как «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». В конце 80х годов XIX века был напечатан цикл рассказов под общим названием «Русские антики». В предисловии автор пояснил, что эти произведения являются своеобразным ответом на речь одного критика, который заявил, что «в русской душе не видно ничего, кроме дряни». Другое название цикла «Праведники». Один из рассказов мне запомнился еще в младшей школе – это «Человек на часах». Героя произведения – солдата Постникова – автор относит к «праведникам». А праведниками называют людей, которые следуют в жизни заповедям Христа.

Мне кажется, что главное слово в характеристике своего героя, автор выносит в название. Человек на часах, а не постовой. Рискуя своей жизнью, нарушив воинские обязанности и покинув свой пост, Постников спас тонувшего. Фамилия имеет корень с двойным смыслом: пост – духовный обряд очищения, пост – место несения службы в карауле. Непросто решает герой проблему нравственного выбора: его ждет суровое наказание за уход с караула у императорского дворца, но рядом погибает человек; он слышит крики утопающего и совершает подвиг бескорыстный и безымянный. Спасенного увезли в лечебницу, славу «спасителя» присвоил другой. Главная задача автора – показать читателю, что долг перед своей совестью, перед жизнью, всегда важнее.

Постников, солдат Измайловского, был из дворовых господских людей, «человек нервный и чувствительный». В произведении все его называют по фамилии. Автор не случайно, а намеренно называет своего героя человеком, так как в поступке проявляются именно человеческие качества. Он знает свой воинский долг: часовой ни под каким предлогом не может покинуть своей караульной будки. Все мысли в момент выбора свидетельствуют о честности и преданности долгу. Но чувство совести и сострадания, великое чувство милосердия побеждают в душе героя. Так проявляется в рассказе проблема гуманизма.

Автор сопоставляет своего героя с другими персонажами, чтобы показать его отличие от иных. Офицер Свиньин «выделялся» строгостью, если дело касалось службы и нарушения воинских обязанностей, поэтому требовал сурово наказать провинившегося. А другой караульный начальник Николай Иванович Миллер имеет некоторое сходство с героем: так как обладает «так называемым гуманный направлением, которое немножко вредило ему по службе…».

По столице поползли слухи, и возникла легенда, не имеющая ничего общего с действительностью. Особенно поражает то обстоятельство, что истинного героя и не пытаются найти.

А сам герой – солдат Постников, находясь в лазарете после экзекуции (200 розг за уход с поста), как пишет автор, «был доволен», потому что ожидал гораздо худшего. Писатель не осуждает прямо нравы столичных воинских и светских «владык », но его горькая ирония говорит читателю об истинном отношении и к Свиньину, и к Кокошкину, и к бравому офицеру, бесстыдно получившему медаль за солдатский подвиг. А восхищается смиренным героем, который любит добро просто для самого добра и не ожидает никаких наград, «Это прямые и надежные люди», - говорит Лесков.

Героями стали простые, подчас незаметные люди: солдат, полицейский по прозвищу Однодум, мелкий канцелярский чиновник из маленького рассказа «Пигмей» и многие другие.

Традиция русской литературы – проявлять гуманизм, сострадать «маленькому человеку» началась с произведений «Бедная Лиза», «Станционный смотритель», продолжена, учит любить человека и делать добро.

Лингвистический практикум.

1. Сопоставьте толкование слов: праведник, блаженный, юродивый в различных источниках:

1) «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь, любящим Его» (Книги Нового Завета. Послание Иакова 1, 12)

2) «Блаженный – благополучный, счастливый» (Рим. 4, 7; Иак. 1, 12)

3) «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Матф. 5, 3; Лук. 6, 20) – Нищие духом, то есть считающие себя недостойными, а потому стремящиеся святой жизнью удостоиться высших благ небесных.

4) «Блаженными», или «юродивыми», называются святые подвижники, которые ради Христа и спасения своей души обдуманно принимают на себя образ человека, лишенного здравого ума, отказываясь от общепринятого образа жизни, скитаясь и нищенствуя.

5) «Праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни, и в частности ветхозаветных, например «праведный Ной» и другие. Праведниками называют также лиц местночтимых как святых, но еще не канонизированных Церковью» (Полный православный богословский энциклопедический словарь)

6) «Блажной или блаженный – полоумный, шальной, взбалмошный; глупый, бестолковый, сбреховатый, вспыльчивый, крикливый, горячий, своенравный, шаловливый».

«Блаженный – благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае; существительное – угодник Божий, законно живущий».

«Юродивый – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми».

«Праведник – праведно живущий, во всем закону Божию поступающий, безгрешник» ().

7) «Блажной (прост.) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный».

«Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный (первоначально юродивый) (разг.) ».

«Юродивый – 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. В суеверных представлениях: безумец, обладающий даром прорицания».

«Праведник – 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (ирон.) » ().

2. Почему героев называют праведниками ? Докажите или опровергните правоту этого суждения.

3. Напишите отзыв о рассказе «Пигмей».

Выводы учителя

Главная черта лесковских героев – постоянная готовность придти на помощь другому человеку, а непонимание «самых простых обязательств» по отношению к людям, находящимся рядом, в глазах Лескова – серьёзнейшее зло.

Праведники Лескова ощущают себя лично ответственными за сохранность миропорядка, что означает верность России, её обычаям и традициям.

Праведник Лескова нравственно свободен от царящих вокруг мнений и этим привлекателен. По мысли писателя, «независимые люди всегда редки и всякому интересны». Они «евангельские беззаботливы о себе».

Праведники Лескова как бы возвышаются духом над удачей и неудачей.

Несосредоточенность на себе, полная растворенность в заботах и скорбях других людей – вот что составляет для Лескова исторически непреходящую ценность.

Настойчиво и с горечью говорит Лесков и о том, что русские праведники обречены на забвенье. И он утверждает с надеждой: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться - они есть

Праведники в глазах »

Праведники в глазах Лескова – « своего рода маяки ». Память о них способна « воодушевить угнетенного человека, сообщить его душе бодрость » и даже « спасти его ». « Герой мой – личность узкая и однообразная, а эпопея его – бедная и утомительная », - отмечал писатель. На лесковском герое с его праведностью и одновременно узостью – отпечаток трудной судьбы России.

« Прожить изо дня в день праведна долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага, гораздо труднее, чем бросится в бездну, как Курций, или вонзить себе в грудь пук штыков, как известный герой швейцарской свободы ».

По собственным словам писателя, его интересовали «тихие, тайный струи, которые текли под верхней рябью русских вод, кой – где проборожденных направленскими ветрами ».

Радостно было открыть для себя Лескова. Прибавилось света, веры и надежды. Душа наполнилась гордостью за своих предков, за наш богатейший язык.

А лесковские праведники, которые « сильнее других делают историю », хотя и стоят вроде бы «в стороне от главного исторического движения », вызывают восхищение и желание во многом походить на них.

Понятийный словарь

Гипотеза – (от лат. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Концепция – (лат. conceptio – система, совокупность, сумма) – система взглядов, то или иное понимание явлений действительности.

Мышление – процесс отражения объективнои̌ действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Обобщение – форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции.

Рефлексия – (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмыслении своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Лекция 11

Тема: ʼʼПсихофизиология речиʼʼ

2. Мозговая организация речи

3. Возрастные особенности развития речи

4. Основные формы и этапы развития речи

Речь

Поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнᴇᴦο наблюдателя, передача информации от одного лица к другому может происходить лишь путем абстракции, т.е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения.

Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции.

Слово, тоже является раздражителем, воспринимается через сенсорные системы и может обозначать предмет, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности. С помощью слов человек познает предметы и явления внешнᴇᴦο мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Анализ вербальнои̌ информации дает возможность получить знания, накопленные предыдущими поколениями.

Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Выделяют три функции речи :

1. коммуникативная;

2. регулирующая;

3. программирующая.

Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативнои̌ функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы – приказы во внутреннюю речь, с помощью которой человек сам может регулировать свое поведение.

Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действий и поведения на базе внутренней речи. В речевой (вербальнои̌) деятельности ϶то проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. Обработка словеснои̌ информации начинается с анализа звуков и заканчивается извлечением смысла из предъявляемого предложения или слова. Поскольку говорящие на разных языках имеют свою систему перевода физических характеристик звукового стимула в звуки речи, анализ речевых звуков осуществляется ими неодинаково. К примеру, испытуемым предъявляли постепенно меняющийся ряд звуков так, что начальный звук ʼʼБʼʼ превращался в ʼʼПʼʼ. Англоговорящие четко различают эти две категории без переходов между ними. Японцы не воспринимают двух категорий при переходах от звука ʼʼРʼʼ к звуку ʼʼЛʼʼ. Т.о., восприятие звуков речи (категориальное восприятие) является результатом влияния окружающей языковой среды и приобретается в процессе развития.

У человека имеются генетические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.


Рис. 28. Функции речи

Понятийный словарь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятийный словарь"2017-2018.

  • - Понятийный словарь Значительно расширить

    Антенатальный период – (от лат. ante – перед + natalis – относящийся к рождению) – период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до начала родов. Ассоциация – связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими... .


  • - Понятийный словарь. Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) – в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития.

    Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) – в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития. Анамнез – (греч. anámn&... .


  • - Понятийный словарь. Аксон – (от греч. áxōn – ось) – нейрит, осевой цилиндр, отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым

  • - Понятийный словарь. Базальные узлы (ядра) – (nuclei basales – лат.; синие базальные ганглии) - подкорковые образования, расположенные в белом веществе больших полушарий мозга

    Базальные узлы (ядра) – (nuclei basales – лат.; синие базальные ганглии) - подкорковые образования, расположенные в белом веществе больших полушарий мозга Безусловные рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные... .


  • - Понятийный словарь. Аккомодация – (от лат. accomodatio – приспособление) – термин, близкий к адаптации, традиционно применяемый в следующих трех случаях:

    Аккомодация – (от лат. accomodatio – приспособление) – термин, близкий к адаптации, традиционно применяемый в следующих трех случаях: Аккомодация глаза – приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях, что осуществляется...