Презентация на тему "список умк для начальной школы". Умк, или учебно-методические комплексы для начальной школы

Слайд 2

http://www.omc-sinergi.ru/index.php?folder=1&lab=5&dir_id=9 методический центр (здесь даны краткие характеристики всех УМК) В настоящее время педагоги начальной школы России осуществляют процесс обучения по следующим учебно-методическим комплектам: 1. УМК образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. 2. УМК образовательной системы Л. В. Занкова. 3. УМК «Классическая начальная школа». 4. УМК «Начальная школа 21 века». 5. УМК «Школа 2000». 6. УМК «Школа России». 7. УМК «Гармония». 8. УМК «Планета знаний». 9. УМК «Перспективная начальная школа». 10. УМК «Перспектива»

Слайд 3

Если ранее учебник должен был соответствовать основному содержательному минимуму стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), к структуре ООП, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода. Был предложен вопросник по основным направлениям нового стандарта с целью определения, насколько каждый из УМК отражает идеологию ФГОС НОО: формируются ли средствами УМК основы умения учиться и способность к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.

Слайд 4

Вопросник по учебно-методическим комплектам на соответствие ФГОС НОО. 1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? 2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? 3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? 4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? 5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы? 6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? 7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? 8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД. 9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? 10. Каким образом в УМК формируются действия контроля? 11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? 12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»? 13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся? 14. Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Слайд 5

Универсальные учебные действия. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Классификация УУД. 2. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы.

Слайд 6

Учебно - методические комплекты начальной школы

  • Слайд 7

    Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин). - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: РепкинВ.В,ВосторговаЕ.В.,Левин В.А. Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А. - Русский язык (2 линии). Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. - Литературное чтение (2 линии). Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Автор Матвеева Е.И. - Математика (2 линии). Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева. Автор Александрова Э.И. - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Реализуются принципы развивающего обучения.

    Слайд 8

    Данный УМК полностью реализует принципы деятельностного подхода, обеспечивая участие ребенка в учебном процессе как субъекта учебной деятельности. Содержание учебников комплекта обеспечивает организацию работы в группе для решения проблемной ситуации, что сопряжено с непосредственной деятельностью каждого ученика. Учебники насыщены вопросами и заданиями для самостоятельной работы. Большое количество заданий творческого характера.

    Слайд 9

    Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева). - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. - Русский язык. Автор Нечаева Н.В. - Литературное чтение (2 линии). Автор Свиридова В.Ю. Автор Лазарева В.А. - Математика (2 линии). Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). Автор Ванцян А.Г. (1 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. - Музыка. Автор Ригина Г.С. Реализуются принципы развивающего обучения.

    Слайд 10

    Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа решения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания на нестандартную ситуацию.

    Слайд 11

    3. «Классическая начальная школа» - «Литературное чтение. Чтение и литература». Автор Джежелей О.В. - «Русский язык». Автор Рамзаева Т.Г. - «Математика». Автор Александрова Э.И. - «Окружающий мир. Мир и человек». Авторы: Вахрушев А.А. и др. - «Окружающий мир. Введение в историю». Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс) - «Изобразительное искусство». Авторы: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. - «Технология. Своими руками». Автор Малышева Н.А. - «Музыка». Авторы: Алеев В.В., Кичак Т.Н.

    Слайд 12

    Основной принцип, реализуемый УМК «Классическая начальная школа» – это принцип единства сознания и деятельности. Учащиеся работают по схеме: делаю-осознаю-руковожу следующими действиями. Часть заданий комплекта – это поэтапное выполнение действий (работа по алгоритму). Следующий принцип – это опора на ведущую деятельность (учение). А также реализуется принцип опережающего развития, опирающийся на зону ближайшего развития.

    Слайд 13

    4. «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова). Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А. - Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. - Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А. - Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. - Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др. - Технология. Автор Лутцева Е.А. - Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. - Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

    Слайд 14

    УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

    Слайд 15

    5. «Школа 2000...» - «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон). - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. - Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. - Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс). - Информатика. Автор Горячев А.В. - Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А. - Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. - Риторика. Автор Ладыженская Т.А.

    Слайд 16

    Открытый учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» автора Л.Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Технология деятельностного метода − это описание управления учителем системного прохождения каждым учащимся целостной структуры − всех шагов учебной деятельности.

    Слайд 17

    «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова) - Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы: Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. - Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

    Слайд 18

    Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.

    Слайд 19

    «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина). - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Азбука. Авторы: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С.. Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. - Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Литературное чтение. Автор Кубасова О.В.. - Математика. Автор Истомина Н.Б.. - Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.. - Технология. Автор Н.М. Конышева.

    Слайд 20

    Комплект «Гармония» частично реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку и математике.

    Слайд 21

    8. «Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой). - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Автор Андрианова Т.М. - Русский язык. 1 класс - авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А.; 2-4 класс - автор Желтовская Л.Я. - Литературное чтение. Автор Кац Э.Э. - Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г. - Окружающий мир. 1-2 класс - авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г.; 3-4 класс - авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. - Английский язык. Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. - Музыка. Автор Бакланова Т.И. - Изобразительное искусство (1-2 класс). Автор Сокольникова Н.М.

    Слайд 22

    УМК реализует принципы деятельностного подхода с помощью учета ведущих видов деятельности и законов их смены, обогащения, усиления, углубления детского развития, проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

    Слайд 23

    9. «Перспективная начальная школа» (научный руководитель -Н.А. Чуракова); - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. - Русский язык. 1-2 класс - авторы: Чуракова Н.А. и др.; 3-4 класс- авторы: Каленчук М.Л. и др. - Литературное чтение. Автор Чуракова Н.А. - Математика. Автор Чекин А.Л. - Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. - Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. - Информатика. 2-4 класс. Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

    Слайд 24

    Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов, что позволяет реализовывать принципы деятельностного подхода. Также УМК «Перспективная начальная школа» реализует личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, используя общий метод проектов.

    Слайд 25

    10. «Перспектива». Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл. в 3-х частях; Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 кл. в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.Русский язык. 1 кл.; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях; Рудченко Т.А. Семёнов А.Л. (под ред. Семёнова А.Л.). Информатика. 1 кл.; Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.; Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.; Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.Изобразительное искусство. 1 кл.; Матвеев А.П. Физическая культура. 1 кл.

    Слайд 26

    Учебники УМК формируют интерес детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности и т.д. В учебники включен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, которые позволяют активизировать деятельность ребенка, позволяют применять полученные знания в практической деятельности, создают условия для реализации творческого потенциала ученика. В учебниках УМК «Перспектива» большое внимание уделяется нравственно-этическому формированию личности. Реализуются принципы опережающего обучения.

    Слайд 27

    Можно увидеть, что не все УМК представляют достаточно полную методическую и содержательную базу для освоения новых принципов ФГОС, поэтому должны быть обязательно доработаны в соответствии с требованиями нового стандарта.

    Посмотреть все слайды

    Для ориентации образовательных учреждений и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов приводим их краткое описание.

    В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
    К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

    Ниже дается краткое описание вышеназванных учебно-методических комплексов (УМК). Более подробную информацию по каждому УМК можно найти на указанных сайтах.

    Учебно-методический комплекс «Школа России»

    (под ред. А. Плешакова)

    Издательство «Просвещение».
    Сайт: http://school-russia.prosv.ru

    Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

    Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи»авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе.

    В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.

    Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

    Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
    В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге.
    Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение».

    Система учебников «Школа России»:
    1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
    2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
    3. Русский язык - Л.М. Зеленина и др.
    4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
    5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.
    6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) - И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.
    7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.
    8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.
    9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.
    10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.
    11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.
    12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.
    13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.
    14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
    15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.
    16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.
    17. Физическая культура - В.И.Лях.

    Учебно-методический комплекс «Перспектива»

    (под редакцией Л.Ф. Климановой)

    Издательство «Просвещение».
    Сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

    Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».

    Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

    УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

    В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.

    Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью. Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы.

    На страницах УМК «Обучение грамоте» созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.
    Обучение русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую направленность. Особенность курса - целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.

    Основная задача курса «Литературное чтение» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

    «Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.

    Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.

    Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек - как часть природы, создатель культуры и ее продукт.

    В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета:коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный.

    Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы в компьютере.

    Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.

    В учебник «Технология» введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения изделия, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика.

    В состав УМК «Перспектива» входят:
    Учебники по предметам (1-4 класс)
    Рабочие тетради
    Творческие тетради
    Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
    Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.

    Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет - сайта УМК «Перспектива».

    Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»:

    1. Азбука - Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
    2. Русский язык - Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
    3. Литературное чтение - Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
    4. Математика - Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.
    5. Окружающий мир - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
    6. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова

    Учебно-методический комплекс «Школа 2000…»

    Издательство «Ювента»
    Сайт: http://www.sch2000.ru

    Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ - школа - вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4ч или 5ч в неделю).

    Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

    Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялось в программе «Учись учиться» на основе системного подхода. Построенная Н.Я. Виленкиным и его учениками многоуровневая система начальных математических понятий (CНМП, 1980) позволила установить порядок введения в школьном математическом образовании фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики 0-9.

    Основой организации учебного процесса в программе «Учись учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000», которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.

    Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы может использоваться совместно с курсами по другим учебным предметам, входящим в Федеральные перечни учебников Минобрнауки РФ, на основе собственного выбора учителей. В этом случае в качестве дидактической основы, упорядочивающей работу учителей в условиях вариативности образования, можно использовать технологию деятельностного метода на базовом уровне.

    УМК по математике для начальной школы программы «Учусь учиться» («Школа 2000…»

    1. Математика - Л.Г. Петерсон

    Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.

    Дополнительная литература
    2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
    3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»//Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

    Учебно-методический комплекс «Школа 2100»

    (научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

    Издательство «Баласс»
    Сайт: http://www.school2100.ru/

    В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

    Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

    С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты работы с текстом. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательных системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

    Перечень учебников УМК «Школа 2100»
    1. Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
    2. Русский язык - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
    3. Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
    4. Английский язык - М.З. Биболетова и др.
    5. Математика - Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
    6. Окружающий мир - А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин.
    7. Изобразительное искусство - О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
    8. Музыка - Л.В. Школяр, В.О.Усачева.
    9. Технология - О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева
    10. Физическая культура - Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.

    Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

    (научный руководитель - Н.А. Чуракова)

    Издательство «Академкнига/учебник»
    Сайт: http://www.akademkniga.ru

    Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.

    При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.

    Возраст школьника. Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на урокеразновозрастных детей,что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.

    Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период обучения.

    Топографическая принадлежность школьника. Отбор материала учитывает опыт школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности.

    Разная наполняемость класса. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм их выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно, что важно для малокомплектной и малочисленной школы. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.

    Разный уровень владения русским языком. При разработке УМК«Перспективная начальная школа»учитывалось, что не для всех учащихся русский язык является родным языком и что сегодняшний школьник имеет большое количество логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.

    В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки. Овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего,первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.

    Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в корпусе каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование ФГОС, как формирование деятельности учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.

    Единая система условных обозначений во всех учебниках рассчитана на организацию индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.

    Список учебников УМК «Перспективная начальная школа»

    1. Азбука - Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков
    2. Русский язык - Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р.
    3. Литературное чтение - Чуракова Н.А., Малаховская О.В.
    4. Математика -А.Л. Чекин, О.А. Захарова, Е.П. Юдина.
    5. Окружающий мир - О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, Л.Г. Кудрова.
    6. Информатика - Е.Н. Бененсон, А.Г. Паутова.
    7. Технология - Т.М. Рагозина, А.А. Гринева.

    Дополнительная литература
    1) Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока
    Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе.

    Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ)

    (УМК «Классическая начальная школа»)

    Издательство «Дрофа»
    Сайт: http://www.drofa.ru

    Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическаяначальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.

    Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) переработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом и дополнен новыми учебниками (иностранный язык, окружающий мир, физкультура). В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально исполненные иллюстрации.

    В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.

    В ходе изучения курса математики учебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.

    Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка, позволяют ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство. Курс немецкого языканаправлен на взаимосвязанное формирование всех видов коммуникативных умений - аудирования, говорения, чтения и письма. Содержание курсов иностранного языка способствует формированию у ребенка ощущения принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу - российской гражданской идентичности.

    В предметной линии по окружающему миру осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

    Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

    Эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся при использовании предметной линии по музыке осуществляется через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонично развитой личности. Курс музыки выстроен на широкой интегративной основе с предметами гуманитарно-эстетического цикла. В его основу положен принцип формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

    В предметной линии по технологии и физической культуре содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

    УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

    Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»:
    1. Азбука - О.В. Джежелей.
    2. Русский язык - Т.Г. Рамзаева.
    3. Литературное чтение.- О.В.Джежелей.
    4. Английский язык - В.В. Бужинский, С.В.Павлова, Р.А. Старикова.
    5. Немецкий язык - Н.Д. Гальсакова, Н.И. Гез.
    6. Математика - Э.И.Александрова.
    7. Окружающий мир - Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И. Сивоглазов.
    8. Изобразительное искусство - В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.
    9. Технология.- Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова.
    10. Музыка - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
    11. Физическая культура - Г.И. Погадаев.

    Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

    (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

    Издательство «Вентана - Граф»
    Сайт: http://www.vgf.ru

    Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

    Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшегошкольника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

    Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

    Список учебников УМК «Начальная школа XXI века»

    1. Букварь - Л.Е. Журова.
    2. Русский язык - С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.
    3. Литературное чтение - Л.А. Ефросинина.
    4. Английский язык - УМК «FORWARD», М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд.
    5. Математика - Е.Э.Кочурина, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
    6. Окружающий мир - Н.Ф. Виноградова.
    7. Музыка - О.В. Усачева, Л.В. Школяр.
    8. Изобразительное искусство - Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
    9. Технология - Е.А. Лутцева.
    10. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс) - Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

    Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

    В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.

    Выпускают учебники и учебные пособия УМК «Планета знаний» издательства «Астрель» и «АСТ».
    В состав УМК входят:

    1. Букварь - автор Т.М. Андрианова.
    2. Русский язык - автор Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.
    3. Литературное чтение - Э.Э.Кац
    4. Английский язык - Н.Ю.Горячева,С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская.
    5. Математика - М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова.
    6. Окружающий мир - Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова, А.И. Саплин, Е.В. Саплина.
    7. Музыка - Т.И. Баланова.

    Учебно-методический комплект «Гармония»

    (научный руководитель - Н.Б. Истомина)

    Издательство «Ассоциация XXI века».
    Сайт: http://umk-garmoniya.ru/

    В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

    Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

    Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.

    В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
    Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

    Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению и через осмысление необходимого способа действия - к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.

    Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.

    Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости иорфографического самоконтроля.

    Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

    Обучение литературному чтению направлено также на:
    обогащениедуховно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
    освоениеуниверсальных учебных действий
    совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
    развитие творческих способностей;
    воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
    расширениечитательского кругозора.

    Курс математики , представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

    В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.

    Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

    Изучение окружающего мира направлено на:
    формованиеу младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
    освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;
    развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
    воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.

    Основной курс, представленный в учебниках «Технология» , является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

    Главные особенности курса «Изобразительное искусство»:
    знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;
    коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;
    деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;
    обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;
    формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.

    Курс музыки , представленный в учебниках «К вершинам музыкальногоискусства», имеет следующие особенности:
    развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;
    отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;
    формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;
    методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути;
    создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.

    Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

    Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Гармония» издательство«Ассоциация XXI века».
    Для общения с коллегами и обмена опытом работы по образовательной системе «Гармония» создана социальная сеть - www.garmoniya-club.ru

    В состав УМК входят:
    1. Букварь - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
    2. Русский язык - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
    3. Литературное чтение - автор О.В. Кубасова.
    4. Математика - автор Н.Б. Истомина.
    5. Окружающий мир - автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.
    6. Технология - автор Н.М.Конышева.
    7. Изобразительное искусство - (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев.
    8. Музыка - (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева.
    9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.

    В настоящее время в школах осуществляется обучение русскому языку по вариативным авторским программам. Нами были проанализированы учебно-методические комплексы по русскому языку для начальных классов авторов Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.

    Программой "Русский язык" (автор Т.Г. Рамзаева) обозначена основная задача - "развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью" . Наряду с основной выделяются конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах, среди которых предусматривается "усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики, элементов словообразования".

    Согласно программе, учащиеся должны получать не только соответствующие знания из разных областей языкознания, но и "обогащать и уточнять словарь, уметь пользоваться словарями различных типов".

    Основываясь на взаимосвязи всех сторон языка (фонетической, грамматической, словообразовательной, лексической), программой предполагается изучение всех подсистем языка, "при этом каждая из них изучается не изолированно, а как основная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык" . Таким образом, основная установка программы- овладение языком как целостным явлением, системой.

    Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. В этих целях курс русского языка по программе Т.Г. Рамзаевой строится таким образом, чтобы дети осознали, что "изучают они те самые единицы, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из этих единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей". .

    Рассматривая проблему изучения системных отношений в лексике, нас, прежде всего, интересуют программные требования по изучению лексических понятий и явлений.

    Так, во всех классах начальной школы большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова. В качестве составной части в раздел "Слово. Части речи" входит материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении. .

    Программой выдвигается требование "учить детей исправлять друг у друга речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями".

    Во 2 классе в разделе "Слово" предполагается знакомство с лексическим значением слова, а также наблюдение над многозначностью слова. При изучении частей речи рассматриваются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Но к концу обучения в этом классе не предъявляется никаких требований к лексическим знаниям и умениям.

    3 класс по программе Т.Г. Рамзаевой является центральным в изучении лексических понятий. Учащиеся продолжают знакомство с лексическим значением слова, многозначностью, синонимами и антонимами. При изучении лексико-грамматических разрядов слов школьники учатся выбирать наиболее точные слова для выражения мысли и употреблять в своих высказываниях прилагательные-антонимы и глаголы как близкие, так и противоположные по смыслу. Кроме того, учащиеся 3 класса приучаются пользоваться толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. Основное требование к концу этого класса - научиться распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы (без знания терминов).

    В 4 классе закрепляются знания о прилагательных-синонимах и антонимах, а также совершенствуется умение пользоваться в текстах глаголы, близкие и противоположные по значению.

    Итак, по программе Т.Г. Рамзаевой предусмотрена пропедевтическая подготовка по теме "Лексика", которая проводится при изучении грамматики. При этом значительное место отводится коммуникативно-деятельностной направленности обучения, знакомству с лексическими словарями. Однако системного рассмотрения понятия "слово" и семантических отношений между лексическими единицами данной программой не предусматривается.

    Нами были проанализированы также упражнения учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения характера лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии.

    В учебнике-тетради "Русский язык" за 1 класс предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщение элементов лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов (практически).

    Анализ упражнений по русскому языку для 2 класса позволил установить характер лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, и их количество.

    Заданий на изучение близких и противоположных по значению слов всего 8, при этом все они разнообразны по характеру.

    В теме "Алфавит, или азбука" в одном из упражнений содержится толкование близких по значению языковых понятий: "Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука- из названий двух первых славянских букв: аз, буки ".

    Это упражнение помогает понять происхождение слов-синонимов и способ их образования (лексико-синтаксический - сращение), а также связывает синонимическую работу с семантикой слов.

    Работа над явлениями синонимии представлена в учебнике еще двумя упражнениями. В теме "Мягкие и твердые согласные звуки" дан текст, в котором использован глагол охранять: "...Он (Дима) собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от детей". После чтения текста требуется сравнить два слова (охранять и сторожить) по значению . Данное задание позволяет пронаблюдать близость семантики глаголов, их оттенки значения.

    Градуальные отношения внутри синонимического ряда демонстрирует пример из упр. 255 в разделе "Глагол". Предлагается следующее задание: "Подбери подходящее по смыслу слова, отвечающие на вопрос что? Напиши.

    Моросит, льет, хлещет (что?)....

    О каком дожде говорят моросит, о каком - льет, о каком - хлещет?" .

    Ученики могут проследить на этом языковом материале нарастание действия сходных по значению глаголов.

    Итак, в учебнике Т.Г. Рамзаевой "Русский язык" за 2 класс задания, направленные на осознание сходства и близости значения слов, рассредоточены по разным темам и носят эпизодический характер. Представления о противоположных по значению словах формируются в разделе "Имя прилагательное".

    Анализ учебника "Русский язык" для 3 класса позволил установить характер работы над явлениями синонимии и антонимии, а также формируемые у младших школьников лексические учебно-языковые умения.

    В учебнике представлено 36 лексических заданий различного характера.

    Знакомство со словами, близкими и противоположными по смыслу (без введения терминов), проводится в темах "Имя прилагательное" и "Глагол".

    Основное количество упражнений, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, выполняется учащимися при изучении имени прилагательного и глагола. Лексические задания способствуют формированию умений сравнивать близкие и противоположные по значению слова, подбирать к предлагаемому языковому материалу слова-синонимы и слова-антонимы. Например:

    "Каждое имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.

    Преданный друг, отзывчивый человек, знаменитый писатель, прилежный ученик, пытливый мальчик" .

    Выполнение таких заданий способствует обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся.

    Особого внимания заслуживают упражнения на наблюдение над стилистически точным употреблением слов в текстах в зависимости от цели высказывания. Этому способствует анализ слов-синонимов. Так, в упр.242 дается следующее задание:

    " Прочитай рассказ девочки.

    Я шла по лесной дорожке. Взглянула на куст репейника и удивилась. Почему он качается? Пригляделась. Маленький воробей сидел на нем. Вдруг воробушек прыгнул на землю и скрылся в траве. Наверное, птенец не умел летать. Я тихо отошла в сторонку.

    Сравни слова: птенец- птенчик - птаха, пригляделась - присмотрелась, скрылся - исчез - спрятался. Они близки или противоположны по смыслу друг другу? Чем отличаются друг от друга?" .

    Задание этого упражнения помогает пронаблюдать над систематизацией слов по близости и противоположности их значений. Школьники осознают и тот факт, что к одному и тому же слову можно подобрать слова как близкие, так и противоположные по значению.

    Итак, в 3 классе у младших школьников формируются представления о словах, близких и противоположных по значению (без введения терминов). Большинство анализируемых упражнений носит морфолого-лексический характер. При изучении грамматических тем ученики сравнивают значения слов, близких и противоположных по смыслу, заменяют слова их синонимами или антонимами в контексте, обосновывают выбор лексики при составлении предложений.

    Характер анализируемых заданий в 4 классе остается прежним. Количество упражнений, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, сокращается (14 упражнений).

    Задания морфолого-лексических упражнений преследуют цель закрепления лексических знаний, полученных в 3 классе. К сожалению, нами не было обнаружено упражнений, задания которых предполагали бы работу с толковым словарем.

    Таким образом, учебно-методический комплект по русскому языку Т.Г. Рамзаевой реализует задачу знакомства младших школьников с явлениями синонимии и антонимии на практической основе в ходе изучения грамматических тем. Однако работа над лексическими понятиями проводится не систематически и сводится в основном к подбору или замене слов. В то же время в учебниках мало упражнений, помогающих осознать функциональные особенности слов с близким или противоположным значением, недостаточное количество и заданий творческого характера.