Ретрофлексия. Ретрофлексия (или «Пара слов о людях сдержанных») ч.3

Ретрофлексия (англ. retroflection) - один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт -терапии наряду с интроекцией, проекцией и слиянием. Буквально слово «Ретрофлексия» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя. При Ретрофлексии человек делает для себя то, что он хотел бы сделать другому или то, что он хотел бы получить от другого. При этом происходит разделение себя на объект, который подвергается изменению, и субъект, который, собственно, изменяет.

По выражению некоторых авторов, при Ретрофлексии человек «сжимает свою психологическую вселенную до самого себя, не ожидая ничего от др.» (И. Польстер, М. Польстер, «Интегрированная гештальт -терапия»). Возникновение Ретрофлексия связывается, в частности, с недостаточным вниманием окружающих к ребенку, в результате чего у него формируется интроективное убеждение: «Никто не способен позаботиться обо мне. Следовательно, я должен сделать это сам». Точно так же происходит «разворот» на себя негативных эмоций, испытываемых по отношению к окружающим. В лучшем случае ретрофлексия может выполнять функцию жесткой самокоррекции, однако при частом повторении этот механизм превращается в тиски, сковывающие человека в статичном состоянии, когда он оказывается не способен повлиять на внешний мир, сосредоточивая всю свою энергию на самом себе. (А.А. Корнеев)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь общей медицины

Ретрофлексия (retrofleхюп) - смещение кзади како-голибо органа или его части, в частности, аномальное смещение кзади верхней части матки (т.е. той ее части, которая наиболее удалена от шейки матки).

предметная область термина


В процессе ретрофлексии человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему и порывая контакты с окружением. Такая форма невзаимодействия с окружением также поддерживается интроекциями заботящихся людей, относящимися к природе чувств и их выражению. Например, ребенок интроецирует послание: "Большие мальчики не плачут!", - и, столкнувшись с болевыми ощущениями, прячет свою боль внутрь, останавливает слезы и причитания.
Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стадия стыда-сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. "сдерживать" и "отпускать". Эта физиологическая необходимость затем переводится в психологическую необходимость "позволять" и/или "отпускать" чувства, поведение.
Определение. Ретрофлексия – это процесс возврата чувств назад, точно против себя; человек подставляет себя в определенное место среды как объект или мишень для выражения чувств. И.Польстер писал: “Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого - на того, над кем производится действие и того, кто это действие производит”(1997). Этот раскол часто вызывает внутренний стресс и напряжение, потому что он заключен внутри “Я” и не выражается в поведении человека.
"Здоровое использование ". Здоровое использование выражается в самоконтроле и самодисциплине,т.к. сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность, потому что она обеспечивает тот тип контроля, который защищает человека от внешней опасности. Другими словами, человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п.
"Нездоровое использование". Нездоровое функционирование выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, т.е. калечение самого себя (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид).
Проявления
1.Задержки дыхания.
2.“Проглатывание” чувств.
3.Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуации, когда человек задыхается.
4.Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.
5.Положение тела (скрещивание ног,скованные руки и т.д.).
6. Жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.
Различают два типа процесса:
субъект делает самому себе то, что хотел бы сделать другим: “Я хотел бы, чтобы другие…”, “Я стараюсь быть …”
субъект делает самому себе то, что хотел бы, чтобы ему сделали другие: “Другие хотели бы, чтобы я…”, “Я стараюсь быть…”
Выделяют также профлексию - комбинацию проекции и ретрофлексии: субъект делает другому то, что хотел бы,чтобы этот другой сделал ему.
Вмешательство.Движение по направлению к росту может заключаться в перераспределении энергии так, чтобы внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный ранее, была вскрыта. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Неделание ретрофлексии состоит в успешном поиске подходящих других действий. Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не столько на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.
Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросите его: “Над чем ты хочешь поразмыслить?” или, когда клиент сжимает кулаки, попросите клиента выразить на внешнем объекте, т.е. подушке, все то, что он сдерживает и обращает на себя.

Я не знаю: внимательно ли вы читали мои предыдущие статьи и читали ли вообще?
Если нет, то не стоит читать и эту. Трудно будет понять..
Почитайте предыдущие. Хотя бы бегло. Они тут недалеко, немного ниже.

Но я в любом случае продолжаю.

Мы рассматривали проекцию.
Фактически проекция это следствие ущемления авторитарным родителем ребенка. мы при этом можем и не замечать, настолько он подавлен.
Родитель выступает строгим моралистом, который точно знает, как надо и как нет. Выносит критические замечания по поводу того, что видит вокруг. Замечания эти могут быть и просто брюзжанием по поводу наблюдаемого, и непосредственным контактом с кем-то.
Осуждая что-то вовне, мы играем роль родителя. Внутри себя в лице ребёнка родитель это уже подавил.
Родитель воспитывает ребёнка вначале интроекцией, затем участвует в проекции для закрепления.

Проекция всегда привязана к какой-нибудь интроекции. Нет интроекции, нет и проекции.
Интроекция порождает проекцию. А что дальше? А дальше ретрофлексия.
Только уже непоследовательно, по цепочке, как одно вызывает другое, интроекция проекцию, а проекция…Нет, здесь, в ретрофлексии уже взаимодействие и того, и другого.
Взаимодействие как единство и борьба противоположностей.

Ретрофлексия есть не что иное, как борьба интроекции и проекции, интроекторов и проекторов. Результат – себе делаешь то, что хотел сделать другому или с другим.
А зачем разбираться с самим собой в том случае, если нужно разобраться, так или иначе, с другим человеком? Интроект не позволяет, а проектор своё личное, родное за интроект выдаёт, за якобы навязываемое извне.


Сначала запрет (интроекция), затем вытеснение желаемого (проекция) с переводом ответственности на других.
Но потребность остаётся, не исчезает, требует удовлетворения. Так как «нельзя и не положено» её удовлетворять вовне, то её ненароком пытаются удовлетворить внутри.
Вовне и внутри? Любая потребность требует своего удовлетворения именно вовне, то есть в контакте с внешним миром, прежде всего людьми. Нельзя поесть, не найдя пищи, а только придумав её, нельзя напиться, представив себе в воображении живительный родник и так далее. Но… есть и другие потребности, которые мы способны «удовлетворить», находясь только сами с собой, не вступая с действительностью в творческий и активный контакт. Какие?
А такие примеры: хотел обидчику дать в морду, но не дал. Ударил потом в стену и руку повредил.
Захотелось секса? Не с кем?
Никто не любит и не дарит подарков? Купи себе единственному (ой) и любимому (ой) сам (а).
И самый крайний случай: хотел убить кого-то, но убил себя. Самоубийство.
Примеров можно много привести. Какие вам известны и интересны?

Хотя, конечно, суть не в примерах.
Ретрофлексия – это замыкание мира на самом себе! Есть я, и есть мир, но между нами непроходимая граница. Я могу получить от жизни лишь маленькую толику того, что мне необходимо. Всё остальное тщетно, судорожно и нелепо пытаюсь добыть сам в себе.
Страшная ?
Но ведь она в той или иной мере свойственна нам всем. Автор этих строк как-то по молодости разбивал себе руку об стену до перелома.

Что это было? Поссорился с кем-то? Да.
Но это была она! Ретрофлексия!

Единство и борьба интроекции и проекции есть ретрофлексия! А если попросту: запрет на желаемое приводит к самоистязанию, наказанию самого себя.
Где выход?
Способ один: растворить и переварить интроекцию и вернуть себе проекцию как своё собственное.
Об этом поговорим в следующей статье.

Чем отличается невротик от здорового человека? Если кратко и по самой сути, то вот чем: невротик старательно лжёт сам себе, не разрешая себе ни видеть правды, ни делать и чувствовать то, что хочется чувствовать и делать. Этим невротик искажает свою картину мира, потому что если долго и старательно врать самому себе, то в конце концов и сам поверишь в своё враньё.

А искажённая картина мира — это плохо. Это как неправильная карта, которая вместо сельсовета выводит на топкое болото... Кому в походе нужна такая карта?

Вот поэтому невротик, вооружённый стопкой неверных карт и подвержен риску в жизни больше, чем кто-либо другой. По крайней мере, жизнь его не бывает счастливой. Но поговорим же о ретрофлексии .

По-другому её ещё можно назвать — ауто-агрессия. Хоть это и не до конца верно, зато сразу в общих чертах становится понятно, о чём пойдёт речь. Точный перевод терминаретрофлексия — «поворачивание на себя, к себе».

Ретрофлексивное поведение возникает тогда, когда чувства и действия, которые человек хотел бы направить на внешнюю среду, он туда направить не может... И тогда он бумерангом возвращает их сам себе.

Ретрофлексия бывает двух видов — «хорошая» и «плохая». В кавычки я взяла эти слова потому что ничего хорошего в «хорошей ретрофлексии», конечно, нет. Это вообще очень плохая, разрушительная стратегия избегания , как классифицируют её гештальт-терапевты.

Но, тем не менее, «Хорошая ретрофлексия »

По тем или иным причинам мы иногда не можем выразить миру свои приятные чувства — нам запретили это в детстве, не отвечая лаской на ласку, мы — стесняемся, мы потерпели фиаско в любви или дружбе... Тогда, как только у нас возникает желание приласкать кого-то и получить, естественно, эту ласку в ответ , мы начинаем ласкать себя...

Характерные жесты не полученной от других людей — любви, одобрения, дружелюбия и поддержки:

  1. поглаживание себя по лицу, по телу, по рукам, Оглаживание, охорашивание.
  2. поза, «обнимающая себя за плечи»,
  3. рука, выставленная в качестве подпорки для нашей головы...
  4. игра со своими волосами.

Психологи называют это формулой «Я делаю себе то, что хотел бы получить от других ».

Что в этом плохого? Возникает привычка, порождённая чётким, недвусмысленным запретом — не подходи к объекту своего влечения ! Как только возникает импульс общения — он (импульс) блокируется, и человек остаётся опять наедине с собой. Энергообмена не происходит. Человек не отдаёт никому свою энергию, не посылает «в космос» сигналов типа «Я чайка, я чайка, как слышите, приём...» А значит «с другой планеты» к нему никогда не придёт ответ «Я сокол, я сокол, слышу Вас хорошо, иду в Вашем направлении, уточните координаты»...
А когда энергией никто не обменивается, то своя — застаивается, как болото, и прокисает. И не спасают уже самообнимания и самопоглаживания, толку от них раз за разом становится всё меньше и меньше.

Тем не менее, есть ещё и «Плохая ретрофлексия» илимэа кульпа, мэа кульпа !

Помните общий её механизм? «Когда некие эмоции, которые первоначально направлялись вовне, направиться туда не смогли...и вынуждены были вернуться...»

Каким эмоциям, направленным на окружающих людей, мы обычно не даём ходу? Правильно — негативным и разрушительным. Похвально!

Только направляем мы всё это обратно на самих себя. Психологи употребляют здесь формулу «Я делаю себе то, что хотел бы сделать другим ».

Этот способ избегания своих подлинных чувств доводит человека до страшных психосоматических заболеваний, до суицида или суицидального образа жизни (который психологи называют «медленное» или «отсроченное» самоубийство). Это в тяжёлом случае.

А в «лучшем» случае человек приобретёт вредную привычку обвинять себя во всём, станет излишне уязвим, чувствителен и самокритичен. Закрепит он такой характер, научится обвинять себя во всём, а там и тяжёлый случай может наступить.

Главное вовремя заметить эту привычку ретрофлексии и отучить человека обвинять себя в той ситуации, когда всем очевидно, что логичнее обвинить настоящего виновника.

Вот пример. Официант в кафе принёс Вам разбавленное пиво, холодный кофе или салат, посыпанный орехами, хотя Вы ему чётко объяснили, что Ваш салат орехами посыпать не надо. И вот, вместо того, чтобы направить свой праведный гнев на нерадивого официанта, мы начинаем обвинть себя за то, что:

А) мямля
б) не произвожу впечатление «злого дядьки»,
в) хожу в такие позорные кафе,
г) живу в таком позорном обществе, где официанты все — борзые, а клиент — ничто.

Видите, сколько ненужной злости на себя, когда надо было просто проявить точечную и регламентированную обществом агрессию против обычного нарушителя Ваших прав.

Привычка к неосознаваемому самонаказанию тоже проявляется в конвульсивных жестах и действиях:

А) мы режем и обжигаем себе пальцы,
б) ударяемся телом о мебель, крича «Мебель в этом доме меня ненавидит!»
в) кусаем губы,
г) дерём волосы щёткой,
д) если мы — малые дети, то вообще, открыто лупим сами себя кулаками по телу.

Как узнать человека, одержимого ретрофлексией?

  1. Он сидит в неудобнейшей позе — перекрюченной и перекособоченной, примостившись на краешке стула. На предложение устроиться удобнее, он отвечает, что емутак удобно. Ему действительно так удобно.
  2. Он сжимает кулаки добела,
  3. Он кусает губы,
  4. у него ходят желваки,
  5. Он делает резкое движение вперёд, а потом с силой опрокидывает себя назад, в ту же позу. Это называется «насильственно прерванные жесты».
  6. Другие мышечные блоки и зажимы,
  7. Затруднённое дыхание,
  8. Частое сглатывание и моргание,
  9. Напряжения в определённых участках тела при переживании эмоций (Когда я об этом рассказываю, у меня начинает болеть голова...»)
  10. Несовпадение мимики с содержанием речи (рассказывает о трагедии и улыбается)

Как отучиться от ретрофлексии?

  1. Начать следить за собой. Как только мы отследили у себя очередную нелепую позу в момент переживания эмоций, запоминаем её. А затем утрируем до идиотизма. Например, мы втягиваем плечи и сутулимся, когда боимся людей. Доведите этот «жест» до абсурда, изобразите «бабу-ягу», и этот мышечный зажим Вас покинет. Он не любит утрирования (когда над ним смеются) и яркого света внимания на него направляемого.
  2. Посещать бассейн и массажиста. Особенное внимание нужно уделить массажу лица... Хоть мы и не привыкли к такой услуге как массаж лица, но это, пожалуй, первое, с чего стоит начать. Наше бедное лицо привыкает к таким не осознаваемым нами гримасам, что его порой нужно «перелепливать» заново ибо показывает оно уже не наши черты, данные нам природой, а всю нашу психоневрологию и больше ничего. Как шутит народ: «Если Вы стали похожи на Вашу фотографию на паспорте — срочно в отпуск!»
  3. И, наконец. Поломать стратегию избегания правды жизни. Самое трудное — научиться открыто (в рамках дозволенного нашей культурой и УК РФ) выражать свои правдивые эмоции по отношению к людям, как позитивные, так и негативные эмоции. Грубо говоря, научиться продуктивному и полноценному общению. Как? О! Это работа всей жизни...

И первый шаг этой дороги в тысячу ри — просто осознать , проснуться от бессознательного поведения, увидеть наконец, что есть проблемы, перечислить их хотя бы основные — начав с ними работать как можно скорей.

Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставляло его страдать.

Из книги Фредерика Перлза «Практика гештальттерапии»

"...Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».

Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение . Люди его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.

Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в «клинче». То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным.

Не делайте из этого поспешного вывода, что было бы хорошо без дальнейших хлопот «освободить запрещаемое». В некоторых ситуациях сдерживание необходимо, даже спасительно – например, сдерживание дыхания под водой. Вопрос в том, есть ли рациональные основания для того, чтобы сдерживать данное поведение в данных обстоятельствах. Если человек переходит улицу, вряд ли ему стоит доводить до явного поведения импульсы борьбы с приближающейся машиной за право пройти. В социальной ситуации тоже возможны случаи, когда борьба неуместна, – как и противоположные.

Если ретрофлексия находится под сознаваемых контролем, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, – никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична, только если она осуществляется по привычке, хронически, без контроля. Тогда она перестает быть чем-то временным, неким способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в «мертвую точку», постоянно удерживаемую в человеке. Больше того, поскольку эта стабилизированная «линия фронта» не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы как бы забываем о ее наличии. Это вытеснение – и .

Если ваше социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было бы так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда вытеснение – «забытая» ретрофлексия – было бы эффективным и желательным. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те «права», которых лишены дети. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит заново попробовать получить то, что нам нужно от среды.

Когда мы сдерживаем (supress) определенное поведение, мы сознаем как то, что сдерживается, так и сам факт сдерживания. При вытеснении (repression), мы же утеряли сознавание как вытесняемого, так и самого процесса вытеснения. Психоанализ акцентировал восстановление сознавание вытесняемого, то есть блокированного импульса. Мы же стремимся восстановить сознавание самого блокирования, дать человеку почувствовать, что он это делает, и как он делает это. Если человек обнаруживает свое ретрофлексивное действие и вновь обретает контроль над ним, блокированный импульс обнаружится автоматически. Поскольку ничто его не сдерживает, он просто выйдет наружу. Большое преимущество работы с ретрофлектирующей частью состоит в том, что она сравнительно легко достижима для сознавания; эту активную часть, осуществляющую подавление, можно непосредственно почувствовать, не полагаясь на догадки и толкования.

Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.

Практически, однако, обратный поворот ретрофлексии не осуществляется непосредственно. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывает замешательство, страх , чувство вины и потребность обвинить других. Попытка обратить , разорвать «клинч» двух частей личности, вызывает такую реакцию, как будто осуществляется нападение на тело, на его «природу», на саму его жизнь. Когда находившиеся в «клинче» части начинают освобождаться и разделяться, человек испытывает невыносимое возбуждение, ради уменьшения которого ему может понадобиться временно снова вернуть свой «клинч». Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться ими пользоваться. Сначала человек попадает в состояние тревоги и готов отступить в притуплённое несознавание.

Главная причина страха и вины при обращении ретрофлексии состоит в том, что большинство ретрофлектированных импульсов – это разного рода агрессии, от самых мягких, до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Одно только сознавание таких импульсов уже пугает. Но агрессия, в широком смысле слова, совершенно необходима для и . Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на окружающее. Мы не отрицаем того, что агрессия может быть и «неправильно» употребляемой по отношению к объектам и другим людям, так же как она патологически неправильно применяется, если фиксировано направлена против себя. Но пока человек не начнет сознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они, разумеется, будут применяться неправильно! Фактически именно их вытеснение – создание и поддержание жесткого «клинча» мускулатуры – делает агрессию столь опустошительной, «антисоциальной» и невыносимой. Если агрессивные импульсы получат возможность спонтанно развиваться в контексте всей личности, а не будут сдавливаться и удушаться в «клинче» ретрофлексии, человек сможет оценить их более полно и разумно..."

От редакции Психологоса:

Ретрофлексия - достаточно редкое явление, характерное более для не очень адекватных, проблемных людей и которое обычно может разглядеть только натренированный гештальт-терапевт. Если вы любите искать у себя проблемы, вы найдете в себе и ретрофлексию, если же вам кажется более перспективным заниматься своим развитием, вместо поиска мешающих вам проблем вы будете ставить перед собой конкретные задачи и их успешно решать. Итого: если вы понимаете, что вы действительно тяжелый (для себя или других людей) человек, вам стоит обратиться к психотерапевту и некоторое время поработать со своими проблемами, в том числе с ретрофлексией. Если вы человек адекватный и ставите задачи развития, ретрофлексия вас волновать не должна, и вам скорее на