С помощью каких суффиксов образуются причастия? Переходность либо непереходность глагола. Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Что такое суффикс?

Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Какими бывают по функции?

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.


Оттенки значений

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

Суффиксы существительных

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.

Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Суффиксы существительных:

Значение

  • Принадлежность к определенному кругу, национальности: горец, кавказец, окруженец.
  • Способность: борец, торговец, канатоходец.
  • Животное мужского рода: самец, плывунец, жеребец (-ец-) или женского (-иц-): медведица, львица, ленивица.
  • Оценочное значение: братец, борщец, хлебец, зубец (в разговорной речи и просторечиях).
  • Уменьшительно-ласкательное значение: ножик, столик.
  • Название наук, предметов: математика, механика, стилистика
  • Название ягод: ежевика, голубика.
  • Предмет: учебник, плавник, бумажник.
  • Образ деятельности: полковник, подводник, всадник.
  • Территориальный объект: парник, предбанник, сенник.

Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк-

Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка.

Чик-/-щик-

Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик.

Суффиксы прилагательных

Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.

Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.

Значение

Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый.

Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный.

Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной).

Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый)

Ев-/-ов-, -ин-

С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов.

Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый.

Енн-/-онн-

Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный)

Ив-/-лив-/-чив-

Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый

Ист-, -чат-

Похожесть: серебристый, маслянистый.

Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу).

Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный.

Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный.

Суффиксы глаголов

Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.

Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.

Суффиксы местоимений

Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.

Действительное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит либо создавал действие: ученик, рисующий , рисовавший либо нарисовавший картину.

Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица либо предмета: картина, рисуемая либо нарисованная учеником.

При образовании причастий учитываются последующие причины:

1. Переходность либо непереходность глагола

  • От переходных глаголов образуются и действительные и страдательные причастия;
  • от непереходных - только действительные.
  • 2. Вид глагола

    Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать - читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочесть - прочитавший, прочитанный (соверш. вид).

  • При всем этом от глаголов неидеального вида образуются причастия как реального, так и прошедшего времени.
  • От глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.
  • 3. Спряжение глагола

  • Суффиксы реальных и страдательных причастий реального времени зависят от спряжения глагола.
  • 4. Возвратность либо невозвратность глагола

  • От возвратимых глаголов страдательные причастия не образуются;
  • действительные причастия, образованные от возвратимых глаголов, сохраняют во всех временах постфикс -ся независимо от того, какой звук (гласный либо согласный) находится перед ним: купаться - купающийся .
  • Таблица образования вероятных форм причастий

    Глаголы

    Причастия

    действительные

    страдательные

    реального
    времени

    прошедшего
    времени

    реального
    времени

    прошедшего
    времени

    переходные

  • неидеального вида
  • совершенного вида
  • непереходные

  • неидеального вида
  • совершенного вида
  • 1. Действительные причастия реального времени образуются от базы реального времени с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения:

    1-ое спряжение: вез-ут - вез-ущ- ий, работа-ют - работа-ющ- ий, бор-ют-ся - бор-ющ- ийся .

    2-ое спряжение: держ-ат - держ-ащ- ий, вид-ят - вид-ящ- ий, стро-ят-ся - стро-ящ- ийся .

    2. Действительные причастия прошедшего времени образуются от базы неопределённой формы с помощью суффикса -вш- , в том случае база оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш- , в том случае база оканчивается на согласный: чита-ть - чита-вш- ий, виде-ть - виде-вш- ий, нес-ти - нёс-ш- ий .

    Действительные причастия реального и прошедшего времени от возвратимых глаголов сохраняют постфикс -ся: борются - борющийся ; бороться - боровшийся .

    Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

    Примечание. Причастия на -щий (способный, находящийся в горизонтальном положении) просочились в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий) , которые позднее перевоплотился в простые прилагательные, т.е. утратили значение времени действия. Потому в российском языке имеются такие пары: стоящий - стоячий, текущий - текучий, колющий - колющийся . 1-ое слово каждой пары - старославянского происхождения, 2-ое - российского.

    Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

    1. Страдательные причастия реального времени образуются от базы реального времени с помощью суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют - чита-ем -ый; видят - вид-им -ый .

    Примечание. От неких глаголов 1-го спряжения страдательные причастия реального времени образуются с помощью суффикса -ом- : вед-ут - вед-ом -ый; влек-ут - влек-ом -ый . Эти причастия носят книжный нрав.

    2. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от базы неопределённой формы глагола:

    а) С помощью суффикса -нн- , в том случае база неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е : чита-ть - чита-нн- ый; посея-ть - посея-нн- ый; виде-ть - виде-нн- ый .

    б) С помощью суффикса -енн (-ённ-) , в том случае база неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук либо на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унес-ённ -ый; запеч-ь - запеч-ённ -ый; раскраси-ть - раскраш-енн -ый; освети-ть - освещ-ённ -ый; убеди-ть - убежд-ённ -ый; прослави-ть - прославл-енн -ый . При всем этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с - ш, з - ж, т - ч - щ, д - ж -жд, в - вл и т.д.).

    в) От неких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -т- : мы-ть - мы-т -ый; ви-ть - ви-т -ый; мя-ть - мя-т -ый; трону-ть - трону-т -ый; тере-ть - тёр-т -ый; запере-ть - запер-т -ый; моло-ть - моло-т -ый; коло-ть - коло-т -ый .

    Дополнительно по теме «Образование причастий. Суффиксы причастий»:

  • Главы «Действительные причастия» и «Страдательные причастия» в пособии Е.И. Литневской «Краткий курс российского языка для школьников» (см. после раздела «Глагол») - подробная информация об образовании неких форм причастий (варианты, исключения, трудные случаи).
  • Глава «Формы причастий и их образование» в пособии Н.С. Валгиной, Д.Э. Розенталя «Современный российский язык» - теоретический материал для углублённого исследования данной темы.
  • Сводная таблица «Образование причастий»
  • Источник материала Интернет-сайт

  • Раздел «Причастие» в учебнике «Грамматика российского языка» под редакцией Л.В. Щербы
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое причастие как часть речи?
  • Каковы синтаксические признаки причастия?
  • Каковы морфологические признаки причастия?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • Какие есть правила правописания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Сколько Н пишется в коротких причастиях и коротких отглагольных прилагательных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных»?
  • Каковы правила правописания причастий на -анный и -енный?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании причастий?
  • Какие бывают ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов?
  • Как изменяется правописание причастий при переходе их в прилагательные?
  • Когда пишется буква Е перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква А перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

    Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

    друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

    Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

    Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

    Например,

    • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
    • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

    Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
    Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

    Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

    причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

    Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

    Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

    Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

    Напомню, что:

    • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
    • словообразование - это образование новых слов.

    Словообразовательные суффиксы

    С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
    Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

    лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

    Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

    сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

    Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
    Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

    Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

    • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
    • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
    • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

    Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

    • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
    • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
    • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
    • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
    • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
    • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

    Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
    суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
    суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

    Суффикс может быть не обозначен буквами.

    Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
    После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
    Например:

    врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

    Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

    1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
    2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
    3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
    4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
    5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

    Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

    Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

    Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

    Суффиксы Их работа
    Образуют существительные
    -к-
    -ик-
    -ек-
    -ок-
    -еньк-
    -оньк-
    -ечк-
    -очк-
    -ушк-
    -юшк-
    рыба — рыбк а
    ключ — ключик
    замок — замочек
    друг — дружок
    рука- рученьк а
    лиса- лисоньк а
    Ваня – Ванечк а
    игла – иголочк а
    дед – дедушк а
    поле — полюшк о
    Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
    -ник-
    -чик-
    -щик-
    -тель-
    -ниц-
    -к-
    лес — лесник
    возить — возчик
    барабан — барабанщик
    учить — учитель
    учить — учительниц а
    радист — радистк а
    Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
    Образуют прилагательные
    -ист-
    -ск-
    -ов-
    -ев-
    -н-
    скала — скалист ый
    город — городск ой
    горох - горохов ый
    шаль — шалев ый
    лето — летн ий
    Образуют глаголы
    -а-
    -и-
    -е-
    -ова-(-ёва-)
    -ива-(-ыва-)
    звук – звуча ть
    рана –рани ть
    белый – беле ть
    зима – зимова ть
    кольцо — кольцева ть
    укачать — укачива ть
    открыть -открыва ть
    -ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
    лечить — лечиться — лечусь
    Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
    Формообразующие суффиксы
    -ть-
    -ти-
    читать
    нести
    Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
    -л- читаю – читал ;
    говорю — говорил
    Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

    У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

    Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

    — это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий , рисовавший или нарисовавший картину.

    — это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая или нарисованная учеником.

    При образовании причастий учитываются следующие факторы:

    1. Переходность или непереходность глагола

    • От переходных глаголов образуются и действительные и страдательные причастия;
    • от непереходных — только действительные.

    2. Вид глагола

    Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать — читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать — прочитавший, прочитанный (соверш. вид).

    • При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени.
    • От глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

    3. Спряжение глагола

    • Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола.

    4. Возвратность или невозвратность глагола

    • От возвратных глаголов страдательные причастия не образуются;
    • действительные причастия, образованные от возвратных глаголов, сохраняют во всех временах постфикс -ся независимо от того, какой звук (гласный или согласный) находится перед ним: купаться — купающийся .

    Таблица образования возможных форм причастий

    Глаголы
    Причастия
    действительные
    страдательные
    настоящего
    времени
    прошедшего
    времени
    настоящего
    времени
    прошедшего
    времени

    переходные

    непереходные

    1. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения:

    1-ое спряжение: вез-ут вез-ущ- ий, работа-ют работа-ющ- ий, бор-ют-ся бор-ющ- ийся .

    2-ое спряжение: держ-ат держ-ащ- ий, вид-ят вид-ящ- ий, стро-ят-ся стро-ящ- ийся .

    2. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш- , если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш- , если основа оканчивается на согласный: чита-ть чита-вш- ий, виде-ть виде-вш- ий, нес-ти нёс-ш- ий .

    Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют постфикс -ся: борются — борющийся ; бороться — боровшийся .

    Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

    Примечание. Причастия на -щий (могущий, лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий) , которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т.е. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий стоячий, текущий текучий, колющий колючий . Первое слово каждой пары — старославянского происхождения, второе — русского.

    Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

    1. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют чита-ем -ый; видят вид-им -ый .

    Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом- : вед-ут - вед-ом -ый; влек-ут - влек-ом -ый . Эти причастия носят книжный характер.

    2. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола:

    а) При помощи суффикса -нн- , если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е : чита-ть чита-нн- ый; посея-ть посея-нн- ый; виде-ть виде-нн- ый .

    б) При помощи суффикса -енн (-ённ-) , если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти унес-ённ -ый; запеч-ь запеч-ённ -ый; раскраси-ть раскраш-енн -ый; освети-ть освещ-ённ -ый; убеди-ть убежд-ённ -ый; прослави-ть прославл-енн -ый . При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с ш, з ж, т ч щ, д ж жд, в вл и т.д.).

    в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т- : мы-ть мы-т -ый; ви-ть ви-т -ый; мя-ть мя-т -ый; трону-ть трону-т -ый; тере-ть тёр-т -ый; запере-ть запер-т -ый; моло-ть моло-т -ый; коло-ть коло-т -ый .

    Дополнительно по теме «Образование причастий. Суффиксы причастий»:

    • Главы «Действительные причастия» и «Страдательные причастия» в пособии Е.И. Литневской «Краткий курс русского языка для школьников» (см. после раздела «Глагол») — подробная информация об образовании некоторых форм причастий (варианты, исключения, трудные случаи).
    • Глава «Формы причастий и их образование» в пособии Н.С. Валгиной, Д.Э. Розенталя «Современный русский язык» — теоретический материал для углублённого изучения данной темы.

    Источник:

    Дополнительно на Геноне: