Самоанализ учителя начальных классов. Методики самоанализа для учителей: что отразить в самоанализе работы работы учителя? Самоанализ работы

Для того, чтобы профессиональная деятельность педагога приносила свои плоды, ему необходимо регулярно проводить самоанализ, выделяя проблемные и спорные моменты своей деятельности. Как же проводится анализ работы учителя, и какие подводные камни данного процесса могут вызвать сложности у профессионала?

Основные критерии и методики самоанализа работы преподавателя

Самоанализ работы учителя проводится педагогами систематически примерно два раза в год. Подобный анализ помогает выявить основные недостатки в работе и исправить их. К тому же, данная методика помогает отслеживать свой профессиональный рост, свои карьерные и педагогические успехи.

Отчет по методической теме учителя должен быть составлен четко, без жаргонизмов и лишних лирических отступлений. В таком отчете педагог может отметить свои основные карьерные успехи за отчетный период, отметив динамику успеваемости в классах. Также преподаватель может вести подобные отчеты и для себя. Если учитель составляет анализ деятельности исключительно для себя, он может вести повествование в свободной форме, подробно останавливаясь на основных моментах оценки.

Поскольку самоанализ любого преподавателя подразумевает оценку его педагогической деятельности, следует выделить критерии, по которым это оценивание будет происходить. Во-первых, критерием выступает общая успеваемость в классе, количество отличников и двоечников. Во-вторых, критериями могут стать цели и задачи педагога и степень их выполнения. Обычно каждый год преподаватели ставят перед собой учебные задачи той или иной сложности. Обратив внимание на удачность их исполнения, преподаватель сможет проанализировать и собственные профессиональные успехи.

В-третьих, критерием самоанализа учителя становится уровень его нынешней квалификации по сравнению с прошлым периодом. Каждый педагог в течение учебного года обязан проходить квалификационные курсы, а также участвовать в разнообразных конкурсах и конференциях. По количеству грамот, полученных с конкурсов и курсов, педагог напрямую отслеживает уровень собственного профессионализма.

В-четвертых, при оценивании собственной деятельности, учитель не может упускать из виду и те условия, что создает школа для повышения его профессиональных качеств. Например, если в школе отсутствует необходимое оборудование для проведения уроков, нет учебников и рабочих тетрадей, это следует особенно отметить в своем отчете. Дело в том, что отсутствие информационного и материально-технического обеспечения учителя напрямую влияет на его профессиональную деятельность.

Отчет учителя по методической теме обязательно должен останавливаться на нескольких вопросах. Так, например, учителю следует отметить не только свои успехи на профессиональном поприще, но и неудачи, произошедшие с ним в школе за отчетный период. Также в отчете упоминаются новые методики, внедренные педагогом в процессе обучения детей, возможные улучшения его профессиональной деятельности, намеченные на будущее. Также педагогу следует отметить основные тревоги и проблемы, которые способны повлиять на его профессиональную деятельность в будущем.

Обычно при составлении анализа деятельности педагога учитываются разнообразные факторы, в том числе, уровень квалификации преподавателя, его опыт работы и образовательные навыки. Не игнорируются и интеллектуальные способности детей. Например, в специализированной гимназии требования к результатам самоанализа учителя чуть выше, чем в обычных, общеобразовательных заведениях.

Проблемы, возникающие у преподавателя при составлении самоанализа

Лишь на первый взгляд кажется, что составить самоанализ собственной работы — это несложно, ведь преподаватель знает все преимущества и недостатки своей профессиональной деятельности. На самом деле, данный процесс зачастую осложняется из-за множества факторов, которые следует учитывать.

Так, например, элементарные четвертные оценки далеко не всегда могут стать свидетельством эффективной работы преподавателя. Даже если в классе учатся одни отличники, профессиональная деятельность педагога может быть низкой. Именно поэтому для составления точного и справедливого анализа необходимо учитывать добрый десяток факторов от личных успехов преподавателя до существующей в школе рабочей атмосферы.

Также проблемы возникают и из-за анализа педагогических методов, применяемых учителем. Даже если преподаватель использует проверенные методические рекомендации, его уровень профессионализма будет низким. Современная школа требует от преподавателей использования разнообразных методик работы, основанных на психологическом и нравственно-патриотическом воспитании. Применение дифференцированного подхода к обучению вкупе с разнообразными методиками помогут сделать деятельность педагога более успешной.

Отражая методики работы и успехи учеников, преподавателю важно не потерять свою индивидуальность. Если в работе используются какие-то собственные наработки и подходы, о них следует обязательно рассказать, поскольку они демонстрируют уровень профессионализма учителя. Составив столь подробную характеристику на собственную педагогическую деятельность, учитель сможет понять, в чем кроются основные недостатки и преимущества его работы. Такой анализ поможет подправить недостатки и повысить успеваемость.

Составление самоанализа педагогической деятельности — это настоящая наука, где важно не потерять свою профессиональную индивидуальность. Если преподаватель будет проделывать подобную работу с завидной частотой, он сможет в зачатке выявлять собственные профессиональные проблемы, решая их оперативно, пока они не доставили проблем с руководством.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Хамидулина Альмира Идрисовна,учитель начальных классов.
Место работы : МБОУ прогимназия "Кристина" г. Томска
Описание: данный материал содержит анализ моей работы за определенный промежуток времени.
Назначение: самоанализ может быть интересен учителям начальных классов при подготовке к аттестации.
Целью моей профессиональной деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности, что согласуется с целью нашего образовательного учреждения. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу;привлечение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания; а также внедрение информационных технологий в обучение.
Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования и выполнения требований ФГОС.
В период с ноября 2010 по май 2015 я работала по образовательной программе «Школа 2100»,в этом учебном заведении два выпуска моих учеников, успешно закончивших обучение по данному УМК и перешедших в гимназию № 6 г.Томска и другие общеобразовательные учреждения. Мною были разработаны образовательные программы по всем учебным предметам, а также программы внеурочной деятельности «Я-эрудит», «Школа безопасности», Я-гражданин». Кроме того, с внедрением новых стандартов я работала в составе ПТГ прогимназии «Кристина» по созданию технологических карт по формированию УУД.
С 1 класса учу детей наблюдательности, любознательности, привлекая своих учеников к исследовательской деятельности, которая начинается с прогулок в режимное время на территории прогимназии, экскурсий в рамках внеурочной деятельности,создания проблемных ситуаций.На протяжении всех лет обучения мои ученики были активными участниками различных научно-практических,исследовательских конференций от школьного до всероссийского уровня, что является отличным показателем создания благоприятных условий для развития личности ребенка и формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных, и, конечно, личностных универсальных учебных действий.
Немаловажное значение для успешного формирования и развития качеств ученика имеет системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов. Она реализуется в рамках накопительной системы. Одним из способов оценивания результатов обучения считаю портфолио выпускника, которое начинаю формировать со своими учениками начиная с 1 класса. В нем отражено приоритетное направление прогимназии – поликультурное образование (изучение немецкого языка,культуры и традиций немецкого народа), результативность очного участия в предметных олимпиадах, в дистанционных мероприятиях,в конкурсах,выставках, спортивных соревнованиях,акциях различного уровня,в научно-практических конференциях. Накопительная система учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Я на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбираю, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность меня, как педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её, способствуя выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а я, как педагог отслеживаю, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие, личностные и метапредметные действия. Чтобы динамика образовательных достижений учащихся за период обучения стала очевиднее, накопительную систему оценивания начинаю с ребятами с 1 класса, поэтому обязательно сохраняю первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребенка. Таким образом,максимальная накопительная оценка выпускника по результатам портфолио в 2015 году достигла 128 баллов. Однако, были несколько портфолио и с небольшим количеством баллов, что говорит о том, что не все ребята являются активными участниками олимпиад и прочих мероприятий.
С первоклассниками подводим итог каждого дня, ребята оценивают свои поступки и поведение в столовой, на уроках, на прогулке, готовность к урокам. В классном уголке наглядно можно посмотреть оценку ребенка в цветовой гамме.Командир класса, актив, дежурные заполняют (раскрашивают) итоги дня.
На протяжении всех лет обучения провожу мониторинги,комплексные работы, направленные на выявление личностного роста и качества обучения.
В этом учебном 2015-2016 году начала работать с первоклассниками, это мой третий набор обучающихся в прогимназии «Кристина».Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК « Начальная школа 21века» ,так как в ее основе лежат основные положения теории Л.С.Выготского. Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Использую в своей работе учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
- Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.
- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.
- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
- Технология. Автор Лутцева Е.А.
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации. В работе с первоклассниками придерживаюсь основного принципа обучения: природосообразности, то есть материал подбираю и использую максимально соответствующий потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности),учитываю индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Особенно внимательно стараюсь организовать адаптационный период в первом классе, помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.
Важную особенность УМК "Начальная школа ХХI века" вижу в том, что она позволяет формировать основные компоненты учебной деятельности, а это одна из приоритетных задач начального образования. В методике обучения первоклассников особое внимание уделяю целенаправленному внедрению моделирующей деятельности. На уроках математики уже с первых дней используем с ребятами конверты с фишками разных цветов, различными геометрическими фигурами, а также Танграмом. На уроках обучения грамоте активно используем квадраты зеленого, синего и красного цветов для звукового анализа слов. С первых уроков приучаю ребят к развитию контролирующей и оценочной деятельности (задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки", рубрика "Проверь себя","Оцени свою работу» и др.).Выделяя проблему обучения, прежде всего основываюсь и опираюсь на поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Ни один учитель не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы.
Суть моего подхода к обучению заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций,осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя. При этом всегда выполняю роль человека, направляющего деятельность обучающихся.
Шагаю в ногу со временем, изучаю все, что связано с внедрением ФГОС. За последние 5 лет неоднократно была участником профессиональных семинаров, конференций и других мероприятий. Имею следующие документы о повышении квалификации.
«Внедрение нового ФГОС в начальной школе» в объеме 72 часа (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Томский государственный педагогический университет»),июнь 2011 года.
«Технология проектного обучения, как средство развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО» в объеме 16 часов (ТОИПКРО, кафедра начального и дошкольного образования),2012 год
Методика преподавания « Начальной инновационной школы» в условиях перехода к ФГОС в объеме 8 часов (ТОИПКРО, кафедра начального и дошкольного образования),2013 год
Обучение по теме « Обобщение и представление результатов профессиональной деятельности учителя» в объеме 4 часов (РЦРО,2.03.15, сертификат)
Ведущая педагогическая идея моего педагогического опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, моделирование, практические занятия, а также в процессе внеклассной работы создание условий для развития познавательного интереса, логического мышления,формирования творческой активности учащихся.Уже с 1 класса мои ученики являются активными участниками групповых практических занятий по направлению «Экономика» , Этика-азбука добра» и т. д.
Сейчас в моем классе обучается 27 первоклассников, из них 14 девочек, 13 мальчиков. Дети подвижные, у многих преобладающей пока является игровая деятельность. Есть дети читающие, есть читающие по слогам, но у всех видна огромная тяга к знаниям, а также желание ходить в школу. Психологический климат в классе доброжелательный, основные вопросы, которые возникают у ребят-это то, это связано с игрой, дружескими отношениями. Мои ученики обучаются в школе полного дня, где есть возможность и учебы, общения, и прогулок, и выбора кружков по душе и интересам.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В ФГОС второго поколения обозначено одно из главных требований общества к выпускникам школ -способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Самостоятельную работу учащихся организую во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.
Мои учащиеся всегда находятся в активной позиции, они- непосредственные участники процесса познания.
Самостоятельную работу стараюсь организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей.
Проектная деятельность обучающихся проходит через все уроки и внеурочную деятельность и является одной из основополагающих в моей работе с детьми, так как помогает самостоятельно добывать знания и развивает все универсальные учебные действия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, науки. Результаты этой работы всегда заканчиваются конкретным результатом. Это книжка-малышка, стенгазета, памятка, календарь и т.д.
Показателями качественного усвоения изучаемого материала в моем классе является:
-активная работа всех учеников класса;
-умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия;
-самостоятельно выполнить аналогичные задания;
-качественная успеваемость в классе 80% при 100% обученности.
Таким образом, можно сделать вывод, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни вообще.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность , организуемая для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Данная программа нацелена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие у детей интереса к различным деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время. Особо хочется отметить участие с ребятами в городских целевых воспитательных программах-«Калейдоскоп чудес»(1 место по итогам 2010-2011 года,4 Б класс) и «Городская детская филармония»(2 место по итогам 2013-2014 и 2 место по итогам 2014-2015 учебного года).В перспективе своей педагогической деятельности планирую изучить все рекомендации и возможности УМК «Начальная школа 21 века», так как пока для меня это новая образовательная программа. Во втором классе включимся с моими учениками еще в одну городскую воспитательную программу, чтобы и у меня, и у моих ребят была возможность все время узнавать что то новое и самосовершенствоваться. Уже сейчас готовлю первоклассников для участия в городской экологической конференции. Надеюсь, что с каждым разом желающих будет больше и больше, и на выпуске ребята смогут доказать своим портфолио,что они всесторонне развивались и добились хороших результатов.

Самоанализ учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы р.п. Чаадаевка

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова

Гореловой Анны Александровны

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова. Закончила в 2000 году Городищенское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах, образование средне – специальное и факультет психологии Московской Современной Гуманитарной Академии в 2010 году, образование - высшее. Стаж работы в данной школе – 3 года, общий педагогический стаж – 7 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В настоящее время веду уроки по образовательной программе для начальных классов УМК «Гармония».

Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем. Специалисты утверждают, что любой учебник и методический комплект будет успешен от того, как методически и творчески грамотно преподносится система учителем.

Главная моя задача – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене, помочь раскрыться маленькой личности.

Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится колоссальная ответственность.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

За последние два учебных года в своей педагогической работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся:

при 100% успеваемости качество обучения составляет от 60% до 86%.

Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся за истекшие 2015 – 2016 гг. по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру видно, что качество знаний по русскому языку повысилось на 6%; по математике – на 13%, по литературному чтению – на 6%, по окружающему миру – на 7%.

Анализ результатов административных контрольных работ за последний год свидетельствует о высоком уровне качества знаний учащихся, составляющем:

по математике от 60% до 73%, по русскому языку от 67% до 73%, по чтению от 73% до 80%.

Активно участвую на школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, даю открытые уроки.

В своей работе придерживаюсь в основном традиционных методик и традиционных форм проведения уроков. Но в чистом виде традиционная форма проведения урока наряду с определенными преимуществами имеет и существенные недостатки. Ведь интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения требует качественного изменения как личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе, так и внедрение инновационных технологий в практику школьной жизни.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету. Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. На своих уроках я использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся в некоторых же технологиям эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технология групповой работы.

Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.

«Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большей степени сводится к обучению тому. Над чем надо думать в ходе решения». Эти слова П. Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры,
обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции обучающихся, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Игровую технологию использую в следующих случаях:

    в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, даже раздела учебного предмета;

    в качестве урока или его части;

    как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов, и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Организация групповой работы учащихся на уроке на основании звеньев из двух, трёх и четырёх учащихся в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом. Помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности. Групповая работа учащихся на уроке даёт определённый эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии интеллектуальных возможностей обучающихся

Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. В своей педагогической деятельности я использую Интернет ресурсы, сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их.

Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность.

Постоянно занимаясь самообразованием, я изучила пакет программ Microsoft Office. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности.. Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе. Включённые в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несёт прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.

Я – классный руководитель. Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе.

Главной целью воспитательной деятельности классного коллектива является:

Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.

Основные задачи воспитательной деятельности во 2-ом классе:

    Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.

    Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.

    Создать условия для развития нравственных качеств личности.

    Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.

    Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Направления воспитательной работы, по которым я работала в этом учебном году: нравственное, художественно-эстетическое, гражданско-правовое, трудовое, патриотическое, экологическое, здоровый образ жизни, основы безопасности и жизнедеятельности.

По данным направлениям я проводила мероприятия:

Нравственное направление: День знаний «Мы стали на год взрослее»; «Путешествие в школу искусств»; День пожилого человека; Традиции моей семьи; День матери; Что такое хорошо и что такое плохо; Праздник вежливых наук; Друг в беде не бросит; 8 марта; Моя спортивная семья; День космонавтики; Фотография моей семьи и моего любимца; Прошай, 2 класс! Здравствуй, третий!

Художественно-эстетическое направление: выставка творческих работ из природного и бросового материала «Природа и мы»; Фабрика Деда Мороза.

Гражданско-правовое и патриотическое направления: Права и обязанности школьника; Распределение поручений в классе; День конституции. Урок России; Уроки мужества и выставка рисунков; Конкурс чтецов; Ветеран живет рядом; Открытка ветерану «Цветы Победы»; Герои России.

Трудовое и экологическое направления: Учитель! Тебе посвящается; Праздник осени; Пернатые друзья; День Земли.

Здоровый образ жизни и ОБЖ: Школа светофорных наук; День здоровья; Действия школьников при пожаре; Советы доктора Воды; Мы – спортивные ребята; Азбука безопасности; Все игры в гости к нам; Стоп! Весна идет!

Духовное воспитание: День Святого Валентина; Масленица.

Дети участвовали в подготовке и проведении праздника «Бессмертный полк».

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно-личностная концепция обучения и воспитания.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Я стараюсь организовать работу так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как сплочение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учебным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумножать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

Дети моего класса активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы). Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения было проведено множество внеклассных мероприятий.

Я в течение многих лет повышаю свою квалификацию, стараюсь быть разносторонним человеком и все свои знания донести до своих учеников.

На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет. Качество знаний по предметам остаётся стабильным. Учащиеся показывают положительные результаты учебной деятельности и творческого развития. Ребята стали активнее участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

Самоанализ

учителя начальных классов

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Краснозерского района Новосибирской области

Зубковской средней общеобразовательной школы

Бельгибаевой Марины Владимировны 1966 года рождения.

Образование средне - специальное. Закончила Карасукское педагогическое училище в 1987 году. Стаж работы 27 лет, первая квалификационная категория.

Работаю учителем начальных классов в Зубковской средней общеобразовательной школе.

Работа в условиях ФГОС требует от учителя внедрения в практику новых программ и методов обучения, изучения и использования инновационных технологий для повышения качества обучаемости учащихся. Новые требования предъявляются и к педагогическим работникам. Поэтому я изучила Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Модернизация математического образования в контексте ФГОС НОО» в объеме 108 часов в 2012 году. Знакомилась с интернет- ресурсами, принимала участие в работе школьного, межшкольного и районного методического объединения. За время своей деятельности, я пришла к выводу, что дети не всегда понимают значимость учебы, поскольку большинство их проживают в семьях, где родители не могут оказать им помощь в учебе, так как имеют низкий уровень образования. На момент поступления в школу у детей была низкая мотивация к учебе. (Приложение №1) Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю формирование учебной мотивации младших школьников в условиях ФГОС. Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

Сохранение индивидуальности каждого ребенка;

Воспитание интереса к познанию и поиску новых источников информации способствующих интеллектуальному развитию учащихся;

формирование коммуникативных навыков в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Развитие творческого потенциала учащихся.

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими документами:

Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «ОБ образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», Примерной основной образовательной программой образовательных учреждений. Как педагог, соблюдаю Конвенцию о правах ребенка.

Седьмой год я работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний».Это комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Содержание и структура этой программы базируется на основе современных педагогических технологий. Этот комплект позволяет организовать учебный процесс с помощью различных форм и методов. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предложений, поиск доказательств, формирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать её результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. Обобщающими характеристиками содержания компонента является следующие:

Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.

Совершенствование способов к саморазвитию.

Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

Обучение учащихся публично выступать.

Развитие критического мышления.

Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с образовательной программой, уставом образовательного учреждения, положением о рабочих программах.

Администрацией школы создана необходимая материально- техническая база. Для работы класс оборудован компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской. Мною оформлены «Уголок чтения», «Уголок здоровья», стенды «Времена года», «Природа и мы» и другие информационные стенды.Так же есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы, контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, презентации по темам, видео уроки (Приложение №2)

Владею умением эффективно организовывать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивацией у детей. Для этого в своей работе использую элементы инновационных образовательных технологий, как в учебной, так и во внеурочной деятельности:

Технология проблемного обучения,

Игровая технология

Здоровьесберегающая технология

Технология разноуровнего обучения

Проектные технологии

Коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физминуток. Так же проводятся беседы, динамические паузы, экскурсии, занятия в тренажерном зале, спортивные праздники, дни здоровья. Мною был дан открытый классный час по теме: «Опасные и безопасные ситуации». Для проведения классного часа была создана презентация.100% детей моего класса питаются в школьной столовой, все это способствует укреплению здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии использую в своей практике компьютер, интерактивную доску, мультимедийные презентации, создаю собственные презентации, обучаю этому учащихся. Провела открытый урок математики в 4 классе по теме «Четыре математических действия»,на котором учащиеся защищали собственные мультимедиапроекты. Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!

Игровая технология облегчает сложный процесс обучения, способствует развитию многих качеств личности. Игра снимает психологическое и физическое напряжение. Особенно много игровых моментов в 1 , 2 классе. На уроках русского языка использую следующие игры: «Пирамиды», «Лесенки», «Сделай гнездо слов», «Словарное лото», «Волшебники», «Змейка» и многие другие. На уроках математики: «Магические рамки», «Цепочка», задачи в стихах, шарады, ребусы. На уроках литературного чтения «Доскажи словечко», загадки, кроссворды, анаграммы. Все это делает обучение более интересным, повышает творческие способности.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности. Эти технологии способствуют формированию у учащихся необходимых качеств: дети учатся моделировать учебный материал, добывать знания.

Умение взаимодействия в группах, планировать совместную деятельность, умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Ученики моего класса выполняли как индивидуальные, так и коллективные проекты. Проекты учащиеся выполняют по всем предметам. На уроках литературного чтения выполняли коллективный проект «Авторские сказки», индивидуальные по темам «Устное народное творчество», «Писатели детям» и многие другие. На уроках окружающего мира выполняли следующие проекты «Природные зоны», «Весна в природе» и другие. К школьному фестивалю с учащимися подготовила коллективный проект «Откуда к нам пришла гармонь».

Исследовательские технологии полезны тем, что и дети, которые испытывают трудности в обучении, тоже принимают активное участие. Эта технология формирует у учащихся познавательную активность, творческие способности, расширяют кругозор. Исследования дети проводят на уроках технологии при посадке цветов на школьном участке, пересадки комнатных растений. Учащиеся наблюдают за их ростом и развитием. Это повышает интерес к познаниям, интеллектуальное развитие. На уроках технологии проводила исследование «Что любят кушать птицы зимой?» . Исследование завершилось защитой проекта «Пицца и леденцы для птицы».

(Приложение № 3).

Всё это способствует качественному усвоению материала. Ученический состав класса, в котором я работаю, отличается различным уровнем подготовки. Четверо учащихся из десяти обучаются по программе школы VII вида. Поэтому я стараюсь учитывать индивидуальные психологические особенности и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных знаний и навыков для всех обучающихся. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

К личности ребенка отношусь уважительно, учитывая ее индивидуальные возможности. Становление личности школьника, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель - вызвать у детей эмоциональный интерес, построить урок так, чтобы дети смогли открыть для себя новое, главное, чтобы каждый добился успеха. Умело переключаю детей в ходе урока с одного вида деятельности на другой.

На уроках литературного чтения много работаю над развитием речи, так как в век технического процесса школьники не читают книги. На сегодняшний день книга не является главным источником знаний. Поэтому учу детей правильно работать с учебником и другими источниками информации. Стараюсь показать богатство и красоту русского языка. На уроках веду диалог с учащимися, учу выражать свое мнение, даже если оно отличается от остальных. Все уроки начинаю с речевой разминки, словарной работы. Эта работа обогащает словарный запас учащихся, постоянно работаю над повышением качества чтения. Развиваю творческие способности через задания; придумай сказку, измени окончание сказки, инсценировка сказок. Поэтому все ученики выполняют технику чтения, понимают содержание произведения. (Приложение №4)

На уроках математики веду систематическую и целенаправленную работу по формированию у детей приемов умственной деятельности, в процессе усвоения математического содержания. Стараюсь давать задачи, которые имеют несколько способов решения. Часто применяю разноуровневые задания. Использую задачи с недостающими данными, с лишними данными, сказочные задачи, экологические задачи. Дети готовят доклады, проекты по темам.

На уроках русского языка веду словарную работу, работу над орфограммами, различные виды разбора, знакомлю с многозначными словами, учу подбирать слова синонимы и антонимы.

В своей работе осуществляю контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный опрос, викторины, конкурсы. Также использую нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-соревнования.

Освоила и активно использую «Дневник.ру», систематически работаю с электронным журналом. Принимаю активное участие в проведении «Недели начальных классов». Даю открытые уроки и внеклассные занятия. Участвую в интернет-конкурсах педагогического мастерства. (Приложение № 5)..

С 2010 года являюсь организатором ЕГЭ в аудиториях ППЭ, являюсь организатором конкурса «Русский медвежонок» в школе.

Ученики моих классов принимают активное участие в международном конкурсе «Кенгуру», во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Человек и природа», во Всероссийской олимпиаде «Эрудит».(Приложение №6)

Дети обладают коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, анализировать, обобщать, работать в группах, в парах, самостоятельно. Все это дает определенный результат успеваемости. В 2011-2012 году успеваемость по русскому языку 80%\70%, по математике 80%\60% по литературному чтению 100%\80%, по окружающему миру 100%\80%. В 2012-2013г безотметочное обучение. В 2013-2014 году, при 100% успеваемости учащихся, качество составляет по русскому языку 40%. по литературному чтению 100%, по математике 50%, по окружающему миру 64%. (Приложение № 7).

В процессе обучения важную роль играет воспитательная работа. Воспитание человека- процесс непрерывный. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, воспитать культуру поведения, чувства милосердия, прививать навыки здорового образа жизни все это работа учителя. Для того чтобы лучше узнать детей, их проблемы провожу диагностику по выявлению уровня воспитанности, тревожности, самооценки. Прослеживается положительная динамика. (Приложение №8). Учащиеся моего класса являются активными участниками школьных мероприятий, занимают призовые места. Дети выступают и в сельском доме культуры. (Приложение № 9).

В 2012 году давала открытое мероприятие для учащихся 1-4 классов «Космическое путешествие», в 2013 году- «Опасные и безопасные ситуации»,в 2014- открытый классный час «Открываем волшебные двери добра».

Также много внимания уделяю внеурочной занятости детей во второй половине дня. Это занятия в кружках по интересам, в спортивных секциях. 100% детей охвачено таким видом деятельности. (Приложение № 10). Восьмой год я веду кружок «Искусство выразительного чтения» для учащихся 2-4 классов. Главной целью кружка является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театрализации. Члены кружка участвуют в школьных, сельских и районных мероприятиях. Бельгибаева Диляра и Уварова Алена в 2011 году за участие в районном конкурсе стихов были награждены поэтическим сборником местной поэтессы. Творческие успехи детей были показаны в выпусках «Литературной газет(ки)», которую выпускали кружковцы.

Хорошо организован летний отдых детей. 70% детей отдыхали в лагере дневного пребывания «Веселые ребята», 20% в Краснозерском санатории. Летом я работаю в Лагере дневного пребывания детей при МКОУ Зубковской СОШ. Стараюсь сделать летний отдых детей максимально интересным.Ребята активно участвуют во всех мероприятиях, ведь время, свободное от уроков, дает огромный шанс для творчества. За свою работу имею « Благодарность» от детей и заметку в школьной газете «Эхо». (Приложение №11).

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью мною ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, классные часы с приглашением родителей, привлекаю родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. Так семья Исаковых заняла третье место в конкурсе «Наша дружная семья», Бем М.И. в конкурсе «А ну-ка, бабушки» завоевала титул «Супер бабушка», родители помогают в проведении новогоднего праздника. Активно работает родительский комитет класса. Родители и коллеги дают обо мне положительные отзывы.(Приложение № 12). Я провожу профилактическую работу с родителями, анкетирование, даю индивидуальные консультации. Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, где дети находятся на опеке. Подводя итоги воспитательной работы, хочу отметить, что дети стали более активными, любознательными, к 3 классу сплотился коллектив.

Сильными сторонами своей деятельности считаю:

Эффективное использование современных образовательных технологий и методик. Умелое применение их в практической деятельности. А также целеустремленность и добросовестность.

На достигнутом не останавливаюсь. Постоянно повышаю профессиональный уровень. Изучаю новинки педагогической теории и практики, как в периодических изданиях, так и в методической литературе, интернет ресурсах. За межаттестационный период с 2010 по 2014 год прошла следующие курсы: с 13.01.2010 по 20.01.2010 года Новосибирск Обл ЦИТ по теме « Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» в объёме 36 часов, с 20.02 2012года по 15 марта 2012 года ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме « Модернизация математического образования в контексте ФГОС НОО» в обьеме 108 часов, с 9.04 по 16.04 2012 г «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа.

Я активно общаюсь с коллегами из других школ района,из других районов области. Имею личные достижения (Приложение №13).

Важным условием для достижения высокого педагогического мастерства является постоянное пополнение знаний, поэтому собираюсь продолжить работу по самообразованию по теме «Развитие творческого потенциала учащихся».

Я, Кокорская Татьяна Степановна, работаю учителем начальных классов в Астраханской средней школе. Образование - высшее. Закончила в 2011 году Академию «Көкше» г. Кокшетау по специальности учитель начальных классов. Стаж работы в данной школе - 14 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила некоторый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2013 году была присвоена вторая квалификационная категория.

За межаттестационный период прошла курсы:

1. Современное представление и методика развития детей. Сертификат 2015 г г. Астана Центр «Педагогики и Психологии»
2. Программа обновления содержания образования в начальной школе«. Сертификат 12.07. 2016 год

АОО «НИШ» филиал ЧУ «Центр Педагогического Мастерства» г. Петропавловска

Свою педагогическую деятельность веду согласно: «Закону об Образовании, ГОСО (Государственный образовательный стандарт начального образования РК), учебным программам, инструктивно-методического письма и другим нормативным документам.

Моё педагогическое кредо:
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - эти слова Элберта Хаббарта стали девизом моей педагогической деятельности.

Годы обучения в начальных классах - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих способностей ребёнка, его индивидуальности.

Главная моя задача - научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене, помочь раскрыться маленькой личности.

Научить ребенка учиться - значит обеспечить его успехи вплоть до окончания школы. Это и есть моя основная цель.

Данная цель реализуется мною через решение следующих задач:
- развитие интереса учащихся к учебной деятельности;
- развитие творческой личности;
- обучение учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;
- воспитание интереса к процессу познания, поиску новых источников информации, развитие познавательной активности через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения.

Моя задача - показать, что учение становится главным, ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Развивая познавательный аспект, я формирую предпосылки для развития мотивационной сферы.

Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится колоссальная ответственность.

Наша динамическая жизнь многое меняет и в образовании. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Работаю второй год в новых условиях обновления содержания образования. Целью обновленной Программы является совершенствование педагогического мастерства и внедрение системы критериального оценивания.

Это помогает обновить и усовершенствовать практику работы учителя. Без оценивания невозможен учебный процесс. Оценивание играет огромную роль как для учителя, так и для самих учеников.

При традиционном оценивании мы использовали пятибалльную систему оценивания, но при этом это было не всегда объективно.

Формативное оценивание - это работа с каждым учеником, выявление его достижений, которое позволяет более точно и объективно оценить навыки и умения учащегося. Это оценивание даёт мне возможность отслеживать учебный процесс каждого ребёнка.

Для меня формативное оценивание - это процесс наблюдения за тем, как изо дня в день протекает процесс обучения. Это постоянное оценивание (безотметочное) самооценивание и взаимооценивание учащихся по определенным критериям. Очень важно, чтобы дети умели оценивать свои знания. При формативном оценивании учитель всегда рядом со своим учеником. Он даёт своему ученику «обратную связь».

«Обратная связь - это «словесная оценка» или письменный комментарий к работе. Учитель похвалил учащегося, значит, дал понять, что материал усвоен успешно, указал на недостатки в выполении какого-либо задания, не поставил оценку, но при этом оценил работу.

При формативном оценивании ученик получает право на ошибку. Дети видят, что они знают, что у них получается, над чем нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы не допускать подобные ошибки.

В практике своей работы я использую следующие виды ФО:
- «Письменные комментарии»,
- «Две звезды и одно пожелание»
- «Мини - тест», «Закончи предложения»
- «Светофор», «Большой палец» и др.

Хочется отметить положительные стороны формативного оценивания:
- позволяет ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;
- положительно влияет на рост и развитие учебных достижений;
- создаёт условия для активного обучения;
- стимулирует учителя к дальнейшей работе с учётом результата оценивания.

Я убедилась в том, что формативное оценивание требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом моей работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.

Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования

Процесс обучения выстраиваю по принципу: «Уча детей, учись сама». Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.

В своей педагогической практике я применяю ряд приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, которые используютя мною на уроках в зависимости от возрастных особенностей, изучаемого материала, темы и особенности класса.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся, добиваться высоких результатов обученности.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию образовательного процесса.

В своей работе я использую проблемные методы обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению способствует творческому овладению материалом, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение дает мне возможность помогать слабым ученикам, делать процесс познания для них посильным, доступным, повышать их успешность, а также способствовать реализации желания сильных учащихся быстрее продвигаться в обучении, изучать материал более глубоко. Таким образом, все учащиеся мотивированы и не теряют интереса к учёбе.

Обучение в начальной школе немыслимо без игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В игре расширяется кругозор, формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

По мере взросления все чаще привлекаю ребят к исследовательской деятельности. Использование ИКТ способствует повышению интереса к учению, помогает систематизировать материал, разнообразить формы контроля. Я использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники, тренажеры, презентации.

Обеспечение безопасности здоровья, соблюдение норм СанПИНа является обязательным в организации образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, что дает положительные результаты в обучении. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа и самомассажа.

В практике моей работы значительное место занимают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-игра, интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-праздник и другие.

Главная задача каждого преподавателя и моя в том числе - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В связи с этим я выбрала тему самообразования, над которой работаю: «Повышение мотивации младших школьников через использование приёмов активного обучения».

Активные приёмы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуютот учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя.

Активные методы обучения применяются мною на всех этапах урока (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Активные приемы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, а становится активным участником образовательного процесса.

В настоящее время в своей работе я широко использую следующие наиболле эффективные методы активного обучения:

1.Создание положительного настроя (мотивация) - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.Организации рефлексии и подведения итогов.

4.Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

6.Элементы - «изюминки» (интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

8. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Эта технология имеет много плюсов в нашей нелегкой работе, как раз подходит к реализации программы обновленного содержания образования РК в начальных классах.

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников данном вопросе, их опорных знаний.

Хочется отметить, что при планировании своих уроков я уделяю большое внимание работе в группах и парах. Для этого необходимо включать в урок привычную схему технологии критического мышления: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии. Данная схема позволяет большинству детей в классе работать с информацией активно. Так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, то по-прежнему в классе остаются ребята, которые не умеют еще достаточно слушать и быть внимательными, отвлекаются на уроке. Работа с ними требует некоторых повторений действий. Очень радует, что при работе в парах или группах в классе есть дети, на которых можно возложить некоторые обязанности учителя. Эти дети являются моими первыми помощниками в повышении мотивации к обучению слабых детей.

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования.

«Дорогу осилит идущий». Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на областных и районных семинарах, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с докладами и сообщениями перед коллегами. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. Изучаю материал в сети творческих учителей. Являюсь активным подписчиком республиканского педагогико-методического журнала «Начальная школа».

Участвую в работе районного методического объединеия учителей начальных классов. Являюсь руководителем МО начальных классов нашей школы.

Результаты качества знаний учащихся за последние три года

Заключение

Исходя из анализа своей работы, в своей дальнейшей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
- активно внедрять в практику своей деятельности новые технологии обучения и воспитания;
- следовать девизу современной школы «Обучать не всех, а каждого», каждый человек - личность, и урок должен позволить проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика и будет соответствовать всем требованиям современной школы.

Анализ собственного педагогического опыта показал, что учитель - это основная фигура при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиться успеха в своей деятельности.

Таким образом, успех в обучении во многом зависит от личности учителя, от его желания сделать свою работу наиболее эффективной.

Я убедилась в том, что педагогическая деятельность требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.