Сборник диктантов по русскому языку 5. Правописание гласных и согласных в приставках. Повторение изученного в начальных классах

5 класс

Тема: Предложение

Дятел.

Стук в окно. Кто там? Молчат. Смотрю - дятел. Прицепился за рамой и стучит. Избу принял за дерево, а окно- за дупло. И дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека дятел увидел в первый раз.

Это был молодой дятел. Он еще мало что видел.

(49 слов)

Тема: Звуки и буквы.

Ходили мы летом по грибы. В лесу там увидели рога. Это лоси их зимой скинули.

К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает, вы найдете рога в лесу. За летом у лося новые рога вырастут.

45 слов

Тема: Состав слова. Правописание корня.

Осень.

Осень пришла. Холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком. Пора жителям леса запасы на зиму делать.

Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под кожей топит. Белка грибы на сучках развесила. Хомяк носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит. Все зимой пригодится. /47 слов/.

Разобрать по составу: поездка

Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне .

Новоселье.

Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дороги аллея берез. Рядом остановка троллейбуса. Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю свой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель, всякую утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день. /39 слов/

Тема: Приставка и предлог.

Сказки.

Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на чудесном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.

У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.

46 слов.

Тема: Разделительный твердый знак.

Угощение.

Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверек брал в лапки рябину и ловко объедал ягодки.

Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутье отличное. Сразу найдет орех в снегу и съест его. /50 слов/.

Тема: Части речи.

Поздняя осень.

Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки птиц. По воздуху плыла паутина.

А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К вечеру выпал первый снег.

/39 слов/.

Второе предложение разобрать по частям речи.

Тем: Собственные и нарицательные имена существительные.

Булька.

В село Озеры бежит собачка Булька. Бежит домой деловито. Откуда она? В деревню Соновку отдали ее щенка Тузика. И каждый день Булька бежит кормить его.

Наступила весна. Речка Быстрянка разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?

Бурные потоки не испугали Бульку. Маленькая собачка бросилась в воду и поплыла. /50 слов/.

Тема: Род и число имен существительных.

В лесу.

От села Уляшкино я шел на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетел глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло.

49 слов.

Грамматический разбор слова глухарь.

Тема : Мягкий зна к на конце существительных после шипящих . Радости.

Девочки делились своей радостью. У каждой новая вещь. У Алёнки красивая брошь. У Тани платье. Ваня молча слушал.

В лесу он видел яркие цветы и голубой ручей.

Луч солнца дрожал в воде. Казалось, в ней играли серебряные рыбки.

Ваня находил радость там, где хотел.

(45 слов)

Тема: Определение типа склонения имён существительных .

Суд над декабрём.

Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил.

Филин выступил против. Ночью хорошая охота. Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а травка глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.

Судили, рядили и оставили всё как есть. ( 49 слов /

В первых двух абзацах подчеркнуть существительные, указать склонение.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных I склонения.

Опушка.

Человека и зверя влечет лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под березкой. Зимой вдоль опушки идет лыжня. В поле вьюга. По лесу трудно пройти. А на опушке тишь. Побродить можно свободно. Вот следы. Это в поле мышковала лиса. Испугалась и бросилась к опушке. Заяц тоже топтался у края леса.

(50 слов)

Тема: Правописание падежных окончаний существительных III склонения.

В роще.

В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свила гнездо птица.Пёстрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам сновали муравьи. Под тенью листьев цвела ландыши. Свежий воздух говорил о близости озёра.

К ночи в роще наступала тишина.

/ 45 слов /

Тема: Дифференциация падежных окончаний существительных I и III склонения в Р.,Д.,П.падежах .

Белки-прыгуньи.

В нашей местности живут белки. Большая часть их жизни проходит на деревьях.

Я стоял у ели и наблюдал игру зверьков. Они прятались в пышной хвое, мчались к верхушке ели. В ловкости, смелости и красоте трудно найти равных белке. Как безотказно служат ей цепкие лапки и пушистый хвост!

/ 49 слов /

Тема : Правописание падежных окончаний существительных единственного числа

Март.

В марта зима с весной спорят.

Ночью зима ходит хозяйкой. Скуёт лужи. Остановит ручей. Наморозит сосульку. Свесит её морковкой с крыши.

А днём весна гуляет, солнцем командует. Лужи на дороге блестят. Ручей в овраге журчит. Повсюду звон капели.

И нет ничего милей этой музыки весны.

/ 39 слов /

Т ема: Главные и второсте п енные чле ны предложения .

Нашествие сорняков.

Гонит ветер по дороге листья. Идёт осенний дождь. Вместе с водой и ветром прибыли в огород плоды сорняков. Кто приплыл, кто шариком прикатил. А пушинки одуванчика спустилась на парашютике.

Так с осени пробрались в огород хитрые сорняки.

/39 слов /

1-ое и 2-е предложения разобрать по членам предложения

Тема: Однородные члены предложения с одиночным союзом и.

Птицы летят.

Март прячет весну под снегом и льдом. Но уже летят на родину грачи.

В апреле чернеют проталины. Журчат в овраге ручьи. Спешат домой стрижи и скворцы.

В конце мая зеленеют луга и сады. Летят домой ласточки.

Много бед ждёт птиц в дороге. / 41 слово/

Найти три предложения с однородными членами. Однородные члени предложения подчеркнуть

Тема: Однородные члена предложения без союзов.

У кого какой дом.

Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома. Им нужны веточки, солома, трава, перья. Славке-портнихе нужен стебелёк. Им она сошьёт два листа. Ласточке нужна глина. Пеночке -травка.

Целый дворец с входом и выходом копают под землю крот и мышь.

/ 48 слов /

В 3-ем предложении подчеркнуть однородные члены.

Тема: Повторение пройденного за год.

Отнять радость.

Вдоль дороги золотая полоска. Это первые цветы.На короткой ножке солнечная капелька.

Прошло несколько дней. Шла я из деревни той дорогой. Впереди заметила фигурку. Девочка нагибалась, и за ней тускнела золотая полоска. Она рвала цветы. Я подошла к девочке. Из подола посыпалась солнечные капельки.

Меньше стало на земле радости. /49 слов/

Сборник диктантов по русскому языку для 5 класса

Охраняйте леса!


Отдых в деревне

Грамматическое задание

Белка


(По В. Бианки)

Грамматическое задание

Дедушка Мороз

По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг.

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней.

1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения:

От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

Зимой

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Заблудился

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

О Михаиле Пришвине

Грамматическое задание




(По Д. ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 1
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья - птицы. 2 Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» №2

Отдых в деревне

Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.

По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду 4 . Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.

Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.

Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе.

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 (1 вариант);
Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» №3

Белка


Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 (2 в) Прошло время, и у нее появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!

(По В. Бианки)

Грамматическое задание

1. Выпишите 3 существительных с разными орфограммами:

из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);
Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Фонетика» №4

Дедушка Мороз

Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: "Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!" Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л.Л. Яхтину)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения:

От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней.

1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения:

От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов.

2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: "Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!"

3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак.

3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

Контрольный диктант по теме «Лексика» №5

Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.

1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.

2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь.

3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.

3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

Контрольный диктант по теме «Морфемика» №6

Заблудился

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашел? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошел через поле.4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.4

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Я вышел на опушку и пошел через поле.4 (1 вариант);

Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).

3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» №7

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. 4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. 4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?

Грамматическое задание

1. Сделайте морфологический разбор существительных:

юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. (1 вариант);

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» №8

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
Март - последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

(По Д. Зуеву )

Контрольный диктант по теме «Глагол» №9

ЦИРК

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели 3 афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся 3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: "Проходи! Не задерживайся!"

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Они мычат от страха и сбиваются в кучу. 4 (1 вариант);

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант №10 по теме «Глагол»

ВЕСНА

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся 3 , взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает 3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
(96 слов) (По В.Бианки)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Глагол» №11

В САМОЛЁТЕ

Самолёт набирает 3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Самолёт часто проваливается3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. 4 (1 вариант).

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. 4 (2 вариант).

Итоговый контрольный диктант №12

Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде интересные часы. Каждый час на циферблате открываются черные створки, а за ними появляются герои народных сказок.
Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоеме плещутся рыбки.
«Как здесь красиво!» - говорят ребята.
Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, желтыми, зелеными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.
Раздается звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери. Стихает шепот, и спектакль начинается. (99 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: шепот (1 вариант); спектакль (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: выросло (1 вариант); увидишь (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. (1 и 2 вариант)

Повторение изученного в начальных классах

  • Звуки и буквы
  • Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова
  • Самостоятельные и служебные части речи
  • Имя существительное
  • Буквы е и и в окончаниях имён существительных
  • Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
  • Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных
  • Местоимение
  • Глагол. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения
  • Не с глаголами
  • Мягкий знак после шипящих в глаголах 2‑го лица единственного числа
  • Наречие

Синтаксис и пунктуация

  • Словосочетание
  • Предложение. Виды предложений по цели высказывания
  • Главные члены предложения
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Обобщающие слова при однородных членах
  • Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью
  • Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи
  • Диалог
  • Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

  • Ударение
  • Звуковое значение букв е, ё, ю, я
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова
  • Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов
  • Непроизносимые согласные
  • Обозначение мягкости согласных на письме
  • Разделительные ъ и ь

Лексика. Культура речи

  • Лексическое значение слова
  • Однозначные и многозначные слова
  • Прямое и переносное значение слов
  • Синонимы. Антонимы. Омонимы

Морфемика. Орфография

  • Однокоренные слова и формы слова
  • Разбор слова по составу
  • Чередование гласных и согласных в корне
  • Правописание гласных и согласных в приставках
  • Буквы з и с на конце приставок
  • Буквы о и а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- – -ращ- – -рос-
  • Буквы ё и о после шипящих в корне слов
  • Буквы ы и и после ц

Морфология. Орфография

  • Имя существительное как часть речи
  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква и кавычки в именах собственных
  • Род имён существительных
  • Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа
  • Три склонения имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных
  • Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных
  • Имя прилагательное как часть речи
  • Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных
  • Имена прилагательные полные и краткие
  • Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий
  • Глагол как часть речи
  • Не с глаголами
  • Неопределённая форма глагола (инфинитив). Правописание -чь и -чься, -тся и -ться в глаголах
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида
  • Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов
  • Буквы е и и в корнях с чередованием
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 5 класса

6 класс

Повторение изученного в 5 классе

  • Виды предложений по цели высказывания
  • Однородные члены предложения
  • Обращение
  • Запятая между простыми предложениями в составе сложного

Словообразование и орфография

  • Основные способы образования слов в русском языке
  • Буквы о и а в корнях -кос- – -кас-, -гор- – -гар-
  • Буквы ы и и после приставок
  • Гласные в приставках пре- и при-
  • Соединительные о и е в сложных словах
  • Сложные и сложносокращённые слова

Имя существительное

  • Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных (повторение)
  • Буквы о и е после шипящих в окончаниях имён существительных (повторение)
  • Мягкий знак на конце существительных после шипящих (повторение)
  • Буква е в суффиксе -ен- имён существительных на -мя
  • Не с существительными
  • Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных
  • Гласные в суффиксах имён существительных -ек и -ик
  • Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах имён существительных

Имя прилагательное

  • Правописание падежных окончаний имён прилагательных (повторение)
  • Разряды имён прилагательных по значению
  • Мягкий знак в притяжательных прилагательных
  • Не с прилагательными
  • Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных
  • Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных
  • Различение на письме суффиксов имён прилагательных -к- и -ск-
  • Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных

Имя числительное

  • Имя числительное как часть речи
  • Количественные и порядковые числительные
  • Простые и составные числительные
  • Склонение количественных числительных
  • Мягкий знак в середине и на конце числительных

Местоимение

  • Местоимение как часть речи
  • Личные местоимения
  • Правописание неопределённых местоимений
  • Не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях
  • Сочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной не; ничто иное не
  • Притяжательные, указательные и определительные местоимения

Глагол

  • Глагол как часть речи
  • Не с глаголами
  • Переходные и непереходные глаголы
  • Наклонение глаголов
  • Безличные глаголы
  • Гласные в суффиксах -ова- – -ева-, -ева- – -ива-, -ва- глаголов
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 6 класса

7 класс

Повторение и обобщение изученного в 5–6 классах

  • Знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях
  • Способы образования слов
  • Части речи

Причастие

  • Причастие как особая форма глагола
  • Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
  • Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед н и перед суффиксами -вш-, -ш- в причастиях прошедшего времени
  • Одна и две буквы н в суффиксах причастий и в отглагольных прилагательных
  • Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий
  • Не с причастиями

Деепричастие

  • Деепричастие как особая форма глагола
  • Деепричастия несовершенного и совершенного вида
  • Не с деепричастиями
  • Деепричастный оборот

Наречие

  • Наречие как часть речи
  • Степени сравнения наречий
  • Не с наречиями на -о и -е
  • Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
  • Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е
  • Буквы о и а на конце наречий
  • Дефис между частями слова в наречиях
  • Слитное и раздельное написание наречий
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Служебные части речи

  • Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов
  • Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их виды. Употребление союзов в простом и сложном предложении
  • Слитное и раздельное написание союзов
  • Частица как служебная часть речи
  • Раздельное и дефисное написание частиц
  • Употребление частиц не и ни

Междометие

  • Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Восклицательный знак и запятая при междометиях
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 7 класса

8 класс

Повторение изученного в 5–7 классах

  • Части речи, их значение и грамматические признаки
  • Повторение наиболее трудных орфограмм, изученных в 7 классе

Словосочетание

  • Строение и виды словосочетаний

Простое предложение

  • Повторение изученного о простом предложении
  • Простые двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего
  • Простое, составное глагольное и составное именное сказуемое
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Второстепенные члены предложения
  • Приложение. Употребление дефиса и кавычек при приложениях
  • Сравнительный оборот как один из видов обстоятельства
  • Простые односоставные предложения
  • Неполные предложения
  • Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью. Запятая между однородными членами
  • Однородные и неоднородные определения
  • Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах
  • Обращение. Знаки препинания при обращении
  • Вводные слова и предложения, знаки препинания при них
  • Предложения с обособленными членами. Обособленные определения
  • Обособленные приложения
  • Обособленные обстоятельства
  • Обособленные уточняющие члены предложения
  • Прямая и косвенная речь
  • Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитировании
  • Диалог
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 8 класса

9 класс

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах

  • Пунктограммы
  • Сложносочинённое предложение
  • Строение сложносочинённого предложения, средства связи в нём

Сложноподчинённое предложение

  • Строение сложноподчинённого предложения, средства связи в нём. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными меры, степени и образа действия
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными
  • Повторение изученного о сложноподчинённом предложении
  • Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Бессоюзные сложные предложения

  • Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
  • Тире в бессоюзном сложном предложении
  • Сложные предложения с различными видами связи
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 9 класса

Сборник диктантов по русскому языку, 5-9 классы, Богданова Г. А., 2010.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ .
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Сентябрь - время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. 2) Клюква - последняя ягода сентября. 3) Сентябрь - отлетная пора. 4) В природе сентябрь - вечер года. 5) Астра - царица маргариток. 6) Октябрь - месяц прощания птиц с родными гнездами. 7) Москва - северная граница распространения дубов. 8) Ловля на спиннинг - интересная и увлекательная спортивная охота. 9) Зяблик - защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец.
(По Д. Зуеву)
II. 1) Сорока - самая болтливая птица на свете. 2) Сова - житель полярных стран. 3) Рысь - свирепая лесная кошка. 4) Лошадь - животное травоядное. 5) Конец зимы - самое голодное время в лесу. 6) Некоторые думают, что крот - грызун.
(По В. Бианки)
III. 1) Лягушки - хладнокровные животные. (С. Образцов) 2) Крапива - одно из самых любопытных растений. (В. Солоухин) 3) Первый признак цунами - отступление океана от берега. (В. Бурлак) 4) Храбрость - сестра победы. (Пословица) 5) Усердие - мать удачи. (Пословица) 6) Наша белка - мастерица. (Л. Куликов) 7) Древняя родина синей птицы - Индия. 8) Путешествие - трудное дело. (Н. Сладков) 9) Птицы - защитники урожая. 10) Синица - любимица птицеловов. 11) Норки - хищные и прожорливые зверьки.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Схематические диктанты
I. 1) Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков) 2) Солнце за день нагулялося, за кудрявый лес спускается. (И. Никитин) 3) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло. (И. Никитин) 4) Уж ночь идет, огни по небу рассекает. (И. Никитин) 5) Пальнул Федор Федорович по сороке, да не попал. (Е. Чарушин)
II. 1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек. (К. Паустовский) 2) Солнце с каждым днем раньше всходило по утрам и все неохотнее скрывалось по вечерам. (В. Бианки) 3) Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. (Ф. Залтен) 4) Малиновка щебетала четко, весело, звонко. (Д. Зуев) 5) Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет. (И. Бунин)
III. 1) После летней разлуки прилетают в город галки, вороны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши. 2) Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища птиц: грачей, скворцов, чаек, ласточек. 3) С севера летят к нам другие птицы: щеглы, сойки, клесты. 4) Синица съедает вредных насекомых: жучка, листогрыза, листовертку. 5) В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами, шишками.
(По Д. Зуеву)

От составителя

Повторение изученного в начальных классах
Звуки и буквы
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова
Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное
Буквы е и и в окончаниях имён существительных
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных
Местоимение
Глагол. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения
Не с глаголами
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2‑го лица единственного числа
Наречие

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Предложение. Виды предложений по цели высказывания
Главные члены предложения


Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Обобщающие слова при однородных членах

Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи
Диалог
Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Ударение
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов
Непроизносимые согласные
Обозначение мягкости согласных на письме
Разделительные ъ и ь

Лексика. Культура речи
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Синонимы. Антонимы. Омонимы

Морфемика. Орфография
Однокоренные слова и формы слова
Разбор слова по составу
Чередование гласных и согласных в корне
Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы з и с на конце приставок
Буквы о и а в корнях -лаг- – -лож-, -раст- – -ращ- – -рос-
Буквы ё и о после шипящих в корне слов
Буквы ы и и после ц

Морфология. Орфография
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква и кавычки в именах собственных
Род имён существительных
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа
Три склонения имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных
Имя прилагательное как часть речи
Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных
Имена прилагательные полные и краткие
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий
Глагол как часть речи
Не с глаголами
Неопределённая форма глагола (инфинитив). Правописание -чь и -чься, -тся и -ться в глаголах
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов
Буквы е и и в корнях с чередованием
Итоговые контрольные диктанты за курс 5 класса

Повторение изученного в 5 классе
Виды предложений по цели высказывания
Однородные члены предложения
Обращение
Запятая между простыми предложениями в составе сложного

Словообразование и орфография
Основные способы образования слов в русском языке
Буквы о и а в корнях -кос- – -кас-, -гор- – -гар-
Буквы ы и и после приставок
Гласные в приставках пре- и при-
Соединительные о и е в сложных словах
Сложные и сложносокращённые слова

Имя существительное
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных (повторение)
Буквы о и е после шипящих в окончаниях имён существительных (повторение)
Мягкий знак на конце существительных после шипящих (повторение)
Буква е в суффиксе -ен- имён существительных на -мя
Не с существительными
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных
Гласные в суффиксах имён существительных -ек и -ик
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах имён существительных

Имя прилагательное
Правописание падежных окончаний имён прилагательных (повторение)
Разряды имён прилагательных по значению
Мягкий знак в притяжательных прилагательных
Не с прилагательными
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных
Различение на письме суффиксов имён прилагательных -к- и -ск-
Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных

Имя числительное

Имя числительное как часть речи
Количественные и порядковые числительные
Простые и составные числительные
Склонение количественных числительных
Мягкий знак в середине и на конце числительных

Местоимение
Местоимение как часть речи
Личные местоимения
Правописание неопределённых местоимений
Не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях
Сочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной не; ничто иное не
Притяжательные, указательные и определительные местоимения

Глагол
Глагол как часть речи
Не с глаголами
Переходные и непереходные глаголы
Наклонение глаголов
Безличные глаголы
Гласные в суффиксах -ова- – -ева-, -ева- – -ива-, -ва- глаголов
Итоговые контрольные диктанты за курс 6 класса

Повторение и обобщение изученного в 5–6 классах
Знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях
Способы образования слов
Части речи

Причастие
Причастие как особая форма глагола
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
Гласные перед н и перед суффиксами -вш-, -ш- в причастиях прошедшего времени
Одна и две буквы н в суффиксах причастий и в отглагольных прилагательных
Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий
Не с причастиями

Деепричастие
Деепричастие как особая форма глагола
Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Не с деепричастиями
Деепричастный оборот

Наречие
Наречие как часть речи
Степени сравнения наречий
Не с наречиями на -о и -е
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е
Буквы о и а на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
Слитное и раздельное написание наречий
Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов
Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их виды. Употребление союзов в простом и сложном предложении
Слитное и раздельное написание союзов
Частица как служебная часть речи
Раздельное и дефисное написание частиц
Употребление частиц не и ни

Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Восклицательный знак и запятая при междометиях
Итоговые контрольные диктанты за курс 7 класса

Повторение изученного в 5–7 классах
Части речи, их значение и грамматические признаки
Повторение наиболее трудных орфограмм, изученных в 7 классе

Словосочетание
Строение и виды словосочетаний

Простое предложение
Повторение изученного о простом предложении
Простые двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего
Простое, составное глагольное и составное именное сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения
Приложение. Употребление дефиса и кавычек при приложениях
Сравнительный оборот как один из видов обстоятельства
Простые односоставные предложения
Неполные предложения
Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью. Запятая между однородными членами
Однородные и неоднородные определения
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах
Обращение. Знаки препинания при обращении
Вводные слова и предложения, знаки препинания при них
Предложения с обособленными членами. Обособленные определения
Обособленные приложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные уточняющие члены предложения
Прямая и косвенная речь
Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитировании
Диалог
Итоговые контрольные диктанты за курс 8 класса

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах
Пунктограммы
Сложносочинённое предложение
Строение сложносочинённого предложения, средства связи в нём

Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчинённого предложения, средства связи в нём. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры, степени и образа действия
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными
Повторение изученного о сложноподчинённом предложении
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Бессоюзные сложные предложения
Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении
Сложные предложения с различными видами связи
Итоговые контрольные диктанты за курс 9 класса