Шаблон презентации портфолио логопеда. Материал на тему: Портфолио учителя-логопеда. Обеспечение индивидуальной детской деятельности


Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе
Тема: «Времена года».

Задачи:
-Учить детей различать признаки времён года;
-помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;
-с помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;
-упражнять в отгадывании загадок о животных;
-воспитывать внимание, мышление.
Материал: игрушечный зайчик, конверт, картинки с временами года,
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появиться этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:
Комочек пуха, белое ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? - (зайчик).
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Посмотрите, в лапках у зайчика необычный конверт. Давайте посмотрим что там.
Воспитатель: А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.
Воспитатель: Зайчик хочет проверить, знаете ли вы, приметы времён года?
Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.
Загадка: 1.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, »Купайтесь! » - приглашаю
И любите за это вы все меня. (Я- лето)
2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек. (Я- осень),
3. Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. (Зима),
4. Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна),
5. И светла и широка
Наша тихая река
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. (Лето),
6. Льёт дождь, холодный, точно лёд.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт. (Осень).
7. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зима).
8. На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит. (Весна).
(Дети помещают отгадки на доску)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все времена года правильно отгадали.
Воспитатель: А какое сейчас время года? Как вы узнали, что весна? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно. Только весной деревья надевают свой зелёный наряд, а птички вьют гнёзда и высиживают птенцов.
Давайте перечислим с вами приметы каждого времени года (ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!
Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветвях Чудо – дерева росли и картинки и ботинки.
Воспитатель: А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.
Cтихотворение:
Как у наших у воротЧудо – дерево растёт
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А разноцветные шарики!
Да непростые, а волшебные
С загадками.
Что же вы зеваете, их не обрываете?
Саша к дереву пойдёт, шарик с дерева сорвёт.
(вызванный ребёнок отгадывает загадку, написанную на шарике)
ЗАГАДКИ:
«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.
«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». Ёж.
«Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу». БЕЛКА.
Воспитатель: Ребята, а о каких животных были загадки? (Ответы детей)
А почему их называют дикими? (Ответы детей)
Ну, а последний шарик сорву я. Что же здесь написано: зайчик предлагает поиграть в игру: «Жуки» (Дети выполняют команды воспитателя – жуки полетели, жуки сели, барахтаются, отдыхают.)
Отдохнули? Нам пора прощаться с лесным гостем. Он хочет что-то сказать нам: Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки. И в игре вы, малыши, тоже были хороши.
-До свиданья, детвора, расставаться нам пора.
-До свидания, зайчик. Приходи к нам в гости и других зверей с собой приводи.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе
на тему: "Животные"
Цель:
1. Закрепить названия домашних и диких животных, их детенышей.
2. Развивать слуховое внимание, закреплять и различать на слух
звукоподражания домашних животных.
3. Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его
вместе с воспитателем.
4. Учить детей произносить слова отчетливо.
5. Активизировать словарь, закреплять умение соотносить названия
знакомых предметов с изображением.
6. Воспитывать внимание, настойчивость в выполнении заданий.
7. Учить детей умению слышать друг друга, говорить по очереди,
развивать доброжелательное отношение друг к другу;
Материал:
коврик, животные (корова, коза, овца, свинья, кошка, собака, лошадь, курица,
гусь, утка, лиса, волк, заяц, медведь), деревья, забор, “Волшебный мешочек”,
набор карточек “Животные и детеныши”, поднос, свеча, зажигалка, волшебная
палочка,
Ход занятия
Дети под музыку входят в группу.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами на нашем занятии повторим все, что мы
учили про животных. Наше занятие мы начнем с физкультминутки “На
водопой”.
Жарким днем лесной тропой
(Дети спокойно идут по кругу друг за
другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой­лосихой топал
лосёнок,
За мамой­лисицей крался
лисенок,
За мамой­ежихой катился
ежонок,
За мамой­медведицей шел
медвежонок,
(Идут громко топая.)
(Крадутся на носочках.)
(Приседают, медленно двигаются вперед.)
(Идут вперевалку.)
За мамою­белкой скакали
(Скачут вприсядку.)

бельчата,
За мамой­зайчихой – косые
зайчата,
(Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат,
(Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Лицом в круг, делают движения языком –
“лакают”.)
Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с
другом. Дети здороваются, передавая по кругу колокольчик.
После приветствия воспитатель просит ребенка принести коврик и раскатать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Кто
как подает голос”.
Беседа сопровождается показом игрушек. Детям нужно имитировать голос
так, как кричит изображаемое животное, птица.
Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли в гости животные (корова,
коза, овца, кошка, собака, свинья, лошадь, курица, гусь, утка, лиса, волк, заяц,
медведь), они тоже хотят с вами поздороваться. Воспитатель достает из
корзины кошку, собаку, козу, овцу, свинью, лошадь, курицу, гуся, утку,
корову и по одной игрушке показывает детям.
­ Кто это? (кошка)
­ Как она с нами поздоровается? (мяу)
­ А кто это? (собака)
­ А как с нами поздоровается собака? (гав)
и т.д.
­ Где живет кошка? (дома)
­ Где живет собака? и т.д.
­ Кто кормит этих животных их и ухаживает за ними? (люди)
­ Как мы называем этих животных? (Правильно, это домашние животные).
Воспитатель ставит рядом с животными забор.
Дальше из корзины воспитатель достает волка, лису, зайца, медведя.
­ Кто это? (лиса) и т.д.
­ Где живут эти звери? (Все эти животные живут в лесу)
Поставить рядом с ними деревья.
­ Кто заботится о них и кормит? (Они сами добывают себе пищу)
Этих животных мы называем … (дикие).
­ Что любит есть медведь? (мед, малину, ловит рыбу в реке)
­ Что любит кушать заяц? (морковь, капусту, травку)
­ Что любит лиса? (может поймать мышку или зайчика)
Еще раз повторить.
Лиса, волк, медведь, заяц – дикие животные.

Кошка, собака, корова, коза, овца, лошадь, свинья, курица, гусь, утка, – это
домашние животные.
Воспитатель: Посмотрите, что это такое? Это “Волшебный мешочек” и в нем
кто­то спрятался. Вы слышите? В нашем “Волшебном мешочке” спрятались
какие­то животные, и они хотят, чтобы вы отгадали, кто это?
Воспитатель загадывает загадку (описывает животное), а дети отгадывают кто
это.
­ Это домашнее животное, любит молоко, шерстка пушистая, мягкие лапки, а
в лапках царапки. Кто это? (кошка)
­ Это домашнее животное, охраняет дом, любит своих хозяев.
С хозяином дружит,
Дом сторожит, на чужих лает,
В свой дом не пускает.
Кто это? (собака)
­ Зернышко клюет, деток зовет: “Ко­ко­ко, не ходите далеко!” Кто это?
(курица)
­ Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (заяц)
Молодцы! Вы справились с этим заданием. Посмотрите, кто к нам еще
сегодня в гости пришел.
Перед детьми на подносе три животных (корова, медведь, свинья). Они тоже
хотят с вами поиграть. Корова, медведь и свинья предлагают вам определить,
кто же из вас самый внимательный.
Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку, а дети должны назвать
какой игрушки не стало.
А сейчас я вам предлагаю поработать с материалом:
 “Животные и детеныши”;
 “Домашние животные”;
 “Дикие животные”;
 “Животные на липучке”;
 “Дикие и домашние животные”
 “Подбери пары”.
После того, как дети поработают самостоятельно с материалом, воспитатель
включает музыку, дети убирают материал на место и садятся на коврик в
круг.
Воспитатель: К нам в гости пришли животные со своими детками. Я вам буду
показывать картинку, а вы будете называть кто это.
Воспитатель показывает карточку животного с детенышем, а дети называют
кто это (собака со щенком, корова с теленком, коза с козленком, лошадь с
жеребенком, свинья с поросенком).
Посмотрите, кто это? (Это кошка с котенком)
Мы с вами сегодня хорошо занимались и устали, давайте отдохнем и
посмотрим на свечку.

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

Тема: «Наедине с природой».

воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Марина Сергеевна. АНОДО «Планета детства «Лада» детский сад «Белочка» №176.
Назначение: Занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
4. Учить детей рассматривать и обследовать объекты неживой природы, делать выводы.
Ход занятия:
На полу сидим в кругу. Раздаточные карточки у детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Когда это бывает?»
Пришло время загадок.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает.

Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку: «Зимой беленький, а летом серенький».
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайка. А сегодня он к нам прискакал, узнать, что мы знаем о природе.
На столе диаграмма, у детей карточки со знаками по временам года.
Начинаем рассказ: Оля (по карточке) – Это осень. Осенью бывает дождь. Появились лужи. Солнце осенью светит реже. Погода пасмурная…
Дети рассказывают друг за другом, один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. Так о каждом времени года.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение не живой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Зайчик будет бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц…(ответы нескольких детей)
-летний месяц…(ответы нескольких детей)
-после вторника…
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица…(ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку…(ответы нескольких детей)
-кто первый прилетает весной…
-какая птица не вьет себе гнездо…
-осенний месяц…(ответы нескольких детей)
-весенний месяц…(ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? (Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой? Летом?
А какие бывают облака? (кучевые, перистые, грозовые и дождевые)
А из каких идет дождик и снег?
А как называется лес, в котором растут сосны и ели? А если деревья? А если все вместе? (ответы детей).
В конце занятия зайка спрашивает: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали». Хвалит детей и дарит медальки со своим изображением.

Тема занятия. Беседа о диких животных наших лесов.

Цель занятия.

1. Уточнить понятия детей о диких животных средней полосы (лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж), характер­ных признаках их внешнего вида, о том, чем питается каждое из них, как называется его жилище.

2. Упражнять детей в распространенных ответах, вскрывающих некоторые причинно-следственные связи!

Материал для занятия. Картинки (предмет­ные) с изображением каждого животного.

Ход занятия. Дети сидят за столами. Перед ними на доске развешаны картинки с изображением живот­ных.

Дети, кого вы видите на картинках?

На этих маленьких картинках нарисованы разные лери.

На этих картинках нарисованы дикие животные.

Дети, посмотрите на зайца и догадайтесь, что от­личает его от других зверей.

У зайца длинные уши.

А как сказать об этом иначе?

У зайца уши длиннее, чем у других зверей.

Чем отличается медведь?

У медведя жирное туловище.

Медведь самый косолапый.

У медведя очень толстые лапы.

Еще медведь - сладкоежка.

Правильно, дети. А что можно сказать про ежа?

У ежа много колючих иголок.

У ежа острые и длинные иголки на спине и на боках.

Лиса очень хитрая.

Лиса отличается пушистым хвостом.

А что еще можно сказать про лису?

У лисы самый длинный хвост.

Аналогично рассматриваются характерные признаки внешнего вида волка и белки. В начале занятия дети, отвечая на перечисленные выше вопросы, в какой-то степе­ни еще опираются на наглядный материал (картинки). Но дальнейшие вопросы уже требуют формулирования ответов без опоры на наглядность, по представлению.

Чем питаются эти животные?

Ежик питается яблоками и мышами.

Заяц ест морковь и капусту.

Заяц зимой обгладывает (обгрызает) кору у де­ревьев.

Почему он зимой ест кору?

Потому что нет больше травки. Землю засыпало снегом.

А что ест медведь?

Мишка питается малиной, ягодами, медом.

Кто расскажет про лису?



Лиса хитрая, она ест зайцев, таскает кур

А кто знает про волка?

Волк ест зайцев и других животных.

Волк обгладывает кости.

А ты, Саша, о ком хочешь рассказать?

Я знаю про лису: она ест мышей. Она их ловит и ест.

А о ком нам расскажет Сережа?

О белке. Она питается орехами, шишками и гри­бами. Она грибы на зиму сушит.

Почему белка сушит грибы на зиму?

Зимой нет грибов, поэтому она собирает их"летом.

Трудность формулирования только что перечислен­ных ответов состоит еще и в том, что дети не могут при этом опереться на вопрос логопеда, так как последний ставится очень кратко и чаще всего называет только предмет, о котором надо рассказать, опуская слово, обо­значающее действие, а иногда и не называет его. Общий вопрос, относящийся ко всем животным, был поставлен в начале занятия, и дети длительное время должны удер­живать его в памяти, пока не будет рассказано о всех животных.

Следующий вопрос снова задается таким образом, чтобы дети формулировали ответы на него по представ­лению.

Где живут эти животные?

Эти животные живут в дремучем лесу.

Эти звери живут в наших лесах.

Они живут в густом лесу.

Они живут в большом лесу.

Как называются жилища (домики) зверей?

Я знаю про медведя. Этот медведь косолапый, спит в берлоге.

А я знаю про белочку. Она живет в дупле.

А у зайца дома нет. Он может спать и под кустом, и в ямке.

А у волка - логово.

А у лисы - нора.

А кто скажет, какая у лисы нора? - спрашивает логопед, направляя детей на построение различных от­ветов.

Нора у лисы теплая.

У лисы нора глубокая.

Что делают эти звери зимой? Как вы думаете? Кто расскажет про медведя?

Медведь зимой спит в своей берлоге.

Медведь делает берлогу возле корней деревьев. Осенью он туда залезает, его засыплет снег, и ему тепло.

Правильно, Саша, ты рассказал про медведя очень подробно и понятно. А кто расскажет про зайца?

Заяц не прячется в норки, потому что i ген- щубэ, Он зимой бегает от врагов и

Спит заяц в ямке. А когда наступит лето, у него шубка изменяется и становится серая.

А кто знает, как проводит зиму белка?

Белка зимой живет в дупле. Она грызет там шиш­ки, которые она запасла на зиму. Еще она орехи ест и грибы и прыгает с ветки на ветку.

Ежик зимой спит в норке.

Что делает лиса зимой?

Лиса зимой охотится на зайца и птиц, потому что лисе нечего есть.

В конце занятия можно загадать детям несколько за­гадок о диких животных наших лесов. Итог занятия подводит логопед.

Дети, сегодня мы с вами вспомнили все, что знаем о диких животных, которые живут в наших лесах. Вы рассказали, чем они отличаются один от другого, что они едят, где живут, как называются их жилища и что дела­ют эти звери зимой (летом, весной, осенью). В следую­щий раз мы поговорим с вами о том, что происходит с ними весной, и познакомимся с их детками.

Своеобразие этих занятий с заикающимися детьми состоит во времени их проведения. В массовом детском саду такие беседы проводятся с самого начала учебного года, а с заикающимися, как уже говорилось, они воз­можны лишь в конце второго - начале третьего кварта­ла. На более ранних этапах этот вид занятий недоступен из-за невозможности пользования контекстной формой речи.

При построении беседы с заикающимися детьми важ­но соблюдать твердую очередность: целесообразнее на­чинать занятие с более легких форм, т. е. использовать хотя бы минимальную наглядность (в описанном приме­ре - предметные картинки с изображением каждого животного). С развитием беседы речь усложняется и по­степенно от ситуативной переходит к контекстной. Сна­чала дети отвечают отдельными фразами, а затем корот­кими рассказами.

В обычном же детском саду беседа может начинаться по-разному и перед воспитателем не ставится задача обучения вариативности в ответах. Логопед, проводя бе­седу с заикающимися детьми, упражняет их в умении да­вать несколько вариантов ответа. Он обучает этому специально на всех занятиях, в том числе и во время бе­седы.

Занятия по изобразительной деятельно­сти в третьем квартале по своему содержанию близки к тем, которые проводятся в обычном детском саду. Дети изображают сюжет, который составляется из простых и сложных предметов, предметы передаются в движении с соблюдением пропорций, окраски, соотношения частей и т. д. На этой ступени речь детей на занятиях по рисо­ванию, лепке, аппликации, конструированию становится регулятором их деятельности. Предварительно рассказы­вая план действий, ребенок планирует предстоящую ра­боту. Вопросы логопеда, уточняющие процесс работы, вскрывают ошибки в плане ребенка, помогают исправить их с помощью более подробного объяснения, более точ­ного высказывания. С этой целью на занятиях по изобра­зительной деятельности, как и на занятиях по развитию речи, включаются вопросы, в ответах на которые дети вскрывают некоторые причинно-следственные связи, что позволяет подвести их к рассуждению. Например 1:

Что тебе нужно сегодня для работы? - Вода, кисточка, краски...

Для чего тебе нужна вода?

Чтобы развести краски.

Навыки контекстной речи вырабатываются постепен­но и проявляются в самостоятельном рассказе, когда на­до сообщить о предстоящей деятельности:

Я сегодня хочу рисовать красками. Сначала я от­крою ящик и достану краски. Если краски будут гряз­ными, то я их сначала вымою кисточкой, а потом намочу. А если краски будут чистыми, то я сразу их намочу все.

Почему ты намочишь все краски?

Потому что я буду рисовать целую картину, и мне потребуется много красок.

К этому времени дети уже способны планировать ко­роткие отрезки работы:

Я нарисую сначала девочку в середине листа.

Меняются в третьем квартале и формы работы: наб­людается новое соотношение занятий логопеда и воспи­тателей. На занятии логопеда дети рассказывают о том, что они хотят сделать, как выполнят задуманное, что им потребуется для осуществления замысла, как они рас­положат свои предметы на бумаге и т. д., а выполняют задуманное с воспитателями в вечерние часы. На сле­дующий день дети в беседе с логопедом обсуждают свои работы и работы своих товарищей, подробно анализи­руя их.

В обычном детском саду анализ работ проводится с самого начала учебного года после каждого занятия. За­икающимся детям эта работа доступна лишь в третьем квартале, на нее можно отвести занятие целиком. В та­ком случае подбираются работы по разным разделам: рисунки, предметы лепки, аппликации. Иногда планиру­ется анализ работ только одного занятия, тогда он про­водится в конце занятия, как и в массовом детском саду. Дети активно обсуждают предложенные им работы. Анализ работ не ограничивается формальной оценкой выполненной работы («У Саши - хорошая, а у Вити - плохая», «У Светы - чистая, а у Вовы - грязная»). Де­ти выясняют причины хорошего и плохого выполнения и дают деловые советы.

У Вовы рисунок получился грязный, потому что он не дождался, пока высохнет "красная краска, и начал ри­совать синей. Вот и слились обе краски.

Бели бы Саша подождал, пока высохнет коричне­вая краска, то его рисунок получился бы еще красивее.

А если бы Витя взял меньше клея, то клей не вы­ступил бы по краям. И т. п.

Примеры ответов показывают, что в третьем кварта­ле детям доступны более сложные формы контекстной речи: они объясняют, делают выводы, рассуждают, вскрывают причинно-следственные связи и т. д.