Сказка про то, как казак сереже совет дал. сергей васильковский. Сказки ключницы пелагеи

Текущая страница: 3 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент )
(С. Т. Аксаков)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

Вопросы и задания

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель


Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.



С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

Вопросы и задания

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

Буран
(С. Т. Аксаков)

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной неторной дорожке, или, лучше сказать, – следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубленые полушубки, тулупы и серые суконные зипуны, нахлобученные башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле, и не скоро расходился, – они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты, по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. «Не больно болтай, – говорил один другому, – язык обожжешь: вишь зной какой, так и палит!» – «Шути, шути, – отвечал другой, – самого-то цыганский пот прошибает!» Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

Подвигаясь скорым шагом, а под изволок и рысью, обоз поднялся на возвышение и въехал в березовую рощу – единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время: так все было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны. «Что за чертовщина! – сказал молодой мужик, – какой леший исковеркал березник?» – «Не леший, а иней, – отвечал старик, – глядь-ка, сколько его нальнуло к сучьям… тяга смертная! Ведь под инеем-то лед, толщиной в руку, и все к одной стороне, все к полуночи. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай: хлеба будет вволю». – «Да куда с ним деваться?..» – подхватил молодой крестьянин и хотел продолжать, но старик, с некоторого времени внимательно озиравшийся на все стороны, с прищуренным глазом припадавший к дороге, сурово крикнул: «Полно калякать, ребята. До умета6
Так называются один или два двора, поселенных на степной дороге для ночевки или кормежки обозов. (Примечание С. Т. Аксакова. )

Далеко, ночь близка, дело негоже. Бери вожжи, садись погоняй лошадей!..» Безмолвно повиновались строгому голосу старика, умудренного годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю. Все струсили, хотя ничего страшного не видали. Проворно повскакали на воза, крикнули, тронули вожжами мочальные оброти7
О́броть – часть упряжи лошади, конская узда с одним поводом для привязи.

Невзнузданных лошадей, и обоз, выбравшись из рощи на покатую равнину, побежал шибкою рысью.

Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу – и, наклонясь к земле, можно было заметить, как все необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным! Знакомые с бедою обозы знали роковые приметы, торопились доезжать до деревень или уметов, сворачивали в сторону в ближнюю деревню с прямой дороги, если ночлег был далеко, и не решались на новый переезд даже немногих верст. Но горе неопытным, запоздавшим в таких безлюдных и пустых местах, где нередко, проезжая целые десятки верст, не встретишь жилья человеческого!

В таком именно положении находился незадолго перед сим веселый обоз, состоявший из осьмнадцати подвод и десятерых возчиков. Они ехали с хлебом в Оренбург, где надеялись, продав свои деревенские избытки хотя недорогой ценою, взять из Илецкой Защиты каменной соли, которую иногда удается сбывать весьма выгодно на соседних базарах, если по распутице мало бывает подвозу. Они выезжали на большую Оренбургскую дорогу, перебивая поперек так называемый Общий Сырт, плоское возвышение, которое тянется к Яику, нынешнему Уральску, и по которому лежит известная яицкая казачья дорога. Хотя опытный старик приметил грозу заблаговременно, но переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался, и беда пришла неминучая…

Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. «Поздно, ребята! – закричал старик. – Стой! нечего гнать и мучить понапрасну лошадей. Поедем шагом. Если не собьемся с дороги, авось Бог помилует. Петрович, – сказал он, оборотясь к высокому плотному мужику, также немолодому, – поезжай сзади: твой гнедко хоть не боек, зато нестомчив, не отстанет, да и ты не задремлешь. Гляди в оба, чтобы кто не отстал да в сторону по дровяной или сенной дороге не отбился, а я поеду передовым!» С большим трудом перетащили стариков воз вперед, а лошадь Петровича, столкнув с дороги в сторону, объехали, потом вытащили ее из сугроба, и Петрович стал задним. Старик снял рысий малахай8
Малаха́й – кафтан без пояса.

Выменянный у башкирского кантонного9
Канто́н – округ.

Старшины на жирную молодую лошадь, в осеннюю гололедицу переломившую ногу, помолился Богу и, сев на воз: «ну, серко! – сказал хотя невеселым, но твердым голосом, – выручал ты меня не один раз, послужи и теперь, не сшибись с дороги…» – и обоз поехал шагом.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.

Долго тащился наш обоз с своими двадцатипудовыми возами. Дорогу заносило, лошади беспрестанно оступались. Люди по большей части шли пешком, увязали по колено в снегу; наконец, все выбились из сил; многие лошади пристали. Старик видел это, и хотя его серко, которому было всех труднее, ибо он первый прокладывал след, еще бодро вытаскивал ноги, старик остановил обоз. «Други, – сказал он, скликнув к себе всех мужиков, – делать нечего. Надо отдаться на волю Божью; надо здесь ночевать. Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами10
Оболо́чем… ко́шмами – обернем войлоком.

Сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету Божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!»

Совет был странен и страшен; но в нем заключалось единственное средство к спасенью. По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные. Один из них, у которого лошадь менее других пристала, не захотел послушаться старика. «Полно, дедушка! – сказал он. – Серко-то у тебя стал, так и нам околевать с тобой? ты уже пожил на белом свету, тебе все равно; а нам еще пожить хочется. До умета верст семь, больше не будет. Поедем, ребята! Пусть дедушка останется с теми, у кого лошади совсем стали. Завтра, Бог даст, будем живы, воротимся сюда и откопаем их». Напрасно говорил старик, напрасно доказывал, что серко истомился менее других; напрасно поддерживал его Петрович и еще двое из мужиков: шестеро остальных на двенадцати подводах пустились далее.

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми… Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего… Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Тронулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие.

По самой этой дороге возвращался обоз порожняком из Оренбурга. Вдруг передний наехал на концы оглобель, торчащих из снега, около которых намело снеговой шиш, похожий на стог сена или на копну хлеба. Мужики стали разглядывать и приметили, что легкий пар повевал из снега около оглобель. Они смекнули делом; принялись отрывать чем ни попало и отрыли старика, Петровича и двоих их товарищей: все они находились в сонном, беспамятном состоянии, подобном состоянию сурков, спящих зиму в норах своих. Снег около них обтаял, и у них было тепло в сравнении с воздушной температурой. Их вытащили, положили в сани и воротились в умет, который точно был недалеко. Свежий, морозный воздух разбудил их; они стали двигаться, раскрыли глаза, но все еще были без памяти, как бы одурелые, без всякого сознания. В умете, не внося в теплую избу, растерли их снегом, дали выпить вина и потом уложили спать на полати. Проспавшись настоящим сном, они пришли в чувство и остались живы и здоровы.

Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись ее отыскивать, пробуя ногами, не попадется ли в мягком снегу жесткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил – и все замерзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умета…

Вопросы и задания

1. Как изображен зимний день в Оренбургской степи? Дайте его описание.

2. Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?

1. Почему зимняя степь предстает не как спокойное описание картины природы, а как рассказ о схватке человека с суровой природой?

3. Проследите за изменением описания снеговой тучи.

2. Подготовьте выразительное чтение и выучите наизусть описание самых грозных моментов бурана.

Пейзаж. Мир природы вокруг нас


Стоит вспомнить о любом времени года, как на память нам приходят знакомые с дошкольного детства строки стихов. Будь это весна или осень, лето или зима, сразу же вспоминаются стихотворные строки и помогают нарисовать знакомую картину.

Знаем мы и о пристрастиях писателей. Так, мы знаем, что Пушкин очень любил осень, а Есенин – весну. И конечно, мы всегда замечаем такие пристрастия авторов при чтении.

В книгах, которые мы читаем, встречая героев и наблюдая за событиями их жизни, мы часто не задумываемся, зима или лето перед нами, лес или степь, улица города или околица деревни. И все-таки мы постоянно ощущаем фон событий, видим то, что окружает героев.

Писатели часто целиком посвящают страницы своих художественных произведений изображению природы.

Когда волнуется желтеющая нива…
(Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 ))
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива,
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он;
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..

Стихотворение говорит о близости поэта и природы. Его четыре строфы объединены в одно предложение. Три части этого большого предложения рисуют картины природы, четвертая – убеждает нас, что мир вокруг прекрасен.

Вопросы и задания

1. Посмотрите, какие картины родной природы радуют поэта? Перечислите их.

2. Как объяснить, почему 4 части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение?

1. Какими красками нарисован мир природы?

2. Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвертой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен?

1. Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней?

Помню – долгий зимний вечер…
(Иван Алексеевич Бунин (1870–1953 ))
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, – шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Вопросы и задания

1. Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело превратила в воспоминание о теплом лете. Сохраните при рассказе те приемы, которые использовал поэт.

1. Какие приемы помогают почувствовать контраст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой?

2. Какую роль играет повторение слова «позабудь» в ласковых уговорах матери?

1. Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворения?

2. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

3. Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?

4. Вспомните знакомые вам стихотворения Бунина. Какой из приемов, которыми он рисует мир окружающей природы, проявляется ярче всех других?

Белой ночью месяц красный…
(Александр Александрович Блок (1880–1921 ))
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?..

Вопросы и задания

1. В какие цвета окрашена ночь в этом стихотворении Блока?

Поет зима – аукает…
(Сергей Александрович Есенин (1895–1925 ))
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная,
Красавица весна.

Вопросы и задания

1. Какие беды связывает поэт с грозной зимой?

2. Как описал поэт жизнь воробышков в зимнюю пору?

1. Найдите все эпитеты, связанные с изображением воробышков. Как вы объясните то, что их так много?

1. Найдите в тексте стихотворения фольклорные приемы.

2. Сравните описание зимы у Бунина и других поэтов.

Я воспитан природой суровой…
(Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958 ))
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Вопросы и задания

1. Какие приметы «природы суровой» назвал поэт в своем стихотворении? Назовите самые яркие из этих примет.

2. Расскажите о герое этого стихотворения.

1. Какие чувства пробуждают у поэта обыкновенные растения одуванчик и подорожник?

1. Подготовьте краткий рассказ о «природе суровой», используя только образы одуванчика, подорожника и ромашки. Почему сразу же вам станет недоставать небосвода с его звездами?

Способность чувствовать природу и откликаться на ее жизнь свойственна каждому человеку и житейски необходима. Так строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам и счастливые и мирные мгновения и бурные и трагичные события этого могучего и независимого мира.

Описание природы в литературном произведении называется пейзажем.

Грозные явления природы часто вторгаются в судьбы людей. В своем очерке Аксаков показывает, как опасно неуменье замечать все оттенки изменений в природе. Об этом повествует судьба погибшего обоза в очерке «Буран».

Некоторые юные читатели считают такие описания неинтересными, в них они не умеют видеть связи с жизнью героев. Однако такая связь есть, даже если вы ее пока не сумели заметить. Мы все – из мира природы и это нужно постоянно чувствовать – тогда мы точнее и ярче будем воспринимать окружающий мир.

Вопросы и задания

1. Вспомните строки описания любого времени года, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?

2. Какие поэты создали много стихотворений о природе?

1. Вспомните приметы осени, которые описал Пушкин. Какая из них ярче всего воспроизводит это время года?

2. Какие приметы зимы более всего запомнились вам при чтении «Бурана»?

1. Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему.

2. Создайте словарик из десяти слов, включающих приметы одного из времен года. Какие произведения помогли вам в составлении этого словарика?

3. Проведите конкурс на лучшего знатока стихотворений о родной природе.

4. Подготовьте концерт «Любимые времена года русских поэтов».

Дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

Вопросы и задания

1. Назовите героев этой баллады. Как проходила ночная скачка отца и сына «под хладною мглой»?

2. Сколько участников в беседе мальчика и лесного царя?

1. Опишите лесного царя, каким он представляется больному мальчику.

2. Убеждают ли вас попытки отца объяснить то, что видит мальчик, явлениями природы?

1. Мальчик в стихотворении сначала назван «сын молодой», затем «малютка», «дитя» (дважды) и «младенец» (шесть раз!). Так его называют и автор, и отец, и лесной царь. Как объяснить такое обилие определений?

2. Почему баллада названа «Лесной царь»?

3. Что проще – пересказать балладу или ее заучить? Почему? Сделайте свой выбор и перескажите балладу или прочтите ее наизусть.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент )

(С. Т. Аксаков)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

Цель:

  1. Учить работе с текстом,
  2. Уметь определять жанр произведения.

Задачи:

  • учить составлять рассказ на заданную тему развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к друзьям;
  • прививать любовь к чтению.

Ход урока

Орг. Момент.

Здравствуйте! Посмотрите, сколько у нас гостей! Как настроены поработать? Садитесь. Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке проведем исследовательскую работу. Попробуйте прочитать ее тему (тема зашифрована с помощью картинок). Кроме того, продолжим учиться работать с текстом, составлять рассказ на заданную тему, определим жанр произведения, в течение урока будем развивать память, мышление, речь.

Начнем работу. Рассмотрите произведение в учебнике. Каков жанр этого произведения? Кто автор рассказа? Кому из вас родители уже читали рассказы Веры Пановой? Вижу, что вы мало знакомы с ее творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все еще впереди. Вы научились читать, а значит, сами прочтете ее произведения.

А сейчас Рисаева Лера расскажет вам о Вере Пановой и о книгах, которые она написала.

Вывод: О ком пишет писательница? Если хотите подробнее познакомиться с её творчеством, посетите школьную библиотеку.

Сегодня на уроке мы прочтем небольшой отрывок из произведения «Сережа». Судя по названию произведения, кто такой Сережа? (предположения детей) Давайте проверим. Послушайте.

Вывод: Верны ли ваши предположения?

Внимательно просмотрите текст рассказа и зачитайте слова, доказывающие, что это маленький мальчик (выборочное чтение текста) .

Что еще вы узнали о Сереже? Как вы думаете, сколько лет Сереже? Какой у него характер? Почему? Похож он на вас хоть чем-то? Ребята, я нарисовала Сережу таким, каким его себе представляю. А какой ваш Сережа? Так как Сережа вашего возраста, он любит отдыхать и приглашает вас на веселую песенку-игру.

Физминутка.

Кто из вас расскажет о себе в детстве, может быть, с помощью фотографий покажет, каким он был?

Вывод: Какое у вас детство?

У каждого человека воспоминания о детстве очень теплые, они остаются с каждым из нас на всю жизнь. А в трудные жизненные моменты воспоминания детства согревают и вселяют уверенность, что все будет хорошо.

Сейчас вы из читателей превратитесь в слушателей и услышите продолжение истории о Сереже. После этого вы расскажете, что нового узнали о Сереже и оцените чтение своих одноклассников.

Вывод: Кто из вас, как Сережа, любит слушать сказки?

За что вы любите сказки? Какие бывают сказки? Назовите свои любимые сказки. Я знаю, что самой любимой вашей сказкой является «Колобок». Сейчас вы её и увидите (инсценирование сказки)

Итог: Какую исследовательскую работу провели? Что объединяет Сережу, ваши рассказы и сказку «Колобок»? Каким вы запомните свое детство?

А теперь крепко потрите свои ладони так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своему соседу по парте, соединив все ладони вместе. На этом мы и закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е

Маленький Сережа Васильковский жил в городке Изюме. Название городка было сладкое, как любимое Сережино лакомство. А река Донец, глубокая и чистая, с желтым прибрежным песком, голубыми плесами, ивами, склоненными к воде, да разбросанными тут и там белыми крестьянскими хатами просто завораживала взгляд. Дед Сережи, старый казачий урядник, только улыбался в усы, глядя на восторг мальчика, выбегавшего каждое утро на берег Донца вместе со стайкой друзей-мальчишек.

Но однажды Сережа загрустил. Два дня ходил хмурый, неразговорчивый. Звали его на реку - не пошел, наготовила бабушка вкусных вареников - отказался.

Что с тобой, хлопчик? - спрашивали его. - Уж не захворал ли, часом?

Он в ответ только вздыхал и убегал в сторонку. Минул еще день. А когда спустились вечерние сумерки, присел Сережа на крыльце своего дома и стал смотреть на дорогу, - смотрел, смотрел, пока не задремал.

Вдруг слышит рядом чье-то хриплое покашливание, поднял голову: что за диво? Стоит возле ограды
настоящий запорожский казак, словно бы пришедший из книжки писателя Гоголя, в широченных
красных шароварах, подпоясанных кушаком, в узорчатой рубахе, с длинными усами, чубом. В зубах
у него трубка дымится, в руках - баклажка с брагой, за спиной - бандура, чтобы песни играть.

Толкнул казак калитку да и пошел прямо к Сереже. У мальчика от неожиданности даже дух перехватило. А незваный гость отхлебнул из баклажки, крякнул, вытер усы да и заговорил приветливо:

Ну, признавайся-ка, сынку, что это тебе жизнь не мила стала? Али обидел кто? Али родичи дюже осерчали? Говори, не бойся. Я тебе помогу. А коль не смогу помочь, так совет дам.

А сами-то вы откуда? - спросил Сережа. - Из сказки, что ли?

Может, из сказки, а может, и из самой что ни на есть были.

Казак попыхтел трубкой, пуская колечки дыма:

Я, сынку, везде бывал, многое видал... Одного только не знаю, отчего такой славный хлопчик, как
ты, грустить вздумал?

Эх, дяденька, - мальчик глубоко вздохнул, - оттого, что соседские мальчишки меня трусливым дразнят, проходу не дают.

А ты никак смелый, сынку? - поинтересовался казак.


«Казачий двор»
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Да нет, дяденька, мне кажется, что и впрямь я трушу часто. Боюсь через широкую канаву прыгать, боюсь на середину реки заплывать, боюсь ходить на ведьмину поляну да и собаку соседскую боюсь. Она вон какая огромная...

Выпалив все это, Сережа потупился и совсем замолчал. Сейчас плюнет казак да и скажет - правильно тебя дразнят. И зачем он только все ему рассказал?

Молчал и гость, лишь посасывал трубку и перебирал струны бандуры, наигрывая нехитрую мелодию. Потом, наконец, заговорил:

Что боишься, сынку, то не беда! Я тоже многого в жизни боюсь. А беда, что бороться со своим страхом не хочешь. Храбрый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто побеждает свой страх. Ты кем в жизни хочешь стать? Небось, военным?

Да нет, дяденька! Художником. Очень рисовать люблю. Может, художнику и не надо храбрость иметь?

Э, нет! Храбрость в любом деле нужна, иначе и настоящим художником не станешь! А ты зарисуй то, чего боишься! Может, поможет! Да на завтра-то не откладывай!


«Казачий пикет» 1888
Харьковский художественный музей

Не успел Сережа оглянуться, как казака и след простыл, будто и не было вовсе. На улице между тем стало совсем темно, загорелись ясные июльские звезды, как будто горохом усеяли огромное черное небо. «А ведь верно сказал казак!» - подумал Сережа.

И вдруг почувствовал такую решимость тотчас же исполнить совет казака, что, тихонечко прошмыгнув домой, схватил он уголек да бумаги лист и отправился к соседскому дому, где на цепи сидел огромный пес, которого он боялся.

Залаял пес, стал с цепи рваться. А Сережа, хоть и дрожала у него рука, присел недалеко да сделал набросок страшного зверя. Пока рисовал, тот уж и лаять устал, положил лапы на голову, глаза прикрыл. Только заворчал слегка, когда Сережа поднялся: дескать, спать не даешь.

Обрадовался Сережа. Действует казацкий совет! Только надо еще попробовать. А что, если прямо
сейчас пойти на старую ведьмину поляну? Его старшие ребята пугали, что там ведьмы да лешие встречаются. Так ведь врут, должно быть. Но ходить на ведьмину поляну Сережа боялся пуще всего.

«Была не была», - подумал Сережа, сказал же казак не откладывать на завтра.



«Околица»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

И вот он уже пробирается сквозь густые заросли орешника. Страшно ему, да отступать некуда. Назад идти еще страшней. Вдруг прямо перед ним возникло странное существо: голова огромная со спутанными зелеными волосами, необъятный живот, рот - широкая пасть с редкими черными зубами. «Неужто - леший?» - испугался Сережа.

Сереже ничего не оставалось делать, как только сказать звенящим от страха голосом:

Тебя нарисовать! - А сам подумал: «Ну все - теперь мне конец пришел!»

А леший вдруг почесал свой живот, покрутил туда-сюда головой да и говорит:

Что ж, рисуй! Только смотри: не понравится мне твой рисунок, тут тебе и конец придет!

Старается Сережа, рисует, черточки и штрихи кладет да все казака вспоминает. Пока рисовал,
глядь, а уж заря занимается, кругом светлеть начало, утренние птицы запели. Вот и рисунок готов. Поднял Сережа глаза на страшного лешего, а его и нет совсем, стоит вместо него высохшая коряга, точь в точь такая, как на сережином рисунке.



«Подарок»

Вот те раз! Легко стало у мальчика на сердце, не обманул его казак, все ему правильно сказал. Взял он свои бумаги, пошел домой. Хоть бабушка сейчас и ругать будет, но пусть ругает, главное, что ему теперь в глаза мальчишкам будет смотреть не стыдно.

С тех пор мальчишки больше не дразнили Сережу. Дальше всех заплывал он на Донце, первым прыгал через канавы да защищал всех маленьких и слабых, кого обижали. А еще постоянно альбомчик носил он с собой небольшой и все зарисовывал: вот облако проплывает над струящимся вдаль Донцом, вот отплывают от берега рыбаки, а их лодка разворачивается по течению, вот пологий правый берег и спускающийся к нему молодой лесок, вот невдалеке под густыми, могучими вязами лениво бродят коровы, вот пастух овец собирает...



«Казачья левада» 1893
Харьковский художественный музей

Все рисовал Сережа: и ветряные мельницы, и большой выводок индюков, важно прогуливавшихся на лужайке. Да так наловчился, что стали говорить про него, что у него талант к художеству.

Прошло много лет. Сережа вырос. Окончил занятия в пейзажной мастерской Петербургской академии художеств. Стал известным живописцем. Побывал в Париже, ездил в Испанию, Англию,
Италию. Как художник он получил европейское признание: его работы принимались на выставки
парижских салонов без жюри.


Утро в Безансоне. Франция. 1886- 1888 гг.
Харьковский художественный музей

Но не было для него милее родного края. Он любил его красоту, его природу и особенно песни.
Песен - и русских, и украинских он знал великое множество, часто пел их, подыгрывая себе на
бандуре. А пейзажи писал под игру и напевы кобзарей.

«Миниатюрными жемчужинами» называла некоторые его работы русская критика. А известный
знаток и коллекционер живописи П. Третьяков приобрел несколько его произведений в свою коллекцию. И говорил про него Третьяков, что это смелый художник, экспериментировать не боится.

Васильковский использовал для своих миниатюр необычную технологию: брал деревянную дощечку, промасливал и писал густыми мазками, кисти брал покрупнее да потверже. Когда краски высыхали, шлифовал мазки пемзой и снова прописывал пейзаж тоненькой кистью.

А еще любил Сергей Иванович Васильковский писать картины об истории своего казацкого края. О том, как казаки воюют, или о том, как казаки отдыхают, или о том, как казаки с родным домом прощаются...

Тысячу триста сорок восемь своих произведений завещал Сергей Иванович Васильковский Харьковскому художественному музею, а также большую сумму денег на новые приобретения. Широкой души был человек.



«Запорожец в дозоре»
Одесский художественный музей

А однажды он решил изобразить и своего удивительного знакомого - казака, который в детстве помог ему все свои страхи преодолеть и человеком стать. Он написал его верхом на коне, в широченных красных шароварах, в сдвинутой на затылок шапке, с саблей на поясе. Замер казак
среди великого степного простора, и летят над ним огромные облака, озаренные закатным солнцем. Очень красивая получилась картина.



«Весенний день на Украине»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств



«Украинский пейзаж»
Государственный Русский музей


«Деревенская улица»
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



«На охоте»
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого



«Окраины Полтавы» 1893
Государственный Литературный музей



«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е
Государственный Литературный музей


«Чумацкий Ромодановский шлях»
1890-е


«Мельницы»

  1. В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его про-изведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и за-даниями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы?
  2. Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хресто-матии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками «Тысяча и одна ночь» из сказочного «каталога» ключницы Пе-лагеи. Читая о путешествиях Синдбада- морехода, вы знакомились с чудесами арабских народных сказок. Сейчас убеди-лись, что Багров-внук был таким же увле-ченным читателем этих сказок.

    В этом году вы могли бы вновь ответить на вопросы, которые вам задавали в про-шлом году.

    Как доказать, что рассказ о первом пу-тешествии Синдбада — волшебная сказка?

    Какую сказку русского писателя на-помнило вам начало первого путешествия Синдбада?

    Какие причины вызвали столь долгую жизнь этих сказок во всех странах мира?

    Волшебную сказку отличает присутст-вие чудес, волшебства в событиях, учас-тие в них сказочных героев. В них все — герои, события, причины их развития и то, чем они кончаются, — во власти волшебства. Но сказки разных народов часто похожи друг на друга, из одной вол-шебной сказки в другую кочуют и герои и многие события. Так, в сказке П. П. Ер-шова «Конек-горбунок» есть эпизод, в котором на спине рыбы разместилось мно-жество домов, деревьев. Похожие собы-тия, похожие сцены есть в сказках мно-гих народов. Долгую жизнь волшебных сказок и сказочных эпизодов можно объ-яснить тем, что человеку постоянно хо-чется увидеть и достичь чего-то необычно-го, труднодоступного.

    Можно сделать вывод: сказки рожда-лись фантазией человека, как они рожда-ются и сейчас. Только сейчас они рожда-ются и как сказки, и как произведения научной фантастики.

  3. Вызывает ли отклик у вас как читателей отно-шение Сережи Багрова к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»? Приводили ли сказки вас «в изумле-ние неожиданностью диковинных приключений», или вы это поняли только после того, как прочли воспоминания Аксакова?
  4. Сказки всегда удивляют и своими героями, и своими событиями. Мы, на-верное, не так изумляемся, как ровесники Сережи Багрова, потому что вокруг нас много научных открытий и технических изобретений. И все-таки «неожиданность диковинных приключений» приводит нас в изумление. Наверное, не будет такого времени, когда бы человек перестал удив-ляться чудесам.

  5. Какие сказки упоминает автор в начале своего рассказа? Они не названы, а только упоминаются их некоторые приметы. Какие вам удалось узнать?
  6. В начале воспоминаний о своем чтении Сережа говорит: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы…» Такие сюжеты многим знакомы по самостоятельному чтению, например, сказка «Волшебная лампа Аладдина».

  7. Как объясняет Аксаков «тайну очарования сказок»? Согласны ли вы с автором?
  8. С. Т. Аксаков написал: «Где же скрыва-ется тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесно-му, которая более или менее врождена всем детям…» Наверное, можно согла-ситься с писателем: всех нас не только в книгах, но и в жизни привлекают тайны, особенно те, которые нам в конце концов удается разгадать.

  9. Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав — он или укорявшая его тетушка?
  10. Сережа многое добавлял в своих пере-сказах. Наверное, он был прав: хорошее произведение порождено фантазией авто-ра и пробуждает фантазию читателя. То, что добавлял от себя Сережа, было как бы подсказано самой сказкой и только дока-зывает, что она была хороша.

  11. Каково ваше отношение к этим сказкам? Близ-ко ли оно тому, которое описал Аксаков ?
  12. Сережа был прав, увлекаясь прочитан-ными сказками. Они нам нравятся, но наш интерес не так велик, потому что в распоряжении сегодняшнего читателя го-раздо больше книг, чем в то время, когда читателем был Сережа. Но и мы при пере-сказе что-то добавляем от себя.

  13. Как вы оценили отклик рассказчика на сказки?
    1. Он вас удивил,
    2. он вас удивил и обрадовал,
    3. он вас оставил равнодушным,
    4. вы с ним согласны,
    5. вы никак не можете с ним согласиться,

    Каждый читатель может выбрать любой ответ. Чаще всего соглашаются с Сережей Багровым, хотя отделяет его от нас более ста лет.

  14. Можно ли утверждать, что Багров-внук был правдивым мальчиком и как читатель? Материал с сайта Сережа был правдивым мальчиком и как читатель, поскольку он замечал, что и как ему удалось добавить к своему пере-сказу прочитанной книги. Трудно ска-зать, прав ли он был, когда тяжело пере-живал эти переделки. Наверное, он дол-жен был радоваться, что автор заставлял его участвовать в расширении своих про-изведений, ведь как читатель он исполнял заветную мечту самого автора.
  15. Каких героев-читателей — своих ровесников вы могли бы назвать? Что их отличает друг от друга?
  16. Одна из шестиклассниц вспомнила Кал-ле Блюмквиста и его увлечение детектив-ными произведениями. Сравнивая его с Сережей Багровым, можно сказать, что Калле перенес свои впечатления из книг в жизнь, а Сережа дополнял содержание сказок.

  17. Точно ли определил свои выдумки герой, со-знаваясь в том, что «прилгал», рассказывая сказки из «Тысячи и одной ночи»?
  18. Наверное, Сережа был не прав, считая, что он «прилгал», рассказывая сказки из «Тысячи и одной ночи». Если он добавлял мелочи, которых не было в сказке, это го-ворит о том, что он хорошо понял все про-исходящее в ней. Фантазия помогла Сере-же расширить и сделать более подробной картину, которую он увидел в сказке

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы детские годы багрова внука
  • детские годы багрова внука,вопросы
  • пересказ о сереже 4 класс аксаков
  • характеристика сережи багрова из повести аксакова
  • какой по характеру сережа багров герой книги