Слоги для быстрого чтения

Примерно так выглядит заготовка.

Там не все гласные, почему-то нет Э и Ё. Но принцип, думаю, понятен. Я рисовала всё от руки, когда дети начали учиться читать, мне так было удобнее. Идея не моя, ей пользовались и пользуются уже много лет, так учила читать своих учеников моя мама, учитель начальных классов.

Когда будете заполнять таблицу, не забудьте, что у нас не будет таких слогов, как «ЖЫ», «ШЫ», «ЧЯ» и «ЩЯ». Эти квадратики просто не заполняете или зачеркиваете. Можно брать не все согласные сразу, а постепенно добавлять, например, сначала берете только глухие или только сонорные. Мы брали все сразу.

Старайтесь не читать, а именно петь слоги. Долго тянете «мммммаааааа», надеюсь, я понятно объяснила, если нет, спрашивайте. Ребенок запоминает слоги и затем выделяет их в словах. Идете по улице, спросите, не видит ли он знакомых слогов? В вывесках, названиях продуктов, номерах машин. Дети любят связывать все знания с реальной жизнью. Изучение таблицы, чтобы не было совсем скучно, мы пытались разнообразить. Например, выкладывали карточки с буквами, так же как в таблице, то есть сверху слева направо гласные и вниз - согласные. Просто, чтобы было привычнее. И соединяли по выбору. Взяла Б и И и пропела «биииии»! Таблица лежала рядом.

Ещё делала «игру-ходилку». Для этого сделала несколько комплектов согласных, то есть чтобы каждая согласная повторялась 3-4 раза (если один ребенок, наверное, достаточно 1-2 повторений буквы, как пойдет) и наклеила их на бумагу. Сделала двенадцатигранник с гласными (развёртки в интернете на любой вкус). Кидали его и читали слог, который выпавшая на «кубике» гласная образовывала с согласной, на которой стоит фишка. Прочитала, переходишь дальше. Не прочитала, остаешься на месте (можешь воспользоваться таблицей), чтобы вспомнить. Я, конечно же, читала очень плохо, постоянно брала в руки таблицу и спрашивала: «Как же это читается?» И дети с энтузиазмом мне рассказывали: «Вот видишь, это «т», вот где у тебя фишка стоит - это «т», а у тебя выпало «и», значит будет «ти», как в таблице, видишь, в таблице…». Правда, через некоторое время меня с подозрением спросили, а как я каждый день им книги читаю на ночь, если «ти» не могу прочесть? Но тоже не зря было, я считаю, еще и логика формируется 🙂

Сначала вы формируете слияние, то есть согласная плюс гласная. Затем примыкание, это когда к слиянию примыкает еще буква.

Например, но-с . Одно слияние - но и одно примыкание - с . Если пролистаете страницу по ссылке, которую я дала, то как раз увидите примеры. Я делала другую таблицу, сверху вниз писала все слияния, например, с Б (ба, би, бе и так далее), а сверху все согласные. И читали.

Затем будут слова, в которых слияние и примыкание может быть не одно. Например, ло-ж-ка . Два слияния, одно примыкание. Думаю, суть понятна. Но начинаем со слияний.

Повышение скорости чтения. Чтение слов и словосочетаний до трех слогов. От топота копыт пыль по полю летит. Филат. На дворе трава, на траве дрова. Чтение буквосочетаний. Поиск в тексте заданных слов. Бог ума не дал. Молодец. Набор деформированных предложений. Тетерев. Медвежата. Выдох со счётом. Чтение в темпе скороговорки. Плащ. Чтение трёхбуквенных сочетаний. Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

«Продуктивное чтение» - Выявление первичного восприятия. Работа с текстом после чтения. Работа с правилом. Составь план сказки. Якорь. Обобщение. Рассказ. Современные методы развития памяти. Сложносокращенные слова. Желание читать. Желания. Тетрадь по литературному чтению. Литературное чтение. Сказка. Изучающее чтение. Самодиктант. Изучение качества чтения. Ангина. Развитие гибкого чтения. Виктор Драгунский. Предметная специфика.

«Антиципация в литературе» - Весёлое и грустное завершение. Работа в режиме опорных сигналов. Фотоохотой занимался пёс Шарик из Простоквашино. Технология обучения детей приёму антиципации. Обучение технологии. Результаты применения технологии. Учим отвечать на почемучкины вопросы и задавать их. В. Викторов. Подключение воображения. Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым. Учим отвечать на прямые вопросы текста.

«Развитие скорости чтения» - Поле зрения. Зрительный диктант. Чтение согласных. Методика. Эксперименты. Использование таблицы Шульте. Занятия чтением. Артикуляционная гимнастика. Навык чтения. Процесс формирования навыка чтения. Развитие скорости чтения. Типичные ошибки. Режим щадящего чтения. Слоговая таблица. Речевая зарядка. Правильное обучение навыкам чтения. Мальчики.

«Навык чтения» - Методы и приемы работы над формированием навыка чтения. Таблицы Шульте. Динамическое чтение. Выразительность. Методика оптимального чтения. Техническая сторона чтения. Упражнения для понимания смысла прочитанного. Давайте учить читать. Сформированный навык чтения. Цифровые. Темп чтения. Буквенные. Чтение. Формирование у детей навыка чтения. Смысловая сторона чтения. Виды работ для формирования навыка чтения.

«Рабочая программа по чтению» - «Добрый сказочник из Дании». Программа на 2009 - 2010 учебный год. Школа радостного чтения. «Жизнеутверждающая сказка». «Знакомство с книгами познавательного характера». Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердцем. Цель программы. «По страницам книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Школа радостного чтения. «Знакомьтесь, книжка юбиляр». Пояснительная записка. Тема: «Час веселых историй».

Вера Александровна Борщёва

РАБОТА СО СЛОГАМИ .

Чтение по слогам применялось еще в 19 веке. Сейчас эта методика тоже становится очень

популярной. В этом пособии хочу рассказать о своей работе по слогослиянию .

На начальном этапе овладения чтением многие дети затрудняются в слогослиянии . Чтобы ребёнку было легче и быстрее научиться сливать в слоги , мною было создано пособие «Беговая дорожка» . За основу взят принцип обучения чтению Н . С. Жуковой.

Учение слиянию букв в один слог выполняется следующим образом. Ребёнок ставит пальчик на первую букву и ведёт им по дорожке до второй буквы»: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты со спортсменом не добежишь по дорожке до второй буквы». Обязательно объясним, что бежим от красной вертикальной полосы слева направо.

В итоге ребёнок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных , гласного и согласного. Первую букву надо немного потянуть, а вторую читать коротко.

Чтение прямого слога (согласный + гласный) – самый ответственный момент начального обучения грамоте. Нельзя допускать побуквенного прочтения слогов . Напоминаем, что первую букву надо тянуть и, добежав до второй, прочитать её, «не разрывая дорожки» . Если этого не происходит, говорим : «Ты вместе со спортсменом упал, попробуй ещё» .

Прочтение слогов из трёх букв можно предлагать только тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв . Объясняем, что по беговой дорожке мы бежим от согласной буквы к гласной, это слитное чтение двух букв , а кружок – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком, т. е. добавление отдельной буквы и остановка движения.

Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность ребёнка читать по догадке, способствует закреплению навыка слогослияния .

С этой целью мною разработаны слоговые таблицы , по которым дети учатся сливать в слоги , ориентироваться на листе бумаги (крайний левый столбик, второй справа столбик, верхняя, нижняя строка, закреплять понятия «столбик» , «строка» .

Слоговые таблицы помогают расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова . Принцип их создания довольно прост : в верхней строке таблицы размещены гласные , в первом столбике (в крайнем левом) - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - слоги . Детям дается вся таблица сразу , и она должна быть перед глазами по возможности весь период обучения чтению . Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и слогов , быстрее их запомнить.

Слоги напечатаны по принципу последовательности : от простого к сложному (закрытый, открытый слог , слог со стечением согласных).

На первоначальном этапе работы с таблицами можно использовать слоговые таблицы И . Л. Калининой и Н. А. Гегелия.

Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) требования : шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы можно даже назвать «языколомательными» , но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова.

Рекомендации : не следует переходить к следующей таблице , если не отработано чтение предыдущей . При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой, пальчиком, а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

Цель слоговых таблиц – обеспечить формирование навыка чтения слога .

Достоинство слоговых таблиц состоит в том , что дети, которые обучаются чтению , осознают закономерность расположения слогов в таблице , учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний . Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т. е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.

А У О И Ы А У О И Ы

М АМ УМ ОМ ИМ ЫМ МА МУ МО МИ МЫ

С АС УС ОС ИС ЫС СА СУ СО СИ СЫ

Н АН УН ОН ИН ЫН НА НУ НО НИ НЫ

Х АХ УХ ОХ ИХ ЫХ ХА ХУ ХО ХИ ХЫ

К АК УК ОК ИК ЫК КА КУ КО КИ КЫ

Г АГ УГ ОГ ИГ ЫГ ГА ГУ ГО ГИ ГЫ

П АП УП ОП ИП ЫП ПА ПУ ПО ПИ ПЫ

Б АБ УБ ОБ ИБ ЫБ БА БУ БО БИ БЫ

Д АД УД ОД ИД ЫД ДА ДУ ДО ДИ ДЫ

Т АТ УТ ОТ ИТ ЫТ ТА ТУ ТО ТИ ТЫ

мра мру мро мри мры рма рму рмо рми рмы

ска ску ско ски скы кса ксу ксо кси ксы

нла нлу нло нли нлы лна лну лно лни лны

хка хку хко хки хкы кха кху кхо кхи кхы

кра кру кро кри кры рка рку рко рки ркы

гла глу гло гли глы лга лгу лго лги лгы

пта пту пто пти пты тпа тпу тпо тпи тпы

бра бру бро бри бры рба рбу рбо рби рбы

дма дму дмо дми дмы мда мду мдо мди мды

тва тву тво тви твы вта вту вто вти вты

Для детей, которые выучили все буквы (хорошо усвоили зрительный образ букв, использую методику А. Н. Корнева «Называние – поиск – прочтение (Найди, покажи, назови) ». В ней используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог , который является и единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму .

По слоговой таблице дети повторяют изученные буквы, читают слоги-слияния , совершенствуют артикуляционные умения, учатся дополнять прочитанные слоги до полных слов , соединять слоги в слова . Столь необходимая и полезная работа не должна становиться скучной и однообразной. Таблицы различаются набором букв, обозначающих гласные и согласные звуки, набором слогов и порядком их расположения, а также перечнем слов, которые можно составить из имеющихся на таблице букв и слогов . Каждый раз работа должна начинаться с повторения изученных букв. Читаются буквы верхней строки, левого столбика, а на отдельных таблицах и правого . Чтение в строке предполагает чтение слева направо и справа налево, в столбце – снизу вверх, сверху вниз и в произвольном порядке. После повторения букв, дети последовательно читают слоги в строках и столбиках.

Можно использовать чтение цепочкой , слоговое и выборочное , при этом логопед называет строку и столбец, а ребёнок читает напечатанный там слог . К примеру, прочитай в первой строке второй слог , четвёртый, третий, пятый и первый слог . Или прочитай слог в первом столбике в третьей строке.

Чтение слогов-слияний по слоговым таблицам можно организовать как индивидуальное (вслух и самостоятельное, цепочкой, парами, хоровое.

Дошкольники читают слоги с изученными буквами. Постепенно с изучением новых букв увеличивается количество слогов для чтения . Это позволяет расширить количество и разнообразить задания.

Следующий этап работы - чтение слов , объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой структурой . Как показали эксперименты Л. А. Румянцевой (1952г., детям легче читать группы слов, которые имеют одинаковую слоговую и ритмическую структуру. По мере продвижения в технике чтения даются группы до 50 слов : двусложные, трехсложные со слогами типа СГ , ГС (ЛУНА, КУЧА, КОРОВА, двусложные и трехсложные типа СГСГС, СГСГСГС (ВЕНОК, МОЛОТОК, односложные, двусложные и трехсложные слова со стечением согласных (ЛИСТ, АРКА, ПОЕЗД, ВОЛКИ, СТЕНА, СТАКАН, СТУПЕНИ, КАРТОЧКА)

Как разбивать слово на слоги

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха : го-ра, ма-ши-на.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки : гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги , являются слогообразующими . Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха : во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов , сколько гласных звуков.

Согласные звуки являются неслоговыми . При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог .

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге , кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук : во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук : сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова : ноч-ник (первый слог открытый , второй - закрытый, о-бо-док (первые два слога открытые , третий - закрытый) .

В середине слова слог , как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу : но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные) : май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например : изжить [иж :ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога : и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги .

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж :]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов , оканчивающихся на -тся, -ться.

Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги , поскольку в таких формах сочетание букв тс , тьс звучит как один звук [ц].

При делении на слоги сочетания букв тс , тьс целиком отходят к последующему слогу : ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова : два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу : о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу : ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный) : буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Литература

1. Жукова Н. С. Букварь : Учебное пособие – М.: ЭКСМО, 2012.

2. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи : метод. пособие – М.: Айрис-пресс, 2007

3. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое пособие», СПб.: МиМ, 1997.

5. Гегелия Н. А. «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых» : пособие для логопеда / Гегелия Н. А. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 240 с. - (Коррекционная педагогика) .

6. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.


На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.


Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.


Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.


Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.


Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.


В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.