Советско иранская война. CССР против Ирана: неизвестная война

Фрагменты второй главы книги "Кризисы «холодной войны»: история ", С. Я. Лавренов, И. М. Попов .

Иран сыграл в годы Второй мировой войны особую миссию в политических и дипломатических акциях союзников по антигитлеровской коалиции: именно здесь в 1943 г. состоялась встреча «большой тройки» — лидеров СССР, США и Англии. Однако мало кому известно, что чуть позже Ирану предстояло сыграть еще одну роль — едва ли не первого провозвестника начала «холодной войны» между Советским Союзом и Западом. Это признал, в частности, иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который писал в мемуарах: «Как мне кажется, историки подтвердят, что «холодная война» фактически началась в Иране. Хотя ее симптомы наблюдались также и в других районах земного шара, впервые признаки этой формы войны явственно проявились в Иране».

Как и любой другой, иранский кризис имел свою предысторию. Все началось с ввода союзных войск на территорию Ирана в 1941 г.

В начале Великой Отечественной войны, 8 июля 1941 г., И. В. Сталин в беседе с послом Великобритании в СССР Р. Криппсом поднял вопрос о ситуации на Среднем Востоке. Его беспокоила чрезмерная концентрация немецкой агентуры, в том числе и диверсантов, на территории Ирана и весьма высокая вероятность присоединения этой страны к германской оси, что поставило бы под угрозу южные границы Советского Союза. Английская сторона, несмотря на нейтралитет, заявленный Ираном, отнеслась к опасениям Москвы с пониманием.

Позже обозначилась и другая, не менее важная причина, обусловившая необходимость присутствия союзных войск в Иране. С началом войны в Великобритании, а позже и США было принято решение о военных поставках в Советский Союз по программе ленд-лиза. … В этих условиях все более привлекательным становился южный маршрут — через порты Ирана и Ирака в советские Армению, Азербайджан и Туркменистан.

17 августа 1941 г. правительству Ирана была вручена совместная англо-советская нота. В ней содержалось требование к иранскому правительству добиться выезда из страны всех немецких специалистов. Несмотря на ультимативный характер ноты, Иранское правительство согласилось удовлетворить англо-советские требования с таким количеством оговорок и условий, что его ответ в целом был признан неприемлемым.

Тогда союзники приняли решение перейти к военным акциям. Советское правительство направило в Тегеран ноту, в которой указывалось на то, что если правящие круги Ирана не пресекут деятельность германских агентов на территории страны, то правительство СССР будет вынуждено в целях самообороны ввести в Иран войска. Естественно, иранское правительство, тесно связанное с германскими кругами, не имело возможности пресечь подобную деятельность, тем более в кратчайшие сроки. Практические действия Москвы последовали незамедлительно.

25 августа 1941 г. войска 44-й армии под командованием генерал-майора А. А. Хадеева и 47-й армии под командованием генерал-майора В. В. Новикова вступили на территорию Иранского Азербайджана. 27 августа войска Среднеазиатского военного округа перешли советско-иранскую границу на тысячекилометровом протяжении от Каспийского моря до Зульфагара. Эту операцию выполняла 53-я Отдельная Среднеазиатская армия, которую возглавил командующий округом генерал-лейтенант С. Г. Трофименко. 31 августа в районе иранской Астарты был высажен десант в составе 105-го горнострелкового полка и артиллерийского дивизиона 77-й горнострелковой дивизии. В порты Пехлеви, Ноушехр, Бендершах вошли советские канонерские лодки. Всего было перевезено и высажено свыше 2,5 тыс. десантников.

Советские части входили в Иран с боями, вступая в столкновения с регулярными частями иранской армии. Цифры советских потерь в результате этих боев неизвестны до сих пор.

Британские войска вступили на территорию Ирана также 25 августа, двигаясь двумя колоннами: первая — из Басры на Абадан и нефтяные промыслы в районе Ахваза; вторая — из Багдада на нефтяные промыслы в районе Занекена и далее на север.

29 августа английские передовые части вошли в соприкосновение с советскими войсками в районе Сенендедж, а двумя днями позже другая группировка встретилась с советскими частями в нескольких километрах южнее Казвина. Операция по вводу союзных войск в Иран была завершена.

Согласно ранее достигнутой договоренности зона радиусом в 100 км вокруг Тегерана осталась союзными войсками не занятой.

… 29 января 1942 г. был подписан англо-советско-иранский договор, по которому СССР и Великобритания обязались уважать территориальную целостность Ирана, защищать его от агрессии со стороны Германии, содержать на территории Ирана сухопутные, морские и военно-воздушные силы и вывести их в шестимесячный срок после окончания боевых действий.

В конце 1942 г. на территорию Ирана были введены войска США. Командование американских вооруженных сил в Персидском заливе не имело какой-либо договоренности на этот счет с иранским Правительством, но не встретило противодействия со стороны кабинета Кавама-эс-Салтане, взявшего курс на поощрение американского присутствия в стране. Тем самым он пытался уравновесить чрезмерную зависимость от Советского Союза и Великобритании.

В тот критический для СССР период англичане неоднократно выражали готовность непосредственно участвовать в боях на советской территории. Так, в 1942 г. англо-американское командование, узнав о тяжелом положении на южном крыле советско-германского фронта, пыталось получить согласие Сталина на ввод английских войск и авиации в Закавказье. Сталин отказался, заподозрив англичан в далекоидущих стремлениях укрепиться в этом регионе после войны. Вместо этого Ставка по его указанию перебросила в Закавказье из Средней Азии и других мест, в том числе из Ирана, все имевшиеся в наличии резервные формирования. Ситуация на фронте стабилизировалась.

Нефтяная подоплека

Помимо военных специалистов в годы войны на территории Ирана, прежде всего на севере, работал и гражданский персонал из СССР.

По итогам проведенной разведки, советские специалисты-геологи доложили в Москву о перспективности нефтяных месторождений в Гогране, Мазандаране и Гиляне, которые на северо-западе смыкались с нефтяными разведочными и эксплуатационными землями Советского Азербайджана, а на северо-востоке — с Туркменской ССР. Одновременно они отмечали, что промышленная разработка нефтяных месторождений потребует больших капиталовложений и — ни больше, ни меньше — «отчуждения» части иранской территории.

Тем временем экономическую активность в Иране развернули и тогдашние союзники СССР. С конца 1943 — начала 1944 г. две американские нефтяные компании — «Стандард вакуум» и «Синклер ойл» — и английская компания «Шелл» при поддержке посольств США и Великобритании и благосклонном отношении иранского правительства приступили в Тегеране к переговорам о предоставлении им нефтяных концессий на юге Ирана, в Белуджистане. Активность союзников встревожила Москву и ускорила работу над подготовкой проекта договора о заключении нефтяной концессии с Ираном.

Ключевой фигурой, стоявшей за этим проектом, был Л. П. Берия, в тот период заместитель председателя СНК. Рассмотрев подготовленный к 11 марта 1944 г. пакет документов, относившихся к созданию объединения «Советско-иранская нефть» и договору о концессии, он остался недоволен «чрезмерно низкими запросами» советской стороны и потребовал существенной переработки документов в сторону увеличения перспективных возможностей Москвы в Иране. 16 августа 1944 г. Берия направил И. В. Сталину и народному комиссару иностранных дел В. М. Молотову аналитический доклад Совета народных комиссаров, касавшийся вопросов мировых запасов и добычи нефти, нефтяной политики Англии и США. Берия предлагал «энергично взяться» за переговоры с Ираном на получение концессии в Северном Иране, подчеркивая при этом, что «англичане, а возможно и американцы, ведут скрытую работу по противодействию передачи нефтяных месторождений Северного Ирана для эксплуатации Советским Союзом».

За этим стремлением к получению концессии не стояло настоятельной потребности в получении дополнительного источника нефти...

В сентябре-октябре 1944 г. в Иран прибыла правительственная комиссия СССР во главе с заместителем наркома иностранных дел С. И. Кавтарадзе, основной задачей которой являлось заключение нефтяной концессии.

Советская миссия в Иране не привела к успеху. 2 декабря иранский парламент — меджлис, в подавляющем большинстве не испытывавший симпатии к СССР, принял закон, запрещавший премьер-министрам не только самостоятельно предоставлять концессии зарубежным государствам, но даже вести переговоры о них. Правящие круги Ирана склонялись к тому, чтобы в своей послевоенной политике сделать ставку на США, видя в них надежный противовес традиционному влиянию Лондона и Москвы.

Американцы воспользовались выгодными для себя настроениями в руководстве Ирана. Особую роль сыграла американская финансовая миссия во главе с А. Мильспо, который был приглашен иранским правительством на должность финансового эксперта, «генерального администратора иранских финансов». Однако вскоре Мильспо и его миссия подчинили своему контролю всю внутреннюю и внешнюю торговлю, промышленность, продовольственные ресурсы, нормирование и распределение товаров, автотранспорт и перевозки по шоссейным дорогам Ирана.

В Иране работали также американские военные миссии: полковника Н. Шварцкопфа — в иранской жандармерии и генерала К. Ридли — в иранской армии. В конечном счете, именно посольство США в Иране выступило в роли главного советника кабинета премьер-министра Саеда по вопросу о предоставлении СССР нефтяной концессии на севере.

Однако в тот момент советское руководство было дезориентировано, сочтя, что за спиной иранского правительства стоят англичане. 19 февраля 1945 г. в Москве было получено сообщение информатора ЦК ВКП(б), находившегося в Иране еще со времени существования Коминтерна, о том, что принятое меджлисом решение прямо вызвано деятельностью проанглийских сил. Правящие круги Великобритании, в свою очередь, были весьма обеспокоены произошедшим за годы войны укреплением позиций СССР в Иране, который они продолжали рассматривать как собственную «сферу влияния». Главные надежды на изменение положения они связывали с окончанием войны и выводом советских войск из северных провинций.

Именно здесь Москва и увидела свой шанс. В ее распоряжении остался едва ли не единственный рычаг давления на иранское правительство в вопросе о нефтяной концессии — затягивание вывода войск.

Согласно тройственному договору о союзнических отношениях между СССР, Великобританией и Ираном от 29 января 1942 г., вывод советских и английских войск, не имевших оккупационного статуса, предусматривался не позднее шести месяцев после окончания всех военных действий между союзными государствами и державами «оси». После разгрома гитлеровской Германии численность иностранных войск на территории Ирана была следующей: английских — примерно 20-25 тысяч человек; американских — 4-4,5 тысячи. Численность советских войск достигала 30 тысяч человек. 19 мая 1945 г. иранское правительство обратилось к Англии, СССР и США с предложением о досрочном выводе их войск из страны, мотивируя это окончанием войны с Германией.

Лишь на Потсдамской конференции в июле — августе 1945 г. английской делегации удалось «привлечь внимание» Сталина к своему плану трехступенчатого вывода войск. Советский лидер в тот момент просто не мог проигнорировать иранский вопрос. Согласно английскому плану, союзные войска сначала должны были быть выведены из Тегерана, затем — из всего Ирана, за исключением Абадана, где оставались английские войска, и зоны на северо-востоке и северо-западе страны, где оставались советские войска. За этим должен был последовать полный вывод войск из всего Ирана.

В результате обмена мнениями глав трех великих держав договоренность была достигнута только в отношении Тегерана. Дальнейшее решение вопроса было отложено до заседания Совета союзных министров иностранных дел в сентябре в Лондоне.

В докладной записке Молотову от 25 мая 1945 г. Кавтарадзе так объяснил мотивы затягивания вывода советских войск из Ирана: «Вывод советских войск из Ирана поведет, несомненно, к усилению в стране реакции и неизбежному разгрому демократических организаций. Реакционные и проанглийские элементы приложат все усилия и пустят в ход все средства, чтобы ликвидировать наше влияние и результаты нашей работы в Иране».

Ситуация постепенно переходила к острому противостоянию вчерашних союзников.

Политическое урегулирование кризиса

29 ноября новый посол Ирана в Вашингтоне X. Ала, вручая верительные грамоты президенту Г. Трумэну, немало говорил о «советской угрозе» и в заключение заявил: «В этой критической ситуации я откровенно прошу вас, господин президент, продолжать отстаивать права Ирана. Только ваша страна может спасти нас, потому что вы всегда защищали нравственные идеалы и принципы, и ваши руки чисты».

Первоначально Тегеран предполагал вынести свой вопрос на декабрьское (1945 г.) Московское совещание министров иностранных дел. Иранское правительство даже намеревалось направить в Москву делегацию в составе премьер-министра и министра иностранных дел. Однако, планируя повестку дня Совещания, ответственные сотрудники советского НКИД были согласны включить в нее иранскую проблему лишь при условии одновременного рассмотрения вопроса о выводе английских войск из Греции и американских — из Китая. Для западных столиц такой подход был однозначно неприемлем.

Нерешенность иранского вопроса на Московском совещании открывала прямую дорогу к его вынесению, при активной поддержке США, на обсуждение в ООН. В Вашингтоне события в Иране и Турции в этот период однозначно толковались как попытка СССР сломать последний барьер и устремиться на юг — к Индии и другим колониальным владениям Англии, которые последняя уже не в состоянии была защитить. Для подобного рода выводов дала основание сама Москва: еще на Потсдамской конференции Советский Союз предъявил территориальные претензии к Турции, а также внес предложение о совместной обороне черноморских проливов, предложи в разместить советские войска на Босфоре и в Дарданеллах.

Прекрасно понимая уязвимость своей позиции, Кремль прилагал все усилия, чтобы избежать публичного обсуждения иранского вопроса. 19 января 1946 г. на заседании собравшейся в Лондоне Генеральной Ассамблеи ООН глава иранской делегации С. Х. Тагизаде передал исполнявшему обязанности Генерального секретаря этой организации X. Джеббу письмо с требованием расследовать факты «вмешательства СССР во внутренние дела Ирана». С этого момента советская дипломатия получила указание «возвратить» иранский вопрос в русло двусторонних отношений.

В ходе последовавших переговоров Москва по-прежнему настаивала на своем предложении 1944 г. о предоставлении Советскому Союзу нефтяной концессии в Северном Иране на условиях, аналогичных с английской концессией в Южном Иране, подчеркнув, что разработка иранских нефтяных месторождений Англией или США вблизи советской границы будет рассматриваться как угроза государственным интересам СССР. В свою очередь, достижение стабилизации в Иранском Азербайджане и — как следствие — вывод советских войск Кремль напрямую увязывал с необходимостью переговоров Тегерана с азербайджанскими лидерами.

Тем временем политико-дипломатическая ситуация вокруг Ирана складывалась явно не в пользу Москвы. К 1 января 1946 г. Иран покинули все американские войска. Лондон заявил, что его войска уйдут до 2 марта.

Для демонстрации гибкости Советского Союза было издано сообщение ТАСС, согласно которому СССР был готов со 2 марта начать выводить свои войска из «относительно спокойных», то есть северных районов Ирана. Это, однако, не изменило общего негативного отношения Тегерана к сущности выдвинутых Москвой условий.

4 и 5 марта советские танковые колонны начали движение в трех направлениях: к границам с Турцией и Ираком, а также к Тегерану. Эти меры встретили жесткую реакцию не только Ирана, но и ведущих западных столиц. Правительство Ирана 18 марта 1946 г. в острой форме поставило перед Советом Безопасности вопрос о немедленной эвакуации всех советских войск. Москва пыталась отложить проведение заседания Совета Безопасности хотя бы до 1 апреля. Когда это не удалось, советский представитель А. А. Громыко покинул заседание Совета.

Москва фактически исчерпала реальные возможности давления на иранское правительство. Жесткая позиция западных стран, негативное международное общественное мнение вынудили Кремль пойти на уступки. 24 марта Москва сообщила, что соглашение с Тегераном достигнуто и что советские войска будут выведены из Ирана в течение 5-6 недель.

Уже 24 марта тегеранское радио сообщило о возобновлении вывода советских войск из Ирана. Источником информации послужила состоявшаяся в тот же день встреча Кавама с новым советским послом И. В. Садчиковым, на которой иранской стороне и было вручено письмо о полученном советским командованием предписании закончить все приготовления к выводу войск в полуторамесячный, считая с 24 марта, срок.

В рамках достигнутого компромисса Тегеран дал согласие на создание смешанного советско-иранского нефтяного общества, однако ни по каким другим вопросам на уступки не пошел. В отношении Иранского Азербайджана Тегераном было высказано формальное намерение урегулировать взаимоотношения с национальным правительством этой провинции.

9 мая 1946 г. эвакуация советских войск и имущества с территории Ирана была полностью завершена. Последующий ход событий показал, что в большинстве своих прогнозов Сталин на этот раз ошибся.

Вскоре после вывода советских войск иранское правительство фактически «торпедировало» все ранее достигнутые договоренности с Москвой. 21 ноября 1946 г. премьер-министр Кавама под предлогом выборной кампании заявил о введении во все провинции, включая Иранский Азербайджан, правительственных войск. СССР ограничился только «дружеским предупреждением» и рекомендацией отказаться от таких планов. После вступления войск в Иранский Азербайджан 11 декабря 1946 г. национально-демократическое движение в этой провинции, как и в Иранском Курдистане, было жестко подавлено. Избранный к середине 1947 г. новый состав меджлиса отказался ратифицировать советско-иранское соглашение о совместном нефтяном обществе.

Рассерженная Москва в ответ сделала ставку на иранских курдов, организовав базы подготовки боевиков на территории Советского Азербайджана. Главная цель заключалась в разжигании восстания на территории Иранского Курдистана. В 1947 г. вооруженные отряды курдов численностью до 2 тысяч человек под командованием муллы М. Барзани перешли границу с Ираном и вступили в бой с шахскими войсками на территории Иранского Азербайджана, однако вскоре отошли под ударами регулярных иранских частей. Барзани стал настаивать на формировании курдских боевых формирований, но реализовать этот план в полной мере не удалось. Курдов готовили и нацеливали на проведение диверсионных операций на Ближнем Востоке, в частности, на выведение из строя нефтепроводов на территории Ирака, Ирана и Сирии в случае возникновения военных действий или прямой угрозы ядерного нападения на СССР.

Перспектива же самоопределения самих курдов, их настойчивое стремление образовать самостоятельное государство Курдистан мало волновала не только Вашингтон и Лондон, но и Москву.

В целом последствия «иранского кризиса» далеко вышли за региональные рамки. События вокруг Ирана повлияли на становление тех компонентов послевоенной системы международных отношений, которые составили основу политики «холодной войны «: партнерство США и Англии (их «особые» отношения) против СССР и его политики в стратегически важных районах; отказ США от изоляционистской политики и переход к глобализму; выработку стратегии «сдерживания» коммунизма; вовлечение стран «третьего» мира в противоборство великих держав и др.

Мохаммад МАХДИЯН

СССР И ИРАН ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье раскрывается роль Ирана во Второй мировой войне и, в частности, в победе над гитлеровской Германией. Анализируются отношения Ирана с российской стороной до распада СССР и впоследствии - с Российской Федерацией. The role of Iran in the World War II and in the victory over the Nazi Germany is analyzed in the article. Relations of Iran with the Russian country until the breakup of the USSR and later with the Russian Federation are considered.

Ключевые слова:

Вторая мировая война, фашизм, Иран, СССР; World War II, fascism, Iran, USSR.

МАХДИЯН Мохаммад Хасан -

старший переводчик посольства Исламской Республики Иран (ИРИ) в РФ

В мире издано бесчисленное множество книг и статей о Второй мировой войне, в которых под разными углами зрения осве -щаются события, связанные с этим периодом. Здесь мы будем говорить, прежде всего, о взаимоотношениях Ирана с Советским Союзом и Великобританией в годы Второй мировой войны и после нее.

Необходимо отметить, что правитель Ирана Реза - шах имел ряд причин сторониться Советского Союза. Он был разочарован в пози -ции Великобритании и Франции, а СССР опасался. Великобритания постоянно вмешивалась во внутренние дела Ирана, но она действо вала скрытно. Франция тогда не имела большого влияния в регионе Среднего и Ближнего Востока. Политика СССР, как, впрочем, и царской России, по отношению к Ирану, как правило, не исходила из принципов равноправия.

Из - за недоверия к этим странам Реза - шах избрал путь сближе -ния и сотрудничества с правительством гитлеровской Германии еще задолго до начала Второй мировой войны. Немецкие спе -циалисты оказывали большую помощь в развитии экономики страны: была построена Трансиранская железная дорога, соеди -нившая центр и юг страны; железная дорога Тегеран - Горган с выходом к Каспийскому морю; а также другие многочисленные объекты, в т.ч. мосты, элеваторы, промышленные предприятия в Тегеране и во многих иранских городах. Все это способство -вало формированию у иранцев симпатий к Германии, призна -нию ее роли в благоустройстве страны. Сразу же после нападения Германии на СССР Посольство Ирана в Москве 26 июня 1941 г. сделало заявление, в котором сообщалось о полном нейтрали -тете Ирана.

Пребывание немецких технических специалистов в Иране стало предметом особого внимания руководителей Великобритании и Советского Союза. Только за первые 1,5 месяца после нападения Германии на СССР правительства этих стран направили иранскому правительству по 3 ноты протеста, указывая Реза -шаху на негатив -ные последствия дальнейшего присутствия немецких специалистов в Иране.

Однако Великобритания и Советский Союз еще до направления первых нот протеста начали подготовку к вторжению в Иран, при -чем Великобритания в большей степени, чем СССР, настаивала на вторжении.

С вводом войск СССР и Великобритании в Иране наступил период экономического спада, резко упал уровень жизни насе ления, по стране прокатились волнения, хотя некоторые россий ские историки считают, что «оккупация Ирана англо - советскими

войсками избавила страну от перспективы военных действий на его территории»1.

После того, как Советский Союз вошел в антигитлеровскую коалицию, вопрос о совместной политике СССР, Великобритании и США в отношении Ирана стал предметом внимания советской разведки. Наиболее привлекательным для Советского Союза оказалось использова ние иранских портов в Персидском заливе и Трансиранской железной дороги в целях переброски военных грузов, продоволь ствия и оборудования из США в СССР. Маршруты транспорта через Мурманск, Архангельск, Тихий океан и Сибирь были менее надежными и не столь эффективными для своевременной поставки помощи в СССР.

Создается впечатление, что дипло -матические акции Советского Союза и Великобритании в отношении иранских властей были не всегда справедливы. Действительно, как при вводе советских и английских войск, так и накануне про ведения Тегеранской конференции (с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.), т.е. через два с лишним года после оккупации Ирана, в стране были перекрыты любые лазейки для проникновения немецких шпионов. При этом, благодаря действиям многочис ленных агентов, действовавших в Иране и выявлявших сторонников и пособников Германии, под санкции зачастую подпа дал и целый ряд представителей иранских политических сил умеренного толка, в т.ч. интеллигенции и высокопоставленных духовных деятелей, которые не симпати зировали Германии, а только возражали против оккупации Ирана союзниками. Под предлогом предотвращения воз можного покушения на лидеров союз -ных стран со стороны немецких агентов, Великобритания и СССР ввели в Иран большой контингент военных, сил безо пасности и разведки. Во время проведения Тегеранской конференции И.В. Сталин и министр иностранных дел СССР

В.М. Молотов провели встречу с молодым шахом Ирана Мохаммадом Реза Пехлеви, которая произвела благоприятное впечат ление на иранскую общественность.

К сожалению, в трудах российских исто риков как советского, так и постсовет ского периодов факты, касающиеся исто -

1 Алиев С.М. История Ирана: XX век. - М. : Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2004, с. 216-217.

рии отношений между двумя странами, не всегда излагались достаточно объективно и во всех деталях. В некотором смысле определенное замалчивание распростра няется на весь 3 вековой период истории взаимоотношений России и Ирана. Между тем, два российских историка сумели раз рушить этот «заговор молчания», объективно отразив в своих трудах факты, отно сящиеся к историческому прошлому. Речь идет о книгах Салеха Мамедовича Алиева2 и Джамиля Гасанлы3.

Внимание советских органов госбе зопасности после окончания Второй мировой войны было сосредоточено на Иранском Азербайджане и Иранском Курдистане. Надо сказать, что особый интерес Советского Союза к Южному, или Иранскому, Азербайджану проявился уже в первые дни Второй мировой войны. Хотя 29 января 1942 г. в Тегеране был под -писан союзный договор между СССР, Великобританией и Ираном, гарантиро вавший территориальную целостность последнего, СССР преследовал в Иране цели территориальной экспансии.

В тяжелый для Советского Союза период Великой Отечественной войны Иран приобретал исключительное значе -ние как своего рода транзитный коридор для перевозки военных грузов, постав ляемых СССР по ленд -лизу. Проблема Южного Азербайджана в эти годы ото шла на второй план. Находившиеся там работники из АзССР были, по указанию Москвы, отозваны назад. Однако после 1944 г., когда положение Красной армии на фронтах улучшилось, советские руко водители вновь поставили вопрос о Южном Азербайджане. 6 марта 1944 г. министр иностранных дел СССР Молотов заявил об увеличении экономической и культурной помощи народу Южного Азербайджана. Было принято решение о направлении группы советских партий ных работников для занятия ключевых постов в этом районе.

В ходе Тегеранской конференции по договору с союзниками Сталин обязался через 6 месяцев после окончания войны вывести советские войска из Ирана, офи циально признать и соблюдать его тер -риториальную целостность. Англичане

3 Гасанлы Д. СССР-Иран. Азербайджанский кризис и начало холодной войны. 1941-1946. - М. : Герои Отечества, 2006.

вывели свои войска в назначенные сроки, но Советский Союз не спешил выполнять обязательства. Советские войска, в част ности, воспрепятствовали входу иранских войск для подавления восстания комму нистов Иранского Азербайджана. Жалоба Ирана, направленная в ООН, привела к нарастанию напряженности в отношениях между СССР, с одной стороны, и США и Англией - с другой.

Между тем, 2 марта 1946 г. окончился официальный срок пребывания Советской армии в Иране. Однако советское инфор мационное агентство ТАСС опублико вало сообщение о том, что СССР выводит свои войска только из Мешхеда, Шахруда и Семнана, а остальные военные части в других районах Ирана остаются до про яснения обстановки. Джамиль Гасанлы по этому поводу пишет: «Военная подго товка СССР в Азербайджане, политико дипломатические заявления США по этому поводу, секретные решения воен ного характера создали самую острую конфликтную ситуацию со времен Второй мировой войны»1.

5 и 7 марта 1946 г. Советскому Союзу были вручены 2 ноты протеста со стороны президента США Г. Трумэна.

Советские руководители вели в Москве долгие переговоры с иранской делегацией во главе с премьер министром Ирана Кавам ос Салтане по поводу концессии на разработку и эксплуатацию нефтя

1 Гасанлы Д. Указ. соч., с. 282.

ных месторождений на севере Ирана. После неудачи СССР в азербайджанском вопросе данное условие считалось основ ным для вывода советских войск из Ирана.

С.М. Алиев отмечает, что сразу после под -писания коммюнике о предоставлении СССР концессии на нефть Ирана, было объявлено о выводе советских войск из Иранского Азербайджана. Вывод войск начался 24 марта и закончился 9 мая 1946 г.

После смерти И. Сталина в 1953 г. наме -тилось улучшение отношений между СССР и Ираном, однако в 1959 г., после провала переговоров в Тегеране, насту пила новая полоса кризиса. Основными причинами охлаждения были: участие Ирана в СЕНТО и приход к власти в Ираке генерала Абдулкарима Касима. Касим испортил отношения с Ираном, тогда как отношениям с Советским Союзом он при давал особое значение. СССР стал глав ным источником поставок в Ирак воору жения и военной техники.

Неустойчивость в отношениях Ирана и СССР, характеризовавшаяся то охлажде нием, то некоторым потеплением, сохра -нялась вплоть до распада Советского Союза. Между Ираном и Российской Федерацией установились нормальные партнерские отношения. Имеет смысл подчеркнуть, что в первом десятилетии XXI в. наши межгосударственные кон -такты не только сохранились на должном уровне, но и получили дальнейшее раз витие.

В конце тридцатых годов прошлого века Германия взяла Иран под свое крыло. Там открывались немецкие художественные училища, немцев приглашали руководить кафедрами учебных заведений, в школах изучали немецкий язык. Иранские студенты были желанными гостями немецких образовательных учреждений. Иран, впрочем, и сам был не против — последние годы он активно шел по пути «вестернизации».

В сравнительно недалеком прошлом государство пережило серию поражений в войнах с Российской империей, потеряв территории современных Азербайджана и Армении, а спустя несколько десятилетий и вовсе оказалось оккупировано британскими войсками. Иран обрел независимость лишь в 1921 году, с приходом к власти Резы Пехлеви. Новый шах действовал решительно — провел судебную реформу, принял Гражданский кодекс и отменил капитуляционный режим, препятствовал насильственным захватам земель и позволил иранским женщинам отказаться от ношения чадры, закрепив это право в отдельном декрете.

Реза Пехлеви вообще был из тех людей, что идут к своей цели буквально по головам. Титул шаха он получил, свергнув предыдущего правителя, Ахмада Каджара, который за несколько лет до этого сам назначил его сначала военным губернатором и главнокомандующим, а затем — военным министром. И именно при Пехлеви Иран стал Ираном — до этого он, как известно, много столетий назывался Персией.

Широко распространена версия о том, что к переименованию государства шаха склонили немцы, ведь название «Иран» происходит от авестийского Airyāna — страна ариев.

Валентин Бережков, личный переводчик Сталина, писал: «В то время иранская столица кишмя кишела беженцами из разоренной войной Европы… Среди массы беженцев было и множество гитлеровских агентов. Широкие возможности для них в Иране создавались не только своеобразными условиями этой страны, но и тем покровительством, которое в последние годы оказывал немцам старый Реза-шах, открыто симпатизировавший Гитлеру. Правительство Реза-шаха создало для немецких коммерсантов и предпринимателей весьма благоприятную обстановку, которой в полной мере воспользовалась гитлеровская разведка, насадив в Иране своих резидентов. Когда же после начала войны в Иран хлынула волна беженцев, гестапо воспользовалось этим, чтобы усилить свою агентуру в этой стране, игравшей важную роль как перевалочный пункт для англо-американских поставок в Советский Союз».

Иран нарушает договор

Такое положение вещей было не просто невыгодным, а опасным как для СССР, так и для Великобритании. Во-первых, гитлеровская коалиция могла при таком раскладе запросто захватить британско-иранские нефтяные месторождения. Во-вторых — перекрыть трансиранский маршрут, по которому в период Второй мировой войны доставлялись грузы из Великобритании и США в СССР.

Трижды СССР требовал у Пехлеви выдворить из Ирана немцев и трижды получал отказ. Требовал, кстати, на вполне законных основаниях — в 1921 году между СССР и Ираном был заключен договор о дружбе, одна из статей которого гласила:

«Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Федеративной Социалистической Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское Правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии».

Именно это соглашение и дало зеленый свет на ввод войск.

В 1941 году, после нападения Германии на СССР, Сталин и Молотов обсудили с британским послом Криппсом возможности совместного противодействия немецкому вторжению в Иран. По итогам была издана Директива НКВД СССР и НКГБ СССР №250/14190 «О мероприятиях по предотвращению переброски с территории Ирана агентуры германской разведки», ставшая отправной точкой подготовки военной операции.

Сдались почти без боя

Со стороны наступавшего с севера СССР участвовали четыре армии, состоящие из множества горно-стрелковых, горно-кавалерийских, истребительно-авиационных, кавалерийских, танковых полков, батальонов и дивизий, полевого госпиталя, медсанбата и парочки хлебозаводов. Великобритания на южных фронтах помогала как могла, направив несколько дивизий и бригад при поддержке флота. Со стороны СССР руководство операцией осуществлял генерал-лейтенант Дмитрий Козлов, который впоследствии руководил более известной и потерпевшей серьезное поражение Керченской десантной операцией, в результате которой погибло более 300 тыс. советских солдат и более 170 тыс. оказались в немецком плену.

Однако в Иранской операции вряд ли что-то могло пойти не так. Всей совокупной мощи советских и британских войск Иран противопоставил всего лишь девять дивизий и 60 самолетов. Иранскую авиацию уничтожили в первые же несколько дней. Две дивизии добровольно сложили оружие. Вражеские войска не оказывали особого сопротивления и уже без боя сдавали город за городом. Часть отступала к Тегерану, готовясь оборонять столицу до конца.

В это же время на пост премьер-министра заступил государственный деятель Мохаммед Али Форуги, несколькими годами ранее снятый с этой должности из-за того, что отец его зятя подозревался в участии в бунте против реформ Пехлеви. С легкой руки нового премьера был отдан приказ о прекращении сопротивления, почти сразу одобренный местным парламентом.

Уровень потерь был невысок — 64 убитых и раненых британцев, около 50 погибших и около тысячи раненых советских солдат и около тысячи погибших иранцев.

8 сентября 1941 года участники конфликта подписали соглашение, которое определяло расположение советских и британских войск на территории Ирана. Британцы заняли нефтяные месторождения на юге, СССР оккупировал север. Реза Пехлеви отрекся от престола, передав бразды правления (весьма условного, учитывая, что территория государства находилась под контролем советских и британских войск) своему сыну, Мохаммеду Резе Пехлеви. Мохаммед стал последним иранским шахом — он был свергнут в ходе Исламской революции в 1979 году, а спустя год умер от лимфомы.

После войны союзные державы должны были вывести войска из Ирана. СССР сохранял присутствие там до мая 1946 года, на подконтрольной ему территории вплоть до вывода войск существовали непризнанные государственные образования —

курдская Мехабадская республика и Южный Азербайджан.

Strube/The Daily Express Карикатура в британской газете The Daily Express, 28 августа 1941 года

«Мы хотим компенсации»

Разумеется, никакой выгоды от оккупации Иран не получил. Историк и политолог Александр Оришев писал в книге «В августе 1941-го»: «Конец XX века. Иран встретил с глубокой верой в ценности исламского правления, с надеждой на дальнейшее процветание и экономический подъем. И мало кто сейчас вспоминает о том, что еще в начале прошлого столетия все здесь выглядело иначе. Иран был страной удручающей бедности, представляя собой типичное полуколониальное государство, в некоторых отношениях даже более отсталое, чем Османская империя. Экономика его находилась в упадке: практически не было фабрик и удобных путей сообщения, электричество имелось только в крупных городах. Большинство иранцев были неграмотны, нищета и слабое развитие медицинской помощи способствовали высокой смертности».

Иран до сих пор несколько обижен на СССР за оккупацию. В 2010 году президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил: «Вы нанесли огромный урон иранцам, возложив на их плечи тяжелую ношу, и стали победителями во Второй мировой войне. Вы даже ничем не поделились после войны. Если я скажу сегодня, что мы хотим полноценной компенсации, знайте, что мы пойдем до конца и получим ее». Впрочем, в 2013 году его сменил Хасан Роухани. Этот президент пока подобных требований не выдвигал.

Ещё задолго до 1941 года стало очевидно, что шах Ирана Реза Пехлеви (годы правления 1925-1941) ориентируется в своей политике скорее на Германию, чем на её противников: с Германией активно развивались всесторонние связи, в Иране постоянно находились тысячи немецких специалистов, в том числе и военных. Впрочем, до 22 июня 1941 года всё это угрожало только интересам Великобритании, контролировавшей Ирак и нынешние «нефтяные монархии» Персидского залива, но после нападения Германии на СССР появилась и угроза возникновения ещё одного фронта в «подбрюшье» Советского союза - в Закавказье и Средней Азии, где ещё окончательно не закончилась даже война с басмачами. В этих условиях СССР и Великобритания договорились о совместной оккупации Ирана.

Красноармейцы в Иране, из блога , 1941 год

Вначале к шаху обратились «по хорошему» с просьбой о размещении советских и британских войск в Иране, но он ответил отказом, несмотря на пункты 5 и 6 действовавшего на тот момент договора между Советской Россией и Ираном от 1921 года, по которому предусматривалось, что в случае возникновения угрозы своим южным рубежам Советская Россия (а потом СССР) имеет право ввести войска на территорию Ирана.

После отказа шаха было решено начать против Ирана совместную советско-британскую операцию под названием «Согласие». Она началась 25 августа 1941 года - советские войска продвигались на юго-восток главным образом со стороны Азербайджана, а британцы начали с того, что атаковали иранские корабли на побережье Персидского залива. Иранские войска оказывали незначительное сопротивление: в ходе боёв погибло 40 советских и 22 британских солдата. К 17 сентября 1941 года союзники заняли всю территорию страны: СССР контролировал территории к северу от Тегерана, англичане - к югу. Совместная оккупация привела к тому, что союзники по Антигитлеровской коалиции обеспечили безопасный тыл на Ближнем Востоке, иранская нефть не досталась Гитлеру, а территория Ирана стала одним из важных коридоров по доставке в СССР вооружения и других военных материалов по ленд-лизу. Прогерманский шах Резу Пехлеви отрёкся от престола и его сменил новый, тогда ещё молодой Мохаммед Реза Пехлеви, которому было суждено быть последним шахом Ирана и потерять власть в 1979 году. С 1943 года к англичанам в оккупации Ирана присоединились и американцы. Поэтому в 1943 году в Тегеране, как столице страны, контролируемой всеми основными странами Антигитлеровской коалиции прошла первая за годы Второй мировой войны встреча их лидеров - Франклина Рузвельта, Уинстона Черчилля и Иосифа Сталина.

в сообществе :


Танки Т-26 и бронеавтомобили БА-10 в Иране, из блога , 1941 год Советский и британский солдат, Кавзин, из блога

В истории Второй мировой войны есть еще немало страниц, которые, в отличие от Сталинградской битвы или высадки союзников в Нормандии, мало известны широкой публике. К ним относится и совместная англо-советская операция по оккупации Ирана под кодовым наименованием «Операция "Сочувствие"».

Проводилась она с 25 августа по 17 сентября 1941 года. Её целью являлась защита иранских нефтяных полей и месторождений от возможного захвата их войсками Германии и их союзниками, а также защита транспортного коридора (южный коридор), по которому союзниками осуществлялись поставки по Ленд-лизу для Советского Союза. Кроме того, Великобритания опасалась за свои позиции на юге Ирана, особенно за нефтепромыслы Англо-иранской нефтяной компании, и была обеспокоена тем, что Германия сможет через Иран проникнуть в Индию и другие азиатские страны, находившиеся в сфере британского влияния.

Нужно сказать, что это была одна из немногих успешных операций Красной Армии на фоне драматических событий лета 1941 года на советско-германском фронте. Для ее проведения были задействованы три общевойсковые армии, (44-я, под командованием генерал-майора А. А. Хадеева, 47-я, под командованием генерал-майора В. В. Новикова и 53-я отдельная Среднеазиатская армия, под командованием генерал-лейтенанта С. Г. Трофименко) значительные силы авиации и Каспийской флотилии.

Следует отметить, что именно эта операция стала первой совместной военной акцией стран, которые в силу изменившихся геополитических условий перешли от многолетнего противостояния к сотрудничеству и стали союзниками в войне с Германией. А разработка и осуществление советской и английской сторонами совместной операции по вводу войск в Иран, проведение согласованной политики в регионе, стали фактической основой для осуществления более тесного сотрудничества в дальнейшем, когда в Иран были введены и части американской армии.
Союзники, интересы которых далеко не во всем совпадали, в тот момент стремились к одному: предотвратить, во-первых, угрозу, причем весьма реальную, прогерманского военного переворота в Иране и прорыва туда сил вермахта; во-вторых, гарантированно обеспечить через иранскую территорию транзит вооружений, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, стратегического сырья, горючего и иных грузов по ленд-лизу, необходимых СССР для войны и победы, и, в-третьих, добиться, чтобы первоначально объявленный Ираном нейтралитет постепенно трансформировался в масштабное сотрудничество и переход на сторону антигитлеровской коалиции.

Надо сказать, что влияние Германии в Иране было огромным. С превращением Веймарской республики в Третий Рейх, отношения с Ираном вышли на качественно иной уровень. Германия начала принимать участие в модернизации иранской экономики и инфраструктуры, реформе шахской армии. В Германии проходили обучение иранские студенты и офицеры, которых пропаганда Геббельса именовала ни много ни мало «сыновьями Заратуштры». Персы были объявлены чистокровными арийцами и специальным декретом освобождены от действия Нюрнбергских расовых законов.
В общем товарообороте Ирана в 1940 – 1941 годах на долю Германии приходилось 45,5 процента, СССР – 11 процентов и Британии – 4 процента. Германия прочно внедрилась в экономику Ирана, причем выстроила отношения с ним так, что Иран практически превратился в заложника немцев и субсидировал их все возрастающие военные расходы.

Быстро нарастал объем ввозимого в Иран немецкого оружия. За восемь месяцев 1941 года туда было ввезено более 11.000 тонн вооружения и боеприпасов, в том числе тысячи пулеметов, десятки артиллерийских орудий.

С началом Второй мировой войны и нападением Германии на СССР, несмотря на формальное провозглашение Ираном нейтралитета, в стране активизировалась деятельность немецких разведывательных служб. При поощрении со стороны правительства во главе с Реза-шахом, настроенного прогермански, Иран стал основной базой для немецкой агентуры на Среднем Востоке. На территории страны создавались разведывательно-диверсионные группы, устраивались склады оружия, в том числе в пограничных с Советским Союзом северных районах Ирана.
Пытаясь втянуть Иран в войну против СССР, Германия предлагала Реза-шаху вооружение и финансовую помощь. А взамен требовала от своего «союзника» передать в ее распоряжение иранские авиационные базы, к строительству которых немецкие специалисты имели прямое отношение. В случае же обострения отношений с правящим в Иране режимом готовился государственный переворот. С этой целью в начале августа 1941 года в Тегеран под видом представителя немецкой фирмы прибыл шеф германской разведки адмирал Канарис. К этому времени под руководством сотрудника Абвера майора Фриеша в Тегеране были сформированы специальные боевые отряды из немцев, проживавших в Иране. Вместе с группой иранских офицеров, вовлеченных в заговор, они должны были составить основную ударную группу мятежников. Выступление было намечено на 22 августа 1941 года, а затем перенесено на 28 августа.
Естественно ни СССР, ни Великобритания не могли игнорировать подобное развитие событий.

СССР трижды - 26 июня, 19 июля и 16 августа 1941 года предупреждал иранское руководство об активизации в стране немецкой агентуры и предлагал выдворить из страны территории всех германских подданных (среди них были многие сотни военных специалистов), поскольку те проводят деятельность, несовместимую с иранским нейтралитетом. Тегеран это требование отклонил.
Отказал он в таком же требовании англичанам. Между тем немцы в Иране развивали свою активность, и ситуация с каждым днем становилась все более угрожающей для антигитлеровской коалиции.
25 августа утром в 4 часа 30 минут советский посол и британский посланник совместно посетили шаха и вручили ему ноты своих правительств о вводе в Иран советских и английских войск.
В северные провинции Ирана были введены части Красной Армии. В южные и юго-западные – британские войска. В течение трех суток, с 29 по 31 августа, обе группировки вышли к заранее намеченной линии, где и соединились.

Нужно сказать, что у Советского Союза были все юридические основания решительно реагировать на такое развитие событий у своей южной границы в соответствии со статьей VI Договора между СССР и Персией от 26 февраля 1921 года. Она гласила:

«Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Федеративной Социалистической Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское Правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии».

Вскоре после начала ввода в Иран войск союзников произошла смена кабинета министров иранского правительства. Новый премьер-министр Ирана Али-Форуги отдал приказ о прекращении сопротивления, а на следующий день этот приказ был одобрен иранским меджлисом (парламентом). 29 августа 1941 года армия Ирана сложила оружие перед англичанами, а 30 августа – перед Красной Армией.

18 сентября 1941 г. советские войска вошли в Тегеран. Правитель Ирана Реза-Шах за считанные часы до этого отрекся от престола в пользу своего сына – Мохаммеда Реза Пехлеви – и вместе с другим сыном, убежденным сторонником Гитлера, бежал в английскую зону ответственности. Шаха отправили сначала на остров Маврикий, а затем в Иоганнесбург, где он через три года скончался.
После отречения и отъезда Реза-шаха на престол был возведен его старший сын Мохаммед-Реза. Официальные представители Германии и ее союзников, а также большинство их агентов были интернированы и высланы.

Фотографии советско-британского вторжения в Иран:




29 января 1942 года был подписан Договор о союзе между СССР, Великобританией и Ираном. Союзники обязались «уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана». СССР и Англия обязались также «защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы». Для этой задачи СССР и Англия получили право «содержать на иранской территории сухопутные, морские и воздушные силы в таком количестве, в каком они считают необходимым». Кроме того, союзным государствам предоставлялось неограниченное право использования, поддержания, охраны и в случае военной необходимости контроля над всеми средствами коммуникаций по всему Ирану, включая железные, шоссейные и грунтовые дороги, реки, аэродромы, порты и т. д. В рамках этого договора через Иран стали осуществляться поставки военно-технических грузов союзников из портов Персидского залива в Советский Союз.

Иран, в свою очередь, взял на себя обязательства «сотрудничать с союзными государствами всеми доступными ему средствами и всеми возможными путями с тем, чтобы они могли выполнить вышеуказанные обязательства».

Договор устанавливал, что войска СССР и Англии должны быть выведены с территории Ирана не позднее шести месяцев после прекращения военных действий между союзными государствами и Германией с ее соучастниками. (В 1946 г. войска были полностью выведены). Союзные державы гарантировали Ирану, что не потребуют участия его вооружённых сил в военных действиях, а также обязались на мирных конференциях не одобрять ничего, что наносило бы ущерб территориальной целостности, суверенитету или политической независимости Ирана. Присутствие союзных войск в Иране, нейтрализация немецкой агентуры(*), установление контроля над основными коммуникациями в стране существенно изменили военно-политическую обстановку на советских южных рубежах. Была снята угроза важнейшему нефтяному району - Баку, который давал около трех четвертей всей нефти, добываемой в СССР. Кроме того, военное присутствие союзников оказывало сдерживающее влияние на Турцию. А советское командование получило возможность снять часть сил с южных рубежей и использовать их на советско-германском фронте. Все это свидетельствовало об эффективности сотрудничества великих держав, объединившихся в борьбе против фашистской агрессии.

О том, что на самом деле в советско-британских отношениях относительно оккупации Ирана не всё было гладко, читайте в нашем