Технологическая карта по литературному чтению на тему: "О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла».". Учебно-методический комплект по лит.чтению Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукл

Овсей Овсеевич Дриз - поэт. (1908 - 1971) Овсей Дриз родился 16 (29) марта 1908 в местечке Красное неподалёку от Винницы. Его отец, Шика Дриз

Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки. Его стихи высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения.

Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Таким его знали на русском и на других языках. И таким он действительно был на языке оригинала. Но это не вся правда о его творчестве. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены, и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества. Овсей Дриз писал стихи для детей в период, когда в Советском Союзе уже почти не осталось детей, которые могли бы прочитать эти стихи. Сам поэт был женат на нееврейской женщине, и его собственный сын не мог читать стихов своего отца в оригинале.

Какое время года? (кончилось лето) - на пороге между окончанием лета и началом осени.

Прочитай стихотворение про себя.

Сформулируйте вопросы, которые помогут нам лучше понять это стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми, на доске)

Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?

Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?

Что общего у всех этих предметов?

Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?

Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.

Всё ли расшифровали в этом стихотворении?

(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».

А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)

А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?

Маша и Миша поняли одинаково?

А вы как поняли?

Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд (показ. игрушки)

А у вас какое мнение?

Давайте проверим это (игра на дудочке, на барабане) - несколько учащихся пробуют играть.

Какие это предметы? (живые и неживые)

Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?

(Все эти предметы - звучащие или обладающие голосом)

Почему поэт их так называет? (Звучащие образы воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни)

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».

Музыка П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

Какие ассоциации возникают?

Найдите в «Музейном доме» картину Мстислава Добужинского «Кукла»

Ребята! Мы уже не первый раз совершаем поход в «Музейный дом»

Мстислав Валерианович Добужинский - живописец, график, художник театра.

Поставьте вопросы, на которые нам необходимо ответить, чтобы проанализировать эту картину. (Запись вопросов на доске)

За окном разгар лета или наступающая осень? (использование лупы и рамочки)

(Блёклые, словно выцветшие желтовато- коричневые цвета рядом с зелёными цветами говорят о наступающей осени.

Как вы думаете, в доме есть, кто-нибудь, кроме куклы?

Посмотрите, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (Отсутствие штор, крючок-запор на окне обостряют ощущение заброшенности и пустоты в доме)

Рассмотрите куклу

Возьмите рамку. Выдели на картине фрагмент, который является на ваш взгляд главным.

Каково переживание художника?

Какое создаётся впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья?

(Одинокая кукла в неудобной позе; пустой уголок двора, видный в окно и цветовая гамма- всё указывает на то, что все уехали, всё создаёт впечатление пустоты и заброшенности.)

Какими переживаниями с нами хочет поделится художник.

Вернитесь ещё раз к стихотворению Овсея Дриза «Кончилось лето».

Каким переживанием делится с нами художник Добужинский?

В стихотворении и картине отображены сходные темы и похожие переживания?

(Стихотворение называется «Кончилось лето», а акварель называется «Кукла», поэтому мы можем сказать, что у произведений разные темы, но в них воплощены сходные переживания).

Многие живописные работы Б.М. Кустодиева наполнены особым импрессионистическим началом. Их отличает ощущение лиризма, недосказанности, когда само изображение скорее напоминает фотографический кадр в своей обрывистости и живости момента. Одной из таких произведений можно назвать картину Б.М. Кустодиева «Японская кукла». Картина создана в 1908 году и представляет собой одно из ранних полотен автора. На сегодняшний день «Японская кукла» хранится в одном из лучших музеев страны в Третьяковской галерее в Москве.

Картина Б. М. Кустодиева «Японская кукла» (1908)

На картине изображена любимая дочь живописца Ирина. Девочка в пышном белом платье со множеством оборок и украшений увлечённо рассматривает подаренную ей, совершенно новую необычную куклу.

Кукла эта в японском стиле, одетая в ярко-синее кимоно с пёстрым цветочным орнаментом точно олицетворение прекрасного, далёкого, нездешнего образа. Японская кукла довольно крупная, хорошо различимо традиционно бледное лицо и ярко очерченные глаза и губы, которые воплощают и вылепливают ещё более выразительный облик. Девочка плотно обхватила в руках необычную игрушку, точно намереваясь таким образом разгадать тайну непохожести этой куклы от других вещей и иного рода безделиц в её доме.

Девочка словно погрузилась в эти кукольные черты, столь непривычные и непохожие ни на что больше. Красивая японская кукла всечасно завладела вниманием нашей героини.

В целом, картину отличает своеобразное композиционное построение, наподобие фотоснимку, который запечатлел случайно и совершенно непреднамеренно какой-то момент действительности, в котором отразилось обыкновенное течение жизни. Для живописи Кустодиева как в целом, так и для данного полотна характерен некий своеобразный разнобой цветовых планов, их контрастное, уверенное распределение.

Пространство картины точно поделено на два мира: мир мастерской, где тихо играет совсем маленькая дочка художника, сидя на широком подоконнике и мир, тот, что за стеклом, мир ярко-зелёного лета. В соединении эти два мира рождают усиленное ощущение покоя, неспешного течения времени, когда вся пора детства ещё только впереди.

Ещё так много впереди чудес, невозможных желаний, удивлений и тайн, что невольно и сам проникаешься этой особой атмосферой кустодиевских полотен, в которых, быть может, не так важен цвет или академическое прорисовывание всех складок и драпировок, сколько само это чувство детства, чувство жизни вот сейчас, вот в эту самую минуту. Именно впечатление лежит в основе его картин, какое-то сильное чувство, порыв, эмоция. От этого ли все его полотна столь заметны, живы, близки и понятны нам.

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные : учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

Личностные: Учится самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;

Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Основные понятия

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью

Оборудование

Учебник

Дополнительная литература :

Лист самооценки

Презентация к уроку и т. д.

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I . Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Ну - ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Слушают учителя, отвечают на его вопросы;

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные

УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

II . Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Проверим домашнее задание. Какое домашнее было вам задано.

С каким взглядом на мир мы вчера познакомились?

От чего зависит значение? (от точки зрения)

Сегодня мы продолжим разговор о разных точках зрения. А помогут нам поэт Овсей Дриз и художник Мстислав Добужинский.

Что бы узнать название стихотворения вам нужно расшифровать запись.

Ключ: 41823611096751

Ответ: «Кончилось лето»

Читают текст, выдвигают предположения, делают выводы.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

2 мин

III . Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию.

Знакомы ли вы с таким писателем.

Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) - еврейский советский поэт, писавший на языке идиш. Все его творчество пронизывают впечатления детства.

По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов.

Давайте посмотри на портрет писателя.

Как, вы думаете, как он относится к людям? (по-доброму, с душой и сердцем).

В каком возрасте изображен писатель?

Как вы это поняли?

Микровывод.

Как вы думаете, манера одеваться, как то характеризует человека?

Посмотрите на то, как одет писатель.

(строгий костюм, бабочка)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД ).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД )

3 - 5 мин

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания;

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Давайте прочитаем и узнаем о чем это стихотворение.

Вам понравилось стихотворение? Что вы заметили? (Некоторые слова выделены жирным шрифтом)

Прочитайте их.

Понятен ли вам их смысл?

Почему вы по-разному поняли эти слова? От чего это зависит? (от точки зрения)

Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов?

Почему поэт именно так их зашифровали?

Автор зашифровал людей и предметы для того, что бы каждый читатель мог по - своему представить их, иметь возможность поиграть с этими звучащими словами, дать характеристику всего, что они обозначают, в соответствии со своей точки зрения.

Как изменилась без них жизнь на даче? Найдите подтверждение в тексте, а помогут вам в этом фрагменты, выделенные голубым цветом.

Какое настроение создают у вас эти слова? (грусть, ощущение поникнутости, одиночности)

Какой образ еще более ярко подчеркивает одиночество? (образ куклы)

Прочитайте последнюю часть стихотворения.

Назовите тему произведения. (Кончилось лето, и дача пустела)

Кто рассказал нам эту историю? (автор – рассказчик)

Какое чувство переполняет его?

Какова главная мысль этого стихотворения? (С наступлением осени жизнь на даче замирает, и все оставшиеся предметы чувствуют себя одиноко)

Прочитайте стихотворение так, чтобы передать чувство одиночества и грусти.

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением;

Найдите в музейном доме репродукцию картину Мстислава Добужинского «Кукла». Рассмотрите ее.

Что вы видите? (на переднем плане изображено окно дачного домика, на подоконнике лежит кукла, за окном мы видим опустевший сад)

За окном разгар лета или наступила осень?

Какие краски использует художник, изображая это время года? (краски блеклые, невзрачные, желтовато – коричневые тона говорят о наступающей осени, и только ярко – зеленые пятна напоминают об уходящем лете)

Как вы думаете, в доме есть кто – ни будь, кроме куклы?

Обратите внимание на то, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (на окне нет штор, крючок – запор на окне закрыт – это создает ощущение заброшенности и пустоты в доме)

Какое у вас создается впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья? (Создается ощущение тишины и заброшенности: одинокая, забытая кем – то кукла; уголок опустевшего двора за окном; цветовая гамма, подобранная художником, - все указывает на то, что дом пуст)

Рассмотрите куклу. Что можете о ней сказать? (она забыта, брошена, одинока)

Какими переживаниями делится с нами художник? (Осенью люди покидают дачи, не слышно шума голосов, детского смеха, пусто и скучно)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Сейчас мы с вами поработаем в микрогруппах.

1 задание.

Напишите небольшой рассказ от имени куклы.

2 задание

Представьте, что вы находитесь рядом с нашими героями. Поделитесь своими впечатлениями.

3 задание.

Представьте, что вы попали в этом место, попробуйте сообща написать рассказ о том, что вы увидели, используя свои слова. Рассказ начните так: Однажды мне удалось побывать в этом месте…

4 задание.

Сообща напишите рассказ о жителях этого места. Опишите их с помощью своих слов.

5 задание

Сообща попробуйте сочинить рассказ о наших героях. Опишите, какими вы их видите.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV . Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

С какими произведениями мы познакомились?

Что их объединяет?

Стихотворение и картина имеют сходные темы или переживания?

Стихотворение называется «Кончилось лето», а картина – «Кукла», значит, у этих произведений разные темы. А переживания, которые передают поэт и художник, похожи: с наступлением осени жизнь на даче замирает, в доме становится пусто и одиноко.

Ребята вы молодцы, хорошо сегодня работали.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД );

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

V . Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Если вам было интересно на уроке и вам все понравилось, поднимите зеленый кружок, если вам было скучно-желтый, если не понравилось, синий.

Поднимите свои кружки.

Спасибо за урок.

До свидания.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

19.03.2015

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России , где он и родился. Долгое время его домом был Петербург . Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна . Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Провинция. Воронеж

Художник Мстислав Валерианович Добужинский – известный русский и американский живописец, признанный мастер городского пейзажа, художественный критик и мемуарист.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько работ художника. И самая первая из этих работ – это «Кукла». Почему я обратил на неё внимание? Оказывается, ученикам 2 класса предлагается писать сочинение по этой картине. Вам не кажется, что мир просто сошел с ума?

Слава Богу, что мне такого сочинения писать не нужно – как это можно передать словами? И что может сказать по сюжету ученик второго класса? Это же почти «Война и мир» в живописи.

Художник Мстислав Добужинский родился в Новгороде в 1875 году в семье военного. Его отец служил в Петербурге и в чине генерал-майора вышел в отставку. После рождения Мстислава родители развелись и мама будущего художника (певица, либералка) оставила семью и уехала. Мстислав остался с отцом.

Впоследствии он несколько встречался с матерью и даже периодически проживал вместе с ней.

Некоторое время Мстислав жил вместе со своим отцом в Кишинёве, потом учился в гимназии в Вильно. А уже потом было обучение в Императорской школе общества поощрения художеств в Петербурге.

Художник начал выставлять свои работы с 1902 года, был членом объединения «Мир искусства».

Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств, в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ.

В 1924 году получил литовское гражданство и покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом уехал во Францию, писал для Парижского театра Н.Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет.

В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 – в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Мстислав Добужинский часто говорил, что его любимый город – это Петербург. Не парадные проспекты и площади, а «изнанка» города – дворики, улочки, городские окраины. Не парадный мундир, а душа.

И эту скрытую душу художник искал не только в Петербурге.

Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского

Домик в Петербурге

Вильно. Ночная сцена

Канал. Хаарлем

Чернигов. Склады

Старый Вильно

Стеклянная улица в Вильно

Садик в городе

Кафедральный собор в Каунасе

Чернышевский мост

Лондон. Монумент

Двор Дома Искусств

Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» И. Тургенева

Вильно. Базар у стены

Фабрика газов

Провинция

Ночь в Петербурге

Петербург. Александринский театр

Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства

Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого

Чернигов

В ротах. Зима в городе

Октябрьская идиллия (1905 год)

Вильно. Старая стена

Городские типы (Гримасы города)

Набережная в Петербурге

Улица Стекольщиков в Вильно