Тема любви в поэзии тютчева. Тема любви в лирике тютчева. Любовь в лирике Ф. И. Тютчева

«Стихотворения г. Ф. Тютчева,- писал Н. А. Не­красов,- принадлежат к немногим блестящим явле­ниям в области русской поэзии. ...Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе пе­чать истинного и прекрасного таланта, нередко само­бытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». С этим некрасовским утвер­ждением нельзя не согласиться. Одной из главных в творчестве Ф. И. Тютчева стала тема любви.

В Мюнхене Ф. И. Тютчев познакомился с совсем еще юной Амалией фон Лерхенфельд. Поэт горячо по­любил ее. Спустя десять лет после их первой встречи он пишет проникновенное стихотворение «Я помню время золотое...». Оно являет собой высший образец лиризма. Его героиня - юная фея, волшебница, неж­ная, чистая, восхитительная. Время любви к ней для поэта - время золотое. О нем вспоминает он со свет­лой грустью и упоением. Возникает в этом стихотво­рении и грустная нотка о быстротечности жизни. По словам литературоведа В. Кожинова, тютчевская воз­любленная в стихотворении «предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира».

Судьбе не было угодно, чтобы Амалия стала женой Тютчева. За время отсутствия поэта девушка вышла замуж за барона Крюднера. Это событие принесло в душу Тютчева боль и разочарование, но теплое чувст­во к Амалии, ставшей баронессой Крюднер, поэт про­нес через всю свою жизнь, хотя пережитая драма ос­тавила глубокий след в его душе.

В 1870 году Тютчев пишет стихотворение «К. Б.», навеянное новой встречей с Амалией, которая прибы­ла в лечебницу, где находился уже пожилой поэт. Всплыли старые воспоминания, сладкой аурой про­шлого окутали они сознание поэта. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло...

С дуновением весны сравнивает пожилой Тютчев появление Амалии. Черты возлюбленной лирическо­му герою по-прежнему милы, она, словно сон, в кото­рый сложно поверить, является ему. И вместе с этим в нем пробуждаются не только воспоминания, но и сама жизнь, и, конечно же, любовь.

Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой. Уже в зрелом возрасте Тютчев в очередной раз познал глубо­кую и страстную любовь. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения. Все они говорят о траги­ческой сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Полюбив ее, Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю при­вязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергну­та всеми. Острое чувство переживания за судьбу воз­любленной и породило самые лучшие страницы тют­чевской любовной лирики.

Одним из шедевров «денисьевского цикла» являет­ся стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породив­шей «буйную слепоту страстей», губящих самое доро­гое. Поэт и в этом стихотворении не удерживается от сравнения человеческих чувств с явлениями приро­ды. Это характерная особенность лирики Тютчева Счастье коротко, как северное лето, оно лишь сон. Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслужен­ным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.

На стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..» Тют­чева также вдохновила любовь к Денисьевой. Предме­том восхищения поэта в этом стихотворении стано­вятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать». В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе. Взгляд воз­любленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним - поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез.

В стихотворении «Весь день она лежала в забы­тьи...» поэт передает трагическое чувство горечи рас­ставания с уходящей из жизни возлюбленной, страст­но любящей жизнь и самого поэта.

Любила ты, и так, как ты, любить - Нет, никому еще не удавалось! О Господи!., и это пережить.... И сердце на клочки не разорвалось... И. С. Тургенев утверждал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания некоторою гибкостью мысли». Любовная лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер.

Федор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания. В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому. Ушедшая любовь восхищает и заставляет страдать поэта снова и снова.

На закате лет у Тютчева появляются стихотворения посвященные Денисьевой. Позже исследователи его лирики назовут этот цикл Денисьевским. Все произведения цикла наполнены любовью-жертвой, любовью-страданием, любовью-страстью.

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Поздняя любовь для Тютчева имеет особый смысл, особый дар его поэтического таланта.

Поэт Тютчев воспринимает прошедшее как восхитительное время, в котором было комфортно его сердцу. Давняя любовь наполняется новыми красками, ощущениями, после встречи с женщиной, в которую был влюблен поэт.

Федор Тютчев с философским взглядом на жизнь все время связывает любовь и предопределение, рок. В лирике любви поэт видит роковую страсть, трагедию переживаний, и в то же время надежду на искренность и чистоту чувства.

Чувство любви переворачивает человеческую жизнь, меняет восприятие мира, потрясает душу. Тютчев считал что любовь наполняет светом, смыслом, страданием. Без душевных потрясений, без непреодолимой страсти, без горечи разлуки любовь не раскроет все свои грани.

Федор Тютчев своей любовной лирикой проникает в человеческие души, затрагивая сокровенное и личное каждого, и сохраняя надежду на лучшее.

Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Сочинение Тема любви в творчестве Тютчева

Ф.И. Тютчев – непревзойденный поэт и противоречивая личность. Ф.М. Достоевский называл его философом русской литературы. А.А. Блок был вдохновлен его поэзией. А стихотворение «Два голоса» считал символом своей борьбы. Тонкий певец природы и чувственный знаток любви. При жизни поэта вышло всего два сборника его лирики. Ему было важно как его «слово отзовется». Но в то же время, он был безразличен к известности или ее отсутствию.

Любовная лирика занимает основное место в творчестве поэта. Тютчев всю жизнь был влюблен. Истории его взаимоотношений с женщинами всегда были наполнены противоречиями и трагизмом. Вся эта душевная боль и переживания находили выход в прекрасных и чувственных стихах.

Первой любовью юного дворянина стала крепостная девушка – Катюша Кругликова. Когда о романе узнали родители Федора, они поспешили отослать сына в Германию. Катерине так и не было посвящено ни строчки, единственной из всех возлюбленных поэта.

В Мюнхене девятнадцатилетний поэт встречает «младую фею» Амалию. Ей тогда было всего 14 лет. Это было нежное, платоническое чувство. Им не суждено было быть вместе. На этот раз вмешались родители девицы и выдали ее замуж. Позднее Федор Иванович с ностальгией вспомнит молодость и их невинную дружбу. В таких стихах: «я помню время золотое» и «я встретил Вас и все былое». Долгие прогулки по набережной Дуная с юной дивой еще долго будут отзываться в душе лирика.

Поэт был дважды женат. Исключительно по любви. Элеоноре и Эрнестине посвящено немало стихов мощных, чувственных и трагичных. Ярким примером является стихотворение: «она сидела на полу».

Самым ярким в любовной лирике автора стал «денисьевский цикл». Посвящен он последней и неофициальной жене поэта – Елене Денисьевой. Юная гимназистка, ровесница дочерей Ф.И. Тютчева, посвятила всю себя немолодому возлюбленному. Из-за скандала Елене пришлось забыть о карьере фрейлины. Но она ни о чем не жалела. И всегда говорила, что она этому талантливому человеку гораздо больше жена, чем другие жены, официальные. Самое пронзительное стихотворение этого цикла: «о как убийственно мы любим». Оно отражает все грани этого чувственного союза. Не менее горькими являются строки: «чему молилась ты с любовью». Есть также поэзия, возникшая уже после смерти возлюбленной. Эти стихи кричат об одиночестве и боли поэта.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Стихотворение «Я встретил вас…» посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирал, и появление Амалии у своей постели воспринял как чудо. После ее прощального визита поэт написал стихотворение «Я помню время золотое…»:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

В стихотворении «Близнецы» Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь. Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства.

Знаменитый «денисьевский цикл» Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Денисьева умерла молодой от чахотки.В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий:
…Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла…

Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. В начале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах перед ней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней:
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников.

  1. Новое!

    Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... Ф. И. Тютчев Лирика Тютчева - одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским...

  2. Тютчевская "страна" необычна - она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову "Весенняя...

  3. Новое!

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической...

  4. Психология - это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа...

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные пальцы. Да, мы помним его зрелым и серьезным человеком. И таким он пришел в поэзию - зрелым и серьезным. Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского «Современника» в 1836 году Тютчев дебютировал в поэзии. В стихотворениях Тютчева мелочи и детали быта пропадают, стираются, исчезают в небытии.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь, и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Поэт остро чувствует, доходчиво говорит о человеке среди планет, как будто сам живет там. По словам Л.Н. Толстого, Тютчев был «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Но также, он был живым человеком, которому свойственны все слабости и ошибки. Вот на этой стороне его жизни мне хочется остановиться подробнее. В своём реферате я покажу Тютчева как ценителя женской красоты. Таким образом, целью своей работы ставлю: показать влияние любовного чувства на творчество поэта, рассмотреть любовную лирику Тютчева.

Любовная лирика Тютчева

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру. Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Наивысшим достижением любовной лирики Ф.И. Тютчева является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи -- к Е.А. Денисьевой или жене Эрнестине. Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы, не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева -- это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неконтролируема. Это любовь к женщине. Поэтому поэт написал много стихотворений на эту тему. Любовь в лирике Тютчева - это не внешнее увлечение и не восхищение прелестью любимого существа, - это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу. Влечение, неожиданно прорывается взрывом страсти, которая может дать человеку высочайшее упоение и может привести его к гибели. Нежность и отдача себя любимому человеку, могут нежданно превратиться в "поединок роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной».

Любовь, любовь -

гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами. Любовная лирика Тютчева может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились его бурные романы. У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Со смертью любимой женщины ушли жизнь, мечты, желания, померкли ее прежде яркие краски. Точное до боли сравнение, уподобляющее человека птице с поломанными крыльями, передает чувство потрясения от тяжелой утраты, опустошенности, бессилия:

Любила ты, и так, как ты, любить --

Нет, никому не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. Любовь у Тютчева раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой -- страшная, губящая людей, роковая. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву стихии жизни. Любовная поэзия Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации. Любовь в поэзии Тютчева - грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца.

Любовь - самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично.

Любовь для поэта - и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Е.А. Денисьевой. Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет более понятно раскрыть мир чувств, её личность. Поэт сосредоточивает внимание на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: "Она сидела на полу и груду писем разбирала". В лирике вводится второй голос - голос женщины.

По своему психологическому складу любимая в "денисьевском цикле" напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - "поединок роковой". Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. Она в "денисьевском цикле" похожа на героиню рассказа Тургенева "Три встречи". Обнаруживается текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной "самокритике".

Не раз ты слышала признанье:

Я, точно недостоин Вас

"Не стою я любви твоей…"

Не стою того, чтобы Вы для меня

Перед любовью твоею

Отторглись от Вашей сферы.

Мне больно вспомнить о себе…

Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда,

Пойми ж и ты моё смиренье.

И оставить Вам о себе память хуже

Пред сердцем Любящим твоим.

Той, которую я заслуживаю,

Было бы слишком горько.

Вот для чего я пишу к Вам.

Я не хочу ни оправдываться,

Ни обвинять, кого бы то ни было,

Кроме самого себя…

Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева. Сама история любви, рассказанная Тютчевым в "денисьевском цикле" в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевском герое больше решимости и страсти. Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, - это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви за неё героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Поэтическому слову учат нас стихи. "Он не шутит с музой", - говорил про него Толстой, - учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: "Надо учиться стихами у Пушкина, Тютчева, Шеншина".

С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошёл для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20-ого веков символизма. Последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования.

любовный лирика тютчев

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.