Темные века гомеровский период. Гомеровская греция. Уничтожение греческой культуры

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите главу Древняя Греция в гомеровский период из Учебника древней истории выдающегося русского учёного Н. И. Кареева

Роль поэм Гомера для изучения греческой истории

Хронологически близкий к предполагаемому времени жизни Гомера период древней эллинской истории (XI–IX века до Р. Х.) принято именовать «гомеровским», а Элладу этой эпохи – «гомеровской Грецией». Общественная, экономическая и культурная жизнь тогдашней греческой нации изображена в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» .

Поэмы Гомера – самый древний и самый чистый источник наших сведений о жизни греческого народа в XI–IX столетиях до нашей эры. Они знакомят нас со всеми сторонами быта тех веков. Потому они важны для нас не только своим поэтическим достоинством, мы имеем в них верное изображение действительной жизни гомеровской Греции, материальной обстановки её, общественных учреждений, понятий и чувств. Мы должны считать картинами реального политического и частного быта, фактическими верными очерками религиозных и нравственных понятий те поэтические описания, существенные черты которых будут приведены нами ниже. Фантазия греческих поэтов должна была тогда заимствовать свои материалы исключительно из греческой деятельности: с другими народами греки были еще мало знакомы, и сведения их о культуре восточных народов были очень отрывочны и слабы. Гомеровские описания так объективны, что в них нет вымысла. Но изображаемый ими быт уже находится в переходном состоянии. «Песни Гомера проникнуты чувством печали, – говорит выдающийся исследователь Греции Курциус, – в них слышится скорбь о том, что человеческая жизнь стала хуже прежнего, что нынешние люди далеко ниже своих предков по качествам характера, не имеют той энергии, тех доблестей. Черты настоящего, непреднамеренно перенесенные в картины прошлого, показывают, что нравы и учреждения героического века уже не существовали в те времена, когда сложены были песни Гомера. По некоторым данным заметно, что когда были слагаемы эти песни, у греков уже пробуждались демократические стремления.

Цари в гомеровской Греции

Взглянем прежде всего на государственные учреждения гомеровской Греции. По описаниям Гомера в каждой греческой общине мы видим царя. Он храбрейший и искуснейший войн; он водит своих сотоварищей в бой. По своему божественному происхождению, он наследственный знаток вечного закона, данного и хранимого богами; потому он судья, защитник справедливости; он представитель общины перед богами, приносит им жертвы и молитвы за нее. Итак, военачальник и судья, «богорожденный», «боговоспитанный» царь был и посредником между народом и богами. Царская власть считалась в гомеровской Греции божественным учреждением. Данная богами предку нынешнего царя, имевшему божественное происхождение, она переходила по наследству от поколения к поколению, обыкновенно от отца к старшему сыну. Но получающий ее должен был иметь качества, делающие достойным скипетра. Греческий царь должен быть храбр в битве, мудр в совете, красноречив в народном собрании. Он должен превосходить всех физическою силою и боевым искусством. Слабых, состарившихся или невоинственных царей мало слушались. Описывая красноречивого царя, искусного судью, Гесиод выражает общие понятия гомеровской Греции об этих качествах монархов:

«На кого из богоблаженных владык при рождении благосклонно взглянули дочери Крониона (Музы), у того на языке сладкая роса и речь его течет как мед. Все взирают на него, произносящего решение по закону; он говорит убедительно и искусно умеет быстро примирять ссоры. Правителям дается разум, чтоб они всенародно доставляли полное удовлетворение обиженным, убеждая кроткими словами. Когда царь идет по городу, все чтут его с благоговенною любовью, как бога, и в народном собрании он превосходит всех разумом». (Теогония , 81 и след.).

В гомеровский период греческой истории царь владел обширными землями, многочисленными стадами, имел средства угощать своих сподвижников в богато украшенном дворце, обширный двор которого был обведен каменною стеною. Кроме земель, составлявших его собственность, в пользовании царя находилась государственная земля; были установлены законом натуральные повинности в его пользу. Царь получал добровольные дары; получал, по своему сану судьи, штрафы с виновных; в случае войны, получал пособия на содержание войска. На религиозных праздниках ему предоставлялись лучшие куски освященных жертвоприношением животных. Как явствует из замечаний Гомера, при дележе добычи, греческому царю отдавалось самое лучшее из неё; в особенности, отдавались ему самые красивые пленницы, драгоценные вещи, хорошее оружие. Энергические цари правили с неограниченною властью; были без сопротивления выносимы и произвольные, суровые, несправедливые поступки их. От слишком больших злоупотреблений властью удерживались они боязнью гнева богов и общественным мнением. Чтоб узнавать общественное мнение и поступать сообразно ему, греческий царь гомеровской эпохи собирал совет вельмож и старшин, обыкновенно во дворец, на обед; созывал народное собрание; оно совещалось на площади; герольды поддерживали порядок. Но ни совет вельмож, ни народное собрание не имели правительственной власти; царь не был обязан подчиняться их решениям.

Царь излагал народному собранию свои мысли. Вельможи, сидевшие подле него на камнях, высказывали свои мнения; каждый, начиная речь, брал в руку ораторский жезл, подаваемый герольдом. Народ стоял кругом; он выражал сочувствие криком одобрения; в случае несочувствия молчал; тем и ограничивалась его роль; одобрял ли, или не одобрял дело, он должен был повиноваться. Одиссей говорит у Гомера: «Многовластие вредно; должен быть один властитель, царь, которому Зевс дал скипетр власти» (Илиада 2, 204); – эти знаменитые слова выражают всеобщее убеждение того времени. Когда Терсит отважился порицать Агамемнона , Одиссей побил его до слез. Но в гомеровскую эпоху греческие «пастыри народов» находили полезным не поступать самовольно, а убеждать вельмож и народ в справедливости и разумности своих распоряжений, чтобы повиновение было усердное. Агамемнон говорит Менелаю, что царь не должен быть высокомерным, должен оказывать почет каждому, говорить любезным тоном (Илиада 10, 68). Одиссей говорит: «Когда храбрыми мужами правит хороший царь, чтящий богов и охраняющий справедливость, то земля дает обильный урожай пшеницы, ячменя и других плодов, стада размножаются и море дает много рыбы», (Илиада 19, 108). «Идеал правителя героических времен – храбрый царь, изобретательный на войне, превосходящий всех окружающих умом, так что вельможи соглашаются с ним, а народ ему предан» (Грот). Царь владыка людей, как Зевс владыка богов.

Обязанность кровомщения в гомеровской Греции

Но власть судьи-царя в эпоху гомеровской Греции не имела такого могущества, чтоб удерживать сильных от беззаконий, грабежа, убийства. Законный порядок, охраняющий слабых, был еще шатким. При недостаточности его, обиженный часто был принужден биться с нарушителем. Поединки между греческими героями на войне были не только состязаниями в храбрости, но и способом решить, на чьей стороне справедливость; это был суд Божий. Оба войска стояли и смотрели на поединок; герольды надзирали за соблюдением правил боя. Вообще в гомеровской Греции человек был лишь настолько защищен от насилия, насколько мог сам защищаться от него. Женщины и дети не могли жить иначе, как под охраною сильного мужчины. Мужчина всегда ходил вооруженным; его меч постоянно был при нем. В песнях Гомера много примеров грубого насилия, высокомерных беззаконий; их совершали и прославляемые герои. При таком состоянии общества неизбежно должен был иметь большую силу обычай кровомщения. Боязнь подвергнуться кровомщению несколько сдерживала в гомеровской Греции склонность к насилию. Право кровомстителя было священно, все были на стороне мстителя за кровь. Ближайшие родные убитого были обязаны мстить убийце; чтоб они могли исполнить свой долг, общество лишало убийцу прав гражданства, предавало его преследованию кровомстителей. Если ему не удавалось примириться с ними, дав им выкуп за кровь, он обыкновенно видел себя в необходимости бежать из родной округи и скитался, отыскивая себе приют, где укрыли бы его.

У Гомера много примеров и примирения и бегства. В рассказах его встречается множество убийц, бежавших из родной страны, нашедших себе приют у царей других государств. Они искупили свое преступление тем, что подверглись бедствию изгнанничества и находятся под охраною Зевса. На щите Ахиллеса была изображена, между прочим, сцена спора о выкупе за кровь: на площади народных собраний (агоре) стояли спорящие; старшины (геронты) сидели на выглаженных камнях; они были судьи; кругом стоял народ, и выражал громким криком свое одобрение речи того или другого из споривших; герольды поддерживали порядок. Посредине круга судей лежало золото; его должен был получить или тот из судей, который найдет правильное решение дела, или, как объясняет слова Гомера Шёман, тот из спорящих, который выиграет дело. Илиада 18, 497:

Много народа толпится на торжище: шумный
Спор там поднялся; спорили два человека о пене,
Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу,
Будто он все заплатил, а другой отрекался в приеме;
Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить.
Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый;
Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские,
Молча, на тесаных камнях сидят средь священного круга;
Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;
С ними встают и один за другим свой суд произносят.
В круге пред ними лежать два таланта чистого злата,
Мзда для того, кто из них справедливее право докажет.

Родственники убитых Одиссеем женихов Пенелопы говорят (Одиссея 24, 433), что кровомщение – долг чести:

Мы о себе и потомству оставим поносную память,
Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам
Здесь не отмстим.

Аякс говорит Ахиллесу (Илиада 9, 631):

Смертный с душою бесчувственный! Брать за убитого брата,
Даже за сына убитого пеню отец принимает;
Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством;
Пеню же взявший и мстительный дух свой и гордое сердце
Все наконец укрощает.

Если родственники убитого соглашались взять выкуп, убийца, уплатив его, становился, по греческим обычаям гомеровского времени, свободен от их преследования и сохранял свое прежнее положение в обществе. Собственность была еще менее, чем жизнь, ограждена законом. Делать набеги, чтобы грабить жилища, угонять стада, захватывать беззащитных в плен, в рабство – это были славные геройские подвиги. Морской разбой считался в гомеровской Греции отважным ремеслом храбрых людей, нимало не предосудительным.

Но в этой неурядице военного и охотничьего быта проглядывают и черты благородных, гуманных чувств. В гомеровский период греческой истории уже хорошо заметны зародыши цивилизации. Боязнь гнева богов обуздывала страсти. Человек, совершивший убийство, не имеет душевного покоя, пока не очистится от греха. Был обычай гостеприимства, обязывавшей дружески принимать странника, давать ему приют; должно было принять и успокоить его, даже не спрашивая у него, кто он. Только уж когда он подкрепится пищею, освежится купаньем или ванною, натрется маслом, спрашивали у гостя, как зовут его, откуда он, по какому делу он здесь. Кто садился у очага и просил защиты, того нельзя было ни оскорблять, ни оставить бесприютным. Нищий находился под покровительством Зевса. В гомеровской Греции существовал союз гостеприимства. Люди, соединенные им, принимали друг друга с почестями, на проводах давали гостю подарки. Этот союз был у греков наследственным. Полученные подарки заботливо хранились из рода в род. Герольды, послы считались неприкосновенными, даже и неприятельские; – это зародыш международного права. Договоры были освящаемы жертвоприношением, призыванием всевидящего солнца, рек и земли в свидетели, призыванием гнева подземных богов на голову того, кто изменит обещанию.

Греческая семья в гомеровский период

Уже в гомеровской Греции имела благородный характер семейная жизнь. Почтительность и любовь к родителям – священная обязанность. Дурного сына преследуют богини мщения, Эриннии. Проклятие отца отнимает счастье и спокойствие у непокорного сына и тяготеет над его потомками до третьего и до четвертого поколения. Мысли о детях и о жене дают самое энергическое возбуждение мужеству в битве. Жена в гомеровскую эпоху греческой истории занимает уважаемое положение в доме, хоть она, но обычаю общему всем древним народам, приобретена дарами, данными её отцу, то есть, как будто куплена. Невесту приводили в новый дом её торжественною процессиею, с пением, музыкою, с факелами; в доме жениха ждали ее гости и веселый пир. Многоженства уже тогда не было у греков. Греческая жена – единственная законная сожительница мужа. Она уважаемая всеми госпожа в доме. Она строго хранит верность мужу. Женские характеры в Илиаде и Одиссее – Пенелопа , Андромаха , Елена , Гекуба, Навсикая и прочие, принадлежат к прекраснейшим созданиям в поэзии всех веков. Мы видим из рассказов Гомера, что женщины пользовались в домашней жизни свободою. Госпожа дома не только заведует домашним хозяйством, не только занимается пряденьем, тканьем, шитьем всей одежды, мытьем, но и выходит к гостям, принимает участие в разговорах с ними; участвует в совещаниях и делах, и голос её не редко решает дело. Многоженства, как мы говорили, у греков не было. Случалось, что муж имел связь с другими женщинами, особенно, когда бывал далеко от дома; но госпожа в доме одна, законная жена. Комнаты, в который, живет она, комнаты служанок, спальная мужа, комната, где хранятся оружие и сокровища, расположены за большим залом с колоннами, и пол их несколько выше, так что из зала ход в них образует лестницу. Большой зал – главная часть греческого дома; тут и очаг. В зал ведет со двора крытая галерея.

Брак у Гомера постоянно изображается счастливым союзом; муж и жена искренно любят друг друга. Одиссей говорит (Одиссея 6, 128):

Несказанное там водворяется счастье,
Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок,
Муж и жена, благомысленным людям на радость, недобрым
Людям на зависть и горе, себе на великую славу.

Гомеровским периодом Греции называют время примерно с 12 по 8 вв. до н.э. В одну из этих эпох жил и творил известный поэт Гомер . Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции. Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада ».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон. Информация о том, как создавались поэмы, до современников не дошла. Многие ученые спорят о том, существовал ли такой человек в Древней Греции, или имя вымышленное. Кроме того, авторство многих из его произведений подвергают сомнениям. В «Одиссее » рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада » повествует о событиях троянской войны. В истории есть свидетельства этих событий, но они случились намного раньше того периода, когда создавались произведения Гомера. Исследователи проанализировали имеющиеся материалы, но ученые продолжают строить гипотезы о том, какой была Древняя Греция. Идеи они в большинстве своем основывают на гомеровских произведениях.

Гомеровские произведения стали чуть ли не единственным письменным памятником истории, который был создан в те века. Впрочем, такое заключение исследователи дают исключительно исходя из сведений об отсутствии других сохранившихся письменных свидетельств той эпохи. Ее и назвали «Темным временем» потому, что ни особенных археологических, ни других находок, датированных этим периодом, не обнаружено.
Считается, что в 10-8 вв. до н.э. в полный упадок пришла торговля, письменность и даже общественная жизнь греков. Они вели много войн и развивали только те ремесла, которые были полезны в ведении сражений. Так, процветало дело гончаров, металлообработка, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность. А скульптура и живопись выходили на второй план, а то и вовсе не развивались.
Археологи и другие исследователи Древней Греции нашли причины такого поворота событий. Дорийцы, населявшие в те времена греческие земли, занимались грабежами соседних государств. Процветало пиратство. Именно такой образ жизни эти древние люди считали правильным, относя его к основам доблести и мужества. Ни финикийцы, ни египтяне больше не посещали греков с целями торговли. К концу же дорийского периода торговые связи постепенно начали налаживаться. Но более быстрыми темпами шла внутренняя торговля.

Общественный строй «темного периода»

У дорийцев все начиналось с родоплеменных связей. Сословий или классов пока не возникло. Тем не менее, первобытным обществом тогдашних греков назвать было нельзя. Постепенно начали образовываться полисы. В городах-государствах сформировался уникальный общественно-экономический и политический строй. В собственности у представителей народа или общины не могла находиться земля. Наделы были общими. Власть держалась на основах военной демократии.

Дорийцы чтили своих родителей и относились уважительно ко всем старикам. Семья занимала огромное место в жизни каждого из людей. В произведениях Гомера все плохие сыновья наказывались справедливыми богинями, которые проклинали их на несколько поколений. Жену уважали. Она занимала наиболее почетное место в доме. Жених «выкупал» свою невесту у ее отца, чтобы создать впредь свой очаг. Многоженства у греков не было никогда. Жена в любой ситуации должна была строго хранить верность своему мужу. В поэмах Гомера женщины – Елена, Пенелопа Навсика – олицетворяли добродетель. Они представлены как самые прекрасные создания в мире.

Женщину назвали «госпожой дома». Она не только вела домашние дела, но и принимала гостей, становилась участницей совещаний и важных собраний. Голос жены в доме имел большой вес, и зачастую ее слово становилось решающим.

Большинство греков-мужей имели связи на стороне. Это считалось не зазорным, особенно, если они пребывали в путешествиях. Но женитьба во второй раз не приветствовалась.

Дома, в которых жили дорийцы, были не маленькими. Они состояли из большого количества комнат, спален, хранилищ для оружия. Имелся даже зал с колоннами. Это было главное помещение дома. В нем семья собиралась, чтобы обсудить проблемы, решить дела.

Людей, живших в браке, Гомер изображал весьма счастливыми и искренне любящими друг друга. Женщин, которых уличили в измене, наказывали довольно строго. Женскую измену осуждали все без исключения.

Дети у мужчин рождались не только от их жен, но и от наложниц – рабынь. Все чада воспитывались на равных, жили вместе и имели часть капитала отца после его смерти. Дети рабынь, которые были рождены от свободных мужчин, получали свободу, но наследства им давали меньше, чем остальным, законным потомкам.

Общественная жизнь Древних греков, живших в 10-8 вв. до н.э., была насыщена всевозможными стычками, грабежами и даже убийствами. Этому виной несовершенный общественный строй. Люди искренне ненавидели друг друга даже за самые безобидные деяния. Они выливали свой гнев как могли. Часто дело доходило до кровопролития. Понятий о праве, чести, милосердии, нравственных устоях, прощении практически не было.

На переднем плане – военное дело, завоевания, пленение, грабежи чужестранцев. Наибольшим уважением пользовался самый храбрый воин, который привез на Родину богатую добычу. Ни один из мужчин не должен был уклоняться от возможности повоевать и поучаствовать в военных походах.

Поэмы Гомера насыщены свидетельствами о дружелюбных отношениях между правителем и воинами, которые отстаивают честь государства. Они были почетными гостями на всех пирах. На таких гуляниях много пели, танцевали и прославляли полководцев. Это значительно поднимало дух и давало моральные силы для новых походов.

Ученые проанализировали археологию того периода

Культурные памятники того времени не сохранились. Гибель цивилизации Микен сильно пошатнула каноны греческой культуры. Она перестала развиваться. Дорийские племена, которые вторглись с севера, стерли с лица земли все важные и крупные архитектурные памятники. Погибли дворцы, сооружения, статуи. Остались только кладбища. Ученые смогли провести раскопки и выявили, что в тот период сильно сократилась численность населения. Кто-то погиб от рук чужестранцев, другие спаслись бегством, и переселились на другие территории.

Гробницы бедны. Они возведены из древесины. Реже – из кирпича. Предметы быта тогда модно было создавать в геометрическом стиле. Ему подчинялись формы, орнаменты на горшках, вазах, амфорах. Но к концу эпохи Гомера рисунки стали намного сложнее. Что свидетельствует о постепенном возрождении и развитии древнегреческой культуры.

    Музыка и музыкальные инструменты в Древней Греции

    Музыка в Древней Греции была одним из основных видов искусств. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мировой музыки в целом и греческой в частности. До нас дошло совсем немного сведений о древнегреческой музыке. Сохранилась часть пьес на пергаменте, папирусе, в виде настенной живописи в эпиграфике и т.д. Полностью сохранились сколий Сейкила, 3 гимна Месомеда, два гимна Аполлону.

    Спортивные мероприятия в Греции

    Кикладская цивилизация - бабушка античности

    В южной части Эгейского моря располагается архипелаг Кикладских островов. В переводе с Греческого языка «Киклады» значит «лежащие крУгом». В древние времена Киклады были покрыты густыми лесами. Наиболее крупные из них – Наксос, Парос, Андрос и Тенос населяли ионийцы, а Мелос, Феру и Антипарос – дорийцы.

    Развалины Микен и Львиные ворота

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть четвёртая)

    Салоники стали важным центром становления и распространения христианства. Официальным окончанием языческой эры в империи считается знаменитый Солунский указ императора Феодосия (IV в.) В Салоники во время своего путешествия по Греции проповедовал христианство апостол Павел. Он основал в Салоники общину, для которой им были написаны два его знаменитых послания («К Фессалоникийцам»). Считается, что Первое Послание является первой письменной книгой Нового Завета.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). Гомеровский период очень скуден археологическими находками поэтому и получил еще одно название «Темные века».

В XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу: была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность.

В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться - как внешняя, так и внутренняя.

Общественное устройство

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю - она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.

По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.

Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.

Культура гомеровского периода

От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры и это составляет определенные сложности при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, - изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.

Отличительная особенность гомеровского периода - возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться - накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называтьгомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и«Одиссея». Его также называют «дорийским» - имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно считать, что с точки зрения цивилизации и материальной культуры дорийский период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности,была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широкимприменение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касаетсядуховной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Период архаичной культуры

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений котношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления - монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюсясистему денежного обращения. Начавшаясячеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло созданиеалфавитного письма , ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективнуюсистему образования , благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики формируются основныеэтические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э.Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции - храм Зевса.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, какфилософия ипаука. Их родоначальником стал Фал ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единойнатурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая формуматематики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складываетсяархитектура , покоящаяся на двух видах ордера - дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает такжемонументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт - Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни. Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.

Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

XI–IX века до н. э относятся к периоду древнегреческой истории, его принято называть гомеровским, а ещё предполисным. Именно в это время жил и творил великий слепой поэт Гомер, который написал «Одиссею» и «Илиаду». По окончанию данного периода начали появляться государства-полисы.

Гомеровский период характеризуется началом разрушения родового строя, началом формирования олимпийской религии. Именно эту религию исповедовали в Древней Греции. Жители страны верили, что на главный бог Зевс-громовержец и сонм других богов расположились, живут на вершине горы Олимп.

Какой была культура Гомеровского периода?

Древнегреческая культура во времена после Микен развивалась сложно и противоречиво, и этот путь её развития сложно описать точно и определённо. Учёные по разному определяют стадии развития греческого социума того периода. Наиболее верными являются мнения учёных о том, что общество прошло последнюю первобытную стадию и перешло к стадии цивилизационного развития. В произведениях показано общество более примитивного развития, культуры, чем оно было показано в памятниках крито-микенского периода. Гомер в своих произведениях описывает царей, знать предводителей, проживающих в деревянных домах. Эти дома окружены частоколом и совсем не походят на дворцы крито-микенских царей.

Общество, описываемое Гомером, является неграмотным. Люди не понимают зловещие знаки письменности других народов. Эти знаки являются для них непонятными, таинственными.

В гомеровский период времени происходит формирование языческой религии древних греков. В каждой общине был бог-покровитель. Он оберегал жителей общины от злодеяний, враждебных замыслов людей и богов. Бог общины был намного сильнее, могущественнее других богов лесов, рек, источников. Его покровительство распространялось только на жителей данной общины. В это время процветал культ местных богов. Небольшой социум - община должен был жить обособленно ради своего выживания, ведя борьбу с грозными силами природы. Люди общины вынуждены были отражать набеги злобных соседей, напрягать все имеющиеся силы.

Культ предков характерен для древнегреческой религии того периода. Значительное, существенное значение имели погребальные церемонии, игры. В этом культе отразилась духовная составляющая греческого общества того периода. Первобытнообщинные отношения заканчивались, зарождались основные моральные, этические принципы новой, возникающей цивилизации.

Черты гомеровского периода:

  • уход от традиций дворцовой жизни предыдущего бронзового века
  • появление, зарождение нового уклада жизни, традиций с опорой на огромный потенциал, накопленный греческим обществом в прошлые исторические периоды.

Какими были материальная культура, искусство гомеровского периода?

Значимых, больших достижений в этих сферах культуры не было. Наметился прогресс во всех производствах, где использовалось железо. В это период времени создавались более передовые, лучшие орудия труда, в сельском хозяйстве, разных ремёслах использовались новые технологии и приёмы труда.

В описываемом периоде мало значимых, культурных памятников. Здания строили из обожжённого кирпича, дерева. Такими были строительные материалы того времени. Даже большие скульптуры производились из дерева. Хорошо сохранилась до настоящих времён керамика, ярко расписанная геометрическим орнаментом. Предметами керамики тех времён являются, большие вазы, служившие погребальными надгробиями, а также бытовая посуда, сосуды, скульптурные украшения на вазах, терракотовые статуэтки. Все эти предметы древнегреческой истории являются памятниками искусства.

Художественное творчество, искусство гомеровского периода можно назвать незатейливым, примитивным. Оно скорее похоже на ремесленный помысел. Изделия украшались несложным геометрическим узором, который не требовал от исполнителя большого художественного таланта.

Музыкально-поэтическая культура гомеровского периода

Музыкальная культура Древней Греции – самобытное, уникальное явление, вобравшее в себя плоды музыкального развития древних цивилизаций – египетской, сирийской, индийской. Греция представляла собой союз полисов, областей, которые различались политическим строем, экономикой и культурой.

Крит – один из наиболее ярких центров развития музыкального искусства, где культивировалось хоровое пение, сопровождающее обряды. Здесь был развит культ поклонения богам, для проведения обрядов были построены театральные площадки. Все театрализованные явления можно разделить на группы.