Тютчев любовная лирика я помню время золотое. «Я помню время золотое…. «Я помню время золотое…»

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. — особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой любому другому чувству. Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

К. отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!» — т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену фантома — иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий...»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок невозможный для человека любящего, впервые осознавшего это чувство, — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». К. не может обладать этой женщиной живой и утверждает свою власть над мертвой.

К. тем самым отличается, например, от Краснова из «Грех да беда на кого не живет». Это не вариация на тему Отелло. Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок. Все его поведение на сцене строится на постоянном посрамлении его попыток встать в позу благородного жениха, блестящего кавалера или светского человека.

КАРАНДЫШЕВ

КАРАНДЫШЕВ - центральный персонаж драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Амбиция - ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека - художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях», Парадоксалист в «Записках из подполья», Мозгляков в «Дядюшкином сне», Смешной человек в «Сне смешного человека»). В отличие от Достоевского, раскрывающего «самосознание бедного человека» (М.М.Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается, оказавшись во власти амбиций. Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение «за постоянство» - согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности «пове-личаться». Он впервые в жизни чувствует себя не просто «равным» остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. «Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь».

«Наткнулся» К. на Паратова и оказался с «бесчеловечной жестокостью» осмеян и унижен им. Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о «смешном человеке» - вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: «Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня».

Излишняя «литературность» этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль «рокового» героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: «дикие взгляды» бросал, «отчаянным» прикидывался. «Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех».

Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе («О, не раскайтесь!», «Вы должны быть моей»); «наполеоновский» жест («Кладет руку за борт сюртука») - все это не что иное, как смехотворное подражание «печорин-ским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком. Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье. Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния.

Первый исполнитель роли К. - М.П.Садовский (1878). Среди других исполнителей - С.А.Мартинсон (1940).

Лит. см.. к статье «ЛАРИСА».

Н.А.Шалимова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "КАРАНДЫШЕВ" в других словарях:

    Карандаш или карандыш человек очень небольшого роста. В Затишье Тургенева читаем: Вошел старичок низенький и толстенький, из породы людей, называемых коротышками и карандашами. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница Жанр: драма

    Жестокий романс Жанр мелодра … Википедия

    Вещь. Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в… … История слов

    Островский А.Н. Островский Александр Николаевич (1823 1886) Русский драматург, театральный деятель. Афоризмы, цитаты Островский А.Н. биография Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница … Википедия

    Николай Яковлев Имя при рождении: Николай Капитонович Яковлев Дата рождения: 25 апреля (7 мая) 1869(1869 05 07) Место рождения: Рязань … Википедия

    Бесприданница (фильм, 1936) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бесприданница (фильм). «Бесприданница» Жанр драма Режиссёр Яков Протазанов Александр Роу Автор сценария … Википедия

    Род. 21 ноября 1918 г., в Киеве, ум. 15 июня 2001 г. Актер театра и кино, выпускник Школы киноактера при киностудии "Мосфильм" (1940). Работал в ЦТСА (1940 46), в Театре студии киноактера (с 1946), в последние годы в театре "Школа… … Большая биографическая энциклопедия


Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского «Бесприданница». Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в «Записках из подполья», Макар Девушкин в «Бедных людях» и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же, он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только «благодаря» неудачным обстоятельствам.

Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к «запасному варианту». Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о «смешном человеке» - это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль «рокового» героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.

Обновлено: 2012-08-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Исследователи русской литературы XIX века не выделяли как-то по-особенному Фёдора Ивановича Тютчева. Печатался он нечасто, любил использовать различные псевдонимы. От этого и не был знаком обширной публике. И только после выхода в одном из журналов статьи Некрасова, где он давал характеристику каждому начинающему поэту, Тютчева заметили.

После этого последовала и поддержка Тургенева, который помог начинающему поэту издавать свой первый сборник. В этом же, 1854 году, сам Тургенев написал положительную статью о тютчевских стихотворениях. Но Федор Иванович, несмотря на свои неповторимые и чудесные произведения, так и не смог стать героем своего времени, так как он сам не стремился к славе, да и все его стихотворения не соответствовали поэтическим законам стихосложения того времени.

История создания стихотворения «Я помню время золотое…»

О тютчевском стихотворении "Я помню время золотое... " известно немного. Но точно установлено, что написано оно было в 1836 году и посвящалось прекрасной женщине, настоящей светской красавице – баронессе Амилии фон Крюденер.

Первая их встреча состоялась, когда они были еще совершенно молодыми людьми, практически детьми. Так, Федору Тютчеву на тот момент едва исполнилось восемнадцать лет, а Амалии - 14 лет. Эта неожиданная встреча состоялась в Мюнхене.

Девушка по своему рождению считалась незаконной дочерью известного графа, немецкого аристократа М.Лерхенфельда. Но носила она другую фамилию - Штернффельд. Она знала, что приходится кузиной русской императрицы.

Как только молодой Тютчев увидел Амалию, то сразу же влюбился в нее. Она отвечала ему взаимностью. Поэтому им так сильно нравилось проводить время вдвоем, прогуливаясь по руинам замка или же бродить вдалеке от шумной компании. Известно, что они настолько сильно были увлечены друг другом, что в какой-то момент обменялись еще и крестильными цепочкам, которые носили на шее.


Амалия в любые свои годы выглядела просто великолепно, но природа дала не только этот подарок ей. Она всегда была благодарна Тютчеву за те чувства, которые некогда она испытала, поэтому в те дни, когда поэт умирал, она опять пришла к нему. Поэт-философ настолько сильно был эти потрясен, то в своем письме к дочери описал подробно этот визит:

«Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адтерберг... В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».


Ему было очень приятно оттого, что эта прекрасная женщина всегда помнила о нем и в минуты, когда ему нужна была моральная поддержка, оказалась рядом с ним.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Сюжет тютчевского произведения


Это произведение лириком было написано через 13 лет после их расставания. И при встрече Фёдор многое вспоминал: прогулки по старинным предместьям, берега прекрасного и широкого Дуная.

К сожалению, сведений о том, что происходило с поэтом-философом и молодой девушкой практически не осталось, но зато эту картину прекрасно воссоздаёт сам Тютчев в своем произведении, говоря о том, что помнит прекрасно то время «золотое». Лирик утверждает, что навсегда в его памяти остался тот край, где он был так счастливы. День быстро катился к закату, но это было не главное, так как они были вдвоем. Они уединялись от всего мира туда, где шумел Дунай, а на холме, словно белое пятно, стоял старинный разрушенный замок. Амалия, как фея, стояла там, опираясь на прибрежный гранит. Ее молодые и прекрасные ноги слегка касались обломков. А солнце, словно жизнь человека, быстро исчезало прощаясь со всеми этими приятными воспоминаниями.

Но ветерок продолжал играть, дотрагиваясь до одежды прекрасной девушки, ее прекрасных плеч. Взгляд лирической героини беззаботно смотрит вдаль. Тютчевское описание природы прекрасно! День подходил к завершению и медленного угасали его последние лучи. Но это лишь только веселило и забавляло прекрасную героиню. И как этот день, славный и сладкий, также пробежала и вся жизнь самой героини, и автора этих восхитительных строк.

Несмотря на чувства, более чем дружеские, Тютчеву было отказано в женитьбе. Он был не самой хорошей партией для Амалии. Поэтому вскоре она выходит замуж за барона Крюденера. Потрясение и горе испытал тогда тончайший лирик, он даже дрался с кем-то на дуэли. Но эта история имела хороший финал. Амалия всю жизнь помогала поэту, оказывая ему и его семье какие-то услуги. Поэту порой неловко было, но отказаться он не мог. Ему всегда казалась, что эта прекрасная и добрая женщина очень несчастна в браке.

Вскоре Тютчев, благодаря усилиям Амалии, ищет для себя новый предмет вдохновения, а она сама, выйдя второй раз замуж, покидает его. Но жизнь подарила им еще две незабываемые встречи.

Анализ стихотворения


Многие критики отмечали, что это тютчевское стихотворение является подражанием зарубежной поэзии – Гейне. Но зная личную историю автора, и его необычный стиль письма, нельзя рассуждать так однозначно.

По своему содержанию тютчевское стихотворение очень интимное. Автор рассказывает в нем о том, какие воспоминания из прошлого, после встречи с Амалией, вдруг ожили в его душе. Он вспомнил былые чувства и переживания, когда был сильно влюблен в эту женщину. Как тончайший лирик он желает показать своему читателю, насколько сильной и глубокой может быть любовь к женщине.

Композиция тютчевского стихотворения состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже в первой части лирик показывает, что его герой возвращается в своих мечтах и грезах в прошлое, которое он сам называет "золотым" временем. Именно это время было счастливым для него, ведь он сам очень сильно любил. Во второй части поэт-философ переходит к описанию природы. Он описывает весну, так как именно она очень сильно похожа на молодость самого человека.

Осень, которую описывает лирик – это время настоящего периода в жизни героя, когда любовь ушла в прошлое и ему остается лишь только вспоминать о том, что было в его жизни. Но весна пробуждает в душе человека новые чувства, наполняет энергией, даже молодит. В заключение герой снова встречается с той женщиной, которую некогда любил и он оживает, его душа становится моложе.

Тютчевское счастье заключается в тихом и спокойном вечере, в невероятной красоты и живописности закате, в прекрасном весеннем цветении диких яблонь. Особо выделяется из всего сюжета тема времени: это и день, который заканчивается, и поэтому так медленно и неярко уже горит солнце. Для автора дорога каждая минута, когда длится это счастье. Самый счастливый день – это день любви. Но время постоянно идет, не останавливаясь. Необратимость времени в тютчевском стихотворении можно заметить бросив взгляд на замок, от которого остались только руины.

Художественно-выразительные средства тютчевского произведения


Многие исследователи тютчевского творчества отмечали, что в своем поэтическом творении "Я вспомнил время золотое..." автор использует немецкий синтаксический оборот. В русском языке так не говорят и не пишут. Использует автор и местоимения, но только во множественном числе, показывая, что его история любви может произойти с любым человеком.

Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он так показывает силу любви к женщине, о которой говорит. Заставляет понять, что это реальность, которую он все еще пытается принять за сон. Стихотворный размер тютчевского произведения – четырехстопный ямб. Многие литературоведы того времени, поэты и писатели отмечали и напевность стихотворения «Я помню время золотое…», которая достигается тем, что автор использует самые различные средства выразительности литературной речи.


Много выразительных средств речи использует автор, чтобы показать красоту любимой женщины и той поры, когда он был счастлив:

⇒ Эпитеты: если ветер, то он теплый, если гром, то, по мнению автора, он дальний, а вот земля у лирика смятенная.
⇒ Метафоры: прекрасный пламень у поэта окаймил, а все та же смятенная земля у лирика потонула в сиянии.
⇒ Сравнение: пыль у лирика летит, да еще и вихрем.

Критические оценки творчества Тютчева


Многих критиков не смогло оставить равнодушным тютчевское творчество. Так, Добролюбов отмечал одновременную знойность и строгость его произведений, в которых отражены все нравственные вопросы. Толстой утверждал, что вся лирика Тютчева носит серьезный и вдумчивый характер, что поэт-философ никогда не шутит с музой.

Все считали, что именно тютчевское творчество стало началом в России поэзии романтизма. Многие критики относились к поэзии лирика негативно, называли его жертвой хаоса, а его лирику – поэзией ночи. Брюсов первым изучил тютчевское творчество и пришел к выводу о том, что он является необычным началом символизма. Тургенев утверждал, что те, то не читал тютчевскую лирику, тот, соответственно, не чувствует и не знает, что такое поэзия.

Действительно, для того чтобы научится чувствовать красоту слова и души, нужно прикоснуться к творчеству великого поэта - Фёдора Ивановича Тютчева.