Виды придаточных предложений с примерами. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Придаточное предложение отделяется от главного предложения запятой, а если стоит внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон, например: 1) Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. (М. Г.); 2) Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. (Пришв.)
Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, состоящее из одного союзного слова или союза: Меня спросили, куда я поеду летом. Я объяснил куда.
Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации один раз - или до всего сочетания, или перед союзами что, чтобы, как, например: Он не явился на занятия, потому что заболел. - Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому, что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.
В конце сложных предложений, включающих придаточное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится (если в целом предложение не является вопросительным): 1) Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь. (Т.); 2) Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать. (П.) (Но: Почему ты не спросил у него, когда отходит последний поезд?)
459. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения. Определите виды придаточных.
1) Если бы вы знали как я жалел что застал вместо вас одну записку вашу на моём столе. (Г.) 2) Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет музыка оборвалась. (Пауст.) 3) Коль нет цветов среди зимы то и грустить о них не надо. (Ее.) 4) Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.) 5) Мы шли то под ста- рыми берёзами то по широким полянам на которых вольно и свободно стояли могучие... дубы. (Бун.) 6) Пьер не отвечал потому что ничего не слыхал и не видел. (JL Т.) 7) Она уехала что(б) больше никогда не вернуться в Знаменское. (JI. А.) 8) (Как)будто не было зимы цветут деревья беззаботно. (Сок.)
Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы следующие придаточные предложения: 1) места, 2) определительное, 3) изъяснительное.
Составьте сложные предложения, в которых союзом что присоединились бы придаточные изъяснительные и придаточные степени, а союзным словом что - определительное, изъяснительное, присоединительное. Составьте сложные предложения, в которых союз чтобы присоединял бы придаточное цели и придаточное изъяснительное.
Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения. Устно определите виды придаточных.
1) Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе погода стояла совсем тёплая и поплёлся к Коваленкам. (Ч.) 2) Кругом было тихо так тихо что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. (JL) 3) Я думал о том что случилось и ничего не понимал. (Ч.) 4) Яков был прозван Турком потому что действительно происходил от пленной турчанки. (Т.) 5) Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чувствовался теперь после еды побежал к осоке и отсюда оглядел местность. (Ч.) 6) Из-за скалистого холма где тёк ручей возвышался другой поглаже и пошире. (Ч.) 7) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли точно над степью носился невидимый дух и пел. (Ч.) 8) Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке. (Ч.) 9) После трудного дня такая радость охватила меня что я даже обнял своего Лувена и он старый прослезился от удовольствия. (Пришв.) 10) Жара была такая что малейшее движение утомляло. (Стан.) 11) Я опять пришёл сюда слушать прибой долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход и потом очнулся в тумане. (Пришв.) 12) Таких далёких и чистых далей какие открываются с этого холма мало в России. (Пауст.)
463. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.
1) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным посмотреть что это за люди. (Ч.) 2) Я не понимал для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. (Ч.) 3) Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живётся но обе молчали и только смотрели на меня. (Ч.) 4) Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю. (Ч.) 5) Изредка она [Каштанка] останавливалась и плача приподнимая то одну озябшую лапу то другую старалась дать себе отчёт как это могло случиться что она заблудилась. (Ч.) 6) Кое-где по моху и лопушкам болотным запах этот был очень си-лён но нельзя было решить в какую сторону он усиливался и ослабевал. (JI. Т.) 7) Искатель женьшеня приютил меня покормил не спрашивая откуда я и зачем сюда пришёл. (Пришв.) 8) Весь простор будто затянут паутиной и не разберёшь где кончается море и начинается небо. (Нов.-Пр.) 9) Нескошенные луга так душисты что с непривычки туманится и тяжелеет в голове. (Пауст.) 10) Я начал читать и зачитался так что к огорчению взрослых почти не обратил внимания на нарядную ёлку. (Пауст.) 11) Я видел счастливого человека заветная мечта которого осуществилась так очевидно который достиг цели в жизни получил то что хотел который был доволен своею судьбой и самим собой. (Ч.)
1) В то время когда со старых осин летит пух молодые переодеваются из своей коричневой младенческой одежды в зелёную. (Пришв.) 2) Взгляд и улыбка у него были так приветливы что сразу располагали в свою пользу. (Гонч.) 3) Индейский петух подняв голову и озираясь вокруг неистово выругался по-своему точно сердитый командир оборвал всю команду на ученье за беспорядок. (Гонч.) 4) Синцов с тревогой вспомнил о словах Серпилина что время дорого и заколебался задерживать ли корреспондента. (К. С.) 5) В то время как Райский уходил от неё [Веры] Тушин прислал спросить может ли он её видеть. (Гонч.) 6) Пишу Вам дабы предупредить Вас что фельетон бу- дет выслан мною не сегодня в воскресенье а завтра в понедельник. (JL) 7) Писатель истинно владеющий своим ремеслом всегда лаконичен ибо всякая доработка окончательная обработка произведения это прежде всего изъятие лишнего. Лев Толстой говорил что лучший вид правки это сокращение. (Наг.) 8) Маша чувствовала что он [Синцов] взволнован ещё чем-то не только их свиданием но не могла понять чем. (К. С.) 9) Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (Ч.)
Из двух простых предложений составьте сложноподчинённое с одним придаточным предложением.
1) Туристы свернули в лес; этот лес тянулся на десятки километров. 2) Посёлок находился в лощине; возле этого посёлка отряд расположился на отдых. 3) Берёзки выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями; эти берёзки при мне были посажены около забора. 4) Автобус остановился на горном перевале; далеко внизу пассажиры увидели сверкающее море. 5) Болота покрылись крепким слоем льда; в начале ноября неожиданно начались сильные морозы. 6) Снегопад прекратился; регулярное движение городского транспорта возобновилось.
Переделайте предложения, превратив придаточные предложения причины в придаточные следствия, придаточные следствия - в придаточные причины.
1) За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная. 2) Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 3) Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. 4) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 5) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.
Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Определите тип речи. Найдите в тексте метафоры. Какие ещё выразительные средства языка используются в этом тексте?
Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись рогожа рв..нулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу
Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него не было слышно н.. грома н.. скрипа колёс. Он дул с ч..рной тучи неся с собой обл..ка пыли и зап..х дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился стал как будто грязнее звёзды ещё больше нахмурились и видно было как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь по всей вероятности вихри кружась и увл..кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо, вероятно около самой ч..рной тучи летали перекати-поле и как должно быть им было страшно! Но сквозь пыль зал..плявшую глаза не было видно н..чего кроме блеска молний. (А. Чехов)

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

1. Определение сложноподчиненного предложения.

2. Структура сложноподчиненного предложения. Позиция придаточной части по отношению к главной.

3. Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

Союзы и союзные слова.

4. Указательные слова в главном предложении.

5. Классификация сложноподчиненных предложений:

1) сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;

2) сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

3) сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными:

а) места; б) времени; в) причины; г) цели; д) условными; е) уступительными; ё) образа действия и степени; ж) следствия; з) сравнительными; и) присоединительными.

Литература

1. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык. – М., 1991.

2. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов /Лекант П.А., Диброва Е.Н., Касаткин Л..Л., Клобуков Е.В./ - М., «Дрофа», 2000.

3. Современный русский язык /Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. – 3-е изд. – СПб., 2001.

4. Современный русский язык. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М., «Просвещение», 1978.

5. Полный справочник по орфографии и пунктуации /Под ред. О.Л.Соболевой. – М.,: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется сложноподчиненным предложением?

2. Какое предложение называется главным, какое придаточным?

3. Какое место может занимать придаточная часть по отношению к главной?

4. С помощью чего связывается придаточное предложение с главным?

5. Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слов?

6. Что такое указательное слово? Где оно находится?

7. Какие виды придаточных предложений выделяются в зависимости от характера смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, выраженных подчинительными союзами и союзными словами?

8. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными. К какому слову главного предложения они относятся, чем прикрепляются и на какой вопрос отвечают?

9. Каковы особенности придаточных изъяснительных? К чему относятся, чем связываются с главной частью, на какие вопросы отвечают?

10. Какие обстоятельственные придаточные предложения выделяются по значению? Расскажите об особенностями каждого вида.

Практические задания

Задание 1. Укажите главные предложения и придаточные определительные и изъяснительные. Определите слова в главной части, к которым относится придаточная часть. Каким союзом или союзным словом соединяется она с главным предложением? Есть ли в главном предложении указательные слова?

Слава бор­цам, что за правду вставали, знамя победы высоко несли (Михалк.); Тот, кто с нами хочет плыть, очень смелым должен быть (Л.-К.)", Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал (Купр.); Не зря говорила Вера Ильинична, будто Лена похожа на ге­роинь (А. Лиханов); Ветер дул в ту сторону, куда ушел Гайдар (Пауст.); Спасибо, что потрудились лично за­ехать (Фад.); Я вздыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь (А. Алексин); Вдруг я узнаю, что отец едет в Сергеевку (А. Алексин); Я рад, что мы встретились; Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла (А. Плещ.); Какой уход, такой и доход (поcл.); Отец Аграфены служил лесни­ком рядом с усадьбой, где Чайковский жил как-то летом (Пауст.); Теперь мне стало совершенно ясно, откуда доносился голос (Чак.); Он [Чехов] знал, где лежит дорога к человеческому благородству, достоин­ству и счастью, и оставил нам все приметы этой дороги (Пауст.); Стояла такая тишина, что было слышно шуршание снега, задевавшего на лету за рваные листы кровельного железа (Пауст.).

Задание 2. Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения причастными оборотами.

Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое про­извела на него сестра, и непонятная обида шевельну­лась в нем (Фад.); Девочка, которая заснула было у печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас (Тург.);"На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса (Чех.); В офицере же с сумкой, которого лицо он видел где-то, ему все казалось против­но и нагло (Л. Т.); Автору пришлось присутствовать при сцепе у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти (Тург.); Облако обратилось в белую тучку, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо (Пушк.).

Задание 3. Определите типы придаточных предложений (см. таблицу 1).

1. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на нее первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку (Т.). 2. Вдруг мне показалось, что в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Т.). 3. Попроси мамашу, чтобы нас взяли на охоту (Л. Т.). 4. Как можно, чтобы женщина не производила в твои лета известного впечатления? (Дост.). 5. Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность (Добр.). 6. Терентий знает, какими травами лечат болезни, он не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет (Ч.). 7. Пашка часа два стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь (Ч.). 8. Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе (Кор.). 9. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелки в пути не дро­жали (Пришв.). 10. Эту легенду я вспомнил, когда думал о нашем удивительном писателе Александре Грине (Пауст.). 11. Он не сводит глаз с дороги, что ведет через рощу (Гонч.). 12. Как увидела тебя, так уже не своя стала (Остр.). 13. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия (П.). 14. Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда (Ч.). 15. Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь (Павл.).

Табл. 1. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

rowspan=2 bgcolor=white> Назва-
Определи- Изъясни- Обстоятельственные
а) места б) времени в) образа

действия

и степени

Примеры Ужель та самая Татьяна, кото-рой он наедине... читал когда-то наставленья. (П.)

Я давно мой

край оставил,

где цветут

луга и чащи.

Всех, кто честен душою, мы зовем за собою.

Вдруг мне по-

казалось, как

будто в ком-

нате слабо

и жалобно

прозвенела

струна. (Т.)

Где-то за са-

дом несмело,

там, где ка-

лина цветет,

нежная девуш-

ка в белом

нежную пес-

ню поет. (Ес.)

Сергей Тюленин родился,

когда незачем идти в подполье. (Ф.)

С тех пор как солдат заступил на

пост, у немцев ничего не было слышно.

Сережка

утренний

разбудил

Вопросы,

на которые

отвечает

придаточ-

какой? к а-

к а я? какое?

кто? что?

(все падежные

вопросы) ка-

где? куда? когда? как

д о л г о? с каких пор? до каких

пор? н а сколько

как? каким о б-

до к а кой степени?

Прикрепля-

ется сою-

нет что, чтобы,

будто бы,

как, словно,

как будто

нет когда, пока.

как только,

едва, в то вре-

мя как и др.

что,
союзными который, ка-

кой, откуда,

чей, когда,

что, кто, где,

кто, что, ко-

торый, чей,

отчего, почему,

когда, сколь-

где, куда, от- как
Какое сло-

во в глав-

ном пред-

поясняет

существитель-

ное или место-

глагол (со зна-

чением речи,

мысли, чувства), местоимение, слова: рад, известно в роли сказуемых

сказуемое или

обстоятельство

сказуемое или

обстоятельство

сказуемое

или обстоятельство

образа действия

Какое ука-

зательное

слово в гла-

вном пред-

тот, такой

(во всех паде-

жах и родах)

то, тот, каж-

дый, всякий

там, туда. тогда, до тех

пор, после то-

го как и др.

так, такой.

таким об-

разом, на-

столько и

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

придаточные
г) сравни­тельные д) цели е) причины ж) услов­ные з) уступи­тельные и) следст­вия Присоеди­нительные
Как дере-

во роняет

стья, так

грустные

слова. (Ес.)

Мы живем,

чтоб учи-

создавать

и растить

И сердце

вновь горит и любит - от-

того, что

не любить

оно не мо-

Мы победим потому, что мы - с ра-

бочим на-

И если

туча оросит,

дремучий,

с его ветвей уж ядовит стекает

в песок го-

рючий. (П.)

Чудес, хоть я

живу давно, не видел я покуда. (Марш.)

До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на

поля ни войти, ни въехать.

Ямщику вздума-лось ехать рекою, что должно было сократить наш путь тремя

верстами.

к а к? н а- з а ч е м?

для чего?

почему?

в следствие

при каком условии? несмотря на нет нет
словно,

точно, словно как, что, будто, как

будто, будто бы, чем

чтобы потому

того что,

если, когда,

кабы, еже-

ли, бы, ко-

хотя, пус-

кай, пусть,

так что нет
сколько,

насколько,

нет нет нет сколько ни, нет относительное местоимение что

и наречия

отчего, за-

все пред-

обстоятель-

ство образа

действия

или меры и

сказуемое сказуемое сказуемое прикрепляется ко всему главному прикрепляется ко

всему главному

прикрепляются ко

всему главному

так, столь- для того, потому,

ввиду того,

вследствие

того и др.

в случае, несмотря нет нет