Возбуждение со злобностью. Расторможенность это повышенная эмоциональная возбудимость

Знание психологии необходимо для создания успешной маркетинговой стратегии. Интересен тот факт, что самые значительные прорывы в контент-маркетинге связаны не с особыми приемами, уловками или техниками, а с научными психологическими закономерностями.

Один из наиболее фундаментальных и увлекательных разделов психологии посвящен изучению эмоционального возбуждения. Каким образом контент-маркетологи могут повлиять на эмоции людей? Как повышение уровня эмоциональной вовлеченности влияет на интерес к контенту? Есть ли способ получить больше комментариев, репостов, «лайков» и столь желаемых KPI с помощью знания психологии?

В данной статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

Работа эмоций

Чтобы понять, как эмоциональное возбуждение влияет на маркетинг, необходимо вначале понять, как оно действует. Вот несколько его ключевых особенностей.

1. Эмоциональное возбуждение возникает в центральной нервной системе, но воздействует на все тело

Как и любая другая эмоция, возбуждение возникает в головном мозге, однако влечет за собой сильные физиологические реакции.

Многие знакомы с неприятными ощущениями в животе, дрожью, слабостью и потоотделением — типичными реакциями на страх или возбуждение. Это совокупность реакций тела на состояние ума.

2. Эмоциональное возбуждение — состояние физиологического возбуждения

ChangingMinds.org объясняет, что происходит, когда мы взволнованы:

«При возбуждении в теле обычно происходят химические процессы, влияющие на мозг следующим образом: обостряются чувства, уменьшается активность коры головного мозга, а следовательно и сознательный контроль, напрягаются мышцы, организм готовится к действию.

Эндокринная система стимулирует различные железы, в частности, адреналиновую, что приводит к повышению уровня кислорода и глюкозы в крови, расширению зрачков (чтобы вы могли лучше видеть) и замедлению работы менее важных систем — пищеварительной и иммунной. Возбуждение распространяется по симпатической нервной системе, ускоряет пульс и дыхание для подготовки тела к активности, а также увеличивает потоотделение, чтобы охладить поверхность тела».

3. Возбуждение быстро проходит

Несмотря на то, что мы находимся в изменяющихся условиях, с колебаниями температуры и давления, тело постоянно адаптируется и поддерживает внутреннее равновесие. Возбуждение нарушает данный гомеостаз, но ненадолго. Поскольку тело постоянно возвращается к состоянию равновесия, состояние настоящего возбуждения (в биологическом смысле) длится недолго.

Сколько же оно длится? Все зависит от степени. Согласно статье в Wall Street Journal, вспышка эмоций средней силы проходит примерно за 20 минут.

4. В состоянии эмоционального возбуждения люди более склонны действовать

Состояние эмоционального подъема ‒ лучшее время для продажи. Эмоциональное возбуждение любого рода — это состояние активизации организма, когда усиливается сердцебиение и деятельность симпатической нервной системы, а мозг сигнализирует о выбросе гормонов.

Когда человек взволнован, его охватывают эмоции, влияющие и на принятие решений. Взволнованные люди чаще принимают решение — любое решение (даже плохое). Возбуждение влечет за собой импульсивность.

В «Психологии социального шопинга» Палома Васкез (Paloma Vasquez) отмечает следующее:

«В состоянии волнения или возбуждения люди думают и ведут себя по-другому. Эмоции подавляют рациональное мышление; проще что-то продать человеку, если он взволнован».

Это хорошая новость. Маркетологи обычно хотят, чтобы люди действовали, а не тратили время на раздумья. Мы понимаем, что быстрое принятие решений может оказаться необходимым для того, чтобы человек прошел весь покупательский цикл.

Что вызывает эмоциональный подъем у людей?

Получив базовое представление о том, как действуют эмоции, рассмотрим, как на них влияет контент. Перечислим виды контента, вызывающего эмоции.

1. Эмоциональное содержание

На этот счет мнение единодушно: пользователей привлекает эмоциональный контент. Вот, как описывает это Relevance:

«Люди ‒ эмоциональные создания. Мы принимаем решения (в том числе и о покупках) и действуем, в основном, под влиянием эмоций. Так что если ваш маркетинговый подход основан лишь на рациональном убеждении аудитории, вполне вероятно, что он не будет успешным».

Пользователи будут реагировать на контент, который их задевает на эмоциональном уровне. Эмоции влияют на принятие решения и дальнейшие действия. Какие именно действия? Наиболее очевидные — распространение информации.

Ученые университета Пенсильвании провели исследование, пытаясь ответить на вопрос: «Что делает онлайн-контент вирусным?». В результате был получен следующий вывод:

«Виральность отчасти вызывается физиологическим возбуждением. Контент, вызывающий сильные положительные эмоции (восхищение) или отрицательные эмоции (злость, раздражение), лучше распространяется. Контент, вызывающий слабые эмоции или нежелание действовать (грусть), хуже распространяется».

Грубо говоря, если вы хотите создать быстро распространяющийся, вирусный контент, то обращайтесь к эмоциям людей.

2. Принцип успеха

Психологи уже давно поняли, что удовлетворение и благополучие человека зависят от его успехов. Журнал «The Harvard Business Review» поясняет:

«Тщательно анализируя дневники специалистов, работающих с информацией, мы выявили главный принцип: из всех возможных способов улучшения восприятия и повышения мотивации в течение рабочего дня, единственным наиболее важным фактором стал фактор успеха.

Неважно, пытаются ли люди разгадать научную загадку или просто создать высококачественный продукт или услугу, ежедневный успех, даже небольшое продвижение вперед, может повлиять на их самочувствие и производительность».

Принцип успеха применим и к микромиру контента. JeremySaid.com сообщает: «Один из лучших способов мотивировать — это создать ощущение успеха. Если пользователь может достичь новых уровней поощрений, то скорее всего, он попробует это сделать».

Именно этот принцип создает ажиотаж вокруг программы лояльности Starbucks.

Золотой уровень. Осталось 8 звезд до следующего уровня.

Когда речь идет о контенте, пользователь хочет одновременно и осознавать, и ощущать свой прогресс. На боковой панели журнала Slate пользователь видит, сколько времени займет чтение статьи, что, по-видимому, мотивирует его на чтение.

3. Хороший дизайн

Исследователи поведенческой психологии осознают значение стимулов окружающей среды для действий и покупок. То же самое относится и к ‒ мелкие детали, вроде цветовой гаммы, могут значительно повлиять на то, как люди отнесутся к ресурсу. На самом деле, цвет — наиболее простой способ увеличить эмоциональное возбуждение.

Блог Coca-Cola — прекрасный пример этому. Широкое использование красного цвета в их дизайне микроблога Tumblr вызывает интерес и поощряет посетителей взаимодействовать с контентом.

4. Низкая цена

Импульсивные покупатели действуют исходя из эмоционального возбуждения. Одна из движущих сил импульса — цена продукта, согласно Wall Street Journal. Вы можете сохранять низкие цены или использовать якорный эффект цены, чтобы она казалась низкой. В любом случае вы можете воздействовать на эмоции благодаря низкой стоимости.

Когда человек покупает товар по хорошей цене, то более вероятно, что он поделится этой информацией с другими. Как объясняет Роберт Шниндлер (Robert Schindler) в «Новейших исследованиях потребителя» (Advances in Consumer Research), это происходит потому, что покупатель гордится своей покупкой. Выгодная сделка способствует «проявлению эго», и заставляет покупателя «чувствовать себя ответственным за скидку».

5. Ограниченное количество товара

В меньшей степени сам товар может вызвать эмоциональный подъем. Статья Марка Макдональда (Mark Macdonald) в Shopify рассказывает о том, что сами продукты могут вызывать эмоциональное возбуждение и желание купить, особенно, если они являются «сезонными или ограниченными по количеству».

Например, каждый март в честь Дня святого Патрика и символизирующего его трилистника в McDonalds предлагают зеленый прохладный коктейль Shamrock Shake.

Сходное сезонное предложение есть и у Starbucks ‒ осенний тыквенный латте с пряностями Pumpkin Spice Latte создает много шумихи в социальных сетях. На информационной странице продукта на сайте Starbucks приводятся данные, что с августа 2012 года появилось более 29000 твитов с хэштегом #pumpkinspice.

На самом деле, внедрение этого принципа может быть самой сложной задачей, требующей кардинальных перемен в компании. Но и Shamrock Shake, и Pumpkin Spice Latte вызывают необходимую вам реакцию. Если вы сможете выстроить свою маркетинговую политику, сфокусировавшись на уникальном или вызывающем эмоции аспекте вашего продукта, то покупатели скорее прочтут о нем и поделятся этой информацией с друзьями.

Заключение

Чтобы повысить дистибуцию контента, недостаточно просто разместить информацию и ждать, пока она возымеет действие. Вам нужно создать стратегию, которая вовлечет пользователей и читателей эмоционально. Как только вы заложите интеллектуальную основу привлекательным контентом, вы сможете направить усилия на то, чтобы использовать эмпатию, эмоционально мотивируя людей.

Когда вы изучаете контент в интернете, обратите внимание на то, что вызывает у вас эмоции. Вполне вероятно, что аналогичные материалы понравятся и вашим посетителям. Помните, что эмоциональный контент — верный хороший инструмент для привлечения и вовлечения аудитории.

Одно из наиболее частых проявлений острого психического заболевания, выражается двигательным беспокойством разной степени: от суетливости до разрушительных импульсных действий.

В зависимости от заболевания виды возбуждения чрезвычайно разнообразны как по выраженности, так и по клинической картине. Но независимо от этого всякое психомоторное возбуждение требует оперативных мер неотложной терапии , так как в это время больные представляют наибольшую опасность для себя и окружающих.

Часто двигательное возбуждение сопровождается речевым (речедвигательное возбуждение) с многоречивостью, нередко почти непрерывным говорением с выкриками фраз, слов, отдельных звуков и т.п.

Наряду с этим характерны ярко выраженные и часто очень интенсивные расстройства аффективной сферы :

  • тревога;
  • растерянность;
  • гневливость;
  • злобность;
  • напряженность;
  • агрессивность;
  • веселье и др.

Виды нервного возбуждения

Обычно по характеру возбуждения больного и его высказываниям удается дифференцировать разные виды возбуждения.

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение возникает на почве бреда и галлюцинаций; возбужденное состояние больного обусловливается прежде всего этими расстройствами. Больные испытывают страх, тревогу, растерянность, в других случаях, они злобны, напряжены, недоступны. Часто разговаривают с галлюцинаторными "голосами", отвечают на их вопросы или к чему-то прислушиваются.

При делирии переживания больных определяются зрительными галлюцинациями. При резком возбуждении больные под влиянием бреда, галлюцинаций нападают на мнимых преследователей или, наооорот, спасаясь от них, бегут, не разбирая дороги, выпрыгивают из окна, из движущегося поезда и др. Часты переходы от обороны к нападению.

Кататоническое возбуждение

Кататоническому возбуждению свойственны нецеленаправленность, хаотичность, бессмысленность, внезапные и импульсивные поступки с агрессивными действиями и переходом от возбуждения к ступору. Часто сопровождается речевой разорванностью, бессвязностью. Характерны также дурашливость, манерность, гримасничанье, нелепость поведения.

Депрессивное возбуждение

Депрессивное возбуждение (депрессивная ажитация, меланхолический раптус) возникает у больных депрессией обычно при резком усилении депрессивных переживаний в виде нарастающего чувства невыносимой тоски, безысходности, отчаяния. Больные мечутся, не находят себе места, кричат, стонут, воют, рыдают, упорно наносят себе повреждения, активно стремятся к самоубийству.

Маниакальное возбуждение

Маниакальное возбуждение выражается не только в повышенном настроении, как это бывает при маниакальном и гипоманиакальном состоянии, но и в речедвигательном возбуждении. Больные то веселы, то гневливы, злобны, раздражительны, почти не сидят на месте, поют, танцуют, во все вмешиваются, берутся за множество дел, ни одного не заканчивая.

Почти непрерывно разговаривают, речь быстрая, фразы часто не заканчивают, перескакивают на другую тему. Переоценивают свои силы и возможности, нередко высказывают бредовые идеи величия. В связи с этим совершают множество нелепых, нередко опасных для жизни поступков, при возражениях бывают гневливы, агрессивны.

Эпилептическое возбуждение

Эпилептическое возбуждение возникает при сумеречном расстройстве сознания у больных эпилепсией, поэтому для его распознавания важно выяснить наличие эпилептических припадков в анамнезе. Характеризуется внезапным началом и столь же внезапным концом, сопровождается злобно-напряженным аффектом, полной дезориентировкой, невозможностью контакта.

Под влиянием острейших галлюцинаторнобредовых переживаний возбуждение достигает резчайших степеней, отличается чрезвычайной опасностью для окружающих, так как больной может набрасываться на окружающих, нанося им тяжелые повреждения, разрушая все, что встречается на пути.

Психогенное (реактивное) возбуждение

Психогенное (реактивное) возбуждение возникает, как правило, сразу же после острых психических травм или ситуаций, угрожающих жизни (катастрофа, крушение, землетрясение и другие экстремальные ситуации), и выражается двигательным беспокойством разной степени с обилием выразительных движений, ярких эффективных и вегетативных нарушений.

Клиническая картина очень разнообразна - от однообразного монотонного возбуждения с нечленораздельными звуками до картин хаотического бессмысленного возбуждения с паническим бегством, нанесением самоповреждений, самоубийства.

Нередко возбуждение протекает с психогенным бредом или сменяется ступором. При массовых катастрофах психогенное возбуждение по механизмам психической ндукции может охватывать более или менее большие группы людей с возникновением паники.

Психопатическое возбуждение близко к психогенному, оно также возникает чаще вслед за воздействием внешних раздражающих факторов, однако вызвавшая его причина не соответствует силе ответной реакции, что связано с патологическмми (психопатическими) особенностями характера больных.

Возбуждение со злобностью

Возбуждение со злобностью, агрессивностью обычно целенаправленно адресуется к конкретным лицам, обидевшим больного, сопровождается выкриками, угрозами, циничными ругательствами.

Для многих случаев характерна выраженность, яркость, большая напряженность, аффективность расстройств, демонстративность в поведении больного, его стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать их сочувствие или одобрение.

Демонстративность, достигающая степени театральности, с бурными эмоциональными реакциями, настойчивым стремлением добиться сочувствия, жалости окружающих, характерна для истерического варианта психопатического возбуждения.

Движения, мимика больных подчеркнуто выразительны, экспрессивны: они рыдают, кричат, заламывают руки, принимают выразительные позы. Часто на высоте возбуждения возникает истерический припадок, который представляет как бы максимальную выраженность вышеописанных нарушений.

При этом в отличие от эпилептического припадка вместо судорог тонического и клонического характера отмечаются выразительные движения, не бывает столь внезапного падения с нанесением себе повреждений, редки прикусы языка и у пускание мочи, не бывает ночных припадков, нет полной амнезии.

Причины нервного возбуждения

Нервное возбуждение обычно развивается, если человек подвержен:

  • частым стрессам;
  • недосыпу;
  • раздражению;
  • нервозности;
  • страдает психическим заболеванием.

Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми. Иногда причиной развития повышенной нервной возбудимости являются не эмоционально-психические факторы, а тревожно-мнительные черты характера.

Однако зачастую первая и вторая причина присутствуют в сочетании. Происходит складывание замкнутого круга: недосыпание – раздражение – нервные стрессы – бессонница.

Нервоное возбуждение может являться симптомом слелующих заболеваний:

Симптомы нервного возбуждения

Симптомами нервного возбуждения являются:

  • нарушения движений глазных яблок;
  • несимметричность мышц лица;
  • плохая ориентация во времени и пространстве;
  • неловкость и несобранность.

Кроме того, отмечаются головные боли и незначительная задержка интеллектуального развития.

Именно бессонница является отличительным признаком повышенной нервной возбудимости. Бессонница определяется состоянием человека, если он не может погрузиться в сон в течение трех-четрыех часов, метается в постели, стараясь отыскать удобное положение тела.

Также человек может проснуться посередине ночи и лежать до утра с открытыми глазами. В некоторых случаях бессонница рассматривается как симптом какой-либо соматической патологии.

Лечение нервного возбуждения

Наиболее важным способом борьбы с нервным возбуждением или беспричинной тревогой, является поиск и лечение причины. Без лечения такое нервное возбуждение приводит к повышенному риску самоубийства .

Следующие меры помогут уменьшить волнение:

  • Спокойная обстановка.
  • Достаточное освещение.
  • Лекарства, такие как бензодиазепины, а в некоторых случаях, нейролептики.
  • Полноценный, качественный сон.
  • Смена привычной обстановки или окружения, например небольшой отпуск.
  • Хобби и увлечения.

Не зацикливайтесь слишком на своей тревоге, если это возможно. Как правило, это усугубляет проблему. Если ваш близкий человек находится в опасности причинения вреда себе или другим, по причине нервного возбуждения, или беспричинной тревоги, и нет других, менее ограничительных способов управления его поведением, используйте только жесткие ограничения .

Вопросы и ответы по теме "Нервное возбуждение"

У моего сына сына и.ч.м.т., нам пришлось уехать из Москвы, у сына нервное возбуждения весной и осенью, они с каждым годом все сильней, ему выписывали аминазин и ещё какое то лекарство, не помню какое, не посоветуете, что ещё ему можно давать, чтобы он успокоился
Назначать препараты может только лечащий врач. Основные рекомендации вы может прочитать в разделе " ". Кроме того, необходима работа с психотерапевтом.
Уже несколько месяцев у меня постоянная повышенная нервная возбудимость. Я нервничаю по поводу и без, а теперь уже нервничаю от самой боязни начать нервничать. На ЭЭГ: умеренно выраженные общие изменения биоэлектрической активности. Признаки ирритации структур ствола головного мозга. С какой вероятностью здесь можно говорить об органическом поражении мозга?
Выполнение инструментального обследования без показаний и гипердиагностический шабаш в описании данных обследования - путь к соматизации психических расстройств и невротизации нации. Общее правило: ЭЭГ нужна для диагностики эпилепсии. Исключения из этого правила крайне редки. Пример исключения – подозрения на смерть мозга. Последнее точно не Ваш случай! То, что написано в описании принято писать на норму. Нет данных за органическое поражение мозга. Лечение у психотерапевта.
Добрый день. Моему сыну 11 лет. Он очень агрессивен по отношению к младшей сестре и сверстникам. В школе учителя на него жалуются - сам не работает и другим мешает. Делаю замечания или ругаю начинает плакать. Вниманием и заботой не обделен. Посоветуйте какие успокоительные можно применять в 11 лет?
Перед применением успокоительных средств ребенка необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, для определения причины повышенной нервной возбудимости. Возможно необходимо будет пройти обследования и только после осмотра и получения результатов врач назначит вам корректное лечение, если такое будет необходимо.

Как будущему отцу, вам желательно осознать, что вы все равно не сможете полностью понять и оценить все то, через что предстоит пройти вашей жене. Ее тело меняется день ото дня, и гормональные процессы способствуют быстрой смене эмоций. Добавьте к этим физиологическим и биохимическим переменам вполне естественные тревоги по поводу беременности, родов и грядущего материнства - и вот вам готовый рецепт снадобья для эмоциональной катастрофы. Сострадание к жене - вот то полезное качество, которое вам стоит мобилизовать, коль скоро вы перестали узнавать в ней прежнюю личность. Очень важно, чтобы вы не принимали ее взволнованные эмоции слишком близко к сердцу и находили возможность обеспечить ей поддержку и помочь обрести душевное равновесие.

Аналитический ум очень мало помогает там, где речь идет о движении чувств беременной женщины. Это значит, что вам необходимо оставить свои привычные представления и мысли о том, как, по вашему мнению, ей следует понимать и ощущать ее изменяющийся мир. В таком состоянии каждая женщина в первую очередь нуждается в полной и безоговорочной любви. Беременность вашей жены и для вас становится возможностью обнаружить в себе духовную стойкость бойца, проявляя гибкость без слабости, терпение без небрежения и приятие без обреченности.

Если ваша жена чем-то расстроена, помните, что причина этого - в неудовлетворенных потребностях. Не пытайтесь оценить, насколько сознательно она эти потребности выражает, - просто постарайтесь разглядеть за всплеском эмоций то, что ее мучит. Иногда вы сможете ей угодить, иногда, возможно, и нет, но чем полнее вам удастся сохранить собственное равновесие, тем лучше вы поможете ей в восстановлении ее внутренней гармонии. Никто не совершенен - ни вы, ни она, - но нужно стараться находить творческие решения тех проблем, что встают на вашем пути.

Вспомните принципы сознательного общения, которые мы обсуждали в шестой главе. Разумеется, оба партнера в равной степени должны уметь отличать свои наблюдения и чувства от их интерпретаций и суждений. Тем не менее в моменты эмоционального возбуждения каждый из нас в той или иной степени склонен перекладывать вину за свои расстроенные чувства на других. Избегайте эмоциональных баталий, в которых вам приходится атаковать или защищаться. Лучше попытайтесь определить, что произошло на самом деле, признайте наличие чувств, возникших в силу тех или иных обстоятельств, найдите неудовлетворенную потребность и предложите линию поведения для ее удовлетворения.



Ваша роль надежного супруга или друга состоит в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность, надежность и стабильность в этот нелегкий период жизни любимой женщины. И это - самое важное, что вы можете сделать для своего будущего ребенка. Всякий раз прежде, чем пойти на конфликт или конфронтацию, вспомните о том, что это ваш ребенок становится жертвой сильнейших неприятных эмоций, порождаемых этим конфликтом. Не станете же вы срывать свой гнев на вашем будущем малыше!

Если же, несмотря на все ваши усилия, внезапный стресс приведет вас к бурному столкновению эмоций, постарайтесь рассеять сильные чувства и решить конфликт как можно быстрее и безболезненней. Испытывая эмоциональную перегрузку, теряя душевное равновесие, вспомните о семи шагах к эмоциональному просветлению, чтобы вновь овладеть собой. Давайте посмотрим, как это можно сделать, на каком-нибудь характерном примере.

После трудного дня, проведенного в офисе, вы едете домой на машине в час пик, застреваете в «пробке» и приезжаете на двадцать минут позже обычного. К сожалению, вы забыли, что ваша жена собиралась пойти на занятия в группе йоги для беременных женщин. Поскольку вы не смогли прибыть вовремя, чтобы присмотреть за трехлетним сынишкой, она рискует опоздать на занятия. Она раздражена и возмущенно заявляет вам, что вы эгоистичный и безответственный человек.

Дальнейшее развитие событий нетрудно предугадать. Вам не составит никакого труда достойно отреагировать на атаки вашей супруги, выместив на ней все неприятности напряженного рабочего дня и нелегкого возвращения домой. Однако ваше участие в словесной дуэли только усилит взаимное чувство обиды, из-за чего вам потребуется больше времени, чтобы достичь примирения. Это не лучший выход из ситуации ни для вас, ни для вашей жены, ни для вашего будущего ребенка.

Вместо того чтобы мобилизовать свои силы психологической защиты, признайте, что вследствие несовпадения между предполагаемым и фактическим временем вашего прибытия вашей жене действительно пришлось испытать разочарование, беспокойство и раздражение. Ей нужно посещать занятия йогой, а удовлетворение этой потребности постоянно находится под угрозой. Вместо того чтобы щедро ответить на ее реакцию, просто скажите: «Я искренне сожалею, что опоздал. Я не подумал о том, какое сейчас интенсивное движение на дорогах. Впредь обещаю, что в дни твоих занятий я буду приезжать домой пораньше. Может, тебе стоит отправиться на занятия прямо сейчас, а о том, что случилось, поговорим позднее?»

Вы оба правы в своих расстроенных чувствах. Но в подобный момент для вас важно не принимать участия в споре. Когда жена уйдет на занятия, посидите несколько минут спокойно и настройтесь на ощущения своего тела. Дайте себе прочувствовать недавно пережитые эмоции и постарайтесь в них вжиться. Попробуйте дать определение собственным чувствам, не пользуясь тем языком, который заставил бы вас выступить в роли жертвы. Затем выполните какое-нибудь активное действие, чтобы снять напряжение: посадите своего трехлетнего сынишку в легкую коляску для джоггинга* и отправьтесь на 20-минутную пробежку или включите музыку в стиле рок-н-ролл и энергично наведите порядок в комнате. Поработайте телом, чтобы освободиться от ауры рефлекса борьбы или бегства.

* Джоггинг - совместные оздоровительные пробежки трусцой. - Прим. ред.

К тому времени, как жена вернется домой, умонастроение каждого из вас значительно улучшится и вы сможете обсудить неприятное происшествие, не превращая проблему в спор. Ваша решимость максимально ограничить присутствие насилия и конфликта в жизни вашей семьи благоприятно отразится на вас, вашей подруге и ваших детях. Развиваясь, такие образцы поведения сослужат хорошую службу всей вашей растущей семье. Стиль общения и поведения ваших детей формируется задолго до того, как они обретают способность разумно анализировать свое отношение к миру. Помогите им как можно раньше утвердить те здоровые принципы, которые способствуют удовлетворению эмоциональных потребностей человека на протяжении всей его жизни.

Пробуждение духа

Согласно учению Аюрведы, у человека есть четыре основные потребности: артха, кама, дхарма и мокша. Становясь родителями, вы обретаете стимулы и возможности поближе познакомиться с каждой из них.

Артха - это «вещи». Люди вполне естественно стремятся иметь собственные вещи и получать удовольствие от материального благополучия. Если у вас есть дети, вам, конечно,

захочется иметь уютный и комфортабельный дом, надежный и безопасный автомобиль и-достаточные средства для удовлетворения потребностей ваших детей. С другой стороны, если вы станете большую часть своей энергии тратить на преумножение материальных ценностей, могут пострадать прочие важные компоненты вашей жизни. Управляйте своими средствами ответственно, стремитесь к изобилию, но никогда не позволяйте материальным благам отчуждать вас от любимых людей. В день своей смерти обычно никто не сожалеет о том, что не успел пораньше прийти к себе в контору или подольше задержаться на работе.

Кама - это любовь во всех ее проявлениях, включая и чувственную любовь. С самого рождения мы испытываем необходимость в интимной близости с другими людьми. Нежные взаимоотношения необходимы для здоровой и полноценной жизни. Главная идея нашей книги - призыв сделать формирование таких отношений высшей целью вашей жизни. Умейте любить и учите этому своих детей. Это одна из основных ваших обязанностей, исполняя которую вы воспитываете в своих детях способность к счастливой и полноценной жизни.

Дхарма - это жизнь в соответствии с законами природы. Согласно этим законам, человек от рождения наделен множеством талантов, которые - если их развить - позволяют ему внести свой вклад в жизнь общества, производя артху, или те ценности, которые необходимы для процветания. Одна из важнейших родительских задач состоит в том, чтобы помочь детям развить их особые таланты. Подвергайте своих детей как можно более разнообразным жизненным испытаниям и старайтесь выявить то, к чему они испытывают естественное влечение или в чем они превосходят других детей. Если ваш ребенок проявил талант в какой-либо сфере, поощряйте и поддерживайте его, но не навязывайте свою идею о том, как ему следует жить. Пребывая в своей дхарме, человек теряет ощущение времени. Неподвластное времени сознание - один из лучших признаков, свидетельствующих о том, что человек живет в согласии с призванием своей души.

И наконец, мокша значит «освобождение». Согласно учению Аюрведы, наивысшая цель человеческой жизни состоит в освобождении души посредством трансформации наших внутренних ориентиров от эго к духу. Мокша предполагает, что в течение жизни самоотождествление каждого из нас расширяется, подобно кругам на воде. Вы все меньше и меньше отождествляете себя с определенной страной, религией, родом занятий или этносом и все больше ощущаете себя сознающим, духовным существом. По мере того как вы расширяете свою самоидентификацию от локальной до неограниченной, расширяется и ваша способность к состраданию. Ваши действия становятся все более последовательными, и вы уже не можете сознательно причинить вред другому существу. Ваши желания исполняются словно сами собой, и одним лишь своим присутствием вы вызываете гармонию, радость и любовь в сердцах окружающих. Учить своих детей этим духовным принципам - наилучший способ создавать тот прекрасный мир, в котором они будут жить.

О мужской преданности

Несмотря на то что в большинстве ситуаций мы остаемся поборниками равноправия между мужчиной и женщиной, в период беременности мужчине стоит иногда поступиться своими интересами в пользу удовлетворения потребностей его жены. С того момента, как вы узнаете о будущем ребенке, и многие месяцы после его рождения мы призываем вас быть рядом с вашей женой, даже если это будет связано с отсрочкой удовлетворения ваших собственных потребностей. В ходе этого важного периода жизни вашей семьи есть несколько узловых моментов, в которых ваша поддержка и участие могут иметь решающее значение. Перечислим их вкратце:

♦ прохождение теста на беременность;

♦ первые визиты в женскую консультацию;

♦ каждое обследование ультразвуком (УЗИ);

♦ каждый специальный визит врача на дом;

♦ всевозможные курсы и семинары;

♦ предварительные визиты в родильный дом или клинику;

♦ процедуры, связанные с диагностикой;

♦ визиты к врачу, связанные с обсуждением результатов обследований;

Принимайте самое активное и непосредственное участие в процессе вынашивания и рождения вашего ребенка. Ваше участие в ответственные моменты глубоко отразится на взаимоотношениях с женой и будущим ребенком. Эти события важны и скоротечны; упустив их из виду, вы потеряете драгоценную возможность участия в развитии своего ребенка и семьи. Вам никогда не придется жалеть о времени, подаренном самым близким людям в этот удивительный период вашей жизни.

Что можно и чего нельзя

Ради мира и гармонии в вашей семье мы хотим предложить вам ряд рекомендаций, которые пригодятся любому будущему отцу. Помните, что ваша жена или подруга уже не тот человек, каким она была до начала беременности. Теперь это два человека, живущих в одном теле, и их реакции отличаются от тех, к которым вы привыкли. Под воздействием стресса люди ведут себя совсем не так, как в спокойной и безопасной обстановке, а стресс - обычное явление в эпохи быстрых перемен. В жизни же большинства из нас найдется не много «эпох», столь богатых переменами, как период беременности.

♦ Избегайте выражать свою озабоченность по поводу форм тела вашей жены. Говоря жене что-нибудь вроде «Не сильно ли ты располнела?» - вы затрагиваете болезненную тему. Верьте в то, что тело вашей жены претерпевает важные и обратимые изменения, необходимые для жизни вашего будущего ребенка. Наслаждайтесь тем, что привлекает вас в ней сейчас, используя любую возможность выразить свое восхищение ее прекрасным беременным телом.

♦ Если ваша жена сама переживает по поводу своего внешнего вида - будьте благосклонны, но не выказывайте своего беспокойства. Если она говорит вам о каких-то своих опасениях - например, что на ее теле теперь навсегда останутся складки, - просто успокойте ее и скажите, что они пройдут, когда родится ребенок. Если она беспокоится, что ее живот или грудь навсегда изменятся из-за беременности, - заверьте ее, что со временем ее тело вернет свою прежнюю форму. Не говорите: «Меня это тоже очень беспокоит», если вы хотите сохранить мир и спокойствие в вашей семье. Помните: ваша главная цель сейчас - развеять ее тревоги, а не усилить их.

♦ Будьте готовы к тому, что у вашей жены могут наблюдаться всплески сексуальных желаний. Беременным женщинам нередко свойственны довольно резкие приливы и отливы сексуальной страсти. Не удивительно, если женщина не проявляет особого желания в первый триместр: когда каждое утро тебя тошнит и мутит, интерес к страстной любви поневоле угасает.

В течение второго триместра многие женщины ощущают прилив здорового полового влечения. Застой крови в половых органах вашей партнерши усиливает ее чувственность. Это дает вам возможность экспериментировать с разными позами, которые не оказывают неприятного давления на растущую матку.

К третьему триместру сексуальный энтузиазм вашей партнерши, возможно, пойдет на спад. Растущий ребенок - нелегкая ноша, и теперь женщина нечасто испытывает приятные ощущения в своем теле. Конечно, и на этом этапе вы можете наслаждаться безопасным и приятным сексом; вам просто придется проявить большую чуткость и изобретательность. Помните, что чувственная любовь - это не только сексуальный контакт. Будьте нежны и старайтесь угодить своей подруге, не принимая близко к сердцу отсутствие привычной сексуальной страсти.

♦ Принимая решения, помните, что обстоятельства иной раз могут вас подвести. Сопровождая жену в женскую консультацию, позаботьтесь о том, чтобы не опоздать, и выделите достаточно времени на визит к врачу, чтобы не переживать, если мероприятие затянется. В тот месяц, когда ожидаются роды, не планируйте дальних деловых поездок. Сделайте все от вас зависящее, чтобы не вызвать беспокойства вашей подруги. Демонстрируя своим поведением, что пребывание с нею для вас важнее всего, вы избежите ненужных конфликтов.

♦ Найдите человека, к которому вы могли бы обратиться с теми проблемами и заботами, которыми не следовало бы беспокоить вашу жену. Это может быть ваш отец, брат или лучший друг. Лично познакомьтесь с наблюдающим жену врачом или консультантом, и задайте ему те вопросы, которые вас беспокоят. Уверенность в том, что ваши тревоги вполне естественны и разрешимы, поможет вам сохранить внутреннее равновесие и помочь своей жене и будущему ребенку.

Первые впечатления

Нет такой радости в мире, которая могла бы сравниться с радостью первой встречи со своим ребенком. Все чаще отцам предоставляется возможность принять малыша сразу после рождения. Отец передает младенца матери, а иногда даже перерезает пуповину. Если вы захватили с собой фотоаппарат, попросите кого-нибудь заснять эти исторические моменты вашего участия в появлении вашего сына или дочери на свет. Жизнь порой нелегка, но в подобные священные мгновенья, прижимая к себе свое чадо, мы понимаем, что она того стоит.

Обычно сразу после рождения малыша, пока врачи хлопочут над роженицей, новоиспеченный отец может немного пообщаться со своим ребенком. В эти минуты новорожденный пребывает в состоянии спокойной готовности и очень восприимчив. Поговорите с ним, спойте ему песенку: пусть он войдет в вашу семью и в ваше сердце. Это станет началом долгого приключения длиною в целую жизнь. Вы - отец этого малыша, и это одна из самых важных и благодарных ролей, которые вам когда-либо приходилось или придется играть в жизни. Начните же вкушать ее с самых первых волшебных мгновений.

Здесь наблюдается известная вариативность возникновения и развития эмоциональной реакции, но, как правило, на первой стадии происходит кумуляция эмоционального напряжения, которая в силу взаимодействия определенных личностных особенностей и ситуативных воздействий не находит отреагирования. Среди таких индивидуально-психологических особенностей можно назвать исходный низкий уровень гетероагрессивности и эмоциональной устойчивости, пониженный порог фрустрации, нетипичность внешне обвиняющих форм реагирования в конфликтных ситуациях, высокий уровень опосредованности поведения и самоконтроля, робость, нерешительность, сенситивность, склонность выражать агрессию (когда это необходимо) в социально допустимой форме. Указанные личностные особенности обусловливают, в условиях затяжного течения конфликтной фрустрирующей ситуации длительностью до нескольких лет и в ситуациях, которые блокируют прямые проявления агрессии (например, в сфере семейных отношений, или в строго регламентированных условиях военной службы), накопление эмоционального напряжения. Столь длительной кумуляции эмоционального напряжения способствуют и ограниченные ресурсы совладающего поведения, сводящиеся к различным психологическим механизмам мотивации «избегания»: уход из ситуации, суицидальные попытки и т. д. Механизм переживания преимущественно заключается в «терпении» , часто феноменологически протекающем в виде депрессии невротического уровня, что может сочетаться и с «вытеснением» и образованием «аффективных комплексов» , непосредственно связанных с фрустрирующей ситуацией. В результате эмоциональное напряжение достигает очень высокого уровня - более высокого, чем при кумулятивном аффекте. На этом фоне даже незначительные, иногда условные фрустрирующие воздействия могут вызвать пик эмоционального возбуждения, нарастание которого обычно более сглажено, чем у взрыва при физиологическом или кумулятивном аффекте, но на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием эмоциональных переживаний, связанных с ситуацией) и нарушение регуляции поведения. Третья фаза характеризуется психической и физической астенией.

Описанное эмоциональное состояние можно проиллюстрировать следующим примером. Военнослужащий Б. обвинялся в умышленном убийстве своего сослуживца К. Рос и развивался нормально, закончил 8 классов и СИТУ. Работал токарем. В возрасте 22 лет женился, на следующий год родился ребенок. Был призван в армию, в строительные войска, в возрасте 25 лет. В батальоне стал подвергаться издевательствам и избиениям со стороны сержанта К. и некоторых других старослужащих. Осуществил демонстративную попытку побега из части с целью привлечения внимания командования к применению к нему неуставных отношений, однако никаких мер командирами не было принято: ни его, ни его обидчиков не наказали, в другую часть его не перевели. В день происшествия Б. утром был избит сержантом К. за отказ чистить его сапоги, и последний пригрозил избить Б. еще сильнее вечером, после работы. Б. не мог работать, думал только о предстоящем избиении, ближе к вечеру принял решение уйти из части. Когда он вышел из строящегося здания, увидел спящего на траве сержанта К. В нем «поднялась злость и ненависть», он поднял лежащий на тропинке железный прут арматуры и нанес три удара по голове К. После этого бросил прут около убитого, убежал на речку и сидел там до тех пор, пока его не нашли. По показаниям свидетелей, «у него дрожали, тряслись руки», «он был бледный», «в глазах у него было тупое выражение».

Психологический анализ материалов уголовного дела и данных экспериментально-психологического исследования выявил, что протрагированная конфликтная ситуация в виде систематического унижения чести и достоинства со стороны К. являлась личностно значимой для Б., фрустрация усугублялась его повышенной чувствительностью, самолюбием, сознанием того, что он старше К., имеет сына. Психотравмирующие воздействия обусловили у Б. накопление эмоционального напряжения. Невозможность отреагирования эмоциональной напряженности определялась с одной стороны тем, что его действия (побег из части) не дали ожидаемых им результатов, а с другой - кумуляции напряжения способствовали такие его личностные особенности, как аффективная ригидность, склонность к застреванию на отрицательных переживаниях, восприятие этих ситуаций как трудноразрешимых, нерешительность. В день правонарушения после утреннего избиения эмоциональное напряжение достигло высокого уровня, сопровождалось доминирующим чувством страха, сосредоточением переживаний на предвосхищении угрозы, ощущением субъективной безвыходности. На фоне интенсивной эмоциональной напряженности с повышенной чувствительностью к повторным (реальным или потенциальным) фрустрирующим воздействиям у Б. при виде К. субъективно внезапно наступило эмоциональное возбуждение, на высоте которого он нанес удары прутом К. Его действия в этот момент импульсивно реализовали аффективно обусловленную цель избегания предстоящего избиения, явились отреагированием накопившегося эмоционального напряжения, сопровождались снижением контроля поведения, игнорированием возможных последствий своих действий, частичным сужением сознания с фрагментарностью восприятия (Б. не помнил точного количества ударов, их силу). Последующее поведение Б. было нецеленаправленным, состояние его характеризовалось явлениями психического истощения, астении.

На основании изложенного комиссия экспертов пришла к заключению, что эмоциональная реакция у Б. в момент совершения инкриминируемых ему деяний развивалась по механизму кумуляции эмоционального напряжения с последующим его отреагированием и не носила характера физиологического аффекта, однако эмоциональное возбуждение у Б. оказало существенное влияние на его сознание и поведение.

7.2.5. Эмоциональное напряжение,
оказывающее существенное влияние на сознание и поведение

Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоционального возбуждения - происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако эмоциональное напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не сбрасывается (по В. Вундту , спад эмоционального напряжения сопровождается резким ростом эмоционального возбуждения), а все более нарастает и переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы «плато» интенсивного эмоционального напряжения. По аналогии с моделью стресса Г. Селье , можно сказать, что стадия сопротивления организма (первая стадия) сменяется стадией истощения адаптационных возможностей или описанной в физиологии фазой «отрицательной эмоции» , которая может сопровождаться угнетением интеллектуальных функций при сохранении или даже повышении энергетических ресурсов. Обычно эти состояния характеризуются меньшей интенсивностью и силой переживаний, чем эмоциональное возбуждение, но при определенной констелляции личностных и ситуационных факторов, исчерпании ресурсов обладающего поведения и попыток субъекта адаптироваться к конфликтной стрессовой ситуации, эмоциональное напряжение может достигать такого уровня, когда нарушается процесс выбора цели действия, высвобождаются стереотипные автоматизированные движения, происходят ошибки в восприятии окружающей действительности . Иными словами, определенное взаимодействие личностных особенностей обвиняемых с ситуационными переменными обусловливает такой рост эмоциональной напряженности, который сопровождается частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения. Следует отметить, что сужение сознания выражается не столько в фрагментарности восприятия, сколько в доминировании аффектогенной мотивации, носящей сверхзначимый, сверхценный характер и обусловливающей затруднения в осмыслении и понимании окружающего. Она же редуцирует борьбу мотивов, нарушает оценочные, прогностические и контролирующие функции человека. Третья стадия характеризуется выраженным физическим и психическим истощением.

Характерным примером может служить дело военнослужащего К., обвиняемого в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что раннее развитие без заметных отклонений был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным. Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.

Экспертно-психологическое исследование выявило, что после призыва на военную службу у К. наступила социальная дезадаптация, сопровождающаяся заострением его личностных черт, появлением регрессивных форм поведения, ограничением круга общения, снижением активности. В период стационарного лечения на фоне дезадаптации, соматического неблагополучия, астенизации, связанной с недосыпанием в результате систематических психотравмирующих воздействий со стороны Ф., у К. происходило накопление эмоциональной напряженности. Присущие К. особенности личности препятствовали непосредственному отреагированию напряженности, повышая чувствительность к вновь возникающим фрустрирующим воздействиям по механизму «порочного круга». Противоправные действия потерпевшего привели к такому усилению эмоциональной напряженности К. (с выраженным страхом, обидой, чувством унижения, сосредоточением эмоциональных переживаний на угрозе возможного повторения случившегося и боязни огласки), что наступило частичное сужение сознания с ощущением субъективной безысходности, суицидальными намерениями в сочетании с доминированием аффективно обусловленной мотивации достичь «ликвидации» сложившейся личностно непереносимой ситуации. Сознание К. с этого момента фиксировалось исключительно на реализации возникшей сверхзначимой мотивации. Это резко нарушило процесс целеполагания и ограничило субъективные представления о возможных способах разрешения сложившейся ситуации, привело к импульсивности принятия решения «убить Ф». Его последующие действия - нанесение удара ключом, перенос тела потерпевшего и последующее удушение последнего - реализовывало аффективно обусловленную цель, сопровождалось ограничением адекватной оценки своих действий и прогностических функций (парциальной некритичностью), резким снижением самоконтроля и появлением несвойственной его личностной структуре брутальной агрессии. Последующее поведение К. характеризуется дезорганизацией, истощением, с последующим сном.

Комиссия экспертов пришла к заключению, что состояние К. в тот период следует квалифицировать как выраженное эмоциональное напряжение, оказавшее существенное влияние на его сознание и поведение и ограничившее возможность осознания значения своих действий и их контроля, регуляции.

Из сказанного ясно, что если экспертно-психологическая квалификация вариантов физиологического аффекта приводит к юридической квалификации «внезапно возникшего состояния аффекта, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», то диагностика кумулятивного аффекта, а также состояния эмоционального возбуждения или напряжения, оказывающего существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого, может быть соотнесена и с «внезапно возникшим состоянием аффекта, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».

Таким образом, судебно-экспертное заключение о наличии состояния аффекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакций и состояний, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольный волевой контроль. При этом эксперт-психолог должен проводить дифференциальную диагностику между аффектом и эмоциональными состояниями, не достигающими степени выраженности аффекта и не оказывающими существенное влияние на сознание и поведение.

В компетенцию эксперта-психолога входит ответ на вопрос судебно-следственных органов о наличии у обвиняемого в момент совершения правонарушения состояния аффекта. Утвердительный ответ на данный вопрос, возможный при экспертном установлении физиологического аффекта и его вариантов (кумулятивного аффекта и аффекта на фоне легкого алкогольного опьянения) или эмоционального состояния (возбуждения, напряжения), оказывающего существенное влияние на сознание и деятельность обвиняемого, имеет определенное юридическое значение - квалификацию преступления по статьям УК РФ, предусматривающих смягчение наказания.

Эмоции - эйфория, печаль, гнев и радость - всем нам хорошо знакомы. Но, несмотря на то или, может быть, именно потому, что эмоции затрагивают многие соматические процессы, у нас до сих пор, кажется, нет точного научного определения этому понятию. Но раз мы можем ясно и осознанно воспринимать эмоции, раз в эмоциональных реакциях всегда участвуют и когнитивные реакции, значит, можно предположить участие коры. Одновременно эмоции сопровождаются вегетативными, эндокринными и мышечными реакциями, которые модулируются субкортикальными структурами, особенно миндалевидным ядром, гипоталамусом и стволом мозга. Сложное взаимодействие этих центров и лимбической и фронтальной коры, видимо, приводит к феномену эмоций. Эта гипотеза подтверждается изучением пациентов после повреждений лобной доли мозга или фронтальной лобэктомии. Так, например, этих пациентов меньше мучают хронические боли, чем людей без повреждений мозга. В соответствии с этим эмоциональные, то есть как болезненные, так и приятные раздражения, воздействуют двояким образом. Во-первых, они обусловливают то, что миндалевидное ядро вызывает вегетативные и эндокринные реакции, которые через гипоталамус формируют внутреннюю среду для соответствующего адаптивного поведения, то есть различные компоненты реакции бегства/страха, нападение или сексуальную активность и т. д. Эти реакции не требуют сознательного участия и по существу врожденные. Во-вторых, кора, взаимодействуя с окружающим миром, все же включается и выполняет моделирующую и оценочную функцию.

Гипотезы о нейрофизиологических основах эмоциональных процессов в основном базируются на результатах наблюдения за измененными эмоциональными реакциями при дисфункциях в полушариях мозга. Однако сообщения, что после повреждений в правом полушарии мозга люди скорее склонны к эмоционально индифферентным или эйфорически расторможенным состояниям, в то время как после инсультов в левом полушарии часто наблюдаются депрессивные состояния, нельзя убедительно подтвердить или объяснить локализацией мозгового повреждения (а не, скажем, транзиторными состояниями, медикаментами и др.). А значит, и бытовавшее долгое время представление о том, что позитивные эмоции закреплены и управляются левым полушарием, а негативные - правым, кажется несостоятельным. Лишь в очень ограниченной мере можно проверить нейрофизиологические основы эмоциональных реакций, например, путем электрического раздражения во время нейрохирургических вмешательств. В таких обследованиях пациенты показывали в ответ на раздражение лимбических и височных областей мозга отчетливые признаки страха или печали (Penfield & Jasper, 1954). Эти данные подтверждаются наличием параллелизма в симптоматике, с одной стороны, припадков страха, а с другой - чувства страха в связи с височной эпилепсией. Другой доступ к основам эмоционального возбуждения предлагают исследования нейротрансмиттеров: на основе, с одной стороны, экспериментальных изучений мозгового самораздражения у животных, а с другой - изучения воздействия на ЦНС анксиолитических и антидепрессивных препаратов или психотропных опьяняющих наркотических средств были выдвинуты гипотезы о «системе поощрения» (доминированной дофаминергически и эндорфинергически) и «системе наказания» (доминированной норадренергически). Тем не менее в ЭЭГ-исследованиях до сих пор не удалось убедительно доказать локализацию различных эмоциональных реакций или состояний; возможно, потому, что не в последнюю очередь управление эмоциональными процессами закреплено за субкортикальными структурами, активность которых невозможно зарегистрировать в поверхностной ЭЭГ. Измененные по сравнению с контрольными лицами кортикальные индикаторы у людей, страдающих эмоциональными расстройствами (тревожными, депрессивными расстройствами), возможно, легче связать с процессами восприятия и внимания - чрезвычайно эмоционально окрашенными и измененными по причине расстройства.