Время выполнения варианта КИМ

Инструкция к выполнению заданий

На выполнение тестовой работы дается 40 минут. Работа состоит из двух частей и содержит 15 заданий.

Часть 1 содержит 12 заданий (А1 – А12). К каждому заданию А1 – А12 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа.

Часть 2 содержит 3 более сложных заданий (В1 – В3). К заданиям В1 – В3 надо дать краткий ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

Постоянные величины

Ускорение свободного падения на Земле

Гравитационная постоянная

G=6,67·10 -11 Н·м 2 /кг 2

Газовая постоянная

R=8,31 Дж/(моль·К)

Постоянная Больцмана

k=1,38·10 -23 Дж/К

Постоянная Планка

h=6,6·10 -34 Дж·с

Нормальные условия

Давление

Температура

Заряд электрона

е=‑1,6·10 -19 Кл

Заряд протона

q p =+1,6·10 -19 Кл

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А12) поставьте знак Х в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Часть 2

Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов справа от номера задания В1 – В3. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

Ответы

Часть А

Часть В

Итого

Итого

Максимальный балл

Балл для исчисления процента выполнения

Страница 5 из 5

Спецификация

итоговой диагностической работы для учащихся 11 класса по физике

    Назначение КИМ

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учениками 11 класса федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике.

    Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").

2. Программа. Физика. Профильный уровень. 10-11 классы. Автор программы: В.А. Касьянов. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011

3. Авторская программа (авторы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова), составленная на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009)

    Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Каждый вариант работы включает контролируемые элементы содержания из следующих разделов школьного курса физики:

    Механика

    Электродинамика

    Квантовая физика

Число заданий по тому или иному разделу определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике.

Приоритетом при конструировании работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и при решении задач.

Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверяется в КИМ опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий или дистракторах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).

Каждый вариант включает задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

В работу включаются задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы за 8 класс и овладение наиболее важными видами деятельности.

      Структура КИМ

Каждый вариант работы состоит из трех частей и включает 13 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).

Часть А содержит 6 вопросов. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один. Их обозначение в работе: А1и т.д.

Часть В содержит 5 заданий, к которым требуется дать краткий ответ в виде числа. Их обозначение в работе: В1и т.д.

Часть С содержит 2 задания, для которых необходимо привести развернутый ответ. Их обозначение в работе: С1 и т.д.

Таблица 1.

Распределение заданий работы по частям работы

Часть работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Проценты выполнения заданий от максимально возможного

Тип заданий

Задание с выбором ответа

Задание с кратким ответом

Задание с развернутым ответом

    Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики.

    Механика

    Молекулярная физика. Термодинамика

    Электродинамика

    Квантовая физика

Общее количество заданий в работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела.

В таблице 2 дано распределение заданий по разделам.

Таблица 2.

Распределение заданий по основным содержательным разделам

Количество заданий

Вся работа

Механика

Молекулярная физика. Термодинамика

Электродинамика

Квантовая физика

КИМ разрабатываются, исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.

1. Владение основным понятийным аппаратом курса физики 8 класса.

1.1. Понимание смысла понятий.

1.2. Понимание смысла физических величин.

1.3. Понимание смысла физических законов.

1.4. Умение описывать и объяснять физические явления.

2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

4. Понимание текстов физического содержания.

В таблице 3 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.

Таблица 3.

Распределение заданий работы по проверяемым умениям и способам действий

Проверяемые умения и способы действий

Количество заданий

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1. Понимание смысла понятий

1.2. Понимание смысла физических величин

1.2. Понимание смысла физических законов

1.4. Умение описывать и объяснять физические явления

3. Решение задач различного типа и уровня сложности

Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных

частях работы. Это шесть заданий с выбором ответа (задания А1-А6), пять заданий с кратким ответом (задания В1-В2), два задания с развернутым ответом (задания С1-С2).

Задания характеризуются также по способу представления информации в задании и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся использовать различные схемы или схематичные рисунки (задание А3).

    Распределение заданий по уровням сложности

В диагностической работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

В таблице 4 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Таблица 4.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 19

Повышенный

    Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:

для каждого задания части А – 2-3 минуты;

для каждого задания части В – 3-4 минуты;

для каждого задания части С – от 5 до 8 минут.

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

    План варианта КИМ

Уровни сложности заданий: Б- базовый; П- повышенный; В - высокий.

Проверяемые элементы содержания

проверяемых

элементов

проверяемых требований к уровню подготовки выпускников

сложности

Максимальный балл за выполнение

Примерное

выполнения

Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Механические колебания и волны

Физика атомного ядра

Расчетная задача (Механические колебания и волны)

Расчетная задача (Молекулярная физика)

Расчетная задача (Оптика)

Расчетная задача (Оптика)

Расчетная задача (Оптика)

Расчетная задача (Квантовая физика)

Всего заданий - 13; из них по типу: с выбором ответа - 6; с кратким ответом - 5; с развернутым ответом - 2; по уровню сложности: Б - 6; П - 5; В - 2.

Максимальный первичный балл за работу - 22.

Общее время выполнения работы - 40 мин.

Вариант 1.

1.Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость проекции его скорости от времени. Чему равна проекции ускорения автомобиля a x в интервале времени от 10 до 20 с? Ответ выразите в м/с 2 .

2.
На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Какова жёсткость пружины? (Ответ дайте в Н/м.)

3. Камень массой падает под углом 60° к горизонту со скоростью 10 м/с в тележку с песком, покоящуюся на горизонтальных рельсах (см. рисунок). Чему равен импульс тележки с песком и камнем после падения камня? (Ответ дайте в кг·м/с.)

4. Математический маятник с периодом колебаний Т отклонили на небольшой угол от положения равновесия и отпустили с начальной скоростью, равной нулю (см. рисунок). Через какое время (в долях периода) после этого потенциальная энергия маятника в первый раз вновь достигнет максимума? Сопротивлением воздуха пренебречь.

5. Бусинка скользит по неподвижной горизонтальной спице. На графике изображена зависимость координаты бусинки от времени. Ось Ox параллельна спице. На основании графика выберите два верных утверждения о движении бусинки.

1) На участке 1 модуль скорости уменьшается, а на участке 2 - увеличивается.

2) На участке 1 модуль скорости увеличивается, а на участке 2 - остаётся неизменным.

3) На участке 2 проекция ускорения a x бусинки положительна.

4) На участке 1 модуль скорости уменьшается, а на участке 2 - остаётся неизменным.

6. Подвешенный на пружине груз совершает вынужденные гармонические колебания под действием внешней силы, изменяющейся с частотой Установите соответствие между физическими величинами, характеризующего этот процесс, и частотами их изменения.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ЧАСТОТА ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИН

А) Кинетическая энергия груза

Б) Ускорение груза

В) Потенциальная энергия груза

7. Камень бросили вертикально вверх с поверхности земли. Считая сопротивление воздуха малым, установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ:

1) проекция скорости камня ;

2) кинетическая энергия камня;

3) проекция ускорения камня ;

4) энергия взаимодействия камня с Землей.

8. При температуре и давлении один моль идеального газа занимает объем . Каков объем двух молей газа при том же давлении и температуре ?

9.

10. Твёрдое тело остывает. На рисунке представлен график зависимости температуры тела от отданного им количества теплоты. Удельная теплоёмкость тела 500 Дж/(кг К). Чему равна масса тела? (Ответ дать в килограммах.)

11. В цилиндре под поршнем находится твердое вещество. Цилиндр поместили в раскаленную печь. На рисунке показан график изменения температуры t вещества по мере поглощения им количества теплоты Q . Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных наблюдений, и укажите их номера.

1) Температура плавления вещества равна 80 °С.

2) В состоянии 2 вещество полностью расплавилось.

3) Теплоемкость вещества в жидком состоянии меньше, чем в твердом.

4) Для того, чтобы полностью расплавить вещество, уже находящееся при температуре плавления, ему надо передать 40 Дж теплоты.

5) На участке 2-3 происходит переход вещества в газообразное состояние.

12. В сосуде под поршнем находится вода и водяной пар. Объём сосуда медленно изотермически увеличивают, при этом в сосуде еще остается вода. Как изменяются при этом масса пара и его давление? Для каждой величины подберите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Масса пара

Давление пара

13. На рисунке изображен вектор напряженности Е электрического поля в точке С , которое создано двумя неподвижными точечными зарядами и .

Чему равен заряд , если заряд ? (Ответ дать в нКл.)

14. На участке цепи, изображённом на рисунке, сопротивление каждого из резисторов равно 21 Ом. Чему равно полное сопротивление участка?

15. В состав колебательного контура входят конденсатор ёмкостью 2 мкФ, катушка индуктивности и ключ. Соединение осуществляется при помощи проводов с пренебрежимо малым сопротивлением. Вначале ключ разомкнут, а конденсатор заряжен до напряжения 4 В. Затем ключ замыкают. Чему будет равна запасённая в конденсаторе энергия через 1/12 часть периода колебаний, возникших в контуре? Ответ выразите в мкДж.

16 . В результате реакции синтеза ядра дейтерия с ядром образуется ядро бора и нейтрон в соответствии с реакцией:

Каковы массовое число X и заряд Y (в единицах элементарного заряда) ядра, вступившего в реакцию с дейтерием?

17. К неподвижному телу начинают прикладывать силу , вызывающую ускорение . В таблице приведена взаимосвязь между этими величинами. Действует ли на тело сила трения? Если да, то чему равно ее максимальное значение? (Ответ дать в ньютонах.)

F, H

a, м/с 2

18. Идеальная тепловая машина с температурой холодильника 300 К и температурой нагревателя 500 К за один цикл своей работы получает от нагревателя количество теплоты 8 Дж. За счёт совершаемой машиной работы груз массой 16 кг втаскивается вверх по гладкой наклонной плоскости, стоящей на земле. На какую высоту над уровнем земли поднимется этот груз через 100 циклов работы машины? Ответ приведите в метрах.

19. Каким образом установка батарей отопления под окном помогает выравниванию температур в комнате в зимнее время? Ответ поясните, используя физические закономерности.

20. При коротком замыкании выводов гальванического элемента сила тока в цепи равна 2 А. При подключении к выводам гальванического элемента электрической лампы электрическим сопротивлением 3 Ом сила тока в цепи равна 0,5 А. По результатам этих экспериментов определите внутреннее сопротивление гальванического элемента.

Пробная работа по физике 11 класс.

Вариант 2

1. Точечное тело дви жется вдоль оси Оx . В начальный момент времени тело находилось в точке с координатой x = 5 м. На рисунке изображена зависимость проекции скорости V x этого тела от времени t . Чему равна координата этого тела в момент времени t = 4 с? (Ответ дайте в метрах.)

2.На рисунке представлены три вектора сил, приложен ных к одной точке и лежащих в одной плоскости.

Модуль вектора силы F 1 равен 5 Н. Чему равен модуль равнодействующей векторов F 1 , F 2 и F 3 ? (Ответ дайте в ньютонах.)

3. Два тела движутся по взаимно перпен дикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке. Модуль импульса первого тела равен , а второго тела равен . Чему равен модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого удара? (Ответ дайте в кг·м/с.)

4 . В широкую U-образную трубку с вертикальными прямыми коленами налиты неизвестная жидкость плотностью , и вода плотностью (см. рисунок). На рисунке , , . Какова плотность жидкости ? (Ответ дайте в кг/м 3 .)

5. На рисунке представлен схематичный вид графика изменения кинетической энергии тела с течением времени. Выберите два верных утверждения, описывающих движение в соответствии с данным графиком.

1) В процессе наблюдения кинетическая энергия тела все время увеличивалась.

2) В конце наблюдения кинетическая энергия тела становится равной нулю.

3) Тело брошено под углом к горизонту с балкона и упало на землю.

4) Тело брошено под углом к горизонту с поверхности земли и упало обратно на землю.

5) Тело брошено вертикально вверх с балкона и упало на землю.

6. Массивный груз, подвешенный к потолку на пружине, совершает вертикальные свободные колебания. Пружина всё время остаётся растянутой. Как изменяются кинетическая энергия груза и его потенциальная энергия в поле тяжести, когда груз движется вниз от положения равновесия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Потенциальная энергия груза

7. С помощью системы невесомых блоков на невесомых и нерастяжимых нитях уравновешены два груза (см. рисунок). Модуль силы натяжения участка нити AB равен T . Установите соответствие между модулями сил натяжения и участками нитей.

МОДУЛИ СИЛ НАТЯЖЕНИЯ

А) DC

Б) EF

1) T

2) 2T

3) 4T

4) 8T

8. В результате охлаждения одноатомного идеального газа его давление уменьшилось в 4 раза, а концентрация молекул газа не изменилась. Чему равно отношение конечной средней кинетической энергии теплового движения молекул газа к начальной?

9. Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 3? (Ответ дайте в кДж.)

10. К источнику тока с ЭДС 2 В подключен конденсатор емкостью 1 мкФ. Какую работу совершил источник при зарядке конденсатора? (Ответ дайте в мкДж.)

11. На рисунке изображена зависимость давления p насыщенного водяного пара от температуры T . Точкой A на этом графике обозначено состояние пара, находящегося в закрытом сосуде. Чему равна относительная влажность воздуха (в процентах) в этом сосуде? Ответ округлите до целого числа.

12 . Протон p , влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость , перпендикулярно вектору индукции B магнитного поля, направленному вертикально.Куда направлена действующая на протон сила Лоренца F ?

1) от наблюдателя

2) к наблюдателю

3) горизонтально вправо

4) вертикально вниз

13. Число витков в первичной обмотке трансформатора в 2 раза больше числа витков в его вторичной обмотке. Какова амплитуда колебаний напряжения на концах вторичной обмотки трансформатора в режиме холостого хода при амплитуде колебаний напряжения на концах первичной обмотки 50 В? (Ответ дать в вольтах.)

14. Брусок тащат по горизонтальной поверхности, прикладывая к нему горизонтально направленную силу. Коэффициент трения бруска о поверхность равен 0,5. На графике приведена зависимость силы сухого трения, действующей на брусок, от пройденного пути . Чему равна масса бруска? Ответ выразите в кг с точностью до десятых.

15. Снаряд массой 2 кг, летящий с некоторой скоростью, разрывается на два осколка. Первый осколок массой 1 кг летит под углом 90° к первоначальному направлению со скоростью 300 м/с. Скорость второго осколка равна 500 м/с. Найти скорость снаряда. Ответ приведите в м/с.

16 . Участок цепи, схема которого изображена на рисунке, состоит из трёх резисторов. Сопротивление резистора R 2 , в 2 раза больше сопротивления резистора R 1 , а сопротивление резистора R 3 в 2 раза больше сопротивления резистора R 2 . Общее сопротивление этого участка цепи равно 4 Ом. Чему равно сопротивление резистора R 1 ? Ответ приведите в Ом.

17 . В цилиндре объёмом V = 9 л под поршнем находится воздух с относительной влажностью r = 80% при комнатной температуре T = 293 К под давлением р = 1 атм. Воздух сжимают до объема V /3, поддерживая его температуру постоянной. Какая масса m воды сконденсируется к концу процесса сжатия? Давление насыщенного пара воды при данной температуре равно р н = 17,5 мм рт. ст.

18. Если между контактами 1 и 2 схемы, изображённой на рисунке, включить источник напряжения с ЭДС 50 В и малым внутренним сопротивлением, то идеальный вольтметр, подключённый к контактам 3 и 4, показывает напряжение 20 В, а идеальный амперметр - силу тока, равную 1 А. Если теперь поменять местами источник и вольтметр, то он показывает напряжение 14 В. Какой ток показывает теперь амперметр?

19. На рисунке изображён процесс 1-2-3-4-5, проводимый над 1 молем идеального одноатомного газа. Вдоль оси абсцисс отложена абсолютная температура Т газа, а вдоль оси ординат - количество теплоты Q полученное или отданное газом на соответствующем участке процесса. После прихода в конечную точку 5 весь процесс циклически повторяется с теми же параметрами изменения величин, отложенных на осях. Найдите КПД этого цикла.

20. Через однородный медный цилиндрический проводник длиной 40 м пропускают постоянный электрический ток. Определите разность потенциалов, если за 15 с проводник нагрелся на 16 К. Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь. (Плотность меди 8900 кг/м 3 , удельное сопротивление 1.7 x 10 -8 Ом∙м, удельная теплоёмкость 385 Дж/кг∙К.)