Жизнеобеспечение человека. Питание человека через дыхание

История разработки искусственных органов жизнеобеспечения насчитывает несколько десятилетий.

1925 - год, от которого можно отсчитывать историю систем искусственного жизнеобеспечения: С. Брюхоненко и С. Чечулин (СССР) конструируют первый стационарный аппарат, способный заменить сердце . В следующем году публике было продемонстрировано, что голова собаки, отделённая от туловища, но подключенная к донорским лёгким и новому аппарату, способна сохранять жизнеспособность в течение нескольких часов, оставаясь в сознании и даже употребляя пищу (рис. справа).

1936
. С. Брюхоненко (СССР) разрабатывает первый в мире оксигенатор , способный заменить функцию лёгких. С этого момента существует теоретическая возможность поддерживать полный цикл жизнеобеспечения отделённых голов животных до нескольких суток (пока не потребуется гемодиализ), однако на практике этого достичь не удаётся. Выявляется множество недостатков оборудования : разрушение эритроцитов, наполнение крови пузырьками, тромбы, высокий риск заражения. По этой причине, первое применение аналогичных аппаратов на человеке затягивается ещё на 17 лет.

1937
. В. Демихов (СССР) кустарно изготавливает первый экспериментальный образец небольшого имплантируемого сердца и испытывает его на собаке. Но низкие технические характеристики нового прибора позволяют непрерывно использовать его в течение лишь полутора часов, после чего собака погибает

1943
. В. Кольфф (Нидерланды) разрабатывает первый аппарат гемодиализа - искусственную почку. Через год он уже применяет аппарат во врачебной практике, в течение 11 часов поддерживая жизнь пациентки с крайней степенью почечной недостаточности.

1953
. Дж. Гиббон (США) при операции на человеческом сердце впервые успешно применяет искусственные стационарные сердце и лёгкие (в англоязычной литературе называемые "cardiopulmonary bypass "). Начиная с этого времени, стационарные аппараты искусственного кровообращения становятся неотъемлемой частью кардиохирургии.


1963
. Р. Вайт (США) в течение примерно 3 суток поддерживает жизнеспособность отдельного мозга обезьяны . Будучи выдающимся достижением, данный эксперимент одновременно выявляет и ряд проблем. Во-первых, в нём на практике проявляется проблема сенсорной депривации: не будучи подключённым к искусственным органам чувств и моторным устройствам, мозг является, по сути, вещью в себе. Проблематичным оказывается детектирование даже его жизнеспособности, не говоря о сознании. Во-вторых, этот и некоторые другие эксперименты вызывают волну протестов защитников прав животных, вместо ожидаемой поддержки принося исследователю негативный имидж. В-третьих, трёхдневный рекорд отчётливо показывает довольно низкую скорость развития приборов. В целом, аппараты искусственного кровообращения в 1960-х годах концептуально сохраняют примерно те же недостатки , что и первые приборы 1920-1930 годов.

1969 . Д. Лиотта и Д. Кули (США) впервые испытывают в теле человека имплантируемое искусственное сердце . Сердце поддерживает жизнь пациента в течение 64 часов в ожидании человеческого трансплантанта. Но вскоре после трансплантации пациент погибает (от факторов, по-видимому, не связанных с предшествующей работой устройства)

1970-1990 -е годы. Происходит постепенное повышение технических характеристик перечисленных приборов. В частности, время жизни пациентов на почечном диализе становится практически неограниченным (хотя и остаётся сопряжённым с большим неудобством и риском). Впечатляет и рост времён жизни людей и экспериментальных животных с искусственным сердцем (см. график, составленный по материалам вышеупомянутых источников, а также статьи 1961 года). Одним из ведущих разработчиков имплантируемого сердца является уже упомянутый нами В. Кольфф (в центре на рис. справа). Появляются мембранные оксигенаторы , устраняющие ряд проблем прибора С. Брюхоненко. Вместе с тем, эксперименты по обеспечению жизни изолированных мозгов и голов животных в этот период практически свёрнуты.

200 7 . Поставлен рекорд продолжительности жизни пациента с полностью искусственными (но стационарными) лёгкими: .

2008 . Врачи впервые в истории поддерживают жизнедеятельность пациента с одновременным искусственным восполнением функции сердца и лёгких в течение 16 дней (в ожидании донорского сердца). В том же году учёные Калифорнийского университета заявляют о выпуске первого в мире образца портативной искусственной почки . Помимо этих результатов, в 2008 году происходят знаковые события в области разработки и других искусственных органов и частей тела. Так, компанией Touch Bionics был создан революционный высокореалистичный протез руки . В том же году происходит невиданный ранее инцидент: спортсмен Оскар Писториус, использующий ножные протезы от компании Ossur , отстранён от участия в Олимпийских играх из-за их "нечестных" беговых возможностей

2010 . В Калифорнийском университете разработана первая имплантируемая бионическая почка , пока что не доведённая до серийного производства (нижний рисунок в посте)

Пища – основной источник энергии и «строительного материала» для нашего тела. Кишечник является своеобразной «фабрикой» по производству питательных веществ , а благодаря процессу пищеварения и работе системы кровоснабжения эти вещества переносятся в каждую клетку тела. Обеспечение питательными веществами зависит от скорости метаболизма (переваривания), но «фабрика» не может эффективно работать без качественного сырья. Поэтому, ЕСЛИ ПОВСЕДНЕВНЫЙ РАЦИОН НЕ ОТВЕЧАЕТ ИСТИННЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА, СТРАДАТЬ МОГУТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ГРУППЫ ОРГАНОВ. Наше , а также от того, как мы ее потребляем.

Пищеварение влияет на наши настроение и состояние духа, так как жизненно важные органы находятся в прямой зависимости от химического климата в организме. И наоборот, сознание и эмоции влияют на пищеварение и гастрономические привязанности. Желудочный сок расщепляет пищу по мере ее продвижения через желудок в тонкий кишечник. Из тонкого кишечника питательные вещества поступают в кровь, а затем через воротную вену – в печень. Китайцы называют печень «генералом армии». Этот орган управляет системой снабжения организма питательными веществами, накапливаетглюкозу и другие соединения, а затем высвобождает их по мере необходимости через печеночную вену.

В печени образуются красные кровяные тельца, нетоксичные соединения и химические вещества, происходят расщепление избытка белка и вывод из организма адреналина. Восточная философия рассматривает печень как орган, привносящий в тело гармонию и гасящий эмоции.

В своих трудах профессор Залманов описывал удивительную работоспособность печени: она способна нормально функционировать в течении 300 лет. Современный человек способен угробить ее в течении 40-50 лет. Он постоянно вводит в свой организм избыточное количество одних веществ и создает дефицит других. За этим стоит переедание, перепивание, чрезмерная увлеченность одними продуктами или допингами других (сигареты, кофе).

Анорексия (отсутствие аппетита), ожирение, употребление некачественных продуктов быстрого приготовления и алкоголя являются прямым тому доказательством. Известно, что в состоянии беспокойства пищеварение нарушается. Мы часто ассоциируем аппетит с эмоциональными потрясениями. «Мне это не по зубам» или: «Я вряд ли смогу это переварить» — говорим мы, оказавшись в сложной жизненной ситуации, и напрочь забываем, что мысли материальны.

На Востоке пища считается основным источником праны, или энергии ЦИ. В «естественной», не загрязненной пище эта энергия присутствует в своей самой сильной форме. Свежие, полноценные продукты дают жизненную энергию телу, разуму и духу. На этом постулате основаны диеты в йоге, макробиотике и натуропатии.

Всегда с Вами — Людмила Енеровская

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

Составила учитель ОБЖ МАОУ «СОШ п. Витим» Михайлова Е.О.

Тема: Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество. Цели урока: Актуализировать знания о важности жизнеобеспечения человека в природных условиях. Научить выбирать необходимое снаряжение при подготовке к походу. Задачи урока: Образовательные. Познакомить учащихся с видами снаряжения и имуществом туриста. Развивающие . Развивать умение правильно комплектовать и укладывать необходимое снаряжение Воспитательные. Воспитывать собранность, ответственность. Тип урока: комбинированный Оборудование: 1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов 2.Проектор, презентация по теме урока 3. Рабочая тетрадь 4. Рюкзак с набором вещей для укладки (2 комплекта) 5. Секундомер 6. Карточки с изображением туристического снаряжения 7. Памятки «Личное снаряжение туриста» План урока:

На доске: Число, месяц. Тема урока «Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество». Ход урока: I .Организационный момент Нас с утра зовет звонок, Начинается урок. И мы отправимся вперед, Вещи собирать в ……………. (поход). С ребятами старших классов мы неоднократно ходили в походы. И сейчас я покажу вам несколько фотографии из этих походов. (слайды, 2-11) . И чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, туристу необходимо правильно собрать снаряжение. Из этого я определяю цель нашего урока: познакомиться с видами и способами жизнеобеспечения человека в походных условиях

II . Объяснение нового материала.

    Введение в тему урока.
Человеку в обычных жизненных условиях требуется много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счет перейдет за сотню. А отправляясь в поход, мы должны позаботиться о своем жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придется пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придется нести самим. Таким образом, мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.
    Иллюстрированный рассказ учителя.
Все снаряжение делится на личное, групповое и специальное (слайд 13) . Личное снаряжение , которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, всем, кто часто бывает на природе. К личному снаряжению относятся 1)предметы индивидуального пользования – рюкзак (слайд 14) , очень важно подобрать рюкзак. Он должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице и не свисать ниже ее. Достигается это подбором рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак. Об этом мы поговорим позже. 2) кружка, миска, ложка, нож (слайд 15) . Эти принадлежности должны быть легкими, например из пластика, нож – складной. 3)Туалетные принадлежности (слайд 16). Поход – не повод зарастать грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности складывают в мешочек и помещают в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно найти.
5) Спальные принадлежности (слайд 17). К спальным принадлежностям, прежде всего, относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца. Любой спальник носится в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик-подстилку, как правило, из синтетических материалов. На нем можно сидеть у костра, укрываться от дождя. 6) Носильные вещи (слайд 18) . Очень важно обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной, чтобы не прокусил комар. Одежда из брезента промокает, но хорошо сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном. Для прохладного времени надо иметь теплую шерстяную одежду: свитер, рейтузы, вязаную шапочку. В теплое время года – купальные принадлежности. Обязательно наличие легкого головного убора, защищающего от солнца, с козырьком. На ноги одевают две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью (слайд 19) являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше. Чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и легкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам. 7) Медикаменты (слайд 20) , лично необходимые.

Групповое снаряжение готовится всеми и распределяется замом по хозяйству поровну между всеми участниками похода.

    Палатки (слайд 21) из расчета 1-2 на человека + одна складская. Несмотря на то, что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами или полиэтиленовой пленкой от дождя. Топоры, пилы, лопатки (слайд 22) (по 1 на группу 4-6 человек), которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия Костровые принадлежности (слайд 23) – складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования ее высоты над огнем. Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой. К кухонному хозяйству (слайд 24) относятся котелки, не менее трех, ножи, половники, разделочные доски, спички в водонепроницаемой упаковке, столовая клеенка. В специальный ремонтный набор (слайд 25) включают (иглы, нитки, клей, проволока, английские булавки… То есть все, что может понадобиться для ремонта в пути. А что бы вы добавили к этому списку? К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка (слайд 26) , с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала. Аптечка находится у руководителя группы. (слайд 27) Группе нельзя обойтись без компаса, карты и других важных предметов
В зависимости от специфики предстоящей деятельности или если в походе предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное (слайд 28) личное и групповое снаряжение – спасательные жилеты, веревки, ледорубы и др.
    Практикум по укладке рюкзака.
- На соревнованиях «Школы выживания» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умения укладки рюкзака. Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака: (слайд 29)
    В правильно уложенном рюкзаке тяжелые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху. Предметы первой необходимости (ремонтный набор) в карманах рюкзака, чтобы их можно легко и быстро достать (показ учителя) Надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились и не испортились. Уложенные вещи не должны греметь, смещаться по рюкзаку. (показ учителя) Не желательно подвешивать на рюкзак сзади различные предметы (ухудшает центр тяжести, цепляется за ветки). Острые, колющие предметы поместить в чехлы или обложить частями одежды. Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести, не мешал при ходьбе. (слайд 30)
- Из всего сказанного выводим Правило укладки рюкзака: тяжелое – вниз, мягкое - к спине, объемное - наверх, предметы первой необходимости - в карманы (записать в тетрадь). - Я предлагаю желающим продемонстрировать укладку рюкзака из приготовленного снаряжения. (Несколько человек на скорость укладывают рюкзак и одевают его на плечи. Время выполнения задания фиксирует учитель.)
    Проверочный этап.
1) Какие виды снаряжения вы узнали? 2) Перед вами набор карточек. Разложите их на 3 группы по видам снаряжения 3) что использовали для подвески котла между деревьями (стр. 111, рис 32), к какой группе снаряжения это относится? 4) (стр. 111, рис 32) для чего у последних четырех крючков такие длинные «хвосты» 4) что вы сделаете, если лямки рюкзака режут вам плечи? 5. Обобщить результаты изучения материала и работы отдельных учащихся. 1. Повторить выводы урока: - снаряжение туриста делится на 3 группы. Какие? - чтобы многодневный поход состоялся, а турист чувствовал себя комфортно, защищено, необходимо … ( правильно собрать снаряжение) - вспомните правило укладки рюкзака (тяжелое – вниз, мягкое - к спине, объемное - наверх, предметы первой необходимости - в карманы) - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Дети пишут отзывы об уроке на карточках с изображением с изображением туристического снаряжения) 2. Выставить оценки. 6 . - На память об уроке я хочу подарить вам памятки с перечнем личного снаряжения туриста. Дома вы отработаете ее содержание для успешной реализации при сборах в будущие походы. Желаю вам удачных походов, счастливых путешествий.

Урок 24

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ИМУЩЕСТВО

Предмет: ОБЖ.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами и способами жизнеобеспечения человека, снаряжением и имуществом туриста; воспитывать собранность.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, рюкзак с набором вещей для укладки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросу:

− Как, на ваш взгляд, можно определить расстояние до недоступного объекта, его высоту и ширину?

Ученики приводят примеры, учитель оценивает их ответы.

III. Изучение новой темы.

1. Введение в тему урока.

Для нормального жизнеобеспечения человеку в обычных условиях требуется очень много вещей. Попробуйте подсчитать их количество, и очень скоро ваш счёт перейдёт за сотню. А отправляясь в поход, мы также должны позаботиться о своё жизнеобеспечении в полевых условиях. Конечно, многими привычными предметами домашнего обихода придётся пожертвовать. Делается это для облегчения веса поклажи, которую вам придётся нести самим. Таким образом, мы будем выбирать для похода вещи, имеющие многофункциональную нагрузку.

2. Иллюстрированный рассказ учителя.

Всё снаряжение делится на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение, которое пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам – всем, кто часто бывает на природе.

1) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) – эти принадлежности должны быть лёгкими, например, из пластика, нож – складной. Все они должны быть упакованы в отдельный мешочек.

2) Подстилка – сидеть у костра, лежать на ней в палатке, укрываться от дождя.

3) Спички – завёрнуты в полиэтиленовый пакет.

4) Туалетная бумага, можно использовать для разжигания костра.

5) Туалетные принадлежности – мыло, зубная паста, щётка, полотенце.

Поход – не повод для зарастания грязью, да и с гигиеной важно дружить всегда и везде. Эти принадлежности тоже сложены в мешочек и покоятся в кармашке рюкзака, чтобы их быстро можно было найти.

6) Спальник.

7) Свеча или фонарик для вечернего укладывания, дежурства у костра, встречи с «Чёрным альпинистом ».

8) Купальные принадлежности в тёплое время года.

9) Запас продуктов: картошка варёная и сырая, яйца варёные, хлеб (порезанный), огурцы, помидоры, сыр, колбаса, банка консервов, соль, сахар – по необходимости, морковка, лапша, зелень и т. д. с учётом вкладывания всего этого в общее пользование.

10) Ремонтный набор (иглы, нитки, клей, проволока, молоток, гвозди, пассатижи, куски резины, тряпок, скотч и др.).

11) Медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочного материала.

Специальное снаряжение.

В случае если предусматривается преодоление водной, горной или иной преграды, к перечисленному добавляется специальное личное и групповое снаряжение: спасательные жилеты, верёвки, репшнуры, накомарники, ледорубы и т. п.

3. Практикум по укладке рюкзака.

На соревнованиях «Школы безопасности» у участников проверяется наличие личного снаряжения и умение укладки рюкзака.

Что нужно предусмотреть для правильной укладки рюкзака:

− Рюкзак уложить нужно так, чтобы он плотно прилегал к спине туриста, не болтался, не отвешивался назад, не давил на плечи, имел низкий центр тяжести, не мешал при ходьбе.

− В правильно уложенном рюкзаке тяжёлые вещи помещаются внизу, со смещением от центра к спине, хрупкие вещи, обложенные чем-либо мягким, наверху, а предметы первой необходимости так, чтобы их можно было быстро и легко достать (в карманах, сверху рюкзака, в закрепляющих ремнях).

− Также надо предусмотреть, чтобы после падения туриста вещи в рюкзаке не повредились, не испортились.

− Рюкзак надо упаковывать с максимальной компактностью и удобством, чтобы уложенные вещи не гремели, не смещались.

− Желательно все вещи в рюкзаке держать в чехлах или пакетах. Спички необходимо поместить в середину рюкзака.

− Острые, колющие предметы необходимо поместить в чехлы или обложить их частями одежды.

Учитель предлагает нескольким ученикам продемонстрировать укладку рюкзака из заранее приготовленного снаряжения. Кроме того, в комплекте предметов должны быть и те, которые учащиеся не должны брать в рюкзак.

IV. Материал учебника.

Известно, что жизнеобеспечение человека в первую очередь зависит от имеющегося у него снаряжения, имущества, запасов продуктов, а также навыков по оборудованию бивака или подготовки укрытия.

Необходимое снаряжение и имущество

Всё снаряжение можно для удобства разделить на личное, групповое и специальное. Полный и обязательный перечень его указывается в Положении о соревнованиях.

К личному снаряжению относятся носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности, а также некоторые предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка, рюкзак) – всё то, без чего не обойтись лично каждому человеку.

Прежде всего необходимо обратить внимание на одежду и обувь. Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, в то же время плотной (чтобы не прокусил комар). Наиболее удобны рубаха-ковбойка, штормовой костюм из брезента , который промокает, но быстро сохнет. На случай дождя обязательна плащ-накидка с капюшоном, закрывающая человека вместе с рюкзаком. Для прохладного времени надо иметь тёплую шерстяную одежду: свитер и рейтузы, вязаную шапочку. Обязательно наличие лёгкого головного убора , защищающего от солнца, с большим козырьком. На ноги следует надеть две пары носков – шерстяные и хлопчатобумажные, в любой последовательности. Лучшей обувью являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно с рифлёной подошвой. Обычно их берут на 1-2 размера больше, чтобы можно было вложить толстую войлочную стельку и надеть толстый носок. Желательно иметь и лёгкую сменную обувь, в которой ходят в биваке, давая отдыхать ногам.

Очень важно подобрать рюкзак. Рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице, не свисать ниже её. Достигается это путём выбора рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок. Важно правильно уложить рюкзак: тяжёлое – вниз, мягкое – к спине, объёмное наверх, предметы первой необходимости – в карманы.

К спальным принадлежностям прежде всего относится спальный мешок. Он должен быть чуть длиннее его владельца . Любой спальник нужно всегда носить в непромокаемом чехле. Чтобы изолировать тело от холодной земли, под спальник кладут коврик, размером 40 х 100 см (от плеч до ног), как правило, из синтетических материалов.

Групповое снаряжение составляют палатки, топоры, посуда для варки пищи, карты, компасы и ряд других предметов коллективного пользования – всё, без чего нельзя обойтись группе.

Из палаток наиболее распространены двускатные палатки в форме домика (рис. 35) с набором стоек и колышков, которые, как и палатка, убираются в чехол из плотной ткани. Несмотря на то что палатки сделаны из непромокаемой ткани, их следует покрывать специальными тентами. В каждую палатку необходим фонарик.

К костровым принадлежностям относят тросик для подвески вёдер между деревьями, складные таганки, треноги, разборные очаги, крючки и цепочки для подвески посуды и регулирования её высоты над огнём (рис. 36). Необходимы также рукавицы, без которых невозможно работать у костра, мешалка с длинной ручкой, тент-кухня. Наиболее удобны для варки и переноски пищи так называемые каны – комплекты из 2-3 вёдер.

Следует помнить, что при приготовлении пищи на костре недопустимо пользоваться оцинкованной посудой.

К кухонным принадлежностям относятся клеёнки, разделочные доски, ножи, половник, консервные ножи, спички в водонепроницаемой упаковке.

В состав группового снаряжения (на группу 4-6 человек) обязательно входит 1 топор, 1 пила, 1 лопатка, которые должны иметь чехлы с плотной прокладкой у острия. К групповому снаряжению относится и медицинская аптечка и специальный ремонтный набор, который должен включать: эластичную резиновую ленту, несколько английских булавок, обычные и толстые иглы, шило, запасные пуговицы, нитки, шнуры, плоскогубцы, кусочки кожи, клей БФ, изоляционную ленту, проволоку и т. д. – всё, что может понадобиться для ремонта в пути.

В зависимости от специфики предстоящей деятельности укомплектовывается специальное снаряжение, в состав которого включаются предметы как личного, так и коллективного пользования: спасательные жилеты, верёвки, репшнуры, ледорубы, накомарники, специальное альпинистское снаряжение. Подробнее комплект специального снаряжения рассмотрен в §21.1.

При проведении соревнований «Школа безопасности» у участников обычно проверяется наличие снаряжения и укладка рюкзака. За неправильное расположение вещей в рюкзаке, наличие ненужного или отсутствие необходимого снаряжения команда штрафуется.

Вопросы

1) Какие приспособления и элементы снаряжения должны присутствовать в перечне снаряжения группы (человека)?

2) Какова последовательность укладки снаряжения в рюкзак?

V. Итог урока.

− Изучив тему сегодняшнего урока, какие советы и рекомендации по комплектованию походного снаряжения вы могли бы дать?

Домашнее задание: составить памятку: какова последовательность укладки вещей в рюкзак?

Перед началом работы на данном виде проводится жеребьевка, по результатам которой между участниками команды распределяются задания (практические и теоретические). За каждое правильно выполненное задание, участник получает определенное количество баллов. Результат команды - сумма баллов, набранных за выполненные задания всеми участниками команды. Команда-победитель в виде «Жизнеобеспечение человека» определяется по наибольшему количеству баллов.

Возможные задания:

1. Международная кодовая таблица сигналов оповещения «Земля-воздух».

Капитан вытягивает карточку (задание) с обозначением одного из сигналов Международной кодовой таблицы «Земля-воздух». Команде необходимо выложить полученное задание-сигнал своими телами и, имеющимся в наличии (у команды), снаряжением.

2. Передача письменного сообщения без использования предназначенных для этого материалов.

Сообщение должно быть читаемо.

3. Измерение расстояния по карте.

Измерить маршрут, обозначенный на карте и вычислить расстояние в километрах (с учетом масштаба). Допустимая погрешность составляет ± 5%.

4. Определение азимута по карте.

На карте даны три азимута, необходимо определить их числовое значение. Допустимая погрешность составляет ± 3о.

5. Определение названия растений (ядовитых и неядовитых).

На карточке изображены растения, необходимо определить к какой группе они относятся (ядовитые, неядовитые). Участник получает дополнительные баллы, определив названия растений.

6. Определение названия грибов (съедобных и ядовитых).

На карточке изображены грибы, необходимо определить к какой группе они относятся (съедобные, ядовитые). Участник получает дополнительные баллы, определив названия грибов.

7. Построение маршрута по заданным азимутам и расстояниям.

На бланке дана исходная точка - начало маршрута, азимуты и расстояния. Построить маршрут движения, учитывая масштаб, расстояние и азимут. Определить азимут из конечной точки маршрута на исходную. Допустимая погрешность составляет ±10о.

8. Определение местонахождения пострадавшего.

На карте обозначены три точки с номерами и три азимута к каждой из этих точек. Необходимо определить местонахождение «пострадавшего». Допустимая погрешность составляет 100м (М 1:10 000).

9. Тест по «ПДД».

10. Сигналы бедствия.

В карточке представлены сигналы бедствия и варианты ответов, необходимо к каждому сигналу найти правильный вариант ответа.

11.Определение топографических знаков.

В карточке представлены знаки и варианты ответов, необходимо к каждому знаку найти правильный вариант ответа.

12. Определение азимута на объект.


Участник, из указанного судьей места, определяет 3 азимута на призмы, и результат вписывает в контрольную карточку. Допустимая погрешность составляет ± 3°.

13. Знание телефонов экстренных служб.

В карточке даны названия экстренных служб, участнику необходимо ВПИСАТЬ соответствующие каждой службе номера, при вызове их с МОБИЛЬНОГО телефона.

14. Укладка различных типов костров.

Участнику дается карточка с несколькими видами костров и варианты ответов, необходимо к каждому виду костра определить правильный вариант ответа.

15. Тест на применение огнетушащих средств.

Задание выполняется в виде теста.

16. Тест по ОБЖ (АХОВ).

Задание выполняется в виде теста.

17. Тест по оказанию первой помощи.

Задание выполняется в виде теста.

18. Семафорная азбука и определение объекта по азимуту.

Участнику необходимо прочитать и записать, составленные с помощью семафорной азбуки, слова. Каждому правильно записанному слову соответствует числовое значение в градусах (азимут). Участник, из указанного судьей места, определяет, по полученным азимутам, номер объекта (номер призмы), результат вписывает в контрольную карточку.